Теория цвета. Основные характеристики цвета. Изучаем спектр: основные и дополнительные цвета

01.04.2019

Холодная цветовая гамма с преобладанием сине-зеленых тонов популярна в дизайне уже давно и совсем не собирается сдавать своих позиций, ведь благодаря благородству и разнообразию оттенков она помогает создавать непревзойденные и уникальные интерьеры.

Одной из важнейших причин популярности сине-зеленого цвета является богатая палитра его вариаций, которая в зависимости от преобладания нюансных оттенков может быть как теплой, так и холодной, как светлой и нежной, так глубокой и темной. Это многообразие позволяет создавать самые разные интерьеры.

Невзирая на то, что цветами этого года становятся теплые оттенки, их очень часто в интерьере дополняют холодные вариации синего и зеленого. Удивительно, но сине-зеленый цвет отлично «работает» как самостоятельно, так и в тандеме с другими оттенками. В одном месте он становится ярким акцентом, в другом — прекрасно подчеркивает окружающие тона.

Сине-зеленый цвет на самом деле намного глубже и шире, чем кажется на первый взгляд, — это богатая палитра оттенков от бирюзового до изумрудного, от зелёно-морского до зелёно-синего Крайола. Общее настроение таких цветов, характерными чертами которых является спокойствие, умиротворение и уют, позволяет создавать комфортные для человека помещения.

Варианты применения сине-зеленого цвета многочисленны. Кроме того, эти оттенки всегда популярны и никогда не выйдут из моды. Они прекрасно подойдут любителям холодной цветовой гаммы в качестве фонового цвета стен или отделки мебели. Те же, кто отдает предпочтение теплой гамме, могут использовать их в виде дополнительных оттенков в текстиле, мебели или декоре.

Интересно, что особенно популярны в современном дизайне не просто пространства, оформленные в сине-зеленых тонах, а композиционно сложные интерьеры с использованием открытого синего и зеленого цвета, которые при визуальном восприятии приобретают единство.

В таких интерьерах синие и зеленые тона зачастую используются не только в качестве основы, но и как дополнительные цвета к белой или теплой гамме. Благодаря прекрасной способности синих и зеленых оттенять и выставлять баланс, они нередко появляются вместе в текстиле и декоре.

Радует и то, что сине-зеленый цвет одинаково хорошо подходит для любой функциональной зоны, а также для всех видов отделки. Такие тона популярны в качестве красок для стен, искусственного камня, керамики, обивки мебели и текстильного оформления интерьеров.

Пастельная цветовая гамма никогда не устареет, однако особую популярность в последнее время набирают темные и яркие интерьеры, в которых найдется место и глубоким цветовым оттенкам, и насыщенным деталям. И тут на помощь дизайнерам приходят сине-зеленые тона, которые особенно богато и изысканно смотрятся в более темном исполнении.

Таким образом, становится совершенно понятной популярность сине-зеленого цвета, который таит в себе не просто приятный глазу оттенок, а целый каскад разнообразных тонов, благодаря которым интерьер обогащается и преображается, подобно хамелеону. Удивительное благородство и умиротворяющий характер цвета обеспечили ему лидирующие позиции как при использовании его в виде основной гаммы, так и в качестве дополнительных оттенков в дизайне.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств г. Шимановска»
Открытый урок по основам цветоведения
2 класс

Тема: «Нюансы. Многообразие оттенков цвета»
Разработала: преподаватель Куховар Светлана Юрьевна
Шимановск
2016 г.
Урок по основам цветоведения
(предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»)
25. 10. 2016 г. 2 класс, I четверть, урок №8
Тема урока: «Нюансы. Многообразие оттенков цвета»
Цель урока: Развитие умений учащихся видеть, распознавать и получать оттенки цвета.
Задачи урока:
Развивать навыки работы живописными материалами, умение работать с палитрой
Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Познакомить детей с основами цветоведения, закрепить полученные знания на практике.
Изобразить гроздь винограда, используя большое количество нюансов.
Зрительный ряд: таблица «Спектральные цвета», репродукции картин с монохромным колоритом, таблица «нюансы», изображения предметов с использованием оттенков и без оттенков для примера, готовое изображение грозди винограда.
Оборудование:
для учителя: доска, план – конспект урока, гуашь, кисти, бумага, вода, шаблон для рисования грозди винограда; для учащихся: бумага А4, кисти, гуашь, палитра, вода, карандаш, ластик, салфетка.
Оформление доски:
2

5
5
1
3
4

1 – таблица «нюансы»
2 – репродукции картин с монохромным колоритом
3 – таблица «спектральные цвета»
4 – изображение грозди винограда
5 – изображения предметов с использованием оттенков и без оттенков для примера
Ход урока.
Этапы урока Содержание работы Примечание
I подготови -
тельная часть урока 1.Организация класса. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку. Давайте угадаем, какие инструменты и материалы понадобятся сегодня вам для работы на уроке. Ведь мы с вами маленькие художники. Отгадав загадки, мы узнаем необходимые инструменты.
Загадки.
Черный Ивашка –Деревянная рубашка.Где носом поведет,Там заметку кладет. (Карандаш.)
Если ей работу дашь –Зря трудился карандаш. (Ластик.)
Разноцветные сестрицыЗаскучали без водицы.Дядя длинный и худойНосит воду бородой,И сестрицы вместе с нимНарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.)
Познакомимся: я – краска,В круглой баночке сижу.Вам раскрашу я раскраску,А еще – картинки к сказкеНарисую малышу.Ярче я, чем карандаш,Очень сочная… (гуашь).
Мы с вами нашли отгадки на все загадки. Итак, для урока вам понадобятся: лист бумаги, гуашь, кисти, вода, палитра, салфеткаII Основная часть урока
Учащиеся получают лист бумаги формата А4, на котором подготовлено шаблонное изображение грозди винограда силуэтом. Задача учащихся затонировать ровным красным цветом пятно. При этом дети не знают, что они рисуют и начинают предполагать, что это цветок, тучка и т.д.

Когда дети справились с поставленным заданием приступаем непосредственно к теме урока.
- На доске написана тема нашего урока «Нюансы. Многообразие оттенков цвета» Давайте вместе узнаем, что же такое нюанс. Слышали ли вы такое слово раньше и что оно означает?
- Правильный ответ хранится в названии темы.
Нюанс – это слово, пришедшее из французского языка, и в переводе означает «оттенок». Нюанс – это противоположность контраста.
- Давайте вспомним, что такое контраст и в чем он выражается в живописной работе?
- Правильно, контраст это резкие отличия, противоположенные цвета цветового круга. Для закрепления темы немного поиграем. Я буду выдавать вам фишки определенных цветов, вы должны прикрепить полученную фишку к контрастному для нее цвету.

Очень хорошо. Я убедилась, что вы усвоили тему «Контраст» и теперь без труда познакомитесь с нюансами и оттенками. Повторяясь, скажу, что слова нюанс и оттенок имеют один смысл. И теперь мы повторим упражнение с фишками, только прикреплять мы их будем не на контрастные, а на родственные цвету фишки основы.

Молодцы, отлично справились. Я вижу, что вы достаточно хорошо поняли, что же такое нюанс. Но для чего он нам нужен?
- Да, нюансы и оттенки необходимы художнику для того, что изображаемый объект был более реалистичным, объемным, «живым».

Ну вот, разобрались с тем, что такой нюанс и для чего он нужен. Но где же его взять? Ведь в нашей коробочке всего 12 баночек, а оттенков для работы необходимо очень много.
- Правильно, для получения того или иного оттенка, нюанса мы должны смешать краски на палитре. Но помним о том, что более трех цветов одновременно мы не смешиваем. Для получения нюанса зеленого, например, основой цвета в процессе смешивания, конечно же будет сам зеленый, а добавить в него можно что угодно: светлый или темный цвет, все зависит от того, какой оттенок вы хотите получить.
- Теперь переходим непосредственно к нашему заданию. Вы уже выполнили первый этап работы и теперь при помощи множества нюансов и оттенков красного вы должны доработать свой рисунок. Наконец-то мы узнаем, что это за пятно и чем оно станет в итоге. (Показ изображения грозди винограда зеленого цвета).
-Посмотрите, я выполнила заготовку зеленого цвета, применила различные нюансы зеленого и выделила ягоды, дополнила гроздь листом и падающей тенью. Вы можете увидеть, как отличаются эти два рисунка. Для того, что бы у вас было представление о виде винограда, перед собой вы можете наблюдать не только наглядное изображение, но и муляж винограда. Вы можете внимательно рассмотреть ягодки отдельно и гроздь в целом. Какие ягоды будут более темными, а какие будут блестеть и иметь блик. Фон вокруг изображения грозди писать не нужно. Гроздь зеленого винограда, написанная мною для вас, тоже может служить примером в работе.

Итак, ваша задача на уроке: выполнить изображение грозди винограда красного цвета с использованием большого количества нюансов и оттенков в технике гуашевой живописи. При выполнении поставленной задачи, мы двигаемся к основной цели: получение и развитие навыков живописи, научиться видеть и получать разнообразные оттенки одного цвета.
-Напомню: писать гуашевыми красками нужно без добавления лишней воды, менять воду, мыть палитру и кисти – по необходимости. Если нет вопросов ко мне, то можно начинать практическую работу. Я уверена, что у вас все получится! Дети отвечают на вопросы
Повторение темы «Контраст»
Дети по очереди выполняют задание
Учащиеся прикрепляют фишки к родственным основам
Дети отвечают на вопрос
Обращение к наглядности
Дети отвечают – смешивать краски на палитре
Обращение к наглядности
III Практическая работа учащихся Во время практической работы в классе играет тихая спокойная музыка.
Ведется фронтальная и индивидуальная работа с классом.
Во время работы проводится физкультминутка:
На зарядку солнышкоПоднимает нас.Поднимаем руки мыПо команде “раз”.А над нами веселоШелестит листва.Опускаем руки мыПо команде “два”. IV Заключительная часть урока 1. Просмотр и обсуждение работ, выполненных учащимися.
Для просмотра рисунков мольберты выставляются в одну линию, и на расстоянии вместе с детьми преподаватель анализирует каждую работу, выделяя недочеты и положительные стороны рисунков.
Я благодарю вас за старание на уроке.
2. Организованная уборка рабочих мест.
А теперь мы должны привести свои рабочие места в порядок. Убираем карандаши и ластики. Не забываем промыть кисти и хорошенько закрыть баночки с краской. Вытираем свои мольберты. Урок закончен, до свидания!


Приложенные файлы

Если вы занимаетесь живописью или просто используете в работе или творчестве краски, то вам обязательно стоит узнать, что представляют собой дополнительные цвета, какие оттенки являются ими, как их получить и использовать. Это пригодится вам как в при помощи кисти, так и при работе на современных графических планшетах.

Изучаем спектр: основные и дополнительные цвета

Каждый из вас хотя бы раз встречал в книгах изображение радужной полоски или круга, где один цвет плавно переходит в другой в той последовательности, в которой они располагаются и в природном явлении — радуге. Это не придуманные а реальное отображение распределения оттенков при разделении луча белого света на составляющие. Каждый цвет соответствует определенной длине волны.

Такой называется спектром. Им пользуются художники, дизайнеры при подборе тонов и их красивых сочетаний для своих работ. Существуют три основных цвета — красный, синий и желтый. Еще можно услышать термин — первичные. Эти цвета невозможно получить смешением каких-либо красок или цветных лучей. Остальные оттенки считаются составными, так как являются производными основных. Обычно в противопоставление основным указывают дополнительные цвета, которые получены смешением первых между собой: оранжевый, составленный из желтого и красного, зеленый — из желтого и синего, а фиолетовый — из красного и синего. Если механически смешать три основных цвета, получится черный. В случае оптического наложения появляется белый.

Пары дополнительных цветов

Итак, дополнительные цвета — это те, которые располагаются на противоположных концах линий, проведенных через центр спектрального круга. Чтобы вам легче было ориентироваться на практике, нужно запомнить три главные пары: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, оранжевый и синий. Остальные оттенки легко определить, сдвигая линию, соответствующую диаметру на нужный угол.

Как получить дополнительные цвета в живописи

Пигменты красок в современных наборах обычно разнообразны, поэтому, работая с палитрой, вы сможете использовать много готовых колеров, составляя из них нужные оттенки. Если на начальном этапе вы будете сомневаться, что нужно добавить в имеющийся цвет, то всегда сможете воспользоваться спектром в качестве подсказки, схемы.

На самом деле вовсе не обязательно покупать набор красок с большим количеством готовых оттенков. Всю возможную гамму несложно получить самостоятельно, имея лишь основные цвета (синий, красный, желтый). Чтобы изменять насыщенность дополнительного составного оттенка потребуются черный и белый колер. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если в коробке вместо чистого спектрального цвета окажется какой-то его оттенок, например, сине-зеленый, фиолетовый, бордовый. Выбирая набор красок, обязательно смотрите, чтобы в нем присутствовали чистые основные цвета, тогда приготовить дополнительные вам не составит труда.

Живопись в цифровом формате

В мире современных технологий даже художники переходят за экраны мониторов и электронные устройства ввода Работая на планшете, вы создаете свою картину не на бумаге, а на экране дисплея, фактически смешивая не краски, а исходящие лучи света.

Термин "цветовое пространство" обычно используется в компьютерных программах для работы с графикой и подразумевает модель отображения оттенков в цифровом виде. Каждый цвет характеризуется числовыми параметрами в выбранной системе координат. Она может быть трехмерной или многомерной, в зависимости от количества используемых осей, то есть параметров цвета. Наиболее простые и понятные цветовые модели — это RGB, CMYK. Первая используется для визуализации изображений на экране (телевизора, монитора), а вторая — при печати на четырехкрасочном устройстве, например, обычном офисном принтере.

Таким образом, рисуя на планшете, вы будете выбирать оттенки цветов, каждый из которых имеет свою числовую характеристику, состоящую из трех значений.

Как выбирать для картины

Каким бы способом вы ни создавали свои работы, кистью на холсте или стилусом на графическом планшете, все цвета красок нужно подбирать так, чтобы они гармонировали. Это легко сделать, воспользовавшись спектром.

Способов несколько:

  1. Используйте только теплую часть оттенков (те, в которых присутствует желтая составляющая).
  2. Возьмите исключительно холодные цвета на основе синего.
  3. Попробуйте контрастный вариант — сочетание одного основного цвета и дополнительного к нему составного, а также их оттенки.
  4. Экспериментируйте с ахроматическими тонами (черный — серый — белый), добавляя любой спектральный оттенок.

Это лишь самые простые способы получения гармоничных, ярких сочетаний в работе.

Итак, цвета красок находятся в тесной взаимосвязи. Все многообразие оттенков можно не только систематизировать, но и использовать строго в соответствии с теоретическими знаниями по цветоведению. Именно в этом случае ваши работы и в рукотворном, и в цифровом варианте будут наиболее интересными и эффектными.