Такелажное оборудование - особенности и разновидности. Такелажные работы, машины, оборудование и оснастка

11.04.2019

Такелажные работы - это поднятие крупногабаритных и очень тяжелых грузов с целью разгрузки, погрузки и перемещения. При такелажных работах использовать нужно специальные механизмы, средства и приспособления. Чаще всего такелаж применяется для грузов, которые нельзя поднять и переместить вручную из-за большого веса и сложной конфигурации. В основном такие работы приходится проводить на производстве и строительстве, когда нужно переместить тяжелое оборудование. Использование такелажа значительно облегчает труд, да и процесс погрузки становится четко организованным. Помимо этого, применение таких средств гарантирует сохранность перемещаемого оборудования.

К такелажным механизмам, приспособлениям и средства относятся цепи, футляры, тара, траверсы, стропы, тросы, домкраты, веревки, карабины тали, полиспасты, крюки, лебедки, блоки и другие. Здесь http://www.taurus-2000.com.ua/catalog/takelazh можно заказать такелаж. Если при такелажных работах нужно будет изменить направление каната и снизить при подъеме усилие, то для этого подойдут блоки. Они состоят из петли, грузового крюка, грузовых тяг, канатных роликов, а также металлической обоймы (фото 1).

Если груз нужно поднять вертикально и переместить горизонтально, то в этом случае используют лебедку. Она бывает электрической и ручной. Наиболее распространены сегодня лебедки с электроприводом. Они имеют двухколодочные тормоза, оборудованные короткоходовыми или длинноходовыми магнитами, шестеренчатые репродукторы и контроллерное управление (фото 2).

К такелажу относятся полиспасты. Они позволяют поднимать крупногабаритные грузы, которые нельзя переместить с помощью одного блока. Это простое грузоподъемное устройство, которое состоит всего из 2-х соединенных канатом блоков. Применение полиспаста значительно уменьшает нагрузку лебедки, а также снижает скорость перемещения тяжелого груза. Верхний неподвижный блок полиспаста прикрепляется к балке, треноге или мачте, а подвижный нижний блок к грузу (фото 3).

Основными видами такелажа считаются тросы и цепи, изготовленные из нержавеющей стали. Так, трос нержавеющий применяется для подъема, удержания, и перемещения тяжелых элементов или грузов, а также для увеличения плеча силы. Изготавливается из стали А4. Для перемещения грузов используются еще и тали. Это переносное устройство. Продают электрические и ручные тали (фото 4).

Если нужно поднять крупногабаритный груз, то хорошо с этим справится домкрат. Они бывают с гидравлическим приводом, винтовые и реечные. Последние имеют стальной или деревянный корпус, внутри которого размещается зубчатая рейка. Винтовый домкрат имеет стальной корпус. Вверху есть отверстие. Там находятся винта, трапецеидальная резьба, головка и рычаг с храповиком. Гидравлические домкраты в действие приводятся с помощью ручного насоса (фото 5).

Элементами такелажных механизмов являются гайки. Гайки представлены любого размера и типа. Для такелажных работ применяют еще траверса - жесткий элемент, который находится между грузом и крюком. Крепится груз к траверсе (фото 6).

Для крепления груза часто используются стропы. Они помогают сохранить положение груза при подъеме. Стропа - часть цепи или каната в виде круга. На концах имеет специальные приспособления для навешивания, обвязки и крепления груза. Изготавливается из разных материалов. Прочными считаются стальные стропы, а для грузов с массой 1,5 тонна используются стропы из синтетических и пеньковых канатов (фото 7).

Такелажной оснасткой, или такелажем, называются всевозможные приспособления, устройства, механизмы и материалы, которые служат для производства работ по подъему, опусканию, перемещению и переворачиванию грузов.

Такелажные работы при изготовлении и монтаже технологических трубопроводов являются весьма ответственными и включают в себя, главным образом, выполнение следующих операций: погрузку и разгрузку труб, деталей, элементов, узлов и секций трубопроводов, а также арматуры; их перемещение в пределах монтажной площадки, подъем и установку в проектное положение, их поддерживание при сборке.

Производство такелажных работ связано с применением пеньковых и стальных канатов.

Пеньковые канаты применяют для подъема небольших грузов, обычно до 200 кг и для оттяжек при их подъеме. Допускаемые для пеньковых канатов нагрузки определяются по справочникам в зависимости от диаметра каната и угла наклона к вертикали. Для канатов, бывших в употреблении, допускаемую нагрузку уменьшают на 20-40%- Канаты с порванными прядями к работе не допускаются.

Стальные канаты (тросы) используют в качестве грузовых (чалочных) и оттяжных (расчалочных). Канат выбирают в зависимости от его назначения: для оттяжек, которые мало подвергаются изгибу, применяют жесткий канат по ГОСТ 2688-55; для грузовых, подвергаемых изгибу при огибании роликов блоков и барабанов лебедки, - мягкий канат по ГОСТ 3071-55; для грузовых, подвергаемых резким изгибам, например, при изготовлении петель, применяют особо мягкие канаты по ГОСТ 3072-55.

Канаты, концы которых свернуты в петли, называются стропами (рис. 121). У отдельных стропов в петли заделывают стальные желоба, называемые коушами. На трубопроводных работах целесообразно применять инвентарные универсальные стропы; предварительно они должны быть проверены на прочность и иметь соответствующий документ.

Для закрепления концов каната после завязки узла применяют сжимы. Сжимов должно быть не менее трех при тросе диаметром до 21,5 мм, не менее четырех - при тросе диаметром до 28 мм и пяти - при тросе диаметром более 28 мм. При установке сжимов между ними, а также от последнего сжима до короткого конца троса, следует выдерживать расстояние не менее семи диаметров троса. Сращивать два куска троса только сжимами запрещается.


Рис. 121. Типы стропов:

а - стропа с одной петлей, б - с двумя петлями, в - кольцевой строи,
г -
стропы специальные; 1 -трос, 2 - коуш, 3 - крюк (гак)


Величину допускаемой нагрузки на трос определяют, исходя из условий работы и значений разрывных усилий на трос, указанных в соответствующих ГОСТ. Предельную нагрузку для троса данного диаметра определяют путем деления значения разрывного усилия на коэффициент запаса прочности. Коэффициент запаса прочности, установленный Госгортехнадзором, для разных условий работы каната следующий:

Грузовые и стреловые канаты при ручном при воде....................................................................4,5

То же при механическом приводе с легким режи мом................................................................5,0

То же при механическом приводе с тяжелым режи мом и непрерывном действии............6,0

Канаты чалочные, работающие с обхватом и обвяз кой груза, и стропы..................................8,0

Канаты для расчалок (вант)................................................................................................................... 3,5

Износ канатов определяют по внешнему виду: наличию обрывов отдельных проволок, коррозии на поверхности проволок, наличию смятых или скрученных участков или участков со следами прожогов (пораженных электрическим током). В зависимости от величины того или иного дефекта, согласно нормам отбраковки, канаты бракуют полностью или снижают их грузоподъемность.


Рис. 122. Блоки и полиспасты для стальных канатов:

а - однорольный блок: 1 - крюк (гак), 2 - траверса, 3 - ролик, 4 - ось ролика, 5 - обойма,
6
- ось ушка, 7 - ушко, 8 - серьга, 9 - стяжные болты обоймы; б - двухрольный блок,
в
- трехрольный блок, г - полиспаст.


Хранить канаты следует, хорошо смазав их канатной мазью, в бухтах. Все чалочные канаты испытывают не реже одного раза в 6 месяцев.

Блоки применяют для изменения направления троса (отводные блоки) и для изменения величины усилия при перемещениях груза (грузовые блоки). Блоки могут быть однорольные и многорольные (рис. 122, а, б, в). Систему подвижных и неподвижных блоков, оснащенных одним непрерывным тросом, называют полиспастом. Полиспасты служат для того, чтобы уменьшить тяговое усилие на ходовом конце троса за счет увеличения числа рабочих ниток полиспаста. С увеличение!» числа рабочих ниток полиспаста уменьшается скорость подъема груза.

На рис. 122, г показана схема полиспаста, состоящего из двух блоков, вращающихся в обойме. В данном случае вес груза Р распределяется на четыре ветви каната и поэтому, теоретически на каждую ветвь приходится нагрузка в четыре раза меньшая. В действительности усилие на ходовом конце каната Q полиспаста выше теоретического вследствие потерь на трение.

Для монтажа трубопроводов на технологических установках применяют те же грузоподъемные механизмы, что и для выполнения других видов монтажных работ: автомобильные, гусеничные и специальные монтажные краны. Выбор и рациональное использование подъемных механизмов зависят в первую очередь от веса грузов, характеристики монтажной площадки, объема выполненных строительных работ к моменту начала монтажа и других условий.

Предельный вес поднимаемых грузов должен быть определен до начала такелажных работ. Максимальный вес грузов при монтаже трубопроводов не превышает 10 г (в редких случаях до 15 г),поэтому необходимые такелажные механизмы и приспособления применяют грузоподъемностью не выше 10 тс (при максимальном, вылете стрелы).

Автомобильные краны получили наиболее широкое применение вследствие хорошей маневренности и возможности быстрого перебазирования. Гусеничные краны используют главным образом при монтаже межцеховых трубопроводов на эстакадах, а трубоукладчики - в каналах, лотках и траншеях. Во многих случаях помимо монтажных кранов применяют мостовые краны и кран-балки, устанавливаемые по проекту в монтируемых цехах.

Сборка монтажных стыков, установка арматуры при монтаже трубопроводов часто занимают значительное время и проводятся в стесненных и труднодоступных местах, поэтому применение для данных операций самоходных грузоподъемных механизмов не всегда возможно и экономически целесообразно. В этом случае рационально использование талей, лебедок, домкратов, портальных подъемников, треног.

Таль - грузоподъемный механизм, оснащенный цепным или тросовым полиспастом с ручным или электрическим приводом. Тали имеют различные передачи между приводом и блоком полиспаста: червячную, шестеренчатую и рычажную. При монтаже технологических трубопроводов для подъема грузов на небольшую высоту (до 3 м) наиболее часто применяют шестеренчатые тали грузоподъемностью до 2 тс, реже - червячные тали большей грузоподъемности.

Лебедки используют для подъема и перемещения деталей элементов и узлов трубопроводов. Лебедка барабанная за счет снижения числа оборотов барабана по сравнению с числом оборотов приводного вала позволяет получить значительную величину тягового усилия на барабане.

Ручные барабанные лебедки используют с тяговым усилием 0,5-5 тс. При монтаже внутрицеховых и межцеховых трубопроводов широкое применение получили рычажные лебедки (рис. 123). Они имеют небольшой вес и габариты, поэтому их можно легко и быстро закреплять в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.


Рис. 123. Ручная рычажная лебедка с тяговым усилием 1,5 тс: 1 - корпус, 2 - рычаг, 3 - трос


Домкраты применяют для перемещения и подъема труб, элементов и узлов трубопроводов на небольшие расстояния.

Все механизмы, используемые при такелажных работах, должны быть испытаны и иметь табличку или бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При отсутствии этих данных или просрочке даты очередного испытания такелажем пользоваться запрещается. Перед началом работ- весь такелаж необходимо осмотреть и проверить, нет ли повреждений, механического износа и внешних дефектов. Нагрузка на такелаж выше указанной в таблице категорически запрещается.

Такелажная оснастка


К атегория:

Монтаж кранов-перегружателей



-

Такелажная оснастка


К такелажным работам относятся: строповка оборудования; вязка такелажных узлов; крепление и сращивание стальных канатов; подъем, перемещение и опускание оборудования; подвеска и снятие блоков, талей и полиспастов; закрепление и снятие временных расчалок и оттяжек; изготовление и установка якорей; запасовка полиспастов; установка поворотных стрел и кран-балок; подъем и опускание оборудования спаренными кранами.

Канаты. Различают стальные проволочные, пеньковые и капроновые канаты. Стальные проволочные канаты широко применяют для строповки перемещаемых грузов, запасовки полиспастов, оснащения монтажных механизмов и приспособлений.

Канаты изготовляют из отдельных проволок диаметром от 0,5 до 3,5 мм. Проволоки свивают в пряди, а пряди навивают на органический или металлический сердечник. Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей ТК и с линейным касанием ЛК. Проволоки, из которых свивают канат, могут быть одинакового и разного диаметра. При разном диаметре проволок в обозначение каната добавляют букву Р, при одинаковом - О.



-

В зависимости от направления свивки верхнего слоя проволок (рис. 46) различают канаты правий П и левой Л свивки. По виду свивки канаты бывают крестовой свивки, когда направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки прядей в канате; параллельной (односторонней) свивки, когда в прядях и проволоках направление свивки одинаковое; и комбинированной свивки, когда проволоки в двух соседних прядях имеют противоположное направление.

46. Свивка канатов
я - параллельная; б -крестовая; в - комбинированная; 1 - шаг свивки между точками 1 и 2

47. Приспособление для смазывания канатов (а) и способы разматывания
канатов (б, в) 1 - ванна; 2- канат: 3-5 - направляющие ролики

Маркировка канатов включает в себя кроме буквенных обозначений, касания проволок между прядями и диаметров проволок также диаметр каната, расчетный предел прочности проволок, номер государственного стандарта и обозначение марки проволоки в зависимости от механических свойств: В - высшая марка, I - первая, II - вторая. На монтажных работах применяют канаты двойной свивки с линейным и точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей, с органическим сердечником по ГОСТ 3077-80*, 2688-80*, 3070-88, 3071-88.

Расчалки, ванты и тяги изготовляют из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80*, 3077-80*, 3070-88; полиспасты, стропы -из более гибких канатов конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668-80*. Для оснастки полиспастов допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о.с. по ГОСТ 3079-80*, а также конструкции 6X19+ 1 о. с. по ГОСТ 2688-80*.

В процессе работы все канаты, находящиеся в эксплуатации, периодически осматривают, обращая внимание на то, чтобы на них не было петель или узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного изнашивания, порванных прядей или отдельных проволок.

Канат бракуют в соответствии с нормами Госгор- технадзора СССР.

В процессе эксплуатации канаты периодически смазывают. Приспособление для смазывания (рис. 47, а) состоит из ванны, заполненной канатной мазью, которую подогревают до температуры 50-60 °С, и направляющих роликов 3-5. Стальной канат медленно пропускают через направляющие ролики. Средний ролик покрыт мазью. Перед смазыванием поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочными концами, смоченными в керосине или бензоле. Канат хранят в закрытых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях с бетонным или деревянным полом. Перед сдачей на хранение канаты сматывают в бухты или наматывают на инвентарные металлические барабаны и смазывают. Барабаны и бухты располагают на складе в один ряд.

Во время длительного хранения канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают. При постоянной эксплуатации канаты смазывают один раз в 3 мес. Стальные канаты перед отправкой заказчику маркируют и упаковывают. Отправляют канаты намотанными на барабаны. При перематывании каната применяют барабаны (катушки) диаметром, равным не менее диаметрам каната.

При разматывании канатов не должны образовываться заломы, петли. Барабан устанавливают на ось (рис. 47,6), которую закрепляют на подставке. Барабан начинают вращать, ровно растягивая канат по длине. Бухту (рис. 47, в) раскатывают по прямой линии.

48. Канаты, заделанные в петлю (я) на коуш (б), клиновой зажни (в)
1 - канат: 2 - зажим: 3 - коуш; 4 - гильза: 5 - ось

49. Узлы чалочных канатов а - штыковой; б -в коуш или петлю; в - беседочный (морская петля); г - двойной беседочный; д - брамшкотовый

Соединение канатов. При креплении каната к деталям, проушинам его конец заделывают в петлю (рис, 48). Размер петли зависит от назначения каната или стропа. Петлю образуют, сращивая канат 1 или устанавливая зажимы 2 либо гильзы 4. Внутрь петли заделывают металлический коуш 3, который предохраняет канат от резких перегибов и перетирания. Размеры коушей регламентированы ГОСТ 2224-72*.

Коуши изготовляют коваными или штампованными. Их маркируют по размеру D и обозначают этим номером. Например, размер коуша для каната диаметром 15,5 мм составляет D45, обозначение: коуш 45 ГОСТ 2224-72*.

Кроме этих методов сращивания концов канатов, которые относятся к неразъемным соединениям, используют вязку канатных узлов к оборудованию или между собой, представленную на рис. 49.

Разъемные соединения представляют собой крюки, разновидности проушин, серег, соединяемых с канатом с помощью гильзы или других приспособлений. Канат соединяют со стыкуемой деталью оборудования осью 5 (см. рис. 48) или непосредственно захватным устройством на канате.

Для закрепления конца каната в петле, на коуше или для соединения двух концов каната применяют зажимы (см. рис. 48). Дугу зажима ставят со стороны короткого конца каната. Зажимы затягивают до тех пор, пока суммарный диаметр сжимаемых канатов не составит 0,6 от их номинальных размеров. Расстояние между зажимами и их число зависят от диаметра каната. В большинстве случаев расстояние между зажимами принимают не менее 6 диаметров соединяемого каната, а в особых случаях определяют расчетом. На один узел должно быть установлено не менее трех зажимов.

Стропы. Оборудование и строительные конструкции поднимают и устанавливают в проектное положение грузоподъемными механизмами с помощью стропов. Стропами называют отрезки канатов или цепи, концы которых соединены в петли, кольца или снабжены захватными устройствами, которые обеспечивают быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов.

Используют следующие грузовые стропы: универсальные исполнения (УСК1) с оплеткой, гильзой и сжимами (рис. 50, а-в); универсальные исполнения (УСК2) с оплеткой и сжимами (рис. 50, г, д); поло- тенчатый (рис. 50, е) одно- и многоветвевые стропы 5 (одноветвевой 1СК, двухветвевой 2СК, трехветвевой ЗСК, четырехветвевой 4СК); цепные стропы (СЦ).

50. Универсальные стропы
а- в - исполнения; е, д - исполнения 2; е - полотенчатый; 7 - заплет- ка; 2 - петля; 3 - гильза; 4 - зажим; Л - расстояние между зажимами

Цепные стропы также разделяют на одно-, двух-, трех- и четырехветвевые и соответственно обозначают 1СЦ, 2СЦ, ЗСЦ и 4СЦ.

К стропам предъявляют следующие основные требования: безопасность производства работ, быстрота и удобство строповки и расстроповки.

Универсальный строп исполнения 1 (УСК.1) представляет собой одноветвевой строп без коушей и крюка, изготовляемый из куска каната диаметром до 60 мм.

Универсальный строп исполнения 2 (УСК2)-это кольцевой элемент, концы каната которого соединены между собой заплеткой 1 на длину, равную 40 диаметрам каната, или зажимами 4.

Универсальные стропы исполнений 1 к 2 обозначают в зависимости от допускаемой нагрузки исполнения, климатического района и длины. Пример условного обозначения универсального канатного стропа исполнения 1 с допускаемой нагрузкой 16 кН длиной 3200 мм: Строп УСК1 -16/3200

51. Многоветвевые стропы
а - двухветвевой (2СК); б -трехветвевой (ЗСК): в - четырехветвевой (4СК); 1 - крюк: 2 - строп; 3 - разъемная скоба; 4 - треугольное звено

52. Расчетная схема определения усилий натяжения
ветвей стропа Q - нагрузка; а - угол наклона ветвей стропа

Многоветвевые стропы (рис. 51) служат для подъема элементов за две, три или четыре точки. При строповке четырехветвевым стропом следят за тем, чтобы все ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно. Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от массы поднимаемого груза с учетом коэффициента запаса прочности и угла наклона к вертикали, который не должен быть более 45°. Стропы из стальных канатов (рис. 52) рассчитывают с учетом числа ветвей и угла наклона их к вертикали.

Если вместо стропов применяют канат для стро- ПОЕКИ грузов, расчет ведут аналогично.

При выборе стропов руководствуются массой поднимаемого груза и его габаритом; рациональной схемой строповки, обеспечивающей безопасность и удобство обслуживания; числом ветвей стропов, углом наклона их к вертикали и равномерностью их нагружения.

После изготовления стропы следует осмотреть и испытать нагрузкой, в 1,25 превышающей номинальную грузоподъемность с длительностью выдержки 10 мин. Прошедшие испытание стропы снабжают биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания.

Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин и механизмов. Их применяют для подъема и перемещнения грузов (грузовые блоки) и изменения направления движения канатов (отводные блоки). Блоки для монтажных работ называют монтажными. Блок (рис. 53) представляет собой ролик, насаженный на ось. По наружному периметру ролика выполнена канавка (ручей) для каната. Размеры ручья блоков зависят от диаметра каната, идущего через блок. Поэтому в характеристиках монтажных блоков наряду с грузоподъемностью блоков указывают диаметр каната. Ось ролика закреплена между двумя щеками, которые усилены тягой. Наверху тяги установлена скоба для крепления стропа или нити полиспаста, а внизу - крюк или петля для подвески поднимаемого груза.

53. Однорольный блок
1 - щека; 2 - скоба; 3 - тяга; 4 - грузовой крюк; 5 - оси; в - ролик

54. Монтажный блок БМК-160
1- ролик; 2 - ось; 3 - тяга; 4 - вкладыш; 5 -щека

Блоки делятся на одно-, двух-, трех-, четырехроль- иые и т.д. Максимальное число роликов в блоках.

В многорольном блоке ролики отделены один от другого щеками и все ролики вращаются на оси самостоятельно, независимо друг от друга. В блоках различной грузоподъемности число роликов неодинаково:
Однорольные блоки используют в качестве отводных, а также для подъема и перемещения грузов в полиспастах и самостоятельно, многорольные-в системе полиспастов для подъема и перемещения тяжеловесного оборудования. Блоки оснащают крюками, грузовыми петлями и подвесками. Блоки должны иметь заводское клеймо, на котором указывают их грузоподъемность. При отсутствии клейма блоки испытывают. Техническое освидетельствование монтажных блоков производят ежегодно.

Монтажный блок БМК-160 грузоподъемностью 160 т (рис. 54) состоит из восьми роликов, которые вращаются на оси. Ролики разделены щеками и соединены с тягами. Снизу расположены съемный вкладыш. Благодаря вкладышу поднимаемый элемент можно строповать полотенчатым стропом.

Блоки изготовляют с чугунными или бронзовыми втулками, а также с подшипниками качения. Блоки для полиспастов выбирают в зависимости от расчетной нагрузки, действующей на подвижный и неподвижный блоки; тягового усилия и канатоемкости лебедки; расстояния, на которое должно быть перенесено оборудование.

Полиспаст - это грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков, соединенных между собой тяговым канатом. С помощью полиспаста можно поднимать груз или перемещать его в заданном направлении. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрывается в силе, во столько раз проигрывается в скорости.

Для оснастки полиспастов применяют стальные канаты конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668-80*. Допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о. с. по ГОСТ 3079-80*, а также 6X19+ + 1 о. с. по ГОСТ 2688-80*.

Полиспаст (рис. 55, а) состоит из неподвижного блока, прикрепляемого к подъемному приспособлению (балке, мачте, ферме), и подвижного блока, который крепят к поднимаемому грузу. Канат, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному или нижнему подвижному блоку. Другой конец каната через отводные блоки крепят к барабану лебедки.

Полиспаст запасовывают двумя способами. По первому способу неподвижный блок без канатов поднимают в рабочее положение и закрепляют; нижний подвижный блок находится внизу. Через ручьи роликов верхнего и нижнего блоков последовательно пропускают канат. В зависимости от принятой схемы запасов- ки конец каната закрепляют за верхний или нижний блок.

При втором способе полиспаст оснащают внизу, а затем в готовом виде поднимают и закрепляют. Канат начинают протягивать с того ролика, с которого сходит сбегающая нить, идущая на лебедку. Когда канат обогнет последний ролик, конец каната прикрепляют к одному из блоков. В полиспастах, у которых канат сбегает с неподвижного блока (рис. 55, б), число нитей каната (I-IV) равно числу роликов блоков.

Чтобы правильно подобрать блоки и канат для оснащения полиспаста, а также лебедку с нужным тяговым усилием, необходимо знать расчет полиспаста. Расчет сводится к определению усилий в нитях полиспастов.

Траверсы - это грузоподъемные приспособления, предохраняющие поднимаемые элементы от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне стропов. Например, при подъеме цилиндрической цар- ги (цилиндрического элемента без днища) одним краном с использованием двух или трех стропов сжимающие усилия могут деформировать элемент. Траверса воспринимает сжимающие усилия, а на царгу действуют только вертикальные силы.

Часто для подъема оборудования, масса которого превышает грузоподъемность крана, также применяют траверсы (рис. 56).

Траверсы бывают равно-, неравноплечие и балансирные. Неравноплечие траверсы служат для перераспределения нагрузок на краны разной грузоподъемности; балансирные траверсы используют, когда необходимо при подъеме равномерно распределять нагрузки на все точки подвеса груза.

55. Полиспаст грузоподъемностью 100 т (а), схема за- а) пасовки полиспаста канатом, сбегающим с неподвижного блока (б) 1, 2 - неподвижный и подвижный блоки: 3 - отводной блок; 4 - сбегающая нить полиспаста; 5 -подвеска блока; /- V - нити полиспаста
а - для подвески на два крана: б -для подвески на один кран; 1 - балка; 2 - серьга для крюка грузоподъемного механизма; 3 -серьга для подвески груза; 1 - ось; 5 - стропы

56. Равноплечие траверсы

57. Инвентарные наземные якоря а - без лебедки: б -с лебедкой; 1 - тяга; 2 - блок; 3 - раиа; 4 - ось- шарнир; 5 - лебедка

Якоря - это неподвижные сооружения, способные воспринимать горизонтальные или вертикальные усилия. Якоря предназначены для крепления вант, расчалок, полиспастов, лебедок.

В зависимости от конструкции различают наземные, заглубленные, винтовые, свайные якоря. При монтаже кранов чаще используют наземные якоря. Якорями служат также фундаменты под оборудование, колонны зданий, закладные детали, заделанные (заглубленные) в фундамент.

Наземный якорь (рис. 57) представляет собой металлическую жесткую раму, на которую устанавливают необходимое число железобетонных блоков. Рама состоит из двух половин. Между ними на оси-шарнире расположена тяга, к которой крепят полиспасты, ванты или другие приспособления. Иногда на наземный якорь помещают лебедку.

Наземные якоря изготовляют инвентарными. Они рассчитаны на многократное использование. Грузоподъемность якоря от 10 до 100 т и зависит от числа уложенных инвентарных железобетонных блоков.

Доставка по всей России 

Такелаж

Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы

Такелажной оснасткой, или такелажем, называются всевозможные приспособления, устройства, механизмы и материалы, которые служат для производства работ по подъему, опусканию, перемещению и переворачиванию грузов.

Такеладные работы

Такелажные работы при изготовлении и монтаже технологических трубопроводов являются весьма ответственными и включают в себя, главным образом, выполнение следующих операций: погрузку и разгрузку труб, деталей, элементов, узлов и секций трубопроводов, а также арматуры; их перемещение в пределах монтажной площадки, подъем и установку в проектное положение, их поддерживание при сборке.

Производство такелажных работ связано с применением пеньковых и стальных канатов.

Стальные канаты

Стальные канаты (тросы) используют в качестве грузовых (чалочных) и оттяжных (расчалочных). Канат выбирают в зависимости от его назначения: для оттяжек, которые мало подвергаются изгибу, применяют жесткий канат по ГОСТ 2688-55; для грузовых, подвергаемых изгибу при огибании роликов блоков и барабанов лебедки, - мягкий канат по ГОСТ 3071-55; для грузовых, подвергаемых резким изгибам, например, при изготовлении петель, применяют особо мягкие канаты по ГОСТ 3072-55.

Соединения канатов

Соединение канатов. При креплении каната к деталям, проушинам его конец заделывают в петлю (рис, 48). Размер петли зависит от назначения каната или стропа. Петлю образуют, сращивая канат 1 или устанавливая зажимы 2 либо гильзы 4. Внутрь петли заделывают металлический коуш 3, который предохраняет канат от резких перегибов и перетирания. Размеры коушей регламентированы ГОСТ 2224-72*.

Коуши

Коуши изготовляют коваными или штампованными. Их маркируют по размеру D и обозначают этим номером. Например, размер коуша для каната диаметром 15,5 мм составляет D45, обозначение: коуш 45 ГОСТ 2224-72*.

Кроме этих методов сращивания концов канатов, которые относятся к неразъемным соединениям, используют вязку канатных узлов к оборудованию или между собой, представленную на рис. 49.

Зажимы, крюки

Разъемные соединения представляют собой крюки, разновидности проушин, серег, соединяемых с канатом с помощью гильзы или других приспособлений. Канат соединяют со стыкуемой деталью оборудования осью) или непосредственно захватным устройством на канате.

Для закрепления конца каната в петле, на коуше или для соединения двух концов каната применяют зажимы. Дугу зажима ставят со стороны короткого конца каната. Зажимы затягивают до тех пор, пока суммарный диаметр сжимаемых канатов не составит 0,6 от их номинальных размеров. Расстояние между зажимами и их число зависят от диаметра каната. В большинстве случаев расстояние между зажимами принимают не менее 6 диаметров соединяемого каната, а в особых случаях определяют расчетом. На один узел должно быть установлено не менее трех зажимов.

Ванты, расчалки, тяги

Расчалки, ванты и тяги изготовляют из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80*, 3077-80*, 3070-88; полиспасты, стропы -из более гибких канатов конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668-80*. Для оснастки полиспастов допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о.с. по ГОСТ 3079-80*, а также конструкции 6X19+ 1 о. с. по ГОСТ 2688-80*.

Стропы

Канаты, концы которых свернуты в петли, называются стропами. У отдельных стропов в петли заделывают стальные желоба, называемые коушами. На трубопроводных работах целесообразно применять инвентарные универсальные стропы; предварительно они должны быть проверены на прочность и иметь соответствующий документ.

Для закрепления концов каната после завязки узла применяют сжимы. Сжимов должно быть не менее трех при тросе диаметром до 21,5 мм, не менее четырех - при тросе диаметром до 28 мм и пяти - при тросе диаметром более 28 мм. При установке сжимов между ними, а также от последнего сжима до короткого конца троса, следует выдерживать расстояние не менее семи диаметров троса. Сращивать два куска троса только сжимами запрещается.

Универсальные стропы

а- в - исполнения; е, д - исполнения 2; е - полотенчатый; 7 - заплет- ка; 2 - петля; 3 - гильза; 4 - зажим; Л - расстояние между зажимами

Цепные стропы также разделяют на одно-, двух-, трех- и четырехветвевые и соответственно обозначают 1СЦ, 2СЦ, ЗСЦ и 4СЦ.

К стропам предъявляют следующие основные требования: безопасность производства работ, быстрота и удобство строповки и расстроповки.

Универсальный строп исполнения 1 (УСК.1) представляет собой одноветвевой строп без коушей и крюка, изготовляемый из куска каната диаметром до 60 мм.

Универсальный строп исполнения 2 (УСК2)-это кольцевой элемент, концы каната которого соединены между собой заплеткой 1 на длину, равную 40 диаметрам каната, или зажимами 4.

Универсальные стропы исполнений 1 к 2 обозначают в зависимости от допускаемой нагрузки исполнения, климатического района и длины. Пример условного обозначения универсального канатного стропа исполнения 1 с допускаемой нагрузкой 16 кН длиной 3200 мм: Строп УСК1 -16/3200

Многоветвевые стропы

а - двухветвевой (2СК); б -трехветвевой (ЗСК): в - четырехветвевой (4СК); 1 - крюк: 2 - строп; 3 - разъемная скоба; 4 - треугольное звено

52. Расчетная схема определения усилий натяжения

ветвей стропа Q - нагрузка; а - угол наклона ветвей стропа

Многоветвевые стропы (рис. 51) служат для подъема элементов за две, три или четыре точки. При строповке четырехветвевым стропом следят за тем, чтобы все ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно. Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от массы поднимаемого груза с учетом коэффициента запаса прочности и угла наклона к вертикали, который не должен быть более 45°. Стропы из стальных канатов рассчитывают с учетом числа ветвей и угла наклона их к вертикали.

Если вместо стропов применяют канат для строповки грузов, расчет ведут аналогично.

При выборе стропов руководствуются массой поднимаемого груза и его габаритом; рациональной схемой строповки, обеспечивающей безопасность и удобство обслуживания; числом ветвей стропов, углом наклона их к вертикали и равномерностью их нагружения.

После изготовления стропы следует осмотреть и испытать нагрузкой, в 1,25 превышающей номинальную грузоподъемность с длительностью выдержки 10 мин. Прошедшие испытание стропы снабжают биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания.

Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин и механизмов. Их применяют для подъема и перемещнения грузов (грузовые блоки) и изменения направления движения канатов (отводные блоки). Блоки для монтажных работ называют монтажными. Блок (рис. 53) представляет собой ролик, насаженный на ось. По наружному периметру ролика выполнена канавка (ручей) для каната. Размеры ручья блоков зависят от диаметра каната, идущего через блок. Поэтому в характеристиках монтажных блоков наряду с грузоподъемностью блоков указывают диаметр каната. Ось ролика закреплена между двумя щеками, которые усилены тягой. Наверху тяги установлена скоба для крепления стропа или нити полиспаста, а внизу - крюк или петля для подвески поднимаемого груза.

Виды стропов

  • стропа с одной петлей,
  • с двумя петлями,
  • кольцевой строи,
  • стропы специальные

Величину допускаемой нагрузки на трос определяют, исходя из условий работы и значений разрывных усилий на трос, указанных в соответствующих ГОСТ. Предельную нагрузку для троса данного диаметра определяют путем деления значения разрывного усилия на коэффициент запаса прочности. Коэффициент запаса прочности, установленный Госгортехнадзором, для разных условий работы каната следующий:

То же при механическом приводе с тяжелым режи мом и непрерывном действии. 6,0

Блоки и полиспасты для стальных канатов:

  • однорольный блок:
  • двухрольный блок,
  • трехрольный блок,

Хранить канаты следует, хорошо смазав их канатной мазью, в бухтах. Все чалочные канаты испытывают не реже одного раза в 6 месяцев.

Блоки применяют для изменения направления троса (отводные блоки) и для изменения величины усилия при перемещениях груза (грузовые блоки). Блоки могут быть однорольные и многорольные. Систему подвижных и неподвижных блоков, оснащенных одним непрерывным тросом, называют полиспастом.

Полиспасты

Полиспасты служат для того, чтобы уменьшить тяговое усилие на ходовом конце троса за счет увеличения числа рабочих ниток полиспаста. С увеличение!» числа рабочих ниток полиспаста уменьшается скорость подъема груза.

Для монтажа трубопроводов на технологических установках применяют те же грузоподъемные механизмы, что и для выполнения других видов монтажных работ: автомобильные, гусеничные и специальные монтажные краны. Выбор и рациональное использование подъемных механизмов зависят в первую очередь от веса грузов, характеристики монтажной площадки, объема выполненных строительных работ к моменту начала монтажа и других условий.

Предельный вес поднимаемых грузов должен быть определен до начала такелажных работ. Максимальный вес грузов при монтаже трубопроводов не превышает 10 г (в редких случаях до 15 г),поэтому необходимые такелажные механизмы и приспособления применяют грузоподъемностью не выше 10 тс (при максимальном, вылете стрелы).

Автомобильные краны

Автомобильные краны получили наиболее широкое применение вследствие хорошей маневренности и возможности быстрого перебазирования. Гусеничные краны используют главным образом при монтаже межцеховых трубопроводов на эстакадах, а трубоукладчики - в каналах, лотках и траншеях. Во многих случаях помимо монтажных кранов применяют мостовые краны и кран-балки, устанавливаемые по проекту в монтируемых цехах.

Сборка монтажных стыков, установка арматуры при монтаже трубопроводов часто занимают значительное время и проводятся в стесненных и труднодоступных местах, поэтому применение для данных операций самоходных грузоподъемных механизмов не всегда возможно и экономически целесообразно. В этом случае рационально использование талей, лебедок, домкратов, портальных подъемников, треног.

Тали

Таль - грузоподъемный механизм, оснащенный цепным или тросовым полиспастом с ручным или электрическим приводом. Тали имеют различные передачи между приводом и блоком полиспаста: червячную, шестеренчатую и рычажную. При монтаже технологических трубопроводов для подъема грузов на небольшую высоту (до 3 м) наиболее часто применяют шестеренчатые тали грузоподъемностью до 2 тс, реже - червячные тали большей грузоподъемности.

Лебедки используют для подъема и перемещения деталей элементов и узлов трубопроводов. Лебедка барабанная за счет снижения числа оборотов барабана по сравнению с числом оборотов приводного вала позволяет получить значительную величину тягового усилия на барабане.

Ручные барабанные лебедки

Ручные барабанные лебедки используют с тяговым усилием 0,5-5 тс. При монтаже внутрицеховых и межцеховых трубопроводов широкое применение получили рычажные лебедки (рис. 123). Они имеют небольшой вес и габариты, поэтому их можно легко и быстро закреплять в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.

Домкраты

Домкраты применяют для перемещения и подъема труб, элементов и узлов трубопроводов на небольшие расстояния.

Все механизмы, используемые при такелажных работах, должны быть испытаны и иметь табличку или бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При отсутствии этих данных или просрочке даты очередного испытания такелажем пользоваться запрещается. Перед началом работ- весь такелаж необходимо осмотреть и проверить, нет ли повреждений, механического износа и внешних дефектов. Нагрузка на такелаж выше указанной в таблице категорически запрещается.

Производитель и поставщик широкой номенклатуры промышленных изделий. Вся продукция представленная на наших складах, металлобазах, магазинах в Москве имеет сертификаты качества в соответствии со стандартами ГОСТ и DIN. Наше производство позволяет осуществлять изготовление технически сложных продуктов по чертежам заказчика. Делаем точный расчёт смет по заданным параметрам и характеристикам. Мы продаём продукцию недорого оптом в Москве с доставкой по всей России. У наших менеджеров всегда можно узнать наличие той или иной продукции, цену на метр, цену за тонну, цену за киллограмм, цену за штуку.

Узнать цену, вес металла, адрес склада, металллобазы, возможность поставки напрямую с завода. Рассчитать изготовление продукции на заказ, просчитать смету. Запросить прайс лист. На нашем сайте, в магазине, вы найдёте полный каталог металлопроката, металлопродукции и других промышленных товаров, калькулятор металла и подробнее описание характеристик стальной продукции.

Нашу продукцию можно купить в Москве, в Пушкино, в Сергиевом Посаде, в Лобне, в Электростали, в Подольске, в Одинцово, в Красногорске, в Зеленограде, в Дмитрове, в Солнечногорске, в Троинце, в Домодедово, в Ногинске, в Апрелевке, в Бронницах, в Электроуглях, в Наро Фоминске, в Александрове, в Красноармейске, в Талдоме, в Дубне, в Волоколамске, в Лотошино, в Истре, в Дедовске, в Кубинке, в Можайске, в Серпухове, в Чехове, в Ступино, в Коломне, в Луховицах, в Калязине, в Шатуре, в Егорьевске, в Орехово Зуево, во Владимире, в Ярославле, в Киржаче, в Кольчугино. Получить продукцию можно на терминалах транспортных компаний в Санкт Петербурге, в Твери, в Калуге, в Брянске, в Нижнем Новгороде, в Смоленске, в Петрозаводске, в Нальчике, в Махачкале, в Грозном, в Саратове, в Волгограде, в Новосибирске, в Омске, в Томске, в Красноярске, в Челябинске, в Екатеринбурге, во Владивостоке, в Благовещенске, в Магадане, в Анадыре, Хабаровске, в Биробиджане, в Иркутске, в Барнауле, в Кызыле, в Горно Алтайске, в Ханты Мансийске, в Тюмени, в Кургане, в Казани, в Самаре, в Ставрополе, в Воронеже, в Ростове, в Нижнем Новгороде, в Казани, в Самаре, в Ростове на Дону, в Уфе, в Перми, в Краснодаре, в Тюмени, в Тольятти, в Ижевске, в Ульяновске, в Ярославле, в Махачкале, в Оренбурге, в Кемерово, в Новокузнецке, в Рязани, в Астрахани, в Набережных Челнах, в Пензе, в Липецке, в Кирове, в Чебоксарах, в Туле, в Калининграде, в Балашихе, в Курске, в Ставрополе, в Улан Удэ, в Севастополе, в Твери, в Магнитогорске, в Сочи, в Иваново, в Белгороде, в Сургуте, в Нижнем Тагиле, в Архангельске, в Чите, в Калуге, в Симферополе, в Смоленске, в Волжском, в Череповце, в Орле, в Саранске, в Вологде, в Якутске, во Владикавказе, в Мурманске, в Грозном, в Тамбове, в Стерлитамаке, в Костроме, в Нижневартовске, в Новороссийске, в Йошкар Оле, в Таганроге, в Комсомольске на Амуре, в Химках, в Сыктывкаре, в Нальчике, в Нижнекамске, в Шахтах, в Дзержинске, в Братске, в Орске, в Ангарске, в Энгельсе, в Благовещенске с доставкой. Интернет магазин промышленной продукции и металлопроката.