Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом.
Основоположником отечественного ландшафтоведение заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т.д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.
Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся географическая оболочка, более мелкими - материки и океаны. К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться овраги, поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.
Сочетания компонентов природы не случайны, а закономерны. Между ними
существует множество связей, взаимодействий. Например, в условиях умеренного
климата на рыхлых песчаных почвах растут сосновые леса, а если почвы глинистые,
то будет преобладать ель. Взаимодействие между компонентами объединяет их в
единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. В
результате образуются природные комплексы. Слово «комплекс» в переводе с
латинского означает «сплетение». Это сплетение компонентов природы суши показано
на схеме. Что же такое природный комплекс?
Природно-территориальный комплекс (сокращенно - природный комплекс, или ПК) -
это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных
компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Этот участок имеет более или
менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся и в
его внешнем облике.
Разнообразие ПК на суше зависит от состава горных пород, рельефа и климата,
оказывающих большое влияние на другие компоненты.
Между компонентами природы существует взаимообмен веществом. Например, растения
обмениваются с почвой и воздухом, и минеральными, и органическими веществами,
водой, кислородом и углекислым газом. Этот обмен обусловливает единство и
целостность ПК, поэтому достаточно повлиять на один компонент, чтобы изменился
весь комплекс.
Причиной формирования природно-территориальных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:
Зональные. Это внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем. (Неравномерный нагрев объясняется шарообразностью нашей Земли.) Он изменяется в зависимости от географической широты: при движении от экватора к полюсам нагрев земной поверхности уменьшается. Благодаря зональным факторам образовались зональные природно-территориальные комплексы: географические пояса и природные (географические) зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах, где границы их простираются параллельно широтам. В горах и в глубинах океана зональные природно-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной. Примером зональных природно-территориальных комплексов являются тундра, степи, тайга, зона смешанных лесов, альпийские луга в горах;
Незональные (или азональные). Это внутренние факторы, которые зависят от
процессов, протекающих в недрах Земли. Результатом их является геологическое
строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли
азональные природно-территориальные комплексы, которые называются
физико-географическими странами. Они выделяются по геологическому строению и
рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных
комплексов (природных районов) являются Восточно-Европейская равнина, Уральские
горы, Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.
Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных
комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой
основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и
проникая друг в друга, они образуют ландшафт - часть единой географической
оболочки.
Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во
времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В
последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать
комплексы, созданные человеком, - антропогенные (греч. anthropos - человек,
genes - рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:
- слабоизмененные - охотничьи угодья;
- измененные - пашни, мелкие поселения;
- сильноизмененные - городские поселения, крупные разработки полезных
ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов;
- улучшенные -- санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг
крупных городов.
Воздействие человека на ландшафты выступает сейчас как важный природообразующий фактор. Конечно, деятельность человека в наш век не может не изменять природу, но необходимо помнить, что преобразование ландшафтов должно происходить с учетом взаимосвязи всех компонентов природно-территориального комплекса. Только тогда можно избежать нарушения природного равновесия.
Итоговая практическая работа
Итоговая практическая работа
1. Тема: Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.
2. Образовательные задачи:
1. Углубление и расширение знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере влажных экваториальных лесов и саван Южной Америки.
2. Формирование умений комплексного использования различных карт атласа.
3. Сделать вывод не только о наличии взаимосвязи между компонентами внутри комплекса, но также и о их зависимости от географического положения той территории, на которой расположен комплекс.
Провести сравнение природных комплексов двух различных природных зон Южной Америки (влажных экваториальных лесов и саван) и сделать вывод о зависимости между компонентами внутри комплекса и географического положения на которой расположена данная природная зона. Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблицы.
4. Источники знаний, на основе которых выполняется работа:
Учащиеся анализируют карты атласа: физическая карта Южной Америки, климатическая, природные зоны, почвенная карта и текст учебника « География материков и океанов»- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв № 40 – 44.
5. Способы познавательной деятельности учащихся:
Предлагаю выполнить данную работу на основе анализа карт атласа и текста учебника в форме сравнения двух природных комплексов Южной Америки. Результаты работы и полученные выводы учащиеся оформляют в виде таблицы. Анализ таблицы даёт возможность показать учащимся различие между природными компонентами и природными условиями (рельеф, климат), оказывающим влияние на качественное содержание компонентов в зависимости от географического положения той территории, на которой формировался рассматриваемый комплекс.
6. Задание учащимся:
1. Ознакомить с приложением учебника « География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев на стр. 313 « Как правильно сравнивать»
2. Сравнить природные зоны Южной Америки: влажные экваториальные леса и саванны по следующему плану:
а. Географическое положение.
б. Природные условия: а) рельеф б) климат.
в. Природные компоненты: а) почва б) внутренние воды в) растительность животный мир.
г. Сделать вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и об их зависимости от географического положения.
7. Планируемый результат выполнения работы учащимися.
Природные условия и природные компоненты комплекса | Влажные экваториальные леса | Саванны |
1. Географическое положение | Расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса. | Занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий. |
2. Природные условия | ||
А) рельеф | Амазонская низменность | Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье. |
Б) климат | Экваториальный, жарко и влажно круглый год. | Субэкваториальный, четко выражены сухой и влажный (декабрь- май) периоды, частично в тропическом. |
3. Природные компоненты | ||
А) почва | Красно- желтые ферраллитные | Красные ферраллитные |
Б) внутренние воды | Река Амазонка и её притоки | Реки Ориноко, Парана, вдп. Анхель, вдп. Игуасу. |
В) растительность | Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы,гевея | Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебрачо. |
Г) животный мир | Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи | Олень, свиньи- пикари, броненосец, крокодилы, ягуар, пума, страус- нанду |
Вывод – Зона влажных экваториальных лесов занимает большую территорию в Южной Америке в следствие наличия обширных низменных равнин. Из–за влажного климата и богатым соединением железа почвы приобретают красноватый оттенок. Отсюда и название почвы – красные ферраллитные. Поступающие в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней, а также обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину. Рельеф равнинный и поскольку в этой природной зоне очень влажно, неудивительно, что здесь протекает самая полноводная река в мире – Амазонка. Характерные черты влажных экваториальных лесов Южной Америки (в сельвасе): они вечнозеленые, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветение и плодоношение круглогодичное. Местами лесные чащи непроходимы и солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому многие животные живут на деревьях или ночуют на деревьях.
Саванны в Южной Америки занимают меньшую площадь. Из–за двух сезонов сухого и влажного климата почвы также легко промываемые, но здесь растительный покров состоит из различных и бобовых растений. В сухой период из–за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад разлагается не полностью и поэтому накапливается перегной. В период обильных дождей природа оживает. Животные, как и растения приспосабливаются к сухому и влажному периоду. Реки также имеют сезонный характер режима, или полноводны и затапливают окружающие плоские пространства, или в сухой период сильно милеют. Реки стекают с плоскогорий (Гвианского, Бразильского) и поэтому здесь много порогов и водопадов – Игуасу, Анхель. Таким образом это очень разные, уникальные природные зоны расположенные в Южной Америке.
Изучение содержания параграфа предоставляет возможность:
Ø углубить понимание сущности понятия «компоненты природы» и взаимосвязей между ними;
Ø изучить структуру, основные свойства ПТК и ландшафта
Природный компонент – это составная материальная часть природы, представляющая одну из сфер географической оболочки Земли (литосферу, гидросферу, атмосферу и др.). Природные компоненты на поверхности Земли представлены горными породами, воздухом, поверхностными и подземными водами, почвами, растительным и животным миром . Климат (многолетний режим погоды) и рельеф не являются компонентами природы, так как они не являются материальными телами, а отражают свойства воздушных масс и земной поверхности.
Выделяют три группы природных компонентов: литогенные, гидроклиматогенные и биогенные (Рис.).
Все компоненты природы находятся в тесной взаимосвязи и изменение одного, приводит к изменению других.
Наиболее тесное взаимодействие компонентов характерно для приповерхностного (почвенного) и ближайшего надповерхностного слоя Земли, так как именно здесь происходит соприкосновение всех сфер географической оболочки Земли (литосферы, гидросферы, атмосферы и др.).Например, на климатические особенности территории оказывает влияние рельеф. Климат и рельеф воздействуют на формирование вод, почв, растительности и животного мира. В свою очередь растительный и животный мир объединены системой взаимодействия между собой и оказывают влияние на другие компоненты природы. Взаимосвязи между компонентами природы необходимо учитывать при организации хозяйственной деятельности. Например, осушение приводит к понижению грунтовых вод территории, а это оказывает влияние на, почвы, растительность и животный мир и т.д.
Природные компоненты, тесно взаимодействуя между собой на определенной территории, образуют комплексы, которые называются природно-территориальными комплексами. Под природно-территориальным комплексом (ПТК) понимается относительно однородный участок земной поверхности, который отличается своеобразным сочетанием природных компонентов. По величине территории выделяют ПТК трех уровней: планетарный, региональный и локальный
Наиболее крупный – планетарный или глобальный уровень ПТК представлен на планете географической оболочкой.
ПТК регионального уровня: материки, природные зоны, физико-географические страны, являются структурными частями географической оболочки. ПТК локального уровня представлены ландшафтами (фации, урочища).
Границы ПТК, как правило, ярко не выявлены и переход от одного комплекса к другому идет постепенно. На картах границы природных комплексов наносятся линиями, которые являются условным знаком. Для каждого природного комплекса характерна своя структура. Структура ПТК – это сочетание компонентов природы образующих ПТК.
Свойства ПТК. Главным свойством ПТК разного ранга следует считать его целостность. Целостность означает тесную взаимосвязь компонентов ПТК.
Еще одно важное свойство природного комплекса – устойчивость , которая заключается в возможности ПТК возвращаться в исходное состояние при воздействии на него внешних сил (вырубка лесов, мелиорация и т.д.).
Устойчивость природных комплексов имеет огромное значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Кризисные явления в природе возникают, когда нарушается устойчивость и способность ПТК к самовосстановлению. Устойчивость обеспечивается разнообразием взаимосвязей между компонентами природного комплекса. Чем сложнее ПТК, тем он устойчивее, т.е. имеет больше возможностей для самовосстановления и противодействия хозяйственной деятельности человека.
ПТК постоянно развиваются, т.е. обладают таким свойством как изменчивость . Это можно видеть на примере локальных комплексов, когда идут процессы зарастания озер, возникновения оврагов, заболачивание лесов и т.д. Считается, что в естественных условиях эволюция природных комплексов происходит в направлении повышения их устойчивости. В этой связи основная проблема при антропогенном воздействии на природу заключается в том, чтобы не снижать естественной устойчивости природно-территориальных комплексов.
Понятие ландшафт. Структура ландшафта. С развитием географии изменялось представление о ПТК. На основе учения о природно-территориальных комплексах сформировалось новое направление – ландшафтоведение, объектом изучения которого является ландшафт (от нем. land– земля, schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь).
Ландшафт является однородным природным образованием в пределах природной зоны и отражает ее основные особенности. Ландшафт может приниматься как основная единица при физико-географическом районировании. Для формирования представлений о территории, достаточно изучить ее в пределах ландшафта. Каждый ландшафт является частью более крупных территориальных географических единиц.
Ландшафт – относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием его компонентов и характером взаимосвязей между ними.
Ландшафт включает не только природные компоненты, но и мелкие ПТК - фации и урочища, которые составляют его морфологическую структуру.
Самым простым (элементарным) комплексом является фация, которая характеризуется наибольшей однородностью природных компонентов. Примером может быть участок небольшой речной долины, ложбины, небольшая западина и др., которые имеют однородные геологические отложения и почвы, одинаковые микроклимат, водный режим и состав биоценоза.
Фации объединяются в урочища. Урочище - это система фаций, приуроченных к отдельной крупной форме рельефа или водоразделу на однородном субстрате и общей направленности физико-географических процессов. Примерами урочищ могут служить ПТК в пределах оврага, холма. Более крупной единицей ландшафта является местность, которая представляет собой сочетание урочищ, закономерно повторяющихся в пределах ландшафта. Выделение местностей обусловлено в первую очередь особенностями геологического строения и рельефа.
Антропогенные ландшафты. В результате преобразующей деятельности человека на месте естественных ландшафтов возникают преобразованные - антропогенные.
В ландшафтоведении, в зависимости от степени антропогенного воздействия, выделяют первичные природные ландшафты , которые образованы действием лишь природных факторов; природно-антропогенные ландшафты , которые образованы действием как природных, так и антропогенных факторов, и антропогенные ландшафты , существование которых поддерживается лишь за счет деятельности людей. Степень их изменения зависит от интенсивности хозяйственного использования. Наибольшие изменения происходят при промышленном, транспортном и сельскохозяйственном использовании ландшафтов.
Под антропогенным ландшафтом понимается географический ландшафт, преобразованный деятельностью людей и отличающийся по строению и свойствам от естественных. Так как деятельность человека, вызывающая образование антропогенных ландшафтов, может быть целенаправленной и нецеленаправленной (непреднамеренной), формируются разные антропогенные ландшафты. Выделяют слабоизмененные, измененные и сильноизмененные ландшафты.
Целенаправленное воздействие на ландшафты ведет к их преобразованию и формированию ландшафтов с заданными параметрами и функциями. Образуются сельскохозяйственные, промышленные, рекреационные, урбанизированные и другие, которые иногда называют окультуренными, или культурными. Под культурным ландшафтом понимается территория, на которой в результате деятельности человека ландшафт приобрел новые свойства по сравнению с прежним своим состоянием (Рис…).
Ландшафтам, в течение времени, присущи изменения качественных и количественных параметров. Такие преобразования носят название – развитие ландшафта . Факторы, вызывающие процессы развития ландшафта делятся на внутренние и внешние. В результате развития одни ландшафты могут преобразовываться и исчезать, другие, наоборот, формироваться. Задачей рационального природопользования является предотвращение нежелательного разрушения (деградации) ландшафтов, т.е. управлять развитием ландшафта.
Вопросы и задания
1. Что такое ПТК и какие природные компоненты в них выделяются?
2. Что означает понятие «устойчивость ПТК» и, какие факторы ее обеспечивают?
3. В результате какой хозяйственной деятельности могут разрушаться взаимосвязи ПТК?.. Приведите примеры.
Географическая оболочка и ее особенности
Все оболочки Земли тесно взаимосвязаны между собой. В результате этого взаимодействия верхние слои литосферы, нижние слои атмосферы, биосфера и гидросфера образовали особую среду – географическую оболочку .
Свойства географической оболочки:
1. В пределах географической оболочки вещества находятся в трех состояниях
2. В ее пределах существует жизнь
3. В ней протекают различные круговороты
4. Главным источником энергии выступает Солнце
Рис. 1. Схема географической оболочки
Рис. 2. Этапы развития географической оболочки
В пределах географической оболочки ее компоненты постоянно взаимодействуют между собой, образуя природные комплексы.
Рис. 3. Схема взаимодействия природных компонентов
Природный комплекс – сочетание природных компонентов на определенной территории, тесно связанных между собой.
Рис. 4. Схема природного комплекса и его компонентов
Природные комплексы Земли очень разнообразны, они отличаются между собой растительным, животным составом, географическим положением, размерами, почвами, климатом и пр. Главным компонентом, влияющим на размещение природного комплекса, является климат.
Рис. 5. Виды природных комплексов
Самым большим природным комплексом является географическая оболочка Земли.
Воздействие человека на природу
Человек и его деятельность с развитием науки и техники, с увеличением численности населения всё больше оказывают воздействие на природную среду и ее компоненты. При этом нужно не забывать, что при изменении одного компонента природного комплекса изменяются и другие.
Рис. 1. Фабричные трубы
Поэтому использование природных благ человеком должно осуществляться бережно и разумно.
Рис. 2. Человек и природа: положительное взаимодействие
В связи с возрастающим влиянием человека на природную среду перед наукой и обществом возникают новые вопросы. Уже сейчас ученые думают, как снизить количество углекислого газа в атмосфере, как повторно использовать многие виды ресурсов, пытаются разработать новые источники энергии и многое другое.
Охранять природу – это не значит не использовать ее богатства и не изменять ее. Главное – аккуратно относиться к природе, экономно и бережно использовать ее ресурсы, не брать лишнего, развивать новые технологии, высаживать деревья, оберегать редкие виды флоры и фауны.
В настоящее время существует множество международных организаций по охране и защите природы :
1. Всемирный фонд дикой природы (главная цель – сохранение биосферы).
Рис. 3. Эмблема Фонда дикой природы
2. Гринпис (основная цель – добиться решения глобальных экологических проблем).
3. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Рис. 4. Эмблема ЮНЕП
4. Всемирный союз охраны природы
5. Зеленый крест и др.
Когда на реке возводят плотину, создают водохранилище, тем самым увеличивают количество и объем воды выше по течению. Благодаря этому увеличивается влажность местности, может произойти заболачивание территории, появление новых растений и животных взамен прежних обитателей здешних мест. Таким образом, благодаря деятельности человека происходит изменение природного комплекса.
Красная книга представляет собой список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и грибов. В России эта книга издается в виде двух томов.
Рис. 5. Красная книга Республики Беларусь (растения)
22 апреля – День Земли. В конце XX века отмечание этой даты стало международной акцией. В России День Земли празднуют с 1992 года.
Список литературы
Основная
1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.
1.Федеральный институт педагогических измерений ().
2. Русское географическое общество ().
3.Geografia.ru ().