Цветочный конкурс для девочек. Внеклассное мероприятие "цветочная викторина"

19.02.2019

ГКОУ «Турунтаевская СКОШИ» VIII вида

Развлекательно-познавательная викторина:

«В мире цветов»

с. Турунтаево

Цель: Пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.

Задачи:

    Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах;

    Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления;

    Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе;

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран, эмблемы команд.

План мероприятия:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

    Основная часть:

Вопросы о цветах;

Загадки о цветах;

Физкультминутка;

Цветы из сказки;

Цветочные ребусы.

    Подведение итогов. Награждение.

Ход мероприятия

    Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые ребята и гости. Разрешите представиться, я –Флора – королева растений. Сегодня мы побываем с Вами в Мире Цветов. Наше путешествие пройдет в виде викторины, в которой будут участвовать две команды. Наша группа уже разделена на команды, поприветствуем друг друга: команда «Ромашки»….команда «Одуванчики». Оценивать конкурсы будет жюри. А теперь поприветствуем наше жюри …

2. Вступительное слово учителя.

Цветы разводили с глубокой древности, и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. В древности цветы не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений и многое другое. И Вы многое знаете о цветах, о их предназначениях, о их красоте.

Состязаясь, мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, вы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе. Итак, приступим.

Наша викторина состоит из нескольких заданий:

Жеребьевкой выберем, какая команда будет отвечать первой. В случае, если команда на свой вопрос не может дать ответ или дает не правильный ответ, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать на вопросы команды будут попеременке.

Итоги будет подводить наше жюри после каждого конкурса, а в конце будет подведен общий итог. Команда, набравшая большее количество баллов и будет победителем. Итак, приступим….

3. Основная часть.

- Учитель. Первый конкурс “Вопросы о цветах”. Первый вопрос команде «_________________».

    Как называется цветок с девичьими очами?

(Анютины глазки . Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа(одного из титанов, держащих небесный свод. Бедная девушка обратилась к Зевсу(главный из Богов) с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудный цветок- Анютины глазки (фиалку) и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. )

    Это королева цветов. Она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза. По данным археологов роза на Земле существует уже порядка 25 миллионов лет, в культуре же ее выращивают более пяти тысяч лет и больший период этого времени роза считалась настоящим священным символом, аромат которой всегда ассоциировался с чем-то божественным .)

    Это растение – куст с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно-сиреневого цвета. (Сирень. Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан - бог лесов и лугов. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга - нежная вестница утренней зари. )

    Как называется растение, в названии которого есть кусок железа? (Гвоздика. Во Франции и Англии гвоздика была цветком высших сословий, ее любили короли, в Бельгии она стала цветком простонародья, символом благоустроенного домашнего очага; в Германии она символизировала постоянство и верность. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева; из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем в русский язык. )

    Как называется цветок с отличной памятью? (Незабудка . По средневековым преданиям, когда два любящих друг друга сердца расстаются, то на прощание они дарят друг другу незабудку, т.е. этот цветок говорит «Не забывай» )

    Как называется цветок, который носит имя самовлюбленного принца? (Нарцисс. Красота и изящность цветка – причина восхищения. Про него сложены мифы еще в глубокой древности. Назвать кого - либо "нарциссом", как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя. На языке цветов "нарцисс" означает обманчивые надежды, желания, эгоизм.. )

    Какой цветок пытаются найти в ночь на Ивана-Купала? (Папоротник. Папоротники появились на земле более 400 миллионов лет назад. Представляете? В ту непредставимо далекую эпоху всю землю покрывали леса из огромных папоротников. Сейчас они, конечно, обмельчали. Не встретишь папоротник ростом с дерево.)

    Какой цветок облюбовала царевна-лягушка? (Кувшинка. Другое название – водяная лилия. Молва приписывает ей волшебные свойства. Ее наделяли свойствами охранять людей, она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Кувшинку вкладывали в ладанку и носили, как амулет. )

Молодцы ребята. Кроме того, что Вы ответили на вопросы о цветах, Вы еще узнали истории и легенды об этих цветах.

А сейчас жюри объявит итоги конкурса «Вопросы о цветах». (объявляются итоги конкурса)

- Учитель. Следующий конкурс называется “Загадки о цветах”. Первая загадка команде «__________________»

Белые горошки,
На зелёной ножке.

(Ландыш - один из первых весенних цветов. Целительные свойства ландыша известны со времен глубокой древности и до сих пор не утратили своего значения. В средние века из растения готовили лекарства от эпилепсии, лихорадки, сердечных болезней. В настоящее время в медицине широко применяется настойка ландыша, помогающая при неврозах сердца . )

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

(Василек. Прелестный синий, как южное небо, цветочек этот служит необходимой принадлежностью и верным спутником ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается; а если бы и встретился, то это могло бы служить верным указанием того, что там, где он теперь растет, было некогда хлебное поле или дорога, которая вела к нему. )

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашка. Настой соцветий ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное и желчегонное действие. Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и потогонным действием, уменьшает образование газов, снимает боль, ослабляет воспалительные процессы, нормализует функцию пищеварительного канала, расширяет сосуды головного мозга, усиливает и учащает дыхание. )

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

(Колокольчики. В основном колокольчики используются в декоративных целях, но обладая рядом лечебных свойств, таких как противовоспалительное, антимикробное, успокаивающее и обезболивающее, используются для лечения многих заболеваний. Это лихорадка, кашель, головная боль, запор, маточное кровотечение, обильные менструации, боль в горле. При укусах собак применяют припарки, помогающие заживлять раны. )

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк.

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он морозов не боится,
Хоть и маленький.

(Подснежник . У подснежника довольно широкий спектр действия, но особенно часто его применяют при лечении последствий полиомиелита и детских церебральных параличей. Послевоенная вспышка полиомиелита, пронесшаяся по многим странам, когда еще не было эффективных предупредительных вакцинаций, сделала этот препарат весьма актуальным. Под влиянием подснежника у больных детей восстанавливаются полностью или частично двигательные функции. )

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку.

(Мак . Растертые семена смешивают с медом и едят при заболеваниях печени. Сухие лепестки маковых цветов, растертые в порошок, употребляют при болезнях желудка в виде простого отвара, а лепестки, растертые в порошок и отваренные на молоке или на меду - от бессонницы, и также при умственном переутомлении. )

Я – травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(Ирис. Обладает отхаркивающими свойствами, применяется при бронхите. Ускоряет процесс прорезывания зубов. Используют при ангинах, для обработки инфицированных ран, при болях в животе, при желчекаменной болезни. )

Балерина вышла:
Юбочка пышна.
Сборки да оборки,
Складки да подкладки.
А имя у артистки –
Небесной прописки.

(Астра. Настои и отвары травы применяют при заболеваниях золотухой, экземой, при болях в суставах, головокружении, кашле, экземе, язве желудка. Отвар цветков астры используют при кожных заболеваниях, при туберкулёзе, а также при заболевании желудочно-кишечного тракта. )

На шесте флаги.
Под шестом – шпаги.

(Гладиолус . В древние времена маги и шаманы наделяли гладиолус магическими свойствами. Считалось, что если корни гладиолуса повесить на груди в виде амулета, то это оградит хозяина от гибели и защитит от ран и поможет победить в поединке. )

Ребята, Вы отгадали загадки о разных цветах, о полевых и декоративных. Но где бы не росли цветы, когда бы не цвели – все имеют лечебные, полезные свойства. Можно сделать вывод о том, что цветы – это не только украшение нашей жизни, это еще и целители, помощники нашему здоровью.

- Физкультминутка.

Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с Вами немного отдохнем и разомнемся. Встанем все. Каждый себя представим каким-нибудь цветком. Спинки выпрямили, расслабились. А сейчас представим, что встает солнышко. Мы тянемся к солнышку, лепестки распустили. Тянемся-тянемся. А сейчас подул легкий ветерок. Цветы колышатся. А сейчас солнышко садится. Лепестки опускаются, цветочки закрываются. Молодцы. Солнышко село. И мы садимся на свои места. Отдохнули.

А сейчас послушаем итоги конкурса «Загадки о цветах». Слово жюри.

Учитель. Многие писатели – сказочники цветам приписывали волшебные свойства, наделяли их волшебной силой. Я надеюсь, Вы знакомы с такими сказками. Итак, переходим к конкурсу “Цветы из сказки”. Первый вопрос команде «________________».

    В какой сказке девочка с голубыми волосами, умываясь утром, пудрила щечки и носик цветочной пыльцой, а после пыталась научить грамоте непослушного деревянного мальчишку, заставляя писать его волшебный диктант: “А роза упала на лапу Азору”? (А. Толстой “Приключения Буратино”)

    В какой сказке маленькая девочка спасла незадачливых садовников от гнева их хозяйки – очень злой Карточной королевы? Эта особа приказала отрубить им головы за то, что они посадили в саду не красные розы, а белые, и, чтобы исправить свою ошибку, садовники решили покрасить цветы красной краской. За этим занятием их и застала королева со своей свитой. (Л. Кэрролл “Алиса в стране чудес”)

    В какой сказке лепестки удивительного цветка помогли девочке получить горы игрушек, много-много сладостей, побывать на Северном полюсе…, и, наконец, понять, что счастливым человек можно стать лишь тогда, когда помогаешь другим, заботишься о ком-то? (В.Катаев “Цветик-семицветик”)

    В какой волшебной сказке девочка родилась в цветке, очень похожем на тюльпан. Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки - периной, а лепесток розы - одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. (Г.Х.Андерсен, «Дюймовочка»)

    Как называется сказка, в которой очень самоуверенная королева зимой, под Новый год придумала “новый закон природы”? (С.Маршак “Двенадцать месяцев”)

    В какой сказке младшая дочка поклонилась в ноги отцу и попросила привезти “цветочек, которого бы краше не было на белом свете”? (С.Аксаков “Аленький цветочек”)

А сейчас послушаем результаты конкурса. Слово нашему жюри.

- Учитель. Названия цветов часто содержат в себе сочетания различных, известных нам слов.Последний конкурс нашей викторины “Цветочные ребусы” . Отвечает «Команда».

ЧЕРЁ

Черемуха

Гвоздика

Неза

Незабудка

Левкой

Ромашка

Молодцы, ребята!!! Вы справились и с последним конкурсом. Увидели, что названия цветов содержат в себе самые различные предметы и даже названия животных.

А сейчас жюри огласит итоги последнего конкурса.

5.Подведение итогов. Награждение.

Закончилась наша викторина. Пока жюри подводит окончательный итог, мы поговорим с Вами о нашей викторине. Вы очень много знаете о цветах. Но сегодня мы с Вами не просто говорили о них, мы с Вами побывали в Мире цветов, где узнали много интересного: легенды о цветах, их лечебные свойства. Вспомнили сказки, где говорится о цветах и разгадали ребусы с названиями цветов.

А сейчас жюри объявит победителей нашей викторины. Слово жюри.

Мир цветов.

(Конкурсно - игровая программа)

Педагогические задачи:

- Расширить знания учащихся о цветах, познакомить с легендами о происхождении цветов.

Заинтересовать и привлечь учащихся к чтению книг о цветах и об окружающем мире.

Создать условия для проявления творчества и фантазии детей.

Продолжить формирование умений наблюдать и распознавать растения в природе.

Воспитать любовь к растениям и бережное отношение к ним.

Оборудование

Компьютер, соединенный с колонками.

Компьютерный проектор или интерактивная доска.

Книжная выставка.

Цветочный кроссворд.

Музыкальное оформление

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Композитор П.И.Чайковский.

Ведущие лица

Ведущий, чтецы 1-3.

Ход урока:

Слайды № 1-2

ВЕДУЩИЙ: Цветы - вечные спутники нашей жизни. Они украшают её, вызывают восхищение и радость. С помощью цветов можно выразить различные чувства к человеку - любовь, благодарность, уважение. И сегодня мы хотим вам рассказать много интересного о цветах, о легендах, с ними связанных, а также вас ждут конкурсы. Начнём мы с рассказа о праздниках цветов в мире.

Сл. №3.

1 ЧТЕЦ: С середины апреля до середины мая в Голландии проходит Фестиваль цветов.

Голландия - страна гиацинтов и тюльпанов. Ежегодно в апреле по голландским городам проходит восхитительное шествие композиций и скульптур из живых цветов Блуменкорсо. Сопровождается парад музыкой, песнями, танцами и костюмированным шоу.

Сл. №4.

2 ЧТЕЦ: В Таиланде в первые пятницу, субботу и воскресенье февраля проводится Фестиваль цветов.

Каждый год на севере Таиланда (в городе Чиангмай) происходит живописное событие - Фестиваль цветов. Город Чиангмай, в котором проводится всё это красочное действие, в переводе с тайского языка означает «много цветов». В дни фестиваля садоводы демонстрируют свои шедевры, а самая красивая девушка объявляется королевой цветов. Чтобы завоевать этот титул, девушкам нужно очень постараться - сшить национальный костюм и необычно украсить его цветами.

Сл. №5

3 ЧТЕЦ: Восьмое марта - Международный женский день. Символом этого праздника считается ветка мимозы.

Официально праздник 8 Марта отмечается в следующих странах: Армения, Азербайджан, Афганистан, Белоруссия, Замбия, Камбоджа, Киргизия, Китай (официально обычный для всех рабочий день), Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Молдавия, Монголия, Непал, Казахстан, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория и других.

Сл. №6

1 ЧТЕЦ: В конце марта - начале апреля в Японии отмечается Праздник цветения сакуры.

Период цветения сакуры - это праздник для всех японцев. Этот день принято проводить в кругу семьи на природе или в парках.

Сл. №7

2 ЧТЕЦ: Во Франции 1 мая отмечают праздник ландышей.

В этот день всюду продают ландыши, дарят их друг другу, хранят их, так как считается, что эти цветы приносят счастье.

У древних германцев ландыши посвящались богине восходящего солнца и зари. Во Франции был обычай - первого мая рано утром отправляться в лес за ландышами, а вечером устраивать танцы. Если девушка обменивалась с парнем букетиком ландышей, это означало, что она будет танцевать весь вечер только с ним.

3 ЧТЕЦ: Восьмое июля - День семьи, любви и верности. Символом этого праздникасчитается цветок ромашка. Впервые в России праздник отмечался в 2008 году, который был объявлен Годом семьи.

Всероссийский праздник День семьи, любви и верности появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII в. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Пётр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни.

ВЕДУЩИЙ: Переходим к «цветочной викторине». Я задаю вопросы – вы на них отвечаете.

«ЦВЕТОЧНАЯ ВИКТОРИНА» ВОПРОСЫ

  1. Какой цветок считается последней улыбкой осени? (Астра.Цветёт с конца июля до поздней осени.)
  2. Однажды древнего гончара спросили, почему он собирает одуванчики и смешивает их с глиной? Как вы думаете, что он ответил? (Одуванчики в глине образуют поры, и влага уходит, а глина быстро высыхает.)
  3. Что такое бутоньерка? (Маленький букетик в причёске, одежде, на праздничном столе у каждого прибора.)
  4. Этот цветок появляется в апреле. Верхняя сторона листа гладкая и холодная, а нижняя - мягкая и тёплая. Что это за цветок? (Мать-и-мачеха.)
  5. Корни этого растения иногда напоминают человеческую фигуру, в связи с этим в древности ему приписывали магическую силу. Говорят, что при выдёргивании из земли издаёт звук, напоминающий стон. (Мандрагора.)
  6. Какой цветок всю жизнь «любуется» собой? (Нарцисс.)
  7. Что значит «икебана»? («Икебана» - в переводе с японского буквально «живые цветы» - традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.)
  8. Этот белый цветок - символ дня помощи больным туберкулёзом. Назовите этот цветок. (Ромашка.)

ЧТЕЦ 1: В начале XX в. в европейских странах стали проводиться благотворительные акции по сбору средств на оказание помощи больным туберкулёзом и для его профилактики, получившие название «Дни белой ромашки». Впервые такая акция состоялась 1 мая 1908 г. в Швеции. В знак солидарности с больными рабочими и всеми больными мужчины вдевали целлулоидный цветок белой ромашки - символ «природного антибиотика» ромашки, входившей в состав использовавшихся для лечения туберкулёза средств народной медицины, и одновременно любви и уязвимости и ранимости - в петлицы, а дамы прикалывали к шляпам или к платью. Доходы от продажи цветков шли в помощь больным. Весной 20 апреля 1911 г. в Санкт-Петербурге был проведён первый День белой ромашки. Сам праздник тесно связан с именами императора Николая II, императрицы Александры, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, царевича Алексея, которыепринимали живейшее участие в делах милосердия. Императрица Александра Фёдоровна помогала многим санаториям, где лечились больные туберкулёзом, покупала лекарства, оплачивала лечение, помогала бездомным.

ВЕДУЩИЙ: Следующий конкурс мы назвали «ЦВЕТОЧНЫЕ ЛЕГЕНДЫ»

Легенды и сказания о цветах всегда вдохновляли композиторов и поэтов.

Вам предстоит по описанию угадать название цветка.

  1. Существует легенда, что эти цветы - мечи смелых, но побеждённых воинов. Их мечи пустили корни и расцвели, превратившись в высокие прекрасные цветы. И до сих пор эти цветы - символ дружбы, верности и благородства. О каком цветке идёт речь? (Гладиолус.)
  2. На Руси этот цветок считался символом непорочности и чистоты, поэтому его часто дарили невестам. Красота и изящество его находили отражение в народных песнях, легендах, былинах. Культивировать этот цветок стали в России при Петре I. Если белый цветок считается символом невинности и чистоты, то красный олицетворяет застенчивость. Назовите цветок. (Лилия.)
  3. По легенде, однажды древнеиталийская богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела, и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голос: «Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!» Оглянулась Флора - никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок вновь заговорил: «Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!» И тут только Флора заметила маленький голубой цветок. «Хорошо, - сказала богиня, - и вместе с именем я наделю тебя чудесной силой - ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину». Назовите цветок. (Незабудка.)
  4. Японцы издавна отмечают праздник этого цветка, так как с его магическими свойствами связана легенда о происхождении Японии. В далёкие времена в другой стране - Китае - правил жестокий император. Как-то ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть растение, из его сока можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями. Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали триста молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они и основали новое государство - Японию.Существует ещё одна китайская легенда. Белый дракон решил проглотить солнце. Он рвал его зубами и когтями, а горячие искры превращались в цветы и падали на землю. У китайцев именем этого растения называется девятый месяц года, а девятый день этого месяца считается праздником. Китайцы и японцы из его лепестков готовят салат. В Китае это растение олицетворяет мудрость и долголетие; в Японии - счастье, успех, удачу; во Вьетнаме - душевную чистоту и ясность разума. Назовите цветок. (Хризантема.)
  5. По легенде, первый цветок этого растения расцвёл несколько миллионов лет назад в субтропическом лесу в Юго-Восточной Азии. Он был так прекрасен, что полюбоваться им собрались не только звери, птицы и насекомые, но даже вода и ветер. Они-то и разнесли его созревшие семена по всему земному шару.Город Флоренция был назван римлянами так, потому что вокруг этого поселения в своё время в изобилии росли эти цветы, а само название «Флоренция» переводится как «цветущая».А ещё, говорят, что этот цветок вырос из осколков радуги.На Руси среди названий этого растения распространены такие как петуния, сорочьи цветы, лузики, лягушачье копьё. Но самым распространённым именем остаётся всё-таки касатик, что следует понимать как «милый, дорогой, любимый, желанный». Какой это цветок? (Ирис.)
  6. Научное название этого растения - «центауреа» - произошло от мифического существа кентавра (центавра). В одной из схваток с Гераклом, как повествует легенда, получив тяжёлое ранение отравленной стрелой, Кентавр залечил свою рану синими цветками. Назовите цветок. (Василёк.)
  7. Древнегреческая богиня любви Афродита упала, исцарапавшись о... О каком растении сложена легенда? (Шиповник или роза.)
  8. Этот цветок издавна называли цветком печали, который оплакивает своё расставание с весной.По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и заплакала. И там, где падали слезинки царевны, выросли эти цветы как символ чистой и нежной любви. В других древних сказаниях ландыши - это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки, счастливый серебристый смех русалки Мавки, жемчужинами раскатившийся по лесу, а также капельки пота, упавшие с прекрасного тела древнеиталийской богини Дианы. (Ландыш.)

«ЦВЕТОЧНЫЕ ИМЕНА»

ВЕДУЩИЙ: Известно, что при рождении ребёнка в славянских древних племенах ему давали имя цветка. Считалось, что душа ребёнка, подобно этому цветку, будет расцветать в жизни. У разных народов существуют имена, связанные с названиями цветов и деревьев. Выбирая девочке имя цветка, родители мечтали, что их дочь будет такой же нежной, красивой и ласковой, как одноимённый цветок. Особенно много таких женских имён существует в странах Востока. Давайте вместе вспомним имена, которые похожи на названия цветов.

(Ответы студентов.)

Всё правильно. Многие цветы получили своё название от имён людей. Например, анютины глазки образованы от имени Анна, василёк - от имени Василий, георгин - от имени Георгий, колокольчик - от имени Коля, ромашка - от имени Роман. А некоторые имена сами означают цветы: Абаль (араб.) - «дикая роза»; Азалия (греч.), Астра (греч.), Варда (егип.) - «роза»; Виолетта (лат.) - «фиалка»; Гульнара (перс.) - «цветок граната»; Гюльчатай (перс.) - «роза»; Гульчачак (перс.) - «лунный цветок»; Жасмин (перс), Камилла (лат.) - «ромашка»; Лилия, Лиана (лат.), Нарцисс (греч.), Маргарита, Роза (араб.), Фидан (тюрк.) - «цветок».

ВЕДУЩИЙ: Следующий конкурс мы назвали: «ЗАШИФРОВАННЫЙ ЦВЕТОК»

Задача, в общем-то, легка:

Узнать название цветка,

Что первым распускается.

Так как он называется?

Я задам вам восемь вопросов. Каждому ответу относится определённая буква. Вам необходимо из двух вариантов ответов выбрать правильный и вписать букву в пустые клеточки кроссворда. Когда вы ответите на все вопросы, то узнаете название цветка.

1. Этот цветок явился из морской пены вместе с древнегреческой богиней Афродитой.

Древние верили, что растение вселяет мужество, они изображали его на щитах, а лепестками усыпали путь победителей.

  • Роза (Б).
  • Гвоздика (П).

ОТВЕТ: Б.

2. Её название означает «белый-белый». На Руси её ласково называли ясными очами и всегда связывали с чистотой и невинностью. А ещё этот цветок - символ Франции.

  • Лилия (А).
  • Кувшинка (Я).

ОТВЕТ: А.

3. «Белый дракон» - так называют этот цветок на Востоке по легенде, когда дракон посягнул на солнце. Он рвал его зубамии когтями, а горячие искры превращались в цветы и падали на землю. Этот цветок изображён на гербе Японии.

  • Хризантема (Р).
  • Астра (С).

ОТВЕТ: Р.

4. В Китае его называют цветком благородства и преподносят как знак добрых пожеланий. В Индии он слывёт символом неуклюжести. А ещё его называют соперником розы.

  • Пион (В).
  • Георгин (Л).

ОТВЕТ: В.

5. Когда тела поверженных римлянами пленных коснулись земли, их мечи пустили корни и расцвели, превратившись в высокие прекрасные цветы. И до сих пор эти цветы - символ дружбы, верности и благородства.

  • Тюльпан (Й).
  • Гладиолус (И).

ОТВЕТ: И.

6. Издавна именем этого цветка называют самовлюблённых людей. Цветок так склоняет голову, что, кажется, ищет водоём,
чтобы полюбоваться собой.

  • Колокольчик (Ц).
  • Нарцисс (Н).

ОТВЕТ: Н.

7. Говорят, что этот цветок вырос из осколков радуги, когда та, рассыпавшись, упала на землю. Он был так прекрасен, что им залюбовались все вокруг.

  • Ирис (О).
  • Камелия (Э).

ОТВЕТ: О.

8. Эти цветы выросли из бусинок рассыпанного ожерелья Белоснежки. Говорят, что для гномов они служили фонариками. А ещё это национальный цветок Финляндии.

  • Ландыш (К).
  • Крокус (X).

ОТВЕТ: К.

ОТВЕТ В КЛЕТОЧКАХ: барвинок.

ЧТЕЦ 1:Барвинок - вечнозелёные или листопадные стелющиеся полукустарники или травы с прямостоячими цветущими побегами.

Всем нам известны ядовитые растения. Давайте попробуем их назвать... (Волчье лыко, бирючина, багулъник, или болотная одурь, можжевельник казацкий, тис ягодный, чистотел, ясенец, вороний глаз, наперстянка, молочай, белокрыльник болотный, безвременник.)

ЧТЕЦ 2: Вспомним трагедию великого Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Ромео попросил аптекаря продать ему «...драхму яду, но такого, чтоб он мгновенно разлился по жилам, чтоб мёртвым пал тот, кто измучен жизнью, и отлетел бы дух его от тела...». За солидную плату аптекарь продал юноше настойку из жёлтого лютика - куриной слепоты. Название «лютик» образовано от слова «лютый».

ЧТЕЦ 3: А вот сок мака был непременным компонентом «ведьминых мазей». Такой мазью натёрлась героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», перед тем как полететь на бал. Вероятно, в её состав кроме мака входили паслён сладко-горький, белладонна, мандрагора и болиголов - растения, соки которых вызывают потерю сознания и кошмары с невероятными видениями. Более подробно о ядовитых растениях вы можете прочитать в книге «Ядовитые растения». Она представлена на выставке. Кроме ядовитых есть растения, которые нам помогают, лечат нас, и такие растения называют лечебными.

ВЕДУЩИЙ: Следующий конкурс «ЦВЕТОК-ЛЕКАРЬ».

  1. Отвар из соцветия какого растения применяется для ингаляции от ангины? (Ромашки.)
  2. Цветки какого растения идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение? (Ландыша.)
  3. Отвар из листьев какого растения рекомендуется при заболеваниях желудка, а листья используют как антисептик при порезах? (Подорожника.)
  4. Какую траву применяют при лечении кожных болезней? (Череду.)

ВЕДУЩИЙ: Благодаря красоте и необыкновенным свойствам многие цветы находятся на грани исчезновения. Некоторые из них уже занесены в Красную книгу, а это значит, что на Земле их осталось очень мало.

ЧТЕЦ 1:

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются птицы,

Охраняются звери,

Охраняются даже цветы! <...>

Б. Дубровин «Красная книга»

ВЕДУЩИЙ: Подробнее познакомиться с редкими растениями, произрастающими на территории Российской Федерации, вы можете в книгах «Растения России. Красная книга», «Растения из Красной книги России».

ЧТЕЦ 2:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок...

Если все: и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

Т. Собакин

Чтец 3: Считается, что у цветов существует свой язык. И немаловажное значение имеет цвет растения.

Белый - чистота, верность. Такие цветы вплетают в букет и венок невесты.

Красный - свобода, торжество, любовь.

Оранжевый - тепло, солнце, власть, радость.

Жёлтый - уважение к старости.

Синий - небо, вечность, добро и постоянство.

ВЕДУЩИЙ: А знаете ли вы, как и кому дарить цветы?Цветы любят все без исключения! Нужно лишь знать, какие и кому дарить. Девочка 6 лет вряд ли оценит по достоинству корзину алых роз, а женщина бальзаковского возраста - букетик фиалок.

ЧТЕЦ 1: Итак, детские букетыделают обычно круглыми (чтобы в ладошке было удобно держать), составляют их из мелких разноцветных цветков. При этом букетик обязательно должен сопровождаться подарком.Молодым женщинам дарят полураспустившиеся розы, гвоздики, каллы, герберы. Любимым - цветы интенсивных алых оттенков, знакомым и подругам - более нейтральных тонов. А вот дарить орхидею молодой девушке считается признаком дурного тона. Этот цветок обычно преподносят чувственным женщинам-вамп. Исключение, пожалуй, составляют свадебные букеты цветов: орхидея в единственном экземпляре может присутствовать в составе букета.

ЧТЕЦ 2: Дарят цветы и мужчинам. Только для началаможно проконсультироваться с флористом. Он-то и подскажет, что представителям сильной половины человечества дарят цветы только с длинным стеблем и одного оттенка (но не красного или розового). Никаких украшений в виде лент, страз и т. д. Если вы приглашены на юбилей к мужчине, то цветы в этом случае следует отдавать хозяйке дома.

ЧТЕЦ 3: А вот о чем может рассказать количество цветов в букете.
Вам подарили один цветок? Это означает осторожность. Ваш букет насчитывает три цветка, тогда это явный интерес. С благим намерением дарят букет из пяти-семи цветов.Проявление любви заключается в девяти цветах. Букет, в котором одиннадцать цветов символизирует страсть. Не пытайтесь удивить большим количеством цветов, лучше упор сделать на оригинальность. Такой букет запомнится надолго. Дарить цветы нужно с радостью, от чистого сердца, искренне. Тогда и тот, кому они предназначены, будет искренне благодарен за такой прекрасный подарок. В итоге счастливы и довольны оба: тот, кто дарит, и тот, кто получает. А это главное!

ВЕДУЩИЙ: И в заключении нашей встречи я немного расскажу о такой науке, как геральдика, которая занимается изучением гербов. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык. Использование растений в геральдике имеет давнюю историю, хотя и не такую богатую, как, например, использование изображений животных. Королева цветов роза часто изображалась на гербах. По законам геральдики венки и гирлянды из роз могли красоваться только на гербах королевской фамилии. Красная дамасская роза стала эмблемой королевского дома Ланкастеров. Другая ветвь династии - Йорки - отдала предпочтение белой розе. Эти эмблемы вошли в историю в связи с Тридцатилетней войной (1455- 1485) Ланкастеров и Иорков, которая больше известна как Война Алой и Белой розы. Селекционеры вывели у розы дамасской форму, названную «разноцветной». По-английски эта разновидность называется «Йорк-и-Ланкастер»: на одном кусте и даже на одном побеге у неё мирно сосуществуют белые, розовые и смешанные бело-розовые махровые цветки. Так садоводы символически примирили враждующих аристократов.

Флаг Канады украшает кленовый лист, а на гербе Шотландии изображён чертополох. Три лилии в гербе французских королей символизируют сострадание, правосудие и милосердие - качества, обязательные для правителя Франции. Герб Японии представляет собой стилизованное изображение жёлтой хризантемы, которая состоит из 16 лепестков, расположенных в два ряда. Этот цветок является национальным символом государства. Он символизирует восходящее солнце. Число 16 по японским поверьям считается магическим. На гербе государства Антигуа и Барбуда изображён цветок малинового гибискуса. На гербе Мексики - цветущий кактус. На гербе республики Науру - цветущая ветвь томатов. Ирисы так полюбились флорентийцам, что горожане поместили изображение цветка на городской герб.

Нашу встречу я бы хотела закончить строками поэта Расула Гамзатова:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад -

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

КОГАЛЫМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Преподаватель биологии Михеева Надежда Андреевна.


Экологическая игра – викторина

«Праздник цветов»

Цель: Пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.

Задачи:

    Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах;

    Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления;

    Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе;

Ход мероприятия

Организационный момент.

Перед началом игры класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название, cвязанное с цветами.

Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, вот и началась прекрасная пора-лето! Не счесть все летние радости: купание, грибы, рыбалка, походы. Сколько всего нам дарит лето! Вы все любите лето? А почему? Да потому, что летом очень весело. А вы не догадываетесь в чём дело? Придётся мне вам рассказать стихотворение, но вы мне поможете.

Лето-чудная пора,

Детвора кричит…(ура)

Нам и реки и леса

Дарят летом…(чудеса).

Кто же чудо совершил,

Лето в сказку…(превратил)?

Сделал кто весь мир таким:

Звонким, радостным…(цветным)?

Стала вся земля кругом

Ярким, красочным …(ковром),

Где под куполом небес

Зеленеет пышно…(лес),

А вокруг цветут цветы

Небывалой …(красоты),

Средь колосьев у реки

Засинели…(васильки),

И, приветствуя, ребят

Колокольчики…(звенят).

Как приятно бегать вам

По ромашковым …(лугам)!

Вот по зеркалу реки

Заплясали…(поплавки),

А вокруг-нежны, чисты,

Лилий белые…(цветы).

Словно солнечные зайчики

Золотятся…(одуванчики),

Пчёлки весело летят

На медовый…(аромат).

В мир добра и красоты

Превращают мир…(цветы)

Правильно ребята. Сегодня мы приоткроем дверь в таинственный мир цветов. Ведь в самом крошечном одуванчике, в затерянном среди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет радоваться или грустить, волноваться, вспоминать о чём-то своём. Цветы сопровождают человека от рождения до смерти. Когда была вскрыта гробница фараона Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх украшений лежал скромный букетику увядших полевых цветов, и казалось, они сохранили свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним приветом молодой вдовы ушедшему супругу.

Цветы даруют не только красоту, но ещё и дружат с человеком: врачуют,указывают дорогу, стерегут подземные клады, подсказывают погоду. Они и на пепелища приходят первыми, дают силы подняться лесам-«лёгким» нашей планеты.

Сегодня мы с вами отмечаем праздник цветов и давайте все свои знания о них покажем в игре.

У нас две команды.

Жюри. За каждый правильный ответ команда получает цветок.

1 конкурс. Разминка «Загадки о цветах»

    Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник)

    Ручьями очищается и хвоя, и валежник,

И первым появляется в проталине…(Подснежник)

    В траве густой, зелёной он выглядит нарядно,

Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелёк

Но кто его не знает? Это…(Василёк).

    Солнце жжёт мою макушку

Хочет сделать погремушку…(Мак)

    Рос шар бел-

Ветер дунул –улетел…(Одуванчик)

    Все знакомы с нами: яркие, как пламя.

Мы однофамильцы с яркими гвоздями,

Полюбуйся дикими, алыми …(Гвоздиками)

    Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

    Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

    Что в хлебе родится, а есть не годится. (Василёк)

    Белая корзина, золотое донце,

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

    На клумбе у окошка посажена картошка

Цветки её огромные и светлые, и тёмные. (Георгин)

    Меня называют царицей цветов

За цвет и за запах моих лепестков. (Роза)

    Цветы лиливо-синие, как капельки черник.

Пришёл из леса с ними я и маме подарил. (Фиалка)

    Белый, розовый атлас, зелень ситца скрыл от нас.

Долго парусом стоял, парашютиком упал. (Флоксы)

2 Конкурс. Кто быстрей.

Настоящее название этого цветка «римская трава». Постепенно название упростилось до такой степени, что превратилось в ласковое, весёлое русское словечко. Какое?

Подсказка: В старину его называли «ворожбой». На лепестках этого цветка гадали «Любит-не любит» По форме он напоминает солнышко. (Ромашка)

Даны 2 ромашки количество лепестков равно количеству участников. По одному каждый участник подбегает срывает лепесток, возвращается, салит второго участника. Та команда, которая первой закончит выигрывает.

3 Конкурс. Нарисовать цветок и спеть песню про него.

4 Конкурс. Легенды про цветы.

1.Было на Руси время, когда люди не знали этого цветка. И вот случилось так, что проводила своего друга одна девушка на сечу. Ушел он громить Орду татарскую, да и пропал без вести. Долго ждала девушка суженого - не ведала беды. Не знала, что стрела басурманская сразила добра молодца в чистом поле. Ветры буйные шумели над могилой храброго русича, и когда разыскала её наконец девушка, засветились вокруг цветы луговые взором ласковым сквозь тьму непроглядную. Похожи были цветы на девичьи глаза. Цветы эти кажется сама простота. Пестрые бархатистые лепестки словно зовут к себе, манят и одновременно как испуганные. Невзначай потревоженные. Белый цвет в венчиках – цвет надежды. Желтый – удивления. Фиолетовый печали. Все три периода человеческой жизни. Назовите растение о котором эта легенда. (Анютины глазки)

2. В ту давнюю пору, когда на Землю пришли злые вороги, и земля не просыхала от горьких слез матерей, вдов и сирот, родилась такая легенда об этом цветке. Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина Овдотья, упала перед ним на колени:- Позволь откупить брата милого. Удивился Батый:- Брата? А муж?- Замуж выйду – муж будет. Будет муж- свекор будет. Муж будет - сын родится. А сын у свекра родится – деверь будет. А брата мне уж нигде не взять – родителей моих сжег ты…Подивился Батый мудрости русской женщине. Наклонился, сорвал первый попавшийся под руку цветок. Протянул его Овдотье:- Иди по моей орде, доколе цветок не увянет. Тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа. Не ведал Батый, что русская женщина сможет волшебную силу скромному цветку передать: соберут её ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку. Долго бродила Овдотья по Орде и много русичей тогда спасла от смерти. Жил заветный цветок и ещё красивее стал! Вот такая красивая легенда. О каком цветке идет речь? (Бессмертник)

3. По древнему поверью, этот цветок славит первый из двенадцати подвигов Геракла.В темном лесу жил жестокий лев, он приносил много бед жителям Немейской долины. Никто не осмеливался убить льва, и только храбрый Геракл совершил этот подвиг. “Я создам цветок”, - сказала мудрая Флора, - который всегда будет напоминать людям разодранную пасть немейского льва и подвиг Геракла”. Так появился на земле цветок под названием. Пережив героев и богов, раскрывает он под жарким солнцем свой зев, чтобы угостить сладким нектаром шмелей и ос. (львиный зев).

4. Согласно древнеримской легенде цвели будто бы эти цветы посреди хлебного поля и люди даже не замечали их. И вот однажды Церера- богиня жатвы и земледелия, обходя свои владения, услышала, как они сетовали:- Дай нам колоски с зернами, чтобы слились мы с хлебными колосьями. Или позволь нам расти отдельно.- Нет!- ответила строгая Церера.- Я поместила вас среди хлебного поля за тем, чтобы всегда напоминали землепашцам о милости неба, дарующего им хлеб! Возгордились они и внушили людям, будто прячут в своих цветках маленького и хитрого полевика, который зорко следит за жнецами. (Василек)

5. Этот цветок называют «зелёным акробатом». Поначалу он, как и все растения растёт вверх. Потом верхушка его начинает вращаться против часовой стрелки, описывая в солнечную погоду полный круг всего за два часа. Встретив при вращении какую-то опору, он цепляется, за неё и растёт вверх. (Вьюнок)

6. Этот цветок часто служит ночным пристанищем для множества букашек, особенно те его виды, что не закрывают на ночь цветки. Просторный, полый купол его обращён вниз и под ним, как под крышей, спасаются от ночной росы и дождя насекомые. (Колокольчик)

7. Этот цветок растёт в сырых местах, имеет очень маленькие соцветия. По преданию в соке этого растения кузнецы закаливали клинки, которые после этого легко рубили железо и камень, были при этом легки и гибки. (Незабудки)

8. Этот цветок-отличный медонос. 1 га земли, усеянной этими цветами, может дать до 50 кг. мёда. Люди используют его в пищу: из корней готовят кофе, из листьев салат, из цветков- варенье. Это настоящий кладезь витаминов. (Одуванчик)

5 Конкурс. Ребус.

Р… … ...

Н … Р … … … …

Т … … Ь … … …

… … … Р…

Р… … … … К …

(роза, нарцисс, тюльпан, астра, ромашка)

6 Конкурс. Собери картинку.

2 открытки разрезанные на 10 частей.

7 Конкурс. Отгадай-ка

1.Целебный цветок, носящий уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени (Василёк)

2.Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память (Незабудка)

3. Лекарственное растение, пропагандирующее водные процедуры (Купальница)

4. Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений? (Мак)

5. Это королева цветов, она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза)

6.В название этого растения есть имя девочки, а цветет оно летом. (Анютины глазки)

7.Это растение куст, с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно – сиреневого. (Сирень)

8.Название какого цветка - “вкусная конфета” (Ирис).

9.Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым появляется в проталине…(Подснежник)

10. Семена какого цветка используют в кулинарии?(Семена мака.)

11. Какой цветок означает «звезда» и символизирует радость?(Астра.)

12.Какой цветок назван в честь русского мореплавателя Георгия, который подарил неизвестный цветок заморскому королю?(Георгин).

13. Как звали человека, который мечтал создать «каменный цветок»? (Данила)

14. В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город? («Незнайка и его друзья»)

15. Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении Аксакова? (Аленький)

16. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан, и в каком произведении? (Огненный цветок, «Маугли» Р. Киплинга)

17. Как называется искусство создания букетов? (Икебана)

18. Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)

19. Когда, по преданию, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купала)

20. Какой цветок имеет непосредственное отношение к царю зверей? (Львиный зев)

21. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

22. Какие садовые цветы, получившие название «последняя улыбка осени», цветут до первого снега? (Астры)

23. Какой цветок имеет всего один лепесток? (Калла)

24. Как называется миниатюрный букет, прикрепляемый к платью? (Бутоньерка)

Подведение итогов.

учитель биологии МБОУ г. Владимира «СОШ №16»:

Ботнева Надежда Александровна

Методические рекомендации : урок под таким названием проводится для учащихся 6 классов. Перед началом мероприятия кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами. Делаются 2 заготовки для «Цветочного хоровода» - плакат с зеленой травой.

Мероприятие включает 9 конкурсов:

    1 конкурс «Цветочный кроссворд»,

    2 конкурс «Пропущенные слога»,

    3 конкурс «Верю, не верю»,

    4 конкурс «Угадай сказку или басню»,

    5 конкурс «Загадки про растения»,

    6 конкурс «Головоломка - загадка»,

    7 конкурс «Театральный»,

    8 конкурс «Музыкальный»,

    9 конкурс «Рисунок».

Между 5 и 6 конкурсом проводится физкультминутка.
После каждого конкурса команде в качестве приза выдаются цветы - жетоны, которые нужно собрать для приготовления «Цветочного хоровода». Выигрывает та команда, которая соберёт больше всего цветов - жетонов и создаст большой и красивый хоровод.
Цель:
1. развитие творческие способности учащихся,
2. развивать знания об овощах, их полезных свойствах;
3. развить умение наблюдать, логически мыслить, видеть эстетическую ценность в объектах живой природы.

Оборудование: плакаты, дидактический материал.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день! Мы продолжаем разговор о растениях и растительных сообществах. Наша игра “Цветочный хоровод ” открывается! В нем участвуют учащиеся 6 классов. Для того чтобы начать нашу игру я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. Представление жюри. Оценивать наше жюри необычным образом. Каждый конкурс имеет свой цветок - жетон. Если команда успешно справилась с заданием, она получает два цветка - жетона. Если команда частично справилась с заданием, то один цветок- жетон. А если команда не справилась полностью с заданием, то остаётся вообще без жетонов. Задача команд собрать как можно больше цветов для создания цветочного хоровода. винегрета. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд.

Итак, начнём!

«Цветочный кроссворд»

«Цветочный кроссворд»


Конкурс №1 «Цветочный кроссворд»

Ведущий: Решите кроссворд. Ответы на загадки впишите в соответствующие клеточки. Продолжительность конкурса - 3 минут. За правильно разгаданный кроссворд команда получает 2жетона. За частично решённый кроссворд команда получает 1 жетон. Если команда не смогла решить кроссворд, то она ничего не получает.

По горизонтали :

3. Эй, звоночки,

Синий цвет,-

С язычком,

А звону нет.

7. Родоначальник садовых сортов роз

9. Хоть прячется Алена

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека

11.Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

12. Стоит дуб полон круп,

Шапкой накрыт,

Гвоздиком прибит.

13. Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него -

И не будет ничего.

По вертикали :

1. Лик пахучий, а хвост колючий

2. Появление этих цветов отмечает границу весны и лета.

3. Не огонь - а жжется,

В руки не дается.

Выросла под ивой,

Звать ее……

4. Цветет весной.

5. Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.

6. Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются

Это - водяная…….

8. Этот цветок красного цвета символизирует капли крови

10. Беленькие горошки на зелёной ножки

Конкурс №2 «Пропущенные слога»

Ведущий: Предлагаются слова с пропущенными слогами, которые необходимо вставить и установить зашифрованное слово.

Со_ _ _ _ _ _ во

Бо _ _ то

Яру_ _ _ _ть

Ак _ _ _ _ _м

Фи _ _ _ _ _ _з

Те_ _ _ _ _ _ _ ра

Э _ _ _ _ _ ия

Ответы: Сообщество, болото, ярусность, аквариум, фитоценоз, температура, экология

    Жюри оценивают конкурс, подводят предварительные итоги и выдают жетоны.

Конкурс №3 «Верю, не верю»

Предлагаются суждение, из которых они должны выбрать верные или ошибочные.

    Растения питаются, дышат, растут и размножаются

    Все растения на земле образуют цветы и плоды

    Жизнь растений зависит от многих факторов живой и неживой природы.

    Без зеленых растений в атмосферном воздухе не было бы кислорода.

    Растения в природе живут совместно, образуя группировки - растительные сообщества.

    В растительном сообществе не бывает растений, занимающих господствующее положение.

    В растительном сообществе наблюдается не только наземная, но и подземная ярусность.

    Фитоценоз - это совокупность животных и растений.

    Осушая болото, человек невольно изменяет видовой состав растений на этом месте.

    Человек может оказывать влияние на смену одного растительного сообщества другим.

    Жюри оценивают конкурс, подводят предварительные итоги и выдают жетоны.

Конкурс №4 «Угадай сказку или басню»

    Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.

(Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок»)

    Русская народная сказка, где стая птиц унесла не братца Алёнушки.

(«Гуси - лебеди»)

    Басня о птице. Так и не сумевшей сытно перекусить из - за наглости хитрой рыжей плутовки.

(И.А. Крылов «Ворона и лисица»)

    Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя.

(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

    Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим источником доходов для бабки с дедом.

(«Курочка - ряба»)

    Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть с места средство передвижения.

(И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

    Жюри оценивают конкурс, подводят предварительные итоги и выдают жетоны.

Конкурс №5 «Загадки о растениях»

    Не сучок, не листок, а на дереве растет (Мох)

    Маленький, удаленький, сквозь землю прошел - красную шапочку нашел (Гриб)

    Из - под снега расцветает, раньше всех весну встречает.

(Подснежник)

    Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

    Летом - одевается, зимой - раздевается. (Растение)

    Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет. (Лист)

    Весной - веселит, летом - холодит, осенью - питает, зимой - согревает. (Дерево)

    Что несеянно родится? (Трава)

    Какой колокольчик не звенит? (Цветок)

    Весной - веселит, летом - холодит, осенью - умирает, весной - оживает. (Лес)

    Жюри оценивают конкурс, подводят предварительные итоги и выдают жетоны.

Конкурс №6 «Головоломка - загадка»

Командам предлагается загадка - головоломка. Необходимо найти начало головоломки и по непрерывной линии прочитать загадку и её отгадать.

Ответ: Не вода, не суша - на лодке не уплывёшь, ногами не пройдешь.

(Болото)

    Жюри оценивают конкурс, подводят предварительные итоги и выдают жетоны.

Конкурс №7 «Театральный»

Предлагается сцена, которую необходимо изобразить, проявив свои театральные способности.

Варианты заданий:

    Сбор грибов в лесу

    Ловля бабочек

    «Стая комаров»

    Борьба с колорадским жуком

    Жюри оценивают конкурс, подводят предварительные итоги и выдают жетоны.

Конкурс №8 «Музыкальный»

Команды называют песни, в названиях или текстах упоминается цветы. Выигрывает та команда, назвавшая наибольшее количество песен.

    Жюри оценивают конкурс, подводят предварительные итоги и выдают жетоны.

Конкурс №9 «Рисунок»

Два или три участника команды по очереди на доске с закрытыми глазами рисуют предложенный им рисунок.

Варианты заданий:

    Корова, пасущаяся на лугу

    Заяц в лесу

    Жюри оценивают конкурс, подводят предварительные итоги и выдают жетоны.



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.

  1. Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах;
  2. Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления;
  3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе;

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Перед началом игры класса делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название, cвязанное с цветами.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами проводим викторину, в ходе которой совершим путешествие в мир цветов. Состязаясь, мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, вы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе.

Наша викторина состоит из нескольких заданий:

За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

3. Основная часть.

Учитель. Первый конкурс “Вопросы о цветах”.

  1. Как называется цветок с девичьими очами? (Анютины глазка)
  2. Это королева цветов. Она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза)
  3. Это растение – куст с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно-сиреневого цвета. (Сирень)
  4. Как называется растение, в названии которого есть кусок железа? (Гвоздика)
  5. Как называется цветок с отличной памятью? (Незабудка)
  6. Как называется цветок, который носит имя самовлюбленного принца? (Нарцисс)
  7. Какой цветок пытаются найти в ночь на Ивана-Купала? (Папоротник)
    Какой цветок облюбовала царевна-лягушка? (Кувшинка)

Учитель. Следующий конкурс “Загадки о цветах”.

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он морозов не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку. (Мак)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

Балерина вышла:
Юбочка пышна.
Сборки да оборки,
Складки да подкладки.
А имя у артистки –
Небесной прописки. (Астра)

На шесте флаги.
Под шестом – шпаги. (Гладиолус)

Учитель. А сейчас конкурс “Цветы из сказки”.

  1. В какой сказке девочка с голубыми волосами, умываясь утром, пудрила щечки и носик цветочной пыльцой, а после пыталась научить грамоте непослушного деревянного мальчишку, заставляя писать его волшебный диктант: “А роза упала на лапу Азору”? (А. Толстой “Приключения Буратино”)
  2. В какой сказке маленькая девочка спасла незадачливых садовников от гнева их хозяйки – очень злой Карточной королевы? Эта особа приказала отрубить им головы за то, что они посадили в саду не красные розы, а белые, и, чтобы исправить свою ошибку, садовники решили покрасить цветы красной краской. За этим занятием их и застала королева со своей свитой. (Л. Кэрролл “Алиса в стране чудес”)
  3. В какой сказке лепестки удивительного цветка помогли девочке получить горы игрушек, много-много сладостей, побывать на Северном полюсе…, и, наконец, понять, что счастливым человек можно стать лишь тогда, когда помогаешь другим, заботишься о ком-то? (В.Катаев “Цветик-семицветик”)
  4. В какой волшебной сказке фея за доброту и приветливость сделала милой девушке такой подарок: “…с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем”? (Ш.Перро “Подарки феи”)
  5. Как называется сказка, в которой очень самоуверенная королева зимой, под Новый год придумала “новый закон природы”? (С.Маршак “Двенадцать месяцев”)
  6. В какой сказке младшая дочка поклонилась в ноги отцу и попросила привезти “цветочек, которого бы краше не было на белом свете”? (С.Аксаков “Аленький цветочек”)

Учитель. Последний конкурс нашей викторины “Цветочные ребусы”.