Техника изготовления витражей своими руками. Изготовление контурной ажурной решетки витража. способ создания простого витража

12.06.2019

Витражи многие столетия заставляют людей восхищаться своей непередаваемой красотой. Несмотря на то что истоки зарождения этого вида искусства таятся в глубине веков, оно и сегодня нисколько не потеряло своей актуальности и востребованности. Это вполне логично объясняется тем, что подобный декор при красивом и аккуратном исполнении способен привнести в любое помещение не только уют и домашнее тепло, но и особую оригинальность оформления интерьера.

Витраж на стекле своими руками может быть создан даже начинающим мастером, при условии, конечно, если будет выбрана доступная для исполнения техника, которых в витражном искусстве достаточно много. В наше время специализированных магазинах и художественных салонах можно отыскать все необходимое для изготовления картин-витражей в современных упрощенных техниках, которые намного легче в исполнении, в отличие от классической технологии. Это стало возможным благодаря современным разработкам и особым материалам, которые способны весьма достоверно имитировать «классику».

Разнообразие витражных стилей и техник накапливалось постепенно, с учетом секретов старых мастеров и новых наработанных практик. Многие применяемые и сегодня, и их обязательно нужно рассмотреть перед тем, как определиться, какой вариант наилучшим образом подходит не только по рисунку, но и по сложности самого технологического процесса.

Для выполнения витража можно выбрать рисунки в различных стилях, как «подёрнутых благородной стариной», так и ультра-современных. Не теряют популярности композиции в готическом, древнеегипетском, индийском стилях. Находят своих сторонников абстрактный, модерн, арт-деко стили, и другие, соответствующие различным эпохам и культурам, направлениям в искусстве.

Каждый из существующих стилей способен своим сюжетом, формами и цветовым решением отобразить приверженность владельца квартиры или дома к той или иной эпохе. Все стили витражей имеют собственные требования и каноны, которые следует соблюдать при их исполнении.

Долгое время идеальным вариантом считался стиль с классическими рисунками, где выбор сюжетов и материалов был ограничен. В связи с развитием искусства и с появлением новых техник, возможности изготовления витражей значительно расширились. Поэтому вместо спокойных сюжетов классики все активнее стали использоваться экспрессивные цвета и рисунки модерна и абстракции.

Достаточно часто мастера в своих произведениях используют несколько стилевых направлений и техник, которые способны оживить и дополнить друг друга, что помогает органично вписать витражи в общий декор дома.

Иногда витраж для отдельного помещения выбирается, как задающий стиль всему интерьеру, в то время, как остальные предметы комнаты являются лишь его дополнением и обрамлением. Таким образом, витражная картина становится центром интерьера.

Если в планы жильцов дома входит декорирование комнат в различных стилях, то витражи способны объединить их в одну композицию. Стеклянные картины, которыми украшены окна, способны создать удивительную цветосветовую особую атмосферу, которая будет меняться в зависимости от интенсивности естественного освещения. Кроме этого, витражом могут быть украшены и фальшь-окна с искусственной подсветкой, которые часто устанавливают в ванных комнатах или на лестничных межэтажных площадках.

Однако, прежде чем выбирать стиль витража, необходимо определиться с техникой, в которой он будет выполнен.

Техники исполнения витражей

Как уже говорилось выше, существует множество техник изготовления витражей, но несколько из них можно назвать основными:

Классическая техника

Классическая техника витражей известна со Средневековья. Картины, изготовленные по ней, состоят из фрагментов стекла, имеющих разные оттенки, и установленные в металлические рамки.

По изготовлению подобный вариант можно назвать самым сложным, и обычно его доверяют выполнить только лишь опытным мастерам-профессионалам. Чтобы сделать такую картину потребуется большое количество различных инструментов, предназначенных для резки и обработки стекла, свари или пауки металлических рамок, а также хорошо освещенное просторное обособленное рабочее место. Все это стоит приобретать и обустраивать только в том случае, если планируется заниматься этим искусством профессионально, так как специальный инструмент стоит недешево. Да и навыки работы, честно сказать, тоже необходимы весьма высокого уровня.

Английская или пленочная техника

Пленочная или английская техника заключается в нанесении на стекло, по заранее подготовленному рисунку, специальной самоклеящейся пленки различных цветов.

Витраж, выполненный в пленочной технике

Каждый из фрагментов в таком витраже, после их наклеивания, обрамляется свинцовой лентой. Если стекло с этим витражом будет установлено в межкомнатную дверь, то свинцовую ленту приклеивают с двух его сторон. Свинцовая лента не требует пайки, ее срезанные концы укладывают внахлест друг на друга и прикатывают валиком.

Преимущества пленочной техники заключается в том, что все работы проводятся на цельном стекле, которое не требует резки на отдельные фрагменты и их сложной обработки.

Кроме этого, витраж в английской технике можно изготовить гораздо быстрее, чем классический, и его способен сделать самостоятельно даже начинающий мастер при аккуратном подходе.

«Фьюзинг»

«Фьюзинг» нельзя назвать новой техникой изготовления витражных картин, так как используется она с тех пор, как стало производиться стекло, конечно же, за прошедшее время претерпев значительные усовершенствования.

Очень красивы и оригинальны витражи, выполненные по технологии «фьюзинг»

Название техники «фьюзинг» происходит от английского слова «fusion», что переводится, как смешение или сплав. Именно этот процесс и происходит со стеклом во время изготовления витража подобным методом. В домашних условиях выполнить витраж в этой технике не получится, так как для его изготовления необходимо специальное оборудование для плавления стекла, которое можно обеспечить только при очень высоких температурах.

Витраж, сделанный этим способом, не имеет швов и не требует применения металлических обрамлений.

Процесс создания витражной картины происходит следующим образом:

  • На прозрачном стекле нужного размера, уложенного на подготовленный лист с рисунком, на специальный клей выкладывается мозаика из кусков цветного стекла.
  • Далее, эта заготовка отправляется в специальную печь, где и происходит процесс спекания отдельных фрагментов стекла между собой и с основой, на которой они выложены.

Технология «фьюзинг» заключается в постепенном нагреве мозаики и ее томлении при температуре в 800 градусов - именно такой уровень необходим для плавления и спекания отдельных кусков стекла между собой. Плавление происходит под строгим контролем, так как нельзя упустить момент готовности изделия, иначе начнется процесс изменения структуры материала - расстеклование, при котором стекло кристаллизуется.

  • Когда структура витража станет однородной, витраж необходимо охладить.
  • Затем осуществляется еще один отжиг, то есть нагрев стекла с последующим охлаждением.
  • «Фьюзинг» включает в себя не только плавление и спекание, но и приемы обработки стекла во время проведения этих процессов. Кроме этого, если желаемый результат не достигнут, то производится постформинг, заключающийся в еще одном нагреве и приданию витражу выпуклой или криволинейной формы.

По окончании работ получается стеклянная картина, из стекла разных оттенков, надежно и герметично спаянных между собой. Эту технику применяют для изготовления витражей, выполняемых в различных стилях, так как она дает практически неограниченные возможности в создании картин любой тематики.

«Тиффани»

Техника витража «тиффани» осуществляется способом, в чем-то схожим с классическим. Для того чтобы сделать картину в этой технике, готовится рисунок-шаблон в натуральную величину в двух экземплярах, один из которых разрезается на отдельные фрагменты, по которым будут вырезаны кусочки стекла разного цвета.

Во многом повторяющая «классику» техника «тиффани»

Края кусков стекла обрабатываются и шлифуются до гладкости. Затем, каждый из элементов витража окаймляется медной лентой, концы которой спаиваются между собой. Следующим шагом обрамленные фрагменты соединяются между собой по рисунку с помощью оловянной пайки, проводимой мощным паяльником.

В отличие от классической, в технике «тиффани» используется только медная лента, которая намного гибче и устойчивее свинцового профиля и легче поддается заданной деформации, с последующим удержанием формы, что позволяет окаймлять ей даже небольшие детали витража. Благодаря этому технику «тиффани» используют не только для витражных окон, ни и для изготовления множества разнообразных элементов интерьера, например, абажуров настольных ламп и люстр.

Абажур настольной лампы, изготовленный в технике «тиффани»

Все детали, «одетые» в медную рамку, после спаивания концов профиля, перед соединением в общую композицию прокатываются валиком, в процессе чего лента обжимает стеклянный фрагмент.

Видео: работа мастера над витражом в технике «тиффани»

Пескоструйная техника

Пескоструйные витражи изготавливаются с применением специального оборудования, подающего под большим давлением струю воздуха с песком.

Создание виражных картин по этой технике производится следующим образом:

  • Подготавливается прозрачный лист стекла, на поверхность которого накладывается и закрепляется трафарет рисунка.
  • Открытые участки трафарета обрабатываются песком, подаваемым тонкой струей под высоким давлением. Поверхность от такого воздействия теряет в прозрачности и становится матовой.
  • После завершения работ трафарет снимается со стекла, и на поверхности остается изысканный воздушный рисунок.

Этот вид витража не требует монтажа каркасов и сложной фигурной резки стекла, а также наклеивания пленки. Но, как уже говорилось, обязательным условием является наличие специального оборудования. При желании, конечно, можно заменить струю песка наждачной бумагой, но в этом случае придется сделать трафарет из тонкого металла, так как картон – непрочный материал, он начнет истираться, и не позволит воспроизвести точный рисунок. Кроме этого, ручная работа займет достаточно много времени., а качество, глубина прорисовки все равно будут уже не те.

Литая техника

Эту нечасто применяемую витражную технику можно назвать одной из наиболее сложных, так как каждый из фрагментов мозаики выдувается или отливается из цветного стекла вручную. В процессе такого штучного изготовления стеклянным фрагментам придается особая задуманная фактура, способствующая тем или иным оптическим эффектам, игре преломления световых лучей, что создает эффект выраженной объемности. Затем фрагменты собираются в единую картину с использованием строительных растворов и металлического армирования.

Витраж, выполненный в литой технике

Изготовить витраж в такой технике в домашних условиях весьма проблематично, так как здесь нужны, помимо оборудования, совершенно специфические технологические навыки обработки стекла. Как правило подобные витражи являются авторскими художественными работами, и в практике частного домостроения практически использования не находят.

Техника травления

Техника создания на стеле рельефного рисунка путем травления предполагает применение плавиковой кислоты, которая имеет способность деструктивно действовать на главный компонент стекольной массы - диоксид кремния.

При нанесении кислоты на стекло, его слои начинают разрушаться. Для того чтобы вещество расплавило только те участки стеклянного листа, которые нужно, наносится трафарет из стойкого к кислотному воздействию материала. Трафареты позволяют создать четкие однослойные или многослойные рисунки на стеклянной поверхности, с выраженным рельефом различной глубины. Чем больше слоев в рельефе, тем он объемнее. При этом кислота наносится на разные участки картины столько раз, сколько слоев предполагает выбранный рисунок. Однослойный витраж выполняется в один прием, и в этом случае нанесение кислоты просто замутняет стекло, делает его матовым и шероховатым.

Браться самостоятельно, не имея практики, за подобную работу – не стоит. Работа со столь сильной кислотой требует предельной осторожности, так как можно запросто кожу или слизистые оболочки. Все операции проводятся в специальном защитном оснащении, в хорошо проветриваемом нежилом помещении, оборудованном соответствующим образом.

Расписной витраж

Техника расписного витража хороша тем, что может имитировать любой другой способ изготовления стеклянной мозаичной картины.

Одна из самых доступных техник — роспись по стеклу

Процесс работы над ним включает несколько этапов:

  • Изготовление рисунка и подготовка стекла нужного размера.
  • Стекло укладывают на столе сверху расстеленного рисунка витража.
  • По рисунку на стекло краской выбранного оттенка наносится контур. Обычно выбирается черный цвет, так как он отлично выделяет элементы рисунка. После завершения этого этапа, краске нужно дать хорошо высохнуть.
  • Обведенные фрагменты витража расписываются витражными красками.

Как самостоятельно создать витражную картину по этой технике – будет показано ниже в таблице-инструкции. А пока что можно сказать, что это – одна из наиболее доступных технологий в домашних условиях, и к изготовлению подобной росписи модно даже привлечь ребенка – ему будет очень интересно. Да и затраты, по сравнению со всеми другими техниками – минимальны.

Контурная заливная техника

Заливная техника так же, как и расписная, может имитировать любой способ изготовления витража, и с помощью нее можно выполнить картину в самых разных стилях. Подобная технология тоже отлично подходит для новичков, которые решили украсить свой дом витражами. Для того чтобы воспроизвести любое изображение на стекле, необходимо подготовить рисунок и витражные краски, которые обычно выпускаются в тюбиках, имеющих специальный носик – для удобства нанесения и распределения состава по поверхности.

Узор, выполненный в технике контурной заливки

Первое, что нужно сделать — это перенести контур рисунка на стекло, методом обведения. Перед проведением следующих работ необходимо дождаться, пока краска контура полностью просохнет.

После этого пространство внутри контура заливается краской нужного цвета. При необходимости ее распределяют с помощью кисти. Краска заливается достаточно толстым в 1÷1,5 мм, ровным слоем, и по мере высыхания она должна давать гладкую поверхность без художественных мазков. Если по рисунку отдельным фрагментам витража нужно придать объем с помощью цвета, то необходимо приготовить заранее краску разных оттенков, которую заливают на стекло, согласно образцу рисунка.

Необходимо заметить, что существуют и другие техники изготовления витражей. Многие из них включают в себя две или даже более базовых технологий способов, поэтому их можно смело назвать комбинированными. Например, чтобы упростить расписной или заливной метод, вместо красок используется цветная пленка. То есть вначале по рисунку на стекло наклеивается пленка, между фрагментами которой оставляется зазор в 3÷5 мм. Затем это просвет заполняется черной витражной краской, чем создается окантовка отдельных фрагментов общей мозаики.

Стили витражей

Витражи могут быть выполнены в различных стилях, но, выбирая рисунок по этому критерию, следует, безусловно, опираться на оформление всего интерьера, чтобы создать гармоничное сочетание всех элементов.

Стили витражей могут иметь множество подвидов, и из-за этого иногда даже достаточно сложно определить наиболее корректную классификацию рисунка. В этом случае рекомендуется опираться на особенности изображений, цветовую гамму и канонические характеристики.

Античный стиль

В основе античного стиля лежит древнегреческое и древнеримское начало. Уникальность и гармония элементов этих направлений не потеряли популярности в наше время, а, кроме того, многие детали более поздних стилей были заимствованы именно из античного.

Витражи, выполненные в этом стиле, обычно состоят из многочисленных фрагментов, и могут быть выполнены в любой из вышеописанных техник. Если принято решение придерживаться определенного направления, то важным условием является соблюдение характерных особенностей, присущих именно этому стилю:

  • Рисунок должен напоминать античную мозаику, содержащую греческие орнаментальные элементы — это рисунки амфор, нимф, колонн, пейзажей с архитектурными сооружениями, имеющими детали, характерные для зданий того времени – колоннады, портики, треугольные фронтоны и т.п.
  • Достаточно часто при изготовлении витражей этого стиля применяются смешанные техники, с применением не только стеклянных фрагментов, но и пленки, керамики, металла и перламутра.
  • Античные мотивы используются в витражах, устанавливаемых в виде фальшь-окон в ванной комнате, при оформлении стекол межкомнатных дверей, ну и, конечно же, для оконных проемов с естественной подсветкой.

Древнеегипетский стиль

Этот интерьерный и витражный стиль никогда не выходил из моды, с тех пор, как его привнес в европейскую культуру Наполеон после своего похода в Египет. Витраж в древнеегипетском стиле с того времени не претерпел особых изменений, сохранив геометрию рисунка и теплую цветовую гамму.

  • Характерными для древнеегипетского стиля цветами являются теплые охристые, песчаные, коралловые, оранжевые и желтые оттенки, которые отлично сочетаются с коричневым, насыщенным синим ультрамарином, кобальтом, хаки и травянисто-зеленым, особенно в тех случаях, когда имеют черное обрамление.
  • В данном стиле используются традиционные древнеегипетские орнаменты, сцены из жизни фараонов, изображения священных животных, а также знаменитые иероглифы.
  • Для витража этого направления подойдет заливная, «тиффани», «фьюзинг», пленочная, а также классическая техники.

Египетский стиль витражей обычно используется для оформления ванных комнат, балконов или кухонь, и достаточно редко для гостиных или спален, из-за перенасыщенности деталями.

Готический стиль

Готический стиль возник в Западной Европе в период Средневековья, и активно развивался в XII ÷ XV веках. Со временем он становился сложнее, обогащаясь разнообразными элементами и оттенками.

«Холодный» готический стиль

  • В начальной стадии возникновения стиля на витражах изображались, в основном, картины с религиозными мотивами, а позже стали появляться фигуры символических животных, рыцарские турниры, а также сцены охоты.
  • Готические витражи имеют глубокие богатые оттенки, такие как темно-зеленый, бордовый, ультрамарин, пурпурный, фиолетовый и черный.
  • Фрагменты картины обрамляются золотом, патиной или черненой медью, всем тем, что способно подчеркнуть принадлежность данного элемента интерьера к готическим мотивам.
  • Самые оптимальные техники исполнения витража в стиле готики - это заливной, роспись, «тиффани», классика, пленочная, а также комбинированная.

Нужно сказать, что для обычной квартиры этот стиль оформления интерьера будет мрачноват и не принесет в дом уюта и тепла, так как его скорее можно отнести к холодному монументальному направлению в искусстве. Готический стиль больше подходит для больших залов приемов и высоких потолков католических церквей.

Индийский стиль

Индийский витраж возник много веков назад в качестве украшения оконных проемов для богатых домов Индии. В дальнейшем, как и многие другие стили, он обогатился и несколько разбавился сюжетами и мотивами других стран, но в целом — сохранил свою самобытность.

  • Индийский стиль отличается яркостью красок, которые поднимают настроение — это оранжево-красный, ярко-желтый и зеленый, светло-голубой и другие, будто подсвеченные снаружи солнцем оттенки. В витражах может присутствовать большое количество позолоты.
  • Индийские витражи включают в себя изображения божеств, находящихся на фоне водной глади, и пышных растительных или горных пейзажей. Самым популярным элементом индийского растительного орнамента является так называемый пейсли — «огурец», который присутствует практически на любой картине этого стиля.

Классика орнаментов в индийском стиле — пейсли или, иначе, «огурец»

  • Для исполнения этого витража используется техника «тиффани», классическая, роспись и заливка.

Стиль модерн

Модерн прочно вошел в моду после художественной выставки, прошедшей в Париже в 1900 году, и, наверное, уже навсегда закрепился среди самых популярных стилей, как в художественном искусстве, так и в архитектурном оформлении.

Основная идея этого стиля — это первичность формы, то есть взят за основу постулат «форма важнее содержания».

  • Стиль модерн отличается плавными линиями, легкостью, изысканностью и утонченностью. Это может быть морская или растительная тема, а также направление легкой романтики.

На витражах, выполненных в стиле модерн, достаточно часто присутствуют кованые решетки, увитые густой зеленой растительностью с вкраплениями из цветов, или вазоны с установленными в них букетами необычных форм.

  • Витражи этого стиля выполняются в пастельных спокойных тонах, и поэтому отлично вписываются в любое интерьерное решение, становясь его центром и создавая в комнате атмосферу тепла и уюта.
  • Витраж может быть выполнен в технике «тиффани», заливки, пленочной или росписи.

Стиль арт-деко

Со временем на смену сложным замысловатым переплетениям растений, кованым решеткам, различным сценам из жизни рыцарей и религиозной тематики пришли более простые формы современных стилей. Одним из них, который многим пришелся по вкусу, является стиль арт-деко.

Арт-деко — преобладание крупных деталей и симметрия рисунка

Появилось это направление в 20-х годах прошлого столетия, и было особо популярно вплоть до 60-х годов. Сегодня стиль арт-деко тоже достаточно часто применяется в оформлении современных квартир и домов.

  • Рисунки этого витражного стиля отличаются симметричностью расположения элементов, четкостью линий и чистыми цветами, идеально подобранными друг к другу, а также повторяющимся рисунком.
  • Стиль арт-деко выполняется в любой из вышеописанных техник, так как рисунок обычно состоит из крупных фрагментов, которые могут быть вырезаны из стекла или пленки, а также вытравлены с помощью специальной кислоты или залиты краской.

Витраж в абстрактном стиле

Абстракционизм, как признанный стиль, появился в 1910 году, после представленных на выставке акварелей французских художников. Со временем он вошел в европейскую моду, и его стали применять для изготовления различных элементов для украшения интерьера, в том числе и витражей.

Абстрактный стиль может быть выбран для различных интерьерных решений, так как в нем слилось несколько направлений витражного искусства.

  • Абстракционизм отличается многочисленностью правильных и неправильных по форме фрагментов, яркостью и сочностью красок, которые придают экспрессию всему помещению, где расположено художественное панно.
  • Витраж в абстрактном стиле выполняется в технике роспись, «фьюзинг», пленочном и заливки.

Выбрав подходящую для исполнения технику, витраж подобного стиля вполне можно изготовить самостоятельно – пределов для фантазии здесь просто не существует.

Детский витраж

Самым интересным и трогательным можно назвать детский витражный стиль. Разнообразие тем и мотивов детских мотивов дает большой простор для фантазии родителей, а к процессу эскизной подготовки вполне можно привлечь и детей. Чаще всего на подобных витражах изображаются герои любимых сказок и мультфильмов, а также стилизованные животные.

  • Детский витраж должен иметь четкие формы, чтобы ребенку сразу было видно, что на нем изображено. Нужно продумать рисунок так, чтобы он состоял из плавных линий, которые способны сделать картинку мягкой и спокойной, но в то же время яркой, привлекающей внимание.
  • Витраж можно расположить на часах или встроенном в шкаф зеркале, но не стоит делать его на окне, особенно если квартира расположена выше первого этажа. Окно – зона повышенной опасности, а ребенок даже несознательно будет тянуться к красивому яркому изображению.

  • Кроме этого, в целях безопасности нужно хорошенько продумать технику исполнения картины. Она не должна состоять из отдельных фрагментов стекла, даже если они очень хорошо скреплены между собой. Должны быть полностью исключены острые рельефные выступы.

Картинка не должна быть скучной и неинтересной. Для детских витражей хорошо подойдет пленочная, заливная и расписная техника, а еще лучше, если картина будет нанесена на безопасное синтетическое стекло.

Изготовление витража своими руками

Самыми простыми из всех техник изготовления витражей в домашних условиях, которые доступны для освоения новичками, являются расписная и пленочная. Именно эти техники и будут рассмотрены более подробно.

Создание витража в технике росписи стекла

Иллюстрация
Первым шагом идет снятие размеров со стекла, на котором будет нанесен витраж.
По этим размерам необходимо подобрать понравившийся готовый рисунок или же, при достаточном опыте, выполнить его самостоятельно.
Если готовый рисунок берется из интернета, то его распечатывают на обычных листах формата А-4 в любом графическом редакторе, с использованием функции многостраничной печати (для этого отлично подходит, например, приложение Publisher, входящее в пакет MS Office).
Затем фрагменты стыкуются и склеиваются по линиям с помощью скотча, чтобы воссоздался единый рисунок.
В рассматриваемом случае рисунок выполняется самостоятельно, от руки.
При этом важно добиться, чтобы каждая из его деталей была хорошо выделена, границы прорисованы.
На готовый эскиз идеально ровно укладывается стекло, на которое будет переноситься весь рисунок.
Стекло необходимо тщательно обезжирить с помощью спиртового или аммиачного растворов.
Нанесенные составы после очистки поверхности стекла тщательно вытираются, так как «рабочая площадка» не только не должна иметь жирных пятен, но и быть абсолютно сухой.
Следующим шагом все контуры рисунка обводятся на стекле по шаблону, уложенному под ним.
Эти границы наносятся обычно черной краской, так как она хорошо выделяет все фрагменты и делает конечный рисунок более четким. Для витража, как уже говорилось выше, используются специальные витражные краски.
Нанесенный контур должен полностью просохнуть, иначе можно испортить всю проделанную работу, случайно смазав краску при выполнении дальнейших операций.
После высыхания границ переходят к раскрашиванию готового рисунка.
Этот процесс можно сравнить с детской книжкой-раскраской, где каждый из элементов должен приобрести свой цвет. К этому этапу изготовления витража нужно подойти творчески, но и с предельной аккуратностью.
Такое тонирование обычно наносится тонкими кисточками – нанесенные и просохшие ранее границы не дадут краскам растечься.
Цвета должны быть максимально чистыми, яркими, обязательно гармонировать между собой.
Если предполагается придать рисунку особую живописность, то более темные или светлые оттенки лучше всего нанести позже, после высыхания основных, базовых цветов. Иначе может получиться грязь, и вся работа пойдет насмарку.
Готовый витраж должен выглядеть эстетично и аккуратно, а также хорошо гармонировать с интерьерным стилем.
Декорированное таким образом стекло можно будет аккуратно вставить в раму, например, межкомнатной двери, или использовать для оформления мебельных дверец.

Создание витража в пленочной технике

Эта техника изготовления витража предполагает использования плёнки и свинцовой ленты. Обычно для плёночной технологии выбираются стилизованные рисунки, имеющие четкие формы – стиль арт-деко. При аккуратном подходе подобный витраж выполнить, наверное, даже легче, чем с использованием красок.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Чаще всего рисунок для исполнения витража в этой технике распечатывается на принтере, с использованием уже упоминавшихся графических приложений. Так можно получить точные и четкие линии и формы всех, даже самых мелких фрагментов.
Если работа выполняется в первый раз, не стоит брать слишком сложный рисунок с замысловатыми элементами.
Линии рисунка должны иметь ширину около 4÷4,5 мм.
Распечатав рисунок на листах, их аккуратно склеивают между собой.
Все линии должны идеально совпасть, так как от этого зависит эстетичность конечного результата.
Следующим шагом, подготовленное по размеру стекло необходимо тщательно очистить от пыли и грязи, обезжирить с той его стороны, которой оно будет накладываться на рисунок.
Затем, стекло насухо вытирается.
Сухое стекло укладывается на сборный лист с рисунком.
Важно сразу добиться необходимой ровности укладки стека относительно графического рисунка, чтобы работа не пошла с перекосом относительно «холста».
Желательно обеспечить надежную фиксацию стекла, чтобы не случилось случайного сдвига при выполнении дальнейших операций.
Рекомендуется для этого использовать маленькие отрезки тонкого двустороннего скотча (показаны стрелками), разместив из в тех местах, где они не будут мешать рисунку витража.
Для работы нужно подготовить такие специальные инструменты, как валик, ракель с фетровой накладкой, узкий нож со съемными лезвиями, прижим, ножницы, металлические линейки разной длины.
Из материалов потребуется витражная самоклеящаяся пленка разных цветов и специальная свинцовая самоклеящаяся витражная лента подходящего оттенка.
Уложенное на рисунок стекло нужно еще раз хорошо обезжирить и с внешней стороны, спиртовым раствором, а затем насухо вытереть чистой микрофиброй, которая гарантированно не оставит на поверхности мелких волокон.
Далее, начинается работа с пленкой.
Специалисты рекомендуют использовать для монтажа высококачественную пленку английского производства «RegaLead», но она в несколько раз дороже продукции других компаний.
Недорогие же пленки могут быть неустойчивыми к ультрафиолетовым лучам, поэтому способны очень быстро выгореть, если витраж будет находиться на солнечной стороне.
Пленка вырезается для каждого элемента отдельно по его размеру.
Здесь, конечно же, оптимальным вариантом станет организация подсветки рабочего стола снизу. Если таковую сделать нет возможности, то придется вымерять каждый фрагмент линейкой и подгонять по месту.
Пленку отмеряют и вырезают немного большего размера, чем фрагмент рисунка, а корректируют ее края уже после наклеивания.
Перед наклеиванием каждого фрагмента, место, куда он будет наноситься, тщательно протирают (обезжиривают) и сушат микрофибровой салфеткой.
Далее, если фрагмент представляет собой полоску, то с отрезанного куска пленки, с одного его края, начинают снимать подложку.
Край детали закрепляют на стекле, приглаживая ракелем с фетровой насадкой.
Другой край фрагмента натягивается, что дает возможность расположить его точно по линиям рисунка.
Затем, четким и быстрым движением полоса пленки прижимается ракелем к стеклу.
Эту операцию необходимо проводить быстро для того, чтобы даже малейшая пыль не успела попасть на поверхность стекла, иначе эффект аккуратности может быть безвозвратно потерян.
Излишки пленки по краям стекла срезаются острым ножом.
Клей на тыльной стороне пленки схватывается практически сразу, но не в полную силу, поэтому есть возможность поправить неровности, если они случайно создались.
На этом фото хорошо показаны две параллельные полосы, наклеенные на стекло.
Одна из них уже ровно, по линейке, обрезана, а вторая только что наклеена, и ее края еще не обработаны.
Пленка должна находить на черную полосу на 1,5÷2 мм.
Длинная линейка укладывается именно по этой линии, по ней проводят острым ножом, и лишняя часть пленки аккуратно удаляется.
Позднее в ходе работы черные линии рисунка будут закрыты свинцовой лентой, которая наклеивается в последнюю очередь.
В том случае, если под пленку все же попала пылинка, то ее необходимо постараться удалить.
Для этого край фрагмента осторожно приподнимают, отклеив от стекла, и кончиком ножа аккуратно, чтобы не повредить материал, снимают пылинку.
Пальцами эту операцию проводить категорически запрещено, так как отпечатки от них обязательно останутся на клеевом слое пленки, и будут хорошо видны на просвет.
Убрав пылинку, пленку вновь натягивают и прижимают с помощью ракеля.
На этой иллюстрации хорошо показаны два готовых фрагмента будущего витража.
Далее, работа продолжается по тому же принципу.
Если элемент рисунка имеет криволинейную конфигурацию, то его корректировку проводят на месте.
Для этого вырезается фрагмент пленки большего размера, и от него после наклеивания аккуратно отрезаются лишние участки точно по черным линиям рисунка.
Здесь, безусловно, очень важна «набитость руки», чтобы манипуляции ножом были тщательно выверены, и края получались ровными, точно по подложенному шаблону.
Если на задуманном рисунке по соседству располагаются несколько мелких фрагментов разного цвета, то можно поступить двумя способами.
В первом случае, вся разноцветная зона закрывается пленкой одного цвета, а затем вырезаются лишние фрагменты.
Так можно существенно выиграть в скорости изготовления витража, но проиграть в расходе материала.
Можно поступить и по-другому, более профессиональным способом, когда каждый фрагмент рисунка накрывается отдельным кусочком пленки и вырезается отдельно.
Здесь достигается экономия материала, но работа, особенно при отсутствии опыта, займет больше времени, а кроме того, высока вероятность допустить ошибку.
Поэтому, если выбирается второй способ работы, на отдельные элементы наклеивается фрагменты пленки несколько большего размера.
Резы также производятся по черным линиям рисунка-шаблона.
Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы оставались нахлесты пленок соседних фрагментов, так как при повышении температуры материал имеет свойство расширяться, и при отсутствии зазора между отдельными элементами мозаичного рисунка, на поверхности может появиться деформация. А со временем пленка и вовсе начнет отслаиваться от стекла.
Поэтому между фрагментами должен оставаться зазор 1,5÷2 мм.
Остальные части рисунка вырезаются и фиксируются на стекле по такой же методике.
На иллюстрации можно хорошо рассмотреть, как наклеиваются элементы, имеющие сложные лекальные формы.
Когда пленкой будут заполнены все цветовые фрагменты, переходят к наклеиванию свинцовой ленты.
Этот материал для обрамления может быть разного цвета - производится лента под золото, серебро, медь с разнообразными промежуточными оттенками.
Свинцовая лента может быть матовой или глянцевой, она пластична, так как состоит на 98÷99% из чистого свинца, поэтому легко принимает любую заданную форму, и с ней очень комфортно работать.
Нижняя часть этого витражного материала также покрыта специальным клеевым составом, который имеет отменную адгезию со стеклом.
Лентой обрамляется каждый фрагмент витража.
При стыковке нескольких линий ленты в одной точке, края должны быть перекрыты, то есть если надрезы выходят на край всей композиции, то они перекрываются обрамляющим весь край отрезком.
В средней части рисунка края ленты также должны перекрывать друг друга.
После приклеивания лента тщательно прикатывается сверху валиком.
Прямые линии витража, обрамленные свинцовой лентой, обязательно следует выровнять с помощью линейки и ракеля – этот процесс нужно провести сразу, пока клей не еще просох.
Несложный способ выравнивания прямых линий позволяет сделать их идеально ровными.
Для этого к полосе приклеенной ленты прикладывается линейка, устанавливается точно по шаблону, а затем между линейкой и лентой проводят углом или ребром ракеля, который и окончательно установит ленту на заданное место.
Как уже говорилось выше, каждый из краев ленты должен перекрываться следующим наклеенным отрезком.
Например, если обклеивается круглая зона с фрагментами, то для этого берется цельный кусок и, после выкладки окружности, один край ленты накладывается на другой, а затем прикатывается валиком.
Обрезанные края должны быть закрыты для того, чтобы во время проведения уборки случайно не задеть и не отклеить какой-нибудь из них.
Поэтому рекомендовано тщательно продумать заранее, какой из фрагментов, куда и когда приклеить. Нужно постараться распланировать очередность наклеивания таким образом, чтобы в завершении работ, остался всего лишь один открытый край ленты.
После этого вся приклеенная лента прикатывается с помощью валика.
Далее, с помощью специального прижима, который обычно входит в комплект принадлежностей для создания витражей, нужно пройтись по всем стыкам, прижимая полосы ленты друг к другу.
Это проделывается во избежание образования щелей с последующим попаданием в них в процессе эксплуатации влаги или моющих средств.
Прижимается лента с двух сторон стыка, что, кстати, придает общей композиции естественность настоящего витража – получается визуальный эффект «кованого соединения».
Полная герметизация стыков и перехлестов обеспечит максимально долгую службу созданного витража.
После этого витраж нужно осторожно обработать моющим средством, но наносить его нужно не на стекло с готовым рисунком, а на салфетку из микрофибры.
Протирается витраж очень аккуратно, по направлению только вдоль свинцовых лент, во избежание их сдвига, так как клей еще полностью не полимеризовался.
Далее, из-под стекла можно удалить шаблон-рисунок.
Готовый витраж должен иметь ровные линии и быть очень аккуратным.
Только в этом случае он будет смотреться эффектно и станет полноценным украшением помещения, притягивающим взгляд центром дизайнерского оформления интерьера.

Если для изготовления будет выбрана одна из простых техник, то освоить их можно достаточно быстро. Однако, прежде чем начинать делать чистовой вариант витража, необходимо немного потренироваться, чтобы хотя бы немного «набить руку». Возможно, этот творческий процесс сможет кого-то увлечь настолько, что после выполнения одной картины на стекле, начинающему мастеру захочется заниматься этим делом профессионально.

Вам понадобится

  • - плиткорез (для обтачивания кромки стекла)
  • - наждачный круг средней зернистости
  • - стеклорез
  • - паяльник с тонким жалом
  • - цветное стекло
  • - плотная белая бумага
  • - карандаш или фломастер
  • - припой ПОС-61
  • - патина
  • - фольгированная медная лента

Инструкция

Витраж представляет собой панно из разноцветного стекла которое может быть как прозрачным, так и матовым. Все необходимые материалы для его изготовления можно купить в специализированных магазинах. Самостоятельно можно сделать как классический витраж, так и его имитацию. Основные техники: «тиффани» и фьюзинг (спекание стекла).

Как сделать витраж в стиле «тиффани»?

Изготовление панно начинается с выбора рисунка. Его размер должен совпадать с величиной будущего витража. Все линии изображения нужно четко прорисовать простым карандашом или фломастером. На каждой детали рисунка следует написать, из какого стекла она должна быть вырезана. То есть, указать его цвет. Бумагу с изображением будущего витража укладывают на ровную твердую поверхность, предварительно постелив на нее мягкую ткань. Это не позволит стеклу растрескиваться во время изготовления из него деталей панно.

Ориентируясь на прорисованный контур, с помощью стеклореза вырезают нужную деталь. Если ее края получились неровными, излишки стекла убирают с помощью щипчиков, которые можно заменить небольшими пассатижами. Далее, приступают к обтачиванию кромки. Для этой цели существуют специальные станки, но для самостоятельного изготовления небольшого витража можно обойтись обычным плиткорезом. На него следует установить наждачный круг средней зернистости. Важно чтобы этот инструмент был оснащен ванночкой для воды. Это позволит при вращении круга смывать с него мелкие стеклянные осколки.

По завершении обточки каждую деталь нужно обернуть вдоль ее кромки фольгированной лентой. Эта окантовка должна плотно прилегать к поверхности стекла, поэтому фольгу тщательно разглаживают ровной деревянной палочкой или боковой поверхностью карандаша. После этого готовые элементы витража выкладывают на рисунок. Остается спаять между собой все кусочки стекла. Прочность соединения обеспечивает лента. Готовый витраж покрывают патиной.

Как сделать имитацию витража?

Такое панно можно изготовить двумя способами: заливкой и росписью. Последний не представляет особой сложности, так как выполняется с помощью специальных витражных красок в технике рисунка. Для заливного витража потребуются две вещи: паста для прорисовки контура и заливка (краски или цветной лак). Изготавливается такое панно довольно просто: подготавливается рисунок, на него укладывается обычное прозрачное стеклянное полотно требуемого размера, затем с помощью специальной пасты прорисовывают контур изображения. По застывании этой массы приступают к заливке внутренних областей рисунка красками или лаком соответствующего цвета.

Название "витраж" пришло к нам из латыни. Данное понятие обозначает структурное построение, прозрачной или полупрозрачной фактуры, имитирующее особый орнамент или сюжет. Необычность витражной композиции заключается в умелом и удачном соединении световых лучей и стеклянной поверхности. Данные компоненты в союзе со значимым третьим - цветом - создают настоящие шедевры искусства.

Витражи как элемент декора

Витражи в интерьере, в первую очередь, являются элементом декора. Прямое их предназначение - это преломление потоков света и преобразование площади внутри помещения. Активное развитие и использование витражного искусства припадает на период средневековья. К сожалению, где и когда впервые произвели первую витражную композицию, не известно. До наших дней сохранилась информация о том, что еще древние римляне пытались использовать дутое и литое стекло в архитектуре.

В сегодняшнем декорировании интерьера, витражи снова в моде. Конечно же, идея таким образом украшать помещение, по праву принадлежит древним архитекторам, но благодаря новшествам в современных технологиях, витражи усовершенствовались и вышли на новый виток обновления и улучшения.

Витраж принято считать не только декоративным элементом, но и центральным элементом интерьера. Любоваться ними можно в разное время суток, вне зависимости от того, под каким углом на конструкцию попадают солнечные лучи. Исходя из этого становится понятно, что витражная композиция будет уместно смотреться и в холле, и в кухне и даже в ванной комнате.

Витражи в интерьере

Рискнувшие оформить хотя бы одно из помещений витражной композицией, гарантированно получат уникальное преображение комнаты, а также цветную легкость и неповторимость. Дизайнеры советуют выполнять витраж именно в том стиле, в котором оформлено все помещение. Таким образом, дизайн получится единым, целостным и гармоничным.

Наиболее часто используемый стиль витражей - это классический . Его основными характеристиками считаются естественность, изысканность, простота и уникальность. Этот стиль считается относительно мало бюджетным, что на сегодняшний день достаточно актуально. Главная привлекательность витражной классики - это симметрия. Изображаемая тематика может быть абсолютно разной от природных пейзажей до геометрических тел. Такие композиции в основном выполняют либо в темных, либо в пастельных тонах. Наиболее часто используют их при оформлении ширм, оконных проемов, перегородок.

Не менее популярный стиль - витражная неоготика . Идея стиля заключается в следующем: в комнате с большой площадью - довольно плотное заполнение оконных проемов витражной композицией, а в комнате не больших размеров - основу из прозрачного или бесцветного материала дополняли цветными вкраплениями.

С приходом ХХ века образовался и укрепился стиль модерн . Основные его признаки - это плавные переходы, замысловатые причудливые узоры, мягкие линии и узоры имитирующие растения. Цветовая гамма стиля приветствует все мягкие полутона. Стиль модерн отличается своей экстравагантностью и изысканностью. Модерновые витражи отлично совмещаются практически со всеми видами интерьеров.

Создание витражей сегодня производится посредством использования различных технологий. К сожалению, некоторые из них достаточно сложные и требуют не только мастерства и опытности художника, но и применения специального оборудования. В домашних условиях воспользоваться такими техниками нельзя. А теперь пришло время узнать в чем особенности создания витражей разных видов.

Классические, или паянные витражи

Начинают работу с изготовления эскиза, далее, в соответствии с каждой линией прокладывают металлический профиль, в который вставляют заготовленные стеклянные фрагменты. На местах стыков выполняется соединение пайкой. Затем выполняют художественную роспись витража.

Профиль может быть медным, латунным или свинцовым, его сечение похоже на букву Н. В пазы Н-образного профиля вставляют фрагменты, вырезанные из цветного стекла. Использовать в работу можно стекла толщиной не более 4 мм. Структура профиля является довольно жесткой и не позволяет придавать изображениям изогнутые контуры. Еще одним недостатком такой технологии считают относительно большую ширину профиля (до 6 мм). которая не позволяет сделать швы изящными.

Качество светопропускной характеристики такого витража зависит от стекол, которые используют при изготовлении, лучшими их производителями на сегодня считают: Wissmach, Spectrum, Glashutte Lamberts, Armstrong, стекла выпускаемые этими фирмами окрашены в массе, они никогда не выцветают.

Классическую технику создания витражей рационально использовать при изготовлении больших витражных полотен.

Тиффани

Наиболее красивыми считаются витражи Тиффани, но изготовление их отличается некоторой сложностью. Они реалистичны и очень похожи на живописные картины, при их изготовлении используются цветные стеклянные фрагменты разных размеров, форм, в том числе вогнутых и выпуклых. Сборка таких витражей выполняется исключительно вручную, т.е. каждую работу можно считать авторской.

Начинается работа с создания эскиза, разбивки его на фрагменты. Далее из стекол вырезаются детали конструкции, обтачиваются до получения нужной формы и габаритов, соединение фрагментов производится путем спайки свинцово-оловянным припоем клейкой медной ленты в которую оборачивается каждый из подготовленных фрагментов. Направляющие профили при создании витража в такой технике не потребуются.

Использование медной основы для крепления фрагментов позволяет создавать выпуклые и объемные изображения.

Витражи Тиффани не пострадают от резких перепадов температур, не зависимо от того, что состоят они из отдельных фрагментов, прочность имеют не меньшую, чем изделия из цельного стеклянного полотна. Выполнить такие витражи своими руками возможно, при условии наличия соответствующих материалов и инструментов, художественного вкуса и фантазии, умения трудиться с большой аккуратностью.

Фьюзинг

Процесс создания витража в технике Фьюзинг очень сложен, заключается он в спекании при очень высоких температурах составленных из стеклянных фрагментов художественных композиций. Хотя эта техника использовалась еще во времена строительства египетских пирамид, в современной промышленности она стала использоваться относительно недавно.


Как и вышеописанные техники она требует создания эскиза, нарезки стеклянных фрагментов, сборке их ровной стеклянной основе с применением фиксирующего клея, спекании в печах при температурах от +650 до +900 С. Сверху собранная картина закрывается вторым стеклом-основой, образуя при этом подобие сэндвича. Процесс спекание стекол многоэтапный, сначала стекла медленно прогреваются, далее некоторое время выдерживаются при температуре слияния, быстро охлаждаются.

Витражи в технике Фьюзинг отличаются многослойностью и рельефностью, изготавливают их без металлических протяжек. Конечно, в домашних условиях воспользоваться этой техникой невозможно.

Литой витраж

Достаточно сложная техника, предполагающая выдувание или отливку вручную каждого из стеклянных модулей, с приданием им особой поверхностной фактуры способной эффектно преломлять световые лучи. Толщина каждого из фрагментов может колебаться в пределах 5-30 мм. Соединяют стеклянные модули при помощи металлической арматуры и цемента.

Фацетные витражи


Особое место среди витражей занимают выполненные с применением фацетной техники. Они чрезвычайно привлекательны и оригинальны, уместно смотрятся в роскошных интерьерах, подчеркивая их особенности и высокий уровень достатка хозяев дома. Стекла для такого витража обрабатываются определенным образом - по краю каждого снимается фаска (фацет), что значительно увеличивает преломляющие свойства материала. Также могут использоваться особенным образом ограненные, отшлифованные и отполированные стекла. В работу используют только толстые, тяжелые стекла, соответственно и оправа для них требуется особо прочная. Для соединения подготовленных стекол используют жесткометаллический профиль: латунный или медный. После сборки витража его патинируют, придавая ему вид состаренной бронзы, серебра, золота или латуни. В такой оправе светопреломляющие стекла выглядят как настоящие самоцветы.

Смальта

Оригинальная старинная технология, заключающаяся в сборке картинки со стеклянных фрагментов и окисей металлов с последующим обжигом их в печах на протяжении длительного периода.

Полученный материал имеет высокие прочностные качества, привлекательный вид, напоминающий стеклянную мозаику. Смальта поражает воображение глубиной и богатством оттенков, особым глубинным светом, способностью выглядеть совершенно неодинаково при освещении разными источниками света.

Заливной витраж

Техника эта довольно востребована и доступна для исполнения. Конечно, чтобы создать интересное витражное стекло исполнителю потребуется иметь некоторый опыт и талант художника-визажиста. По внешнему виду заливной витраж напоминает созданный в технике Тиффани. После создания эскиза в натуральную величину его контурные линии переносят на обезжиренную поверхность стеклянного основания, используя для этого полимерную краску, получается имитация металлической протяжки. После полного высыхания контурных линий полученные ячейки заливаются красками или лаками, соответствующих цветов. Высыхание витража производят на протяжении суток.

Технология изготовления заливных витражей позволяет применение частичной автоматизации процесса, в частности:

  • компьютерную разработку рисунка,
  • нанесения контура с помощью программируемого оборудования.

Трафареты для витражей можно использовать самые разнообразные, их несложно найти в готовом виде в интернете. Изготовленные по заливной технологии витражи достаточно прочные, они не теряют качество при воздействии окружающей среды, они безопасны и экологичны.

Пленочный витраж

Самой бюджетной техникой изготовления витража можно назвать пленочную. Конечно, рисунок созданный таким образом на стеклянном полотне можно отнести к витражам условно, т.к. его создание заключается в нанесении на поверхности стекла специальной цветной пленки, в соответствии с выбранным эскизом рисунка, и последующим креплением по контурам свинцовой или оловянной каемкой.

Такие витражи имеют ровную, гладкую поверхность - основой для их изготовления является листовое стекло. Они отличаются простой ухода, небольшим весом и безопасностью в эксплуатации.

Витражная пленка для изготовления такого витража изготавливается из лавсана, порядок изготовления пленочного витража следующий:

  • создание эскиза в натуральную величину,
  • перенос рисунка на поверхность стекла,
  • прокладка ленточного контура,
  • заполнение образовавшихся фрагментов лавсановой пленкой.

Использование цельного стекла позволяет создавать пленочные витражи больших размеров.

Расписные витражи

Изготавливать их можно в любой технике, главное условие - нанесение красок на большинство стекол витража. В качестве дополнительного декора такие витражи предполагают использование стекол, подвергнутых фальцеванию или огранке. Витраж будет считаться расписным даже в том случае, если росписи будет подвергнуто единственное цельное стекло витража.

Другие разновидности витражной техники

Можно встретить в интерьерах и такие витражи как:

  • Силуэтные , при сборке которых используются круглые элементы-диски, свободные пространства между ними заполняются вогнутыми стеклами, а все фрагменты соединяются латунной или свинцовой оправой.
  • Пескоструйные , изготовленные из зеркального полотна или бесцветного стеклянного, с нанесенным матовым рисунком при помощи специального устройства-пескоструя, имеющие интересный вид и идеально вписывающиеся в классический интерьер.
  • Узорчатые , собранные из стекол, сложенных в узоры, одноцветные, часто состоящие из фактурного, ориентированного в разных, направлениях стекла.
  • Мозаика из стекла, она не может использоваться в качестве светопропускного материала в оконных или дверных проемах, но сохранение нею свойств просвечивающегося стекла позволяет использовать материал в качестве облицовочного, обычно из нее создают панно, разноцветные орнаменты, наполняющие солнечными бликами все помещение.
  • Мозаичные витражи , собранные из разноцветных стекол при помощи свинцовых нитей, характеризуются повторяющимся рисунком, отлично выполняют роль фона, но могут использоваться как самостоятельный предмет декора.

Фотопечать

Эта разновидности появились совсем недавно, но при ее помощи дизайнерам удалось существенно расширить свои возможности по оформлению интерьера. Фотопечать подразумевает нанесение рисунка на стекло разными путями:

  • прямая - рисунок может печататься на твердую основу,
  • пленочная - сначала рисунок печатают на пленку, затем приклеивают ее к стеклянной поверхности
  • триплексная - рисунок наносится на пленку и заключается между поверхностями двух стекол.

Привлекательными моментами фотопечати являются:

  • возможность копирования классического витража,
  • скорость изготовления изделия,
  • доступная цена.

Коллаж

Техника изготовления коллажного витража основана на применении современной аппаратуры, но чем-то созвучна с техникой Тиффани. После разработки эскиза подготавливают заготовки нужных размеров и оттенков, соединяют их полимерным раствором, используя в качестве основания обычное стекло.

Отличаются такие витражи отсутствием четких линий, плавностью цветовых переходов, прозрачностью и легкостью. Они выглядят естественно в любом интерьере, а уникальная технология позволяет воспроизвести в стекле любые сложные изображения.

Комбинированные витражи

Они являются наиболее универсальными, при их изготовлении мастер сам решает какие именно техники и стили можно применить при изготовлении стеклянной картины, при этом не возбраняется не совсем обычное применение традиционных техник. В силу уникальности принципов своего изготовления, комбинированные витражи позволяют добиться особой выразительности произведений, уникальности, которую трудно получить в рамках любого отдельного стиля. Эта своеобразная техника позволяет создавать эффект трехмерного изображения, удивляющего особой глубиной и объемом.

Ознакомившись с описанием и просмотрев видео-рекомендации мы узнали, как сделать витраж. Конечно, чтобы получить настоящее произведение искусства потребуется приложить немало усилий, старания и фантазии.

Сегодня мы расскажем о создании витражей: как выбрать рисунок для витража, способы переноса рисунка на витражное стекло, материалы и инструменты для самостоятельного изготовления витража, два способа создания рисованного витража, самостоятельное изготовление витражной краски, как получить матовую поверхность стекла.

Среди множества различных способов украшения помещений витражи выделяются особенной яркостью и нестандартным видом. Игра солнечных лучей или особая подсветка придадут особое очарование помещению, где установлены витражные изделия. К слову, если классический витраж — это орнамент из цветных стёкол, через которые пропущен естественный свет, то современное понятие витражей гораздо шире. Витражи художественные могут быть размещены в любом помещении — даже в таком, где естественное освещение полностью отсутствует.

Традиционно витражные композиции создавались из фрагментов цветных стёкол, скреплённых свинцовыми прокладками (свинец достаточно мягкий). При создании витражей из бесцветного стекла, роспись по нему выполнялась красками на силикатной основе.

Современные витражи соединены свинцовыми и латунными профилями (латунными со стальной вставкой), их можно установить как в оконные проёмы, так и в качестве плафонов для внутренних светильников в здании, для устройства подвесных потолков , формирования внутренних перегородок, создания витринных композиций и панно. Декоративные изделия, такие как витражи Тиффани, являются самостоятельными элементами декора.

Витражи художественные — технология создания

— создаётся по классической витражной технике, с той лишь разницей, что края некоторых (или всех) витражных элементов подвергаются огранке (снимается фацет). Благодаря этой операции достигается большая игра солнечного света в созданных гранях, что увеличивает красоту витражной композиции.

— создаётся путём сплавления разноцветных стёкол в высокотемпературных печах. При этом цветные элементы витража тщательно вырезаются и шлифуются, после чего помещаются на лист стекла (подложку), образуя законченную композицию. Далее — обработка в печи, после чего подложка и цветные элементы спаиваются в одно целое. Ещё одной отличительной чертой фьюзинговых витражей является их волнистая поверхность.

Существует другая технология создания фьюзинговых витражей — наклейка элементов витражного рисунка на подложку из закалённого стекла с помощью прозрачных клеев, предварительно подвергнув цветное стекло высокотемпературной обработке. Дело в том, что использовать подложку из закалённого стекла, необходимого при создании полностью стеклянных дверей и застекления оконных проёмов большой площади, для создания фьюзингового витража нельзя — в ходе температурной обработки оно станет хрупким. Наклеивание элементов позволит получить крепкую, высокохудожественную витражную композицию, причём её можно установить даже на потолок — если в силу каких-то причин такой витраж разобьётся, то никого не порежет, т. к. осколков не будет.

— на стекло силикатными красками наносится рисунок, затем стекло подвергают температурной обработке в печи. Рисованная композиция выполняется кистью или аэрографом.

— выполняется витражная композиция по одной из приведённых технологий, затем на её тыльную сторону наносится тонким слоем нитрид титана. При этом степень отражения можно повысить, понизить или получить односторонне прозрачное зеркало.

Гравированный витраж — рисунок создаётся только вручную, с использованием гравировального оборудования или ручным инструментом. Цветное стекло — основа для таких витражей — создаётся при смешивании стёкол разного цвета, которые нагреваются до жидкого состояния, затем несколько жидких стёкол разных цветов выливаются на стол и раскатываются. Полученное этим способом стекло имеет уникальный цвет и рисунок — получить два листа такого витражного стекла с идентичным рисунком и окрасом невозможно.

— методика, особенно популярная сегодня. Для получения матового витража применяется пескоструйная технология: подаваемая под высоким давлением струя песка царапает поверхность прозрачного стекла, выбивая микрочастицы и превращая одну сторону стекла в матовую. Для создания рисунка по этой технологии понадобиться трафарет — его закрепляют на стекле и помещают в пескоструйную камеру. После обработки места, закрытые трафаретом, остаются прозрачными, всё остальное становится матовым.

Особый интерес вызывает техника создания витражей по методу глубокой выработки — получение объёмных рисунков на стекле. Для этого используется пескоструйная машина и более сложный, многослойный трафарет. Технология создания следующая: все слои трафарета укладываются на листовое стекло и подвергаются пескоструйной обработке (снимается слой стекла около 1 мм), затем один трафаретный слой снимается и проводится новая обработка струёй песка (снимается слой в 1,5 мм) и т. д., до получения требуемой композиции. Создавать витражи таким способом можно только на стекле толщиной от 6 мм, причём сам процесс достаточно кропотлив и трудоёмок.

— внешне похож на классический, хотя создаётся более простым способом. Элементы рисунка для пакетного витража вырезаются на станке, управляемом компьютерной программой. Свинцовые прокладки, которыми скреплены фрагменты классического витража, здесь заменены современными материалами, внешне похожими на свинцовые. После формирования готовой витражной композиции, она наклеивается с помощью особого прозрачного клея на лист стекла — готовый витраж, изготовленный по данной технологии, легче и прочнее классического. Зачастую такой витраж зажимается между двумя листами прозрачного стекла.

— наиболее дешёвый способ создания витражной композиции. На рынке в большом ассортименте представлена плёнка разных цветов, из неё вручную или с помощью плоттера вырезаются элементы витражного рисунка и наклеиваются на листовое стекло. Полученный таким образом витраж будет недолговечен, но его легко заменить.

Рисунки для витражей

Важным моментом в подборе темы эскиза для витражной композиции будет назначение помещения. Если предполагается некая абстракция, то её лучше исполнить в единой цветовой гамме с помещением. Следует придавать значение смыслу, заключённому в витражной композиции — так она будет лучше смотреться в общем дизайне.

Важно учитывать, что витражные рисунки не должны оставлять чрезмерно много пустого места на стекле, равно как и слишком перегружать его. В первом случае можно составить витраж из небольшого центрального рисунка (узора), дополнив картину декоративными элементами по углам стекла, покрыв остальное свободное пространство лаком.

Учтите, что исправить пустоты в готовой витражной композиции много проще, чем скорректировать чрезмерно заполненный рисунок витража после его завершения (такое желание часто возникает при большом количестве мелких элементов).

Тщательно продумайте эскизный рисунок витража, поэкспериментируйте с размерами отдельных элементов композиции. Лучше всего вносить новые детали рисунка постепенно. Не менее важна цветовая палитра витражного рисунка — испробуйте несколько вариантов цветовых решений.

Как изготовить витраж своими руками

В домашних условиях создание витражей по промышленным методикам невозможно. Например, для фьюзингового витража требуется особая стекольная печь и температура в 900 °С.

Какие же виды витражей можно сделать в домашних условиях? Это витраж Тиффани, расписной витраж (обжиг заменён лакированием) и плёночный витраж. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Изготавливаем витраж Тиффани самостоятельно

Потребуется отдельное помещение для работы (достаточно кропотливой).

Из материалов: цветные стёкла, специальная медная фольга (продаётся в рулонах, её ширина 4,7 мм), прозрачный клей (не силикатный), паяльная кислота, припой для спайки элементов витража (содержание олова/свинца 50/50 или 60/40), любое средство для мытья посуды, патина.

Из инструментов: алмазный стеклорез (лучше именно алмазный), плоскогубцы, малые кусачки, малый станок для обточки кромки стёкол или точильный брусок, тонкий паяльник.

Создаём эскиз будущего витража — вначале на обычной бумаге (лучше в клетку), затем переносим окончательный вариант на более плотную бумагу (картон или ватман). Нужно разрезать эскиз на элементы, наложить их на цветные стёкла подходящего окраса и обвести по контуру маркером.

С помощью стеклореза вырезаем из стекла элементы будущего витража тиффани. Аккуратно обламываем стекло по линии разреза, образовавшиеся неровности нужно отломить малыми кусачками: для этого берём картонную коробку подходящего размера, стеклянный элемент держим (сильно не зажимая!) плоскогубцами, берём малые кусачки в другую руку и отламываем (без коробки кусочки стекла разлетятся по всему помещению).

Следующий этап — обточка кромки. Если есть специальный станок — работаем на нём, если же нет — нужно набрать воду в миску (лучше металлическую), положить туда точильный брусок (он должен быть утоплен в воде) и стачивать острые выступы на стекле об него. Качество проверяем на общем эскизе, если все стеклянные элементы идеально подходят друг к другу, то можно переходить к следующему этапу — обёртыванию кромки медной фольгой.

Используем специальную медную фольгу в виде ленты, имеющей одну клейкую сторону. Оборачиваем ею кромку: расположив середину медной ленты по центру кромки, загибаем её по двум сторонам. Важно, чтобы края загиба были одинаковы с обеих сторон стеклянного элемента витража Тиффани. Тщательно приглаживаем фольгу к стеклу, воспользовавшись лопаткой из дерева (не металлическую — поцарапает). Когда все стеклянные фрагменты витража будут обёрнуты фольгой, сложите их в композицию — проверьте прилегание ещё раз.

Далее потребуется обработать кромку, покрытую медной фольгой, паяльной кислотой — она выполнит роль флюса при пайке. Для нанесения паяльной кислоты воспользуйтесь ватным тампоном, закреплённым на палочке. Очередь пайки : разогреваем паяльник, набираем на него капли олова и пропаиваем элементы витража тиффани по кромкам, соединяя их между собой. Шов из олова должен быть непрерывным и напоминать небольшой валик — так будет красиво и аккуратно. Олово должно полностью покрыть всю видимую часть медной фольги — как между витражными элементами, так и по их внешним краям. Сразу у вас вряд ли получиться, поэтому тренируйтесь. Если изготавливаемый вами витраж тиффани предполагается подвешивать, то припаяйте к нему проволочную петлю.

По завершении пайки очередь за помывкой спаянного витража — если эту операцию пропустить, то остатки паяльной кислоты вызовут появление на оловянном шве образований, похожих на мох. Для мойки витража Тиффани вполне подойдёт обычное моющее средство для посуды и губка.

Дайте просохнуть витражу, затем покройте оловянные швы патиной (чёрной или медного цвета — на ваш вкус). Патину следует наносить палочкой с ватным тампоном: нанесите немного патины на тампон, затем с силой вотрите её в поверхность оловянного шва. Завершив эту операцию, требуется вновь вымыть витраж. Вот и всё, работа закончена!

Витраж, рисованный красками — одна из старейших методик. Предлагаем вам два способа создания расписного витража: в первом из них рисунок формируется путём нанесения его кистью и красками, во втором — краска заливается на рисунок.

Первым делом нужно подобрать рисунок для витража, подготовить его эскиз, пропорционально увеличив изображение (при необходимости).

После подготовить витражное стекло к нанесению рисунка — тщательно протереть его ватным тампоном или чистой тряпочкой, смочив в спирте. Эта простая операция окажет большое влияние на долговечность будущей витражной росписи.

Очередь за переносом контуров рисунка на стекло. Кстати, рисовать на стекле нужно при его горизонтальном положении — краска не будет растекаться. Проще всего переносить эскиз рисунка, наклеив его скотчем на обратную сторону стекла и перерисовав тонкими линиями его контур — вначале с помощью маркера, затем — особой витражной краской, нанесённой на тонкую кисть (см. ниже способы её изготовления).

Приступайте к окрашиванию рисунка, первыми нужно покрасить фрагменты, разделённые между собой (т. е. не смежные), в этом случае можно будет корректировать выход краски за пределы контура и она не смешается с краской другого цвета из соседнего фрагмента рисунка.

Существует другой способ окрашивания фрагментов витража. Для его исполнения потребуется вырезать на бумажном эскизе только тот фрагмент, который вы предполагаете окрашивать в этот раз. Совместите его по контуру с аналогичным участком на стекле и прокрасьте кистью или из распылителя. После высыхания краски, подготовьте новый фрагмент — и так далее, до полного завершения окраски витражного рисунка.

Для полного высыхания окрашенных фрагментов потребуется трое суток. После этого нанесите краску на оставшиеся участки и дайте ей просохнуть. Затем нанесите поверх окрашенных участков рисунка контур, воспользовавшись тонкой беличьей кистью и витражной краской — так вы сможете придать изображению чёткость, скрыть мелкие просветы и потёки. Будьте внимательны и неторопливы!

Через трое суток нужно выполнить завершающую операцию — нанести на витраж слой лака, воспользовавшись широкой кистью или распылителем краски . Покройте лаком весь витраж, включая те участки стекла, на которых нет рисунка. В этот раз срок сушки — неделя. На всё время сушки поместите стекло с витражным рисунком в чистое, сухое и хорошо проветриваемое помещение, не трогайте его, исключите возможность доступа к нему детей и домашних животных. По прошествии семи суток витраж готов, его можно вставить в раму или, к примеру, в межкомнатную дверь.

Рисованный витраж методом заливки краски

Начало работ по созданию такого витража — в выборе витражного рисунка и переносе его контура на стекло. Далее требуется сделать контур выпуклым (объёмным) для создания границ, препятствующих разливу краски за пределы положенного ей участка.

Здесь потребуется изготовить особую контурную краску, для этого нужны:

  • 50 мл клея ПВА, подходящего для склеивания фарфора и стекла;
  • чёрная тушь — 20-30 мл;
  • серебрянка (алюминиевая пудра) — около 30-40 г.

Контурная краска создаётся так — берём небольшую стеклянную баночку, наливаем в неё клей ПВА, добавляем чёрную тушь, перемешиваем и в процессе помешивания подсыпаем серебрянку. По консистенции полученная таким образом краска должна напоминать жидкую сметану свинцового цвета.

Сразу отметим — если в процессе нанесения объёмного контура на стекло краска в банке загустеет, то, добавив в неё некоторое количество тёплой воды и немного чёрной туши (для желаемого цвета), она вернётся в необходимое вам состояние.

Контур, образованный такой самодельной краской, будет устойчиво держаться на стекле, внешне будет похож на свинцовые прокладки, соединяющие элементы классического витража. Причём вы можете импровизировать с шириной контура при его нанесении — это придаст вашему витражу оригинальность. Итак, вооружаемся беличьей или колонковой кистью и приступаем к рисованию контура — он должен получиться объёмным (выпуклым) в достаточной степени, поэтому на краске особо не экономьте, но наносить её нужно осторожно и аккуратно. В процессе создания объёмного контура требуется периодически помешивать краску, т. к. более лёгкие частицы серебрянки начнут скапливаться на её поверхности. Не тяните с контурными работами — чем дольше будет стоять приготовленная вами краска, тем больше будет меняться её цвет, а значит, утратится однообразие контурных линий.

После прорисовки контура витражного рисунка — 3 часа ждём полного высыхания краски.

Как изготовить краски для витражей

Продолжение материала по созданию витражного рисунка по методу заливки краски будет ниже, а пока самое время привести здесь несколько способов создания в домашних условиях витражной краски.

Первый способ. Потребуется нитролак НЦ-218 (можно использовать 222 или 2141), 647-й растворитель и масляные краски для художественных работ. Наливаем в баночку около трети нитролака, добавляем растворитель (примерно до 40% от количества нитролака), перемешиваем до получения состава, похожего на воду. Затем вводим каплю (размером с горошину) художественной краски, перемешиваем, добавляем ещё краски, если цвет не достаточно ярок (краски понадобится до 10% от количества нитролака). В итоге получаем хорошо растекающийся цветной лак, который отлично подойдёт для заливки рисунка витража.

Второй способ. Понадобится светлый клей БФ-2, ацетон, растворимая в спирте краска (можно использовать пасту из шариковых ручек). В стеклянную баночку наливаем клей, разбавляем его ацетоном по соотношению 1:1, перемешиваем и добавляем краску до получения цвета нужной насыщенности.

Третий способ. Понадобится желатин, тёплая вода, сухие красители для х/б, шерстяных или шёлковых тканей. Около 6 г желатина нужно развести в 200 г тёплой воды, перемешать. Отдельно в тёплой воде развести сухие краски. В новую стеклянную баночку отлить немного раствора воды с желатином, добавить туда необходимое количество раствора краски, перемешать. После нанесения этой краски на витраж и её высыхания, нужно будет поверху покрыть рисунок бесцветным нитролаком.

Важно: все приведённые ниже рецептуры витражных красок требуется смешивать исключительно в стеклянной посуде (идеально подойдут стеклянные баночки из-под детского питания).

Продолжаем создавать витраж методом залива краски

Итак — контурная краска на витраже высохла, а краска для заливки готова. Прежде чем приступить к окрашиванию витража, убедитесь в строго горизонтальном положении листа стекла — любой, даже незначительный перекос вызовет стекание и утолщение слоя краски в самой нижней точке раскрашиваемого фрагмента.

Вооружаемся круглой большой кистью (беличьей или колонковой), набираем на неё большое количество краски и наносим её на заданные фрагменты витража. В этом деле главное — не пересечь границу контура и полностью залить каждый из фрагментов краской определённого цвета. Если же вы попадёте краской на сам контур — ничего страшного, напротив — это даже хорошо, т. к. полностью исключит любые непрокрашенные участки близ контура. Боритесь с появлением воздушных пузырьков — следите за их появлением и быстро убирайте их движением кисти. Завершив окраску, выдерживаем паузу в 3-4 часа — даём краске полностью высохнуть.

Следующий этап заключается в повторной прорисовке контура. Старайтесь повторить предыдущие контурные линии, наносите краску так же обильно, как и при первой прорисовке контура. Теперь вы меже быть уверены в полном устранении любых неровностей и изъянов. Очередной этап работ — через 2-3 часа после высыхания нанесённого контура.

В завершении работ над витражом нужно нанести на него 3-4 слоя прозрачного нитролака, покрыв тонким слоем всю поверхность стекла. Эта мера защитит рисунок от царапин и влаги, продлит срок его службы. Нитролак лучше всего наносить не кистью, а распылителем, выдерживая перед каждым новым слоем не менее 10 мин для просушки предыдущего слоя.

Работа по созданию витража завершена — нужно только вставить его в раму. Такой рисованный витраж прослужит вам не менее 10 лет.

Дополнительные витражные работы

Приводить детальный метод создания плёночного витража считаем здесь ненужным — работа здесь самая простая, нужно подготовить эскиз, нанести его на стекло и на тонировочную плёнку, вырезать необходимые фрагменты и приложить к стеклу. Плёнка пристанет к стеклу сама.

В некоторых случаях требуется, чтобы витражные стёкла в дверях были непрозрачными, особенно, если эти двери ведут в ванную или спальню. Чтобы решить этот вопрос, необходимо придать стороне стекла, обратной витражному рисунку, матовое покрытие или наклеить на него тонировочную плёнку. Существует два способа создания матовой поверхности: используя составы на основе жидкого стекла или воспользовавшись составами, основанными на плавиковой кислоте.

Составы, основанные на жидком стекле:

  1. Необходимо немного развести жидкое стекло дистиллированной водой, затем добавить в него небольшое количество зубного порошка и тщательно перемешать.
  2. 10 частей жидкого стекла смешать с 15-ю частями дистиллированной воды, добавить в этот раствор 8 частей бария сернокислого и 1 часть кремнекислоты. Последний ингредиент можно получить, смешав жидкое стекло со значительным количеством серной или соляной кислоты — кремнекислота выпадет в виде осадка, её нужно выделить, высушить и перетереть в порошок.

Перед нанесением любого из этих составов стекло нужно тщательно вымыть мыльным раствором и высушить. Для нанесения использовать ровный валик — его обмакивают в состав, прикатывают и аккуратно покрывают раствором всю поверхность стекла. После просушки стекло следует промыть под водой.

Необходимо учитывать, что при работах с растворами, основанными на жидком стекле, нужно наносить покрытие как можно аккуратнее — матовая поверхность, созданная этим составом, проявит все дефекты.

Составы, основанные на плавиковой кислоте:

  1. 12 частей плавиковой кислоты, 10 частей бария сернокислого и 10 частей фтористого аммония смешиваются вместе, затем заливаются тонким слоем на поверхность стекла. После высыхания обработанную поверхность нужно промыть раствором соды (5%-ным), после — водой.
  2. 50% плавиковая кислота наносится тонким слоем на предварительно подготовленное стекло. Подготовка следующая — стекло помещается в деревянную рамку, с обратной стороны затянутую двумя слоями пвх-пленки, по краю стекла (вдоль деревянной рамки) делается бортик из пластилина. Слой плавиковой кислоты выдерживается на поверхности стекла в течение 10 с, температура раствора кислоты должна быть 30-40 °С. По истечении срока выдержки промойте обработанную поверхность раствором пищевой соды 5%-ной, после — водой.

В отличие от составов на жидком стекле, применение плавиковой кислоты даёт более ровную матовую поверхность, вне зависимости от допущенных ошибок при нанесении.

В этой статье мы рассмотрим пленочный витраж своими руками, каковы его особенности, преимущества и недостатки. Витражное ремесло развивается с давних времен и как только не усовершенствуют технику узорчатых цветных стекол. Существует уже очень много технологий и каждая из них имеет свое применение.

Во-первых, в строительной индустрии продолжает использоваться способ склеивания кусков различных цветных стекол с помощью спайки металлом. Эта технология неизменна в дизайнерском декорировании помещений. Но не всегда так было.

Витражи очень долгое время не пользовались в декоре жилищных помещений и применялись лишь в соборах и храмах, поэтому художники не сразу подняли руку на «святое». И только ближе к концу 19 века ремесла с творческим уклоном начали развиваться высокими оборотами, так как химическая промышленность дала новые краски, материалы и технологии. Многие ремесленники, в частности художник и позже знаменитый стекольный дизайнер Луи Комфор Тиффани, проявляли огромный интерес в экспериментах в создании художественных картин различными материалами на всевозможных немыслимых ранее поверхностях. Он создал метод витража, которым пользуются и сегодня, названным в его честь — витраж Тиффани.

Существуют специализированные мастерские, в которых делают изготовление витражей на заказ, хотя техника создания витража из кусков стекла доступна и на дому за наличием нужных материалов.

Работа требует профессионального инструментария – паяльная лампа, шлифовальное оборудование и алмазный стеклорез. Также в качестве расходного материала нужно запастись цветными стеклами, медной лентой, оловянной проволокой и кислотой для пайки.

По эскизу рисунка на стекло наносят разметки рисунка с помощью маркера и разрезают на куски, кусочки потом шлифуют и обволакивают все детали медью, затем собирают как мозаику на ровной поверхности и припаивают. Эта работа очень сложна для новичков, красивая работа может получиться не сразу.

Появились также специальные краски для заливного витража, которые имитируют цветную мозаику на стекле. Преимуществом является легкость в начинании. Достаточно снять стекло и начать рисовать. Краской можно создавать художественную роспись не хуже, чем на бумаге – играть цветами красок, смешивать несколько цветов, рисовать точками и тоненькими завитками. Но такие краски используют в мелких работах, так распределять их достаточно тяжело, они быстро сохнут и оставляют разводы. Поэтому для обширных деталей рисунка используются очень аккуратный вид витражного искусства с цветной самоклеющейся пленкой.

Такой вид витража требует покупки специальной полупрозрачной пленки для витража и алюминиевые или свинцовые полоски.

Простой урок

Пленочный витраж — также занятие не из легких и стоит недешево. Но относительно того, что это креативное искусство применяется в декоре, а также по сроку служения будет радовать ваш взор достаточно долго, стоит хоть один раз сделать себе красоту, например, на окно. Мастер-класс поможет быстро и просто сделать такую красоту.

Для работы нам понадобится стекло, канцелярский прочный нож, чтобы он смог порезать свинцовую проволоку и пленку, валик желательно резиновый, ножницы, свинцовая лента, эскиз рисунка, набор цветной пленки.

Сначала приготовим рисунок, его можно нарисовать самому, помните, что вам еще вырезать детали по нему, поэтому в мелких деталях лучше не увлекаться. Проще всего распечатать готовые традиционные витражные шаблоны. В конце статьи будут предоставлены некоторые примеры.

Теперь берем стекло, очищаем его от загрязнений микрофиброй и средство для мытья стекол с обеих сторон. Если под пленкой останется ворс или пятна, они могут испортить весь вид.

Наклеиваем по контуру рисунка свинцовую ленту, затем переворачиваем. Вырезаем из цветной ленты, с помощью нашего трафарета, кусочки пленки и наклеиваем с обратной стороны. Поверх нее снова обклеиваем лентой, получается своеобразный двусторонний витраж, как показано на фото.

Идеи для творчества

Разрезать пленку на детали мозаики можно несколькими способами. Если она прозрачная, подложить под нее рисунок и обвести карандашом или тонкой ручкой. Также для витража можно использовать некоторые добавки непрозрачной пленки, тогда эти детали вырезаются из рисунка как через трафареты, или переводятся через копировальную бумагу. Пленочным витражом также удобно заниматься с подсветкой снизу. В домашних условиях, стекло нужно поместить на рамку подставку на возвышенности, а под низ подставить лампу.