Живой свидетель эпохи холодной войны – атомная подводная лодка «Акула. Самая большая подлодка в мире изнутри (19 фото)

18.10.2019

Подводный флот с момента своего рождения играет огромную роль в боеспособности государств, выполняя и наступательные, и оборонительные задачи в зависимости от военной операции, в которой он участвует.

Самой большой подводной лодкой в мире признан проект 941 «Акула» , работа над которым началась в 1972 году в Советском Союзе. С 1981 года подводные лодки данного проекта заступили на службу в советском флоте, неся её до сегодняшних дней. Всего построено только 6 экземпляров этого подводного корабля, длина которого составляет 172,8 метра, при ширине корпуса 23,3 метра и подводном водоизмещении 48 тысяч тонн. Обслуживает подлодку 160 членов экипажа, которые могут находиться в автономном плавании до 180 суток.

Для подводного гиганта проекта «Акула» не страшен даже 2,5-метровый слой льда, который она может с легкостью пробивать при всплытии, тем самым обеспечив возможность несения боевой службы на северном полюсе. На борту подлодки имеется 20 баллистических ракет.

2 место

Прямым конкурентом «Акулы» в споре самых больших подводных лодок является проект «Огайо» американских конструкторов. Длина корпуса 170,7 метра, ширина 12,8 метра, подводное водоизмещение составляет 18750 тонн. Начало службы этой субмарины относится к 1981 году. При максимальной глубине погружения 550 метров проект «Огайо» обошел «Акулу» на 50 метров. Экипаж подводного судна составляет 155 человек, вооружение — 24 баллистических ракеты. Всего за время существования проекта выпущено 18 экземпляров, 12 из которых на сегодняшний день в строю.

Проект 955 «Борей» занимает третье место в данном рейтинге, детище российских инженеров имеет длину 170 метров и ширину корпуса 13,5 метра. Подводное водоизмещение подлодки достигает 24 тысяч тонн, а её экипаж составляет 107 человек.

В автономном плавании «Борей» может находиться до 90 суток. На вооружении подводной лодки состоит 16 баллистических ракет. Всего произведено 3 подлодки данного проекта, но планируется закладка еще 8 подводных кораблей. Реализация данного инженерного решения началась в 2013 году, и в настоящее время оно является наиболее перспективным проектом в мировом подводном кораблестроении.

Проект 667 БДРМ «Дельфин» — еще одно триумфальное воплощение мысли российских инженеров-подводников. Длина подлодки составляет 167,4 метра, ширина корпуса 11,7 метра при подводном водоизмещении в 18,2 тысячи тонн. Экипаж подводного судна составляет от 135 до 140 человек, обслуживающих комплекс вооружения, в который входят 16 баллистических ракет. Предельная глубина погружения «Дельфина» достигает 650 метров. Работа над проектом началась в 1984 году, с того момента было построено 7 лодок. Время автономного плавания достигает 90 суток.

Британские подводные лодки «Вэнгард », созданные в количестве четырех экземпляров, имеют длину корпуса 149,9 метра, ширину 12,8 метра и массу подводного водоизмещения 15,9 тысячи тонн. Автономность плавания составляет 70 суток. Экипаж корабля – 134 человека. Подлодка несет 16 баллистических ракет. Разработка проекта началась в 1986 году, первое судно поступило на вооружение в 1993 году.

6 место

Проект «Триумфан» , созданный французскими инженерами, также как и «Вэнгард», воплощен в четырех экземплярах. Длина подлодок составляет 138 метров при ширине корпуса 12,5 метра и подводном водоизмещении 14335 тонн. Экипаж подводного корабля состоит из 121 человека. Вооружение «Триумфана» предусматривает 16 баллистических ракет. Разработки проекта начались в 1989 году. Предельная глубина погружения 400 метров с положительным потенциалом до 70-100 метров.

Флота подлодок, первые два места заняли российские (советские) субмарины, передает .

Топ-5 самых больших подлодок в истории по версии издания выглядит следующим образом:


1. Проект «Акула». Водоизмещение 48 тыс. тонн.

«Самый большой подводный крейсер мира. Спроектирован ЦКБ "Рубин". Строительство серии 941 было начато в 1976 г. Всего с 1981 по 1989 гг. на "Севмаше" было построено шесть лодок этого проекта. Сейчас в боевом составе ВМФ РФ только тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской"», – говорится в статье.

2. Проект "Борей". Водоизмещение 24 тыс. тонн.

«Стратегические атомные ракетоносцы класса "Борей" спроектированы в ЦКБ морской техники "Рубин" в 1980-х гг. В составе флота РФ три подводных крейсера, еще четыре находятся в стадии строительства. Всего до 2021 г. запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них – модернизированного проекта 955А».

3. Проект Ohio. США. Водоизмещение 18 750 тонн.

«Проект Ohio – серия из 18 американских стратегических атомных подлодок третьего поколения, вошедших в строй с 1981 по 1997 г. Лодки отличались от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью. Составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США».

4. Проект "Мурена"/Delta II. Водоизмещение 18 200 тонн.

«Класс субмарин типа "Мурена" (Delta по классификации НАТО) был создан во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам». Всего имеется 4 подкласса: Проект 667Б (Delta I, принят на вооружение в 1972 г), 667БД (Delta II), 667БДР "Кальмар" (Delta III).

5. Проект Vanguard. Великобритания. Водоизмещение 15 900 тонн.

«Весь ядерный арсенал Соединенного Королевства размещен на четырех субмаринах класса Vanguard. Они находятся на базе Клайд в Шотландии. Построены лодки в 1990-х гг., и пришли на смену устаревшим кораблям типа Resolution, фактически являясь их дальнейшим развитием».

Самая большая советская субмарина Акула, созданная как симметричный ответ США после создания ими подлодки «Огайо».

Самой большой атомной подводной лодкой (АПЛ) является «Акула».

Целью разработчиков было создание корабля еще более мощного и значительного по размеру, нежели американский аналог.

Настоящее название подлодки – «Проект 941», на Западе ее зовут «Тайфун», а имя «Акула» объясняется тем, что на боку субмарины помещен рисунок акулы (правда, видеть его можно было только пока корабль не был спущен на воду).

Именно так назвал новую боевую единицу Л.И. Брежнев, а позже изображение акулы появилось и на форме моряков, которые несли службу на субмарине.

«Акула» — АПЛ и в самом деле внушительных размеров. Ее длина соответствует примерно протяженности двух настоящих футбольных полей, а высота – девятиэтажному дому. Водоизмещение субмарины – 48 тысяч тонн в спущенном под воду состоянии.

Как и когда появилась самая большая подводная лодка в мире

Создание этого мощного боевого корабля связано в периодом «холодной войны» и гонки вооружений. Подлодка «Акула» должна была показать превосходство советского военного флота над западным. В 1972 году ученые получили задание создать субмарину более мощную, большую, опасную, нежели «Огайо» (США).

Работа над подлодкой «Огайо» началась в Соединенных Штатах в начале 70-х; субмарину планировалось вооружить 24 твердотопливными ракетами «Трайдент» с дальностью более 7 тысяч км, т.е. межконтинентальными. Она значительно превосходила все, что имелось на вооружении СССР, ведь огромная (водоизмещением 18,7 тысяч тонн) субмарина могла осуществлять пуск ракет на глубине до 30 м и была довольно скоростная – до 20 узлов.

Советское правительство поставило перед конструкторами задачу создания советского ракетоносца, еще более мощного, нежели американский. Поручена эта работа была конструкторскому бюро «Рубин», которое в то время возглавлял И.Д.Спасский, и конструктору С.Н. Ковалеву – ведущему специалисту в этой области; по проектам Ковалева были созданы 92 подводные лодки.

Вас заинтересует

Строительство было начато на предприятии «Севмаш» в 1976 году; первый крейсер спущен на воду в 1980, а испытания он прошел даже раньше, нежели «Огайо», работа над которым началась раньше.

За всю историю существования проекта было создано 6 подводных лодок «Акула», а седьмую, уже начав, достраивать не стали в связи с начавшимся разоружением. Три подлодки из уже имеющихся утилизированы при финансовой помощи США и Канады, две не успели утилизировать и теперь решается вопрос, что с ними делать дальше, а одна – «Дмитрий Донской» — была модифицирована и сейчас находится на вооружении.

Переоборудование «Акул» — слишком дорогое удовольствие, оно стоит столько же, во сколько обойдется строительство двух новых современных субмарин.

Конструктивные особенности подлодки «Акула»

В связи с необходимостью вооружить самую большую подводную лодку в мире твердотопливными ракетами перед конструкторами встали трудно разрешимые задачи. Ракеты были слишком большими и тяжелыми, их трудно было разместить на крейсере обычного вида, ведь даже для погрузки массивного оружия требовался инновационный кран, а подвозили из по специально проложенным рельсам.

Да и возможности судостроительного завода были ограничены созданием кораблей, не превышающих нормы по осадке судна.

Конструкторы приняли нестандартное конструктивное решение: крейсеру придали вид, если можно так выразиться, катамарана для плавания под водой. Он состоит не из двух корпусов (внешнего и внутреннего), как обычно, а пять: два основных и три дополнительных.

В результате – великолепная плавучесть (40%).


Едва ли не половина балласта, когда крейсер находится под водой, приходится на долю воды. Уж как ни ругали за это конструкторов АПЛ! И «победа техники над здравым смыслом», и «водовоз» (прозвище подлодки «Акула»), однако именно эта особенность позволяет крейсеру всплывать, проламывая 2,5-метровый слой льда, так что он может нести службу чуть ли не на Северном полюсе.

Внутри общего корпуса находится еще пять, два параллельные; необычно расположены ракетные шахты: они находятся перед рубкой; механический, торпедный отсеки и модуль управления изолированы и находятся в промежутке, образованном основными корпусами, что делает конструкцию более безопасной.

Этому служат и пара десятков водонепроницаемых отсеков и две спасательные камеры, на которых может поместиться весь экипаж.

Внешний стальной корпус покрыт специальной резиной в целях звукоизоляции и противолокации, чтобы субмарину было трудно обнаружить.

На огромной субмарине созданы довольно комфортные условия проживания экипажа: кубрики для небольших групп матросов, удобные каюты для офицеров, телевизоры, спортивный зал, даже бассейн, солярий и сауна, две кают-компании и «живой уголок».

Вооружение субмарины

«Акула» имеет на вооружении два десятка Р-39 «Вариант» (это ракеты баллистические, каждая из них весом по 90 т). Имеются также торпедные аппараты (6 штук) и ПЗРК «Игла-1». Интересно, что даже с глубины до 55 метров эти ракеты подлодка может выпустить почти залпом.

На огромной субмарине созданы довольно комфортные условия проживания экипажа: матросы проживают в небольших, на несколько человек, кубриках, офицеры же занимают двухместные каюты.

Кроме спортивного зала и двух кают-компаний, на борту имеются сауна и небольшой бассейн, есть даже солярий и «живой уголок».

Креслом командира в рубке может воспользоваться исключительно капитан; даже министр обороны П.Грачев, посетивший в 1993 году подлодку и нарушивший традицию, был единодушно осужден всеми присутствующими.

Подводные лодки стоят на вооружении многих стран мира. Есть среди них небольшие суда, экипаж которых состоит из 1-2 моряков и самые большие подводные лодки в мире . О последних мы и расскажем в статье.

Самыми большими субмаринами являются подводные крейсеры, подводное водоизмещение которых может достигать 48 тысяч тонн и длины в 172 метра.

Длина 128 метров

На 10 месте среди самых больших подводных лодок в мире находятся советские субмарины проекта 667А «», оснащенные баллистическими ракетами. Длина подлодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метра. Оснащение – 16 пусковых установок с ракетами Р-27. Дальность действия – 2400 километров. Общий боевой комплект субмарины – 22 торпеды, из них две – ядерные.

Разработка подлодок серии «Навага» началась в 1958 году.

Длина 138 метров

Французские подводные лодки типа «» входят в число самых больших субмарин в мире. Строительство первой подлодки началось в 1986 году. Распад СССР внес коррективы в количество построенных субмарин – вместо 6 было создано 4 подводных лодки.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 14 335 тонн, длина корпуса – 138 метров, ширина – 12, 5 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса М45. Девятое место в нашем рейтинге.

Длина 140 метров

Поражают своими размерами и китайские подлодки проекта 094 «». Они занимают 8 место в рейтинге самых больших подводных лодок в мире. Они пришли на смену лодкам класса 092 «Ся». Строительство новых подлодок началось в 1999 году. Поскольку Китай предпочитает держать втайне все свои военные разработки, о субмаринах нового поколения известно мало. Длина подлодки – 140 метров, ширина – около 13 метров, подводное водоизмещение – 11500 тонн. Вооружение – 12 баллистических ракет с дальностью действия до 12 тысяч километров.

В 2004 году на воду была спущена первая субмарина серии «Цзинь». По информации китайской стороны, сейчас на вооружении Китая находятся 6 подводных лодок этого типа. К боевому патрулированию они должны были приступить в 2014 году.

Длина 150 метров

В число самых больших субмарин в мире входят британские подлодки типа «». В 1990 годах они пришли на смену лодкам типа Resolution. Появление новых субмарин у США и СССР заставили Англию приступить к созданию нового типа подлодки, с такими же высокими боевыми характеристиками. Первоначально было решено построить не менее 7 подлодок, но с распадом Советского Союза необходимость в таком количестве ракетоносцев отпала. Всего на вооружение поступило 4 подлодки типа «Вэнгард». Строительство первой из них началось в 1986 году.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 15 900 тонн, длина корпуса – 150 метров, ширина – 12,8 метра. Вооружена 16 баллистическими ракетами системы «Trident-2 D5».

Длина 155 метров

Размеры подлодки: подводное водоизмещение 13 050 тонн, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29Р с дальностью действия более 6 000 км.

На сегодня большая часть подлодок «Кальмар» утилизирована, остальные входят в состав Тихоокеанского флота России.

Длина 155 метров

Подлодки проекта «» входят в число самых больших субмарин. Это модернизация лодок проекта «Мурена». Главное отличие – размещение 16 ракет, а не 12. Для этого корпус лодки был увеличен на 16 метров.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение 15 750 тонны, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 ракет Р-29Д с дальностью действия более 9 000 км. Пятое место в рейтинге.

Длина 167 метров

Подлодка проекта «», занимающая 4 место в нашем рейтинге, продолжила развитие проекта «Кальмар». Строительство первой субмарины началось в 1981 году. Было построено 7 подлодок. Сейчас все они входят в состав подводного флота России. По своим размерам субмарина того типа входит в число самых больших подводных лодок в мире. Ее подводное водоизмещение составляет 18 200 тонн, длина 167 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса Р-29РМ.

Длина 170 метров

Американские субмарины типа «» входят в число самых больших подводных лодок в мире. Они относятся к подлодкам третьего поколения и оснащены 24 баллистическим ракетами «Трайдент». Их особенность – разделяющиеся головные части и индивидуальная система наведения на цель. Сегодня субмарины типа «Огайо» составляют ядро американских ядерных сил. Они несут боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океанах.

Размеры подлодки: подводное водоизмещение – 18 750 тонны, длина корпуса – 170, 7 метра, ширина – 12, 8 метра. Максимальная глубина погружения – 55о метров. Первая субмарина этого типа вступила в строй в 1981 году.

Интересный факт: в 2009 году во время боевого дежурства экипаж субмарины USS Rhode Island спас четырех мужчин и мальчика, которые потерпели крушение и четверо суток находились в море без надежды на спасение.

Длина 170 метров

Российские подводные лодки проекта 955 «» занимают 2 место в рейтинге самых больших субмарин в мире. Построены и вошли в строй 3 подводных крейсера, три находятся в стадии строительства и последний был заложен в декабре 2015 года. Всего к 2018 году планируется построить 8 подлодок «Борей». Разрабатывалась подлодка для того, чтобы заменить субмарины проектов «Дельфин» и «Акула».

Размеры подлодки: подводное водоизмещение 24 000 тонны, длина корпуса 170 метров, ширина – 13, 5 метра. Вооружение – 16 ракет «Булава».

Длина 173 метра

Первое место в рейтинге самых больших субмарин в мире занимает российская подлодка проекта 941 «». Это самый большой подводный крейсер, построенный человеком. Представьте махину высотой с девятиэтажный дом и длиной в два футбольных поля – это и есть легендарная «Акула». С точки зрения боеспособности такие размеры вызывают сомнения, но нельзя не восхищаться мощью этой гигантской субмарины.

Строительство подлодки было начато в 1976 году. «Акула» стала ответом на проект американской подлодки типа «Огайо». Вступил первый подводный ракетоносец в строй в 1980 году.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение 48 тысяч тонн, длина корпуса 172, 8 метра, ширина – 23, 3 метра. Вооружен подводный крейсер 20 трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Вариант».

На подлодке созданы улучшенные условия для экипажа. Здесь есть небольшой бассейн, солярий, сауна, спортзал и даже живой уголок.

Размеры позволяют подлодке взламывать лед толщиной более двух метров. А это значит, что она может нести боевое патрулирование в арктических широтах.

Всего на вооружении России находится 6 подлодок класса «Акула».

В современном мире большое значение в обеспечении безопасности государств играет подводный флот. Особенно, если это подводные лодки, несущие на себе стратегическое атомное вооружение. Именно они сдерживают крупные державы от открытого военного противостояния, которое может стать последним в истории человечества. А чем больше и мощнее подводный корабль, тем больше оружия он может нести и совершать более продолжительные автономные плавания у берегов потенциального противника.

Проект 941 «Акула»

На сегодняшний день самая большая подводная лодка в мире - это творение советских корабелов, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Размеры его колоссальны, подводное водоизмещение равно 48 тыс. тонн. Длина гиганта - 172 м, а ширина 23,3м, в высоту боевой корабль сравним с 9 этажным домом. В движение подлодка приводится двумя водо-водяными атомными реакторами с двумя паротурбинными установками, расположенными по отдельности в прочных корпусах. Суммарная мощность энергетической установки - 100 тыс. л.с.

Мощная машина под водой может развивать скорость до 25 узлов, в надводном положении - 12 узлов. Погружаться она может почти на полкилометра, а обычная рабочая глубина - 380 м. Подводная лодка управляется экипажем из 160 человек и может находиться в автономном плавании целых четыре месяца. Причем для спасения всего экипажа большая подводная машина оснащена всплывающей спасательной капсулой. Вооружение «Акулы» состоит из:

  • ракетного комплекса из 20 баллистических ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок по 100 килотонн с индивидуальным наведением (конструктивно была возможность нести 24 ракеты). Стартовая масса ракет Р-39 - 90 тонн, а боевая дальность - 8,3 тыс.км. Весь боекомплект ракет может быть выпущен одним залпом как с надводного, так и с подводного положения в любых погодных условиях.
  • 6 торпедных аппаратов для пуска ракето-торпед и торпед калибра 533 мм и установки заграждений из мин;
  • 8 комплектов ПЗРК «Игла-1» для противовоздушной обороны;
  • радиоэлектронного вооружения.

Свое рождение большие «Акулы» получили на заводе «Севмаш», для этого был сооружен самый большой на планете крытый эллинг. Благодаря прочной рубке и серьезному запасу плавучести подлодка может проламывать толстый лед (до 2,5 м), что позволяет ей осуществлять боевое дежурство даже на северном полюсе.

Довольно много пространства лодки выделено для обеспечения комфорта экипажа:

  • просторные двух- и четырехместные каюты для офицеров;
  • маломестные кубрики для старшин и матросов;
  • система кондиционирования воздуха;
  • телевизоры и умывальники в каютах;
  • спортзал, сауна, солярий, бассейн;
  • живой уголок и салон для отдыха и т.п.

Подводные лодки типа «Огайо»

В свое время после лодок проекта «Акула» это были вторые по счету самые крупные подводные корабли в мире. Их подводное водоизмещение - 18, 75 тыс. тонн, надводное - 16,75 тонн. Длина махины - 170 м, а ширина ее корпуса - почти 13 м. Всего было выпущено 18 машин этого типа, каждая из которых получила вооружение в виде 24 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющейся боевой частью. Экипаж судна - 155 человек. Скорость в подводном положении - до 25 узлов, в надводном - до 17 узлов.

Эти военные корабли имеют прочный корпус, разделенный на четыре отсека и отдельную выгородку:

  • носовой, в который входят помещения боевого, обеспечивающего и бытового назначения;
  • ракетный;
  • реакторный;
  • турбинный;
  • выгородка с электрощитами, дифферентовочными и осушительными насосами, установкой для регенерации воздуха.

Проект 955 «Борей»

По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля - 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным - 14,7 тыс.тонн. Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».

Экипаж подводного судна - 107 человек, причем большая его половина - офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца. Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом. Основное вооружение - 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.

Проект 667БДРМ «Дельфин»

Это еще один российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, который может похвастать большими размерами. В современном военно-морском флоте РФ это пока что самый массовый подводный крейсер стратегического назначения. Длина судна - 167 м. Подводное водоизмещение 18,2 тыс.тонн, надводное - 11,74 тыс.тонн. Экипаж корабля около 140 человек. Вооружение стратегических АПЛ состоит из:

  • межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе Р-29РМ и Р-29РМУ «Синева» с боевой дальностью более 8,3 тыс.км. Все ракеты могут выпускаться одним залпом. При движении под водой на глубине до 55 метров запуск ракет возможен даже на скорости в 6-7 узлов;
  • 4 носовых торпедных аппаратов;
  • до 8 ПЗРК «Игла».

В движение «Дельфины» приводятся двумя реакторными установками общей мощностью в 180 МВт.

Подлодки типа «Вэнгард»

Конечно, Великобритания не могла не поучаствовать в конкурсе самых больших подводных атомных ракетных крейсеров. Лодки серии «Вэнгард» имеют подводное водоизмещение 15,9 тыс. тонн, надводное - 15,1 тыс.тонн. Длина судна - почти 150 метров. Чтобы начать постройку лодок «Вэнгард» была расширена и модернизирована судоверфь корпорации Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. В результате реконструкции она получила эллинг шириной 58 м и длиной 260 м, высота эллинга позволяет возводить не только АПЛ, но и даже эсминцы. Также был построен вертикальный судоподъемник грузоподъемность 24,3 тыс. тонн. Основное вооружение подводного крейсера - 16 баллистических ракет Трайдент II.

Лодки типа «Триумфан»

На последнем месте среди самых крупных подводных лодок находятся судна, изготовленные французскими кораблестроителями. Лодки типа «Триумфан» имеют подводное водоизмещение 14,3 тыс. тонн, надводное - 12,6 тыс. тонн. Длина ракетного крейсера - 138 метров. Силовая установка подводной машины - водо-водяной реактор мощностью 150 МВт, он обеспечивает скорость подводном положении до 25 узлов, в надводном - до 12 узлов. На вооружении у лодок типа «Триумфан» 16 баллистических ракет, 10 торпед и 8 крылатых ракет для запуска которых используются торпедные аппараты.

Как видно, в список самых больших подводных кораблей попали боевые машины, сконструированные ведущими мировыми державами, обладающими одновременно как стратегическими ядерными вооружениями, так и мощными военно-морскими силами.