Что сделать чтобы болт не раскручивался. Что сложнее: закрутить или открутить болт и почему? Как открутить сломанный болт или винт

10.07.2019

Борис ДАХНОВСКИЙ


Рычажный динамометрический ключ. Простой, дешевый, надежный и довольно точный.

Ну вот, ремонт входит в завершающую стадию - пора приступать к сборке. Как обычно закручивают гайки и болты? «От души»! Один подтянет, а затем еще и ногой во что-нибудь упрется - чтобы «намертво». Другой на ключ наденет трубу, а в нее еще и вставит ломик...

На самом же деле весь крепеж рассчитан на то, чтобы его затягивали со строго определенным усилием - в технике оно называется моментом. Не меньшим, чем надо (а то и вправду открутится), но и не большим (сорвешь резьбу)... Но где она - эта золотая середина? Вам подскажет динамометрический ключ - он-то измерит и покажет вам величину момента-усилия. А те ключи, что самые современные, еще и вслух «подскажут», когда будет достаточно.


Самые старые динамометрические ключи снабжены круглой шкалой и механизмом, аналогичным часовому. В них при закручивании болта или гайки скручивается толстый стальной стержень, причем совсем незначительно. Шестеренчатый редуктор многократно увеличивает это крошечное перемещение, и стрелка шкалы поворачивается на величину, достаточную, чтобы механик мог оценить силу, приложенную к крепежу. Особенной точностью этот прибор не отличается, тем более не новый: по мере износа механизма зазоры в шестеренках и их осях вызывают люфт стрелки, а иногда и заедание.

Позже придумали инструмент попроще. К основе ключа-квадрату (для шестигранной головки) приделан стержень строго определенной жесткости и длины. А на другом конце - ручка со шкалой.


К квадрату приделана и стрелка. Когда механик закручивает гайку, стержень изгибается, а стрелка, всегда неподвижная относительно квадрата, показывает усилие на сместившейся вместе с концом стержня шкале. Это очень простой и дешевый инструмент. А если изготовитель точно выдержал технологию изготовления, - то и самый надежный. От старости стержень может деформироваться - стрелка в свободном состоянии не будет показывать на нуль. Чтобы вернуть прибору точность, подогните стрелку - она изготовлена из мягкой стали.

Самые современные, сложные динамометрические ключи скорее предназначены для использования в специализированных мастерских или для заводского конвейера. В них есть шкала, отдаленно напоминающая шкалу микрометра, и, ориентируясь по ней, можно очень точно выставить необходимое усилие. Когда оно будет достигнуто, раздастся громкий щелчок, а рука почувствует отдачу. Значит, с этой гайкой закончил - пора переходить к следующей. Очень удобен такой инструмент, если, например, нужно стянуть половинки картера - закрутить 20-25 болтов с одним и тем же усилием. При менее монотонной работе перестраивать прибор под «свое» усилие для каждой гайки утомительно - здесь удобнее воспользоваться более простым инструментом.


Микрометрическая шкала

С какой силой закручивать крепеж - об этом можно узнать из инструкции по ремонту. Не полагайтесь на свой опыт и не пытайтесь воспользоваться «чужой» документацией. Даже на сходных по конструкции мотоциклах крепеж для одинаковых узлов следует затягивать с разным усилием (см. табл. 2). Оно может отличаться в несколько раз! Если вдруг не обнаружите рекомендации, значит, гайка или болт стандартные, и затягивать их нужно со стандартизированным усилием (см. табл. 1).

Для сложных деталей, стянутых множеством болтов, в инструкциях приводят схему, на которой указана последовательность затяжки. Если ее не соблюдать, можно покоробить весь узел, образуется течь или заклинит какой-нибудь вал. Болтов несколько, и последовательность их закрепления не указана? Значит, их нужно затягивать крест-накрест. Причем постепенно, в несколько приемов, до тех пор, пока динамометрический ключ не покажет нужный момент.

Общие спецификации моментов для стандартного крепежа

Размер «под ключ», мм

Диаметр резьбы, мм

Момент затяжки

фунт*дюйм


Современный динамометрический ключ

Читая таблицу моментов затяжки, обращайте внимание на примечания. В них могут быть оговорены особые условия сборки. Например, что резьбу перед закручиванием следует смазать маслом или резьбовым герметиком... Если дополнительных требований нет, то подразумевается, что детали крепежа должны быть чистыми и сухими. И желательно ни сильно охлажденными, ни горячими - комнатной температуры.

Моменты затяжки болтов и гаек, крепящих головки блока цилиндров различных мотоциклов

Модель мотоцикла

Момент затяжки, кгм

Honda CBR250 (болты)

Honda CBR600F 89-90 гг.

Yamaha DragStar 1100

Yamaha Fazer FZS600 98 г.

Yamaha TDM 850 99 гг.

Kawasaki ZZ-R1100 93-01 гг.

Kawasaki Ninja ZX-6R

Suzuki GSX-R1100 86-88 гг.

Источник материала: журнал "МОТО"

Наверное, нет такого человека в мире, который бы хоть раз в своей жизни не закручивал или откручивал болты. Эти крепежные изделия в изобилии присутствуют везде, известны они с незапамятных времени и применяются далеко не только в автомобилестроении. Однако, как оказывается, белые пятна в эксплуатации такой, казалось бы, известной детали, все же присутствуют. Одна из них следующая загадка: «Действительно ли требуется меньше усилий при откручивании болта, чем при его затяжке?*» Ответ на данный вопрос вы узнаете ниже.

*Естественно речь идет не о прикипевших или приржавевших крепежных элементах.

Эксперимент, приведенный в видео не претендует на научную точность, но показался нам вполне правдоподобным, хотя его результаты не очень логичны. Прочитав материалы на ресурсах, посвященных тематике разнообразных метизов и других резьбовых соединений, правило приложения усилий звучит следующим образом: «при откручивании требуется момент в 1,3-1,5 раза больший, чем при затяжке». Все дело в том, что при вхождении одной резьбы в другую образуется нагрузка, за счет которой происходит взаимное проникновение материалов в этой зоне. Поэтому, с технической, если хотите, научной точки зрения, при откручивании потребуется приложить больше усилий. Подробнее:

Но перейдем к беглому разбору видео.

Из описания к видеоролику:

Как выяснил Чарли Чаплин во время своей короткой карьеры сборщика, изображенной в фильме 1936 года "Новые времена", затягивание болтов вручную на протяжении целого дня может стать настоящей головной болью. К счастью для Чарли, и для любого из нас, кто хоть раз брался за гаечный ключ, для того чтобы открутить очередной болт или гайку - откручивание означает меньшие затраты физической энергии, просто требуется меньше крутящего момента, изначально вложенного в затягивание болта.

Почему так происходит? Магия? Ведь какие рассуждения приходят на ум при этом? Вот взял я болт или гайку и затянул их с моментом 100 Нм. Если я тут же откручу соединенный элемент, мне потребуется ровно столько же усилий - пиковый крутящий момент окажется равен 100 Ньютон-метрам. Единственная разница будет в приложенном направлении усилия.

Как объяснено в следующем видеоролике, это не тот случай. На YouTube канале «AvE» подробно объясняется и наглядно показано, почему эта кажущаяся аксиома ни разу не работает.

Тезисно


Теорема основывается на следующем умозаключении: ослаблять резьбовое соединение будет всегда проще, поскольку сама резьба действуют по своей сути как наклонная плоскость.

Затягивание крепежа сравнивается с движением в гору, а откручивание соответствует спуску с горы. В тесте, проведенном техническим блогером, потребовалось на 4 процента меньше крутящего момента, для ослабления болта, чем было потрачено на его затяжку.

Экспериментатор особо подчеркивает, что тест проводился в короткий промежуток времени и резьба физически не могла дать «усадку», заржаветь и так далее, то есть прийти в свое рабочее состояние в течение длительной эксплуатации. Это очень важный момент.

Всех подробностей на основе данного видео я вряд ли смогу рассказать, переводить с технического английского на русский не самая простая задача, но в общих чертах в видео происходит следующее:


Для замера крутящего момента был создан некий датчик, при помощи которого измеряемое в килопаскалях усилие крутящего момента переводится в электрический разряд, измеряемый в милливольтах.

Показатели сенсора при затягивании/откручивании болта при помощи гидравлического гайковерта передаются на осциллограф, который отражает повышение или понижение крутящего момента на бегущем графике.

Эксперимент после 5 минут болтовни начинается с 6 минуты видео.

Технари поймут, что происходит на видео, остальным придется поверить на слово.

Данные получились следующими: переведенное в милливольты усилие затяжки составило 800, но при откручивании максимальный момент троганья оказался ниже - 776 милливольт. То есть на 4% меньше.

В эксперименте участвовала новая, чистая резьба без смазки.

Затяжка болтов на колесах автомобиля - простой процесс, на первый взгляд. На самом же деле он предполагает наличие у выполняющего работы специалиста определенных знаний. Дело в том, что если недостаточно закрутить болты, велик риск того, что они просто разболтаются со временем, а это может привести к возникновению аварийной ситуации на дороге. Если же приложить излишние усилия при затяжке колесных болтов, можно сорвать резьбу, что чревато серьезными проблемами. В рамках данной статьи рассмотрим, как правильно затягивать колесные болты.

Оглавление:

Что нужно, чтобы правильно затянуть колесные болты

В инструкции по эксплуатации автомобиля производители указывают базовые правила, как правильно затягивать болты на колесах. Важно с ними ознакомиться, поскольку момент затяжки колесных дисков может отличаться, в зависимости от модели автомобиля. Самостоятельно выбирать данный момент не рекомендуется, как и ориентировать на советы из интернета.

Обратите внимание: Момент затяжки колесных болтов может отличаться даже на автомобилях одной модели, но с разными двигателями.

Чтобы затянуть колесные болты с требуемым моментом, потребуется обзавестись динамометрическим ключом. Это инструмент, который позволяет выставить необходимый момент затяжки болтов. Выставив на нем необходимое усилие, можно не беспокоиться, что затянуто колесо будет сильнее. Когда нужный момент затяжки будет достигнут, ключ начнет проворачиваться.

Также в качестве инструмента для затяжки колесных болтов можно использовать пневмогайковерт. Это специальный инструмент, который часто можно встретить на станциях технического обслуживания. Он также имеет функцию регулировки момента затяжки болтов.

Выполнять затяжку болтов “на глаз” крайне опасно. Если недостаточно затянуть передние колеса, во время движения будет ощущаться серьезное “подрагивание” рулевого колеса, вплоть до биения. Если же слабо затянуть колеса на задней оси, это может привести также к биениям, повышенном износу шин, износу рулевых тяг, разрушению подшипников, деформации диска и массе прочих проблем.

В каком порядке правильно затягивать колесные болты

В зависимости от автомобиля, количество болтов на колесе может отличаться. Чаще всего используется 4, 5 или 6 болтов для крепления колеса. Чтобы колеса надежно были зафиксированы с необходимым моментом, нужно придерживаться следующих схем затяжки болтов, в зависимости от их количества:

  • 4 болта: 1-3-4-2.
  • 5 болтов: 1-4-2-5-3.
  • 6 болтов: 1-4-5-2-3-6.

Сам процесс затяжки колесных болтов выполняется следующим образом:


Убедившись, что колеса надежно зафиксированы, можно начинать движение на автомобиле.

Этот совет по откручиванию какого-либо болта пригодится тем, у кого нет поблизости инструментов, для того, чтобы сделать это согласно общепринятым канонам. Ведь были бы инструменты, не было бы темы.
Нет, мы не предлагаем вам откручивать болт с помощью рук или тем более зубов, именно поэтому, для того, чтобы открутить болт, вам все же понадобится кое-что.

Это самое кое-что будет еще один болт с гайкой. Накручиваем гайку на болт, при этом подстраиваем расстояние между шляпкой болта и гайкой в размер граней на шляпке откручиваемого болта. Можно сказать, что болт с гайкой используется как небольшой разводной ключ.

В итоге, таким способом можно открутить болт, который «голыми» руками не возьмешь.

Конечно, такой способ откручивания крепежа не подойдет, если болт закручен хорошо, но как некая альтернатива, его все же иногда можно и применить на практике.
Ну и сама собой разумеющаяся информация для тех, кто совсем не хотел откручивать болт, а наоборот, хотел его закрутить. Применив тот же принцип и тот же инсрумент, вы всегда можете подтянуть затяжку плохо закрученного болта.