Личностные качества творческой личности, мотивация творчества. Творческая личность, качества личности

29.09.2019

Почему одни люди создают шедевры: картины, музыку, одежду, технические новинки, а другие способны только пользоваться этим? Откуда берется вдохновение и Изначально ли видно, что человек творческий или это качество можно постепенно развить? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы и разобраться в тайнах тех, кто умеет создавать.

Когда мы приходим на художественную выставку или посещаем театр, оперу, то можем с точностью ответить - вот образец творчества. Такие же примеры можно найти в библиотеке или кинотеатре. Романы, кинофильмы, поэзия - все это тоже образцы того, что может создать человек с нестандартным подходом. Однако работа для творческих людей, какой бы она ни была, всегда имеет один итог - появление на свет чего-то нового. Таким результатом являются и простые вещи, которые окружают нас в повседневной жизни: лампочка, компьютер, телевидение, мебель.

Творчество - это процесс, в ходе которого создаются материальные и духовные ценности. Конечно, конвейерное производство не является частью этого, но ведь каждая вещь когда-то была первой, уникальной, абсолютно новой. Вследствие этого можно сделать вывод: все окружающее нас - изначально было тем, что создал человек творческий в процессе своей работы.

Иногда в результате подобной деятельности автор получает продукт, изделие, которое никто, кроме него, не сможет повторить. Чаще всего это относится именно к духовным ценностям: картины, литература, музыка. Следовательно, можно сделать вывод, что для творчества необходимы не только особые условия, но и личностные качества создателя.

Описание процесса

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века - Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:

  • подготовка;
  • инкубация;
  • озарение;
  • проверка.

Первый пункт - это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт - это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Характер творческого человека

Многие десятилетия ученые и обычные люди пытаются лучше понять не только сам процесс, но и изучить особые качества создателей. человека вызывает большой интерес. Как показывает опыт, обычно представители такого типа отличаются высокой активностью, экспрессивным поведением и вызывают противоречивые отзывы окружающих.

По сути, ни одна модель, разработанная психологами, не является точным шаблоном. Например, такая черта, как невротизм, зачастую присуща людям, создающим духовные ценности. Ученые, изобретатели отличаются устойчивой психикой, уравновешенностью.

Каждый человек, творческий или нет, является уникальным, что-то в нас перекликается, а что-то совершенно не совпадает.

Есть несколько черт характера, которые в большей степени присущи таким личностям:

    любознательность;

    уверенность в собственных силах;

    не слишком доброжелательное отношение к окружающим.

    Последнее вызвано, возможно, в силу того, что люди с думают иначе. Им кажется, что их не понимают, осуждают или не принимают такими, какие они есть.

    Основные отличия

    Если в списке ваших знакомых есть очень творческий человек, то вы обязательно это поймете. Такие личности часто витают в облаках. Они настоящие мечтатели, даже самая бредовая идея кажется для них реальностью. Кроме этого, они смотрят на мир как под микроскопом, подмечая детали в природе, архитектуре, поведении.

    Многие знаменитые люди, которые создавали шедевры, не имели привычного рабочего дня. Для них не существует условностей, и процесс творчества происходит в удобное время. Кто-то выбирает раннее утро, у кого-то потенциал просыпается только с заходом солнца. Такие люди не часто появляются на публике, большую часть времени они проводят в одиночестве. В спокойной и привычной атмосфере проще думается. При этом их желание к новому постоянно толкает на поиски.

    Это сильные, терпеливые и рискованные личности. Никакая неудача не способна сломить веру в успех.

    Современные исследования

    Раньше мнения ученых сходились на том, что человек либо рожден творческим, либо нет. Сегодня этот миф полностью развеян, и с уверенностью можно сказать, что развить в себе таланты доступно каждому. Причем в любой период своей жизни.

    Основные качества творческого человека при желании и настойчивости можно выработать и у себя. В единственном случае достичь положительного результата невозможно, это когда персона лично не желает вносить изменения в свою жизнь.

    Современные исследования привели к выводу, что интеллектуальные способности увеличиваются, если объединить логику и творческий подход. В первом случае к работе подключается левое полушарие, во втором - правое. Активируя как можно больше отделов мозга, можно достичь большего результата.

    Работа для творческой личности

    После окончания школы перед выпускниками встает вопрос: куда поступать? Каждый выбирает путь, который кажется ему более интересным и понятным, в конце которого видна цель или результат. К сожалению, реализовать потенциал, заложенный в нас, не всегда предоставляется возможным.

    Как вы думаете, какая больше всего подходит работа для творческих людей? Ответ простой: любая! Чем бы вы ни занимались: ведением домашнего хозяйства или проектированием космических станций - везде можно проявлять находчивость и изобретательность, создавать и удивлять.

    Единственное, что может действительно мешать этому процессу - это стороннее вмешательство. Многие руководители самостоятельно лишают своих сотрудников стремления к принятию самостоятельных решений.

    Хороший начальник будет поддерживать порывы к развитию и творчеству, конечно, если это не будет мешать основному процессу.

    Парадоксы

    Давайте подумаем, почему характер творческого человека так сложно поддается четкому анализу и структурированию. Скорее всего, это связано с рядом парадоксальных черт, которые присущи таким людям.

    Во-первых, все они интеллектуалы, отлично подкованные знаниями, при этом наивны как дети. Во-вторых, несмотря на отличную фантазию, они хорошо разбираются в устройстве этого мира и видят все четко. Открытость и коммуникативные качества - это лишь внешние проявления. Творчество очень часто прячется в глубинах личности. Такие люди много думают, ведут собственный монолог.

    Интересно, что создавая нечто новое, они, можно сказать, вносят некий диссонанс в сложившееся течение жизни. При этом все безумно консервативны, их привычки часто становятся важнее окружающих.

    Гений и творчество

    Если человек в результате своей деятельности создал нечто впечатляющее, то, что поразило окружающих, изменило представления о мире, то он завоевывает истинное признание. Таких людей называют гениями. Конечно, для них создание, креативность - это жизни.

    Но не всегда даже самые творческие люди достигают результатов, которые способны изменить мир. Но порой они и сами к этому не стремятся. Для них творчество - это прежде всего возможность быть счастливым в настоящее время, в том месте, где находятся.

    Не обязательно быть гением, чтобы проявить себя. Даже самые небольшие результаты смогут сделать лично вас более уверенным, позитивным и радостным.

    Выводы

    Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой.

    Необходимо избавиться от условностей, взглянуть на мир другими глазами, возможно, попробовать себя в чем-то новом.

    Помните - творческий потенциал подобен мышцам. Его нужно регулярно стимулировать, качать, развивать. Необходимо ставить перед собой различные по масштабам цели и не сдаваться, если с первого раза ничего не вышло. Тогда в какой-то момент сами удивитесь, как кардинально изменилась жизнь, и вы начнете осознавать, что также внесли в мир нечто нужное и новое для людей.

Последнее обновление: 30/11/2017

В своей книге 1996 года «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» психолог Михай Чиксентмихайи предположил, что «из всей человеческой деятельности творчество ближе всего к обеспечению целостности, которую мы все надеемся получить в нашей жизни».

Творчество позволяет нам расширять мировоззрение, заниматься новыми и увлекательными вещами и тем, что делает нас на один шаг ближе к раскрытию нашего полного потенциала.

Так что же это делает человека креативным? Люди рождаются такими, или это что-то, что можно развивать так же, как мышцы?
Чиксентмихайи предполагает, что некоторые люди обладают тем, что он называет творческими чертами. Хотя некоторые люди обладают ними от рождения, всё же включение некоторых из практик в вашу повседневную жизнь, может помочь раскрыть ваш потенциал креативности.

1 Творческие люди энергичны, но сосредоточены

Творческие люди обладают большой энергией, как физической, так и умственной. Они могут часами работать над одной вещью, которая привлекает их , но при это всё время сохранять энтузиазм. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они проводят много времени в покое, спокойно размышляя и обдумывая то, что их интересует.

2 Творческие люди умны, но и наивны

Творческие люди умны, но исследования показали, что наличие очень не обязательно взаимосвязано с более высокими уровнями творческих достижений. В знаменитом исследовании одаренных детей Льюисом Терманом, было показано, что дети с высоким IQ лучше работают в жизни в общем, но те, у кого был очень , небыли творческими гениями. Очень немногие из тех, кто участвовал в исследовании, позже продемонстрировали высокие уровни артистических достижений в жизни.

Чиксентмихайи отметил, что исследования указали на существующий порог IQ, это примерно 120. Показатель интеллекта выше среднего может увеличивать креативность, но IQ выше 120 не обязательно приведет к большей креативности.

Вместо этого, Чиксентмихайи предполагает, что креативность включает в себя определенное количество и мудрости, и ребячества. Креативные люди умны, но они способны сохранять свое чувство любопытства, удивления и способность смотреть на мир свежим взглядом.

3 Креативные люди игривы, но дисциплинированны

Чиксентмихайи отмечает, что игривое поведение является одним из отличительных признаков креативности, но эта легкомысленность и возбуждение также отражается в главном парадоксальном качестве – настойчивости .

При работе над проектом креативные люди склонны проявлять решительность и упорство. Они будут работать часами на чем-то, часто не спать до поздней ночи, пока не будут удовлетворены своей работой.

Поразмыслите над тем, что вы думаете, когда встретите кого-то, кто является артистом. На первый взгляд это что-то волнующее, романтическое и чарующее. И для многих быть артистом – значит испытывать чувство волнения. Но быть успешным артистом требует также много труда, чего многие люди не видят. Однако творческий человек понимает, что реальное творчество включает в себя сочетание удовольствия и тяжкого труда.

4 Креативные люди – реалисты-мечтатели

Творческие люди любят мечтать и воображать возможности и чудеса мира. Они могут погрузиться в мечты и фантазии, но все же остаются в реальности. Их часто называют мечтателями, но это не значит, что они постоянно витают в облаках. Творческие типы от ученых, художников до музыкантов, могут придумать творческое решение для реальных проблем.

«Великое искусство и великая наука включают в себя прыжок воображения в мир, который отличается от настоящего», – объясняет Чиксентмихайи. «Остальное общество часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки заключается в том, чтобы выйти за рамки того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность».

5 Креативные люди экстравертированы и интровертированы

В то время как мы часто попадаем в ловушку категоризации людей как исключительно или интровертированных, Чиксентмихайи предполагает, что творчество требует объединения обоих этих типов личности.

Креативные люди, по его мнению, являются экстравертированными и интровертированными. Исследования показали, что люди, как правило, либо более экстравертированы, либо интровертированы, и эти черты на удивление стабильны.

С другой стороны, творческие люди склонны демонстрировать признаки обоих типов одновременно. Они общительные, и в то же время тихие; социальные и скрытные. Взаимодействие с другими людьми может порождать идеи и вдохновение, а уединение в спокойном месте позволяет творческим людям обдумать эти источники вдохновения.

6 Креативные люди горды, но скромны

Высоко креативные люди склонны гордиться своими достижениями и успехами, но всё же не забывают о своем месте. Они имеют огромное уважение к тем, кто работает в их области и к тому влиянию, которое оказали достижения предшественников в этой работе. Они могут видеть, что их работа часто отличается по сравнению с другими, но это не то, на чем они сосредоточены. Чиксентмихайи отмечает, что они часто настолько сосредоточены на своей следующей идее или проекте, что они не фиксируют свои прошлые достижения.

7 Креативные люди не отягощены жесткими гендерными ролями

Чиксентмихайи считает, что творческие люди сопротивляются, по крайней мере в некоторой степени, часто слишком жестким гендерным стереотипам и ролям, которые общество пытается навязать. Он говорит, что креативные девочки и женщины более доминантны, чем другие женщины, хотя творческие мальчики и мужчины менее и более чувствительны, чем другие мужчины.

«Психологически обоеполый человек фактически удваивает свой репертуар ответов», – объясняет он. «Творческие люди с большей вероятностью будут иметь не только сильные стороны своего пола, но также и черты другого пола».

8 Креативные люди консервативны, но мятежны

Творческие люди по определению являются мыслителями “вне рамках”, и мы часто считаем их неконформистами и даже немного мятежными. Но Чиксентмихайи считает, что невозможно быть по-настоящему творческим, не принимая культурные нормы и традиции.

Он предполагает, что креативность требует, как традиционного подхода, так и взгляда без предрассудков. Быть способным оценить и даже принять устои прошлого, но при этом находится в поиске нового и улучшенного способа делать уже известное. Креативные люди могут быть консервативными во многом, но они знают, что инновации иногда подразумевают риск.

9 Креативные люди страстные, но целеустремленные

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой – они горячо и страстно любят то, что они делают. Но простое увлечение чем-то не обязательно приводит к большому труду. Представьте себе, что писатель так влюблен в свою работу, что не хочет редактировать одно предложение. Представьте себе, что музыкант не хочет в своем произведении менять место, требующее улучшения.

Креативные люди любят свою работу, но они также объективны и готовы критиковать ее. Они могут отделиться от своей работы и видеть места, которые нуждаются в доработке и улучшении.

10 Креативные люди чувствительны и открыты для нового опыта, но счастливы и радостны

Чиксентмихайи также предполагает, что креативные люди, как правило, более открыты и чувствительны. Это качества, которые могут принести как награду, так и боль. Процесс создания чего-либо, появление новых идей и принятия рисков часто приводит к критике и презрению. Это может быть болезненным, даже разрушительным, посвятить чему-то годы только чтобы это потом отвергли, проигнорировали или высмеяли.

Но открытость новому творческому опыту также является источником большой радости. Это может принести огромное счастье, и многие творческие люди считают, что такие чувства стоят любой возможной боли.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Современному человеку творческий подход нужен не только для художественного творения или отыскания научных гипотез и дизайнерских установок, но и для непосредственного выживания, самореализации и построения собственной счастливой жизни. Потому творчество должно стать нормой профессиональной деятельности!

Творчество — это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявления новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и превращения вещественного мира или духовной культуры; если же он новый лишь для его автора, то новизна субъективная и не имеет общественного значения (за А.Н. Лук).

Объясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский отмечал, что "творческой мы называем такую деятельность, которая создаёт что-то новое, одинаково, будет ли это создано творческой деятельностью любой вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которое живёт и оказывается только в самом человеке. Утверждая, что творчество является необходимым условием существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем содержится хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" .

Психолог Я. Пономарьов, который очень широко трактует понятие "творчество", определял это понятие как "механизм производительного развития" и не считал "новизну" решающим критерием творчества.

Украинский психолог В. Моляко, раскрывая сущность творчества из позиций психологии, отмечает, что "под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для данного субъекта. Потому понятно, что творчество в той или другой форме не является талантом "избранных", она доступная каждому. И школьник, который усваивает новые знания, решает новую, незнакомую задачу, и рабочий, который выполняет новое техническое задание, и комбайнёр, которому нужно в процессе уборки урожая учесть влажность колосьев, направление ветра — все они занимаются творчеством, решают творческие задачи" .

В. Роменец, утверждает "… на основе того, что человек делает из себя, определяются его статус в мире, его характер, его личность" . Творческая личность — это человек, способный проникать в суть идей и воплощать их вопреки всем препятствиям, вплоть до получения практического результата. Именно это имел в виду Т. Эдисон, когда говорил, что "изобретение — это 10 процентов вдохновения и 90 пота".

Как отмечает В. Моляко, основными методами изучения творчества являются методы наблюдение, самонаблюдение, биографический метод (изучение биографий выдающихся людей, творцов в определённых отраслях науки, культуры, техники и др.), метод изучения продуктов деятельности (ученической в частности), тестирования, анкетирования, экспериментальные методы, хоть применение последних связано со значительными трудностями, поскольку любой творческий процесс является оригинальным, единственным в своём роде, такой, что не воспроизводится точно в том же виде при повторном наблюдении.

Творческий процесс имеет свою сложную структуру: замысел, работа, направленная на его реализацию, поиск оптимальных методов воплощения замысла, обнародование результатов творения, реалистичное отношение к их публичным оценкам, усовершенствование произведения на базе критических замечаний, доработка, переработка произведения и тому подобное.

Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе учёбы, нужно знать её свойства, творческие черты её характера. Исследователи выделяют такие основные свойства творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, представление и воображение, проблемное виденье, умение преодолевать инерцию мышления, способность обнаруживать противоречия, умение переносить знание и опыт в новые ситуации, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению.

О. Кульчицкая выделяет ещё такие свойства творческой личности:

  • возникновение направленного интереса к определённой отрасли знаний ещё в детские годы;
  • сосредоточение на творческой работе, направленность на избранное направление деятельности;
  • большая работоспособность;
  • подчинённость творчества духовной мотивации;
  • стойкость, неуступчивость в творчестве, даже упрямство;
  • увлечение работой.

В. Моляко считает одним из основных качеств творческой личности стремления к оригинальности, к новому, возражение привычного, а также высокий уровень знаний, умений анализировать явления, сравнивать их, стойкий интерес к определённой работе, сравнительно быстрое и лёгкое усвоение теоретических и практических знаний в этой отрасли, систематичность и самостоятельность в работе.

Некоторые специалисты выделяет, кроме того, такие черты творческой личности, как целостность восприятия, сближение понятий, способность к предвидению (логичность, творчество, критичность воображения), подвижность языка, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная обработка информации, остроумие и др.

Полностью достоверное предположение, что приёмы остроумия частично совпадают с теми приёмами поисков решений научных, технических и даже жизненных задач, которые называют эвристическими приёмами. Они не сводятся к логике, так же как и вся психология мышления. Поиски решений происходят не за логическими законами — с помощью логики лишь проверяют выдвинутые догадки. Сами же эти догадки выдвигают с помощью других операций мышления.

Творческие способности личности — это синтез её свойств и черт характера, которые характеризуют степень их соответствия требованиям определённого вида учебно-творческой деятельности и которые обусловливают уровень результативности этой деятельности.

Способности обязательно опираются на естественные качества человека (умения), они есть в постоянном процессе усовершенствования личности. Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их достижения необходимый "двигатель", который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимые желания и воля, нужная "мотивационная основа".

Выделяют такие компоненты творческих способностей личности :

  • Мотивационно-творческая активность и направленность личности.
  • Интеллектуально-логические способности.
  • Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности.
  • Мировоззренческие свойства личности.
  • Моральные качества, которые способствуют успешной учебно-творческой деятельности.
  • Эстетичные качества.
  • Коммуникативно-творческие способности.
  • Способности к самоуправлению личности своей учебно-творческой деятельностью.

Интеллектуально-логические способности проявляются :

  1. В умении анализировать. Критериями оценки анализа является правильность, полнота, глубина.
  2. В способности выделять существенное общее и отвлекаться от несущественного (абстрагирование). Критерием оценки является логичность, правильность, глубина суждений и выводов, умения описывать явления, процессы, логично связано, полно и правильно выкладывать мысли. Критерием оценки этого умения является полнота, глубина, логичность.
  3. В способности формулировать правильное определение объекта, устанавливать родовой признак и видовое различие. Критерием оценки этой способности является сжатость, правильность сформулированного определения.
  4. В способности объяснять, что свидетельствует об интеллектуально-логическом умении аргументировано выкладывать и раскрывать сущность вопроса, проблемы, способы её решения. Критерием оценки является полнота, аргументированность суждений.
  5. В способности доказывать, объяснять. Критерием является аргументированность и владение процедурой доказательства.

Интеллектуально-эвристические способности личности включают :

  1. Способность генерировать идее, выдвигать гипотезы, что характеризует интеллектуально-эвристические свойства личности в условиях ограниченной информации, прогнозировать решение творческих задач, интеллектуально видеть и выдвигать оригинальные подходы, стратегии, методы их решения. Критерием оценки является количество идей, гипотез, выдвинутых личностью за единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность для решения творческой задачи.
  2. Способность к фантазии. Это наиболее яркое выявление творческого воображения, создание иногда неправдоподобных, парадоксальных образов и понятий. Критерием оценки является яркость и оригинальность образов, новизна, значимость фантазии, что оказывается при решении творческих задач.
  3. Ассоциативность памяти, способность отображать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами задачи, особенно известными и неизвестными за сходством, смежностью, контрастом. Критерием оценки является количество ассоциаций за единицу времени, их оригинальность, новизна, эффективность для решения задачи.
  4. Способность видеть противоречия и проблемы. Критерием оценки является количество раскрытых противоречий, сформулированных проблем за единицу времени, их новизна и оригинальность.
  5. Способность к переносу знаний, умений в новые ситуации характеризует производительность мышления. Критерием оценки является широта переноса (внутренне-предметний — близкий, межпредметный — дальний), степень эффективности переноса знаний и умений для решения творческих задач.
  6. Способность отказываться от навязчивой идеи, перебороть инерцию мышления. Критерием оценки является степень скорости переключения мышления на новый способ решения творческой задачи, гибкость мышления в поиске новых подходов к анализу противоречий, которые возникают.
  7. Независимость мышления характеризует способность не следовать бездумно общепринятой точке зрения, быть свободным от мнения авторитетов, иметь свою точку зрения. Критерием оценки является гибкость и инверсия мышления, степень независимости собственного мнения от мнения других.
  8. Критичность мышления — это способность к оценочным суждениям, умение правильно оценить процесс и результат собственной творческой деятельности и деятельности других, умения находить собственные ошибки, их причины и причины неудач. Критерием оценки является объективность критериев оценочных суждений, а также эффективность выявления причин своих ошибок и неудач.

Исходя из вышесказанного можно уже представить, кто же такой человек творческий, какими качествами он обладает.

Творческая личность всегда стремится создать новые, уникальные материальные или культурные ценности. Такой человек всегда талантлив, причем во многих областях (например, Леонардо да Винчи, который преуспел и в живописи и архитектуре, в математике и технике).

Современная психология делит людей творческого склада ума на два типа:

  • 1. Дивергенты, то есть люди, способные к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; обладают богатым воображением; оригинально подходят к проблеме; могут выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого мнения; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам; испытывают удовлетворение от открытий.
  • 2. Конвергенты, то есть люди, склонные к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

От других творческую личность отличает оригинальность мышления и способность к созиданию, увлеченность, а также ряд других качеств, таких, как:

  • 1. Упорство (настойчивость), подтверждающее наличие мотивации. Умение сосредоточиться на одном занятии, настойчивость вопреки неудачам - это одно из качеств творческой личности, помогающее освободиться от вялости, нерешительности. Дает возможность доводить начатые проекты до конца. Выработать настойчивость помогут: выбор жизненного ориентира, регулярные занятия спортом или каким-то видом творческой деятельности.
  • 2. Открытость новому опыту, эмоциональная открытость, гибкость мысли, эксцентричные взгляды и убеждения - во многом благодаря им у людей возникают оригинальные идеи и решения. Все творческие личности обладают такой открытостью.
  • 3. Любознательность - стремление совершенствовать свои знания, интерес к различным сферам человеческой жизни и просто окружающей среды. Это качество наделяет личность способностью быть активным в жизни, а также стимулирует к деятельности для новых открытий и знаний. Оно приносит радость от познания окружающего мира, позволяет расширить границы своих возможностей. Развитию этого качества способствует наблюдательность, а также стремление к знаниям. Без любознательности творческая личность просто невозможна.
  • 4. Воображение - способность мышления создавать новые образы на основе реальных объектов. Благодаря нему стираются границы между невозможным и возможным. Это качество дает свободу фантазии в любой сфере: искусство, кинематограф, литература и т.д. Воображение можно развить. Для этого необходимо глубоко читать книги, погружаясь в мир персонажей, интересоваться искусством, посещая выставки, картинные галереи, выполняя психологические упражнения, направленные на развитие фантазии. Творческие личность часто мечтательны.
  • 5. Уверенность в себе, независимость. Благодаря этим качествам человек полностью свободен от мнения окружающих, иначе говоря, эмоционально устойчив. Он способен принимать собственные решения и воплощать их в жизнь За счет этих качеств любым идеям, даже самым безрассудным, на первый взгляд, человек может найти реальное применение. Приобретению этих качеств способствует: развитие критического мышления, самоуважения, а также борьба со страхом перед людьми. Независимость способствует продвижению новаторских идей и развитию прогресса.
  • 6. Изобретательность - способность человека нестандартно решать жизненные задачи, создавать необычные вещи. Благодаря этому качеству творятся шедевры. Преимущества: возможность совершать неординарные поступки, неограниченность фантазии, радость от процесса создания, свобода от лени души и тела. Это качество творческой личности не врожденное. Его можно приобрести благодаря: повышению собственной эрудиции, самосовершенствованию (искоренение любых признаков лени), постановке и достижению определенной цели. Изобретательный человек не боится пробовать что-то новое в жизни.
  • 7. Быстрота обработки информации: находчивость в ответах, быстрота мысли, любовь к сложности - творческая личность жонглирует идеями без всякой самоцензуры. Внезапное озарение, когда решение словно возникает из ниоткуда.
  • 8. Мышление по аналогии и способность обращаться к предсознательному и бессознательному. Мышление по аналогии действует по принципу свободных ассоциаций мыслей и образов. К пред- и бессознательным явлениям относятся ночные сновидения, дневные грезы наяву и сильные эмоции .

Анализируя перечисленные качества, становится очевидным, что у каждого человека есть творческий потенциал, который он может развивать. В настоящее время имеется множество различных упражнений для развития творческого потенциала.

К примеру, упражнение «Свободный монолог».

Задача: перестать контролировать свои мысли, научиться думать свободнее.

В тихом и спокойном месте следует закрыть глаза и позволить телу расслабиться. На минуту сосредоточиться на мыслях и возникающих спонтанно образах. Затем ответить себе на шесть вопросов:

  • 1. Что я увидел, почувствовал, услышал?
  • 2. О чем был мой внутренний монолог (что шептали тихие голоса внутри меня)?
  • 3. Каковы были мои мысли?
  • 4. Мои ощущения?
  • 5. Мои эмоции?
  • 6. Что это все значит для меня? (Давняя проблема, нереализованное желание, неумение ослабить контроль и «отпустить» происходящее…).

Упражнения, развивающие креативность:

  • 1. «Две случайности». Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между ними что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю, в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.
  • 2. «10+10». Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» -- черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.
  • 3. «Название». Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения - название обязательно должно вам понравится.

Примеры упражнений на развитие писательского мастерства:

  • 1. Подумайте об одном из предметов, находящихся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше характеристик данного предмета. Запишите все, что вспомнилось, по прежнему не глядя на предмет
  • 2. Выберите стихотворение, которое Вам нравится. Возьмите его последнюю строку - пусть это будет первой строкой Вашего нового стихотворения.
  • 3. Что Вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к Вам в три часа ночи.
  • 4. Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды мне представилась возможность, но я ее упустил...».
  • 5. Напишите письмо десятилетнему себе. Письмо в прошлое.

По дисциплине: «Основы научного исследования и творчества».

На тему: ««Характеристика творческой личности».

Выполнила: студентка группы ЭКЗбс-11-1

Голубева Е.С.

Заочное отделение

Введение

1. Творческая деятельность человека.

1.1.Основные качества творческой личности.

1.2. Структура творческих качеств.

2. Феномен творчества в истории.

2.1.Стадии творчества.

2.2. Проблемы личности в процессе творческой деятельности.

3. Интуиция, как неотъемлемая часть творческой личности.

Заключение

Что такое личность? На этот вопрос существует много различных ответов философов, педагогов, психологов. Мы придерживаемся определения, данного выдающимся советским философом Э.В.Ильенковым. “Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности - ребенок станет там и тогда, когда сам начнет эту деятельность совершать…, по нормам и эталонам, заданным ему извне той культурой, в поле которой он просыпается к человеческой жизни. Основу этой деятельности составляет творчество.

1. Творческая деятельность человека.

От чего зависят результаты творческой деятельности человека? Для ответа на этот непростой вопрос внимательно рассмотрите следующую схему: личность - методы - проблемы - решения - реализация решений . Несомненно, что для получения высоких результатов в творческой деятельности важны методы, которые использует личность при решении проблем, важен уровень самих проблем - они должны быть достаточно масштабными, важно и умение найти и сформулировать решения и реализовать их, но главным является личность, точнее творческие качества личности. Если человек обладает творческими качествами, то он освоит новые, эффективные методы решения проблем, выберет для исследований проблемы, имеющие значение для всего человечества и сможет правильно найти и оформить полученные решения. Если у человека не воспитаны творческие качества и он не занимается их самовоспитанием, то бесполезно ждать от него высоких результатов деятельности. Поэтому в творческой деятельности все зависит не столько от методов, сколько от самого человека. Главная проблема творческой деятельности - это развитие в школе и саморазвитие в течение всей жизни творческих качеств личности. Какие же качества характеризуют личность как творческую?

1.1. Основные качества творческой личности.

Многие исследователи ставили проблему - какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью. Эта проблема не нова в истории науки. Многими исследователями и коллективами исследователей получены различные решения этой проблемы. Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное развитие у детей и саморазвитие у взрослых.


К тому же часть ученых придерживается позиции, что творческие качества передаются по наследству от родителей детям и их невозможно сформировать, если они генетически не обусловлены. Если это так, то творцами могут стать лишь избранные природой люди и школа обречена лишь создавать условия для развития личности, но не управлять развитием творческих качеств. Проще говоря, развивать нужно только одаренных детей, из остальных все равно ничего не получится. Однако это не так. Ученые проанализировали биографии многих творческих личностей - писателей, художников, композиторов, инженеров, врачей, и ученых. В результате было установлено, что независимо от рода деятельности, творческая личность обладает следующими основными качествами.

· умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

· умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

· умение формулировать и решать проблемы, составляющие основу цели;

· высокая работоспособность;

· умение защищать свои убеждения.

Как видим, все эти качества являются приобретенными, точнее результатом саморазвития в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Вместе с тем, нельзя отрицать того, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимы творческие качества. Какова же структура творческих качеств личности, какие умения входят в каждое из качеств?

1. 2. Структура творческих качеств.

Ø Творческая целенаправленность.

Человек живет к сожалению один раз. Возникает очень важный вопрос - как следует распорядится своей жизнью, чтобы в конце ее не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет. Поэтому весьма актуальным становится выбор цели жизни человека. Цель ради которой стоит жить должна быть творческой, это вовсе не означает, что все должны стать великими композиторами, писателями, инженерами, художниками. Но это означает, что каждый человек в течение своей жизни должен сделать хотя бы одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других людей. И таких творческих дел, казалось бы незначительных, но вместе с тем очень интересных и полезных великое множество: воспитание собственных детей, конструирование мебели, создание новых сортов растений и пород животных, создание рецептов новых блюд, новых моделей одежды и многое другое. Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Разве создание нового рецепта блюда хуже чем написание литературного романа?

Возникает вопрос - какая цель является творческой, достойной жизни человека? Для этого ученые предложили следующие критерии для оценки ее достойности.

1. Новизна - цель должна быть новой никем ранее не достигнутой, или новыми должны быть средства достижения цели.

2. Общественная полезность - цель должна быть полезна и для самого творца и для других людей и цивилизации в целом.

3. Конкретность - структура цели должна быть конкретной и ясной, как для самого творца, так и для других.

4. Значительность - достижение поставленной цели должно принести значительные результаты обществу.

5. Еретичность - цель должна содержать в себе элемент фантастичности, неправдоподобности.

6. Практичность - работа над целью должна приносить конкретные практические результаты.

7. Независимость - достижение цели, во всяком случае на первом этапе не должно требовать дорогостоящего оборудования и участия больших научных коллективов.

Что значит формировать и развивать творческую целенаправленность? Прежде всего необходимо знакомиться с материалами, в которых содержится информация о современных нерешенных проблемах в науке, технике и искусстве. В этой связи особенно важным является умение реферировать научно-популярную литературу: составить краткую аннотацию статьи, указать проблемы, изложенные в ней, сделать анализ предложенных автором статьи решений - оценить их положительные и отрицательные стороны, предложить свои решения в виде гипотез.

Ø Планомерность и самоконтроль деятельности.

Поставить творческую цель - это хотя и сложная, но все-таки начальная часть работы. Достижение цели во многом зависит от реальности плана, который составил человек.

Форма плана не имеет принципиального значения - написан он на бумаге, в файле компьютера или содержится в голове, принципиальное значение имеет его содержание. План достижения цели должен включать в себя список рабочих дел исследователя, выполнение которых необходимо для решения проблемы.

Для достижения любой творческой цели необходимо научиться планировать:

1. Работу по анализу научной литературы по творческой цели и смежным областям.

2. Работу по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем.

3. Работу по самоанализу и самоконтролю своей деятельности.

Какие учебные умения необходимы для анализа научной литературы?

Умения комбинировать научную информацию:

1. Выделять главное.

2. Сравнивать.

3. Изменять и дополнять.

4. Систематизировать и классифицировать.

Эти же умения необходимы для успешной работы по освоению новых научных технологий исследований и решений проблем. Самоанализ своей работы предполагает владение личностью умением сравнивать результаты своей работы с планом деятельности. Таким образом, обучение самоанализу предполагает обучение планированию своей деятельности как по выполнению отдельных заданий, так и по работе на занятиях по изучению темы.

Самоконтроль - это оценка результатов своей работы на основе научных теорий и закономерностей. Самоконтроль предполагает владение человека умением сравнить полученные результаты деятельности с научными теориями и закономерностями, на основе которых выполняется исследование. Для чего это нужно? Для поиска “белых пятен” в теориях. Если теория не объясняет полученные результаты исследования, то нужно менять

Ø Умение защищать свои убеждения.

Убеждения - это знания проверенные в процессе многообразной творческой деятельности. Исследователь создавший новые знания, выраженные в виде фактов, закономерностей, теорий обязан проверить их правильность в процессе многочисленных экспериментов. Ведь критерий истины - практика. Но и этого мало. Исследователь должен уметь кратко, ясно и конкретно изложить результаты своей работы, сравнивая их с работами других авторов, на предмет внесения изменений и дополнений. Ведь новые истины не рождаются из ничего, в науке и искусстве идут процессы постепенного развития знаний и важно увидеть это развитие и определить место своих идей в нем. Для этого необходимо владеть методами диалектической логики - основой любой познавательной деятельности, в том числе и творческой.

Развитие у личности способности защищать свои убеждения, осуществляется путем обучения ее умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, создавать логически правильную систему доказательств, находить различные варианты доказательств, проводить сравнительный анализ результатов работы, излагать результаты своих исследований в виде статей и монографий.

Ø Нравственные качества творческой личности.

Нравственность - это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Система внутренних правил человека формируется под влиянием многих факторов: семейных, личного опыта, школьного воспитания, общественных отношений и др. В зависимости от того, на основе каких ценностей сформированы эти внутренние правила нравственность может быть расовой, националистической, религиозно-фанатической, гуманистической. Вряд ли нужно объяснять кто такие расисты, националисты, религиозные фанатики. Если кто-то считает, что у них нет нравственности, он глубоко ошибается. У этих людей есть нравственность и она требует благородного отношения к своим и уничтожения чужих. Кстати это чисто генетические программы, доставшиеся нам в наследство от наших далеких предков. Они помогали выжить первобытным людям, но в настоящее время они ничего кроме вреда не приносят, более того, они калечат людей. Как известно генетические программы корректируются путем воспитания. Однако общество, в котором официально проповедуются расовые, националистические или религиозно-фанатические идеи лишь усиливают эти генетические программы. Могут ли быть творческие личности среди них? Конечно и достаточно много. Но есть одно но. Результаты их творчества имеют ценность для людей только в том случае, если они направлены на развитие жизни, предполагают улучшение условий жизни всех людей. Таких результатов у расистов, националистов и религиозных фанатиков как правило не много, ведь абсолютное большинство их работ посвящено поиску тех или иных доказательств превосходства своей расы, нации или религии и способов уничтожения чужих. А так как такого превосходства нет и быть не может, то и соответствующие результаты. Многие действительно талантливые люди, одурманенные ядом расизма, национализма или религиозного фанатизма так и не смогут достичь выдающихся результатов в творчестве.

Подлинное творчество всегда гуманистично и главная нравственная ценность гуманизма - уважение ко всем людям, независимо от их расы, национальности и религиозных убеждений. Какие же гуманистические нравственные качества присущи подлинно творческой личности?

Ø Созидательная направленность личности.

Каждый человек имеет право на удовлетворение своих биологических и культурных потребностей, но нравственная личность никогда не станет их рабом. Созидание должно преобладать над потреблением в деятельности личности. Не каждый человек будет великим писателем, композитором, врачом, инженером, но каждый обязан производить духовные или материальные блага, чтобы иметь возможность потреблять. Прогрессивное развитие общества определяется прежде всего преобладанием созидателей над потребителями. К сожалению в последние годы средства массовой информации формируют ошибочный образ “работать чтобы потреблять”, тогда как нравственный образ человека выглядит “работать чтобы созидать и потреблять”. Первый образ постепенно ведет человека в криминальный тупик, второй к профессиональному и духовному совершенству.

Созидательная направленность личности воспитывается в процессе развития мотивации к творческой деятельности. Ведь умение созидать начинается с желания творить, создавать новое. Развитие мотивации к творческой деятельности возможно только в том случае, если человек видит значение результатов своей творческой деятельности для себя и для общества. Если такие результаты есть, то они укрепляют желание человека заниматься творческой деятельностью.

Ø Личная и общественная полезность деятельности.

Не всякая деятельность является нравственной, а только та, которая является полезной для самого человека и общества - других людей. В последние годы господствует лозунг воспитания индивидуалиста, что кроме вреда он ничего принести не может. Из одной крайности - все для общества, коллектива, мы себя загнали в другую крайность - все для личности. Истина как правило находится посередине - деятельность должна приносить личную и общественную пользу, только тогда она нравственна. Полезную деятельность может выполнять лишь тот, кто видит ее практическую необходимость, способен обеспечить ее выполнение таким образом, чтобы не навредить другим, как в процессе ее выполнения, так и с учетом ее отдаленных последствий. При этом, под другими понимаются не только люди, но все живые организмы и полезные для человека технические и культурные объекты.

Ø Видение вариативности достижения цели.

Из философии известно, что к истине ведет много дорог. Нравственная личность должна не только видеть многообразие вариантов достижения поставленной цели, но и уметь их использовать. Беда многих людей заключается в том, что они используют только один путь для реализации своих планов. Чаще всего этот единственный путь оказывается неправильным, или встают непреодолимые преграды. И тогда человек духовно “ломается”, иногда это приводит к потере веры в собственные силы, отказу от выбранной карьеры, разочарованию в жизни.

Ø Выполнение личных обязательств.

Самое тяжелое в жизни - это выполнять свои собственные обещания. Сколько самых разных обещаний мы уже слышали - политических, экономических, социальных. Хорошо, если десятая часть из них выполнена. Жить не по лжи требует от человека брать на себя только такие обязательства, которые он в состоянии выполнить. Но и выполнение взятых обязательств требует наличия очень важного качества - силы воли - умения преодолевать возникающие трудности и достигать поставленных задач, но не любой ценой, а совершая при этом лично и общественно полезную деятельность. Нравственная личность определяется прежде всего тем, что обещает выполнимое и выполняет обещанное.

Ø Признание и поддержка альтернативной полезной деятельности.

Речь идет о зависти, точнее о черной зависти. Сколько в истории было примеров, когда менее талантливые творцы уничтожали более талантливых. Классический пример уничтожение Н.И.Вавилова, сподвижниками Т.Д.Лысенко. Нравственная личность прекрасно понимает, что успех в любом деле будет только в том случае, если будет здоровая конкуренция между отдельными творцами или творческими коллективами.

Благородство души человека проявляется тогда, когда он признает и поддерживает своих конкурентов, прекрасно понимая, что к истине ведет много дорог и неизвестно еще какая из них короче и результативнее - та, по которой он идет сам, или его конкуренты. Мы с вами знаем, как часто взрослые люди болезненно переживают успехи своих коллег, как пытаются менее талантливые найти ошибки и просчеты в работе более талантливых, забывая при этом, что главное - это не критика других, а результаты собственной работы. К сожалению это, не лучшее качество человеческой души начинают перенимать наши дети. И стоит ли потом удивляться, что из милых, хороших мальчиков и девочек вырастают злые, завистливые и нетерпимые к успехам других люди. Воспитание этого качества требует обучения детей умению сравнить результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определить соотношение затраченного времени и полученных результатов, а так же сложность выбранного пути. Критерии эффективности любой деятельности следующие: высокий результат, относительная простота выполнения, минимальные затраты времени, оборудования и материалов.

Ø Конструктивность критического анализа.

Критиковать надо уметь. Умение критиковать конструктивно - это целая наука, которой нужно учить подрастающее поколение. Конструктивно критикует тот, кто глубоко изучил предмет критики, владеет всеми современными методами познания и методами диалектической логики, кто способен увидеть положительное,новое в критикуемой идее и предложить пути его улучшения и дальнейшего развития, помочь исправить ошибки автору идеи. Критика должна стимулировать творчество, вносить в автора уверенность в правильности выбранного пути. И еще немаловажный моральный аспект - критикуется идея, причем доброжелательно, а не сам автор или его отношения с оппонентом. Ну и кто из выпускников наших школ в полной мере владеет всеми вышеперечисленными умениями? И в какой школе и на каких предметах учат учащихся конструктивной критике?

2. Феномен творчества в истории.

Вопрос о сущности и смысле творчества по-разному ставился и интерпретировался в разные исторические эпохи. Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного проходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, которое раньше не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности, в дальнейшем, особенно, начиная с Платона, развивается учение об Эросе, как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира, моментом которого и выступает творчество. Воззрения на творчество в средние века философии связаны с личностным пониманием Бога, свободно творящим мир и актом своей воли вызывающим бытие из небытия. У Августина Аврелия человеческое творчество выступает как творчество исторического бытия, в котором конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Воля и волевой акт веры, а не разум, связывают человека с Богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом. Это создает предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого феномена человеческого бытия. Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения, в которой этот феномен человеческого бытия осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса, тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. В эпоху Просвещения творчество начинает рассматриваться не только как высшая форма человеческой жизнедеятельности, но и как важнейшая предпосылка познания и преобразования окружающей действительности, как нечто родственное изобретательству.
В новейшее время исследовательское внимание к феномену творчества существенно возрастает в сфере психологии, для которой непосредственный научный интерес вызывает уже не столько абстрактная духовно-личностная природа творчества, сколько конкретные психологические компоненты и механизмы творческой активности личности.
В психологии творческая активность трактуется как комплексная характеристика личности, формирующаяся на основе относительно высокого развития общих и специальных способностей и проявляющаяся в успешной профессиональной деятельности, в высоком уровне мотивации и соответствующих социально-психологических установках, а также в особенностях интеллектуальных и личностных характеристик. Творческая активность является одним из существенных свойств личности, через которые наиболее полно проявляется индивидуальное, особенное в психологической организации личности. Применительно к деятельности это особенное находит свое высшее выражение в оригинальности (в отличие от шаблонности) решения той, или иной исследовательской или практической задачи. Можно выделить следующие компоненты, определяющие творческую активность личности:

Соответствие задачи поставленной извне (технической, научной, исследовательской, управленческой), психологическим установкам личности. В большинстве случаев задача социально мотивирована, т.е. восприниматься субъектом как общественно значимая.

Способность личности выделить принцип, лежащий в основе какой-либо конструкции, и использовать его в новых условиях. Для творческой личности характерным является восприимчивость к новым идеям, творческая смелость, любознательность, наблюдательность, способность преодолевать стереотипы, специализированный «перенос» приемов решения от задачи к задаче при решении, казалось бы, совершенно новых проблем.

Способность личности определить так называемую «зону поиска», по собственной инициативе выходить за пределы исходно намеченной области исследования, искать и находить задачи, отыскивать конструктивные приемы, рационализирующие деятельность.

Высокий интеллектуальный уровень: развитый вербальный и невербальный интеллект, пространственное представление и воображение, высокий уровень системных ассоциаций, способность к обобщению.

2.1.Стадии творчества.

В самом процессе протекания творчества можно выделить следующие последовательные стадии:
1) «эмбриональная» стадия, на которой происходит возникновение какого-либо творческого замысла, часто еще очень смутного;
2) начальная стадия, на которой происходит конкретизация замысла, первые поиски его определенности, постановка задачи и определение возможных путей ее решения;
3) стадия первого оформления замысла, в которой оценивается эффективность выбранных методов решения, разносторонне анализируется сама проблема, собирается и анализируется информация;
4) стадия главного оформления, когда выдвигаются гипотезы, осуществляется перебор различных предположений, человек сознательно занимается решением творческой проблемы. Именно на этой стадии нередко возникают моменты «творческого озарения», сопровождаемые соответствующими психическими состояниями на фоне эмоционального подъема;
5) завершающая стадия, когда происходит окончательное оформление, «кристаллизация» выработанной идей, оценка эффективности достигнутого результата, анализируется соответствие поставленной цели и конечного продукта.
Однако данная стадийность весьма условна, поскольку творчество выступает в качестве сплошного процесса, который трудно разграничить, а между стадиями можно выделить отдельные творческие паузы, во время которых обычно продолжается скрытый, так называемый, подсознательный творческий процесс и создание новых заготовок.