Покраска вагонки внутри дома: фото интерьера и пошаговый процесс покраски. Покраска вагонки внутри дома в разные цвета: красивые идеи в интерьере Белая краска для вагонки внутри дома

24.06.2020

Время чтения ≈ 3 минут

Несмотря на неумолимое развитие технологий и распространение синтетических заменителей в строительстве, естественные материалы для декоративного оформления домов продолжают пользоваться стабильным спросом. В нашей статье мы расскажем, чем покрасить вагонку внутри дома?

Вагонка - тонкая деревянная панель, что обладает множеством позитивных свойств: термо- и звукоизоляцией, простотой монтажа, приятным внешним видом. Но, как и любое дерево, она подвержена влиянию влаги, солнца, насекомых или грибков. Для борьбы с этими негативными воздействиями используют покраску.

Чем можно покрасить вагонку внутри дома

Выбор той или иной краски полностью зависит от ваших предпочтений и требований. Кому-то нужно гипоаллергенное покрытие, для других важна скорость его высыхания. Существует множество красок и лаков, которыми можно покрасить вагонку внутри дома в белый, бежевый, желтый или любой другой цвет:

  • акрилатная краска безвредна и очень быстро сохнет. Основной ее недостаток - высокая цена;
  • масляная краска - долго сохнет и обладает стойким запахом, потому подходит для окраски только в теплое время года;
  • декоративная глазурь - кроме изменения цвета, отлично подчеркивает древесную структуру;
  • алкидные лаки;
  • морилки хорошо подойдут для обработки дерева без изъянов. Ведь они его не закрашивают, а только меняют оттенок;
  • непрозрачные эмали - наносятся в три слоя и полностью закрашивают первоначальную структуру дерева.

Ознакомившись с фото покраски вагонки, что представлены на нашем сайте, вы сможете более наглядно представить все разнообразие существующих красок для обработки полов и стен внутри дома.

Этапы покраски вагонки

  • Прежде чем приступить на даче к покраске вагонки внутри дома, ее нужно хорошенько очистить и обработать мелкой шкуркой для устранения возможных шероховатостей. Если доска не отмывается простой щеткой, следует использовать специальные чистящие средства. Результат данного этапа - чистая, белая и гладкая вагонка.
  • Грунтовка подбирается в зависимости от обрабатываемой породы дерева. Наносится валиком или распылителем. Для работы внутри помещения, грунтовка должна быть на водной основе и не обладать стойким и неприятным запахом.
  • Пропитка поверхности древесины специальными средствами необходима для дополнительной защиты вагонки от влаги, грибков и насекомых. Качественная пропитка не должна выделять острых запахов. После завершения этого этапа работ, нужно дать вагонке высохнуть на протяжение не менее двух суток.
  • Этап покраски. Наилучший результат достигается с помощью краскопульта, но валик или кисть тоже вполне подойдут. Краска должна быть нанесена тонким слоем, потому не стоит многократно водить кисть по одному и тому же месту. Обычно краску наносят в несколько слоев. Все зависит от желаемого цвета и однородности конечного покрытия.

На видео в конце статьи, вы сможете более детально рассмотреть весь процесс непосредственной покраски вагонки внутри дома.

Небольшие покрасочные хитрости

Благодаря отзывам наших читателей, приведем маленькие хитрости, которые пригодятся во время покраски вагонки внутри дома:

  • краску на руках можно легко отмыть растительным маслом. Нанесите его на руку, подержите 5 минут и смойте с мылом;
  • для очистки стекла от краски используйте пасту, которая состоит из мела и концентрированной соды. Нанесите пасту на краску, дайте немного постоять и смело удаляйте;
  • старую масляную краску можно легко удалить с помощью фольги и утюга. Погладьте горячим утюгом через фольгу окрашенный участок стены. Дальше краску можно будет легко снять шпателем.

Чем может быть выполнена покраска вагонки на даче или в городской квартире? Какими свойствами должны обладать красители и лаки? Наконец, как их правильно нанести? Попробуем ответить на эти вопросы.

Функции

Покраска или лакировка совмещает несколько функций:

  • Скрывает пороки древесины. Далеко не всегда поверхность вагонки идеальна; часто на ней в большом количестве присутствуют сучки, косослой, да и внешний вид текстуры наиболее дешевых ели и сосны не отличается выразительностью;

  • Защищает древесину от температурных воздействий и колебаний влажности , существенно уменьшающих срок ее службы;

Обратите внимание: это особенно важно, если деревянная вагонка используется для наружной отделки – облицовки стен дачного домика, подшивки крыши открытой террасы или свесов кровли.

  • Препятствует ферментации – процессу, который приводит к потемнению дерева на ярком свету. Непрозрачные краски полностью блокируют воздействие губительного для внешнего вида древесины ультрафиолета; прозрачные лаки для этой цели включают специальные добавки, объединяющиеся под общим названием – ультрафиолетовый фильтр.

Кроме того, многие декоративно-защитные пропитки включают антипирены (добавки, препятствующие возгоранию) и антисептики (убивающие грибок, плесень и отпугивающие насекомых).

Как вариант, антисептическая и антипиреновая обработка может выполняться на стадии подготовки к покраске: прозрачный водорастворимый состав наносится по всей поверхности вагонки кистью или погружением отдельных досок в емкость с антисептическим грунтом.

Если древесина потемнела на ярком свету или поражена грибком, она предварительно обрабатывается еще одним составом – отбеливателем. Активные хлор или кислород окисляют продукты ферментации и убивают плесень, осветляя (и, увы, частично разрушая) поверхностный слой доски.

Материалы

Чтобы хорошо представлять стоимость и функциональность разных красок, грунтов и лаков, мы исследуем наиболее популярные составы из каждой категории.

Антисептики

Наиболее выгодны для приобретения сухие антисептики, перед применением разводящиеся водой до необходимой концентрации.

Примером нам послужит отечественный антисептический грунт ХМФ от ООО “Огнебиозащита”.

  • Порошок разводится водой в объемной пропорции 1:12;
  • Срок службы грунта оценивается в 40 лет;
  • Порошок и его водный раствор не имеют запаха и не вымываются водой, химически соединяясь с клетками древесины;
  • Грунт не препятствует паро- и воздухообмену через деревянные конструкции.

Обратите внимание: антисептическая обработка ХМФ придает древесине зеленоватый оттенок. Если вагонка в дальнейшем будет покрыта прозрачным лаком, стоит предпочесть прозрачный антисептик.

Декоративно-антисептические пропитки

Чем и как покрасить вагонку на даче, если вы хотите сохранить внешний вид древесины?

Прекрасным решением станет декоративно-антисептическая пропитка Акватекс.

  • Состав в атмосферных условиях обеспечивает надежную защиту вагонки на срок до 5 лет (до 7 лет при условии предварительного грунтования поверхности составом “Акватекс – Грунт”;
  • Он позволяет тонировать древесину в один из базовых цветов (белый, махагон, палисандр, груша, желтый и т.д.). При этом для получения промежуточных оттенков разные тонирующие составы могут смешиваться. Покраска оставляет видимой текстуру древесины;

  • Акватекс может использоваться как самостоятельное покрытие и как грунт перед нанесением алкидных или масляных красок, эмалей и лаков;
  • Пропитка впитывается в древесину; однако часть Акватекса остается на поверхности вагонки, образуя прозрачную гидрофобную пленку;
  • Покрытие после просушки сохраняет эластичность, что позволяет ему переносить значительные колебания влажности и температуры.

Что еще полезно знать об Акватексе?

Отбеливатели

Как покрасить вагонку в белый цвет тем же Акватексом, если на солнечном свету она заметно потемнела? Очевидно, придется предварительно отбелить ее поверхность.

В качестве примера эффективного отбеливателя, способного восстановить внешний вид дерева после многолетней эксплуатации на ярком свету, мы используем состав Сенеж Эффо.

  • Эффо может применяться в помещениях и на открытом воздухе. Он используется для осветления древесины, ранее не обрабатывавшейся лакокрасочными материалами;
  • Состав наносится на потемневшую поверхность щеткой, кистью или распылителем. Расход должен составлять не менее 150 г/м2;
  • Время осветления – 2-3 часа;
  • Сенеж Эффо продается в канистрах емкостью 5 и 10 литров. Розничная стоимость литра составляет 80 – 90 рублей.

Масляные краски

Не так давно пользовавшиеся высочайшей популярностью, ныне масляные краски для древесины почти не востребованы рынком.

Причин несколько:

  1. Длительная сушка. При заявленных 24 часах один слой сохнет не менее 3 суток;
  2. Долго сохраняющийся неприятный запах;
  3. Умеренная стойкость покрытия к атмосферным условиям и небольшой срок службы.

Объектом для нашего исследования станет отечественная МА-15.

  • В качестве грунтовки используется олифа (натуральная или композитная);

Впрочем: многие производители допускают ее замену на более быстросохнущую акриловую грунтовку для дерева.

  • Срок службы в атмосферных условиях оценивается туманным “до года и более”;
  • Рекомендуется нанесение как минимум в два слоя.

Алкидные эмали

Красители на пентафталевых и глифталевых лаках гораздо долговечнее масляных и более износостойки. Они создают на поверхности древесины тонкую и прочную водонепроницаемую пленку, которая, впрочем, не пропускает и воздух.

Наиболее известна и востребована в этом семействе производящаяся уже более полувека ПФ-115.

  • Эмаль может наноситься непосредственно на сухую древесину или по глифталевой грунтовке ГФ-021;
  • Время сушки одного слоя при комнатной температуре составляет 24 часа. Допускается ускоренная сушка – 1 час при температуре 100 – 110С.

Акриловые краски

Водно-дисперсионные акриловые краски заметно дороже алкидных и масляных, несмотря на более дешевую основу – воду. Стоимость покраски вагонки за м2 составляет 70 – 150 рублей против 20 – 25 у ПФ-115.

Что покупатель получает за разницу в цене?

  • Полное отсутствие запахов при нанесении и дальнейшей эксплуатации покрытия;
  • Срок службы в 7 и более лет в атмосферных условиях;
  • Стойкость к мытью любыми неабразивными чистящими средствами;

Уточним: мы говорим об . Интерьерные красители для минеральных оснований обладают меньшей стойкостью к влажному износу.

  • Время сушки не более 1 – 2 часов на слой.

Автору наиболее привлекательным решением кажутся так называемые резиновые краски, модифицированные добавкой латекса: они представляют собой полноценное гидроизолирующее покрытие, совместимое с любыми поверхностями и большинством старых лакокрасочных покрытий.

Примером такого состава нам послужит краска Резэл+ севастопольского ООО “Акцент”.

Она привлекает дешевизной и износостойкостью: производитель допускает ее применение для гидроизоляции пола и эксплуатируемых кровель.

Алкидные лаки

Они обладают всеми свойствами алкидных эмалей, оставляя, однако, текстуру древесины видимой.

Наиболее распространенный на постсоветском пространстве представитель семейства – пентафталевый лак ПФ-170.

  • Лак подходит для наружных и внутренних работ;

Впрочем: его стойкость к атмосферным воздействиям ограничена. Автор использовал лак для отделки журнального столика в мансарде и дворовой скамейки. Если столик после двух лет эксплуатации выглядит безупречно, то лак на скамейке частично облез и потемнел.

  • На сухое дерево может наноситься без грунтовки;
  • При комнатной температуре сохнет 72 часа.

Вот прочие характеристики ПФ-170:

Главное достоинство решения – его дешевизна: при нанесении в два слоя стоимость покраски лаком вагонки составит не более 40 рублей/м2.

Алкидно-уретановые лаки

Эта категория лаков привлекательна исключительной атмосферостойкостью: при постоянном контакте с водой производитель обещает не менее трех лет службы. В реальности покрытие служит гораздо дольше: даже внешняя облицовка дома большую часть времени стоит сухой.

Давайте изучим свойства алкидно-уретанового яхтного лака от российской компании Неомид.

На фото – яхтный лак от компании Неомид.

  • Лак стоек к воздействию воды (в том числе соленой) и любых неабразивных чистящих средств;
  • После лакировки вагонка имеет глянцевую стекловидную поверхность;
  • Стоимость литра лака составляет около 300 рублей;
  • Он не требует обязательного грунтования и может наноситься непосредственно на сухую древесину.

Технология

Новая вагонка

Покраска начинается с обработки антисептиком. Подчеркнем: обрабатывать доску лучше до монтажа, уделяя особое внимание торцам и тыльной стороне, которые в дальнейшем будут недоступными.

Нюанс: вагонка может поставляться прошедшей антисептическую обработку. Перед закупкой антисептика изучите сопроводительную документацию.

После монтажа фронтальная поверхность покрывается одним – двумя слоями совместимого с краской грунта с промежуточной просушкой. Собственно покраска выполняется широкой мягкой кистью, валиком со средним ворсом (позволяющим прокрашивать швы между досками) или распылителем.

Удобнее всего прокрашивать швы кистью, а поверхность досок – валиком.

При использовании декоративно-антисептических пропиток и лаков грунтование обычно пропускают.

Старая вагонка

Несколько иначе выглядит алгоритм покраски в том случае, если мы имеем дело со старой вагонкой.

Покрытая старыми ЛКМ древесина зачищается от них. Для зачистки удобнее всего использовать строительный фен и стальной шпатель. Фен размягчает краску, после чего она легко снимается шпателем; остатки покрытия зачищаются шлифовкой.

Отбеливание нами уже изучено: древесина обрабатывается кислородным или хлорным отбеливателем и выдерживается 2 – 3 часа. Дальнейшие работы выполняются после полной просушки поверхности.

Полезные мелочи

Нанося краску или лак своими руками, стоит уделить внимание ряду на первый взгляд мелких деталей.

  • Если производителем не оговорено иное, все покрытия наносятся при температуре от +5 до +30С. При низкой температуре лак или краска станут вязкими и дадут потеки (а краски на водной основе и вовсе будут замерзать). При чрезмерно высокой слишком быстрая сушка может сделать слой краски неравномерным;
  • При покраске стены кистью или валиком двигайтесь по ней сверху вниз. Инструкция связана с тем, что в этом случае вы сможете избежать появления потеков;

  • Разбавляйте краски до консистенции жирного молока. Большая вязкость заставит вас нанести избыточно толстый слой, который будет долго сохнуть и опять-таки даст потеки;
  • Края поверхностей, которые окрашивать не планируется, лучше защитить малярным скотчем. Примыкающие к защищенным скотчем участки нужно окрашивать кистью с небольшим количеством краски, удерживая ее перпендикулярно поверхности: так легче избежать затекания под скотч.

Заключение

Надеемся, что наш миниатюрный обзор защитных и декоративных покрытий поможет читателю в выборе, а описание технологии покраски позволит избежать ошибок при отделке. Заметьте, что покраска вагонки в белый цвет способна не только украсить помещение, но и сделать его просторнее и светлее.

Как всегда, дополнительные материалы вашему вниманию предложит видео в этой статье. Мы будем признательны за ваши комментарии и дополнения. Успехов!

И других построек. Изготавливается она из натурального дерева, является экологически чистым продуктом и отлично подходит для разного рода отделки внутри и снаружи помещения.

Вагонка привлекает внимание и может использоваться в самых разных отраслях строительства и ремонтных работ. Этот материал обладает множеством преимуществ и оптимальной стоимостью. Благодаря такому материалу, как крашеная вагонка, помещение обретает особою атмосферу, уют, красоту и стиль. Довольно часто она окрашивается в заводских условиях, а в случае приобретения ее в неокрашенном состоянии часто возникает вопрос, можно ли красить вагонку самостоятельно и , а также снаружи при необходимости.

Прежде чем начинать окрашивание или покупать уже готовое изделие, стоит разобраться, чем красить вагонку внутри и снаружи постройки. Обычно крашеная вагонка в интерьере представлена несколькими вариантами покрытий, среди которых каждый покупатель сможет найти оптимальное для себя решение, в результате получая отличное качество отделочного материала , соответствующего всем нормам безопасности.

Независимо от того, какие материалы покрывают вагонку, они по определению должны быть отличного качества, что позволит максимально продлить срок эксплуатации без потери визуальной привлекательности. вагонку, зависит от индивидуальных предпочтений человека и от стиля всей отделки. Вагонка крашеная в интерьере (на фото далее) имеет достаточно оригинальный внешний вид. Если говорить о ее использовании снаружи постройки или в помещении, где повышенная влажность, лучше всего позаботиться о дополнительной защите и с обратной стороны доски.

Покрытие для вагонки

Современные фирмы-изготовители предлагают своим клиентам отделочный материал, изготовленный из самых разных пород деревьев. В качестве исходных материалов могут быть как дорогие породы дерева, так и бюджетные, приемлемые для большинства клиентов варианты, как, к примеру, сосна. Дорогие и ценные породы не стоит окрашивать, и обычно это не делают, а вот вагонку из бюджетных пород деревьев красят краской или морилкой по желанию производителя и клиента.

То, чем лучше красить вагонку, самостоятельно решает хозяин. Кто-то отдает предпочтение , кто-то лаку: все зависит от результата, к которому хочет прийти человек. Достаточно распространенный вариант – когда выбирается белый цвет , поскольку крашеная белая вагонка является своего рода универсальным решением, и она с легкостью впишется в любой стиль интерьера независимо от того, жилое это помещение, торговое или техническое.

Совет! Не стоит забывать, что дерево со временем начинает впитывать влагу и менять цвет, поэтому стоит заранее определиться, чем красить вагонку внутри помещения или снаружи, поскольку покраска будет неизбежна при условии, что хозяин стремится сохранить качество дерева и его внешний вид.

Популярные варианты покрытия

Для того чтобы определить, чем и как правильно красить вагонку, нужно понимать, какой эффект вы стремитесь получить в результате. К одним из самых популярных вариантов покраски древесины для отделки относятся:

  • морилка , в состав которой входят компоненты, способные глубоко проникать в древесину, при этом глобально не изменяя цвет доски, что позволяет сохранить природный, натуральный узор рисунка дерева. То, насколько в результате изменится цвет, зависит от породы дерева;
  • лак имеет минимальное визуальное воздействие на дерево, он подчеркивает природный рисунок и узор. Разнообразие лаков позволяет подобрать оптимальный вариант. Он может отличаться по цвету, плотности, быть с глянцевым и матовым финишем. Лакировать можно абсолютно любую породу древесины;
  • краска для дерева – вариант более радикальный. Какой краской красить вагонку и какому цвету отдавать предпочтение, можете решать только вы. Если вы стремитесь к универсальному варианту, который подойдет как для внутреннего, так и наружного использования, как для , так и для , то оптимальным вариантом станет белый или . Если же нужно проявить креативность и оригинальность, то спокойно берем яркий цвет и красим вагонку краской, которая будет гармоничным дополнением общего дизайна в каждом индивидуальном случае.

Особенности крашеной древесины

Прежде чем купить крашеную вагонку, стоит отметить все особенности окрашенной древесины. Она прекрасно подходит для , облицовки внутри помещения , для и потолка, отлично смотрится в качестве отделочного материала для , беседок и .

Преимуществ у данного материала много: долговечность, равномерное распределение влаги по всему помещению, высокий уровень теплоизоляции. Также он препятствует возникновению и застою конденсата, хорошо изолирует звук, имеет красивый внешний вид и является экологически чистым продуктом.

Поскольку это натуральный, экологический продукт, то его актуальность и востребованность с годами только увеличиваются. Для того чтобы сохранить все положительные характеристики древесины, стоит подумать о том, красить ли вагонку и при помощи какого лакокрасочного покрытия это лучше сделать. Независимо от того, какое средство вы выбрали, красить деревянную вагонку нужно в два этапа. Чтобы слой высох полностью и равномерно, потребуется около 48 часов – в зависимости от материала, которым изделие окрашивается.

Важно! Чтобы избежать ненужных некрасивых потеков, окрашивание проводится сверху вниз.

Выбор лакокрасочных материалов

Какой краской красить вагонку внутри дома или снаружи, зависит от выбора марки и типа:

  • Краска масляная. Ее состав хорошо впитывается в дерево, эффективно защищая от воздействия влаги. Чаще всего масляная краска используется для окрашивания внешнего фасада здания или постройки. Более устойчивы к воздействию ультрафиолета светлые цвета. , будьте готовы к тому, что они могут очень быстро потерять свой цвет.
  • Акрилатная краска. Относится к краскам с длительным сроком использования. Она подходит как для внутреннего, так и для наружного применения. На поверхности этой краски образуется паронепроницаемая пленка.
  • Акрилатный аквалак. Это средство относится к самому популярному и востребованному варианту того, чем лучше красить вагонку внутри дома.
  • Воск или масло. Сохраняет оригинальный натуральный узор дерева, такое покрытие позволяет ему «дышать». Единственный недостаток – это регулярность нанесения.

Выбирать материал для покрытия нужно, исходя из индивидуальных предпочтений и финансовых возможностей.

Выбор цвета

Прежде чем вы отправитесь за покупкой, следует определиться не только с материалом покрытия, но и с оттенком. Для того чтобы правильно выбрать цвет, стоит оценить основной посыл и идею . Цвет вагонки должен подчеркивать и гармонично сочетаться с другими его элементами.

В зависимости от комнаты, которая будет окрашиваться, и подбираются цвета. Для и больше подходят спокойные и теплые оттенки . Для или могут использоваться более холодные цвета. Несмотря на то что универсальным считается , выбор в его пользу должен быть осторожным, поскольку это еще и достаточно маркий вариант. Выбирать его стоит в комнату, где возможность запачкать покрытие будет минимальной.

Также осторожным стоит быть и с перламутровыми цветами. Они, безусловно, относятся к эффектным оттенкам, но также достаточно маркие, особенно в светлых вариациях.

Главные преимущества и способы окраски

Окрасить вагонку можно в домашних условиях, но многие отдают предпочтение той, которая покрашена в заводских условиях. К основным преимуществам окрашенного варианта можно отнести следующие:

  • аккуратность и исключение образования потеков и неровностей;
  • высокое качество краски и равномерное ее распределение;
  • экономия времени и сил на покраску самостоятельно;
  • древесина уже готова к использованию, имеет высокое качество сушки.

Если все-таки вы решили, какой краской лучше красить вагонку и купили ее, планируя делать работу самостоятельно, следует определиться и с . Таких способа два: ручной и автоматический.

В первом случае окрашивание производится при помощи кисточки или валика, но будьте готовы к тому, что идеально равномерного нанесения все-таки не получится достичь, а потеков избежать также не удастся. Для автоматического способа потребуется пульверизатор или компрессор. Работа будет более аккуратная при условии, что вы уже умеете пользоваться техникой подобного рода, а также нужно быть готовым к тому, что краски может понадобиться немного больше, поскольку расход увеличивается. Преимуществом этого способа можно назвать скорость покраски.

Неопровержимые преимущества дерева сделали его одним из самых популярных отделочных материалов даже в эпоху «строительного рая», когда каждый мастер сможет подобрать материал на любой вкус. Именно благодаря низкой теплопроводности и другим положительным качествам, таким как легкость крепления, возможность скрыть дефекты поверхности, а также экологическая безопасность, деревянной евровагонке обеспечена стабильная популярность в течение долгого времени. Вагонка представляет собой тонкую отделочную панель из отборной древесины, предназначенную для внешней и внутренней отделки помещений и выполняющую несколько функций, среди которых особое место отводится косметической, декоративной и звукоизоляционной. Несмотря на то, что существует несколько разновидностей вагонки - деревянная и пластмассовая, опытные специалисты отдают предпочтение первому варианту, в виду ее существенных преимуществ. В большинстве случаев вагонкой обшивают наружную сторону дома, а также веранды, лоджии и балконы. После отделки стен вагонкой, которая скрывает их неровности и другие недостатки, они приобретают эстетически привлекательный внешний вид. Использование деревянной вагонки способствует равномерному распределению влажности и сохранению тепла в помещении, которое после отделки данным материалом наполняется приятным древесным запахом. Идеальным вариантом для внутренней отделки помещения является сосна, которую природа наделила приятным золотистым оттенком, темнеющим со временем. Несмотря на то, что теоретически вагонка является долговечным материалом, как и любому другому, необходим правильный уход, который продлит срок ее службы. Основной составляющей правильного ухода является покраска вагонки, которая защитит материал от пересыхания, пыли и порчи насекомыми, а также от перепадов температуры и влажности. В связи с актуальностью данного вопроса, в настоящей статье мы ответим на вопрос: «Как и чем покрасить вагонку внутри дома?»

Покраска вагонки: актуальность вопроса

Можно долго говорить о достоинствах древесины как отделочного материала. Для него характерна и способность к тепло- и звукоизоляции, и возможность визуально скрывать неровности отделываемой поверхности, и простота монтажа, и, конечно же, долговечность. Таким образом, для вагонки характерны все преимущества, свойственные дереву. Однако, для дерева характерны и свои недостатки, такие как склонность к возгоранию, гниению, а также подверженность повреждению насекомыми и грибком. В связи с этим, несмотря на то, что вагонка является долговечным материалом, со временем она теряет свои первоначальные характеристики. Чтобы избежать этого, отделочным материалам из дерева необходимо обеспечить правильный уход, одним из этапов которого является покраска деревянной вагонки.

Важно! Покраска вагонки - завершающий этап отделочных мероприятий, однако к нему, также как и к осуществлению других этапов, необходимо подойти с должной ответственностью. От подбора наиболее эффективного лакокрасочного состава зависит эксплуатационный срок вагонки и ее способность сохранить первоначальные эксплуатационные характеристики.

Вагонка фото

Чем покрасить вагонку: выбор лакокрасочного состава

Наиболее подвержена разрушению и старению вагонка, которая использовалась для обшивки фасадов зданий. Это обусловлено тем, что на нее постоянно оказывают влияния негативные факторы внешней среды, такие как микроорганизмы, присутствующие в окружающей среде и вызывающие гниение древесины, ультрафиолетовое излучение, а также резкие перепады температуры и влажности, приводящие к размножению плесени. В связи с этим, для наружной отделки специалисты рекомендуют использовать вагонку, изготовленную из хвойных пород древесины, которая содержит смолу, обладающую антисептическими свойствами и предотвращающую развитие плесени и грибка. Однако и ее необходимо обрабатывать специальными составами для продления эксплуатационных характеристик. Для обработки деревянной вагонки используются функциональные и декоративные составы. К первой группе относятся:

  • Антипирены - функциональные составы, использующиеся для снижения горючести материала. В связи с тем, что деревянная вагонка является пожароопасным материалом, обработка антипиренами является обязательным мероприятием;

Важно! По мнению специалистов, наибольшей эффективностью характеризуется промышленная обработка деревянной вагонки антипиренами, которая предполагает нанесение защитного состава под высоким давлением. Нанесение антипиренов своими руками считается менее эффективным мероприятием.

  • Бактерицидные и антисептические составы , проникающие в структуру древесины на глубину нескольких миллиметров и предотвращающие ее разрушение под воздействием агрессивных факторов внешней среды, таких как ультрафиолетовое излучение, атмосферные осадки, плесень и гниль. Для обработки деревянной вагонки внутри дома используют составы, на которых обозначено их предназначение для внутренних работ;
  • Олифа - состав, обеспечивающий надежную защиту древесины от гниения, а также придающий ей водооталкивающие характеристики. Однако недостатки олифы, такие как неприятный запах и длительное время высыхания каждого слоя, существенно ограничивают ее использование;
  • Акриловые лаки - лакокрасочные составы, обладающие не только функциональными, но и декоративными характеристиками. Они используются для финишной обработки вагонки и наносятся в два приема: первый слой предполагает нанесение прозрачного лака, а второй - лак с добавлением колеровочного состава. Выбор акрилового лака на водной основе - идеальный вариант для тех, кто хочет сохранить исходную текстуру материала;

  • Яхтный лак образует надежное и долговечное покрытие деревянной вагонки, защищающее материал от влажности, плесени и грибка, а также ультрафиолета. В виду наличия в составе лака растворителей, характеризуется неприятным, но быстро выветривающимся запахом. Различают матовый, полуматовый и глянцевый лаки. Недостаток яхтного лака - его высокая стоимость, но она полностью соответствует качеству состава. В связи с этим, покраска вагонки лаком может существенно ограничиваться;
  • Синтетические лаки - в отличие от акриловых лаков на водной основе, являются более токсичными, однако в процессе нанесения они обеспечивают вагонке насыщенный блеск и гладкую поверхность. В связи с тем, что в состав синтетических лаков входит ксилол и толуол, он может использоваться только для наружных работ;
  • Выгодной альтернативой лакам считается составы на основе воска , обеспечивающие вагонке полуматовый блеск. Однако ограничивающим моментом в его использовании является сложность нанесения.

Если первая группа средств ориентирована на защиту вагонки от эксплуатационных факторов и продление сроков ее использования, то использование второй группы - декоративных составов актуально в том случае, если вы планируете кардинально изменить дизайн помещения.

Декоративные составы для покраски вагонки:

  • Масляные краски , глубоко проникающие в структуру древесины и эффективно повышающие ее устойчивость к негативным воздействиям внешней среды, в том числе и к влаге. Однако они характеризуются достаточно длительным временем высыхания, а также постепенной утратой цвета в процессе эксплуатации. Кроме того, особенности состава масляных красок способствуют тому, что снижается воздухопроницаемость древесины, в связи с чем, их можно использовать только для окрашивания отдельных элементов внутри помещения;
  • Акрилатные краски по своим эксплуатационным характеристикам превосходят масляные составы, что гарантирует большую сохранность цвета и блеска деревянной вагонки. Они характеризуется высокой эластичностью, в связи с чем, они не растрескиваются даже при значительных перепадах температуры и деформациях, и покраска вагонки краской может использоваться как для наружных, так и для внутренних работ;
  • Эмали на алкидной основе позволяет произвести покраску вагонки в широком цветовом диапазоне как внутри, так и снаружи помещения. После окрашивания деревянной вагонки эмалью на алкидной основе на поверхности материала образуется глянцевая поверхность, которая со временем может выцветать, что приводит к необходимости повторного окрашивания;
  • Краски водоэмульсионные не скрывают текстуру древесины, придавая ей матовую поверхность. Они характеризуются отсутствием неприятного запаха и быстрым временем высыхания, однако по надежности уступают лакам. Строительный рынок предлагает широкое разнообразие лакокрасочных составов на водной основе, среди которых различают фасадные, водостойкие, моющиеся, а также эмали, предназначенные для внутренних работ.

Важно! Для покраски деревянной вагонки в бане или сауне профессионалы рекомендуют выбирать специальные пропитки или лаки, надежно защищающие декоративное покрытие от влаги и грязи, а также не выделяющие при нагревании вредных летучих компонентов.

Технология покраски вагонки: пошаговая инструкция

Независимо от того, какую краску вы выбрали, покраска дома, вагонка в котором является основным отделочным материалом, требует соблюдения технологии нанесения краски для вагонки. Немаловажная роль в этом процессе отводится подготовительным мероприятиям.

В чем заключаются подготовительные мероприятия: готовим вагонку к покраске

  • В первую очередь необходимо очистить вагонку от старой краски. Если слой лакокрасочного материала держится достаточно прочно, окрашенную вагонку необходимо очистить 2 % раствором соды, который поможет эффективно удалить слой старой краски. Если на поверхности вагонки все-таки остались фрагменты краски, их можно не удалять, так как они дают возможность придать вагонке новую, оригинальную текстуру;
  • После очистки вагонки необходимо произвести ее шлифовку, для осуществления которой рекомендуется использовать не специализированную шлифовальную машинку, а традиционную наждачную бумагу или даже пемзу;
  • Произведя шлифовку, обработайте вагонку олифой;

Важно! Чтобы улучшить результат обработки вагонки олифой, добавьте в ее состав 50 грамм скипидара и сухой пигмент, в качестве которого может использоваться сурик или охра;

  • Завершающим этапом подготовительных мероприятий является грунтовка, для проведения которой используются грунтовочные составы для дерева или составы, которые будут использоваться для дальнейшего окрашивания.

Важно! Традиционную грунтовку специалисты рекомендуют заменить грунтовочным антисептиком, который в большей степени повысит защитные характеристики обрабатываемой деревянной вагонки. Несмотря на то, что данный подготовительный этап не является обязательным, опытные специалисты не рекомендуют им пренебрегать, объясняя это тем, что у отдельных пород древесины в области спиленных сучков имеются специфические образования - «смоляные карманы», из которых время от времени выделяется смола, снижая защитные свойства краски или антисептика. В настоящее время производители предлагают множество разновидностей грунтовочных составов: и для наружных, для внутренних работ, а также специализированные противогрибковые и противоплесневые грунтовки, значительно продлевающие срок службы лакокрасочных покрытий.

Технология покраски вагонки

  • Покраска вагонки, видео инструкция к которой прилагается ниже, процесс, который не представляет сложностей и может осуществляться даже новичком. Но, несмотря на это, специалисты рекомендуют следовать некоторым советам, ознакомиться с которыми также можно в настоящей статье.
  • Нанесение краски необходимо осуществлять тонким слоем, производя непрерывные движения вдоль деревянной панели. Важно, чтобы в процессе покраски вагонки по ее поверхности проходили только кончики щетины кисти, но не ее основание;
  • Даже если краска или лак не полностью покрывают поверхность вагонки, не рекомендуется наносить слишком толстый слой лакокрасочного состава, так как несколько тонких слоев обеспечат более долговечное покрытие, чем один толстый слой;
  • Чтобы эффективно прокрасить вагонку в труднодоступных местах, а также в области плинтусов и наличников, специалисты рекомендуют использовать более тонкую кисть, поперечник которой не превышает 5 см;
  • Следующий совет позволит избежать появления следов на поверхности только что прокрашенной вагонки. Для этого финишный слой краски необходимо наносить сверху вниз, что позволит максимально эффективно загладить поверхность свежеокрашенной вагонки.

Важно! В процессе окрашивания вертикальных поверхностей, для отделки которых использовалась деревянная вагонка, слой краски необходимо наносить непрерывно. При этом не рекомендуется прокрашивать одно и то же место более двух-трех раз, так как это приведет к тому, что окрашенная поверхность будет недостаточно прочной и приобретет неряшливый внешний вид. Кроме того, после нанесения каждого слоя необходимо дождаться его высыхания, после чего приступать к нанесению последующего слоя краски.

  • Чтобы повысить качество выполняемой окраски, следуйте советам наших специалистов.
  • До покраски, а также в процессе проведения работ необходимо тщательно перемешивать краску, что позволит достигнуть равномерности цвета и блеска;
  • Чтобы убедиться в правильности подбора цвета, произведите пробный выкрас, предполагающий нанесение краски на небольшой участок неиспользуемой доски;
  • Чтобы избежать неровностей цвета и блеска, специалисты не рекомендуют наносить слишком толстый слой лакокрасочных составов, заменив его несколькими более тонкими слоями;
  • Следующий факт может показаться кому-то удивительным, но иногда, в ходе окрашивания вагонки могут потребоваться цигейковые рукавицы. Специалисты объясняют это тем, что иногда деревянная вагонка может чередоваться с металлическими трубами и другими металлическими элементами, которые достаточно трудно поддаются окрашиванию, что объясняется тем, что один бок находится на земле. Чтобы облегчить процесс окрашивания, достаточно вывернуть цигейковую рукавицу мехом наружу, надеть на руку и, окунув в краску, использовать вместо кисти. Данный способ существенно ускоряет процесс окрашивания и позволяет за 1 минуту покрасить до 5 метров трубы;
  • Специалисты рекомендуют заколеровать грунтовочный состав в цвет, в наибольшей степени соответствующий цвету используемого впоследствии лакокрасочного покрытия;
  • Не рекомендуется производить лакокрасочные мероприятия в солнечную погоду или под воздействием прямых солнечных лучей, которые могут чрезмерно ускорить время высыхания лакокрасочного материала. Чтобы избежать этого, не проводите подобные мероприятия в жаркую солнечную погоду, а также в дни выпадения осадков. Наиболее оптимальной погодой для проведения лакокрасочных мероприятий является теплая, облачная и безветренная погода;

  • Наиболее слабым местом в данном случае являются торцы досок, через которые вода впитывается с наибольшей скоростью, вызывая повреждение древесины. Это обуславливает наиболее тщательный подход к их обработке, включающий нанесение нескольких слоев грунтовочного и лакокрасочного материалов;
  • Интересен тот факт, что в процессе повторного окрашивания фасада здания (если на нем не наблюдается грубых конструктивных дефектов) можно использовать тот же или другой оттенок. Однако при этом важно соблюдать правило, в соответствии с которым необходимо использовать тот же лакокрасочный материал, который использовался ранее.
  • Определение типов лакокрасочного покрытия можно произвести визуально. Например, акрилатная краска обычно растрескивается вдоль волокон и характеризуется наличием кожистой поверхности. При этом ее можно оторвать и даже свернуть в трубочку, что никак не отразится на ее целостности. Что касается антисептика, то он характеризуется глянцевой поверхностью. Поверхность, ранее окрашенную антисептиком, можно окрашивать им же, либо масляными красками.

Отдельные советы по выбору лакокрасочных материалов:

  • В связи с тем, что в процессе высыхания масляные краски несколько меняют свой цвет, в процессе выбора тона лакокрасочного состава отдавайте предпочтение более темному;
  • Что касается акриловых красок, то они не меняют свой цвет в процессе работы и не растрескиваются;
  • Краски на водной основе являются экологически безопасными, однако, более дорогостоящими материалами. Отдав предпочтение им, вы удивитесь обширности выбора цветовой палитры;
  • Используя аквалак, осуществите предварительное окрашивание вагонки водоотталкивающими и противоскользящими составами, а также обработайте вагонку антисептиком и пропиткой, что повысит пожаробезопасность обрабатываемой древесины;
  • Если вы ли члены вашей семьи являетесь аллергиками, отдавайте предпочтение аквалакам, которые являются наиболее безопасным материалом;
  • Если вы используете вагонку, произведенную из ценных пород древесины и хотите подчеркнуть ее текстуру и натуральность, отдавайте предпочтение прозрачным полиуретановым лакам;
  • Чтобы осуществить покраску деревянной вагонки в предбаннике, используйте уретано-алкидный лак или краску-антисептик, срок эксплуатации которых превышает десятилетие. Они надежно защитят древесину от гнили, плесени и грибка, а также повысят ее водо- и грязеотталкивающие характеристики.
  • В связи с тем, что масляные краски снижают воздухопроницаемость древесины, для создания оптимального микроклимата в помещении используйте грунтовку и акриловый аквалак, который надежно защитит древесину от грязи и пыли и подчеркнет ее естественную красоту.
  • Также помните, что после нанесения лак на поверхности вагонки образуется полупрозрачная пленка, краска способствует образованию прочной пленки, а пропитки вообще не видны на поверхности древесины.

Чем покрасить вагонку: выбор цветового решения

Что касается вопроса: « В какой цвет покрасить вагонку?» , то мы можем смело утверждать, что на него нет однозначного ответа, и выбор цветовой гаммы зависит только от ваших предпочтений.

Но, несмотря на это, на том или ином этапе развития дизайна главенствуют определенные тенденции, и в настоящий момент они заключаются в «лидерстве» белого цвета, который способствует не только визуальному расширению внутреннего пространства, но и повышению настроения жильцов.

Крашеная вагонка в городском интерьере используется нечасто, ее иногда применяют как обшивку лоджий или балконов. В частных зданиях крашеные панели используют гораздо чаще, ведь они смотрятся очень гармонично в загородных интерьерах. Разновидности подобного оформления будут рассмотрены далее.

Виды вагонки

Дощатая облицовка различается материалом изготовления, также отделочные панели классифицируют по внешним качествам, вариантам соединения.

  1. Из дерева. Такие доски делают из хвойных или лиственных деревьев: осины, бука, ясеня, сосны и других.
  2. Из пластика. Эту разновидность изготавливают из ПВХ-материалов путем продавливания расплавленного пластика через формирующее устройство. Экструзия позволяет придать предмету нужную форму.
  3. Из МДФ. В отличие от деревянного типа, вагонка в этом случае не выстругивается из древесины, а склеивается из древесной стружки, благодаря чему получает высокую плотность. При изготовлении не используются вредные примеси.
  4. Из алюминия. Обшивка из этого материала подходит только для внешней облицовки. Ее плюсами считаются небольшой вес и антикоррозийные свойства. Недостатками стала слабая защита от физического воздействия, незначительная теплоизоляция, поэтому ее не используют в отделке внутренней части дома.

В зависимости от качества материала вагонку разделяют на:

  • Высокий класс, который обозначается как «0» или «extra». Доски высокого класса не имеют повреждений, при их изготовлении не использовали сердцевину дерева.
  • Низший класс, который обозначают «С». В таких элементах могут быть 1-2 незаметных сучка, пятна от покраски, другие дефекты.

Профили вагонки

Внешний вид досок и выемки для их соединения друг с другом определяют профиль вагонки.

Самыми популярными считаются:


Покраска вагонки

Стены, покрытые простой вагонкой, подходят не для всех стилей, поэтому нередко требуется покрасить деревянные доски подходящим для интерьера цветом.

Особенно остро проблема покраски возникает у владельцев загородного дома, поскольку именно там чаще всего применяется этот способ обшивки.

Некоторые люди считают, что на внутреннюю облицовку не надо наносить никакие составы, однако не во всех условиях она сможет без них сохранять свой вид.

При плохой вентиляции дерево может стать синим, под солнечными лучами – сероватым. Есть методы борьбы с этими проблемами: посиневшие доски обрабатывают средствами с кислородом или хлорсодержащими составами, а затем покрывают защитными составами.

Посеревшую древесину отшлифовывают до получения первоначального вида, но без покрытия дерево вскоре вновь посереет. Поэтому выкрасить доски сразу после установки будет верным решением.

Жидкости для защиты древесины выпускаются в виде:


Правила покраски

Покрытие панелей краской состоит из нескольких этапов, строгое выполнение которых обеспечит долгое время службы выкрашенной поверхности.

Этап 1. Доски проверяют на наличие дефектов, все поврежденные элементы отбраковывают. Испорченные дощечки пригодятся для тестирования оттенков, определения количества слоев.

Этап 2. Панели, которые прошли сортировку, отшлифовывают до гладкого состояния. Лучше использовать шлифовальную машинку, но подойдет и наждачная бумага, прикрепленная к брусу. Наждачка должна быть с зернистостью 240-290. Шлифовку проводят круговыми движениями, обрабатывают лицевую сторону, паз, шип. Внутреннюю часть можно не обрабатывать.

Этап 3. Красящий состав наносят с помощью кисти или валика. Малое количество краски короткими мазками распределяют по планке, затем растушевывают.

Этап 4. После равномерного окрашивания доски оставляют высыхать.

Этап 5. При работе с лаками или красками плотной структуры требуется отшлифовать поверхность еще раз.

Этап 6. Наносят второй слой вещества и оставляют сушиться.

Для сохранения древесной структуры применяют пигментированные масла, лазурь или воск. Вначале красящий состав фрагментарно наносят на всю длину доски, затем кистью растушевывают мазки и оставляют впитываться 7-10 минут.

Чтобы проявить рисунок дерева, мягкой тканью стирают большую часть масляного покрытия. За счет этого в бороздах остается пигмент, а на выпуклых местах его почти нет. В декоре этот вид покраски используют для внутренних поверхностей строения.

Современные лакокрасочные материалы позволяют получить эффект двухцветной вагонки с выраженной текстурой. Для первого слоя берут темный оттенок, для второго – более насыщенный или белый. Первым слоем покрывают доску, оставляют на 10-12 мин., а затем излишки вытирают безворсовой тряпкой.

Оставляют высыхать на сутки. Затем покрывают маслом светлого цвета, через 10 минут обрабатывают шпателем, оставляют на 24 часа высыхать.

Идеи для окрашивания

Покраска вагонки внутри дома имеет множество вариаций: фото интерьеров покажут разнообразие существующих идей. Одной из новинок декорирования стало совмещение ровных стен и деревянной обшивки.

Необычно выглядит комбинирование досок различной толщины. Тонкие панели вставляют между широкими, а затем красят доски одним цветом, но разной интенсивности.

Из ровных досок и евровагонки формируют волны или впадины на стене. Чтобы акцентировать зоны освещения на стенах, можно поиграть с цветом: возле светильников обшивку красят светлой краской, чтобы выделить эту область.

Вагонку на массивных потолках выбеливают, а балки покрывают темной краской. Комната выглядит современно, несмотря на привычные материалы обшивки.

В душевых и ванных деревянная облицовка также имеет место быть. Важно сделать качественную вентиляцию помещения и обработать доски влагоустойчивой пропиткой. Теплые оттенки дерева по периметру и яркая плитка на полу придадут ванной комнате эффектный вид.

Для спальни ребенка можно сделать роспись по вагонке. Получившуюся картину после высыхания покрывают лаком/маслом без цвета.

Крашеная вагонка при декорировании помещений подойдет для почитателей естественных материалов в интерьере. Большой выбор способов окраски панелей позволит создать эксклюзивное покрытие стены, которое защитит вагонку от повреждений, продлит срок ее службы.