Как известно в 2017 году в ОСАГО был введен приоритет натурального возмещения (далее – ремонта - по тексту) над денежной выплатой. В связи с нововведением возникает ряд вопросов.
Простыми словами приоритет в том, что вы получаете вместо денежной выплаты направление на ремонт, который оплачивает страховая компания. При этом выбрать вместо ремонта деньги как это было раньше, теперь нельзя, за исключением небольшого списка случаев.
Давайте разберем по полочкам различные вопросы.
Чтобы определить, можно ли получить деньги по старым правилам, необходимо смотреть на полис виновника ДТП.
Приоритет ремонта над выплатой был введен ФЗ от 28.03.2017г. № 49-ФЗ. Он вступил в силу 28 апреля 2017 года. Это значит, что, если виновнику ДТП полис выдан до этой даты, то на вас распространяются старые нормы, когда у потерпевшего был выбор: деньги или ремонт.
Из чего складывается простой расчет. Последний день, когда может случиться ДТП, и вы будете иметь право выбирать при наличии старого полиса – 27 апреля 2018 года.
Страховая компания выдает направление на СТОА, с которой у нее заключен договор. Перечень СТОА, с которыми у страховщика есть такие договоры, должен быть указан на его сайте.
Гражданин может провести ремонт на любой другой СТОА, только при наличии соответствующего соглашения со страховой компанией. Иными словами: выбор есть только в пределах предоставленного страховщиком.
Закон обязывает при проведении ремонта использовать новые детали и запрещает ставить на автомобиль бывшие в употреблении. Поэтому износ не учитывается. К слову сказать могут поставить новые неоригинальные (китайские) запчасти.
Доплата за ремонт предусмотрена только в случае, если у виновника старый полис и вы выбрали ремонт вместо денег (см.ответ на вопрос 1).
Обязательным требованием к СТОА, с которым у страховщика есть договор, является наличие у него собственного договора с производителем или дистрибьютором машин соответствующей марки. Иными словами это должно быть СТОА официального дилера.
Данное требование обязательно, если вашему автомобилю не более двух лет (с момента изготовления). Гарантия не слетает, если она сама не превышает этот срок. В ином случае, если гарантия дана на больший срок, то она слетает.
Страховщик обязан после производства осмотра ТС выдать направление на СТОА в течении 20 дней с момента подачи вами заявления о страховом случае с полным пакетом документов.
Ремонт должен быть проведен в течении 30 дней с момента передачи вами автомобиля на СТОА. Это обязательное требование, которое никаким соглашением нельзя изменить. Обратите внимание именно после передачи автомобиля на сервис! Если вы авто не передаете в сервис, а продолжаете на нем ездить то и 30 дней не начинают исчисляться.
Ответственность перед вами несет страховщик.
За нарушение сроков выдачи направления на СТОА, страховщик уплачивает вам неустойку в размере 1 % от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.
В случае нарушения сроков производства ремонта, страховщик уплачивает неустойку в размере 0,5 % от той же суммы соответственно.
В случае некачественного ремонта требование о возмещении убытков вы предъявляете также страховщику.
Таких случаев несколько. Разберем сначала общие основания:
Теперь перейдем к обязательным требованиям к СТОА:
Если ни одна из СТОА, с которой у страховщика есть договор, не соответствует указанным требованиям, выплачиваются деньги.
Если Центробанк ограничил право страховщика направлять потерпевших на ремонт, ремонт может быть осуществлен только с вашего согласия. Информация о принятии Центробанком такого решения содержится на его официальном сайте.
С учетом износа согласно Единой Методике, утвержденной Положением ЦБ РФ.
Предполагается, что собственнику поврежденного авто нет никакой разницы как получать страховое возмещение. Все, что он по сути хочет, чтобы авто отремонтировали и оно было на ходу.
Если страховщик сам выбирает станцию, сам оплачивает ремонт, старые детали меняют на новые, то граждане остаются только в выигрыше. По крайней мере, именно так анонсировались поправки в ОСАГО.
Между тем реальная жизнь преподносит сюрпризы.
Станции также не отличаются пунктуальностью и 30 дневный ремонт превращается в вялотекущий процесс на несколько месяцев. При этом некоторые СТОА спустя 2-3 месяца и вовсе отказываются делать ремонт из-за его дороговизны или невозможности заказать необходимые запчасти.
Немаловажно отметить, что качество ремонта также под большим вопросом. Если вашей машине больше двух лет, то вы не можете быть уверенным, что страховщик, стремясь сэкономить, не направит вас на СТОА, где ремонт будет проведен дешево и некачественно.
Некоторые страховые компании и вовсе не выдают направление на ремонт из-за дороговизны ремонта и стремления сэкономить. Дешевле выплатить с учетом износа, чем оплатить полноценный ремонт с заменой на новые детали. То есть сама идея приоритета натурального возмещения теряет всяческий смысл.
По состоянию на январь 2018 года в Санкт-Петербурге ситуация следующая.
ДТП на дороге – источник неприятностей не только в тот день, когда это случилось, но и в связи с возможными последствиями. Одним из таких последствий может быть затянувшийся процесс выплаты страховой суммы пострадавшей стороне.
Выплата страховки после ДТП
С 28 апреля 2017 года действуют поправки в Закон об ОСАГО, предусматривающие, что возмещение автомобилистам, пострадавшим в ДТП будет производиться в основном в виде выполнения ремонтно-восстановительных работ, оплачиваемых сервисному центру непосредственно страховой компанией. Но страховые выплаты в денежной форме всё ещё осталась, хотя их стало меньше.
Подробнее об изменение закона об ОСАГО и новых правилах выплат страховок читайте .
Дело в том, что новый порядок возмещения действует только по вновь заключённым договорам страхования, и насколько он эффективен, станет ясно не ранее второй половины 2018 года. По старым договорам страхования действует прежний порядок компенсации. Кроме того, по соглашению со страховой компанией денежная форма компенсации осталась и в новой редакции закона. В том числе в случаях, когда квалифицированного автосервиса нет поблизости: не более 50 км от места проживания пострадавшего или места аварии. То есть новшества в Закон не очень применимы к тем, кто проживает в глубинке. Недаром новую редакцию уже окрестили «законом для городов-миллионников».
В то же время понимание и правильная реализация действий после ДТП поможет сэкономить время и нервы, получить адекватную компенсацию, особенно при затягивании процесса со стороны страховщиков.
Если авария обошлась без пострадавших, участвовали в ней только два автомобиля, и у сторон нет разногласий по поводу произошедшего, составляется Европротокол, фиксирующий отсутствие разночтений сторон в оценке ситуации.
В этом случае получение страховой выплаты практически не связано с привлечением к процессу органов ГИБДД.
Если участники дорожного происшествия расходятся во мнениях, то требуется участие в процессе представителей ГИБДД и тогда это оказывает непосредственное влияние на порядок и скорость оформления страховой выплаты.
Подробная инструкция и алгоритм действий при ДТП
Уведомить ГИБДД и страховую компанию о произошедшей аварии необходимо так быстро, насколько это возможно. Прежде всего, это касается представителей ГИБДД, их будут впоследствии фигурировать в страховом деле. Обменяйтесь такими данными с другим участником аварии:
На этом этапе получите справку из ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии. Первостепенное внимание при получении справки необходимо уделить наличию в ней перечня видимых повреждений. Чем подробнее будут описаны полученные повреждения, тем проще будет впоследствии отстаивать сумму справедливого возмещения.
Иногда страховые компании требуют расширенную справку из ГИБДД, в которой указываются дополнительные моменты обстоятельств произошедшего, в том числе физическое состояние водителя в момент ДТП (был ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).
Помимо справки в наборе документов из ГИБДД должны быть:
Проверьте полноту сведений в извещении о ДТП, заполнявшемся непосредственно на месте происшествия. Особое внимание уделите полноте сведений о другом участнике аварии: название и контакты (телефон, факс, электронная почта) его страховой компании, данные его страхового полиса (серия, номер, дата выдачи).
На этом этапе водитель в течение 5 дней с момента аварии должен сообщить в страховую компанию о наступлении страхового случая. Сделать это можно по телефону, сообщив представителю страховой компании имеющиеся данные о произошедшем и о втором участнике аварии. При этом важно не забыть записать данные менеджера, с которым велись переговоры и номер страхового дела, которое этот специалист обязан открыть.
Звонок следует дополнить отсылкой в страховую компанию факсом или по электронной почте извещения о ДТП. С юридической точки зрения ещё лучше это сделать по почте заказным письмом с уведомлением.
Иногда страховые компании пугают клиентов санкциями за несоблюдение сроков уведомления о ДТП. Здесь важно помнить, что никаких санкций за это закон не предусматривает и уж тем более это не может являться основанием для отказа в страховой выплате. Если же такой отказ последовал, необходимо обращаться в суд: практика подобных дел показывает, что суды заявителями выигрываются. Другое дело, что полезно запастись документами, объясняющими несвоевременность уведомления страховой компании (больничный, командировочное удостоверение, приказ на отпуск).
Если водитель оказался виновником ДТП и не претендует на страховое возмещение, ему необходимо подать документы в страховую компанию в трёхдневный срок с момента ДТП, иначе возможен регрессный иск о возмещении ущерба со стороны самой компании: пострадавшему она ущерб выплатит, а сумму ущерба попытается взыскать с виновной стороны.
Если же водитель признан пострадавшим, он подаёт в страховую компанию помимо упомянутых выше (на этапе подготовки) справки, протокола и постановления из ГИБДД, следующие документы:
Осмотр автомобиля на предмет выявления, описания и оценки повреждений (экспертиза) едва ли не самый важный в процедуре выплаты возмещения. Технический эксперт, который проводит экспертизу, зачастую относится к процессу поверхностно, описывает не все повреждения, а значит, занижает стоимость возмещения. Нежелание эксперта учитывать замечания пострадавшей стороны – повод обратиться к оценке и, руководствуясь их заключением, отстаивать свои права.
На проведение выплаты страховщику отводится законодательством не более 90 дней. Если со стороны заявителя были представлены в срок все необходимые документы, а выплата неоправданно затягивается или даже ставится компанией под сомнение пострадавший в ДТП вправе обратиться в суд и имеет хорошие шансы получить не только само возмещение, но и пени за несоблюдение страховой компанией сроков выплаты.
Как получить выплату по ОСАГО после страховой реформы, очень важно для автовладельцев. В статье далее мы рассмотрим, кто может получить деньги, а кто — только ремонт; каковы предельные суммы, выплачиваемые по ОСАГО; куда и с какими документами обращаться для получения страхового возмещения.
Цель страхового возмещения по ОСАГО — компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, которые пострадали от использования транспорта другими людьми. Такие лица называются потерпевшими.
В качестве потерпевшего может выступать водитель, пассажир или пешеход. При этом в случае, когда речь идет о водителях, получить выплату может только невиновный. Исключение — при обоюдной вине в ДТП, когда каждый водитель выступает в том числе и потерпевшим, поэтому имеет право на возмещение по ОСАГО.
ВАЖНО! Не обладает правом на самостоятельное получение страхового возмещения (в свою пользу) в счет ущерба, причиненного авто, лицо, использующее автомобиль на основании договора аренды или доверенности.
Рассмотрим для примера несколько типичных ситуаций и возможность получения возмещения в разных условиях:
Вред жизни и здоровью, а также имуществу, не являющемуся транспортом, компенсируется только деньгами. Для компенсации же вреда, причиненного автомобилям, законодательство об ОСАГО предусматривает 2 формы страхового возмещения (п. 15 ст. 12 закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 № 40-ФЗ):
По общему правилу собственник авто может выбрать, что он хочет получить. Это касается всех автовладельцев, кроме физических лиц — владельцев легкового транспорта. Эта категория граждан может претендовать лишь на ремонт авто, если только конкретная ситуация не подпадает под какое-нибудь исключение, сделанное законом.
ВАЖНО! В отношении машин, застрахованных до 28.04.2017, до окончания периода страхования действуют прежние правила, т. е. их собственники имеют право на деньги в любом случае.
Перед обращением в страховую компанию гражданам — владельцам легковушек нужно понимать, на что можно претендовать (на деньги или ремонт), т. к. форма возмещения должна сразу же указываться в заявлении .
Ремонт таким автовладельцам будет назначен всегда, за исключением ситуаций, когда (п. 16.1 ст. 12 закона № 40-ФЗ):
В отсутствие этих условий при согласии автовладельца может быть назначен ремонт, при несогласии возможна только выплата (абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона № 40-ФЗ).
Это исчерпывающий перечень случаев, когда ремонт может или должен быть заменен выплатой. Если ваша ситуация в перечне не описана, вы можете рассчитывать только на ремонт.
За каждую аварию, в которой был причинен вред с использованием застрахованного автомобиля, страховая компания обязана выплатить каждому потерпевшему (ст. 7 закона № 40-ФЗ):
ВАЖНО! При оформлении ДТП по европротоколу максимальный лимит выплат составляет 50 000 руб. Требовать от страховой суммы выше этого предела в таком случае нельзя.
Что же можно сделать, если вдруг выяснится, что устранение повреждений стоит больше? Ничего. Только автовладельцы, которым установлен приоритет ремонта, смогут получить вместо него деньги. Именно поэтому следует как можно тщательнее оценивать ущерб перед оформлением ДТП без ГИБДД.
Примечание: ограничение на сумму возмещения при оформлении аварии по европротоколу не действует на территории Москвы и области, а также Санкт-Петербурга и Ленобласти, если была осуществлена видео- и/или фотофиксация всех обстоятельств аварии и повреждений.
Сумма ущерба, превышающая указанные лимиты, выплачивается виновником. Если он не делает этого добровольно, нужно обращаться в суд.
Лица, получившие в ДТП вред здоровью, получают возмещение всех расходов, связанных с его восстановлением. Это расходы:
В возмещение включается и сумма утраченного потерпевшим вследствие нетрудоспособности заработка.
ВАЖНО! Компенсация морального вреда по ОСАГО не выплачивается. Ее обязан выплатить виновник ДТП — добровольно (в согласованном размере) или принудительно (в размере, определенном судом).
При гибели потерпевшего выплачивается максимальная сумма. Она распределяется так:
Компенсация вреда имуществу по ОСАГО не ограничивается только выплатами за ущерб машинам. Всем потерпевшим должен быть компенсирован также вред их имуществу — предметам, находящимся в авто и при них (например, испорченной одежды). Вред, причиненный наличным деньгам, ценным бумагам, предметам искусства и прочим объектам интеллектуальной собственности, в рамках ОСАГО не компенсируется.
Потерпевшие автовладельцы могут не только рассчитывать на сумму, соответствующую стоимости ремонта транспортного средства, но и требовать от страховщика возмещения расходов:
Причем все это должно быть компенсировано и в случаях, когда по закону потерпевшему полагается не выплата, а ремонт.
С потерпевшими пассажирами и пешеходами все понятно: они всегда обращаются в страховую организацию виновника ДТП. С водителями же все не так однозначно, причем обращение не в ту компанию повлечет отказ в выплате.
Сначала определяется, есть ли основания для так называемого прямого возмещения убытков, которые предполагают, что:
Если соблюдены все перечисленные условия, потерпевший обращается в собственную страховую организацию. В противном случае обращаться нужно к страховщику виновника ДТП.
Возможна и ситуация, когда аварию оформили по европротоколу (то есть пострадали только автомобили), потерпевший получил компенсацию в своей страховой и лишь спустя некоторое время обнаружил расстройство здоровья, вызванное аварией. В этом случае он должен обращаться в страховую организацию виновника.
Заполнение извещения об аварии должно стать первым действием после ДТП - получение выплаты по ОСАГО без этого документа невозможно. Бланки извещений выдаются при заключении договора страхования. Если водители оформляют происшествие с участием полиции, то до обращения в страховую нужно получить от сотрудников ГИБДД все документы, касающиеся аварии. Важно проследить при этом, чтобы в них было зафиксировано, кто управлял автомобилями, что явилось причиной аварии, кто нарушил правила.
Для получения выплаты нужно в срок не более 5 рабочих дней с момента ДТП подать в страховую заявление о страховом возмещении убытков или прямом (в зависимости от того, в какую страховую он обращается). К заявлению нужно приложить следующие документы (п. 3.10 положения о правилах страхования гражданской ответственности автовладельцев, утвержденного Банком России от 19.09.2014 № 431-П):
Заявление о страховой выплате по ОСАГО заполняется по форме, установленной в приложении 6 к положению № 431-П. С образцом его заполнения можно ознакомиться на нашем сайте.
Перед тем как получить выплаты по ОСАГО, нужно провести осмотр поврежденного автомобиля. Это необходимо для определения суммы выплаты или затрат на ремонт и должно быть сделано в течение 5 рабочих дней (либо в этот же срок страховщиком должно быть выдано направление на экспертизу).
Потерпевший обязан авто предоставить для осмотра и/или экспертизы, а страховщик — осмотреть. Дата осмотра определяется по согласованию. Рассмотрим возможные проблемы при этом:
Экспертиза — это необязательное мероприятие. Она проводится, только если на стадии осмотра стороны придут к соглашению по поводу размера ущерба. Помимо экспертизы авто потерпевшего страховщик вправе также осмотреть авто виновника аварии в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления на возмещение.
Предельный срок перечисления выплаты или выдачи направления на ремонт — 20 календарных дней с момента обращения в страховую компанию. В случае направления на ремонт в сторонний автосервис срок выдачи увеличивается до 30 рабочих дней.
Оправданием увеличения этих сроков могут быть только неправомерные действия потерпевшего: уклонение от предоставления авто для осмотра, представление неполного комплекта документов и т. д. В иных случаях страховщик должен будет уплатить штраф в размере 1% суммы выплаты (стоимости ремонта) за каждый день просрочки.
Как видно из изложенного выше, получить именно деньги по ОСАГО возможно не всегда. При этом в любом случае для получения возмещения обязательно оформить и собрать ряд документов, правильно определить страховую компанию и не пропустить срок обращения за выплатой.
Каждый владелец автотранспорта обязан пройти процедуру оформления ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Эта процедура закреплена на государственном уровне и в случае необходимости возмещения материального ущерба при использовании автотранспорта руководствуются пунктами закона №40-ФЗ.
На дорогах нередко возникают аварийные ситуации, следствием которых является получение материального ущерба за нанесение вреда здоровью. Так как урегулирование подобных вопросов на частном уровне зачастую приводит к долгим судебным тяжбам – был разработан закон об обязательном страховании автогражданской ответственности.
После оформления полиса при возникновении страхового случая выплаты могут получить следующие лица:
К страховым случаям относится любая ситуация, возникшая при участии автотранспортного средства и повлекшая за собой материальный ущерб.
Претендовать на выплаты по ОСАГО нельзя в таких ситуациях:
Эти обстоятельства учитываются при анализе компании, предоставившей ОСАГО. В случае неправомерных действий последней всегда есть возможность обжаловать их в суде.
Для получения компенсационных выплат необходимо обратиться в компанию-страховщика виновника ДТП. В некоторых случаях предусмотрена возможность компенсирования материального ущерба через своего страховщика. Эти моменты описаны в статье 14.1 пункте 1 закона №40-ФЗ. Необходимый пакет документов направляется в вышеописанные организации. Помимо этого, они могут быть предоставлены представителю страховщика, если он находится на территории РФ.
Во избежание ошибок при оформлении следует заранее внимательно изучить следующие пункты страхового договора:
Имея эту информацию можно самостоятельно рассчитать сумму компенсации еще до подачи необходимой документации.
Прежде всего необходимо убедиться, что возникшая ситуация попадает под действие страховки.
Но в любом случае нужно сделать следующие действия:
Последний пункт является наиболее важным, так как от корректности его выполнения будет зависеть не только расчетная сумма выплат, но и сам факт их начисления пострадавшим. Поэтому рекомендуется заранее составить план действий и иметь необходимые данные для заполнения.
Для получения компенсации в страховую компанию следует предоставить такие документы:
Согласно нового Порядка передачу документации и ее верификацию можно сделать в электронном виде.
Для этого необходимо отправить их через сайт страховщика. На практике рекомендуется лично предоставить пакет ответственной компании.
После предоставления исчерпывающей информации страховая компания определяет объем выплат и их вида. Они могут быть прямыми, составление европротокола или работать по стандартной схеме. В последнем случае сумма компенсации может быть максимальной, так как прямое возмещение или протокол по европейскому образцу, предполагает обязательное соблюдение дополнительных условий. Они напрямую влияют на максимальный размер суммы.
Процедура получения компенсации ОСАГО.
Если рассматривается сложная и неоднозначная ситуация – рекомендуется воспользоваться услугами специализированных компаний. Они не только возьмут на себя всю бумажную волокиту, но и предоставят юридическую помощь для положительного решения вопроса.
Для определения суммы компенсации до 2011 года применялись коэффициенты, регламентируемые Центральным Банком Россия. Но после изменения в законодательстве страховым компаниям было дозволено самостоятельно рассчитывать коэффициенты, влияющие на размер выплат. Однако эти ставки не должны выходить за пределы установленных законом.
Общая сумма компенсации состоит из:
Помимо этого, необходимо учитывать факторы, которые могут повлиять на сумму будущей компенсации.
Размер компенсации предварительно определяется еще на стадии оформления ОСАГО. При этом специалисты страховой компании берут во внимание состояние автотранспортного средства и другие факторы.
Для этого базовые тарифы необходимо умножить на следующие коэффициенты:
По факту сумма компенсаций, составленная отделом страховой компании, может отличаться в меньшую сторону от фактической.
Поэтому при ДТП рекомендуется пользоваться услугами по-настоящему независимой экспертизы. Это же касается выбора автосервиса для восстановления автомобиля. Не всегда квалификация специалистов СТО и комплектация отвечает даже минимальным требованиям. Это напрямую отражается на качестве ремонта.
До 1 апреля 2019 г суммы компенсационных выплат по ОСАГО были относительно небольшими. Максимальный размер денежных средств для восстановления автомобиля составлял 400 тыс. рублей. Страховые выплаты по здоровью ограничивались цифрой 160 тыс. рублей. Но в результате проведенной реформы последняя сумма увеличилась до 500 тыс. рублей .
Неизменным осталась компенсация на ремонт авто.
Однако получить максимальные суммы за повреждение автомобиля зачастую невозможно. Это связано с финансовыми интересами страховых компаний. Если же фактическая компенсация не покрывает всех расходов – можно попытаться увеличить сумму до требуемой.
Для этого необходимо выполнить следующие условия:
Таким способом можно увеличить страховую сумму до фактической.
Согласно текущего законодательства, виновник ДТП не может рассчитывать на какие-либо компенсации. Однако фактически все зависит от многих обстоятельств. С 2002г. решение о виновности/невиновности в организации ДТП принимается административным судом.
Поэтому могут возникнуть следующие нюансы:
Следует помнить, что все спорные вопросы решаются только в судебном порядке. На принятие положительного вердикта влияет правильность оформления документации и соблюдения порядка действия при возникновении ДТП.
Быстро получить выплату в результате ДТП - жгучее желание автовладельца. Но не все страховщики возмещают ущерб. Иногда приходится обращаться в суд. Детальнее о том, какие могут быть выплаты по ОСАГО при ДТП, читайте далее.
Полисом ОСАГО страхуется ущерб, который нанес водитель транспортного средства жизни, здоровью или имуществу других лиц. То есть за в теории, должна расплатиться страховая компания (СК). В случае «обоюдки», когда виноваты оба водителя, размер при ДТП зависит от того, кто больше виноват в аварии и кто понес меньше убытков. Чаще всего эти вопросы решаются через суд.
С 1 сентября 2014 года максимальная выплата по ОСАГО при ДТП, оформленном европротоколом (без участия сотрудника ГИБДД), увеличивается до 400 тыс. руб. Максимальная компенсация за изношенные детали составляет 50 %. Обратиться за компенсацией пострадавший может только в свою СК. На принятие решения выделяется 20 рабочих дней с момента поступления заявления. Еще пять есть у клиента на повторное обращение, если он недоволен предыдущим результатом.
С 01.01.2014 Банк России разрешил владельцам транспортных средств оформлять ДТП по европротоколу, даже если у человека имеется КАСКО или ДСАГО. При этом СК не имеют права требовать дополнительные документы от клиентов. Срок выплаты не может превышать того, который установлен договором. За нарушение этого правила компании придется заплатить неустойку в размере 1 % от суммы.
С 1 октября 2014 года максимальная выплата по ОСАГО при ДТП за ущерб, нанесенный автомобилю, увеличивается до 400 тыс. руб. Предельный износ снижен до 50 %. Но для получения такой компенсации клиенту нужно будет дополнительно предоставить фото- или видеосъемку, которая осуществлена с помощью технических средств, устройств с ГЛОНАСС или других навигационных систем.
Законодательством компенсация не предусмотрена, если:
Кроме этого, существуют случаи, когда возмещение ущерба при ДТП (ОСАГО) осуществлено, но страховая имеет право регрессионного требования:
Несмотря на изменения в законодательстве, существующие на сегодняшний день выплаты по ОСАГО при ДТП не смогут компенсировать ремонт дорогих иномарок. Даже если владельцы "крутых" автомобилей получат выплату по КАСКО, страховая компания все равно выдвинет регрессионное требование виновнику. Дальше события могут развиваться по таким сценариям.
1. Виновник всегда может оспорить заявленную истцом сумму, потребовав проведения дополнительной экспертизы. Чаще всего суд принимает новую калькуляцию. Но не всегда удается «скостить» сумму до 400 тыс. руб. - предел, который покрывается страховой компанией. Но если пострадавший автомобиль был на гарантии, то оспорить сумму ущерба будет крайне тяжело.
2. Иногда стоит пойти на мировое соглашение. Например, если сумма ущерба превышает 400 тыс. руб., виновник признает свою ошибку, готов компенсировать ущерб, но не сразу, а по частям. Обращение в суд только увеличит расходы истца, но иного результата не принесет.
3. Если потерпевший один, а виновных двое, то пострадавший может рассчитываться на двойную сумму компенсации, так как законодательные ограничения равномерно распределяются на каждый полис.
Если сумма выплаты по ОСАГО не покрывает всех расходов пострадавшей стороны, можно оформить полис ДСАГО. Его стоимость - примерно 1 тыс. руб. Распространяется он на суммы, которые не компенсируются по обычной автогражданке. Покрытие может доходить до 1 млн рублей.
Бывают ситуации, когда один и тот же водитель является одновременно и инициатором аварии, и потерпевшим. Например, если в ДТП участвовало несколько автомобилей. Тогда страховая обязана компенсировать ущерб, причинённый другому лицу, и тот, который получил водитель.
Но если компания решит побороться за свои деньги (а это происходит в 90 % случаев), то вопрос будет решаться через суд. Если в ходе расследования будет выявлено два состава правонарушения, то водитель получит выплату только как потерпевший. За аварию, в которой виновен он сам, компенсации не будет. Но если суд будет рассматривать дело как одно ДТП, то деньги будут уплачены по стандартной схеме ОСАГО.
Компенсация уже уплаченной суммы - еще один спорный вопрос. На практике часто возникают ситуации, когда виновник самостоятельно выплачивал ущерб пострадавшему, а затем собирал документы (схему ДТП, справку из ГИБДД, результаты экспертизы с оценкой ущерба) и обращался в СК. Законом не предусмотрена компенсация уже совершенной выплаты. Поэтому в таких случаях всегда следует отказ. Добровольная компенсация ущерба - личная инициатива виновника.
Для начала постарайтесь успокоиться, включите «аварийку», заглушите мотор и выйдите из машины. Если есть пострадавшие, вызовите «скорую», позвоните в ГИБДД и страховую. Постарайтесь найти свидетелей аварии, взять у них контактные данные и показания.
Ни в коем случае не передвигайте авто до приезда сотрудника ГИБДД. Сфотографируйте место аварии на телефон минимум с четырех разных ракурсов (по несколько снимков). Постарайтесь, чтобы в кадр попали дорожная разметка и знаки.
Пока ожидаете, оформите справку о происшествии и заявление о наступлении страхового случая по ОСАГО. Сроки обращения после ДТП регулируются договором. Так же, как и форма подачи уведомления (письменно, по телефону, факсом и т. д.).
По приезде сотрудников ГИБДД активно учувствуйте во всех разъяснениях. Детально опишите, как произошла авария. Проследите, чтобы схема места происшествия была составлена корректно. Если виновник - вы, то постарайтесь предоставить какие-то смягчающие обстоятельства: плохое состояние дороги, неработающий светофор, отсутствие разметки, ограниченная видимость. И обязательно укажите, что ДТП произошло не умышленно. Не отказывайтесь от медобследования с целью определения алкогольного опьянения.
Подписывайте протокол, только если согласны со всеми изложенными там обстоятельствами.
Какая выплата по ОСАГО будет осуществлена, определится на экспертизе. Поэтому до получения возмещения от СК ремонтировать ТС за свой счет не рекомендуется. По законодательству, у компании есть 20 дней на принятие решения. Кроме денежной компенсации, возможен также вариант оплаты услуг СТО по восстановлению автомобиля. При получении направления на ремонт клиент подтверждает возможное увеличение сроков выполнения обязательств компанией.
Если застрахованный не согласен с выделенной суммой компенсации и качеством ремонтных работ, он может оспорить решение. Для этого необходимо в кратчайшие сроки осуществить независимую экспертизу (желательно, чтобы на ней присутствовал виновник аварии), получить заключение и предоставить его в компанию вместе с новым заявлением. Если и в этом случае СК откажется компенсировать ремонт ТС, нужно обращаться в суд.
У всех автовладельцев в обязательном порядке должен быть полис страхования гражданской ответственности, по которому компенсируется материальный или физический ущерб, причиненный водителем третьему лицу. С сентября 2014 года вступили в силу законодательные изменения, по которым выплаты по ОСАГО при ДТП увеличены до 400 тыс. руб. независимо от количества участников аварии. Сроки предоставления документов регулируются договором. Как и форма уведомления: письменно, по телефону фактом и т. д. На принятие решения у СК есть 20 дней. Все вопросы и разногласия решаются сначала самостоятельно, а затем через суд.