Сретение пресвятой богородицы. Сретение владимирской иконы богородицы (8 сентября)

04.07.2020

Не единожды чудесным образом сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою “Матерь Божия, спаси землю русскую”. В Москве икону встретили 26 августа: “весь град изыде противну иконы на сретение ее”… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла “лучезарная Жена”. Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. “Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских”, – сказали гадальщики непобедимому хану. “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе. И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение “светозарной Жены, осенявшей храм”… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Владимирской Божьей Матери – была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и “земных” предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки “несметные войска русские” и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: “Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы”. Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.

Полное собрание и описание: молитва на сретение владимирской иконы божией матери для духовной жизни верующего человека.

Чудотворная икона Владимирской Богородицы - один из самых чтимых Ликов Девы Марии, полюбившийся народу.

Иконография Святого образа передает теплоту и душевность отношений Бог - человек. Сам Творец Мира умалился настолько, что Его жизнь зависела от простой мирянки.

Как правильно просить

Молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери о помощи и заступничестве возносится христианами всего мира. Пречистая Дева, пребывая в Царствие Божием, зрит не только Славу Сына Своего, но и мирские страдания, сильно скорбит о грехах людских.

Просьбу пред Владимирским образом можно возносить в любое время.

  1. Сначала нужно обратиться к Творцу, вычитать необходимые молитвы, и только потом произнести мольбу или акафист Богородице пред иконой Ее Владимирской.
  2. Не обязательно читать определенное количество раз, можно молиться сколь угодно часто, лишь бы ум и внимание были сосредоточены на Царице Небесной и прошении к Ней.
  3. Нельзя механически и без чувства произносить мольбу - это схоже с колдовством.

О чем молить Заступницу

Заступница и Защитница рода человеческого оказывает помощь всем верующим, помогает разрешить все проблемы, с которыми к Ней искренне обращаются прихожане.

В чем помогает Заступница Богородица

  • оберегает жилище;
  • помогает найти верный путь в жизни;
  • укрепляет в православной вере;
  • защищает от врагов;
  • умиряет враждующих;
  • избавляет от греховных помыслов;
  • врачует телесные и душеные недуги;
  • исцеляет болезни сердца, глаз;
  • оберегает семейный очаг;
  • избавляет от нашествия иноплеменных;
  • возвращает в Храмы Божии тех, кто отпал от веры.

Матерь Божия учит своих детей взаимному доверию и безграничной любви друг к другу.

Важно! Почитание Святого Лика Владимирской Богородицы совершается 26 августа, 23 июня и 21 мая.

Пусть же пламенные мольбы пред ней принесут человечеству духовное обновление и спасение души во всеобщем Воскресении.

Молитва пред иконой Владимирской Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла и сохранитися всякаму граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и муждоусобныя брани. Испроси православным христианом благоденственное и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение. Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть, ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земнаго сего жития; Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный же день суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

К кому возопием, Владычице! К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего, устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, направи мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.

Немного истории

Церковное Предание гласит, что Лик принадлежит кисти евангелиста Луки и написан на материале, из которого был изготовлен стол, служивший местом трапезы Иисуса и Девы Марии. Ранее икона пребывала в Константинополе и Иерусалиме, а позже в качестве дара она была преподнесена Юрию Долгорукому. Потом его наследник перевез Лик в Успенский собор града Владимира, отсюда икона и обрела свое название.

Через некоторое время образ оказался в Москве, таким образом верные христиане спасли его от Тамерлановых войск.

Согласно древних летописей, Тамерлан удалился после странного видения: ему явилась сама Богоматерь и приказала оставить христианскую землю. Так впервые Пречистая Дева спасла Русь от неминуемой войны.

Вторым чудом от иконы было спасение русского народа от вторжения татарского хана.

И в третий раз не оставила Владычица Святую Русь: Она предотвратила кровопролитие во времена нападок Казанского хана.

Истории широко известен случай, когда 12 человек оказались под рухнувшими вратами Владимира. По мольбе князя Андрея пред Богородичным Ликом все пострадавшие остались живыми и не получили серьезных увечий.

Внимание! В настоящее время чудотворящий Лик Царицы Небесной находится в храме Христа Спасителя в Москве.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божья Матерь считается покровительницей нашей страны. И это не голословно, поскольку от икон Пресвятой Богородицы наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей. Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери.

История иконы. По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.

Долгое время икона эта пребывала в Иерусалиме (примерно до середины V века н.э.). Позже она была перенесена из Иерусалима сначала в Константинополь, а в начале XII века из Византии попала в Россию, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Покинув Вышгород, князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростов. В 11 верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Ночью во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.

Ко всеобщей радости жителей князь Андрей возвратился во Владимир вместе с чудотворной иконой. Образ Божией Матери занял почетное место в Успенском соборе. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской .

Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святого образа Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.

Великий князь Василий Димитриевич молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю).

Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь , а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском Успенском Соборе Московского Кремля. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.

Успенский Собор Московского Кремля

В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею. Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.«Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9).

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери . Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный . Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованный (греч. Этимасия ) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова - Откр.5:1);орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

О, Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 85

«Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».
Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Владимирской.


26 августа / 8 сентября Русская Православная Церковь отмечает светлый праздник, установленный в честь сретения, то есть встречи, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы при перенесении ее из Владимира в Москву. Этот чудотворный образ Царицы Небесной был написан Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет», - сказала Богородица, когда увидела эту икону.

В благодарность Заступнице Небесной за чудесное избавление Москвы от полчищ хана Тимура-Тамерлана на месте встречи 26 августа / 8 сентября 1395 года чудотворной иконы был основан Сретенский мужской монастырь . В субботу, 30 сентября, благодаря Юле rijaya_koshka я вновь побывала на экскурсии по обители и узнала о важных вехах в ее истории и житии святых подвижников благочестия.

Наш замечательный экскурсовод из паломнической службы Сретенского монастыря - Мария

В 13-15 веках Русь страдала от разорительных набегов татаро-монгольских орд. Важнейшую роль в начале борьбы с иноземным игом и укреплении значения Москвы как центра объединения русских земель сыграл поединок схимонаха Александра Пересвета и воина хана Мамая Челубея на Куликовом поле. Вооружившись одной лишь схимой и горячей верою во Христа, инок Троице-Сергиевой лавры одержал великую духовную победу над ордынским богатырем, принеся себя в жертву и исполнив тем самым данную Спасителем заповедь Любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин. 15:13]. 8 (21) сентября 1380 года в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы войско святого благоверного князя Димитрия Донского одержало знаменательную победу над полчищем хана Мамая, положив этим начало освобождения земли Русской от золотоордынских угнетателей.

В Сретенском монастыре

Но еще около века с тех пор Русь страдала от набегов ордынских ханов. Так, спустя 15 лет после победы князя Димитрий Донского на Куликовом поле, над Москвой зависла новая страшная угроза - хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

В Сретенском монастыре

Великий князь Василий Димитриевич, старший сын Димитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки в ожидании врага. Великий князь, митрополит Московский Киприан и весь народ горячо молились Спасителю, Пресвятой Богородице и всем святым угодникам Божиим о милости и защите от иноверца. Василий Димитриевич попросил митрополита доставить из Владимира в Москву чудотворный образ Царицы Небесной. Крестный ход с Владимирской иконой Богоматери длился десять дней, и 26 августа по старому стилю городское духовенство, семья великого князя, знать и весь честной люд от младенцев до старцев в слезной молитве встречали на Кучковом поле (современная территория между Лубянской площадью и Сретенскими вратами) образ Пречистой. Моля о помощи Всевышнего, они крестным ходом проводили святыню до Успенского собора Кремля.



Царица Небесная вняла обращенным к ней молитвам и заступилась за взывающий через Нею ко Спасителю народ. В тот самый час, когда в Москве встречали чудотворную икону Пречистой, хану Тамерлану во сне было явлено видение. С высокой горы спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и окружении Ангелов парила Лучезарная Жена. Ордынский хан в страхе проснулся. Он обратился к своим старейшинам и мудрецам с просьбой растолковать, что означает увиденное, на что ему было сказано, что это есть Матерь Бога и Заступница православных, сила которой неодолима. Хан Тамерлан убоялся и приказал развернуть свои войска. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!», - гласит летопись.

Владимирская икона Божией Матери в соборном храме монастыря

В 1397 году память о заступлении и предстательстве Божией Матери на месте встречи ее чудотворного образа был основан Сретенский монастырь. И еще много раз Царица Небесная защищала христолюбивый народ от разных бед и скорбей. И по сей день Пресвятая Богородица продолжает ходатайствовать перед Всемилостивым Своим Сыном обо всех, кто с верою и покаянием в сердце взывает ее о помощи.

Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Первоначальные монастырские строения не сохранились до наших дней. Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с посещения которого началась наша экскурсия, был построен в 1679 году царем Феодором Алексеевичем. В храме находится список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. Сам сей святой образ появился на Руси около 1131 года, когда Константинопольский патриарх Лука Хризоверх (Хрисоверг) прислал икону в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Князь Юрий Владимирович поместил образ в женский Вышгородский Богородичный монастырь под Киевом.

В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия Долгорукого - князя Андрея Юрьевича по прозвищу Боголюбский. Молодой князь, решив переселиться в Ростово-Суздальские земли, без ведома отца взял с собой из Вышгородского монастыря чудотворный образ. Боголюбивый князь по пути непрестанно молился перед иконой Пречистой. Добравшись до Владимира, князь хотел двигаться дальше в Суздаль, но тогда Царица Небесная чудесным образом явила ему свою волю. В нескольких верстах от Владимира княжеские кони встали и, несмотря на многие понукания, отказались продолжать путь. Во время ночной молитвы князю Андрею явилась Богородица и сказала, что Ее икона должна быть в городе Владимире. Так князь понял, что столицей его княжества отныне будет город Владимир. Чудотворную икону Царицы Небесной доставили в город, где поместили в выстроенный для нее Успенский собор. С тех пор эту икону стали именовать Владимирской. А на месте чудесного явления по приказу князя был основан Боголюбский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

После революции 1917 года монастырская звонница была утрачена. Самый древний колокол сейчас находится на колокольне нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

После чудесного спасения москвичей в 1395 году от войск хана Тимура-Тамерлана святой образ вернул во Владимир, где пребывал еще около ста лет. Событие, которое стало поводом для окончательного перенесения иконы в Москву, вошло в историю под названием «стояние на Угре». На реке Угре встретились войска великого князя Ивана III и хана Ахмата. И вновь Царица Небесная защитила горячо молящийся к ней народ и отвела от Москвы страшную беду. Войска хана Ахмата обратились в бегство, и этот исход противостояния русских и ордынских войск в калужских пределах имел величайшее значение - с этот момента Русь перестала быть данником Орды. В память этого события в Москве ежегодно стал совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, а река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы. Чудотворная Владимирская икона Богородицы с 1480 по 1918 год икона находилась в Успенском соборе Кремля, а в настоящее время святыня находится в Москве, в Третьяковской галерее, а в Сретенской обители пребывает ее чудотворный список.

В храме в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Справа от Царских Врат находится старая рака, в которой до 2017 года покоились мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. После освящения нового храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской честные мощи святого были перенесены в него. Верующие, горячо почитая владыку, по-прежнему с благоговением прикладываются и к старой раке в храме Сретения, и по вере своей и Божиему Промыслу получают всякое утешение. О житии святителя Илариона мы услышали чуть позже, когда посетили новый храм, а пока Мария обратила внимание группы на необычную икону в иконостасе - «Снятие пятой печати».

Старая рака, в которой покоились честные мощи священномученика Илариона (Троицкого)

Икона "Снятие пятой печати"

Сюжетом образа послужили слова из Откровения апостола Иоанна Богослова (Апокалипсиса): «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). На иконе изображены царственные страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, цесаревич Алексий, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. До церковного прославления их имена на иконе не надписаны, но после прославления Царственных Страстотерпцев в 2000 году икона была завершена.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси и святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский

Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских

Сретенский монастырь основан на месте, где ранее находилась церковь в честь Марии Египетской. В память об этом в соборе устроен придел в ее честь. Главная святыня - рака с частицей мощей святой подвижницы. Супруга царя Алексея Михайловича, Мария Ильинична, чьей небесной покровительницей была Мария Египетская, очень почитала «свою» святую. Государыня ходатайствовала о том, чтобы в обители появилась частица мощей Марии Египетской. Однако, доставить святыню в обитель удалось только после смерти царицы. Случилось это около 1700-го года. После закрытия монастыря и разрушения храма в 30-е годы XX века ковчег со святыней был перенесен в Государственный исторический музей, где он до сих пор и находится.

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской

Начавшееся в 90-х гг. возрождение Сретенского монастыря возобновило и почитание в обители святой Марии Египетской. Из-за исторической ценности самого ковчега, в котором пребывает частица мощей Марии Египетской, святыню решили не возвращать в обитель из фондов музея. Тем не менее, промыслительным образом греческие монахи узнали об этой несправедливости и пожелали ее исправить. 25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос был доставлен ковчег с мощами преподобной. Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. В Великую среду 15 апреля 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери. Святая преподобная мати Мария Египетская, моли Бога о нас!

Житие преподобной Марии крайне поучительно для всех нас. Мария была великой грешницей. В юном возрасте она покинула отчий дом и стала вести крайне распутную, греховную жизнь. Однажды, все еще находясь в плену страсти, она отправилась вместе с другими людьми в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. И на Святой Земле Мария не оставила своего порочного занятия. Когда же народ стал входить в храм, чтобы поклониться Животворящему Кресту, Божия Сила не позволила женщине вместе со всеми переступить порог в Дом Божий. Несколько раз Невидимая Рука выталкивала Марию из притвора храма. Окончательно выбившись из сил, грешница отошла в сторону.

И вдруг благодать Божия коснулась сердца женщины, Мария залилась горькими слезами покаяния, осознав всю черноту своей жизни. Она увидела икону Пресвятой Богородицы, пред которой начала горячо молиться о милости Всевышнего и просить наставить ее на путь покаяния и исправления. Когда Мария почувствовала, что молитвы ее услышаны, она вновь осмелилась попробовать войти в храм. В этот раз ничто не помешало женщине подойти и поклониться Кресту Господню. Выйдя из храма, Мария обратилась к своей Заступнице с благодарностью и просьбой указать ей путь, на что услышала глас: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Так, взяв с собой три хлеба и причастившись Святых Христовых Таин, Мария удалилась в пустыню.

Долгие 47 лет Мария подвизалась в уединенной пустыне, моля Всевышнего о милости и смиренно претерпевая многие тяготы. И вот однажды Господом была устроена встреча Марии со старцем Зосимой из Иорданского монастыря св. Иоанна Предтечи. По древнему обычаю инок отправился за Иордан для проведения в посте и молитве дней святой Четыредесятницы. В пустыне Господь явил ему великую подвижницу, поразившую старца своей святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел, как во время молитвы Мария поднялась в воздухе на локоть от земли. В другой раз авва встретил праведницу идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год вновь прийти в пустыню, чтобы причастить ее Святых Христовых Таин. Старец в назначенное время вернулся и исполнил благочестивое желание преподобной. Отправляясь в пустыню в третий раз, старец надеялся вновь пообщаться со святой и научиться от нее духовному деланию, но Богом было уготовано для него иное послушание. В указанном Марией месте встречи Зосима обнаружил святую мертвой. Старец омыл своими слезами останки преподобной Марии и стал готовиться к их погребению. И вновь авве Зосиме было явлено свидетельство угодности Богу раскаявшейся грешницы. Когда старец пытался выкопать в сухой, неподдающейся земле могилу, пришел лев. Однако, хищник не набросился на инока, но начал облизывать ноги преподобной. Тогда авва Зосима, помолившись, приказал льву вырыть яму, что царь зверей тут же смиренно исполнил. В выкопанной львом могиле Зосима похоронил святую.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния. (Полное житие преподобной Марии Египетской читайте ).

Во время рассказа жития преподобной Марии мне вспомнилась беседа с иеромонахом Александра из Феодоровского Городецкого монастыря, который я посетила во время паломнической поездки «Во славу святого благоверного князя Александра Невского» с мотоклубом «Ночные Волки». Отец Александр поговорил с нами о вере, истинном пути ко Христу и призванию каждого к святости.

Из придела преподобной Марии Египетской паломническая группа отправилась в крипту - подобие первых пещерных христианских храмов.

В крипте Сретенского монастыря с 1997 года находится точная копия Туринской Плащаницы. Всего в мире насчитывается пять ее копий. Сама Плащаница - большое полотно длиною 4,3 метра и шириною 1,1 метра, в которое обернули тело Спасителя праведные Иосиф из Аримафеи и Никодим - хранится в католическом соборе в итальянском городе Турине.

Святое Евангелие гласит следующее о смерти Иисуса на Кресте и Его погребении:

«Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
И как уже настал вечер,- потому что была пятница, то есть день перед субботою,-
пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали» [Мк. 15:37-47].

Копия Туринской Плащаницы

Вместе с копии Туринской Плащаницы в крипте находится ее негатив, на котором отчетливо виден Иисус Христос в первые мгновения после Его погребения. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран Спасителя: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Сретенский монастырь хранит свидетельства о совершенных чудесах по молитвам перед святыней.

Нам невероятно повезло - группе благословили не только пройти экскурсией по соборному храму и территории обители, но и побывать в семинарии и храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, но чтобы не перегружать вас информацией, я продолжу свой рассказ в следующем посте.

Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Православная церковь отмечает праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери - без преувеличения, самой почитаемой на Руси. Праздник этот отмечается Русской православной церковью трижды: 3 июня - в память об избавлении от Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля - в память об избавлении от хана Ахмата в 1480 году, а 8 сентября - в память о том, как Богородица прогнала от стен Москвы войско Тамерлана.

Гроза татаро-монголов

За Владимирской иконой замечено множество чудес. В 1164 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед боем князь и все его войско помолились перед иконой, враг был разбит, а после победы взору воинов предстало чудо: вся местность озарилась дивным сиянием, шедшим от образа. Ровно в те же самые день и час византийский император Мануил перед битвой с сарацинами увидел такой же свет, шедший от Креста Господня.

Следующее большое чудо произошло спустя почти столетие. В 1395 году на Москву надвигался Тамерлан. Надежды на спасение было мало, и тогда московский князь Василий Дмитриевич распорядился доставить икону Божией Матери из Владимира в Москву. Тамерлан раскинул свои шатры на берегу Москвы-реки и собирался взять город в осаду. Однако ночью во сне ему привиделась Лучезарная Жена в сиянии, окруженная ангелами с огненными мечами. Наутро Тамерлан созвал совет. Мудрецы истолковали видение и разъяснили хану, что увиденная им Жена - Богородица, заступница православных и одолеть ее не выйдет. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» - так написал о бегстве Тамерлана летописец.

Позже икона не раз спасала русский народ от вражеских набегов. Именно ее благодатной силе летописцы приписывают победы над врагами: в 1408 году - над ханом Едигеем, в 1451 году - над ногайцами, в 1459 году удалось отбиться от войск хана Седи-Ахмета. В 1480 году икона заставила повернуть назад в степь войско ордынского хана Ахмата (знаменитое стояние на реке Угре), а в 1521 году Москва была спасена от полчищ татар казанских и ногайских под предводительством хана Махмет-Гирея. Тогда князья едва успели собрать войско для отражения атаки. Сдерживая натиск татар, русские войска медленно отступали к Москве, за стенами которой весь народ усердно молился перед ликом Богородицы, прося о заступничестве. Одной инокине было видение: ей привиделись святители московские Петр и Алексий, выходившие из закрытых врат Успенского собора с иконой в руках. Инокиня рассказала горожанам об увиденном, и народ стал молиться еще усерднее. И снова Божия Матерь обратила в бегство татарские войска, привидевшись врагам в окружении сияющих воинов.

Хранительница Русского Севера

Как гласят предания, образ этот написал сам апостол Лука на доске от стола, за которым обедали Богородица с младенцем Христом и праведный Иосиф. Когда исследователи отмечают, что образ написан апостолом, имеется в виду прежде всего само изображение: его характер, стиль, художественные особенности. Ни одна из икон, написанных Лукой, до наших времен, увы, не сохранилась: все современные образы за авторством апостола Луки - списки или копии с тех икон, которые когда-то были им созданы, включая и Владимирскую икону, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Ученые-искусствоведы полагают, что икона была написана в конце XI века либо чуть позже, в начале XII века, в Константинополе.

На Русь икона была послана в 1131 году патриархом Константинопольским Лукой в дар московскому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в девичьем монастыре Вышгорода, что под Киевом, отданного Юрием Долгоруким своему сыну Андрею Боголюбскому в удельное правление. Чуть позже Андрей решил отправиться в северные земли Руси. Молодой князь был человеком боголюбивым, за что и получил прозвище Боголюбский, и просил Богородицу быть ему заступницей в Ростово-Суздальских землях, которые князь пообещал отдать под власть Божией Матери. Он искал икону, которую мог бы взять с собой в дорогу. Ему поведали об иконе, которая не прочь отправиться в путешествие: по свидетельствам прихожан, трижды этот образ сходил со своего места. Князь Андрей втайне от отца взял икону с собой. Однако по пути из Владимира в Ростов, когда Андрей отъехал от города всего около десяти верст, лошади вдруг встали и отказывались идти дальше. Молодой князь обратился с молитвой к иконе. Богородица явилась Андрею и повелела оставить образ во Владимире, а на месте своего явления основать храм. С этого момента, с 1160 года, икона и получила свое нынешнее название: Владимирская. Позже икона продолжила путешествие по северным землям Руси и многократно помогала отбить набеги татар на Москву. После того как Богородица чудным образом избавила Русь от ордынского ига, чудотворный образ Божией Матери остался в Москве, в Успенском соборе. С 1930 года икона хранится в Третьяковской галерее. В 1999 году ее перенесли в храм-музей, расположенный на территории Третьяковки.

(26 августа ст.ст.) в сий день празднуем восследование похвально сретение чудотворныя иконы, пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Владимирския от нашествия безбожных агарян, поганаго царя Темирьаксака (Пл.). Пред иконой Пресвятыя Богородицы Владимирския молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука в I веке от Рожества Христова на доске стола, который находился в доме Иосифа, Марии и Исуса. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Данная икона приписывается евангелисту не в том смысле, что она писана его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что икона эта является списком с икон, писанных когда-то евангелистом

Феодосий II греч. Θεοδόσιος Β’, Бюст Феодосия из Лувра. Византийский император 408 - 450

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, отсюда ее украинское название - Вышгородская икона Пресвятыя Богородицы. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.) По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1237 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Пресвятыя Богородицы был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.

Празднование Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы бывает несколько раз в году. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентябряпо новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

3 июня(21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября(по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

История встречи в Москве Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы

Праздник Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святаго образа Пресвятыя Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Тимур / Тамерлан чагат. تیمور, Великий эмир империи Тимуридов
9 апреля 1336 год - 18 февраля 1405г. Миниатюра XV века

Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.


Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятыя Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло её к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Пресвятая Богородица, спаси землю Русскую!» В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю) “весь град изыде противну иконы на сретение ее”… .

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан созвал мудрецов. “Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских”, – сказали гадальщики непобедимому хану. “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”…

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирский иконы Пресвятыя Богородицы.

После этого события чудотворная Владимирская икона Пресвятыя Богородицы, после 235 лет пребывания во Владимире, осталась в Москве навсегда. Ее поместили в построенном в честь Успения Пресвятыя Богородицы соборе.Перед ней помазывались на царство цари и свершались важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.)

И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить…

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение “светозарной Жены, осенявшей храм”… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Пресвятыя Богородицы Влаимирския – была передана РПЦ в храм Святителя Николы при Третьяковской галерее.

Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный (греч. Этимасия ) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Исуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых.

Владимирская икона Пресвятыя Богордицы является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.