Подсветка углов в квартире. Как правильно сделать освещение в комнате? Стеклоблоки в интерьере квартиры с подсветкой

25.06.2019

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Комфортное проживание в доме возможно лишь при грамотно спроектированном освещении и правильно рассчитанной освещенности для каждого конкретного помещения. Причем заниматься проектированием электрики лучше до начала ремонтных работ, поскольку это существенно сэкономит вам средства и время. Для начала нужно продумать световой сценарий для всей квартиры (дома) и для каждого помещения в отдельности.

Световой сценарий – это план расположения всех осветительных приборов, объединение их по группам, план расположения выключателей и переключателей для всех групп светильников с учетом открывания дверей и расстановки мебели. Светильники с переключателями (несколько выключателей на одну группу светильников в разных комнатах) и светильники с регуляторами мощности требуют отдельного обозначения на плане, поскольку их монтаж требует от электрика дополнительных манипуляций.

Что бы добиться хорошего результата при самостоятельном проектировании освещения в квартире нужно учитывать несколько важных факторов.

  • Правильное освещение не должно создавать резких переходов от тени к свету, яркого блеска поверхностей или бликов – все это вредно для зрения и утомительно для психики.
  • Подбирайте интенсивность освещения в зависимости от цвета отделки, потому что разные цвета по-разному отражают свет. Так темные и матовые поверхности большой площади поглощают свет, а светлые и глянцевые отражают, увеличивая освещенность.
  • Соблюдайте нормативные значения оптимальной освещенности для различных типов помещений. Подробно
  • Учитывать функциональность освещения и особенности человеческой деятельности, осуществляемой в различных помещениях.

Особенности проектирования освещения в прихожей

Для прихожей, как правило, характерны небольшие размеры и недостаточность или полное отсутствие естественного освещения. Желательно, чтобы настенные и потолочные светильники имели закрытую форму, что бы лампочка оставалась невидимой из любой точки помещения или имела матовое напыление.

Плафоны для бра лучше выбирать непрозрачные, так как с близкого расстояния лампы могут ослеплять. Эти правила справедливы для любых помещений маленькой площади.

Отдельно в прихожей стоит подсветить вешалку и зону у зеркала. Если помещение квадратное или близко к квадрату, то будет достаточно центрального потолочного светильника с несколькими плафонами, возможность направлять плафон в нужную сторону позволит подсветить нужную зону прихожей.

Освещение в прихожей и коридоре

Для освещения вытянутого помещения лучше использовать несколько бра, расположенных в его разных концах или несколько равномерно распределенных по потолку светильников. Для коридоров и прихожих обычно достаточно 50-100 люкс.

Проектирование освещения в гостиной

Гостиная – это комната, выполняющая несколько функций: здесь принимают гостей, смотрят телевизор, общаются, читают. Главный секрет хорошего освещения – для каждой функции свой светильник. Это значит, что в гостиной нужно создать несколько островков света на разных уровнях, хорошо, если их яркость можно регулировать, главное, чтобы светильники были выполнены в едином стиле и соответствовали общей идее декорирования интерьера.

Вблизи диванов и кресел имеет смысл расположить торшеры или бра, создающими рассеянный свет. Архитектурные и декоративные элементы интерьера – колонны, арки, открытая кирпичная кладка – будут выглядеть эффектно, если их подсветить точечными напольными или потолочными светильниками.

Многоуровневые потолки с подсветкой позволят выделить отдельные зоны и создадут световые акценты. Именно в гостиной оригинальные варианты освещения, подчеркивающие общий стиль интерьера будут очень уместны. Подробнее о освещении и расположении розеток в гостиной читайте .

Проектирование освещения в спальне

В спальне желательно сделать многоуровневое освещение – общий верхний свет и местные подсветки. При проектировании учтите, что у каждого спального места должен быть отдельный светильник. Это может быть лампа на ночном столике с приглушенным светом или настенное бра над кроватью. Основное условие при этом – свет должен быть достаточным для чтения, но при этом не нарушать покой соседей по спальне.

Если платяные шкафы находятся в спальне, они должны быть хорошо освещены, идеально подойдут для этого встроенные точечные светильники. У туалетного столика должна быть своя подсветка, как правило, это настольная лампа или два бра с двух сторон от зеркала. Подробнее о освещении и расположении розеток вспальне читайте

Проектирование освещения в кабинете

В кабинете необходимо сочетать местное освещение с общим. Это связано с тем, что утомление зрения и снижение работоспособности наступает тем быстрее, чем ниже освещенность (что часто происходит при использовании только общего освещения) и чем больше разница яркости рабочей поверхности и окружающих предметов (при местном освещении).

Освещение в кабинете

При проектировании освещения в кабинете необходимо помнить, что к местному освещению предъявляются дополнительные требования: свет на рабочую поверхность должен падать слева (для правши) и быть рассеянным, для этого абажуры настольных ламп делаются из светорассеивающих материалов. Следовательно, идеальный световой сценарий для кабинета: общий светильник, не дающий теней, и дополнительная лампа у рабочего места с регулируемым световым потоком на гибкой штанге или шарнирах. При работе за компьютером так же рекомендуется равномерное общее освещение комнаты и рассеянное освещение стола. Такой свет не должен слепить и давать бликов на экране монитора.

Правильное рабочее освещение кабинета предполагает монотонность и равномерность, а необычные и оригинальные световые решения здесь приносятся в жертву удобной работе. Про проектирование домашнего кабинета читайте .

Проектирование освещения в кухне и столовой

В кухне действуют те же правила, что и для кабинета – ведь это тоже рабочее место. Рассеянный, не ослепляющий общий свет дополняется встроенными над рабочими поверхностями столов точечными светильниками, лентовидными люминесцентными или светодиодными лампами.

Правильное освещение в кухне

Обеденная зона, независимо от местонахождения, будь то кухня, гостиная или столовая – место встречи всей семьи. Освещение обеденного стола должно быть мягким, уютным. Подвесной светильник над столом в теплых тонах (или несколько, если стол большой) создаст необходимую атмосферу домашнего комфорта и покоя. Про самостоятельное проектирование кухни написано .

Освещение в кухне и столовой

Освещение в ванной комнате

В ванной необходимо освещение двух типов: общее с рассеянным светом и направленное для подсветки у зеркала. Общее освещение может давать потолочный матовый плафон или равномерно распределенные встроенные влагозащитные точечные светильники. У зеркала можно разместить влагозащитные бра или купить зеркало со встроенной косметической подсветкой.

Ни одна квартира не обходится без света и почти любую можно преобразить, использовав те или иные схемы освещения. Как сделать так, чтобы при искусственном свете квартира выглядела не менее выигрышно, чем при дневном, рассказывает Дмитрий Борисов, основатель онлайн-платформы заказа дизайн-проектов Rerooms.ru

Сколько нужно света?

Существуют нормы освещенности, предполагающие, что в помещениях, где необходим яркий свет (кухня, ванная, детская), нужно обеспечить как минимум 20 Вт/м², в помещениях со средним уровнем света (гостиная, кабинет, коридор) - 15-18 Вт/м², в помещениях с приглушенным светом (спальня) - не менее 10-12 Вт/м². Этот расчет более привычен, так как применим к лампам накаливания. Но пользоваться этими показателями можно лишь для ориентира, так как на итоговый результат также влияют цветовая палитра и вид отделки помещений, высота потолков (чем они выше, тем больше нужно света), высота размещения светильников, тип ламп, степень их теплоты.

Размещение: как надо и как нет



Популярная ошибка ремонтов, которая хоть и очень медленно, но все же уходит в прошлое - единственный светильник по центру потолка. Такой свет образует много теней и светит в пустоту - ведь в центре комнаты, как правило, ничего не располагается.

Планирование освещения должно начинаться с общего планировочного решения, расстановки мебели, только после этого намечается размещение светильников, розеток, выключателей. Представьте свою жизнь в квартире максимально конкретно. Что, где и в какое время будете делать, что для этого понадобится, как будет удобнее, в каком месте. Как правило, при просмотре плана расстановки мебели сразу возникает понимание, что нужно осветить. Правильный подход - разместить источник света в каждой функциональной зоне. Кроме того, в помещении могут быть реализованы разные сценарии освещения при помощи верхнего и нижнего света.

Сразу предусматривайте, как и где включается тот или иной свет. Отдельное внимание на стороны открывания двери - чтобы выключатель не оказался за дверью. Не бойтесь усложнять: если диммеры - дело вкуса, то проходные и перекрестные переключатели - практически необходимость для комфортной жизни. Сколько времени и нервов может сэкономить кнопка выключения всего света в квартире у входной двери!

Не бойтесь уходить от стереотипов - например, в спальне или кухне верхний потолочный свет может быть вообще лишним - в этих помещениях важнее качественно осветить определенные участки.

Почему и как сочетать технический и декоративный свет



Декоративного верхнего света - люстр, подвесных светильников - часто мало для полноценного освещения помещения. Во-первых, многие визуально привлекательные модели могут иметь всего один-три патрона, что недостаточно, или форма плафона блокирует часть светового потока, или разрешенная мощность ограничена 40 Вт. И здесь есть два пути: либо дополнять схему источниками света на разных уровнях - бра, напольными и настольными лампами, либо задействовать технический свет - встраиваемые точечные светильники или трековые системы, которые обеспечивают равномерный рассеянный свет. Они часто оправданы в санузлах, кухнях, коридорах, детских, в меньшей степени - в столовых, гостиных, кабинетах, спальнях. Когда использование технического света невозможно (для встраиваемых светильников придется опустить потолок на 5-10 см) или не соответствует стилистической концепции, нужно следить за тем, чтобы главный источник освещения создавал рассеянный или отраженный свет, но не направленный. Люстра с большим красивым и глубоким плафоном и одним патроном внутри него, создающая прямой направленный свет, не функциональна, так как не справится с равномерным освещением всей комнаты. Но если повесить ее над обеденным столом, а в других частях комнаты поддержать освещение бра и торшерами - вы получите уютное помещение. В этом случае важно, чтобы размер и форма люстры коррелировала с размерами и формой стола. Кроме того, люстру над столом лучше размещать несколько ниже обычного - так, чтобы между плафоном и столом оставалось около 1 м.

Не увлекайтесь техническим светом ради «красоты» - так вы рискуете подчеркнуть то, что подчеркивать не нужно, например, неровности на стене или пыль на полу.

Теплое и холодное освещение: где и зачем



Теплый желтый свет от лампы накаливания украсит не многие интерьеры, а холодный белый с непривычки может казаться неприятным в жилом помещении. Поэтому выбор температуры света в первую очередь должен исходить от задач. Хорошо и правильно, когда в разных помещениях квартиры температура света меняется от теплой к холодной, в зависимости назначения помещения. При этом разные источники света внутри одного помещения также могут давать разный свет в разное время дня. Желательно, чтобы в одной комнате было несколько световых комбинаций. Это актуально для многофункциональных помещений, где предполагается как работа, так и отдых. Например, кабинет или детская. Теплый свет расслабляет и усыпляет, а холодный бодрит и настраивает на рабочий лад. Под теплым цветом понимается температура от 2500 до 2800 Кельвинов (2500 - наиболее близка к лампе накаливания), под холодным - от 3500 до 4700 Кельвинов, причем в жилом помещении останавливаться лучше уже на 4000, иначе цвет может оказаться не белым, а синим.

Помимо цветовой температуры, есть еще один важный параметр, особенно актуальный для владельцев ярких интерьеров или интерьеров с искусством на стенах - индекс цветопередачи лампочки - CRI (Ra). Свет влияет на цвет и, соответственно, чем индекс выше, тем точнее цветопередача. Если в интерьере много цвета и картин, выбирайте значение не менее 90. Для светлых однотонных интерьеров достаточно 80.

В последние годы освещение квартир и частных домов претерпело сильные изменения — оно стало сложнее конструктивно, но удобнее и функциональнее. Современное освещение помещения редко состоит только из одной, висящей по центру, люстры. Она, может, и есть, но присутствует также некоторое количество дополнительных источников света, причем большинство из них расположены на потолке. Вот о том, какое расположение светильников на потолке выбрать, и пойдет речь дальше.

Чтобы выбрать расположение светильников на потолке, познакомимся с видами освещения, которые используют в домах и квартирах. На потолке располагают светильники разных конструкций:

Кроме того есть еще настенные, настольные лампы, а также торшеры. Комбинируя и сочетая разные типы ламп, осветительных приборов и создают современное освещение в помещении.

Какие лампы можно использовать во встроенных светильниках

Встроенные светильники на потолке есть с разными цоколями. Под любой цоколь есть разные лампы. При их выборе надо ориентироваться на требуемую освещенность и на тип потолка, в который светильники встроены.

В натяжных потоках есть ограничения: ткани и пленки, которые для них используются, плохо переносят нагрев. Потому на пленочные натяжные потолки ставят галогенные и люминесцентные лампы (с цоколем) мощность которых не более 20 Вт. Также можно вкрутить лампы накаливания — не более 40 Вт. На тканевые натяжные потолки можно ставить более мощные: 35 Вт и 60 Вт соответственно.

По этой таблице можно сравнить эффективность использования ламп разного типа. Но не стоит забывать, что данные тут приведены для «идеальных условий эксплуатации». На самом деле все не настолько радужно, хоть и неплохо

Есть еще , но по ним ограничений нет, так как греются они в разы меньше. Потому выбор тут только по форме (стандартного вида колба, кукуруза, необычные формы), температуре цвета и яркости.

Источники света для подсветки

Выбирая расположение светильников на потолке, надо принимать во внимание все источники света. И подсветку тоже. Она хоть и играет, в основном. декоративную роль, но свою лепту в освещенность тоже вносит.

Для подсветки чаще используют линейные лампы. Они бывают люминесцентными, неоновыми. Применяют также светодиодные линейные лампы или . Лучший вариант в данном случае — светодиоды в любом исполнении. Плюсов у них несколько. Первый — они более экономичны (потребляют в 3-4 раза меньше электроэнергии чем «экономки»), второй — более долговечны (правда, при соблюдении температурного режима), третий — греются намного меньше остальных. Есть у них и недостатки: для питания им требуется пониженное напряжение (24 В или 12 В), а следовательно, нужны преобразователи. Они также стоят денег, их надо где-то разместить, причем так, чтобы они были доступны для текущего обслуживания и ремонта. И еще один минус — высокая цена. Но если учесть, что их рабочий ресурс исчисляется тысячами часов, то получается недорого.

Если по какой-то причине светодиоды вас не устраивают, придется выбирать между люминесцентными и неоновыми светильниками. Обычно выбирают люминесцентные, так как монтаж и подключение просты и можно справиться своими руками без привлечения специалиста. Недостатки — мерцающий свет и «холодное» свечение.

Неоновые лампы хорошо смотрятся в подсветке, но их установка — дело хлопотное и разобраться не так уж легко. Потому или приглашают специалистов, или выбирают какие-то другие источники света.

Минимальные расстояния

При размещении светильников на потолке надо учитывать не только мощность ламп, но и их расстояние до стен. Они тоже нагреваются и потому, если вдоль стены расположен ряд светильников, то не менее чем с 20 см. В противном случае есть опасность слишком нагреть стены.

Также необходимо помнить, что минимальное расстояние между встроенными потолочными светильниками составляет 30 см . Это ключевой момент, который надо учитывать при разработке схемы расположения светильников на потолке.

Как рассчитать количество светильников

Перед тем как выбирать расположение светильников на потолке, необходимо правильно рассчитать их количество. Обычно в расчетах исходят из нормативов. Для разных помещений они разные — в подсобных помещениях (кладовка, гардеробная и т.д.) требуется мене яркий свет, в жилых комнатах — более яркий. Действующие нормативы освещенности есть в таблице, указаны они в Люксах.

Порядок расчета количества светильников на потолке такой:

  • Площадь помещения умножаем на норму освещенности. Получаем суммарную мощность необходимого освещения.
  • Затем надо определиться с мощностью источников света и их типом, узнать какой световой поток выдают они. В помощь — таблица ниже.
  • Суммарную мощность делим на мощность ламп, получаем их количество. Потом дело только за выбором схемы их расположения на потолке.

Чтобы было понятнее, приведем пример расчета количества ламп на потолке . Разрабатываем схему освещения для жилой комнаты площадью 16 квадратных метров. Использовать будем светодиодные лампы мощностью 2 Вт. Это 200 Лк. Вот сам расчет:

  • Считаем необходимый световой поток по норме: 16 квадратов умножаем на 150 Лк. 16 *150 = 2400 Лк. То есть, суммарный световой поток от всех источников света должен быть не меньше (можно больше).
  • Теперь определяем количество: полученную цифру делим на световой поток ламп. 2400 Лк: 200 Лк = 12 шт. То есть, на всю эту комнату достаточно 12 светодиодных ламп такой мощности.

При такой норме освещение довольно яркое, а иногда хочется приглушенного, мягкого света. Это надо учитывать, выбирая расположение светильников на потолке: желательно сделать так, чтобы можно было варьировать освещение. Для этого светильники разбивают на несколько групп. Если на две, то подключают к одной линии через один и заводят на двухклавишный выключатель. В этом случае можно включать лампы через одну и будет неяркий свет, или все — тогда все будет залито светом. При желании можно разделить светильники и на большее число групп, вывести их отдельно на выключатели и включать по желанию или по мере необходимости.

Общие правила и тенденции

Расположение светильников на потолке, прежде всего, выбирают исходя из формы помещения и наличия/отсутствия других источников света и некоторых других факторов.

С люстрой

Если в помещении предполагается наличие люстры, она располагается обычно по центру. Относительно этой точки и выстраивается дальнейшая композиция. Она может быть симметричной или асимметричной, но люстра всегда является ее отправной точкой.

Первые две схемы пригодны для небольших помещений. Первая и четвертая «выравнивает» освещенность, так как при центральном расположении единственного источника света, по углам темновато. Разница только в размере помещения: №1 для маленьких, №4 для тех, что побольше.

Схема №5 поможет откорректировать зрительное восприятие длинной и узкой кухни. Если вдоль короткой стороны расположить подсветку, визуально она станет немного шире.

Вторая схема чаще применяется на кухнях — при линейном расположении кухонного гарнитура — вдоль одной стены. Вот вдоль гарнитура и ставят дополнительные источники света. Схема № 9 также может применяться на кухне и тоже над гарнитуром, но только если он — угловой. Также при помощи такого размещения светильников можно выделить зону отдыха, в гостиной. Или, если у кухонного гарнитура своя подсветка, таким образом «подсветить» обеденную зону.

В схемах 5, 6, 10 используются дуги, окружности и овалы. Это тоже довольно распространенный тип расположение светильников на потолке. Он хорошо вписывается в спальни, гостиные, детские, если в них стиль оформления с налетом романтики.

Без люстры

Если освещение будет построено только на встроенных осветительных приборах, вариантов не меньше. Пожалуй, даже больше. В этом случае практически всегда источники света делая на группы — для разной степени освещенности. На схемах они обозначены светильниками разных цветов (на схемах выше, тоже, кстати, есть пару схем с делением на две группы).

Как видите, отдельными выключателями может включаться освещение разных зон. Тоже очень интересный вариант.

Стоит учитывать наличие разных зон в помещении. Часто зонирование помещение подчеркивается освещением. Например, кабинете норма освещенности высокая. Но это не значит, что расположение светильников на потолке должно быть равномерным. В кабинете обычно есть зона отдыха, где стоит кресло, может — диван. В этом районе свет может быть более приглушенным и мягким, следовательно, тут количество светильников может быть меньшим. Над столом, наоборот, имеет смысл сосредоточить их в большем количестве.

Cпоты потолочные в интерьере: фото в разных комнатах

Если вы не видели расположение светильников на потолке, по схеме довольно сложно представить себе результат. Даже самые простые схемы — по углам, полукругом у одной из стен, вдоль противоположных или прилегающих стен — представить довольно проблематично. Мало того, внешний вид значительно меняется в зависимости от формы, размера светильника, от типа подобранной в него лампы. Ведь есть они с разным углом рассеивания — от узконаправленных (примерно 30-40°) до светящих в разные стороны (120-180°). Потому в этом разделе мы собрали фото схем, причем сгруппировали их по типам помещений, ведь от оформления вид тоже меняется.

Гостиная

В гостиной чаще всего используют люстру, причем чаще всего она довольно большая. Если комната квадратная или близка к квадрату, имеет смысл выбирать симметричные схемы. Они подчеркивают правильную геометрию.

Это справедливо только для тех случаев, когда не требуется подчеркнуть зонирование. В этом случае больше подходит асимметрия причем можно использовать споты разные по внешнему виду.

В гостиных чаще всего используют большое количество источников света, которые разбивают на несколько групп. Это дает возможность варьировать интенсивность освещения в широких пределах.

Неважно, с люстрой или без, но схемы содержат больше десятка спотов, а чаще — несколько десятков. Так что в данном случае для экономии электроэнергии имеет смысл поставить светодиодные лампы. Да, они намного дороже, но по экономичности им нет равных. Во всяком случае, пока.

Спальня

Подбирать расположение светильников на потолке надо с учетом того, что атмосфера должна быть уютной и расслабляющей. Потому при выборе ламп, надо выбирать их с теплой температурой свечения, то есть те, которые дают чуть желтоватый свет. Ставить в спальне лампы с синим или ярко-белым оттенком не стоит — сложно будет расслабиться.

Схемы освещения спальни обычно большой сложностью не отличаются. Контур из маленьких светильников по периметру помещения, может, несколько большее их количество над кроватью. Вот и все изыски. Чем проще, тем лучше. Задача — создать уютную атмосферу и все подчинено ей.

Если в спальне еще есть другие зоны — туалетный столик или даже рабочее место, «добрать» освещенности можно при помощи настенных светильников. Второй выход — установить в этой области большее количество осветительных приборов, ввести их на отдельный выключатель и включать по мере необходимости.

Так что при выборе схемы размещения встроенных светильников в спальне одно из основных правил — лаконичность.

Кухня

Чаще всего кухня, пусть даже и небольшая, разделена на две части. В одной готовят пищу, в другой ее принимают. Разрабатывая схему освещения часто эти зоны подчеркивают. В этом случае споты обычно располагают вдоль кухонного гарнитура, а над столом выстраивают прямоугольник, овал, произвольную фигуру.

Если кухня совсем маленькая, сложных схем не настроишь. В таких случаях распределяют споты по периметру или вдоль двух стен — противоположных или прилегающих. Это уже надо смотреть по обстановке, но неплохи оба варианта.

Также неплохо смотрится овал или квадрат. Только не стоит устанавливать в небольшом помещении крупные светильники со сложными плафонами. Они, конечно, смотрятся красиво, но больше подходят для гостиной, в небольшом количестве хороши в спальне. Даже в коридоре и прихожей бывают уместны. Но не в кухне. Во-первых, их мыть очень сложно, во-вторых, в маленьком помещении они не смотрятся. Тут больше подходят лаконичные формы. А вот круг или квадрат — это уже выбор за вами.

Использовать можно светильники разного типа. Например, как на фото — на длинных ножках. Это, кстати, один из трендов. Плафоны могут быть любой формы, но наиболее распространены цилиндрической или круглой формы.

Правильное освещение в квартире - это залог не только комфорта и красоты вашего жилища, но и создание условий, не влияющих пагубно на ваше здоровье. Поэтому данному вопросу следует уделить пристальное внимание, что мы и постараемся сделать в этой статье.

Мы детально разберем вопросы: сколько и какого освещения нужно в каждой комнате, как правильно рассчитать освещение, выбрать лампы и грамотно выполнить схему освещения.

Для того чтобы создать правильную сеть освещения в комнате, доме или вообще в любом помещении, у нас должен быть детальный план расположения мебели, декоративных элементов и отдельных зон. Без всего этого создать именно правильное освещение нереально. Поэтому в наших дальнейших разъяснениях мы исходим из того, что вы имеете такой план.

Более подробно о расчете освещения узнайте из этого видео!

Выбор мощности светильников

Одним из основных критериев выбора правильного освещения, является правильный подбор светильников и мощности ламп. Для этого существует два основных метода расчетов – точечный метод и метод коэффициентов использования. Первый из них больше предназначен для расчета местного освещения в отдельной точке, а второй больше подходит для расчета общего освещения.

Оба эти метода мы уже разбирали на страницах нашего сайта. Они содержат множество параметров, коэффициентов, и требуют для расчета специфических знаний. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим другой пример расчета, который хоть и не является таким уж точным, но дает достаточно правильные результаты.

  • Итак, проект освещения квартиры начинается с выбора количества и мощности ламп. Для этого нам необходимо знать площадь помещения, и необходимую освещённость в каждой отдельной комнате. И если с площадью помещения все более или менее понятно, то с нормами освещения давайте разберемся отдельно.

  • Нормы освещения устанавливает СНиП 2-4-79. Согласно нему, минимальная освещенность в жилых комнатах должна составлять 150лк. Для коридоров, ванных комнат и уборных этот норматив ниже, и составляет всего 50лк.
  • Но в нормативном документе указаны именно минимальные требования. Даже сам документ имеет массу оговорок по этому поводу, в котором рекомендует для людей старше 45 лет, для детей, а также в некоторых других случаях, увеличивать эту норму.
  • И даже во всех официальных расчетах, этот норматив увеличивают на 20 – 30% — за счет коэффициентов загрязнения светильников, коэффициентов запаса и других переменных.

  • Исходя из этого, если вам нужен мягкий свет, то мы рекомендуем создавать сеть освещения до 150лк. Ярким считается свет в 300лк. И очень ярким — свет в 500лк.
  • Имея необходимые данные по освещенности и площади комнаты, мы можем рассчитать необходимый световой поток ламп. Для этого достаточно освещенность умножить на площадь помещения. В итоге, если мы имеем помещение в 9м 2, и создаем яркое освещение в 300лк, то получим необходимый световой поток в 2700лм.

  • Теперь нам необходимо выбрать необходимое количество ламп. Каждая лампа имеет информацию, какой световой поток она обеспечивает. Например, обычная 100Вт лампочка обеспечивает световой поток в 1350лм. То есть, для данного помещения нам потребуется 2-3 таких лампы.

Обратите внимание! Учитывая, что мы расчет ведем не по минимальным параметрам, то при расчетах количества можно принимать как ближайшее большее, так и ближайшее меньшее количество ламп.

  • Таким нехитрым расчетом мы можем достаточно точно определить необходимое нам количество ламп. Его конечно сложно назвать точным, но для упрощенных расчетов его вполне можно применять.

Расположение светильников

Итак, с количеством и мощностью светильников мы определились. Теперь необходимо создать план освещения квартиры. И здесь есть несколько вариантов.

  • Одним из лучших в плане создания общего освещения, является равномерное расположение точечных светильников, дающих рассеянный свет по всей комнате. Это практически идеальный вариант, который при правильном подходе позволяет даже обыгрывать мебель, расположенную в неудачных местах.

  • Вариант с люстрой так же вполне подходит для небольших по площади и примерно квадратных помещений. Если же помещение длинное или имеет большую площадь, то таких люстр может потребоваться несколько.

  • Еще одним очень удачным вариантом, является так называемое отраженное освещение. Это когда свет от светильников направлен в потолок и отражаясь от него разливается по всей комнате. Этот вариант создает действительно равномерное освещение, которое наиболее близко к естественному, но цена такого варианта, конечно, выше. Да и мощность светильников должна быть немного больше в связи с потерями на отражение даже на самых лучших поверхностях.

  • Но высота потолков далеко не всегда позволяет создать качественное верхнее освещение. В этом случае, вам придётся рассматривать вариант бокового освещения. Он является наименее предпочтительным, потому что дает огромное количество теней. Чтобы исключить их образование, вам придётся устанавливать как можно большее количество светильников на всех стенах. Причем каждый отдельный светильник желательно сделать как можно меньшей мощности, дабы он не «бил» по глазам.

  • Для таких низких помещений, в некоторых случаях возможно применение варианта с отраженным от потолка освещением. Только в этом случае светильники, направленные в потолок, устанавливаются не под потолком, а на уровне пола. Но сразу отметим, такой вариант применим далеко не во всех помещениях, и он требует тщательной проработки.

Совмещенное освещение

Ну вот, мы выбрали светильники и лампы, определили места их расположения. Казалось бы, следует двигаться дальше, но мы вернемся немного назад. Ведь мы делали расчет исходя из того, что никакого другого освещения кроме как искусственного у нас нет.

А между тем, днем у нас есть естественное освещение. Но к сожалению, его далеко не всегда хватает. Поэтому иногда возникает необходимость создания совмещенного освещения.

  • Для того, что определить, необходимо ли нам совмещенное освещение, необходимо знать нормы естественного освещения в квартире. В этом вопросе мы вновь обратимся к СНиП.

  • Он дает нам четкие ответы, что КЕО для жилых зданий в вечной мерзлоте должен составлять 0,4, а для остальных районов нашей страны 0,5. Но думаю такой ответ дает больше вопросов чем ответов. Поэтому давайте разберемся, что такое КЕО.
  • КЕО – это коэффициент естественного освещения. Он является соотношением естественной освещенности в определённой точке в помещении, к естественной освещенности вне помещения, на незатененном пространстве.
  • То есть, исходя из приведенных выше значений, естественная освещенность внутри нашей комнаты должна составлять 50% от естественной освещенности на улице. Осталось только определить то самое расчетное место.

  • Как говорит инструкция, для жилых зданий этой точкой является расстояние в метре от стены противоположной окну. Именно здесь естественная освещенность должна быть не меньше 50% освещенности на улице.

  • Закономерно возникает вопрос, как это определить? Сделать это можно либо с помощью специальных приборов, либо методом расчета. И тот, и другой вариант достаточно проблематичен, но если вопрос стоит ребром, то вполне осуществим. Расчет в принципе можно сделать и своими руками, хотя и придётся повозится. Ну а если есть прибор – люксметр, то все еще проще.
  • Если вы определились, что естественное освещение в вашей комнате недостаточное, то вы имеете два варианта решения проблемы. Либо увеличить окна, для достижения необходимого КЕО, либо создать дополнительное искусственное освещение.

  • Дабы не создавать дополнительную сеть освещения, в качестве совмещенного можно использовать уже существующую сеть общего освещения. Только задействовать для него не все светильники, а только часть — в той части помещения, где КЕО является недостаточным.

Другие аспекты выбора освещения

Но и это еще далеко не все. Проектирование освещения квартиры предполагает учет еще целой группы факторов, о которых мы поговорим в данном разделе.

Прежде всего, рассмотрим такой параметр, как равномерность освещения. О нем мы уже упоминали вскользь выше, но теперь остановимся подробнее.

Дело в том, что соотношение между наиболее и наименее освещенными участками в помещении не должна превышать 1 к 40.

Именно поэтому светильники следует располагать равномерно по комнате, а для общего освещения использовать светильники с рассеивателями.

Следующий важный параметр — это ослепленность освещения.
  • Мы не будем вдаваться в подробности расчета этого показателя, но скажем лишь одно – он напрямую зависит от высоты установки и мощности лампы.
  • Поэтому, если высота установки лампы менее чем 2,5 метра, желательно лампы устанавливать в светильниках из молочного (матового) стекла.
  • Либо использовать лампы накаливания мощностью до 60Вт, либо лампы, эквивалентные по световому потоку.

Проектирование освещения в квартире обязательно должно учитывать и такой фактор, как цветопередача.
  • Ведь если для коридоров или санузла этот параметр не так важен, то для кухни, макияжных мест, залов этот параметр может быть очень важным.
  • И вот в этом плане люминесцентные лампы сильно проигрывают обычным лампам накаливания.
  • Поэтому, еще на стадии проектирования следует учесть этот момент и предусмотреть установку либо обычных ламп накаливания. В крайнем случае — качественных диодных ламп.

Учитывать стоит и такой фактор как температура света. С ее помощью можно выгодно обыгрывать архитектуру комнаты. Делая одну комнату холодной белой, а другую теплой с желтоватым оттенком.

Правила освещения квартиры обязательно требуют позаботиться о таком параметре, как коэффициент пульсации лампы.
  • Дело в том, что при покупке некачественных ламп вы можете заметить такой эффект как мерцание лампы.
  • Он очень негативно сказывается на зрении, и вообще физиологии человека.
  • Поэтому нормативы даже устанавливают норму коэффициента пульсации, которая составляет 15 – 20%.

Обратите внимание! Производители зачастую пытаются скрыть высокие коэффициенты пульсации своих ламп. Но проверить это можно просто при помощи видео с камеры мобильного телефона. Для этого достаточно навести камеру телефона на светильник и посмотреть на монитор телефона. Если вы видите черные полосы, то коэффициент пульсации у такой лампы достаточно велик. Если вы не видите полос, то он скорее всего находится в норме.

Правила монтажа сети освещения в квартире

Ну и напоследок поговорим о том, как должна выполняться разводка освещения в квартире. Мы не будем рассказывать, как монтировать провода и выполнять подключение, мы поговорим о принципах построения системы управления, и подскажем несколько удачных решений, которые некоторые просто не знают.

  • Итак, прежде всего начнем с расположения выключателей. Выключатель общего и декоративного освещения должен располагаться на стене у входа в помещение. Это должна быть сторона, ближняя к дверной ручке.
  • Местное освещение должно включаться в зоне его использования — обычно рядом со светильником или на нем. Зональное освещение должно включаться на входе в данную зону. Если таких входов два, то с обеих сторон.

  • Кстати, об управлении освещением из нескольких мест. Реализовать такую схему достаточно просто при помощи проходных и перекрестных выключателей, либо при помощи импульсного реле. Принципы монтажа таких схем вы найдете у нас на сайте.

  • Несколько слов хотелось бы уделить такому коммутационному аппарату как регулятор освещения в квартире — или как их еще называют: диммерам. Не все знают, что с их помощью можно регулировать яркость далеко не всех ламп. Например, диодные или люминесцентные лампы вообще не поддаются регулировке.
  • Да и сами регуляторы бывают нескольких типов, и некоторые могут давать достаточно сильные помехи. Поэтому прежде чем выбирать такие приборы познакомьтесь с информацией о них на страницах нашего сайта.
  • При выборе выключателей не забывайте о таком его номинальном параметре, как ток. Он должен соответствовать нагрузке вашей сети. На данный момент выпускаются выключатели на ток до 6 или 10А. Что примерно соответствует нагрузке 1300Вт или 2000Вт соответственно.

  • Теперь уже, что касается непосредственно разводки. Современные сети освещения обычно потребляют достаточно небольшой ток. Поэтому, соблюдения минимального требования ПУЭ к групповому проводу будет достаточно. Согласно норм ПУЭ, сечение такого провода должно быть не менее 1,5 мм 2 . Для жилых помещений — это только медный провод.
  • Ну и напоследок обратим ваше внимание на максимально допустимое количество светильников для одного выключателя. Обратите внимание: именно светильников, а не ламп. Это число должно быть не более 25 штук.

Вывод

Проектирование освещения квартиры – дело, в общем-то, несложное, но оно требует детальной проработки каждой мелочи. Разложить все по полочкам в рамках одной статьи просто нереально. Поэтому нашей целью было дать вам общее понимание принципа построения сети освещения в доме или квартире. Более же детальную информацию по каждому из факторов и принципах их расчетов, вы найдете на других страницах нашего сайта.