Чертежи для выпиливания из фанеры позволяют создать изделия разной тематики и назначения. Выпиливание декоративного панно, игрушек и хозяйственных предметов обеспечивается электролобзиком. Среди дополнительных материалов допустимо использование пластиика, керамики, металла.
Внимание! Посредством узкой пилки осуществляется прямое разрезание и выполнение замысловатых узоров.
Выпиливание лобзиком потребуют небольшой сноровки. С прямыми распилами не возникнет вопросов, а с красивыми фигурными узорами потребуется правильный подбор пилок. Для более детального рассмотрения рекомендаций, можно воспользоваться следующим списком:
Выпиливать лобзиком игрушки по чертежам будет легче, если использовать основные параметры:
Для воплощения эскизов на фанере, необходимо обеспечить ряд работ:
Осуществление работ:
Выпил зазоров. При образовании орнаментов, мастер проделывает зазоры в фанерном листе. Этому способствуют 2 варианта:
В первом случае просверливается углубление электродрелью, потом вводится в него пилка и выпиливается узор.
Ко второму случаю относится технология врезных или плунжерных распилов. Стартовый зазор не просверливается. Установка оборудования производится на переднем краю «лыжи» без касания заготовки полотнищем.
Включается двигатель и медленно опускается вилка, вводя электропилу в массив, пока она не образует вертикальное расположение, а «лыжа» не будет касаться заготовки.
Правильная настройка лобзика
Важно! Врезной распил начинается в отходном участке фанеры.
Инструмент должен заходить в панель далеко от линии распила, чтобы предотвратить порчу материала.
Если производится обрезка доски большой толщины, можно использовать пилку с заостренными концами. Изначально пропиливается заготовку с одной части, потом поворачивается и пропиливается с обратной части. Для выпила фигурных элементов предусмотрено крепление оборудования в нижней части рабочего стола. При равномерной и плавной подаче заготовки, можно получить рез, имеющий чистые, ровные края.
Фанера. Оптимальным вариантом станет применение тонкого листа, включающего многослойную древесину лиственной породы. Применяется обычный или влагостойкий материал.
Среди инструментов можно подобрать обычный лобзик или электроинструмент, если необходимо произвести объемные работы.
Шилом создаются зазоры для пропилов. Выпил начинается после вставки пилки в углубления, созданные шилом или электродрелью.
Напильники применяются для правильной зачистки всех краев пропилов.
Упорная доска служит для укрепления материалов и оборудования.
При художественном выпиливании применяется калька. Перенесение узора на заготовку производится вручную.
Какие бывают лобзики
В качестве альтернативы служит проектор, проецируемый рисунок на рабочей поверхности. Не допускается сдвигать фанеру, важно предусмотреть максимально прочное крепление. Применение проектора осуществляется при небольших параметрах эскиза.
Лобзик применяется при наклеивании на покрытие самоклейкой бумаги. Посредством принтера распечатывают изображение с последующей наклейкой на фанере.
Узорная резка фанеры – это одно из самых красивых произведений искусства, которое содержит в себе изящество и легкость. При этом чтобы воплотить свои идеи в готовое изделие практически не требуется прибегать к какому-либо дорогостоящему оборудованию – в большинстве случаев вполне достаточно наличия лобзика и желания творить. При правильном подходе — приобретение начальных навыков не такая сложная процедура как может показаться на первый взгляд.
Основную роль в процессе вырезания узоров из фанеры играет умение пользоваться лобзиком, а также свойств используемого материала. Также многое зависит от того, насколько удачно будут скопированы чертежи на выпиливание из фанеры — только посредством правильно перенесенного эскиза, вы сможете превратить обыкновенный лист фанеры в настоящее произведение искусства.
В данной статье вам будет предоставлена подробная инструкция о том, как научиться вырезать основные фигуры из фанеры своими руками. Усвоив резку простых чертежных линий, вы поймете основные принципы данного процесса — в дальнейшем у вас не возникнет трудностей с освоением следующих ступеней мастерства. Также в ней будут описаны наиболее распространенные способы перенесения чертежей на заготовки.
Также существует электрическая модификация лобзика, который работает от сети 220W — его применение также допустимо, что существенно ускоряет процесс резки. Однако увеличенный вес инструмента усложняет вырезание плавных линий, что может оказаться серьезным недостатком для непрофессионала – если вы осваиваете азы с нуля, то гораздо сподручнее использовать ручной аналог.
Наиболее оптимальным положением для осуществления резки является положение сидя – выпиливать стоя достаточно утомительно. Верстак (рабочий стол) должен быть достаточно низким, чтобы вы могли сидеть с ровной спиной.
Для уменьшения нагрузки на рабочую руку ее локоть можно положить на колено — так она будет меньше уставать. В идеале — рабочее место должно быть полностью приспособлено к вышеперечисленным требованиям.
Для осуществления фигурной резки вам понадобится:
Перед тем как всерьез задуматься над вопросом: что можно выпилить лобзиком из фанеры? — следует обратить внимание на основные особенности данного процесса, несоблюдение которых может привести к порче инструмента и неровным срезам.
Не нужно прилагать дополнительных усилий и создавать давление – продолжайте дальше плавно пилить, возвращая лобзик в вертикальное положение пока полотно не выровняется самостоятельно.
Для вырезания тупых углов необходимо освоить прием “разворот на месте” – осуществив распил до угла прекратите придвигать фанеру и начните ее разворачивать, при этом, не переставая пилить, до тех пор, пока не поймаете необходимый градус. Таким же образом можно резать острые углы, однако в некоторых случаях это не представляется возможным — в этом случае применяется способ описанный ниже.
Формируется одна из сторон угла, затем по наружному контуру линии выпиливается небольшая петля, посредством которой формируется острый угол как на рисунке ниже.
Внутренние углы выпиливаются таким образом:
Практически все узоры переносятся на фанеру с бумажного эскиза – без этого процесса в большинстве случаев не обойтись. Самый дешевый вариант это использование копировальной кальки – с ее помощью рисунок с бумаги переносится на заготовку.
Ее цена вполне демократична, однако сам процесс достаточно трудоемок, так как каждую линию приходится собственноручно обводить.
Менее трудоемкий способ перенести чертежи для выпиливания лобзиком из фанеры – использование проектора, посредством которого изображение будет проецироваться на заготовку. Данный вариант также подходит для тех случаев, когда начальный размер изображения недостаточно велик и не может быть перенесен без предварительного увеличения.
Обратите внимание!
Этот способ хоть и имеет место в современной практике, является устаревшим.
Одним из самых современных вариантов является использование самоклеящихся листов бумаги, на которые посредством принтера наносится нужный эскиз, после чего они наклеивается на заготовку.
Бумага достаточно плотно прилегает к фанере, а на процессе резки ее присутствие практически никак не отражается. Единственный минус этого способа – относительно высокая стоимость.
Наше руководство поможет вам освоить азы этого мастерства, которые в дальнейшем позволят вам перейти на более профессиональный уровень. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.
Похожие материалы
Fretwork , ручная пила, насчитывает более 450 лет своего существования. Первое упоминание об этом инструменте появилось в 1870 году в книжке об орнаментах. Последние несколько столетий с помощью этого чудо-лобзика делались всевозможные декоративные изделия: рамки для картин, различные вставки для мебели, стильные шкатулки и коробочки.
С того времени многое изменилось. Претерпел изменения и лобзик - теперь он стал электромеханическим. И это не удивительно. Потребность в этом инструменте никуда не делась, как и в прежние времена люди занимаются творчеством, кто ради удовольствия, а кто ради прибыли.
Выпиливание лобзиком - вид творческой деятельности, с которым большинство людей знакомы с детства, со школьной поры. По крайней мере, это было ещё не так давно. Когда в школе начинались уроки по труду и девочки учились шитью и рукоделию, мальчиков знакомили с таким инструментом, как лобзик
.
Пользоваться им несложно, а поделки лобзиком из фанеры несут в себе не только художественную ценность, но и практическое применение. Изготовленные изделия могут выступать как в роли сувениров: различных шкатулок и игрушек, а также иметь и практическое применение в быту. Декорированные элементы крыльца дома, окон, стильные лавочки с резными ножками, красивая кухонная мебель и много других полезных изделий из дерева можно сделать с помощью этого чудо-инструмента.
Ручной лобзик - инструмент для фигурного выпиливания из фанеры или другого какого материала, например, из пластмассы. Ручной его вариант является бюджетным - стоимость его не превышает нескольких сотен рублей, а область применения очень широка. Фигурное выпиливание с помощью ручного лобзика является интереснейшим занятием. Это не только приятное времяпрепровождение, но и практическая польза не только финансовая, но и моральная.
Конструкция этого инструмента очень проста:
Электрический ручной лобзик стал незаменимым в хозяйстве инструментом. С его помощью можно распиливать различные материалы: фанеру, дерево, пластмассу, металл, керамику и т. д.
Этот инструмент работает от электрической сети в 220 Вт и представляет собой пластмассовый корпус с рабочими элементами, оснащённый ручкой управления. Главным его компонентом является пильное полотно
, которое крепится на штоке, расположенном в передней части аппарата.
Шток приводится в движение посредством электродвигателя. Движение режущего полотна возвратно-поступательное. У некоторых образцов этого инструмента для ускорения процесса пиления осуществлён принцип маятникового хода, то есть пилка ходит не только вверх-вниз, но и вперёд-назад.
Режущие полотна - расходный материал и время от времени их нужно менять. Между собой они функционально отличаются - есть насадки для дерева, металла, керамики. Есть более толстые полотна, с большей или меньшей жёсткостью, с более крупными или мелкими зубьями. Важной характеристикой пилок является их хвостовик. Наиболее распространёнными в настоящее время являются пилки с U-образными и Т-образными хвостовиками. Именно с такими пилками нужно приобретать электролобзик - тогда недостатка в расходниках не будет.
Электрический инструмент отличается по многим показателям, но в этой статье обратим внимание лишь на один важный фактор - это люфт хода пилки
. Эта характеристика влияет на увод в сторону режущего полотна при фигурном выпиливании. Лобзики многих марок не справляются с задачей перпендикулярного среза, особенно это чувствительно при распиле дерева большой толщины - погрешность может составлять до 5 мм.
Проведённые эксперименты по фигурному распилу дерева показали, что лучшим лобзиком оказался инструмент от фирмы Festool . Популярная фирма Makita в этом конкурсе показала себя не с лучшей стороны - погрешность перпендикулярно-фигурного среза оказалась достаточно большой (до 5 мм), также вхождение в дерево у электролобзика этой марки происходит со большими сколами.
- это уже профессиональное оборудование для выпиливания. Его конструкция отличается большей сложностью от рассмотренного выше оборудования. Принцип его работы можно сравнить со швейной машинкой, у которой вместо иглы лобзиковое полотно. Качество изделий, получаемых с помощью этого агрегата не сравнимо качественней. Погрешность перпендикулярного среза при большой толщине заготовки равна нулю.
Единственным минусом этого электромеханического аппарата является его высокая цена. Но это компенсируется комфортом работы на нём и высокой производительностью при высочайшем качестве получаемой продукции.
Для работы понадобится следующее:
Для начала работы нужно определить, что в конце работы должно получиться. Для этого понадобится чертёж или шаблон будущего изделия. Его можно придумать и нарисовать как самому, так и воспользоваться готовыми решениями. Существует множество сборников, содержащих чертежи и схемы поделок. Интернет тоже изобилует многообразием интересных идей. И практически для каждого там найдётся любопытная схема или чертёж.
Обычно, схемы небольших поделок убираются на бумаге формата А4. Для создания чертежей декоративно-стильной мебели или других крупногабаритных бытовых вещей используется ватман размерами А0 и А1, впрочем, для этой цели могут служить и другие бумажно-картонные носители, к примеру, склеенные между собой куски ненужных обоев.
После того как чертёж выбран, его нужно перенести на материал, из которого будет выполнена поделка. Для этого существуют несколько способов:
После нанесения чертежа на заготовку, из которого будет сделано будущая поделка, приступают к её выпиливанию. Пилить начинают с внутренних элементов заготовки и лишь затем выпиливают внешний контур. Такой порядок работы более удобен - держать заготовку значительно проще.
Отверстия под лобзиковое полотно сверлятся в острых местах внутреннего контура, что также облегчает работу. Сверлить отверстия нужно аккуратно, поскольку с тыльной стороны могут образоваться сколы.
Чтобы этого избежать, нужно следовать простому правилу - не просверливать отверстия полностью. Например, если толщина фанеры 3 мм, то глубину засверливаемого отверстия нужно также выставить на 3 мм. Это легко исполнить, если ограничить глубину вхождения сверла в фанеру с помощью изоленты - обмотать ей сверло, оставив без изоленты только кончик длиной в 3 мм. После сверления перевернуть заготовку и шилом провальцевать отверстия.
После того как заготовка выпилена, её нужно обработать и отшлифовать . Если внешний контур не составит особого труда обработать, то шлифовка внутренних элементов порой затруднительна, особенно в острых углах. Такие места сложно шлифовать напильником или надфилем. Поэтому на помощь может прийти смекалка. Нужно отрезать тонкую полоску наждачной бумаги и вставить её вместо лобзиковой пилки и тогда труднодоступные места обработать будет гораздо легче.
Принципы выпиливания ручным или электромеханическим лобзиком схожи, но есть и отличия.
При работе этим инструментом необходимо дополнительное приспособление - станочек для пиления
. Он должен быть оборудован струбциной для крепления к верстаку или столу. Это приспособление служит основанием, на котором пилится заготовка. Это дополнение можно либо приобрести в магазине, либо сделать самому из куска толстой фанеры.
При работе заготовка должна быть закреплена на уровне груди - это сделает работу более комфортной и сохранит осанку.
При работе ручным лобзиком нужны аккуратность и терпение . Пилки этого инструмента достаточно хрупки, поэтому нужно избегать резких движений и перекосов полотна, а также во время работы не давать пилке перегреваться, для этого нужно через каждые 10 секунд приостанавливать работу и давать режущему полотну остыть.
При пилении лобзиковая пилка должна оставаться на одном месте, то есть её не двигают вперёд или назад, движение ручного лобзика вертикальное, возвратно-поступательное. Передвигают лишь заготовку, плавно её поворачивая, не прекращая поступательных движений ручного лобзика.
Принцип работы очень схож с ручным инструментом. Отличие заключается в том, что для ручного электролобзика не нужно дополнительное оборудование (станочек со струбциной). А также при выпиливании фигурное движение производится не заготовкой, а непосредственно самим инструментом. Деревянная заготовка крепко прижимается или крепится к верстаку, а все фигурные движения производятся непосредственно электролобзиком.
Электролобзик имеет преимущество перед ручным
- это толщина, которую может он фигурно выпиливать. Деревянная заготовка толщиной в 50 мм недоступна для обработки обычным, неэлектрическим инструментом. Так что, если нужно декорировать элементы крыльца или мебели, то без электролобзика не обойтись.
К выбору электроинструмента нужно подходить очень внимательно, поскольку не весь инструмент позволяет качественно выполнять фигурное пиление большой глубины.
Основы техники безопасности обязательны для всех видов физических работ .
Электролобзик является одним из наиболее распространенных ручных электрических инструментов. Им можно осуществлять обработку самых разных материалов: древесины, пластмассы, керамики, металла и т. д. Однако основным материалом, с которым работает большинство мастеров электролобзика, является фанера.
При помощи узкой пилки данный инструмент позволяет вам осуществлять не только прямой рез, но и выполнять замысловатые узоры. И в этой статье мы рассмотрим несколько советов специалистов, работающих с электролобзиком.
Электролобзик для выпиливания по фанере с виду — очень простой инструмент и произвести при помощи него ровный распил сможет практически каждый новичок. Однако если говорить о красивых фигурных узорах, то здесь необходимо не только обладать определенными навыками, но и правильно подбирать пилки.
Осуществляя выпиливание электролобзиком из фанеры своими руками, вы должны знать следующее:
Совет!
Можно использовать в работе узоры из журналов по вышивке, вязанию или вырезанию из бумаги.
Для того, чтобы перенести рисунок на фанеру нужно проделать следующее:
В отличие от осуществления прямого пропила, выпиливание из фанеры электролобзиком имеет свои особенности.
Данная инструкция поможет вам разобраться во всех тонкостях осуществления работ:
Совет!
Врезное пиление всегда следует начинать в отходной части материала.
Пила должна входить в фанеру не слишком близко к линии пиления, дабы не испортить материал.
Из данной статьи вы узнали, как пилить фанеру электролобзиком. Здесь были рассмотрены основные принципы работы с данным инструментом, которые помогут вам в осуществлении различных строительных и дизайнерских решений.
В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.
Похожие материалы
Выпиливание лобзиком
Для того чтобы распустить фанерный лист или отрезать в размер наличник, вы можете воспользоваться мелкозубой ножовкой или электроинструментом – циркулярной пилой или электролобзиком. Правда, несмотря на значительное преимущество в производительности, электроинструмент не так уж и хорош для творческих задач. Циркулярка очень ровно распилит материал, но она рассчитана только на прямолинейную работу. Электролобзик, напротив, предназначен как раз для выпиливания по кривой. Но, во-первых, из-за этого длинные прямые разрезы им выполнять сложнее (хотя и вполне можно при должном навыке). А во-вторых, электролобзиком удобно работать по лекальным, плавным кривым. Так что вышеописанные инструменты вполне подходят лишь для изготовления заготовок простой формы – прямоугольной и овальной. Если же вам необходимо сделать деталь сложной конфигурации, да еще с мелкими вырезами внутри, единственным помощником в данной ситуации остается старый добрый ручной лобзик. Тонкой лобзиковой пилкой вы сможете создать фанерное кружево или пластину любой, даже самой сложной формы. Поэтому лобзик справедливо считается основным инструментом для ажурной резьбы.
Хотя лобзик – инструмент весьма простой, все же для успешной работы следует знать некоторые правила и особенности его использования.
Рама лобзика, имеющая форму буквы «П», может быть как металлической, так и деревянной, но последний вариант чаще всего относится к самодельным и не очень удобным инструментам. Металлические лобзики бывают с плоскими и трубчатыми (круглыми в сечении) рамами. Трубчатая рама предпочтительнее, так как она обеспечивает более равномерное натягивание пилки; зажимы такой рамы не искривляют пилку в местах зажатия, что предотвращает ее преждевременный разрыв. Кроме того, и длина трубчатой рамы обычно больше плоской, а это немаловажно, так как при прочих равных условиях лобзиком с трубчатой рамкой можно выпилить деталь большей величины. Губки зажимов должны быть хорошо и плотно подогнаны друг к другу, а зажимные винты должны иметь глубокую и чистую нарезку. Ручка рамы обычно деревянная или пластмассовая. Ось ручки должна проходить в плоскости рамы, иначе кромки выпиленной детали не будут перпендикулярны плоскости выпиливания.
Пилки для выпиливания (их существует 10 номеров) отличаются друг от друга толщиной полотна и величиной зубьев. Мелкие пилки имеют едва видимые зубчики. Бывают и пилки с крупными зубцами – до 2 мм. Широкие пилки имеют более крупные зубья, их используют при выпиливании больших отверстий. Длина пилочек колеблется от 110 до 130 мм. Маленькие деликатнее режут материал и не заедают при крутых поворотах, поэтому ими лучше выпиливать самые мелкие детали рисунка или сложный контурный узор. Большие элементы, наоборот, стоит прорабатывать крупными пилками: они режут быстрее. Если выпиливаемая деталь не имеет мелкого орнамента с крутыми поворотами линий рисунка, то для выполнения всей работы вполне можно использовать крупнозубчатые пилки. Их также удобно использовать при быстром и потому грубом выпиливании детали по заданному контуру из большого листа, а также при выпиливании шипов и прорезей. Выпиливать мелкий орнамент, особенно из древесины или фанеры твердых пород, необходимо только мелкозубчатыми пилками.
Устанавливая пилку в лобзик, следят за направлением зубчиков – они должны быть наклонены от верхнего зажима рамы к нижнему. Сначала пилку зажимают в нижнем зажиме (у ручки). Перед закреплением во втором (верхнем) зажиме следует сдавить свободные концы лобзика и, вставив другой конец пилочки в верхний зажим, прочно закрепить его этим зажимом. Распрямившись, рама натянет пилку. Натяжение должно быть достаточно сильным: если пилку тронуть пальцем, она должна издавать высокий чистый звук. Хорошее натяжение обеспечит точное следование пилочки по нанесенному на фанеру контуру рисунка. При этом пилка не должна иметь перегибов у зажимов, так как в местах перегибов она чаще всего рвется. Зажимные винты затягивают туго, но не слишком, чтобы не сорвать резьбу.
Если нужно выпилить внутреннюю замкнутую часть фигуры, то внутри ее пределов (у границы) прокалывают шилом или просверливают небольшое отверстие и в него пропускают пилку.
При пилении фанеры инструментом с более крупными зубьями, чем у лобзиковой пилки, на противоположной стороне листа обычно образуются отщепы и сколы. Если лист фанеры по линии распила смочить водой, дефектов будет меньше и края получатся более гладкими. Кроме того, чтобы избежать отщепов, внешний слой фанеры с нижней стороны рекомендуется надрезать ножом по разметке.
Выпиливать лучше всего на так называемых выпиловочных столиках – специальных верстачных дощечках. Эти столики крепят к рабочему столу или верстаку либо шурупами, либо с помощью струбцины. В первом случае конструкция столика чрезвычайно проста – это прямоугольная дощечка из толстой фанеры с вырезом в передней части (рис. 30, а ). Столик прикручивают тремя шурупами так, чтобы вырез располагался на достаточном расстоянии от края стола для комфортной и безопасной работы рукой (рис. 30, б ).
Если же выпиловочный столик планируется сделать съемным, тогда придется стамеской или фрезерной машинкой выбрать углубление для струбцины (рис. 30, в ). Другой вариант – составной столик, у которого к основной площадке снизу прикручена еще одна площадка, с помощью которой вся конструкция удерживается струбциной (рис. 30, г ).
Рис. 30. Выпиловочный столик: а – форма и основные размеры столика; б – крепление выпиловочного столика к верстаку с помощью шурупов; в, г – варианты крепления столика с помощью металлической струбцины.
Положите дощечку или фанеру на выпиловочный столик так, чтобы место начала пропила приходилось на центральный кружок столика. Главная хитрость правильной работы лобзиком заключается в том, что его пилка движется только по вертикали (вверх-вниз), а линия пропила образуется за счет перемещения заготовки. Поэтому при выпиливании лобзиком следует соблюдать ряд простейших правил, чтобы работа была выполнена тщательно и без лишнего напряжения.
Сядьте так, чтобы ваше правое плечо находилось напротив прорези в столике. Помните, что полотно пилочки должно быть в строго вертикальном положении к выпиливаемой фанере.
Кисть руки, в которой вы держите лобзик, должна двигаться только вверх и вниз: по мере того как зубцы постепенно врезаются в дерево, другая рука надвигает фанеру на полотно лобзика. Удобно пилить, положив локоть рабочей руки на колено и не напрягая кисть руки. Движения лобзика должны быть плавными, свободными. Важно привыкнуть держать лобзик строго вертикально, не наклоняя его вперед или в сторону. При отклонении в ту или иную сторону срез будет получаться косым.
При выпиливании волнистых линий или поворотов линию рисунка необходимо поворачивать на раму лобзика, наводя ее плавно левой рукой на зубцы пилки. Собственно выпиливание происходит только в тот момент, когда пилка идет сверху вниз. Обратное движение должно выполняться свободно, без усилий. Но случается так, что ход лобзика вперед вдруг резко затрудняется. Это может произойти по следующим причинам:
1. Пилка попросту нагрелась и расширилась. При сильном нагреве ослабляется закалка металла пилочки, а это верный путь к ее поломке. Нагревшийся инструмент необходимо охладить: можно сделать короткий перерыв в работе, если же время не позволяет – смочить холодной водой кусочек ветоши и протереть нагретый участок.
2. Встретился более плотный участок фанеры. Это может быть что угодно – уплотнение древесины, сучок, сгусток клея и т. д. Работу не стоит прекращать, следует лишь замедлить темп до тех пор, пока пилка снова не станет идти легко.
3. Пилка близка к краю отрезаемой части и попросту зажимается между двумя уже почти разделенными кусками фанеры. Освободить лобзик можно, немного раздвинув части фанеры.
4. Наконец, не исключено, что пилка застревает потому, что вы ее перекосили. При отклонении или ее застревании продолжайте медленно пилить, постепенно приводя инструмент в строго вертикальное положение до тех пор, пока пилка не будет двигаться свободно.
Важный нюанс: если следовать пилкой точно по линии контура, то площадь выпадающей части окажется несколько больше, чем намеченная карандашом, отчего выпиленный орнамент не будет точно соответствовать оригиналу на бумаге. Поэтому при пропиливании прямых и волнистых линий лучше следовать не точно по контуру, а немного внутрь за ним. Контролировать такое пропиливание легко – надо только следить за тем, чтобы пилка целиком не уничтожала карандашную линию, а оставляла на поверхности хотя бы часть ее ширины.
После окончания работы лобзиком пилочку следует ослабить в верхнем зажиме, не стоит оставлять ее в натянутом состоянии в нерабочее время. Еще лучше снять ее совсем.
Тупые углы выпиливают поворотом лобзика на месте. Для этого, допилив до вершины угла, прекращайте надвигать фанеру на полотно лобзика и, не переставая двигать лобзик вверх-вниз, поворачивайте фанеру на месте до тех пор, пока направление зубцов пилки не совпадет с чертой на фанере. Этот прием называют «разворот на месте». Пилить нужно не по самой карандашной линии, а чуть правее, так чтобы линия все время была видна.
Гораздо сложнее выпиливать острые углы. Здесь можно поступать по-разному в зависимости от ситуации, опыта работы и размеров орнамента. Чтобы сохранить острыми внешние углы выпиливаемой детали, поступают так. Выпилив одну из сторон угла, пропилите фанеру немного дальше. Описав снаружи небольшую петлю, выпиливайте вторую сторону угла. После того как деталь вчерне будет выпилена, излишки будет гораздо удобнее обрезать, при этом «лишние» пропилы оказываются на той части фанеры, которая идет в отходы.
Если орнамент крупный, пилка очень тонкая, а у вас достаточный опыт работы, то острые углы можно выпиливать так же, как и тупые, но у вершины угла при прохождении поворота пилку лобзика слегка подают на себя, чтобы избежать излишнего закругления.
При более тонком орнаменте внутри детали способ выпиливания меняется. Пропилив одну из сторон угла до его вершины, не прекращают работать лобзиком вверх-вниз, но чуть возвращают пилку назад и пропиливают произвольную линию так, чтобы по касательной попасть на смежную сторону угла и продолжить выпиливание до его вершины. При этом у вершины выпадет небольшой кусочек и образуется четко выпиленный острый угол. Теперь выравнивают смежную сторону угла, осторожно разрушая зубчиками пилки место захода ломаной линии на эту сторону.
Этот же угол можно выпилить и по-другому. Не доходя до его вершины, плавно переходят на смежную сторону, выпиливают оставшийся контур до выпадения фрагмента, затем возвращаются к углу и выравнивают обе его стороны.
Выпиливая сложный и мелкий орнамент, надо помнить следующие правила. В первую очередь выпиливают внутренний орнамент детали, а в самом конце работы – ее наружный контур (рис. 31).
Особое внимание следует уделять очередности выпиливания элементов внутреннего орнамента. Начинать выпиливать надо, лишь проколов шилом или просверлив все отверстия в детали, так как ажурная деталь может треснуть во время очередного прокола. К тому же отверстия нужны не только под пилочку, орнамент может включать мелкие и крупные круглые отверстия, которые высверлить проще, чем выпилить. Поэтому сначала в еще целой фанере намечают и прокалывают или просверливают все отверстия, а затем уже приступают к выпиливанию и удалению внутренних фрагментов.
Рис. 31. Пропильная резьба: а – нанесение рисунка на доску; б – создание входных отверстий для пилы во внутреннем узоре; в – выпиливание внутреннего узора; г – выпиливание внешнего контура.
Пилочку закрепляют в нижнем зажиме лобзика, затем продевают в отверстие, проколотое в фанере, вставляют в верхний зажим, прижимают верхнюю дужку лобзика чуть вниз и лишь после этого закрепляют винтом. Вначале выпиливают один из внутренних углов, примыкающих к кромке. Выпилив один замкнутый контур, пилку освобождают от верхнего зажима и вставляют в следующее отверстие замкнутого контура. У начинающих заниматься выпиливанием чаще всего пилки ломаются при перестановке, поэтому делать это надо аккуратно и не торопясь.
Выпиливая очередное отверстие, пропиливают вначале ту линию, которая граничит с уже выпавшим элементом орнамента. При этом давление от пилки на материал приходится на его более прочную, не ослабленную выпавшими элементами часть.
Аналогичная последовательность выполнения работы используется и при ажурной резьбе (рис. 32). Перенесите выбранный рисунок с помощью копировальной бумаги на подготовленную дощечку и наметьте точки для сверления, расположив их в углу и по периметру рисунка. Участки, подлежащие выпиливанию, заштрихуйте карандашом. Затем изнутри этих участков, желательно вблизи углов, наметьте шилом центры отверстий. Просверлите намеченные отверстия и аккуратно, строго по линиям разметки выпилите закрашенные участки.
Рис. 32. Последовательность выполнения ажурной резьбы: а – шаблон и нанесение рисунка с его помощью на доску; б – нанесение шилом направляющих углублений; в – сверление отверстий; г – выпиливание по внешнему контуру; д – выпиливание внутренних проемов; е – моделирование рельефа ажурной доски.
Затем удаляют фон, после этого прорисовывают детали и окончательно прорабатывают рисунок: контур порезки должен быть четким. Выполняя прорези стамеской, древесину снимайте постепенно, стамеску держите правой рукой и направляйте левой. Научитесь работать с правой и левой руки, поворачивая заготовку только в исключительных случаях.
В углах делают выборку узкой крутой стамеской. Иногда фон выдалбливают долотом. Выполнять эту операцию нужно очень осторожно, постепенно, небольшими участками, чтобы на элементах орнамента не было сколов. Чтобы случайно не продавить прорезаемое место, под прорезь подкладывайте картон или мягкую доску.
Для точной обрезки фанеры вдоль кромки лучше всего использовать нож, применяя для сохранения нужного направления металлическую линейку. Под фанеру подкладывают доску, фанеру прорезают на половину глубины с одной стороны, а затем, повернув ее на обратную сторону, завершают прорез. Тонкую фанеру (трехслойку) можно без труда прорезать сразу насквозь. При резке фанеры вдоль волокон надо иметь в виду, что лезвие ножа стремится идти между волокнами; такое направление может не совпадать точно с требуемым направлением прореза. В таком случае может оказаться, что нож станет сдвигать линейку, во избежание чего следует очень крепко удерживать ее на месте и первый надрез делать при слабом нажиме на нож.
Стороны орнамента, смежные с прорезами, сразу или после резьбы рельефа зачищают ножом-резаком, стамесками, рашпилями разного профиля, шкурками. Моделирование рельефа производят способом плоскорельефной или рельефной резьбы. Резные детали мебели, украшения домов, которые хорошо видны с обеих сторон, тщательно обрабатывают как с лицевой, так и с тыльной стороны: снимают фаски, зачищают изделие шлифовальной шкуркой, зашлифовывают отверстия, углубления и уголки вырезаемого рельефа. В случае накладной резьбы фаски с обратной стороны изделия не снимают, иначе резьба будет «оторвана» от фона.