Металлические емкости на фальцевых соединениях. Изготовление фальцевых соединений. Этап III. Заготавливаем дополнительные элементы

15.07.2019

Прочная и надежная, готовая прослужить вам долгие годы. Качественно уложенные, металлические листы, выполненные из алюминия и меди, защитят дом от протечек.

И все же покрытие крыши металлом не является сто процентной гарантией от ее протекания.

Течь, даже если используются дорогие медные листы, может возникнуть и на местах крепления их к обрешетке, особенно если прибиваются они гвоздями. Поэтому качественное соединение листов – еще один немаловажный момент, на который следует обращать внимание при устройстве фальцевой кровли.

Фальцевое соединение – один из самых надежных способов фиксации пластин, когда края двух листов прижимаются друг к другу, сворачиваются в одну сторону и закатываются. Здесь есть два варианта для выбора. В первом случае изготовить фальцевую кровлю самостоятельно, прибивая фальцы с помощью молотка или другого инструмента. А можно приобрести уже готовую, произведенную в заводских условиях крышу.

Металлические листы промышленного производства с фальцевыми швами на краях называют картинами. Способ их устройства несложен. Картины настилаются на обрешетку, при этом верхний фальц листа надевается на фальц другого и после этого закатывается машинкой. Однако уже сегодня выпускаются картины с более совершенными швами, когда фальцы соединяются лишь легким нажатием.

Таким образом, фальцевой кровлей называются металлические картины, соединенные фальцевыми швами. В числе ее преимуществ: легкий вес, так как она не требует применения тяжелой деревянной основы, можно обойтись лишь обрешеткой; гладкая поверхность, обеспечивающая сток воды, а также позволяющая делать крышу с малым уклоном; долгий эксплуатационный срок и пожаробезопасность.

Для возведения фальцевой кровли применяются листы определенного размера, может использоваться также рулонный материал, позволяющий резать листы металла нужного размера, чтобы покрыть нестандартные участки.

В качестве исходного материала для изготовления фальцевой кровли чаще всего применяют такие металлы как сталь (с полимерным покрытием либо оцинкованная), алюминий, медь, цинк-титан. Именно в зависимости от материала, оцениваются достоинства и недостатки крыши.

Прекрасно смотрится крыша покрытая медью, листы которой буквально горят под ярким солнечным светом. Но медь достаточно дорогостоящий материал, который далеко не все позволят себе приобрести. К тому же медные листы очень мягкие и требуют к себе осторожного и бережного обращения.

Цинк — титан . Один из самых надежных металлов воплотивший в себе все лучшие свойства титана и цинка. Титан обладает высокой пластичностью и прочностью, а цинк не подвержен коррозии и совершенно не боится воздействия влаги. С течением времени, сплав этих металлов покрывается патиной, придающей крыше особенный благородный вид. Единственным минусом этого материала является его высокая стоимость.

Алюминиевая кровля отличается хорошей устойчивостью к воздействию коррозии и механическим повреждениям. Порядка сто лет составляет срок ее эксплуатации, при весьма доступной стоимости материала. Дом, покрытый такой крышей, не только будет радовать глаз окружающих, но и впишется в любой архитектурный ансамбль.

Стальная кровля относится к числу наиболее распространенных видов крыш. Она может быть сделана из оцинкованной или неоцинкованной стали, быть покрытой специальным полимерным составом. Все эти крыши заслужили большую популярность благодаря таким своим качествам, как длительный более 60 лет срок службы, высокой устойчивостью к коррозии, а главное низкой стоимости.

Фальцевые швы по своему устройству подразделяются на стоячие и лежачие, двойные и одинарные . Посредством стоячих фальцев соединяют вертикальные, а также длинные пластины крыши, пролегающие вдоль скатов и накрывающие края крыши.

Наиболее герметичного соединения можно добиться, применяя стоячий двойной шов, представляющий собой двойной загиб краев листа. Как правило, используется он в труднодоступных местах, где к тому же велика вероятность скопления снега и воды: в разжелобках, желобах, ендовах и т.д. Одинарный стоячий шов не обладает такой надежностью, однако именно благодаря нему, был придуман еще один рельеф загиба, исключающий применение специальной машинки для закатывания. Этот фальц называется самозащелкивающимся .

Монтаж фальцевой крыши происходит путем крепления картин к настилу или обрешетке, при этом используются самонарезающие винты (при монтаже самозащелкивающихся картин) либо производится установка кляммеров.

Кляммер – элемент крепежа, прибитый к основе крыши. Вид в разрезе кляммер и фальцевая заготовка представляет одну и ту же форму. Кляммеры имеют два вида: плавающий и простой. При креплении длинных пластин, чаще всего применяются плавающие кляммеры, способные обеспечить подвижность листов (имеется в виду сжатие и растяжение), под влиянием температур.

Кляммер крепится по месту соединения двух листов, при этом их швы накладываются на кляммер – один вставляется сверху, другой снизу, после чего эти три слоя заворачиваются в одну сторону, а затем закатываются. Кляммер, размещенный между двумя картинами, привязывает листы к крыше.

Строгое соблюдение расчетного шага – важное условие правильного монтажа фальцевых картин, как в случае фиксации кляммеров, так и самих металлических листов. Следуя этой технологии, производится монтаж кровли от самого карниза и до конька.

Картины фигурной формы (арочные, конусные, радиусные и т.д.) либо же рулонный материал используется для заделки коньков и ендовы, краев крыши и в местах ее соединения с дымовой трубой, со слуховым окном. При устройстве фальцевой кровли понадобится также набор дополнительных профилей: пристенный фронтон, фартуки, планки, ендовы.

И еще один момент, который необходимо учитывать при монтаже – все детали креплений, будь то гвозди, заклепки, кляммеры, саморезы, должны обладать антикоррозионными свойствами.

Фальцевая кровля. Видео

§ 1. Общие понятия. Фальцевые соединения. Фальцевые швы.

Стоячие, угловые, донные фальцы. Стоячие, лежачие фальцы.

Фальцевым соединением называется соединение двух листовых заготовок плотно прижатыми друг к другу отогнутыми кромками. Соединение относится к типу неразъемных, так как оно не поддается разборке без нарушения целостности хотя бы одной детали.

Фальцевые соединения применяют сравнительно редко. Они вытеснены более прогрессивными методами сборки - сваркой и склеиванием. Исключением является производство вентиляционных систем различных воздуховодов и емкостей.

Фальцевые швы по конструкции подразделяются на одинарные, двойные, комбинированные и угловые, а по виду - на стоячие и лежачие.

На рис. 142, а-м показаны фальцевые швы. Простейшим из этой разновидности швов является. Такие швы обычно применяют как замыкающие и продольные швы воздуховодов, а также в изделиях, не требующих большой плотности и прочности.

Рис. 142. Фальцевые швы :

а - одинарный лежачий, б - двойной лежачий, в - полуторный комбинированный, г - одинарный стоячий, д - двойной стоячий, е - одинарный угловой, ж - угловой комбинированный, з - реечный, и- простой донный, к -донный на свалку, л, м - донный в упор

Комбинированные (полуторные и двойные) фальцы применяются там, где предъявляются повышенные требования к плотности и прочности. По трудности исполнения двойной фальц значительно сложнее полуторного, поэтому в производстве часто отдают предпочтение полуторному фальцу.

Стоячие фальцы применяют в основном для поперечного соединения воздушных и вентиляционных элементов систем. При этом стоячий фальц придает системам дополнительную жесткость.

Угловые фальцы применяют при изготовлении прямоугольных элементов воздушных и вентиляционных систем.

Донные фальцы применяют для соединения обечаек и днищ баков, цилиндрической и конической посуды и т. д.

К атегория: Вентиляционные работы

Изготовление фальцевых соединений

При изготовлении воздуховодов и их деталей из металлических листов толщиной до 1,5 мм наиболее распространенным способом соединения до настоящего времени остается фальце-вый шов, хотя по мере совершенствования способов сварки тонколистового металла область применения фальцевых соединений будет, по-видимому, постепенно суживаться.

В свое время при ручном изготовлении воздуховодов широко применялся двойной фальц, обеспечивающий более высокую плотность соединения по сравнению с одинарным. После механизации большинства операций по изготовлению фальцев и благодаря использованию отсечки, препятствующей смещению частей замка по отношению друг к другу, двойной фальц стали применять крайне редко. Одновременно вышли из употребления фальцевые замки в конструкциях поперечных соединений звеньев воздуховодов между собой, которые были заменены простой отбортовкой края звена на зеркало фланца из угловой или полосовой стали. Наряду с этим появились фальцевые соединения: угловые фальцы с отсечкой, угловые фальцы с просечными защелками и соединительные рейки, широко используемые при изготовлении фасонных частей воздуховодов.

Таким образом, из числа фальцевых соединений металлических листов наиболее распространенными являются продольные соединения в виде одинарного лежачего фальца с двойной отсечкой и угловые фальцы с отсечкой или просечными защелками. Эти соединения при тщательном выполнении отвечают основному требованию - высокой плотности соединения, не допускающей утечек или подсосов воздуха в вентиляционных системах.

Фальцевые соединения вручную изготовляют на деревянных верстаках, в длинный край которых врезается впотай полоса равнобокого уголка 50X6 мм. Первая операция при изготовлении продольного фальца - прочерчивание на листе чертилкой линии отгиба борта, которая должна совпадать с вертикальной плоскостью уголка, врезанного в верстак. Совмещение линии отгиба с краем верстака фиксируется на концах листов ударами кровельного молотка массой 0,4-1,2 кг, в результате чего лист по концам отгибается вниз. Затем ударами деревянной киянки, изготовленной из твердых пород дерева, отгибается весь борт по прочерченной линии.

Рис. 1. Основные типы фальцевых соединений, изготовляемых вручную
а -одинарный стоячий фальц; б - двойной стоячий; в - одинарный лежачий с двойной отсечкой; г - двойной лежачий; д - одинарный угловой; е - комбинированный угловой

Рис. 2. Примеры фальцевых соединений, изготовляемых с помощью механизмов
а -угловой фальц с отсечкой; б - угловой фальц с просечными защелками; в - соединительная рейка

Рис. 3. Изготовление лежачих фальцев вручную (последовательность операций)

Последовательность операций изготовления лежачего фальцевого соединения показана на рис. 3. Как видно из рисунка, на первом листе металла элементы замка одинарного фальца выполняются за четыре операции, а двойного фальца - за восемь операций. Соединение двух малых бортов в одинарный фальц и большого борта с малым в двойной фальц называют обжимкой или осадкой фальца. Оно выполняется за три операции, причем в десятой и одиннадцатой операциях с двух сторон фальцевого соединения образуются отсечки. Возможна осадка фальца и с помощью специальной оправки. Изготовление поперечных фальцевых соединений на плоских поверхностях вручную ничем не отличается от продольных соединений.

Более сложно образовать поперечное фальцевое соединение по краю цилиндрической поверхности. Для придания такому соединению повышенной жесткости фальц предпочитают делать стоячим, хотя он и менее герметичен, чем лежачий. Последовательность операций изготовления поперечного фальцевого соединения на цилиндрической поверхности показана на рис. IV.4. По краю одной трубы отгибают большой борт, по краю другой-малый. Предварительная операция образования воронки до полного отгиба борта необходима во избежание разрыва кромки металла, что наблюдается при отгибе борта сразу без постепенной вытяжки металла во время образования воронки. Таким образом, отгиб борта осуществляется за две операции, причем большой борт по тем же соображениям выполняют за несколько поворотов трубы. После образования большого борта его превращают в стакан ударами кровельного молотка на конце оправки, укрепленной на верстаке в виде консоли (обычно из куска рельса, имеющего головку округлой формы). Стоячий фальц путем постепенной обжимки большого борта вокруг малого также выполняют за несколько поворотов трубы.

Рис. 4. Изготовление одинарного поперечного фальца на цилиндрической поверхности вручную (последовательность операций)
I - образование воронки; II - отгиб борта; III - образование стакана; IV - обжимка большого борта вокруг малого; 1 - брусок; 2 - линия перегиба; 3 - фальц; 4 - стакан; 5 - малый борт; 6 - большой борт

Рис. IV.5. Последовательность образования лежачего фальца (а), соединительной рейки на фальцепрокатных механизмах (б) и углового фальца с просечной защелкой (в)

Механизированное изготовление фальцевых соединений металлических листов возможно двумя способами: образованием элементов фальцевого замка под давлением с помощью пресса и специальных штампов или прокаткой этих элементов на специальных механизмах. В монтажных организациях СССР применяется только второй способ образования фальцев разных форм, для чего созданы специальные фальцепрокатные и отбортовочные механизмы. Их устройство и принцип действия описаны в специальном курсе «Станки и механизмы для производства санитарно-технических и вентиляционных работ».

Элементы фальцевого замка на фальцепрокатных механизмах образуются путем протяжки металлического листа между несколькими парами роликов, которые отгибают кромку листа, последовательно придавая ей необходимую форму. Благодаря этому деформация (вытяжка) листового металла происходит без разрывов и трещин, несмотря на весьма значительные по сравнению с ручным способом силы, действующие на него. При этом скорость выполнения операций просто несравнима и на современных механизмах достигает 10 м фальца в 1 мин.

На рис. 5 показана последовательность образования лежачего и углового фальцев для соединения с просечной защелкой и рейки на механизме СТД-16 - последней модели отечественных фальцепрокатных механизмов.

Этот механизм комплектуется следующими сменными рабочими роликами:
1) для образования лежачего фальца с двойной отсечкой;
2) для одновременного образования элементов лежачего фальца на обеих кромках воздуховода круглого сечения;
3) для образования углового фальца;
4) для изготовления реек.

В отличие от ручного способа, при механизированном изготовлении размеры элементов фальцевых швов строго регламентированы для каждой толщины металлического листа, как показано на профилях углового фальца с отсечкой и соединительной рейки на рис. 7.

Рис. 7. Односторонняя зиг-машина ВМС-76

Порядок работы на механизме СТД-16 следующий. Устанавливают профилирующие ролики в соответствии с необходимой формой фальца или рейки, регулируют положение роликов в зависимости от толщины обрабатываемого листа (путем регулирования усилия пакетов тарельчатых пружин) и включают электродвигатель. При прокатке лежачего фальца на обечайке воздуховода обе ее кромки заводят одновременно в обе группы профилирующих роликов. При прокатке углового фальца или рейки лист подается с одной стороны механизма. По окончании прокатки выключают электродвигатель и снимают обработанную деталь. На рис. 1V.6 показан один из моментов работы на фаль-цепрокатном механизме.

При образовании фальцев наиболее массовой является первая операция - отгиб борта. Все фальцепрокатные механизмы выполняют эту операцию только по прямой линии, поэтому-для отгиба борта на деталях криволинейной формы (для поперечных фальцевых и реечных соединений) созданы механизмы ВМС-53 и СТД-13, отличающиеся тем, что механизм СТД-13 оснащен дополнительным узлом для образования углового фаль-цевого соединения с защелкой на отводах прямоугольного сечения.

Наиболее универсальными являются приводные зиг-машины, позволяющие механизировать процесс образования поперечного фальцевого соединения на деталях воздуховодов круглого сечения, а также применяемые для образования зигов, раструбов, гофров и отгиба бортов. Кроме того, мощность приводных зиг-машин позволяет выполнять поперечное соединение элементов воздуховодов, офланцовку звеньев воздуховодов и другие операции на концах патрубков воздуховодов. Однако для выполнения каждой из перечисленных разнообразных операций требуется смена рабочих органов зиг-машины - роликов соответствующего профиля. При массовом поточном производстве деталей воздуховодов частая смена рабочих органов машины неприемлема, а использование универсальной машины в технологическом потоке для одной операции неэкономично. Этим и объясняется относительно небольшое применение зиг-машин в современных крупных заготовительных предприятиях. Кроме того, по характеру технологических операций, выполняемых зиг-маши-нами, для них требуются, как правило, специальные устройства для поддержания обрабатываемой на зиг-машине детали с противоположного конца.

Рис. 6. Прокатка фальца на обечайке воздуховода на фальцепрокат-иом механизме ФП-3

Наиболее совершенными являются отечественные зиг-машины универсального типа ВМС-76 или ВМС-77. В отличие от ВМС-76, зиг-машина ВМС-77 имеет второй хобот, который крепится к тому же корпусу взамен снятого кожуха. Оба хобота механизма ВМС-77 взаимозаменяемы.

Следует помнить, что по условиям техники безопасности на зиг-машинах не разрешается работать одновременно с двух сторон механизма. Для фальцепрокатных механизмов важнейшее требование техники безопасности - не касаться руками вращающихся частей механизма, не допускать захвата руками прокатываемой заготовки на расстоянии менее 200 мм от первой пары роликов и работать обязательно в рукавицах.



- Изготовление фальцевых соединений

Территория России характеризуется суровыми климатическими условиями, в которых преобладает холод и высокая влажность. Это объясняет высокий спрос на металлическую кровлю жителей страны. Именно кровельную сталь можно назвать идеальной защитой строения от воздействия различных атмосферных явлений. Фальцевая кровля считается одной из актуальных технологий, благодаря которой стыки металлических листов получаются полностью герметичными.

Устройство фальцевой кровли

Фальцем называют особый вид соединения листов металла, что послужило основой для названия крыши. Фальцевое соединение - это специальный шов, создаваемый самозащелкивающейся кромкой. Наиболее популярны вертикально расположенные фальцы, но также встречаются горизонтальные соединения.

Специалисты по кровельным работам выделяют несколько видов фальцевой кровли:

  • Стоячие одинарные фальцы. Они выполнены в виде одинарного гребня вдоль кромки металлического листа. Для соединения гребни листов надевают один на другой и фиксируют на обрешетке посредством кляммеров.
  • Стоячие двойные фальцы получаются в результате двойного загиба, выступающего над поверхностью кровельного листа. Вертикальный двойной фальц кровли гарантирует герметичность соединения.
  • Лежачие одинарные фальцы формируются посредством одинарного загиба кромок листа.
  • Лежачие двойные фальцы формируются в результате двойного загиба кромок листа.
  • Кликфальцы - это элементы самозащелкивающейся фальцевой кровли. Такой вид предполагает наличие декоративного загиба с одной стороны и подпружиненного кликфальца с другой стороны. Монтаж кровельного покрытия выполняется проще и быстрее, так как достаточно защелкнуть кромку листа на предыдущем элементе.


Строительством и ремонтом фальцевой кровли может заниматься только опытный кровельщик, так как процесс требует много терпения и сил. С появлением самозащелкивающейся технологии фальц кровля стала более доступной для ценителей эстетики и высокого качества.

Виды металла для изготовления рулонной фальцевой кровли

Качественные и эксплуатационные характеристики фальцевой кровли определяются материалом для фальцевой кровли.

Современные производители предлагают несколько вариантов:

  • Стальные листы . Для стали легированной цинком характерны высокие гидроизоляционные и противокоррозионные свойства. Для усиления этих качеств поверхность листа покрывают полимером, который придает цвет и защищает от повреждения гальванический слой. Незащищенная оцинкованная сталь стоит дешевле, но чаще требует выполнения ремонтных работ.
  • Рулонная или листовая медь . Этот материал характеризуется привлекательностью и долговечностью. Встречается гладкая и фактурная медная кровля или подобная металлочерепице. Для меди характерно отсутствие окислительной реакции при соединении с водой, стоимость такого покрытия достаточно высокая, но она окупается благодаря декоративному потенциалу. Выбирая медь для фальцевой кровли стоит учитывать, что по технологии крепежные элементы и фурнитура также должны быть медными.
  • Сплав цинк-титан . Для самостоятельного изготовления фальцевой кровли этот сплав используется очень редко. Объясняется это хрупкой структурой, которая способна деформироваться при малейшем повреждении. Работать с материалом рекомендуется только при наличии специальных инструментов при температуре не ниже -5 0 С. Среди достоинств особое внимание привлекает долгий эксплуатационный период и отличная устойчивость к коррозии.


Листовой металл с загнутыми кромками для фальцевого соединения называется картиной. Помимо этого производят рулонные материалы, они чаще всего уже готовы к укладке, достаточно нарезать их на определенные отрезки и зафиксировать на обрешетке.

Медные и титан-цинковые покрытия требуют осторожного обращения, чтобы не допустить повреждения дорогостоящего материала. Не рекомендуется также наступать на покрытие, царапать его или бросать. Аккуратное обращение способствует продлению срока службы фальцевой кровли.

Основные преимущества

Главным достоинством фальцевой технологии является возможность эксплуатации в условиях суровой зимы, которые преобладают на территории России.

Помимо этого скатная фальцевая кровля обладает следующими преимуществами:

  • Защита высокого уровня от проникновения влаги. Сквозь такой шов вода не имеет возможности проникать под кровельное покрытие. Фальцевая технология подразумевает отсутствие сквозных отверстий.
  • Незначительный вес. Толщина листов не превышает 0,6 мм, что способствует снижению нагрузки на стропильную систему и фундамент строения.
  • Гладкая поверхность. Скаты крыши фальцевого типа имеют гладкую поверхность, по которой дождевая вода и снежная масса скатываются без препятствий, не нагружая кровлю и не допуская ее деформации.
  • Длительный период эксплуатации. Качественно выполненный монтаж и правильная эксплуатация, соответствующая инструкции от производителя, продлевают срок службы фальцевой кровли до 50-60 лет.
  • Устойчивость к возгоранию. Металл не способен гореть, поддерживать горение или плавиться.


Остановив свой выбор на крыше фальц, следует тщательно изучить все характеристики материала. Особое внимание необходимо обратить на высокую теплопроводность и резонирующие свойства металла. Решение проблемы заключается в использовании качественной теплоизоляции и шумоизоляции. Способность металла накапливать статическое электричество требует обязательной установки громоотводов.

Монтаж скатной кровли с двойным фальцем

Самостоятельно выполнить монтаж или ремонт фальцевой кровли удается не всем, чаще всего эту работу передают опытным кровельщикам.

В целом укладка такой кровли проводится по следующей схеме:

  • На стропильные ноги прибивают элементы обрешетки, выдерживая шаг 20-25 см, для медной кровли обрешетка должна быть сплошной.
  • Также в состав фальцевой кровли входят теплоизоляционный и гидроизоляционный слой. На этом же этапе деревянные элементы каркаса обрабатывают антисептическими средствами.
  • Далее переходят к изготовлению картин, используя листы или рулонный материал. Режут металл специальными ножницами или болгаркой. Кромки загибают в соответствии с выбранным видом фальца.
  • Готовые картины поднимают наверх и закрепляют на обрешетке, используя кляммеры. При укладке материала на скат, длина которого превышает 10 метров, пользуются подвижными кляммерами. Это компенсирует изменение размеров металла под воздействием меняющейся температуры.
  • Соединение листов выполняют специальным инструментом для фальцевой кровли - фальцезакаточной машинкой. Эта полуавтоматическая или автоматическая модель позволяет ускорить процесс укладки. Можно монтажа фальца взять ручной гиб и пассатижи, но в этом случае процесс может затянуться надолго. Гидроизоляцию выполняют силиконовым герметиком.
  • В определенном месте ската делают отверстия для дымоходной трубы или вентиляции, которые в обязательном порядке необходимо защитить от попадания влаги фартуками из оцинкованной стали или проходками.


Монтаж рулонной фальцевой кровли не только упрощает процесс, но и позволяет сократить время на его выполнение. Из рулонов можно нарезать полосы, соответствующие длине ската. При этом полностью исключаются горизонтальные соединения, что сводит к минимуму риск возникновения протечек и увеличивает срок службы кровельного материала.

|| Материалы для выравнивающих стяжек и защитного слоя кровель || Окрасочные составы и замазки. Олифы || Минеральные вяжущие вещества. Назначение и классификация || Строительные растворы. Виды и классификация растворов || Общие сведения о крышах, кровлях и об организации кровельных работ. Классификация крыш || Подготовка оснований под кровли. Подготовка поверхности оснований || Устройство кровель из рулонных материалов. Подготовка кровельных материалов || Устройство мастичных кровель. Кровли из битумных, битумно-полимерных и полимерных мастик || Устройство кровель по панелям покрытий повышенной заводской готовности. Комплексные панели || Устройство кровель из штучных материалов. Кровли из мелкоштучных материалов || Кровли из металлочерепицы. Общие сведения || Устройство кровли из листовой стали. Подготовительные работы || Ремонт кровель. Кровли из рулонных материалов || Техника безопасности

Лежачие и стоячие фальцы. Для рядового покрытия скатов крыши, карнизных свесов, настенных желобов, разжелобков и т. д. изготовляют картины. Картина - это элемент кровельного покрытия, у которого кромки подготовлены для фальцевого соединения. Обычно их делают составными из двух листов (85...90%), реже одинарными (10...15%) для добавок в рядовых полосах. Кровельная листовая сталь для заготовки картин должна иметь ровные плоскости; все углы должны быть прямыми. Заготовку фальцевых соединений кровельщик выполняет на верстаке, щит которого окантован с одной или двух сторон угловой сталью. Фальцевые соединения по внешнему виду делят на лежачие (рис. 167, а...г) и стоячие (рис. 167, д...и), а по степени уплотнения - на одинарные и двойные. (Размеры фальцев даны для листов толщиной 0,45...0,7 мм. Для более толстых листов отгибы увеличивают на 20%.)

Рис. 167. :
а - отгиб кромки для одинарного лежачего фальца; б - соединение листов одинарным лежачим фальцем (пунктиром показан лист с подсечкой); в - отгиб кромки для двойного лежачего фальца; г - соединение листов двойным лежачим фальцем; д - отгибы в листах кромок для одинарного стоячего фальца; е - соединения листов одинарным стоячим фальцем (гребнем); ж - отгибы в листах кромок для двойного стоячего фальца; з - промежуточный отгиб для двойного стоячего фальца; и - законченное соединение листов двойным стоячим фальцем (гребнем)

Кровельные листы соединяют один с другим по короткой стороне листа лежачими фальцами, а по длинной - стоячими (гребневыми). При покрытии скатов кровли стоячие фальцы располагают по скату, а лежачие - поперек (параллельно коньку кровли), что не препятствует стоку воды со скатов. Фальцевые соединения могут быть одинарными и двойными.

Одинарный лежачий фальц (рис, 168) выполняют следующим образом. Лист укладывают на край верстака и чертилкой наносят линию для отгиба фальцевой кромки. Чтобы при этом лист не смещался, его придерживают левой рукой. Вначале на углах листа по риске делают киянкой два маячных отгиба (рис. 168, а), для чего риску совмещают с ребром уголка на верстаке. Затем по риске отгибают всю кромку (рис. 168, б), переворачивают лист и отогнутую кромку сваливают на плоскость (рис. 168, в, г). Таким же образом заготовляют кромки и на втором листе. После этого листы соединяют в замок (рис. 168, д) и уплотняют киянкой. Чтобы фальц не раздвигался, его подсекают металлической планкой и молотком (рис. 168, е).


Рис. 168. :
а - укладка листа на верстак с закреплением его углов; б - отгиб всей кромки на 90°; в - кромка, приготовленная к сваливанию; г - сваливание кромки на плоскость; д - соединение листов фальцем и его уплотнение; е - подсечка фальца

Двойной лежачий фальц формируют так. Первые четыре операции выполняют аналогично формированию одинарного фальца. Заготовленную кромку затем отгибают вниз на 90°, лист переворачивают на верстаке отогнутой кромкой вверх и фальц сваливают на плоскость. Таким образом подготавливают второй лист. Подготовленные кромки листов выдвигают одну в другую, после чего фальц уплотняют киянкой. Подсекают фальц с помощью планки и молотка (рис. 168, е).

Одинарный стоячий фальц формируют с помощью гребнегиба и киянки (рис. 169, а.. .ж). Сначала ребро гибочного скребка 1 подводят вплотную к высокой кромке (рис. 169, а) и киянкой сваливают ее на плоскость скребка (показано стрелкой). Затем, удалив гребнегиб, киянкой наклоняют кромку книзу (рис. 169, б), бруском 2 гребнегиб устанавливают вплотную к обратной стороне фальца (рис. 169, в) и уплотняют его.


Рис. 169.
а - отгиб кромки; б - отгиб кромки киянкой; в - уплотнение фальца; г - отгиб кромки двойного стоячего фальца; д - уплотнение двойного стоячего фальца; е - сваливание и уплотнение двойного лежачего фальца на плоскости; 1 - скребок гребнегиба; 2 - брусок гребнегиба; 3 - пробки; 4 - стальная планка; стрелками показано направление ударов киянкой

Для создания двойного стоячего фальца гребнегиб устанавливают на пробки 3 (рис. 169, г). Ребро гибочного скребка подводят вплотную к высокой кромке и киянкой сваливают ее на плоскость скребка. Затем операцию повторяют (рис. 169, б, в). Гребнегиб 2 устанавливают вплотную к обратной стороне фальца и уплотняют его (рис. 169, д). Последней операцией является сваливание и уплотнение киянкой двойного лежачего фальца (рис. 169, е). После этого фальц сваливают и уплотняют (рис. 169, е).

Фальцегибочный станок (рис. 170, а) имеет два угольника 1, к отогнутым полкам которых приварены щеки 6. Щеки соединены между собой угольником 9. В горизонтальной полке угольника 9 сделано продольное углубление. К вертикальной полке угольника 9 шарнирами 14 прикреплен загибающий угольник 10. Горизонтальная полка загибающего угольника находится в одной плоскости с основанием углубления угольника 9. К горизонтальной полке снизу прикреплена скоба 11, которая поворачивает угольник и два упора 8.


Рис. 170. :
а - станок; б, в, г - последовательность гибки кромки; 1, 4, 9, 10 - угольники; 2 - пружина; 3 - шток; 5 - планки; 6 - щека; 7, 11 - скобы; 8 - упор; 12 - тяга; 13 - педаль; 14 - шарнир; 15 - лист

На внутренних сторонах щек 6 расположено подвижное устройство станка, которое состоит из двух подвижных штоков 3, жестко соединенных между собой прижимающим угольником 4. Горизонтальная полка этого угольника выполнена в виде клина, под которым прикреплена продольная планка 5 для обжима кромки кровельного листа в продольном углублении угольника 9. Направляющими для штоков служат скобы 7 и сквозные проходы в торцах горизонтальной полки угольника 9. Подвижное устройство станка посредством пружин 2 удерживается в верхнем положении, при котором удобно вставлять лист в станок и удалять его после отгиба кромки. На угольнике 10 смонтирована педаль, состоящая из педальной планки 13 и соединительных тяг 12.

Станок устанавливают на верстаке так, чтобы горизонтальная полка угольника 9 была в одной плоскости с рабочей плоскостью верстака. Для отгиба кромок лежачих фальцев стандартный лист 15 (рис. 170, б) укладывают на верстак так, чтобы обрез его узкой стороны стал впритык к упорам 8, и нажимают ногой на педаль. В результате нажима на листе образуется небольшое углубление (рис. 170, в). С помощью скобы 11 поворачивают загибающий угольник, который отгибает кромку листа на заданный угол (рис. 170, г). После отгиба кромки для фальца отпускают педаль: при этом подвижное устройство под действием пружин устремляется кверху. Одновременно загибающий угольник отводится в исходное положение. В момент подъема подвижного устройства лист соскакивает с прижимающего угольника. После этого лист переворачивают на 180° и таким же образом отгибают кромку для фальца на другой стороне листа. Из изготовленных одинарных картин собирают двойные. Сборку выполняют вручную или на фальцезакаточном станке ВМС-61. Собранную картину подают на большой фальцегибочный станок.

Большой фальцегибочный станок конструкции И.П. Прохорова (рис. 171) работает так. Картину укладывают на верстак 2 таким образом, чтобы ее большая сторона подошла вплотную к задней упорной рейке 1. Другая большая сторона картины должна расположиться так, чтобы ее кромка выходила из-под прижимного угольника 5 наружу на 20 мм. Вслед за этим кромки картины прижимают к угольнику 4 верстака. Затем с помощью рычагов 8 поворачивают гибочный угольник 5, который отгибает кромку малого стоячего фальца. Так как гибочный угольник короче прижимного, то углы картины остаются необжатыми. Предварительно отогнутые кромки под лежачие фальцы в этом случае не сминаются.


Рис. 171.
1 - упорная рейка; 2 - верстак; 3 - опорная стойка; 4, 5, 9 - прижимной, гибочный и неподвижный угольники; 6 - нажимной винт; 7 - упоры; 8 - рычаг

По окончании этой операции гибочный угольник отводят в исходное положение и прижимной угольник поднимается кверху, а картину из станка выдвигают на себя до упора 7. Затем на кромку картины, лежащей на верстаке, снова опускают прижимной угольник. После этого рычагами 8 поворачивают гибочный угольник от себя вместе с картиной. В результате в картине будет отогнута кромка большого стоячего фальца высотой 35 мм.

Малый фальцегибочный станок используют для отгиба кромок по коротким сторонам листов. На раме, изготовленной из уголков, укреплен прижимной уголок с приваренной снизу пластиной. Поднимают и опускают прижимной уголок педалью. Лист кровельной стали укладывают на стол станка и заводят короткой стороной под прижимной уголок с выпуском наружу кромки листа на ширину отгиба фальца до имеющихся на гибочном бруске штырей-упоров. Нажимая ногой на педаль, кровельщик зажимает уголком кромку листа и, вращая затем (за скобу) гибочный брусок, производит отгиб кромки для лежачего фальца. После этого, опуская педаль, кровельщик освобождает лист, разворачивает его обратной стороной и укладывает на левую половину стола, где второй кровельщик на таком же станке отгибает кромки для лежачего фальца по другой стороне листа. Заготовленные таким образом листы соединяют попарно в картины. Работу выполняют на роликовом приводном станке. Роликовым приводным станком соединяют два листа кровельной стали в картину. В центре станка расположены один над другим два ролика, насаженные на два вала. Ролики приводятся в движение электродвигателем (через редуктор) посредством ременной передачи и системы шестерен. Кровельщик сцепляет между собой два листа отогнутыми кромками и проталкивает их между роликами, которые и уплотняют лежачий фальц. Затем отгибают кромки для стоячего фальца.

Угловые фальцевые соединения. Угловые фальцевые соединения используют при выполнении таких деталей кровли, как колпаки и зонты для дымовых труб, а также при изготовлении хозяйственного инвентаря. Соединение двух листов простым угловым фальцем начинают с отгиба в них кромок на 90° (рис. 172, а), причем одну из них укладывают на плоскость листа (рис. 172, б). Затем, положив на верстак лист с отогнутой кверху кромкой, вводят ее в щель, образуемую отворотом кромки другого листа (рис. 172, в). После уплотнения полученный гребень сваливают на плоскость первого листа (рис. 172, г).


Рис. 172.

Для соединения двух листов комбинированным угловым фальцем сдвинутую с верстака кромку листа (рис. 172, д) отгибают на 30° и делают в ней надлом (рис. 172, е). Затем, перевернув на верстаке лист, полученный надлом сваливают на плоскость (рис. 172, ж) и перегибают кромку, образуя двойной лежачий отгиб (рис. 172, з). После этого лист с двойным отгибом устанавливают на верстак (рис 172, и) и в щель второго отгиба заводят предварительно отогнутую кромку другого листа. В заключение вертикальную кромку на отгибе первого листа сваливают на плоскость второго и уплотняют с двух сторон на металлической поддержке. Ширина кромок в листах, соединяемых угловыми фальцами зависит от толщины листов. Для простых угловых соединений достаточно 5...6 мм, а для более сложных ширину кромок принимают 14...16 мм.

Последовательность операции при устройстве двойного углового фальца разберем на примере вставки днища в прямоугольную коробку. К днищу по размерам коробки причерчивают кромки на образование фальцев и обрезают уголки. После этого по пунктирным линиям в днище отгибают все кромки в одном направлении, на кромках делают во внешние стороны узкие отгибы. Затем углы коробки надрезают и вставляют в нее днище. Отвороты днища сваливают на боковые стороны коробки, пользуясь при этом киянкой и металлическим упором. Далее коробку укладывают на верстак и все свешивающиеся кромки одинарного фальца последовательно выравнивают и перегибают на 90°. В заключение кромки сваливают на боковые стенки коробки и уплотняют. При изготовлении различных кровельных элементов, а также хозяйственного инвентаря кровельщику приходится соединять детали не только угловыми прямолинейными, но и криволинейными фальцами. Криволинейными фальцами соединяют круглые и срезанные под углом патрубки. Конструкция криволинейного фальца та же, что и прямого. Дополнительной операцией при криволинейном фальцевом сочленении является отбортовка. Заключается она в расширении отгибаемой кромки за счет утончения ее толщины. Изготовление криволинейных фальцевых сочленений называют фальцовкой.



© 2000 - 2003 Oleg V. сайт™