Что сочетается в интерьере с гобеленом. Гобеленовые картины – роль в интерьере и актуальные модные течения. Новогодний ассортимент гобеленовых аксессуаров: стильные подарки

01.04.2019

Современная система высшего образования использует личностно ориентированную модель обучения, направленную на взаимодействие «педагог–студент». Такое взаимодействие в процессе обучения выражается в положительном личностном отношении к студентам, их потребностям и установкам, а также в передаче ценностей в системе «педагог–студент».

Психолого-педагогические исследования позволили выделить наряду с проблемой предметной подготовки студента высшего учреждения проблему формирования ценностного отношения студентов вуза. Новая парадигма образования требует от педагога высшей школы не только профессиональной компетентности, но и особого отношения к педагогической деятельности. Большое внимание уделяется личностно-деятельностному подходу, который ориентирует педагога на оптимальное развитие способностей каждого студента и ставит выбор методов в зависимость от особенностей решаемых задач.

Основу исследований составили деятельностный, личностный и системный подходы.

Деятельностный подход изучает педагогические процессы через рассмотрение основных компонентов деятельности (определение цели, мотивация, контроль и анализ результатов). Неотъемлемой частью педагогического процесса взаимодействия является и личностный подход, основой которого становится личность, ее роль в обществе и коллективе, всестороннее и гармоничное развитие. Системный подход способствует выявлению форм и методов решения поставленной перед исследователем задачи и на основе выявленных возможностей помогает выбрать оптимальные варианты.

Вопрос формирования ценностного отношения затрагивает социально-психологическую среду и ее влияние на ценностное отношение. Данная проблема определяется рядом факторов, среди которых можно выделить социально-психологическую атмосферу учреждения, уровень профессиональной компетентности, личностные отношения в системе «педагог–студент».

Объектом нашего исследования стала профессиональная подготовка специалиста, включая присущий ему набор сложившихся ценностных отношений, а предметом исследования – процесс формирования ценностных отношений.

Изучение ценностных отношений занимает важное место в социологии, психологии, истории, педагогике. Основу ценностных отношений составляют ценности, принимаемые или отвергаемые личностью. Следовательно, «ценность» – это то, что значимо для человеческой жизни, то, что человек считает для себя значимым настолько, что без этого не мыслит собственной жизни. Ценности могут быть как предметные, так и субъектные. Если содержание жизни человека современной культуры составляют проживаемые им отношения к жизни и в ходе их проживания рождается внутренний мир личности, то объективной необходимостью становится наполнение воспитательного процесса отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, чтобы воспитуемый здесь и теперь жил в контексте данной культуры. Проживание отношения предполагает его осмысление, возможность ощутить в действии связь своего Я с объектом действительности. Установление отношения означает принятие, понимание, оценку связи, осознание личностного смысла для жизни Я.

«Отношение» как основная категория воспитания придает процессу воспитания высочайшую сложность и тонкость. Отношение представляет собой основное содержание воспитательного процесса. Отношение – это связь субъекта и объекта действительности, в нашем случае – установление связи между педагогом и студентом с целью взаимодействия. «Отношение» как отдельная категория имеет несколько аспектов: отношение к чему-либо, или установка (Г. Спенсер), и отношение с кем-либо, т. е. межличностная связь.

Отношение может проявляться в рациональной, эмоциональной и практически-действенной формах. Однако возможен разрыв в этих связях, и тогда можно отметить несформированность отношения, соответственно проявляется дисгармоничность субстанции отношения. Дисгармоничность отношения становится основой развития, преодоления противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю) и эмоциональной (нравится, не нравится, люблю, ненавижу), между внутренней и внешней сторонами. Это составляет механизм социального развития личности, приобщающейся к системе отношений. Усиление такого противоречия дает импульс для осмысления отношения. Однако содержание воспитания необходимо ограничивать: следует очертить лишь ту совокупность отношений, которая раскрывает значимые для человеческой жизни отношения, – ценностные отношения.

Ценностные отношения являются отражением в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве жизненных целей и мировоззренческих ориентиров . Будучи одним из центральных ценностных новообразований, ценностные отношения выражают отношение человека к социальной действительности и определяют в этой связи мотивацию его поведения. Наибольшее значение приобретает связь ценностных отношений с направленностью личности. Направленность личности выражает одну из существенных характеристик, определяющих социальную и нравственную ценность личности. Р.С. Немов под ценностными отношениями понимает то, что человек ценит в жизни, чему придает особый смысл. Е.С. Волков рассматривает ценностные отношения как регулятор поведения личности, считая, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности. Согласно С.А. Рубинштейну, ценностные отношения формируются на основе потребностей, их реализация происходит в общесоциальных условиях деятельности, и они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности .

По нашему мнению, наиболее точное определение понятия «ценностное отношение» дает В.А. Сластенин: это внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.

В отечественной психологии ценностные отношения рассматривались в основном внутри личностных образований – личностных смыслов (Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь), направленности личности (Б.Ф. Ломов).

Определить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений – значит определить круг ценностей и характер отношения человека к данным ценностям. Создание благоприятных социально-педагогических условий является основой формирования ценностных отношений личности. Важную роль в создании благоприятных социально-педагогических условий играет процесс социализации личности, который во многом базируется на закономерностях психического развития индивидуума.

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Выделяют первичную и вторичную социализации личности. Первичная социализация связана с формированием образа действительности, вторичная социализация определяется разделением труда и знания. Т. Лукман вторичную социализацию рассматривает как приобретение знания, связанного с разделением труда. Противоположную точку зрения высказывает Б.Г. Ананьев . Социализация рассматривается им как процесс, происходящий в двух направлениях, – в направлении становления человека как личности и в направлении становления человека как субъекта деятельности. Итогом социализации, независимо от точек зрения, становится образование индивидуальности. В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Успешность социализации, безусловно, зависит от социального окружения студента, от тех людей, которые раскрывают для него сущность общественной активности и отношений, нормы поведения в обществе.

Соответственно, педагогические условия формирования ценностных отношений подразумевают, прежде всего, социальную составляющую, в которой отражается та социальная среда, где осуществляется воспитательный процесс и развитие личности студента.

Каждый педагог несет в себе определенное мировосприятие, воздействующее непосредственно на личность студента и оказывающее благоприятное либо неблагоприятное воздействие на процесс становления каждой отдельно взятой личности. Педагоги, имеющие ясное представление о социальной среде, в которой происходит развитие личности студента, имеют ряд педагогических преимуществ, позволяющих оказывать психологическое воздействие в ходе воспитательного процесса.

Особенно эффективным является такое психологическое воздействие, когда обучение происходит на основе собственного примера педагога. Опыт выживания и благоприятной адаптации в существующей социальной среде помогает своевременно и правильно сориентировать ценностную систему студентов для достижения наиболее благоприятного результата психологического воздействия в рамках воспитательного процесса. Неблагоприятное воздействие может иметь место и наблюдаться в тех случаях, когда личность педагога воспринимается учащимися на недостаточно авторитетном уровне, что, в свою очередь, создает недостаточные педагогические условия, необходимые для формирования ценностных отношений, которые во многом определяют не только мировоззрение личности, но и ее социальные качества.

Один из важных процессов – процесс межличностной аккультурации: здесь происходит взаимодействие двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна. Межличностная аккультурация включает в себя не только социальные исследования таких элементов культуры, как нормы, стереотипы, стандарты, но и принятие убеждений и установок, идеалов личности педагогов. Особую роль в данном процессе играет явление синкретизации – связи новых культурных ценностей во внутреннем мире студента по внешним ярким для восприятия признакам. В результате на первое место выходит восприятие студентом личности педагога, которое образуется в процессе социального взаимодействия при определенных условиях.

Изучения основных закономерностей формирования ценностных отношений позволяет четко проследить роль личности педагога и его влияние на воспитательный процесс, которое осуществляется не только целенаправленно, с помощью определенных социально-педагогических методов, но и косвенно, – путем создания благоприятных условий, формирующих положительный фон взаимодействия «педагог–студент», в основе создания которого лежит, безусловно, авторитет личности педагога и его оптимальная социальная адаптация в обществе и рабочем коллективе.

Следует отметить, что профессионально-личностные качества педагога – это совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат педагогической деятельности. При всей их индивидуальности и неповторимости эти образования представляют собой определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогической значимости. Центральным здесь становится отношение к студенту как к личности, которая нуждается в развитии и раскрытии всех потенциальных способностей и талантов, заложенных природой и ждущих своей реализации. Провозглашение гуманистического отношения к студенту как к личности, яркой индивидуальности ставит акцент на взаимоотношениях «человек–человек», отодвинув на второй план отношения «педагог–студент» .

Формирование ответственного отношения педагога к своей профессиональной деятельности напрямую зависит от его отношения к себе как к личности, избравшей ответственную профессию, которая предполагает участие не только в воспитательном процессе, но и в духовном развитии молодежи. В случае осознания высокой меры личной ответственности за продуктивное влияние на развитие не только профессиональных навыков, но и личности студента у педагога формируется такое важное личностное качество, как педагогическое достоинство, осознание значимости своей профессиональной компетенции, уважительное отношение к студентам и к своей профессии, которая становится делом его жизни.

Обеспечение высокого уровня ответственности педагога к собственному профессиональному труду – главная цель саморазвития и самосовершенствования личности преподавателя. Для достижения высокого уровня педагогической ответственности необходимо, прежде всего, добросовестно исполнять профессиональные обязанности, творчески подходить к поиску новых методик и технологий, ориентированных на личностное развитие студентов и их благоприятную социально-психологическую адаптацию. Данные характеристики гарантируют высокий профессионализм педагогической деятельности и определяют стороны педагогических воздействий, что, в свою очередь, отражается на повышении организационного уровня методологии педагогического труда. Достоинство педагога – главная составляющая системы профессионально значимых качеств, так как это качество личности лежит в основе складывающихся взаимоотношений с молодыми людьми, являя студентам наглядный пример отношения человека к самому себе, формируя, тем самым, жизненный опыт реальных взаимоотношений людей в социальной группе, поощряющей свободное проявление личности, собственного Я.

Системно-структурные связи ключевых отношений (рис. 1) отражают закономерности и иерархические зависимости отношений, которые раскрываются в определенной последовательности, охватывая объекты ценностных отношений . Такие системно-структурные связи довольно прочны, поэтому в случае недостаточного воздействия одной из составляющих данной системы, задействованной в воспитательном процессе, может иметь место несформированность целостного отношения к какой либо категории ценностных отношений, и в результате гуманистическое отношение на практике будет недостижимо.

Формирование ценностных отношений – это подвижный динамичный процесс, протекающий внутри социальной и культурной жизни молодежи. Ценностные отношения развиваются, обретают новые модификации, формируют новые взаимосвязи между причинами и следствиями явлений, происходящих внутри воспитательного процесса.

Гражданская позиция

Уважение жизни



Рис. 1. Системно-структурные связи ключевых актуальных отношений

На основании проведенного исследования нами была разработана модель формирования ценностных отношений студентов высшей школы (рис. 2). Эта модель основана на нескольких компонентах, непосредственно влияющих на процесс формирования ценностей. Каждый из компонентов связан с другим, и выпадение одного из них приведет к нарушению целостности модели.

Влияние личности на личность происходит в момент реализации определенного актуального отношения к рассматриваемой ситуации, во время конкретного взаимодействия с окружающим миром. Поэтому на практике необходимо обеспечить не только качественный контакт личностей, но и объективную целевую направленность воспитательного процесса, ставя во главу угла, прежде всего, ценностные отношения в социуме, а также вечные жизненные основополагающие категории, такие как «Добро», «Справедливость» и другие.

Внешние проявления сущностных личностных отношений педагога, которые вызывают соответствующие поведенческие реакции на ситуационные обстоятельства, воспринимаются студентами, влияют на педагогические ситуации и, соответственно, на общий воспитательный процесс. Результатом таких отношений становится либо повышение качества личностной системы ценностей студента, либо, в случае недостаточно позитивного педагогического воздействия, сохранение в неизменном виде имеющихся установок и ценностных отношений, заложенных в семье.

Рис. 2 Модель формирования ценностных отношений студентов

Потенциальная возможность влиять на ценностные отношения через формы внешних проявлений открывает возможность для коррекции и развития внутреннего отношения, что, в свою очередь, представляет собой путь воспитательного влияния на личность педагога-профессионала через конкретные поведенческие модели. Такой путь взаимодействия на практике оказывается наиболее продуктивным и способствует максимальному раскрытию индивидуальных личностных характеристик студентов.

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность» и «отношение». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на основу диалектического подхода к воспитанию (работы Н.И.Болдырева, Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова, А.П. Сидельского).

Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём-либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности. Только в деятельности ценность получает своё актуальное существование .

В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Стремления составляют субъективную сторону отношения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности; стремления -побудительная причина действия. Отношения динамичны, изменчивы и воспитуемые. Потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения представляют различные аспекты отношений человека .

Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а так же не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М.Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности - это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности.

Ценность в психологии выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интерес. Ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом .

В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей .

И.С. Артюхова определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели .

С.Л. Рубинштейн также писал, что "ценности - ...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека" .

По мнению Н.П. Карповой, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром .

Д.А. Леонтьев также определяет ценность в качестве источника образования смысла, т. е. ценности выполняют смыслообразующую функцию и находятся на «наддеятельностном» уровне. Субъект, находясь на деятельностном уровне, соотносит свои действия с над деятельностным уровнем, в результате чего появляются смыслы .

А.Н. Федоришкин утверждает, что «ценностью считается любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для человека, ради которого он действует, тратит силы, ради которого он живет». Ученый подчеркивает, что личность реализовывает свой потенциал только с опорой на ценностные ориентации и объект остается один и тот же -- поведение личности, а через него -- сама жизнь .

Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (субъективные ценности и ценности сознания) (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии .

При анализе психолого-педагогической литературы, мы видим, что в педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с активностью и направленностью деятельности личности (Г.И. Чижакова, Н.Е. Шуркова), со степенью значимости того или иного предмета, явления для субъекта .

Эта значимость определяется осознанными или неосознанными потребностями субъекта, выраженными в виде интереса или цели (И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин) .

В психолого-педагогическом словаре ценностное отношение рассматривается как субъективное отражение объективной действительности. Объектом ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели .

Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.

Ценностное отношение в философии и психологии также рассматривается и как ценностная позиция, которая возникает в ситуации свободного выбора. Структура ценностного отношения представлена как многоуровневая, основными ее основными элементами являются:

  • - первичный слой желаний;
  • - выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу;
  • - осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием;
  • - превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций других людей .

Существуют различные точки зрения на то, что считать ценностью в ценностном отношении, так как один и тот же предмет или явление может иметь различные свойства. К примеру, произведение искусства может обладать эстетической, социальной, экономической ценностью. Поскольку ценностное отношение - это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели .

Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека. Именно появление отношения порождает субъективное значение или личностный смысл объективных значений.

Так, по мнению В.А. Сластенина, ценностное отношение - внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления .

Понятие «ценностное отношение» позволяет современной педагогике адекватно описывать один из видов социального опыта школьников (в рамках культурологической концепции содержания образования В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина), раскрывать содержание воспитания школьников (Н.Ф.Голованова, И.Д.Демакова, П.И.Пидкасистый, Н.Е.Щуркова).

По мнению Н.Л. Худяковой, ценностное отношение - это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение является аспектом любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью .

В своем учебном пособии П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода» [ 21].

Ценностное отношение к малой Родине рассматривается П.И. Пидкасистым как отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в их отношении к жизни .

Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог рассмотреть понятие «ценностное отношение». Из выше изложенного можно сделать вывод, что ценностное отношение - это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности .

В своем исследовании мы будем опираться на понятие «ценностное отношение к малой Родине», рассматриваемое П.И. Пидкасистым как отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в их отношении к жизни .

Особенности формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине будут рассматриваться в следующем параграфе.

Пупков С.В.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ УРОВНИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СОЦИОЛОГА

В статье в контексте выявления различий между явлениями «социолог моральный» и «социолог нравственный» обосновывается содержание методологического и мировоззренческого уровней ценностного отношения как образующего содержание нравственно-ценностной позиции социолога.

социолог, мораль, нравственность, позиция, мировоззрение, ценностное отношение, ценность.

Современное общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Данные идеи, нашедшие свое отражение еще в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяют цели и задачи деятельности социологов. Эти цели и задачи направлены не только на социологическую экспертизу, результаты которой используются при принятии государственных решений, законов общественными, правозащитными организациями и способствуют пониманию устройства окружающего нас социального мира, но и на создание информационного порядка, который в контексте международных отношений понимается как специфическая организация информационных отношений, при которой каждый человек и гражданин может максимально полно реализовывать свои информационные права и свободы, при этом особое значение имеет соотношение интересов личности, общества и государства как моральная проблема. Соотношение личных и общественных интересов всегда и во все времена было одним из основных вопросов морали.

Построение демократического гражданского общества, правового государства, цивилизованной рыночной экономики вызывает необходимость создания новых общественно-политических и экономических структур, а главное - становления новых отношений между людьми, основанных на ценностях, единодушно принятых во всех высших формах культуры, а именно: на преодолении человеком собственной алчности, любви к ближнему, поиске истины (в отличие от некритического знания фактов). Эти ценности являются общими для всех гуманистических философских и религиозных систем Запада и Востока. «Данные ценности, -пишет Э. Фромм, - вошли в практику совершенно несопоставимых обществ -от мыслителей иудейских племен до философов греческих городов-государств и Римской империи, теологов средневекового феодального общества, мыслителей Возрождения, философов Просвещения вплоть до таких мыслителей индустриального общества, как Гёте, Маркс, а в наше время - Эйнштейн и Швейцер» 180.

180 Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. С. 287.

В настоящее время в условиях переоценки значимости гуманитарных наук, соучаствующих в создании новых социальных программ, в осмыслении результатов деятельности человека в целом и деятельности социолога в частности, важным становится поиск таких подходов к подготовке будущего социолога, которые не только обеспечивают овладение студентами фундаментальными и целостными знаниями о развитии общества, общекультурными и профессиональными компетентностями в соответствии со стандартом ГОС ВПО по специальности 020300 «Социология», но и расширяют сферу морального познания социальной действительности, формируют новый облик социолога - «социолог нравственный» и «социолог моральный».

Необходимость формирования нравственного, морального социолога обусловлена, во-первых, тем, что только истина, заключенная в содержании социологической экспертизы, становится отправным моментом для возвращения блага в лоно морали, пространство которой есть пространство отношений между людьми, в том числе и социальных отношений. Общество, жизнь которого строится на основе морали, «неизбежно приведет к формированию человеческой этики, в которой понятие о благе окажется внутри самой морали» 181. Во-вторых, поиск социологом ответов, например, на вопросы «Как люди действуют в разных социальных ситуациях?», «Где и почему между ними возникают противоречия, как их разрешить?» и другие, по критерию отрефлексированных ценностей, совокупность которых и есть мораль, не позволит легализовать один из самых страшных пороков нашего бытия, каким является «подмена ценностей» 182, не приведет к замене смысла существования индивида достижением исключительно его благополучия.

Искажение же истины в социологической экспертизе, являющееся одной из причин, порождающих кризисную ситуацию в стране, социальную напряженность, по сути, есть не что иное, как «всенародная» поддержка той группы, интересы которой обслуживает социолог. Решая задачи этой группы, достигая ее цели ценой искажения истины, социолог обнаруживает способность «переключаться со служения государственному интересу на обслуживание частных устремлений» 183. В этом проявляется не только аморальность поведения социолога, но, возможно, и его имморальность, то есть отсутствие всякой морали.

Социолог всегда занимает определенную позицию по отношению к полученной информации и способам ее интерпретации. «Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразных социальных деятельностей, - писал Б.Г. Ананьев, - представляет собой сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самому себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность. Вся эта сложная система субъектных свойств реализуется в определенном комплексе

181 Разин А.В. Этика: учеб. для вузов. М. : Академический проект, 2003. С. 576.

182 Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб. : Петрополис, 2000. С. 79.

183 Ионова А.И., Ульянова А.Я. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие. М. : ГАГС, 2003. С. 53.

общественных функций - ролей, выполняемых человеком в данных социальных ситуациях развития» 184

Анализ данного определения, которое не вызывает возражений у ученых, изучающих проблему позиции личности, указывает на многогранность и много-аспектность данного понятия, которое объемлет и нравственные, и мировоззренческие характеристики. Речь идет о нравственно-ценностной позиции, содержание которой детерминировано системой ценностей, являющихся ядром мировоззрения. Такая позиция может быть понята только в связи с уяснением различий между явлениями «социолог нравственный» и «социолог моральный».

Заявив о необходимости различения между понятиями «социолог нравственный» и «социолог моральный», мы тем самым входим в область этической науки, в рамках которой становится возможным выявление различий между терминами «моральный» и «нравственный», являющимися производными от слов «мораль» и «нравственность».

Наша задача облегчается тем, что достаточно всесторонний научный анализ соотношения морали и нравственности, выявляющий различия между ними, выполнен В.П. Бездуховым и О.К. Поздняковой.

Суть различий между данными категориями, как подчеркивает В.П. Без-духов, заключается в том, что мораль, имеющая предписывающий, рекомендательный характер, есть совокупность норм, принципов, требований, предъявляемых к человеку извне - обществом, коллективом, группой. Нравственность -это субъективная ценностная система человека. Другими словами, это то, что находится в его сознании, что определяет и характеризует его индивидуальную нравственность 185.

Отправным моментом для выявления О.К. Поздняковой различий между моралью и нравственностью явилось положение этической науки о том, что долженствование является одной из характеристик морали как особого способа духовно-практического освоения мира, осуществляемого при участии морального сознании. При этом, как справедливо отмечает ученый, мораль не сводится к моральному сознанию, играющему существенную роль в духовно-практическом освоении действительности. Мораль есть объективное, а нравственность есть субъективное. Нравственность - это есть рефлексия человека на себя. Про мораль так сказать нельзя 186.

А.В. Бездухов и Р.Н. Гуртовская на основе различий между моралью и нравственностью установили, что «если нравственные ориентиры связаны с целями, мотивами, установками самого учителя, а деятельность его сознания исследует эти цели, мотивы, установки по отношению к себе, то моральные ориентиры связаны с пространством отношений, в которых заключены, проживают учитель,

184 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1980.

185 Бездухов В.П., Кулюткин Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 166.

186 Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. М. : МПСИ, 2006. С. 12.

ученик, а деятельность сознания педагога исследует его взаимодействия, отношения с учащимися, пространство которых (отношения) и есть мораль» 187.

Осмысление представленных выше точек зрения ученых относительно различий между моралью и нравственностью показывает, что мораль задается человеку извне, а нравственность есть характеристика его личностного «Я».

Если исходить из такого различения между моралью и нравственностью, то мораль, задавая человеку требования, нормы, предписания, является особым способом его ориентации в изменяющемся информационном мире. Нравственность человека есть укорененность в его сознании требований, норм, предписаний морали, придающей ему и другим людям изначально самоценный смысл.

Отношения людей всегда конкретны. Они строятся для определенных целей. На данную особенность создания отношений для определенных целей обратил внимание еще Аристотель, который писал, что, поскольку целей несколько, а мы выбираем из них какую-то определенную (богатство, орудия вообще) как средство для другого, постольку ясно, что не все цели конечны. Цель, которую преследуют саму по себе, мы считаем более совершенной, причем цель, которую никогда не избирают как средство для другого, считаем более совершенной, чем цели, которые избирают сами по себе, так и в качестве средств для другого,

а безусловно совершенной называем цель, избираемую всегда саму по себе

и никогда как средство.

И социолог нравственный, и социолог моральный, естественно, выбирают безусловно совершенную цель, что обусловлено природой морали и нравственности. Они никогда не отнесутся к другому человеку только как к средству.

Отношение к другому человеку как к цели и никогда как к средству и является, с нашей точки зрения, безусловно совершенной целью деятельности социолога. При этом в отношении к другому человеку изначально представлена потребность в другом как в своем-другом. Это и есть мораль, которую, как подчеркивает А.А. Гусейнов, можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможной отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Без морали отношения людей никогда бы не приобрели человеческого (общественного) характера 189.

Моральные требования предъявляются человеку обществом, а человек свободен в их принятии и следовании им. Однако, подчеркивает Р.Г. Апресян, -по своей внутренней логике мораль обращена к тем, кто считает себя свободным, кто в своих решениях и действиях руководствуется собственным пониманием правды, а не тем «как принято» 190.

Для современного человека, как пишет Э. Фромм, «свобода имеет двоякий смысл: он освободился от прежней власти и превратился в «индивида», но в то же время стал изолирован и бессилен, стал орудием внешних целей, отчужден-

187 Бездухов А.В., Гуртовская Р.Н. Сущность и природа моральных ориентиров педагогической деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 6. С. 37.

188 Аристотель. Сочинения: в 4 т. М. : Мысль, 1983. Т. 4. С. 62.

189 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учеб. М. : Гардарики, 1998. С. 22-23.

190 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 277.

ным от самого себя и от других людей» 191. Однако это не мешает Э. Фромму утверждать, что свобода может и победить. Победит она тогда, когда демократия разовьется в обществе, в котором индивид, его развитие и счастье станут целью и смыслом, в котором индивидом не будут манипулировать, а его сознание станет действительно собственным и будет выражать стремления, вырастающие

из особенностей его собственного «Я». Позитивная свобода означает полную реализацию способностей индивида, дает возможность жить активно и спонтанно. Для этого необходимы экономические и социальные перемены, которые и позволят ему стать свободным в смысле реализации своей личности 192.

Свобода, как независимость в действиях и поступках, становится точкой отсчета для принятия требований морали, существующей в форме долженствования тогда, когда она пронизана полнотой рефлексии. Свобода каждого человека предполагает соотнесение им своих интересов с интересами других людей, с их свободой. Сама по себе свобода без самореализации не есть фактор становления человека как человека морального, нравственного. Речь должна идти не просто о свободе «для», но об ответственной свободе, являющейся одним из условий становления социолога нравственного. Социолог нравственный несет ответственность за себя и за свои действия при сборе информации, ее интерпретации и экспертизе. Извлекая пользу для себя с точки зрения успешности деятельности, карьеры, что само по себе необходимо и достойно уважения, он отвечает в первую очередь перед собой; перед другими же - в той мере, в какой считает нужным. Речь идет о прагматических устремлениях социолога. Прагматик, как подчеркивает Р.Г. Апресян, способен утверждать в определенном отношении позитивные ценности. Как самостоятельная личность, он независим в оценках и суждениях и близок самой морали 193.

Социолог моральный несет ответственность не только перед собой, но и перед другими, признавая их своими-другими. В морали, как подчеркивает Р.Г. Апресян, человек ответствен за сохранение своей свободы, своего достоинства, своей человечности, за других же - в той мере, в какой он признает их своими-другими

Жизненный успех, материальный достаток, профессиональные результаты социолога морального не утрачивают связи с другими людьми, «перед которыми и за которых человек считает себя ответственным в свободе» 195. Как следствие, данные явления не получают самостоятельного существования, не ведут к гипертрофии успеха, не порождают расхождения в оценках деятельности социолога, а полезность не замещается добром. Во внутреннем мире социолога морального польза и добро как моральные явления предполагают друг друга, а не исключают друг друга.

91 Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1995. С. 224.

92 Там же. С. 224-225.

94 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 277.

95 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 278.

Моральные требования общества к социологу императивны, как императивна и сама мораль. Моральные императивы, предписания, повеления выражают необходимость адекватной ценностям блага, добра, достоинства, долга, ответственности, справедливости деятельности социолога.

Выявив общее и различное между явлениями «социолог моральный» и «социолог нравственный», осмыслим понятие «нравственно-ценностная позиция социолога».

Выше было отмечено, что позиция личности объемлет мировоззренческие характеристики. Мировоззренческие характеристики позиции социолога заключены в целях и ценностях. «Мировоззрение, - пишет М.С. Каган, - есть не что иное, как система ценностей <...> как интегральное определение ценностного отношения человека к миру» 196.

Близкую к точке зрения М.С. Кагана позицию относительно понимания мировоззрения мы находим у В.Н. Сагатовского, подчеркивающего, что содержательное ядро мировоззрения дает ответ на вопрос «Во имя чего?», ответ, который организует всю систему отношений, а формулой жизни являются ценности, или жизненный смысл 197.

Сущность ценностного отношения, как отмечает В.Н. Сагатовский, заключается в том, как возможен ценностный подход и в чем высшая правда? В самой формулировке ценностного отношения отчетливо выявляются два его уровня: методологический (как существуют ценности и как они регулируют деятельность человека) и мировоззренческий (соотношение различных систем ценностей) 198.

На методологическом уровне аксиологического отношения, которое является формой связи социолога с обществом и с людьми, выясняется, что ценности существуют объективно. Данное утверждение базируется на положении

О.Г. Дробницкого о том, что ценность - это свойство общественного предмета. А общественный предмет уже не нуждается в ссылках на субъект для объяснения его ценности. Человек (не как отдельный индивид, а как общество в целом со всей его историей, способом производства и обычаями) уже заключен в данном предмете. Ценность предмета зависит от законов социального движения и в этом смысле принадлежит предмету объективно. Ценность объективна 199. Так, например, справедливость, нравственное достоинство поступков понимаются не как присущие человеку по определению, не как результаты принятой в обществе оценки справедливости, достоинства, но как поступки, оцениваемые обществом по критерию справедливости, достоинства, считающихся в обществе

нормами поведения. Норма поддерживается самим обществом. «Этот социаль-

ный механизм поддержания нормы и составляет моральное отношение» ,

196 Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. С. 156-157.

197 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) : в 3 ч. Ч. 1. : Введение: философия и жизнь. СПб. : СПбГУ, 1997. С. 15.

198 Там же. С. 192.

199 Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М. : Политиздат, 1967. С. 327-328.

200 Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М. : Политиздат, 1967. С. 331.

в структуре которого находится ценностное отношение, «полюсами» которого являются «ценность и оценка» 201.

Как объективное, ценность относится к социальному бытию, объемлющему и внешнее, в котором опредмечена человеческая сущность и распредмечены человеческие качества, цели, ценности, и субъективное отношение к бытию.

Мы придерживаемся точки зрения Б.Ф. Ломова, отмечающего, что в субъективном отношении термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего субъективную позицию в этом окружении. «Отношение» здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности 202. Такое понимание ученым термина «отношение» созвучно идеям М.С. Кагана в той их части, которая относится к пониманию внутреннего в ценностном отношении. Рассматриваемое изнутри, ценностное отношение, как подчеркивает М.С. Каган, образуется связью двух контрагентов - некоего предмета как носителя ценности и человека (группы людей), оценивающего данный предмет (устанавливает его ценность) и придающего ему определенный смысл. Содержание ценностного отношения - мировоззренчески-смысловое, детерминированное общим социокультурным контекстом, в котором рождается и «работает» конкретное ценностное значение, а форма ценностного отношения - психологический процесс, в котором ценность «схватывается» ценностным сознанием 203.

По отношению к ценностям, находящимся объективно в бытии, в социальной действительности, социолог «строит свою мотивацию, определяет ее из своих отношений, которые носят ценностный характер. Речь идет не о сознании в деятельности, а о деятельности, которая не может быть безотносительна к сознанию» 204

Социолог, отражая социальное бытие с помощью сознания, выбирает ценности. Став достоянием сознания, ценности инициируют становление потребностей, мотивов, совокупность которых определяет направленность его деятельности, которая (направленность) есть система ценностей, ценностных ориентаций. Они регулируют и направляют деятельность социолога по сбору информации и ее обработке, по экспертизе эмпирического знания.

Привлечение понятия «ценность», под которой мы вслед за М.С. Каганом понимаем «значение», «отношение к.» 205, дает ответы на вопросы: «Во имя чего и ради чего социолог осуществляет свою деятельность?» - «Во имя общественного согласия, безопасности граждан»; «Что находится в основания его позиции как системе главных и относительно постоянных отношений?» - «В основаниях его позиции находятся ценности (как отношения)».

201 Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. С. 50.

202 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1999.

203 Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. С. 68.

204 Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. Самара: СГПУ, 2000. С. 49.

205 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. С. 67.

На мировоззренческом уровне аксиологического отношения выясняется соотношение различных систем ценностей.

Поскольку ценности находятся в основаниях позиции социолога, которая реализуется в деятельности как определенном типе его отношений к миру и к людям, постольку социолог, говоря словами М.С. Кагана, «как субъект может отражать объективные (социальные. - С.П.) связи и отношения, то есть познавать мир; он может рассматривать его значение для себя как субъекта, то есть

ценностно его осмыслить» , споспешествуя духовному единству народа через реализацию объединяющих людей ценностей, словом, обеспечивая внутреннюю безопасность общества, духовно-нравственную безопасность граждан.

Обеспечить внутреннюю безопасность общества и духовно-нравственную безопасность граждан социолог может тогда, когда в основаниях его позиции находятся ценности, а оценивание результатов своей деятельности он осуществляет по критерию этих ценностей.

На мировоззренческом уровне ценностного отношения становится возможным дать ответы на вопросы: «Во имя чего?» и «Каков путь?».

Если с первым особых разногласий нет (построение демократического, правого государства, общественное согласие, социальная защищенность всех граждан общества), то со вторым далеко не все так просто.

Выбор пути предполагает и ответы на такие вопросы, как: «Одна ли дорога ведет к Храму?», «Оправдывает ли цель средства?». Задав такие вопросы,

В.Н. Сагатовский отмечает, что оба эти вопроса получили утвердительные ответы в отечественной истории 207.

Если ценности находятся в основе мировоззрения, определяют его ядро, то они воплощаются в конкретном образе (образ культурного человека, образ идеального гражданина и т.п.), который есть своего рода идеал, к которому надо стремиться.

Идеал - это не только представление о добре, благе, пользе, справедливости, милосердии и т.п. Идеал - это представление о совершенном и желаемом будущем. Он указывает вектор движению общества и человека. Он предвосхищает «потребное будущее».

М.С. Каган, ставя вопрос о происхождении идеалов, отмечает, что, как только мы обнаруживаем в них модели «потребного будущего», становится ясным, что идеал обладает для субъекта ценностью 208. Согласно Р.Г. Апресяну, идеал как специальное понятие сознания в строгом этическом смысле - это, во-первых, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление о благом и должном, во-вторых, образ совершенства в отно-

206 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. С. 66.

207 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): В 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб. : СПбГУ, 1997. С. 13.

208 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. С. 186.

шениях между людьми, в-третьих, безусловный высший образец нравственной

личности.

Близкую к идеям М.С. Кагана и Р.Г. Апресяна точку зрения об идеале мы находим у В.Н. Сагатовского, подчеркивающего, что «идеал есть единство ценностей относительно основных компонентов мировоззрения и знаний о них, образующих картину мира (человека, способа деятельности)» 210.

Образ идеального гражданина, образ культурного человека, в котором человечное и человеческое неотторжимы, есть своего рода идеалы, утверждающие положительное содержание действий и поступков социолога, путь его движения.

Идеал определяет содержание блага, добра, пользы, чести и достоинства и т.д. социолога. Идеал, определяющий содержание ценностей, находящихся в основаниях его позиции, есть своего рода требование укреплять общество, его внутреннюю безопасность. Данные ценности указывают на то, чтобы социолог не пренебрегал благом другого человека, не попирал его права (искажение истины, информации), не наносил ему ущерба. Это и есть путь, по которому должен идти социолог. Однако и тут возникают вопросы. Если, например, полезным считается то, что отвечает чьим-то интересам, то возникает вопрос: «Чьим интересам?». Если полезным признавать то, что дает возможность достичь цели, то возникает вопрос: «Какими средствами?» и т.д.

Ценности как на методологическом, так и на мировоззренческом уровнях ценностного отношения указывают социологу путь сбора и обработки информации, социологической экспертизы и т.д. Пересмотр и переоценка ценностей позволяют ему на мировоззренческом уровне ценностного отношения выяснить соотношение между различными ценностями - благом и пользой, например. Выбор блага или пользы - это выбор оснований деятельности. Ценности, освящая этот выбор, определяют и основания позиции социолога.

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев: в 2 т. -Т. 1. - М. : Педагогика, 1980. - 232 с.

2. Апресян, Р.Г. Постижение добра [Текст] / Р.Г. Апресян. - М. : Молодая гвардия, 1986. - 207 с.

3. Аристотель. Сочинения [Текст] / Аристотель: в 4 т. - Т. 4. - М. : Мысль, 1983. -

4. Бездухов, А.В. Сущность и природа моральных ориентиров педагогической деятельности [Текст] / А.В. Бездухов, Р.Н. Гуртовская // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 6. - С. 30-38.

209 Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М. : Гар-дарики, 2001. С. 160.

210 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): В 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. СПб. : СПбГУ, 1997. С. 16-17.

5. Бездухов, В.П. Культура и образование / В.П. Бездухов, Кулюткин Ю.Н. // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя - Самара: СГПУ, 2002. - С. 66-173.

6. Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя / В.П. Бездухов, А.В. Бездухов. - Самара: СГПУ, 2000. - 185 с.

7. Гусейнов, А.А. Этика: учеб. [Текст] / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян - М. : Гар-дарики, 1998. - 472 с.

8. Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов [Текст] / О.Г. Дробницкий. - М. : Политиздат, 1967. - 351 с.

9. Ионова, А.И. Этика и культура государственного управления [Текст] : учеб. пособие / А.И. Ионова, А.Я. Ульянова. - М. : ГАГС, 2003. - 176 с.

10. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997. - 205 с.

11. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 1999. - 350 с.

12. Позднякова, О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя [Текст] / О.К. Позднякова. - М. : МПСИ, 2006. - 168 с.

13. Разин, А.В. Этика [Текст] : учеб. для вузов / А.В. Разин. - М. : Академический проект, 2003. - 624 с.

14. Сагатовский, В.Н. Есть ли выход у человечества? [Текст] / В.Н. Сагатовский. -СПб. : Петрополис, 2000. - 148 с.

15. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) [Текст] / В.Н. Сагатовский: В 3 ч. - Ч. 1. - Введение: философия и жизнь. - СПб. : СПбГУ, 1997. - 224 с.

16. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - М. : Прогресс, 1995. - 256 с.

17. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. - М. : Республика, 1993. -

18. Этика: Энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М. : Гардарики, 2001. - 671 с.

Отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отношения, то есть, дисгармоничность субстанции отношения. Дисгармоничность отношения -- основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение) и эмоциональной, (нравится, не нравится, люблю, ненавижу, вызывает неприятные переживания, притягивает), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, - это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Иллюстрацией такого реально существующего противоречия может служить мечта подростка стать пиратом, подражательность поведения девочки, пленившейся случайным образом, или развязность манеры юноши, утверждающего свою независимость. "Ум с сердцем не в ладу" -- это чуть ли не постоянное положение души школьника-подростка и школьника-юноши. Педагог может усиливать такое противоречие, чтобы дать новый импульс для осмысления отношения. Внутриличностная борьба в итоге завершится гармонией, однако не всегда таков итог будет желателен для педагога, ибо не всегда будет сделан выбор в пользу ценности.

Ценностные отношения -- это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как "человек", "жизнь", "общество"", "труд", "познание"..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как "совесть", "свобода", "справедливость", "равенство", когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценносты для жизни.

Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.

Педагог, формируя ценностное отношение к природе, как бы избавляет себя от необходимости формировать частные проявления. Скажем, не направляет специальных усилий на отношения к розе, котенку, бабочке или кипарису, а содействует развитию любви ко всему живому, и тогда, относясь с уважением к Жизни как таковой, ребенок проникнется уважением ("благоговением" -- говорил А.Швейцер) к жизни цветка, котенка, насекомого, дерева.

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается "Человеком"; он -- цель и мера всех вещей. Только "вочеловеченный" мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения -- "другой человек". Расширенное толкование понятия "человек", философское толкование феномена "человек", когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах, вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании.

Что означает принять человека как ценность?

Во-первых , обнаруживать его присутствие в окружающем мире:

-- Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки!..

-- Чувствуете, как пахнет булочками?.. Это повара для нас с вами испекли...

-- Художник нарисовал, чтобы нам что-то сказать...

-- Кто летал на самолете?.. Надо быть очень умным, чтобы создать такую машину...

Во-вторых , учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

-- Тихо пройдем на цыпочках!.. Чтобы не мешать никому!

-- Не торопись - мы тебя подождем!..

-- Никого ни о чем не просим - лишь высказываем свое желание!..

-- Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!..

В-третьих , помогать человеку по мере своих сил:

-- Юноши! Необходима перестановка мебели...

-- Девушки! Малышам не хватает ласки!..

-- Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь...

-- Наш школьный дом нуждается в заботе...

В-четвертых , понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

-- Непонятная картина?.. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?..

-- Как бы ни смешно нам было, давайте вдумаемся в то, что сказал или хотел сказать Максим!..

-- Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались...

-- Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?..

В-пятых , содействовать благу человека в его жизни на земле:

-- Будем учиться, чтобы стать созидателями...

-- Наш спектакль доставит радость людям...

-- У нас есть руки, и есть сила -- почему же мы ходим по грязной дороге?..

В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования. Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие...) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.

  • А. Смит о ценности (стоимости) и цене товаров (действительной, номинальной, естественной, рыночной)
  • Администативно-правовые нормы и административно-правовые отношения
  • Человек – деятельное творческое существо, живущее в постоянном практическом взаимодействии с предметами природной и общественной реальности. Эти предметы образуют жизненную среду человека. Во взаимо­действии с нею человек не только познает все ее элементы, не только практически меняет свойства предметов, создает новые, но и наделяет их специфическими функциями, которые не просто придают природным предметам общественный характер, а выражают их общественную значи­мость, ценность.

    Человек наделяет все предметы и явления, с которыми сталкивается, ценностным содержанием потому, что ценности образуют наряду с по­требностями и интересами важнейший элемент мотивационной сферы его деятельности. Если у животных мотивация поведения обусловлена биологическими нуждами, то у человека – как по­требностями и интересами (которые являются не только биофизиологи­ческими, но и социокультурными), так и ценностями.

    Важность, значимость для человека ценностей в сравнении с потребностями и интересами связана с тем, что последние имеют объективный и объективно-субъективный характер, а ценности – полно­стью субъективный. Это означает, что потребности и интересы как бы навязаны человеку, а ценности, при всей их зависимости от потребностей и интересов, человек все-таки избирает сам в своем свободном, творче­ском волеизъявлении.

    Определяя специфику ценностей, необходимо, во-первых, отметить, что ценностное отношение человека к миру тесно связано с познавательной деятельностью, но по природе своей оно отлично от познания, ибо знание о предмете выступает лишь необходи­мой основой для определения субъектом ценности объекта. Истинное знание тоже представляет собой ценность, но эта гносеологическая ценность отличается от аксиологической ценности характером выражаемых отношений. В истине выражено субъект-объектное отношение, поскольку истина – это соответствие знаний субъекта познаваемому объекту. Сущность ценности заключается в отношении объекта к субъекту, в значении объекта для субъекта.

    Во-вторых, следует различать объект, являющийся носителем ценно­сти (предмет, явление, процесс, иногда и человек, вещь, произведение искусства и т. д.), и саму ценность как отношение данного объекта к тому или иному субъекту, которое выражается в социальной значимости объ­екта для субъекта.



    В-третьих, ценность как значение объекта есть его полная субъективированность. Иначе говоря, существование объекта как ценности находится в полной зависимости от конкретно-исторического субъекта. Поэтому то, что имеет ценность для одного субъекта (индивида, большой социальной группы, народа), может не иметь таковой или же быть «антиценностью» для другого субъекта (инди­вида, большой социальной группы, народа).

    И, в-четвертых, следует отличать ценность от полезности, пригодно­сти, приятности и т. п., поскольку эти свойства выражают значение одного объекта для другого (здесь в качестве объекта может выступать и животное, и даже человек), т.е. выражают практическое объект-объектное отношение. И в этом смысле они обладают практической (праксеологической) ценностью. Аксиологическая ценность есть значение объекта только для субъекта, всегда выражает объект-субъектное отношение. Какой-либо инструмент, к примеру, обладает полезными свойствами для осуществления определенного технологического процес­са, и в этом плане он не является ценностью. Но он становится ценностью для человека. Когда человек собирается использовать его в производстве какой-то продукции (технико-технологическая ценность), когда он ис­пользуется в разных системах экономических отношений (экономическая ценность), когда человек воспринимает его красоту (эстетическая цен­ность).



    Таким образом, ценность есть социальное значение вещей, явлений, процессов для конкретно-исторических субъектов (ин­дивида, социальной группы, исторической общности людей и т. д.), основанное на знании объективных свойств вещей, явлений, процессов и субъективных интересов.

    Появление, формирование ценностей происходит в процессе оценки. Ценностная оценка существенно отличается от познавательной и практической оце­нок. Если познавательная оценка определяет истинность знания о свой­ствах и явлениях мира, а практическая – полезность, пригодность вещей и их свойств, то ценностная оценка (нравственная, политическая, рели­гиозная, эстетическая и т. д.) – субъективную значимость. Ценностная оценка осуществляется человеком как субъектом (индивидуальным или групповым), который выносит ее не отвлекаясь от своих потребностей, интересов, установок, идеалов, а именно из них-то и исходя (чего нет в познавательной и практической оценках). Поэтому отнесение к ценности есть социально-психологическая и идеологическая процедура, тогда как, например, оценка правильности решения математической задачи или эффективности конструкции машины не имеет ни социально-психологи­ческого, ни тем более идеологического смысла.

    Процедура ценностной оценки представляет собой сопряжение ма­териального и духовного бытия человека, его реального бытия с представ­лениями о должном, совершенном бытии. В оценке выражается субъективное отношение к тому, чем стали вещи, явления, процессы в реальном человеческом бытии, какое они приобрели для субъекта значение.

    Суть оценки составляет выбор нормы, отвечающей интересам того или иного социального субъекта, в качестве определенного оценочного эквивалента, эталона и сопоставление с нею оцениваемого предмета. Каждая оценка представляет собой сравнение оцениваемого с эквивале­нтом как мерой ценности. В зависимости от того, что избирают в качестве эквивалента ценности, различают три вида оценки:

    1. Оценка посредством сопоставления двух и более сравниваемых предметов.

    2. Оценка с помощью нормы, которая в процессе оценки выступает как эквивалент.

    3. Оценка через оценивающий символ; символ ценности становится в этом случае мерой оцениваемого предмета. Например, крепкое пожатие протянутой руки является символом дружбы, сердечности и т. п.

    Процесс оценки ставит субъекта перед необходимостью решать, какому из возможных эквивалентов ценности отдать преимущество при оценке.

    Общую картину оценочных суждений можно представить (на основе предложения М. С. Кагана) в виде графика, на котором на верхнем краю кривой находятся индивидуальные неценностные оценки физио­логического типа («приятно», «удобно»), а на нижнем краю – безлич­ные, общечеловеческие оценки познавательного и технического рода («правильно», «полезно», «рационально», «экономично» и т. п.). Между этими полюсами располагаются сверху вниз основные типы ценностных оценок: эстетическая оценка, художественная, нравственная, религи­озная, философская, экономическая, полити­ческая и юридическая оценка. Такая последовательность расположения оценок выражает переход от личностного к надличностному, от индивида к человечеству; от чисто эмоционального содержания оценки («приятно») до чисто рационального характера оценок («правильно», «полезно»); от ощущения «это мне приятно» до отвлеченного «такова истина» или «так должно быть»; от эстетических оценок, допускающих лишь качественное сравнение «больше-меньше», до юридических, которые точно измеряют количественную меру вины (к при­меру, санкции статей уголовного кодекса); от возможности каждого судить о том, что прекрасно или безобразно, до исключительного права юридических работников (следственных органов, прокуратуры, суда) оценивать проти­воправность поведения человека.

    Процесс оценки вплетен во всякую человеческую деятельность. Но поскольку виды деятельности различны, постольку и ценности в них произво­дятся разные. В одних видах ценность производится как возможность, а в других реализуется как действительность. Возможность ценности рожда­ется тогда, когда происходит опредмечивание сущностных качеств чело­века во внешнем предмете. Когда же с помощью данного предмета происходит удовлетворение тех или иных желаний индивида, то происхо­дит превращение ценности из возможности в действительность, т. е. распредмечивание вещи реализует, превращает в действительность ее возможную ценность. Оценка же присутствует на обоих этапах существо­вания ценностей. На первом (возможном) – оценка выступает суждени­ем о мере воплощения человеческой сущности в предмете, процессе, явлении и т. д. На втором (действительном) – оценка выступает сужде­нием о мере приобщения индивида к человеческой сущности через вещь, предмет, процесс, действие и т. д.

    У каждого социального субъекта складывается своя, конкретно-историческая система ценностей, которая выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции, ибо здесь в отличие от потребностей и интересов не физиоло­гические и даже не столько материальные, сколько духовные факторы играют решающую роль. В системе ценностей зафиксированы те крите­рии признанного данным социальным субъектом поведения, на основе которых развертываются более конкретные и специализированные систе­мы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение этих критериев индивидом составляет необходимую основу превращения его в социаль­ного субъекта и поддержания нормативного порядка в обществе.

    Ценностные системы формируются и развиваются с историческим развитием общества. И постепенно в обществе складывается иерархия ценностных систем, где наиболее общую систему образуют общечелове­ческие ценности, далее идут все более конкретные системы, разделяемые определенным кругом социальных субъектов: системы ценностей, прису­щие конкретно-историческому народу, историческим формам общностей людей (роду, племени, народности, этнической группе, нации), большим социальным группам и т. д.

    Наличие и взаимодействие в любом обществе множества разнообраз­ных систем ценностей порождает специфические общественные отноше­ния – ценностные отношения. Своеобразие ценностных общественных отношений заключается, прежде всего, в том, что они не существуют в самостоятельном виде. Они всегда включены в другие общественные отношения, составляя в них важный аспект. Кроме того, характерными особенностями ценностных отношений являются: связь с эмоционально-волевыми элементами общественных отно­шений; неразрывная связь с познанием не только объекта, но и всех участвующих в общественном отношении субъектов; связь не только с познавательной, но и с практической стороной общественного отношения; внутренняя противоречивость ценностных отношений, порожда­емая борьбой не только ценностных систем разных социальных субъ­ектов, но и разных ценностей внутри каждой системы.

    Таким образом, ценностные отношения социальных субъектов к природной и социальной действительности порождают в реальном бытии человека ценностные отношения как специфический аспект всех обще­ственных отношений.