Специальность "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство": где учиться, кем работать. Институт железнодорожного транспорта

02.05.2018

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Утверждаю

Ректор, академик РАН

_______________________

Протокол заседания ученого совета РГУПС

от 01.01.2001, № 4

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый модуль)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

270835 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»

____________________________________________________________

КВАЛИФИКАЦИЯ

Техник

________________________

РОСТОВ-НА-ДОНУ

первичные трудовые коллективы.

1.2. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы обучающиеся должны овладеть следующими основными видами профессиональной деятельности (ВПД), общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.

Общие компетенции

Наименование общих компетенций

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Проводить контроль состояния рельсов, элементов пути и сооружений с использованием диагностического оборудования.

Участие в организации деятельности структурного подразделения.

Планировать работу структурного подразделения при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте пути, искусственных сооружений.

Осуществлять руководство выполняемыми работами , вести отчетную и техническую документацию.

Проводить контроль качества выполняемых работ при технической эксплуатации, обслуживании, ремонте, строительстве пути и искусственных сооружений.

Обеспечивать соблюдение техники безопасности и охраны труда на производственном участке, проводить профилактические мероприятия и обучение персонала.

Организовывать взаимодействие между структурными подразделениями организации.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

2. Характеристика подготовки по специальности / профессии

2.1. Нормативные сроки освоения программы

Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования:

– на базе среднего (полного) общего образования – 2 год 10 месяцев;

– на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев.

2.2. Требования к поступающим

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или основ общем образовании.

3. РАБОЧИЙ учебный план

График учебного процесса

План учебного процесса

4. программЫ дисциплин, профессиональных модулей и практик

5. Контроль и оценка результатов освоения Основной профессиональной образовательной программы

5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций

Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

5.2. Требования к выпускным квалификационным работам

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 01.01.01 г. N 3266-1.

5.3. Организация итоговой государственной аттестации выпускников

Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа , дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения

Людей привлекают различные профессии. Не является исключением и работа, связанная с поездами, железными дорогами. Например, популярна специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Именно о ней говорится в этой статье. Здесь рассказывается о том, где и как учат по этой специальности, а также кем можно устроиться по завершении обучения. Поэтому, прочитав данный материал, не должно остаться никаких вопросов по поводу этой старой, но такой интересной специальности.

Почему выбирают эту специальность

Итак, подходит это направление обучения людям с техническим складом ума. Здесь его можно выгодно применить. Также «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» выбирают, потому что работа это относительно прибыльная (о зарплате будет информация чуть ниже), а также не влечет за собой особых рисков для здоровья в профессиональной деятельности. Кроме того, возможен карьерный рост, то есть дослужиться можно и до начальника, если себя проявить. Да и востребованность высока. В ближайшие десятилетия абсолютно точно люди не откажутся от поездов и железных дорог, а профессия инженера пока находится на первом месте в списке самых востребованных. Специалистов не хватает, именно поэтому так важно их выпускать каждый год.

В каких заведениях можно учиться

Строительству железных дорог, путей и путевому хозяйству (код по ОКСО: 08.02.10) обучают в по всей стране, нужно только поискать такие учебные заведения в своем городе. Обычно их не так мало, как может показаться на первый взгляд. Они могут называться институтом железнодорожного транспорта, железнодорожным техникумом и тому подобное. Обычно срок обучения составляет от трех до шести лет, в зависимости от места. Допустим, в институте учатся дольше, чем в колледже.

В институте железнодорожного транспорта (также иногда называется институтом путей сообщения) можно получить высшее образование по данной специальности. Такие учебные заведения есть во многих крупных городах: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Красноярске, в Перми, в Кургане и многих других (на Дальнем Востоке, в Бурятии, в Забайкалье, на Сахалине). К сожалению, в городах поменьше такие вузы найти сложнее, поэтому придется перебраться в другое место. «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» там изучается на достойном уровне, в течение долгого времени эти вузы выпускают первоклассных специалистов, которые в дальнейшем могут рассчитывать на трудоустройство с достойной оплатой. Однако хорошую конкуренцию им составляют и выпускники средне-профессиональных учебных заведений.

Какие предметы и дисциплины изучаются

Разумеется, учебные планы немного различаются в различных заведениях, но в целом можно выделить наиболее общие предметы по данной специальности, ведь сейчас существует единый государственный стандарт, поэтому приведенная далее информация релевантна для большинства мест. Например, учащиеся строительству железных дорог, путей и путевому хозяйству знакомятся с физикой, геодезией, инженерной графикой, метрологией, технической механикой, электротехникой и электроникой. Обязательно в плане есть курсы по строительным материалам, изделиям, информационным технологиям в профессиональной деятельности, охране труда, безопасности жизнедеятельности, а также общий курс по железным дорогам.


Всегда проходят предметы по модулям, связанным с профессией. Например, студентов учат проводить геодезические работы, благодаря которым они потом умеют проектировать, строить, правильно эксплуатировать и даже реконструировать железные дороги. Также студенты обучаются строить железные дороги, ремонтировать их и оценивать настоящее состояние железнодорожного пути, дабы выявить какие-то проблемы. Также важно знать, как устроены железнодорожный путь и сооружения, уметь осуществлять за этим надзор, оценивать их техническое состояние. Не менее важно уметь работать в структурном подразделении, если человек собирается идти в управление, поэтому такой курс тоже проводится в обязательном порядке.

Также обычно студенты проходят две практики: учебную и производственную. Во время первой практики будущие специалисты обучают других по своему направлению, а на второй же непосредственно выполняют работу на предприятии. Стоит еще отметить, что обычно производственная практика проводится дважды.


Нюансы учебы по данной специальности

Да, есть и некоторые подводные камни при учебе на этом направлении. Например, обычно учатся достаточно интенсивно: по несколько пар в день. Особенно это касается более ускоренного обучения в колледже или техникуме. Также много теоретического материала, ведь кроме профессиональных дисциплин, изучаются и общеобразовательные. Много и практической работы, ведь именно рабочие навыки обязательны при трудоустройстве. В остальном главное, чтобы специальность была выбрана по душе.

"Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство": кем работать?

Какие же профессии предоставляет данная специальность?

Обычно обучение на этом направлении дает много возможностей для дальнейшей самореализации, так как оно достаточно разнообразное. Тем, у кого в дипломе об образовании значится «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», профессии доступны во множестве сфер. Можно устроиться техником, инженером, прорабом, сметчиком, начальником производственно-технического управления, начальником отдела, экономистом, начальником участка, монтером пути, сигналистом, оператором дефектоскопной тележки и так далее. Вакансии есть в каждом городе и даже во многих поселках. Заработная плата колеблется в районе восьмидесяти-ста двадцати тысяч рублей в месяц, причем не только в столичном регионе.


Что в итоге образования

Чтобы получить «корочку», где будет значиться «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», дипломная работа должна быть написана и защищена, как и на других направлениях. Обычно это выпускная квалификационная работа, а также у нее достаточно большая практическая часть. Нередко она представляется в виде проекта, который можно будет реализовать в будущем уже непосредственно на работе.

Где потом реально работать по этой специальности

Итак, если вы решили отдать предпочтение специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Кем работать после завершения процесса обучения? Не менее важно знать и места, куда можно устроиться на работу. Очевидно, что такие работники нужны на железных дорогах, но также их ждут и в различных строительных, монтажных компаниях, трестах, фабриках, заводах, институтах, путевых станциях, отделах военного комиссариата и войсковых частях (особенно если институт или колледж был с военным уклоном) и во многих других организациях.


Какие нужны умения, навыки и качества для трудоустройства

Для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно получить опыт не только на практике во время учебы, но уже и после получения образования. Конечно, необходимо обладать физической силой и постоянно совершенствоваться в этом. Важными качествами для человека профессий из этой области являются трудолюбие, высокая работоспособность, низкая утомляемость, высокая стрессоустойчивость, внимательность. Необходимо уметь находить выход из критических ситуаций, не теряться в них. Навыки нужны не только в области ручного труда по специальности, но и в области менеджмента, ведь при повышении по службе поступают другие люди под начальство. Очень важно уметь координировать их работу.


Какие возникают сложности при работе

Конечно, как и работа по любой специальности, все упомянутые профессии влекут некоторые трудности. Например, часто приходится работать посменно и вообще ночью. Нередко вызывают в неурочное время из-за внезапно возникших трудностей. Кроме того, возможно, мало придется взаимодействовать с людьми, поэтому лучше, чтобы потенциальный работник по данной специальности относился к типу людей «человек-техника» или «человек-знаковая система». Однако это создает не только психологические неудобства. Также это значит, что рассчитывать при выполнении заданий приходится только на себя.


Как видно, «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» — специальность интересная, пусть и не совсем легкая. Стоит ее выбрать, если есть желание развивать железные дороги в родной стране, а также имеются к этому способности, качества, описанные выше. Это очень полезная для общества и государства специальность, которая также дает личности возможность двигаться дальше.

Инженер путей сообщения или инженер по строительству железных дорог, мостов и тоннелей проектирует железные дороги, транспортные развязки, мосты и тоннели, а так же организует их строительство, обслуживание и ремонт.

Особенности профессии

Инженер путей сообщения по сути является инженером-строителем широкой специализации. В его обязанности входит:

  • выяснение условий будущего строительства путей сообщения — природный ландшафт, рельеф, грунт, проточные и подземные воды, состояние имеющихся железных и шоссейных дорог, интенсивность движения транспорта в настоящем и будущем;
  • проектирование, строительство, расширение, обслуживание и реконструкция железных дорог и сопутствующих им искусственных сооружений, шоссейных дорог, улиц, аэродромов;
  • демонтаж путей сообщения и сооружений;
  • планирование и управление безопасностью дорожного движения и транспортного строительства с учетом социальных, экономических, экологических, медицинских и этических аспектов, охраны труда.

Производственные должности инженера путей сообщения могут называться иначе: проектировщик, начальник строительства, начальник объекта, начальник работ по обслуживанию путей сообщения.

Сеть железных дорог России нуждается в постоянном обновлении и ремонте, так как постоянно растут объемы грузоперевозок между регионами страны. А это подразумевает ремонт и реконструкцию существующих дорог, строительство новых путей сообщения, соответствующих современным требованиям. Следовательно, представители данной профессии будут востребованы постоянно. Высокий спрос на специалистов данного профиля и за границей.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Стабильная, постоянно востребованная работа

Высокий уровень зарплаты

Минусы

Сменная работа, вахтовый метод, приходится работать в выходные и праздники по графику

Крайне ответственная работа

Место работы

Инженер путей сообщения может работать в проектных организациях, офисах и на строительных объектах, которые находятся в самых разных регионах страны. Проектные работы осуществляются на подготовительном этапе с использованием специальных компьютерных программ. На строительных объектах инженер занимается организацией работ и контролирует их выполнение и соответствие проекту.

Места работы инженеров путей сообщения: ОАО «РЖД», компании по обслуживанию путей сообщения, метрополитен, строительные организации, научная и преподавательская работа в университетском комплексе МИИТ. Опытные инженеры путей сообщения создают собственные проектные компании.

Инженерная подготовка в МИИТ всегда считалась самой основательной и перспективной. Инженеры, получившие образование по данной специальности, успешно работают и в других секторах экономики.

Важные качества

  • ответственность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
  • умение работать в команде
  • быстрая и точная реакция
  • развитое перспективное мышление
  • аналитические способности
  • пространственное воображение
  • хорошая физическая и психологическая форма
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • умение четко выполнять полученные инструкции
  • постоянное стремление к повышению квалификации
  • освоение технологических изменений и технических новшеств

Где учиться на Инженера по строительству железных дорог, мостов и тоннелей

Курсы:

Современная научно-технологическая академия (СНТА) много лет ведет для многих предприятий страны по нескольким специализациям. Чтобы получить диплом установленного образца нужно пройти курсы переподготовки (от 3, 5 месяцев). Также проводятся курсы повышения квалификации.

Высшее образование:

Ступеньки карьеры и перспективы

Степень сложности работы и ответственности инженера путей сообщения зависит от уровня его профессиональной квалификации. На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник объекта, начальник строительства.

Железнодорожный

техникум.

– один из базовых факультетов железнодорожных техникумов.

Говоря «железнодорожным языком», на факультете «Строительство железных дорого, путь и путевое хозяйство» готовят специалистов-путейцев (от слова «путь»). Изначально, путейцами называли всех железнодорожников, и машиниста, и кассира, и дежурного по станции… все были путейцами по той причине, что все работали в одном общем министерстве, которое называлось «Министерство путей сообщения».

Задачей путейцев является содержание в исправном состоянии железнодорожного пути. Существуют нормы и правила, согласно которым должен содержаться путь. Нарушение этих норм может привести к непоправимым последствиям – аварии, крушения, сходы подвижного состава с пути.

Структурные подразделения путевого

хозяйства

На факультете Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство вас научат всем тонкостям этой важной профессии. Вы будете работать в подразделениях, задача которых – эксплуатация железнодорожного пути. Проще говоря — поддерживать путь в исправном состоянии, на основании замеров и диагностики осуществлять текущий ремонт пути (одиночная смена шпал, одиночная смена рельсов, закрепление болтов, пополнение недостающих или дефектных скреплений и другие виды работ). Подобные подразделения называют «дистанция пути».

Дистанция пути имеет в своем составе несколько ремонтных бригад, ремонтные мастерские для производства ремонта путевого инструмента, технический отдел, штат диспетчеров, цех дефектоскопии, свой отдел кадров и свою бухгалтерию, профсоюзный комитет и др.,

Если рассматривать устройство дистанции от низшей должности к высшей, это выглядит следующим образом:

— монтёр пути (специальное образование не требуется)

— бригадир дистанции пути (требуется среднее специальное образование)

— мастер дистанции пути (требуется среднее специальное образование)

— начальник участка (требуется высшее образование)

главный инженер дистанции пути (требуется высшее образование)

— заместитель начальника дистанции пути (требуется высшее образование)

— начальник дистанции пути (требуется высшее образование)

Несколько лет назад в штате дистанции появилась должность контролёра пути. Работа на этой должности предусматривает наличие среднего специального образования. Контролер пути – это своего рода независимый проверяющий состояния пути.

Полученное вами образование на факультете «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» дает возможность работать не только в дистанции пути (ПЧ), но и в дистанциях по ремонту искусственных сооружений (ПЧ ИССО) , а также в штате путевых машинных станций (ПМС).

Дистанций по ремонту искусственных сооружений в разы меньше, чем дистанций пути. Оно и понятно – искусственных сооружений намного меньше, чем рельсов и шпал. Работники этой дистанции занимаются текущим ремонтом искусственных сооружений – мосты, трубы, лотки, путепроводы и многое другое.

Работники путевых машинных станций выполняют те же функции, что и работники в дистанциях пути – они ремонтируют путь, но в более масштабных размерах. Силами работников путевых машинных станций (ПМС) осуществляется капитальный и средний ремонты пути, где задействованы специальные путевые машины.

В основном на этих профессиях работают мужчины, но есть немало должностей, где могут работать женщины: диспетчер дистанции пути, техник пути, дежурный по переезду, оператор дефектоскопной тележки, помощник оператора дефектоскопной тележки, оператор по расшифровке диаграмм.

Для работы по всем вышеперечисленным должностям достаточно среднего специального образования.


Путевое хозяйство играет важную роль на железнодорожном транспорте. Путь – это сложная инженерная конструкция, основа безопасной и безаварийной работы отрасли. Строительство железной дороги Москва - Курск было завершено 7 сентября 1868 года, станция Курск относилась к станциям 1-го класса. В 1999 году по просьбе Курского отделения Московской железной дороги в техникуме было открыто отделение специальности 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Первый выпуск состоялся уже в 2003 году. Всего за годы работы отделения было подготовлено 400 специалистов – строителей пути и искусственных сооружений для железной дороги, из них 23 выпускника получили дипломы с отличием. В настоящее время более 50 человек работают в Курской дистанции пути, из них 8 на руководящих должностях. Не все наши выпускники работают по специальности: ведь техникум дает своим студентам всесторонние знания, эрудицию и способность к самообразованию и работе в любой сфере деятельности.

Распределение на работу. Присутствует
представитель Московско-Горьковской
дистанции пути Б.Н. Симонов

В настоящее время на отделении обучаются 107 студентов по очной форме обучения, 21 человек по заочной форме. Для подготовки специалистов в учебном заведении на отделении создана материально-техническая база: это два учебных полигона технического обслуживания и ремонта железнодорожного пути, три специализированных кабинета, две лаборатории, где студенты под руководством высококвалифицированных преподавателей, имеющих большой практический опыт, получают необходимые теоретические знания и практический опыт. За время прохождения практики по профилю специальности, наши студенты проявляют себя с наилучшей стороны, и благодарственные письма, грамоты с баз практики, подтверждение этому.

Поэтому наших выпускников с удовольствием берут на работу, ведь специалист - путеец может производить геодезические работы, заниматься вопросами изыскания и проектирования железных дорог, выбирать и рационально использовать транспортные средства, путевые машины и механизмы, организовывать работу по текущему содержанию и ремонту железнодорожного пути. Выпускники нашей специальности обеспечивают грамотную эксплуатацию и техническое обслуживание устройств и сооружений железнодорожного пути, безопасность движения поездов. Стало традицией ежегодное распределение студентов 4-го выпускного курса на работу. В этом году при распределении было предоставлено 31 рабочее место.

Наши специалисты могут работать на строительстве железных дорог и искусственных сооружений, в путевом хозяйстве железнодорожного транспорта в должностях:

  • бригадир пути,
  • дорожный мастер,
  • старший техник,
  • нормировщик,
  • техник дистанции пути и участка,
  • оператор дефектоскопной тележки,
  • начальник путевой ремонтной колонны,
  • техник путеизмерительного и дефектоскопного вагонов,
  • техник по строительству автомобильных дорог,
  • техник в гражданском строительстве.

В арсенале путейца сегодня комплекс сложной путевой техники и механизмов, а система организации путевого хозяйства уже немыслима без применения вычислительной техники. Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» на «хорошо» и «отлично» может продолжить свое образование в московском железнодорожном вузе на бюджетной основе обучения.