ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ФГБОУ ВПО РГУПС)
Утверждаю
Ректор, академик РАН
_______________________
Протокол заседания ученого совета РГУПС
от 01.01.2001, № 4
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый модуль)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
270835 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»
____________________________________________________________
КВАЛИФИКАЦИЯ
Техник
________________________
РОСТОВ-НА-ДОНУ
первичные трудовые коллективы.
1.2. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы обучающиеся должны овладеть следующими основными видами профессиональной деятельности (ВПД), общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.
Общие компетенции
Наименование общих компетенций |
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
Проводить контроль состояния рельсов, элементов пути и сооружений с использованием диагностического оборудования. |
|
Участие в организации деятельности структурного подразделения. |
|
Планировать работу структурного подразделения при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте пути, искусственных сооружений. |
|
Осуществлять руководство выполняемыми работами , вести отчетную и техническую документацию. |
|
Проводить контроль качества выполняемых работ при технической эксплуатации, обслуживании, ремонте, строительстве пути и искусственных сооружений. |
|
Обеспечивать соблюдение техники безопасности и охраны труда на производственном участке, проводить профилактические мероприятия и обучение персонала. |
|
Организовывать взаимодействие между структурными подразделениями организации. |
|
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. |
2.1. Нормативные сроки освоения программы
Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования:
– на базе среднего (полного) общего образования – 2 год 10 месяцев;
– на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев.
2.2. Требования к поступающим
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или основ общем образовании.
График учебного процесса
План учебного процесса
5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
5.2. Требования к выпускным квалификационным работам
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 01.01.01 г. N 3266-1.
5.3. Организация итоговой государственной аттестации выпускников
Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа , дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения
Людей привлекают различные профессии. Не является исключением и работа, связанная с поездами, железными дорогами. Например, популярна специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Именно о ней говорится в этой статье. Здесь рассказывается о том, где и как учат по этой специальности, а также кем можно устроиться по завершении обучения. Поэтому, прочитав данный материал, не должно остаться никаких вопросов по поводу этой старой, но такой интересной специальности.
Итак, подходит это направление обучения людям с техническим складом ума. Здесь его можно выгодно применить. Также «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» выбирают, потому что работа это относительно прибыльная (о зарплате будет информация чуть ниже), а также не влечет за собой особых рисков для здоровья в профессиональной деятельности. Кроме того, возможен карьерный рост, то есть дослужиться можно и до начальника, если себя проявить. Да и востребованность высока. В ближайшие десятилетия абсолютно точно люди не откажутся от поездов и железных дорог, а профессия инженера пока находится на первом месте в списке самых востребованных. Специалистов не хватает, именно поэтому так важно их выпускать каждый год.
Строительству железных дорог, путей и путевому хозяйству (код по ОКСО: 08.02.10) обучают в по всей стране, нужно только поискать такие учебные заведения в своем городе. Обычно их не так мало, как может показаться на первый взгляд. Они могут называться институтом железнодорожного транспорта, железнодорожным техникумом и тому подобное. Обычно срок обучения составляет от трех до шести лет, в зависимости от места. Допустим, в институте учатся дольше, чем в колледже.
В институте железнодорожного транспорта (также иногда называется институтом путей сообщения) можно получить высшее образование по данной специальности. Такие учебные заведения есть во многих крупных городах: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Красноярске, в Перми, в Кургане и многих других (на Дальнем Востоке, в Бурятии, в Забайкалье, на Сахалине). К сожалению, в городах поменьше такие вузы найти сложнее, поэтому придется перебраться в другое место. «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» там изучается на достойном уровне, в течение долгого времени эти вузы выпускают первоклассных специалистов, которые в дальнейшем могут рассчитывать на трудоустройство с достойной оплатой. Однако хорошую конкуренцию им составляют и выпускники средне-профессиональных учебных заведений.
Разумеется, учебные планы немного различаются в различных заведениях, но в целом можно выделить наиболее общие предметы по данной специальности, ведь сейчас существует единый государственный стандарт, поэтому приведенная далее информация релевантна для большинства мест. Например, учащиеся строительству железных дорог, путей и путевому хозяйству знакомятся с физикой, геодезией, инженерной графикой, метрологией, технической механикой, электротехникой и электроникой. Обязательно в плане есть курсы по строительным материалам, изделиям, информационным технологиям в профессиональной деятельности, охране труда, безопасности жизнедеятельности, а также общий курс по железным дорогам.
Всегда проходят предметы по модулям, связанным с профессией. Например, студентов учат проводить геодезические работы, благодаря которым они потом умеют проектировать, строить, правильно эксплуатировать и даже реконструировать железные дороги. Также студенты обучаются строить железные дороги, ремонтировать их и оценивать настоящее состояние железнодорожного пути, дабы выявить какие-то проблемы. Также важно знать, как устроены железнодорожный путь и сооружения, уметь осуществлять за этим надзор, оценивать их техническое состояние. Не менее важно уметь работать в структурном подразделении, если человек собирается идти в управление, поэтому такой курс тоже проводится в обязательном порядке.
Также обычно студенты проходят две практики: учебную и производственную. Во время первой практики будущие специалисты обучают других по своему направлению, а на второй же непосредственно выполняют работу на предприятии. Стоит еще отметить, что обычно производственная практика проводится дважды.
Да, есть и некоторые подводные камни при учебе на этом направлении. Например, обычно учатся достаточно интенсивно: по несколько пар в день. Особенно это касается более ускоренного обучения в колледже или техникуме. Также много теоретического материала, ведь кроме профессиональных дисциплин, изучаются и общеобразовательные. Много и практической работы, ведь именно рабочие навыки обязательны при трудоустройстве. В остальном главное, чтобы специальность была выбрана по душе.
Какие же профессии предоставляет данная специальность?
Обычно обучение на этом направлении дает много возможностей для дальнейшей самореализации, так как оно достаточно разнообразное. Тем, у кого в дипломе об образовании значится «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», профессии доступны во множестве сфер. Можно устроиться техником, инженером, прорабом, сметчиком, начальником производственно-технического управления, начальником отдела, экономистом, начальником участка, монтером пути, сигналистом, оператором дефектоскопной тележки и так далее. Вакансии есть в каждом городе и даже во многих поселках. Заработная плата колеблется в районе восьмидесяти-ста двадцати тысяч рублей в месяц, причем не только в столичном регионе.
Чтобы получить «корочку», где будет значиться «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», дипломная работа должна быть написана и защищена, как и на других направлениях. Обычно это выпускная квалификационная работа, а также у нее достаточно большая практическая часть. Нередко она представляется в виде проекта, который можно будет реализовать в будущем уже непосредственно на работе.
Итак, если вы решили отдать предпочтение специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Кем работать после завершения процесса обучения? Не менее важно знать и места, куда можно устроиться на работу. Очевидно, что такие работники нужны на железных дорогах, но также их ждут и в различных строительных, монтажных компаниях, трестах, фабриках, заводах, институтах, путевых станциях, отделах военного комиссариата и войсковых частях (особенно если институт или колледж был с военным уклоном) и во многих других организациях.
Для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно получить опыт не только на практике во время учебы, но уже и после получения образования. Конечно, необходимо обладать физической силой и постоянно совершенствоваться в этом. Важными качествами для человека профессий из этой области являются трудолюбие, высокая работоспособность, низкая утомляемость, высокая стрессоустойчивость, внимательность. Необходимо уметь находить выход из критических ситуаций, не теряться в них. Навыки нужны не только в области ручного труда по специальности, но и в области менеджмента, ведь при повышении по службе поступают другие люди под начальство. Очень важно уметь координировать их работу.
Конечно, как и работа по любой специальности, все упомянутые профессии влекут некоторые трудности. Например, часто приходится работать посменно и вообще ночью. Нередко вызывают в неурочное время из-за внезапно возникших трудностей. Кроме того, возможно, мало придется взаимодействовать с людьми, поэтому лучше, чтобы потенциальный работник по данной специальности относился к типу людей «человек-техника» или «человек-знаковая система». Однако это создает не только психологические неудобства. Также это значит, что рассчитывать при выполнении заданий приходится только на себя.
Как видно, «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» — специальность интересная, пусть и не совсем легкая. Стоит ее выбрать, если есть желание развивать железные дороги в родной стране, а также имеются к этому способности, качества, описанные выше. Это очень полезная для общества и государства специальность, которая также дает личности возможность двигаться дальше.
Инженер путей сообщения или инженер по строительству железных дорог, мостов и тоннелей проектирует железные дороги, транспортные развязки, мосты и тоннели, а так же организует их строительство, обслуживание и ремонт.
Инженер путей сообщения по сути является инженером-строителем широкой специализации. В его обязанности входит:
Производственные должности инженера путей сообщения могут называться иначе: проектировщик, начальник строительства, начальник объекта, начальник работ по обслуживанию путей сообщения.
Сеть железных дорог России нуждается в постоянном обновлении и ремонте, так как постоянно растут объемы грузоперевозок между регионами страны. А это подразумевает ремонт и реконструкцию существующих дорог, строительство новых путей сообщения, соответствующих современным требованиям. Следовательно, представители данной профессии будут востребованы постоянно. Высокий спрос на специалистов данного профиля и за границей.
Плюсы
Стабильная, постоянно востребованная работа
Высокий уровень зарплаты
Минусы
Сменная работа, вахтовый метод, приходится работать в выходные и праздники по графику
Крайне ответственная работа
Инженер путей сообщения может работать в проектных организациях, офисах и на строительных объектах, которые находятся в самых разных регионах страны. Проектные работы осуществляются на подготовительном этапе с использованием специальных компьютерных программ. На строительных объектах инженер занимается организацией работ и контролирует их выполнение и соответствие проекту.
Места работы инженеров путей сообщения: ОАО «РЖД», компании по обслуживанию путей сообщения, метрополитен, строительные организации, научная и преподавательская работа в университетском комплексе МИИТ. Опытные инженеры путей сообщения создают собственные проектные компании.
Инженерная подготовка в МИИТ всегда считалась самой основательной и перспективной. Инженеры, получившие образование по данной специальности, успешно работают и в других секторах экономики.
Современная научно-технологическая академия (СНТА) много лет ведет для многих предприятий страны по нескольким специализациям. Чтобы получить диплом установленного образца нужно пройти курсы переподготовки (от 3, 5 месяцев). Также проводятся курсы повышения квалификации.
Степень сложности работы и ответственности инженера путей сообщения зависит от уровня его профессиональной квалификации. На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник объекта, начальник строительства.