Баухауз - самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века.За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.
В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.
25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования - Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.
Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Революционный дух манифеста соответствовал духу послевоенного времени. Манифест сопровождала Гравюра Лайонела Фейнингера (Lyonel Feininger) «Собор».
«Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник - лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.»
Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.
Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.
Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.
Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора
Иоханнес Иттен, 1919–1923 - заместитель директора
Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 - преподаватель
Герхард Маркс, 1919–1924 - преподаватель
Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.
Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом - занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.
Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.
Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.
Иттен разработал «форкурс» - новый метод художественного образования, призванный помочь художнику найти свой путь, не подавляя его личность. В Баухауз поступали люди разного уровня подготовки, знания ремесла и истории искусств. На форкурс, по настоянию Иттена, зачисляли всех, кто хотел заниматься искусством.
Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.
«Чтобы развить чувство единства форм, я давал шрифтовые упражнения, предлагая поработать над шрифтом и различными формами, используя принципы квадрата, треугольника или круга»
Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.
Композиция из разных по конрасту форм, Веймар 1920
Упражнение на контраст форм и контраст светлого и темного, Веймар 1920
Упражнение с круговыми формами, Веймар 1920
Белые и черные круги. Ф. Дикер, Веймар, 1919
После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 - художник и дизайнер Джозеф Альберс.
Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.
Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн - пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.
Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.
В 1922 году на сцене Национального театра в Штутгарте состоялась премьера постановки «Триадический балет» (или балет «Триада»), для которой немецкий художник Оскар Шлиммер разработал четыре типа костюма-формы: «Вращающаяся архитектура», «Марионетка», «Технический организм» и «Метафизическая выразительная форма».
Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.
У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы - все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.
Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.
Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.
Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).
В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.
Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям - голышом), боксирование - все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима - это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.
«Кандинский предпочитает появляться, украшенный, как антенна, Иттен - как аморфный монстр, Фейнингер - как два правильных треугольника, Мохой-Надь - отрезок, пересекаемый крестом, Гропиус - Ле Корбюзье…»
Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» - более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.
Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год - к 1926 году.
В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.
В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало - в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.
Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял .
Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.
Во время нацистского режима многие архитекторы-евреи эмигрировали из Германии в Палестину. Более 4000 зданий было построено в Тель-Авиве в 30-е годы. Эти сооружения - всемирное культурное наследие ЮНЕСКО - носят название «Белый город».
Ниже представлен текст, который был размещен на обложке книги австрийского художника Герберта Байера «Баухауз 1919-1928». Книга была издана в 1938 году к ретроспективе Баухауза в Музее современных искусств в Нью-Йорке, когда принципы Баухауза уже имели значительное влияние в мире искусства и дизайна.
Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.
Почти 100 лет назад ученики Баухауза придумали дома, предметы и мебель, без которых мы не представляем своей жизни сегодня. Доступность, функционализм и эстетика - этими критериями руководствуются многие современные дизайнеры и архитекторы. «Меньше - лучше» - принцип, который мы понимаем уже почти интуитивно.
на английском
на английском
Книга Евы Форгач (Éva Forgács) о феномене и развитии Баухауза « » Éva Forgács
События 2019 года, посвященные 100-летию Баухауза , от Strelka mag;
Официальный сайт, посвященный
В современных домах зачастую наблюдается нехватка пространства и это в значительной степени затрудняет работу оформителя при выборе стиля. Оформление должно быть красивым, практичным и удобным для владельца дома. Всем этим требованиям отвечает стиль баухауз, название которого в переводе с немецкого означает «строительство дома».
Это направление в дизайне стало сочетанием истинно немецкой практичности и при этом, простоты окружения. Все предметы меблировки имеют незамысловатые строгие линии, отдавая большую дань практичности, но, при этом, оставаясь достаточно привлекательными с точки зрения эстетики. Главные формы, используемые дизайнерами при отделке дома в стиле баухауз – квадрат, круг, овал и другие простые геометрические фигуры.
Смешение натурального дерева, стекла, кожи и одновременно искусственных материалов – яркая черта, присущая этому стилю. Диваны имеют прямоугольные подушки и лишены подлокотников, а столы часто выполнены со стеклянной столешницей, и опираются на металлические ножки.
Встроенная мебель появилась в интерьере именно тогда, когда миру был представлен стиль баухауз. Шкафы – купе стали одной из характерных особенностей этого вида оформления. Такой громоздкий предмет интерьера занимал слишком много места и его убрали в стену. Больше пространства для жизни и меньше – для мебели. Эта идея стала одним из основных девизов данного направления в дизайне.
Отделка поверхностей сочетает в себе одновременно холодную и тёплую цветовую гамму, а декоративных украшений почти нет. Если декор все же присутствует, он обязательно выполнен в общей идее и предельно функционален. Нередко, в качестве декоративных элементов используются не дополнительные аксессуары, а светильники или бытовая техника.
Основной палитрой здесь будут бежевые, серые, черные и другие нейтральные тона. Однако, они часто разбавляются довольно ярким пятном желтого, синего или зеленого цвета. Главное, чтобы яркие цвета не превалировали над основной нейтральной гаммой оформления.
Основным материалом отделки стен стала штукатурка. Если это обои, то они, как правило, имеют четкий мелкий рисунок, напоминающий фактуру ткани. Тоже самое относится и к потолочным поверхностям – преобладают однотонные покрытия спокойных расцветок.
Несмотря на некоторую «искусственность» всего окружения, в таких интерьерах часто встречаются натуральные материалы. Однако, ни один из них не занимает главенствующую позицию. Стекло соседствует с металлом, натуральное дерево и кожа – с искусственным или натуральным камнем.
Эстетика здесь уходит на второй план. На первом месте всегда будет функционал. Вся используемая в подобных интерьерах мебель должна быть удобной, практичной и не слишком дорогой. Нередко стулья и диваны лишены подлокотников, а в качестве основного материала основания может выступать пластик или металл.
Внешний вид такой мебели прост, обычно, это сочетание горизонтальных и вертикальных плоскостей. Так как одной из главных идей является экономия пространства, предметы меблировки нередко выполнены трансформируемыми. Стулья легко вкладываются один в другой, а корпусная мебель зачастую представлена модульными решениями.
Освещению в том дизайне, который подразумевает стиль баухауз, отводится отдельная роль. Именно этот вид оформления стал основой идеи раздельного освещения. Каждая функциональная зона имеет свой источник света, который можно включать отдельно от остальных. Кроме того, яркими световыми пятнами заменяется привычный декор в виде дополнительных аксессуаров.
Для такого оформления характерно обилие света, падающего в комнаты из больших окон и дополненного множеством светильников. Осветительные приборы по большей части встроенные, а выполнены в виде шара или тарелки.
Стиль баухауз появился в Германии. Преимуществом данного дизайна считаютсянебольшие траты на мебель и отделочные материалы. При этом и без лишних изысков.
Данное направление появилось в начале прошлого столетия и повлияло на массовое производство серийных предметов мебели .
Удивительна история стиля баухауз. Он появился в Германии в 1919 году, но в нем присутствуют черты русского конструктивизма, геометризма и кубизма.
В переводе с немецкого слово баухауз означает – строительство дома. Изначально этим словом называлась Высшая школа строительства и конструирования, на базе которой возникло целое направление.
Архитектор Вальтер Гропиус, став руководителем, школы строительства, предложил использовать комбинации индустриальных производственных возможностей и простых и эстетичных форм.
Центральной идеей этого направления было создание интерьера, в котором отсутствуют декоративные детали, не имеющие функционального значения.
Элементы в помещении имеют правильные и прямоугольные формы. Главной целью стиля было создание практичного и функционального жилища и отказ от вычурных и роскошных элементов.
Многие черты позаимствовались в стиле модерн. Данное направление нашло применение в частном дизайне и в крупных архитектурных проектах.
В сфере строительства внедрялись некоторые инновации: легкость и лаконичность строительных форм и гибкость архитектурных конструкций.
Создатели направления стремились к массовому производству удобных и красивых предметов мебели. При этом в изделиях применялись современные материалы и разработки.
Баухауз архитектурный стиль характеризовался использованием принципа стандартизации жилых построек. Архитекторы школы занимались разработкой проектов индустриальных поселков.
Возводились многоквартирные дома в 3-4 этажа для служащих и рабочих с низким уровнем доходов. При этом квартиры были двух или трехкомнатные с кухней и ванной. Они рассчитывались на семью из 5-6 человек.
Баухауз дожил до настоящего времени. Центральная идея стиля – это простота и функциональность. При этом мебель и детали декора должны не только обладать привлекательным внешним видом, но и комфортом при эксплуатации и доступной стоимостью.
В производстве предметов интерьера приветствуется принцип рационального расхода материала.
Украшением комнаты считается не декор и аксессуары, а высококачественная бытовая техника и грамотно спланированное освещение.
Интерьер в этом стиле предполагает . Именно в данном направлении первоначально стало применяться разное освещение для отдельных зон.
Отдельные черты можно увидеть в стиле хай-тек, минимализм или модерн.
Интерьер предполагает использование кованных и металлических элементов и предметов из стекла.
С момента создания и до настоящего времени баухауз постоянно развивался и совершенствовался. Главная задача стиля – это создание простого дизайна, соответствующего духу времени.
Мебель в этом стиле должна быть качественной, но доступной по стоимости. При этом ценится не цвет обивки, а простота применения.
Впервые в стиле баухауз мебель стала производиться из металла. В этой школе возникла идея применять для каркаса мебели гнутую трубку из металла. Появились первые предметы модульной и трансформируемой мебели.
Пользуются популярностью трансформируемые виды мебели – столы и стулья, которые убираются друг в друга, разборные тумбы и табуретки.
Особое внимание уделяется совершенствованию рабочей зоны на кухне.
Цветовая гамма данного этого стиля составляет нейтральные оттенки: серый, бежевый, белый и черный. Для создания акцентов используются яркие пятна синего, зеленого, красного или желтого цвета. Применение светлых оттенков позволяет . Из орнаментов используются геометрические принты и живопись в стиле абстракционизма.
Цветовая палитра в баухаузе - это сочетание теплых и холодных оттенков. Светлая штукатурка и камень разбавляются теплотой древесины, а холодность стела и металла – изделиями из текстиля и кожи.
Из материалов в интерьере применяется металл, пластик, стекло, кожа и древесина. Отделочные работы характеризуются простотой. Стены оформляются штукатуркой или обоями с геометрическими конфигурациями. Пользуются популярностью мелкие и разбросанные по полотну рисунки. Такие обои легко клеить, так как не требуется подгонять полосы. Мелкий рисунок зрительно создает более просторное помещение.
К особенностям интерьера относятся высокие потолки, дизайн в одной плоскости горизонтального направления и обилие света. Из вертикальных элементов используются вытянутые и узкие оконные проемы.
Стиль Баухауз соединил сферу искусства и технологий. Идеи баухауза оказали влияние на дизайн и архитектуру современных домов и отдельных помещений. Важной чертой стиля является функциональность. Создание интерьера в стиле баухауз предполагает работу технологов, ремесленников и художников для одного результата.
Баухауз – возник в начале XX века в Германии. Его основоположником стал юный талантливый архитектор, Вальтер Гропиус.
Баухауз произвёл настоящую революцию: благодаря этому направлению дизайн перестал быть элитарным понятием, и стал работать на потребности общества.
В интерьере баухауз стремится к практичности, современности и функциональности. Минимальное количество вещей, встроенная мебель, которая освободит пространство, простые формы – отличительные черты стиля. Идея баухауза в конвейерном производстве мебели, красота которой заключается в лаконичности и удобстве.
Дома в стиле баухауз легко узнать: стеклянные поверхности, пластик и металлические хромированные элементы. И это сочетается с натуральным деревом, кожей и плотными натуральными тканями.
Баухауз – это светлые нейтральные оттенки: белый и серый, которые разбавляются элементами теплых цветов или черными деталями интерьера. В небольших количествах допускаются яркие цветовые акценты: красный, синий, желтый, зеленый.
Даже малометражная квартира, оформленная в стиле баухауз, выглядит просторной благодаря обильному освещению. Холодный яркий свет, светлые стены и стеклянные двери призваны визуально расширить пространство.
Мебель в интерьере проста и функциональна. Стиль баухауз побудил к созданию модульной мебели: стулья, которые легко складываются и занимают мало места, складные столы, меняющие форму, модульные диваны, положение и форма которых изменяется в зависимости от потребностей, шкафы-купе.
Дизайн отличается простыми геометрическими формами, хромированными металлическими ножками, горизонтальными плоскостями. У стульев и кресел в стиле баухауз отсутствуют подлокотников и другие элементы, визуально утяжеляющие мебель.
Красота в простоте: баухауз кардинально изменил подход к декорированию помещений. Стиль призывает находить красоту в простых формах, геометрических линиях, металлических рамах. Круг, квадрат и прямоугольник – лучшие помощники в декоре.
Дизайнерские решения в стиле баухауз подойдут любителям элегантной простоты. Если вы мечтаете об удобной, стильной и свободной от лишних вещей квартире – это то, что вам нужно. Баухауз учит экономить на ненужных вещах, отдавая предпочтение комфорту.
В рамках Недели Берлина Look At Me рассказывает о главном столпе современного дизайна и архитектуры - берлинской школе Баухаус, воспитавшей несколько поколений смелых авангардистов в прикладном искусстве. Как небольшая частная инициатива определила идеи XX века, по каким принципам идеалисты Баухауса собирались построить новое общество и эстетику и почему их идеи до сих пор являются очень современными - об этом пойдет речь в большом гиде Look At Me.
Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» - во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье.
Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус - из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau - «строить», haus - «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы - понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.
Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы - теперь это был индустриальный функционализм.
В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США.
Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау - центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе - платное, триста евро.
Здание Баухауса в Дессау
|
|
Иоханнес Иттен
|
Кресло «Барселона»
|
|
Кресло «Василий»
|
Графический дизайн
|
|
Чайник
|
Настольные часы
|
|
Stacking tables
|
Шрифт Architype Albers
|
|
Шахматы баухаус
|
Вальтер Гропиус (1883–1969)
|
|
Иоханнес Иттен (1888–1967)
|
Ласло Мохой-Надь (1895–1946)
|
|
Пауль Клее (1879–1940)
|
Ханнес Мейер (1889–1954)
|
|
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)
|
Марсель Бройер (1902–1981)
|
|
Василий Кандинский (1866–1944)
|
Герберт Байер (1902–1981)
|
|
Марианна Брандт (1893–1983)
|
Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме.
Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке.
Длительностью полгода, в конце курса - перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя - уберечь художника от потрясений «механического века».
Длится три года. После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету.
Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе.
Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, - отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие - идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.
В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна - это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.
Bauhaus Dessau by Hort |
|