Психотип гюго. Соционический тип гюго Гюго эсэ

13.09.2024

Описание Гюго от Екатерины Филатовой

Гюго

Этико-сенсорный экстраверт (ESFJ, Энтузиаст)

Установка сознания ведущего блока ЭСЭ: главное, что движет людьми во всех их поступках, - это эмоции; самая большая ценность -положительные эмоции (ЧЭ - программная функция), и задача состоит в том, чтобы прибавить людям в этой жизни радости и удобств, избегая всего неприятного (БС - реализация программы).

Описание действия функций сильных каналов (ведущий блок)

ЧЭ - программная функция. Человек этого психотипа, как с очевидностью следует из его ведущей функции, - весьма эмоционален. Его эмоциональная стихия сказывается особенно ярко в умении радоваться любому проявлению жизни. Повсюду он старается создать праздник и себе, и другим, осуществляет это стремление легко, без бахвальства, заряжая окружающих своим энтузиазмом, энергией, высоким тонусом.

Самое пустячное событие для него уже может служить источником энтузиазма: выглянуло солнышко, купил интересную книгу, впереди выходные дни, встретил интересного человека...

Жизнь для него - эмоциональное море, в котором он купается, владеет этим пространством, вбирает в себя его энергию и немедленно возвращает в десятикратном размере. ЭСЭ не может жить без людей и общения с ними, они для него - высшая ценность. При этом он склонен преувеличивать их достоинства и предпочитает не замечать "теневые" стороны.

По убеждению ЭСЭ, всех негативных человеческих реакций (обида, уныние, раздражение и т. п.) следует избегать: ведь жизнь и так коротка, зачем ее тратить так бездарно? Конечно, в его жизни, как и у всех остальных людей, бывают объективно тяжелые времена. Обычно это вызвано напряженностью в отношениях с людьми, которые для него много значат. Особенно ему трудно, если это связано с домом, с семьей. ЭСЭ может также оказаться в неприятной ситуации из-за своего легковерия. Бывает, что его эмоциональная несдержанность выплеснется излишней болтливостью и даже хвастовством.

В плохие минуты ему также трудно скрывать свои чувства, и тогда ЭСЭ старается уйти от всех, предпочитает пережить неприятности в одиночестве. Он полагает, что и другие должны поступать так же, поэтому, разделяя с другими радость и приумножая ее, он далеко не всегда способен разделить с человеком его горе: в подобных случаях предпочитает отступить на некоторую дистанцию.

Вообще, ЭСЭ тяжело страдает от любой конфликтной ситуации, даже если сам и не является непосредственным ее участником: очень уж легко он эмоционально вовлекается во все передряги и воспринимает все слишком близко к сердцу.

БС - функция реализации программы. ЭСЭ - романтик и эстет, любит создавать теплую атмосферу общения. Это хорошо заметно во внешней манере его поведения: встретив знакомого, обязательно остановится (мужчина - галантно раскланяется, женщина - одарит солнечной улыбкой). Одно из самых больших удовольствий для ЭСЭ - вручать подарки. Тут главная для него цель - доставить человеку удовольствие, стать свидетелем его радости, а сколько подарок стоит - ему неважно: ЭСЭ недаром славится среди своих друзей щедростью и широтой души.

Он легко отзывается на любую просьбу помочь, и при этом может оставить свои дела, не менее важные. Ему и в голову не приходит, что за помощь можно было бы получить определенную мзду, наградой ему служит осознание того факта, что он сделал доброе дело.

ЭСЭ охотно участвует в организации различных неформальных мероприятий - дней рождения и юбилеев, елки для детей сотрудников, походов на выходные дни, экскурсий.., лишь бы вокруг были интересные люди, для которых и с которыми вместе все это приятно делать.

Человек очень деятельный, он любит активный отдых. Если это спорт, то для него, опять-таки, важнее всего общение, а не победа над противником. Многие представители ЭСЭ любят природу - лес, море, отдых на горных лыжах, но обязательно, чтобы при этом была компания хороших друзей.

Как никто другой, ЭСЭ способен наилучшим образом организовать окружающее пространство, сделать его уютным, удобным, комфортным. Нередко он обладает прекрасным художественным вкусом, старается, чтобы вокруг все было красивым, радовало глаз и одновременно отвечало бы более прозаическим потребностям людей.

Это качество хорошо заметно и в одежде ЭСЭ (особенно у женщин): изящество, элегантность, безукоризненный стиль, умение использовать недорогие, но очень подходящие к платью аксессуары - их отличительная черта. При этом ЭСЭ никогда не забывает о функциональности одежды, ее удобстве.

Особо следует отметить, что ЭСЭ - великолепные кулинары. Все приготовленное ими, как правило, отменно вкусно. Даже если набор продуктов сильно ограничен, ЭСЭ придумает что-то совершенно новое и сделает это так, что "пальчики оближешь"!

Описание действия функций слабых каналов ЭСЭ

БИ - канал наименьшего сопротивления (КНС). Человек этого психотипа плохо ощущает ход времени. Ему трудно распределить свои силы так, чтобы все успеть сделать вовремя, он не всегда может оценить, что в данный момент главное, а с чем можно подождать.

Оценивая человека исходит, преимущественно из того, как тот к нему относится, и уже в силу этого может ошибаться в людях, в мотивах поступков, которые ими движут (ЧИ). Доверчив. Его бывает легко обмануть.

Ему трудно проникнуть в скрытые, глубинные возможности новых явлений. Хорошо оценивая результат, он, как правило, плохо видит его причину. Поэтому в одних ситуациях он с трудом отказывается от хорошо проверенного и апробированного, а в других - его кипучая и отважная натура может подтолкнуть к рискованным действиям.

Из-за слабо развитой интуиции времени ЭСЭ часто кажется консервативным. Плохо представляя себе последствия тех или иных действий, он предпочитает знать конкретно о том, что будет завтра.

ЧЛ - нормативная функция. Отличительные черты характера - непоседливость и эмоциональность - не способствуют тому, чтобы ЭСЭ глубоко продумывал необходимые действия на работе. Он руководствуется сиюминутными настроениями, нередко его поступки опережают его мысли, - правда, он может тут же осознать свой промах и корит себя за опрометчивость.

Все это - причина того, что ЭСЭ достигает своей цели чаще за счет бурной деятельности, а не путем планомерной подготовки своих действий.

ЭСЭ на работе и дома

Все, что ЭСЭ делает, - делает азартно. Умеет загореться идеей и следовать ей до конца. Такая вовлеченность не дает ему делать два дела одновременно. Чтобы ощутить себя нужным на производстве, ему хочется быть постоянно загруженным и демонстрировать в работе только положительный результат. Тогда он не чувствует усталости и ощущает постоянный приток сил. Вообще, на работе эмоциональная атмосфера для него - определяющий фактор. Если окружающие проявляют к его работе интерес, а к нему самому - симпатию, он может работать, что называется, только "за спасибо".

Руководитель-ЭСЭ стремится, в первую очередь, сплотить коллектив, создать в нем дружескую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Он берется за дело рьяно, без промедления и побуждает других к тому же. Слабость интуиции не позволяет ему видеть четкие перспективы начинаний, он слишком занят мелочами, даже способен сам на себя взять рутинную работу, если того, кому это поручено, нет на рабочем месте, - ждать ЭСЭ не умеет.

Если подчиненный плохо выполнил свое дело и этим подвел других - ЭСЭ способен отчитать его, даже пойти на конфликт, поскольку сильно переживает за престиж своего коллектива, за то, чтобы работа была выполнена качественно. Лучше ему удается руководство небольшой группой сотрудников в пределах любого предприятия.

ЭСЭ очень привязан к своей семье. Для многих - особенно женщин - это самое главное в жизни. Умение создать не только физический, но и психологический комфорт, оптимизм, желание принести радость своим близким - наиболее сильные стороны натуры ЭСЭ, и проявляются они здесь особенно ярко.

Из-за слабости своей интуиции он не может объективно оцепить не только других, но и себя самого. Поэтому упреки домашних в свой адрес (по поводу, например, его невысокого служебного положения) он переносит крайне болезненно.

Этико-сенсорный экстраверт рассказывает о себе, и другие - о нем

Когда я была совсем маленькой, у нас собрались гости по случаю дня рождения бабушки. Вазу с яблоками почему-то поставили на мягкий стул, а кот ее опрокинул, и ваза разбилась. Моя мама стала бить кота. Я его тут же отняла, взяла на руки и закричала: "Если будете бить моего котика, я убегу из дома!" После этого я еще долго плакала, потому что мне его было очень жалко - не могу видеть, как обижают животных.

Есть в душе человека что-то такое, что для него является святым - это сидит в нем с малых лет. Когда я пошел учиться в первый класс, то в первый же день познакомился с девочкой, которая мне очень понравилась. После уроков я попросил маму отпустить меня поиграть с этой девочкой. Мама засмеялась: "Не успел пойти в школу, а уже влюбился!" Я прямо задохнулся от обиды и оскорбления. Три дня после этого лежал в горячке, в бреду, с высокой температурой. Никогда больше не делился с мамой никакими своими переживаниями.

Сейчас я уже дед и могу сказать, что этот случай оказал влияние на всю мою жизнь. Я защищался от грубых и бестактных замечаний, никогда и никому не рассказывал о своих увлечениях, потому что боялся, что мое чувство, к которому я отношусь, как к святыне, как к дорогому сокровищу, будет оплевано и разрушено.

Когда я училась в третьем классе, учительница попросила меня и мою подругу помочь ей съездить в магазин за учебниками для класса. Я обожала свою учительницу, была одной из лучших учениц и просьбу восприняла с невероятной гордостью. Но, не помню почему, мама меня не отпустила в эту поездку. Я была в таком диком отчаянии, что решила отравиться - жизнь казалась невозможной. Мама, почуяв недоброе, в последний момент буквально оттащила меня от тумбочки с лекарствами, к которой я подошла, чтобы выполнить свое намерение.

Все три воспоминания подтверждают яркую эмоциональность ЭСЭ. Такая сильная эмоциональность, которая может послужить причиной болезни, - результат того, что эмоции - самая мощная функция ЭСЭ. Надо помнить, что "солнечность" и жизнелюбие этого психотипа - только приятная манера для окружающих. Она не означает высокого предела эмоциональной устойчивости психики ЭСЭ, как это могло бы показаться. Поэтому следует оберегать этих милых людей от чрезмерных психических нагрузок, особенно в детском возрасте.

У нас в шестом классе преподавала биологию очень строгая учительница. По моему мнению, она была ко мне несправедлива. Одна из девочек нашего класса никогда не готовилась к урокам и все задания списывала - чаще всего у меня. Но мне учительница никогда больше тройки не ставила, а ей ставила только пятерки. Как то раз я не выдержала и спросила, почему мне поставили явно заниженную оценку, а Тане за такую же работу - отличную? Тогда наша учительница раскричалась, назвала меня при всем классе дурой, коровой и еще как-то там по всякому. И тогда я ей выдала все, что про нее думаю, что она ставит Тане пятерки потому, что Танин папа начальник, и еще много такого, после чего она мне велела вообще на ее уроках до конца года не появляться, и поставила мне за год три балла. Я потом пожалела о том, что ей наговорила, но вернуть сказанные слова назад было, конечно, уже невозможно...

Вот уж действительно, такое характерное для ЭСЭ свойство - сначала сказать, а потом подумать. Но что же делать, если в дихотомии логика - этика превалирует этика.

В училище начались каникулы, и я поехала к себе домой, в деревню. "Удобства" там - сами знаете, на улице. Пошли мы однажды туда с подругой, а доски в туалете оказались подгнившими, проломились, и она рухнула в выгребную яму. Я, совершенно не задумываясь о последствиях, бросилась к ней - спасать. К счастью, яма оказалась неглубокой, мы благополучно выбрались оттуда и, отмываясь потом в речке, хохотали до упаду.

Способность, не задумываясь, броситься на помощь другу - одна из наиболее привлекательных черт ЭСЭ, которая является, несомненно, следствием его эмоциональности.

Каждый раз, когда С. приходит ко мне, я, открыв дверь, прежде всего вижу его ослепительную улыбку. Еще ни разу не было так, чтобы он пришел с кислой физиономией. Частенько, рассказывая о своих нешуточных проблемах, oн смеется, превращая ситуацию почти в комическую. По его лицу не видно, чтобы это как-то портило ему настроение, что он это серьезно переживает, как будто эти неприятности происходят не с ним, а с другим человеком. "А что, мне плакать, что ли?" - говорит он мне, когда я недоумеваю, как можно спокойно говорить о таких вещах.

Недавно какие-то его знакомые, по-видимому, не очень добросовестные, втянули его в денежную авантюру, в результате которой на нем. повис долг в 3 тысячи рублей, и это при стипендии в 90 рублей! Никакого опыта, где и как достать эти деньги, у него не было. В течение недели С. приходил ко мне каждый день и с олимпийским спокойствием рассказывал о своих неудачных попытках справиться с такой ситуацией. Только тогда, когда все благополучно разрешилось, он признался, каким тяжелым грузом давил на него этот долг, какие "кошки скребли" на душе (о чем я даже и не подозревала).

Он постоянно где то носится, улаживает какие-то дела, кому-то помогает. Зимой к его другу приехала мама, и ее надо было встретить, чтобы помочь нести очень много вещей, которые она везла с собой. Друг попросил его помочь, а он в то время подрабатывал по ночам: одну ночь работает, другую отдыхает. И вот, несмотря на то, что он уже не спал предыдущую ночь и не будет спать следующую, - сразу согласился. У него даже и мысли не возникло отказаться, попросить друга обратиться с такой просьбой к кому-то другому, хотя в такой ситуации это было бы естественным.

Если мы приезжаем к нему домой в деревню, он тут же умудряется участвовать в соревнованиях по волейболу или уходит к деду, который живет рядом, чтобы помочь ему по хозяйству.

Сделать так, чтобы человеку было удобно и приятно, не отказать в помощи и этим доставить удовольствие - буквально такова установка сознания ЭСЭ.

Я очень не люблю портить отношения с людьми, но бывает так, что приходится одергивать человека, если, с моей точки зрения, он чересчур зарвался.

Недавно в коридоре нашего университета мне встретилась знакомая из соседнего отдела. На весь коридор громким голосом она стала провозглашать:

- Поздравляю! Ты теперь бабушка! Ну, посмотрите на эту молодую бабушку!. - и все в таком духе, на разные лады.

Я минут пять терпела, потом не выдержала и оборвала ее:

- Может, хватит?

Однажды в бухгалтерию, где я работаю, вошел один из сотрудников и стал хамить бухгалтеру из-за каких-то полутора рублей, которые в наше-то время уже и вообще не деньги. Оказалось, что бухгалтер что-то забыла и перевела эти деньги ему на книжку, вместо того, чтобы выплатить вместе с зарплатой. Из-за такой ерунды он орал на нес, стучал кулаком и закончил свою тираду словами:

- Я - профессор! Я - заведующий кафедрой!

Повернувшись к нему и глядя ему прямо в лицо, я сказала:

- Ну, надо же. А я уж подумала, что Вы - грузчик.

А в этом рассказе эмоциональность ЭСЭ выражается в неумении скрыть свое возмущение, если он сталкивается с явной несправедливостью.

Одна наша однокурсница рано вышла замуж, уже на четвертом курсе она - мать двоих детей, сына и дочери. Ее муж - аспирант, говорят, очень талантливый молодой человек. "Обожаю умных мужиков", - часто слышим мы от нее. Похоже, что это ее обожание распространяется не только на мужа. Она довольно кокетлива и чем-то напоминает лисичку: походка ее немного виляющая, она как будто хвостиком заметает следы. Редкого мужчину она обойдет вниманием, флиртует направо и налево, строит глазки даже преподавателям, явно добиваясь снисходительного отношения к себе на зачетах.

Увы, и такое бывает: уровень культуры и духовность - не последнее свойство характера, определяющее поведение человека, в том числе и ЭСЭ. Напомним еще раз: соционика определяет лишь структуру психики, а вот чем эта структура наполнена - вопрос уже не к соционике.

Этим летом, после особенно напряженной зимы, когда я пошла в отпуск и надеялась наконец-то отдохнуть, серьезно заболела моя дочь. Все ее тело в короткий срок покрылось гнойными волдырями, в течение 3 недель температура не опускалась ниже 39 градусов. Девочка почти не спала от боли, иногда бредила. Каждое утро мне приходилось отмачивать и отдирать от ее тела кроваво-гнойное белье, чтобы надеть чистое. И тут еще, как это часто бывает, у нас отключили горячую воду, поэтому стирка, мытье, приготовление еды - все потребовало дополнительных усилий. Где-то на 15-й день такой жизни, в условиях непрерывного стресса и практического отсутствия сна, я стала серьезно думать о самоубийстве - вскрытие вен в ванной казалось мне самым желанным выходом из этого кошмара...

Тут было, однако, серьезное препятствие. Осуществление моего плана было бы возможным только в том случае, если бы я могла лечь в чистую ванну с теплой прозрачной водой. Ванна же была грязной, вымыть ее было трудно, да и налить теплую воду - тоже. Именно это обстоятельство и остановило меня.

Как будто уловив мои мысли, неожиданно о самоубийстве стала говорить моя дочь... Это вернуло мне здравый рассудок. Найдя подходящий случай, я с улыбкой рассказала дочери о своих размышлениях на ту же тему и, рассмеявшись, закончила: "Придется отложить с самоубийством, пока дадут горячую воду!"

Через несколько дней кризис миновал, девочка поправилась и сейчас уже обо всем забыла. Сегодня прогуляла со своим парнем всю ночь и вернулась только утром, но это - уже совсем другая проблема.

Даже в такой тяжелой обстановке ЭСЭ не может обойтись без эстетики. Умереть можно себе позволить только в том случае, если это будет красиво выглядеть. Эстет он и есть эстет.

Труднее всего мне пришлось, когда я преподавала математику в 5 - 6-х классах школы. Чтобы сделать уроки интересными и разнообразными, я придумывала все новые и новые способы обучения. Я всегда опасалась, что, справившись с задачей, ученик заскучает, и поэтому, как только он поднимал голову от тетради - тут же выдавала ему открытку с каким-нибудь шутливым вопросом из области математики. А открытку старалась выбрать очень красивую, да еще и текст разрисовывала на разные лады, чтобы все это выглядело приятно и забавно.

Скоро мои ребята привыкли к урокам такого рода. Им это очень нравилось, они всякий раз ждали от меня все новых и новых приемов, но не могла же я до бесконечности изобретать для них что-то новое! Я уж и так совершенно запустила свое домашнее хозяйство, кастрюли на кухне заросли грязью, совсем перестала заботиться о муже и детях. Однажды дошла до того, что появилась в школе в сапогах от разных пар. Хорошо, что у меня в учительской были туфли, в которые можно было переобуться...

Надо отдать должное нашему директору: он был ко мне очень внимателен. Однажды пригласил меня в кабинет и сказал:

- Все, хватит, Вы должны отдохнуть. Завтра я сам проведу все Ваши уроки, а Вы лучше посидите пока дома и придите ка в себя!

Вообще, я заметила, что меня всегда и везде хорошо встречают, я быстро устанавливаю контакт с людьми и тут же стараюсь взять на себя как можно больше обязанностей. Но при этом требовать от других я не умею, и постепенно все садятся мне на шею - школьники, муж, мои собственные дети. В один прекрасный момент я чувствую, что нет больше моих сил, я задавлена так, что это уже невыносимо, и взрываюсь.

Этот рассказ иллюстрирует действие двух функций: преподаватель старается, чтобы ее ученикам было приятно изучать такой, казалось бы, сухой предмет, как математика (БС - 2-й канал), но, не умея рационально действовать (ЧЛ - 4-й канал), она явно переутомляется.

14 лет перед пенсией она работала в химической лаборатории, занималась синтезом, работа проходила в три смены - ночь и день, - все перепутывалось. Ни премий, ни доплат за сверхурочную работу и ночные смены ей часто не платили. Сотрудники догадывались, что эти доплаты оформляет на себя начальница, но почему-то молчали.

Однажды, после бессонной ночи, отработав смену, утром она передавала синтезированное вещество заказчику. И тут выяснилось, что вся ее работа проделана напрасно - в сопроводительной инструкции по синтезу неправильно указали температуру. Ее возмущению не было границ - была загроблена масса реактивов, денег, труда. Вот тут-то она сразу высказала все, что накопилось в душе, в том числе и в адрес начальницы, - об организации труда и распределении заработной платы. Не смогла удержаться и от нецензурных выражений. Затем ушла, хлопнув дверью, и подала заявление об увольнении, хотя ей это было в тот момент в высшей степени невыгодно - пенсия у нее оказалась маленькая. И, словно нарочно, после этого скандала всем оставшимся сотрудницам была повышена зарплата - событие, которого безуспешно ждали целый год.

Несмотря на стремление быть полезным и приятным людям, ЭСЭ не дает себя в обиду. Но, конечно, при этом его эмоциональность часто опережает рассудительность, что и приводит к ситуации, описанной выше.

Во время службы в армии мне пришло известие, что мою маму арестовали и посадили в тюрьму - это были 30-е годы. От этого известия я упал в обморок, потом долго болел. После демобилизации вернулся "домой" - из квартиры нас выселили, сестра работала в женском общежитии уборщицей, там она и жила. Мне некуда было деваться, но комендант оказалась доброй женщиной и пустила меня в общежитие, там я жил в комнате с сестрой и ее подругами. Приходил ночевать как можно позже, чтобы не мешать им, уходил, когда они еще спали. А что было делать? Так целый год и прожил.

Потом я женился и перешел к жене. Жила она в одной комнате со своими родителями, комната всего 11 квадратных метров, темная, окно выходило в глухой двор. Потом у нас еще и двое детей родились. Мы так вшестером там и жили - целых 20 лет. И что удивительно, мы никогда не ссорились, ни в моем родительском доме - а нас у матери было семеро детей (я младший), - ни потом, в этой коммуналке. Меня уже тогда выбрали старостой, чтобы я наводил порядок. Если жильцы были чем-то недовольны, я старался сделать так, чтобы все уладить миром. Например, часто возникали споры из-за света: кто-то уедет, скажем, на неделю и потом говорит, что свет не жег, почему должен платить, как все? Я тогда возьму и уменьшу ему плату на 5 копеек, там ведь копеечные оплаты-то были, и человек доволен, что его уважили...

Когда я женился, сразу пошел на курсы, стал механизатором широкого профиля и шофером, неплохо зарабатывал, а через 19 лет работы на стройке дали 3 комнатную квартиру. Теперь еще я и участок с домом приобрел. Мне там так нравится! Но без людей - никак не могу. Если кто мне укажет, что я делаю неправильно, - никогда не обижусь, спорить не буду. Но за справедливость - полезу на рожон!

Сейчас я - ответственный по участкам в садоводстве, многие мне дают заказ на машину с удобрениями, торфом... Я договариваюсь с шофером, и он привозит, я ему деньги от заказчика передаю, он мне говорит: "Что же ты, Михалыч, все мне отдаешь, оставь себе хоть пару рублей!" А я думаю так: придет старушка, увидит, что у нее под оградкой заказанный торф уж готовый лежит, она тут же ко мне пойдет да спасибо скажет, а мне и в радость, я и доволен. А эти 2 рубля - ну, если уж от чистого сердца, то возьму, а если пожалеешь - не надо мне твоих денег, все одно, почую я своим худым сердцем, ежели это не по доброте.

Не правда ли, достоин глубокого уважения герой этого повествования? Свою объективно очень тяжелую жизнь он не драматизирует, в его рассказе нет никакой рисовки, герой не ищет сочувствия и жалости (двадцать лет вшестером в одиннадцатиметровой комнате - только по одному этому поводу можно было бы рассказать что-нибудь душераздирающее) , а просто и спокойно повествует о своей жизненной позиции. Это одна из наиболее привлекательных черт характера, присущая многим представителям ЭСЭ.

Портретная галерея:

Виктор Гюго, Чарльз Диккенс, Жюль Верн, Проспер Мериме, Джордж Вашингтон, Михаил Бакунин, Че Гевара, Валентин Гафт и его герой из фильма "Гараж", Андрей Битов, Жерар Филипп, Михаил Казаков.

Квадральные признаки:

альфа-квадра; веселый, рассудительный, демократ.

Диадные признаки:

рациональный (шизотим), упрямый, предусмотрительный, коллективист.

Индивидуальные признаки:

экстраверт, динамик, деклатим, сенсорик, позитивист, этик, тактик, конструктивный.

Первая функция - уровень организации личности, или принцип существования. Зона уверенности. "Хорошо"

объектная этика - Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей

"Человек - это пространство отношений". Отношения для человека этого типа - родная стихия. Он никогда специально их не обостряет, но при этом прекрасно чувствует отношения между людьми и отношение людей к себе. Он не станет ни у кого спрашивать, как к нему относятся, поскольку сам знает лучше других. Это - зона уверенности.

Стабильность внешних отношений вообще и стабильность его личных отношений в частности обеспечивают устойчивость личности. Если кто-то пытается изменить уже имеющиеся отношения, то это может вызвать у Гюго тяжелые эмоции. Можно сказать, что у Гюго (по сравнению с Гамлетом) более доверительные отношения с людьми. Это "горизонтальные" отношения, практически не имеющие границ. Неважно, какого круга люди в них вовлечены - ведь это отношения, отношения, отношения, бесконечные связи. Интернет такой. Попробуйте как-нибудь в квартире у Гюго отключить телефон! Это может вызвать большое беспокойство или даже агрессию. Простая ситуация возможного отключения телефона за неуплату уже очень беспокоит. Гюго умеет уютизировать ситуацию, сгладить напряжение, у него всегда много друзей. Тусовка - это его стихия.

Если нет отношений, то и меня нет. Я не нужен, значит, меня нет. Есть отношения, следовательно, я существую.

Минус-первая функция. Зона игнорирования. Минус-ценности. "Плохо"

субъектная этика - Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то - не люблю, нравится - не нравится. Мои эмоции

собственное отношение к людям словно игнорируется. Прежде всего должны быть внешние отношения, а мое отношение не имеет особого значения. Мое состояние - да, мое ощущение - да, это есть, и я могу об этом рассказать. А вот когда Гюго за­ставляют выражать собственное отношение, возникают сложности. Его спрашивают, но он не находит нужным ответить. Не это важно. Важно, как разворачиваются отношения во внешнем, актуальном мире. Он исхитрится сделать так, чтобы ситуация развернулась сама по себе и ему не понадобилось бы выражать свое отношение ни к кому-то, ни к чему-либо. Его отношение - вещь внутренняя, интимная, и нет никакой необходимости высказывать его другим людям. И так все ясно, мои поступки говорят о природе моего отношения. Из всего должно быть понятно, что мое отношение вот такое, но высказать, выразить словами - сложно, а самое главное - и не ­нужно.

Робеспьер, дополняющий Гюго, этого, однако, и не требует. У него самого это - зона страхов, поэтому все происходит как бы в другой психологической плоскости.

Вторая функция. Творческая. Уровень функционирования. Зона риска. "Надо"

субъектная сенсорика - мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно - не приятно

разнообразные ощущения. Здесь допустимы многочисленные варианты. У Гюго должна быть возможность менять свои ощущения, ему надо попробовать как можно больше: какую-то новую еду, алкогольные напитки (он не будет напиваться, но попробует обязательно). Он должен все понюхать, послушать и т. д. Так, например, люди этого типа любят поэкспериментировать с пищей, приготовить какое-то изысканное блюдо. Они могут с интересом пробовать различные ­ощущения и "угощать" этим других. Гюго любит потчевать: "Вот попробуйте-ка так. А вот так? А вы не пробовали контрастный душ? Очень хорошо!" Из них получаются прекрасные дегустаторы и кулинары. Они сведущи в медицине, в том, как и что нужно лечить.

Искусство любви - это его обязанность и предназначение, а вовсе не грех. Гюго - поклонник всевозможных искусств как источника радости. Даже наука в его интерпретации может выглядеть как некий изысканный источник удовольствия.

Творчество этого типа - создание ощущения гармонии в мире.

Минус-вторая функция. Зона нормативов, эталонов, стереотипов поведения. "Не надо"

объектная сенсорика - форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж

Насколько мне известно, эти люди хоть и обращают внимание на внешность, для них, однако, это не главное. Экстравагантность находится в зоне "не надо". Гюго должен быть одет нормально, соответственно тому, как принято одеваться в его социальной среде. Обстановка в доме иногда напоминает декорации, как бы образ чего-то, что должно быть. Гюго вряд ли станет навязывать кому-то свою волю или образ действий.

Третья функция. Принцип самооценки. Место наименьшего сопротивления. "Проблемы"

объектная интуиция - целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура

очень интересна целостность внешней ситуации, внешняя гармония. Проблема времени, проблема успеть – не успеть. Это место болезненное, и Гюго его защищает, постоянно извиняясь за опоздания. Тем не менее часто опаздывает, даже если пытается выйти заранее.

Третья функция - это самооценка. Место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума, поэтому оно должно быть защищено. А в целях защиты здесь все нужно упростить так, чтобы ясность была гарантирована и ситуация была, по возможности, известна от начала до конца.

Только тогда у Гюго появляется возможность понимать и чувствовать последовательность процесса: первая стадия, вторая, третья. Тогда есть покой, чувство движения и развития его жизни во времени.

Существуют два варианта защиты: защита "в плюс" и защита "в минус".

Для одного человека - это невозможность опоздать. Здесь самооценка: "Если я пришел вовремя, значит, я хороший человек, если опоздал, значит, плохой". Для другого представителя этого типа времени как бы вообще нет. Это "защита в минус". Человек входит в такое глубоко медитативное состояние, что полностью утрачивает чувство времени, для него все становится прекрасным и гармоничным.

Гюго консервативен и старается не менять устоявшийся порядок вещей. Сам он, по крайней мере, не будет ничего делать, чтобы его изменить. Даже если какая-то ситуация в жизни его не очень устраивает, сама по себе стабильность ситуации - это уже плюс-подкрепление, и для данного типа плюс не маленький.

Минус-третья функция. Зона решения проблем

субъектная интуиция - целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени

способ решения проблем - изменение своего состояния. Здесь возможно громадное разнообразие: смена образов, медитации, алкоголь. Чаще всего Гюго выбирает вариант ухода, освобождения от проблемы, а не ее решения. Или резко меняет образ себя, превращаясь как бы в совершенно другого человека, к которому эта проблема вообще никакого отношения не имеет.

Четвертая функция. Суггестивная. Принцип оценки места. Мотивы. "Хочу"

субъектная логика - моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Моя картина мира, мое мировоззрение. Мое образование, т. е. система моих образов, моя школа

"Хочу все понять! Объясняйте мне, объясняйте!" Если я не понимаю, то мне не интересно. Хорошо там, где мне все понятно.

Пожалуй, два типа больше всего любят ходить на всякие лекции, встречи, беседы - это Гюго и Гамлет. Для них главное, чтобы присутствовала структура, чтобы лектор все толково и тщательно объяснял. В большой аудитории мне приходилось видеть людей в своеобразном легком трансе (эйфории), находящихся в этом состоянии просто потому, что им все понятно. Ведь должен кто-то объяснить правильный ход и порядок вещей! Мне комфортно там, где объяснили, а я все понял. Конечно, если возникнет иное понимание, Гюго столкнется с жуткой коллизией: у него было четкое представление о том, что и как, и вдруг кто-то пришел и изложил все по-другому, переворачивая тем самым уже устоявшуюся картину. Однако коллизия эта не столь уж страшна, поскольку на фундамент своего понимания люди этого типа, как правило, обращают мало внимания. При этом саму логику объяснения они воспринимают скорее с эстетических, чем со строго научных позиций.

На четвертой функции мы не способны что-то быстро изменить, это отнюдь не творческое место. Здесь всегда существуют некие программы: и свои собственные, и других людей - наших учителей, родителей.

И вот вдруг эти программы вступают между собой в конфликт. И собственная-то логика не всегда понятна, что уж говорить о чужой?! Логика других типов вообще слабо воспринимается.

Что касается Гюго и Гамлета, то их объяснения вообще могут базироваться на произвольной посылке. То есть выбирается произвольная отправная точка, и из нее выстраивается логичная последовательность, которая приводит к какому-то результату. У Гюго так бывает довольно часто. Здесь возможны различные внушения, так как Гюго, поддавшись логичности объяснения, может согласиться с тем, с чем ранее никогда бы не согласился. Это нужно знать о себе и быть особо внимательным к объяснениям.

Минус-четвертая функция. Зона страхов. "Не хочу"

Его сильная сторона — эмоциональное воздействие на людей. Проявляя бурные, резкие эмоции, может добиться многого. Окружающим нелегко выдержать его эмоциональный напор. Хорошо различает, в каком настроении находится собеседник. Умеет поднять настроение себе и другим. Оптимист, веру в успех стремится вселить своим близким. Очень общителен, легко идет на контакт. С удовольствием рассказывает о своих связях, знакомых, родственниках. Хотя и стремится к высокому социальному статусу, но может им пожертвовать во имя семьи. Ему хорошо дается организация отдыха и торжественных мероприятий в своем кругу. Следит, чтобы всем было интересно, вовлекает приглашенных в общий разговор. Не любит скептиков и обособляющихся.

2. S — Творческая сенсорика ощущений (БС)

Очень заботлив по отношению к своим родным и близким. Внимателен и отзывчив, опекает людей больных и непрактичных. Понимает, кому какая помощь необходима. Просто ради хорошего отношения помогать не станет. С удовольствием принимает гостей. Любит праздничные застолья и угощения. Знает, кого пригласить, как себя вести, что подать, чтобы оставить о себе нужное впечатление. Практичен в быту. Умеет создать уют из того, что есть под руками. Быстро обустроится на новом месте. Избавляется от лишних вещей, которые продает или просто дарит. Имеет придирчивый эстетический вкус. Анализирует гармоничность внешнего вида окружающих. Сам одевается продуманно, хорошо комбинирует разные детали туалета.

Если кто-то из ваших знакомых чувствителен до такой степени, что может слечь в постель из-за переживаний, это наверняка психотип Гюго , для которого мир эмоций - это основа бытия. В соционике его называют этико-сенсорным экстравертом (ЭСЭ), Энтузиастом, Торговцем и просто хорошим человеком.

Внешность

Гюго мало волнуют вопросы его собственной внешности, хотя он всегда опрятен и аккуратен. Из толпы его выделяют следующие отличительные черты:

  • некоторая грузность;
  • плавность движений;
  • мягкие контуры тела;
  • улыбчивый;
  • милый и обаятельный в общении.

Уже по одной только внешности можно сделать вывод, что этот большой человек очень добр и сделает всё, лишь бы как-нибудь нечаянно не навредить другому человеку.

Основные черты характера

Психотип Гюго отличается покладистым, мирным характером. Эти люди стремятся всем и во всём быть полезными. Трудно отказаться от помощи искреннего человека, который так и искрится добротой и энтузиазмом:

  • активный энтузиаст, Гюго лёгок на подъём, предлагает самые яркие идеи для реализации самых различных планов;
  • оптимистичный и жизнерадостный, он всеми своими мыслями устремлён только в будущее, только вперёд, где он видит исключительно положительные перспективы;
  • имеет собственную точку зрения;
  • добивается в жизни неплохих результатов;
  • доброжелательный и тонко чувствующий людей, он никогда не обидит человека, всегда готов прийти на помощь.

Однако очень часто чрезмерная эмоциональность Гюго играет с ним злую шутку и загоняет в угол. Именно она является источником всех его бед и отрицательных проявлений характера:

  • слишком долго держит в себе негатив, который потом прорывается со страшной силой, которую Гюго уже не может контролировать: лучше его не видеть в эти моменты;
  • требует от окружающих эмоционального контакта с ним, на который некоторые психотипы просто не способны;
  • сомневающийся и неуверенный.

В целом же светлая сторона этого психотипа явно перевешивает тёмную, о которой многие окружающие Гюго люди просто не догадываются.

Взаимоотношения с другими психотипами

У Гюго есть соратники и друзья среди психотипов, которые всегда его смогут понять и поддержать в трудную минуту:

  • в паре с Гамлетом у Гюго устанавливаются практически родственные отношения: они не боятся раскрывать друг перед другом самые потаённые уголки своей души, потому что всегда найдут отклик в собеседнике и верном друге;
  • Дюма не будет иметь тесного контакта с Гюго, но эти два психотипа и без слов способны понять друг друга, так как связаны между собой зеркальными отношениями;
  • Робеспьер является дуалом по отношению к Гюго и прекрасно дополняет его там, где тот не может в полную меру проявить все свои способности;
  • Дон Кихот - активатор для Гюго и будет подталкивать его к новым идеям, подсказывать верное направление, поддерживать его во всех начинаниях.

Вечное стремление вперёд, необычайной широты гуманизм и идея вселенской всеобщей любви Гюго чужды некоторым психотипам, которые трудно находят с ним общие точки соприкосновения:

  • Драйзер , являясь противоположным психотипом Гюго, не сможет по достоинству оценить его прекрасные порывы: тандем крайне неудачен;
  • конфликтные отношения у Гюго с Бальзаком , который постоянно будет находиться в оппозиции к данному психотипу и не скрывать своих неприязненных чувств к нему;
  • Джек Лондон и Гюго, согласно соционике, вступают в отношения суперэго, когда каждый из психотипов доказывает другому собственную правду;
  • Гюго не любит Есенина , который является его ревизором и контролирует каждый его шаг.

Если в рамках первой квадры у Гюго будут складываться самые гармоничные отношения, то ничего, кроме конфликтов и столкновений, взаимодействие с психотипами из второй группы ему не принесёт.

Профессиональные качества

В силу своего характера, наклонностей и убеждений, которые продиктованы психическими функциями, Гюго могут прекрасно реализовать себя в следующих профессиях:

  • врачи;
  • артисты;
  • работники социальной сферы;
  • продавцы;
  • бизнесмены;
  • менеджеры;
  • учителя и воспитатели.

Если Гюго выберут сферой своей деятельности офисную, бумажную работу, которая исключает общение с людьми, они не смогут найти применение своему энтузиазму и активности и будут подвержены постоянным депрессиям и нервным заболеваниям.

Звёздные представители

Чтобы раскрыть тайны Гюго, достаточно посмотреть на его звёздных представителей, которые представляют собой довольно яркие типажи:

  • Виктор Гюго , французский писатель;
  • Джордж Вашингтон , президент Америки;
  • Фридрих Энгельс , немецкий философ;
  • Жюль Верн , французский писатель;
  • Проспер Мериме , французский новеллист;
  • Карл Брюллов , русский художник;
  • Жан Поль Бельмондо , французский актёр;
  • Луи де Фюнес , французский комик;
  • Лайза Минелли , американская певица и актриса;
  • Мирей Матье , французская певица;
  • Фаина Раневская , актриса;
  • Владимир Этуш , актёр;
  • Геннадий Хазанов , артист эстрады;
  • Леонид Куравлёв , актёр;
  • Леонид Якубович , телеведущий.

Находясь рядом с вами, Гюго не будет от вас ничего требовать: он сам всё сделает для того, чтобы вы чувствовали себя уверенно и комфортно. От вас требуется лишь понимание тонкой и чувствительной души этого необыкновенного психотипа.

1. Базовая функция: этика эмоций. У ЭСЭ преимущественно хорошее настроение. Они вносят эмоциональное зажигание в любую компанию, стараются воодушевить, поднять настроение окружающим, оказать эмоциональную поддержку. Активные, оптимистичные люди. Хорошо чувствуют настроение других людей. Отрицательные эмоции способны некоторое время сдерживать. Но если их слишком много – выходят из себя, переживают, могут даже заболеть. Не могут действовать без эмоционального контакта с собеседником.

2. Творческая функция: сенсорика ощущений. ЭСЭ замечательно разбираются в вопросах питания, здоровья, комфорта. Имеют хороший вкус. Неожиданные гости не застанут их врасплох – создается впечатление, что гостей ждали. Внимательны к людям, заботливы.

ЭСЭ хорошие артисты, кулинары, врачи, организаторы выставок, конференций. Они могут работать в рекламе и торговле, ухаживать за детьми.

3. Ролевая функция: логика действий. В новой для себя обстановке ЭСЭ ориентируются на целесообразность действий. В ситуациях, когда неизвестно, что делать, они, используя многократные попытки найти правильное решение, достигают нужного результата. Не всегда умеют оценивать выгодность того, что делают. Многое умеют делать своими руками. Любят все делать без свидетелей. С успехом занимаются практической деятельностью. Стремятся к стабильности, высокому материальному уровню жизни, уважению коллег по работе. Долго колеблются перед принятием важного решения по сложному вопросу. Часто переоценивают свои деловые способности.

4. Болевая точка: интуиция времени. Нуждаются в тактичной помощи по планированию своих действий, поддержанию ритма жизни. Тяжело переносят резкие изменения планов и ожидание. С трудом рассчитывают время. Не умеют ждать, им хочется сделать как можно больше дел и как можно скорее. Часто опаздывают или приходят раньше намеченного срока.

Им противопоказана работа с напряженным ритмом, жесткие сроки сдачи работы, составление планов и расписаний, разработка бизнес-планов.

5. Суггестивная функция: логика отношений. С удовольствием ЭСЭ знакомятся с новыми теориями, уважают правила. После хорошего обучения они могут профессионально пользоваться компьютером, преподавать математику, но новых правил не изобретают. Характерно высказывание: «А мне все равно», когда хотят скрыть свою обиду. Они трудом отделяют главное от второстепенного, перегружая себя делами. Нуждаются в помощи по объяснению законов, правил, формальностей, систематизации. Инструкциям предпочитают инструктаж.

6. Референтная функция: интуиция возможностей. ЭСЭ не уверены в будущем, в своих возможностях, бывают благодарны за помощь в раскрытии их способностей и перспектив, за объяснение целостной картины мира, за подсказку выхода из сложной ситуации.

Ценят в подарке разумность и необычность. Любят научные книги, сюрпризы, «умные вещи», «правильных» людей.

7. Ограничительная, рамочная функция: этика отношений. ЭСЭ могут удерживать взаимоотношения на достойном уровне. Завязывая контакты с разными людьми, они чувствуют себя в своей стихии. Восприимчивы к перспективным идеям, которые можно применять на практике. Обаятельные, располагающие к себе собеседники. Чью-либо излишнюю активность могут ограничить, сказав в шутку: «Спроси об этом у своей совести».

8. Реализующая функция, «без слов на деле»: волевая сенсорика. Их воля без лишних слов проявляется в повседневной жизни. Они энергичны, подвижны, заботливы, активно обживают пространство. Настойчивы и решительны в действиях, особенно в экстремальной ситуации. Стремятся к уважению коллег по работе и просто окружающих людей. Часто одеваются ярко.

В экстремальной ситуации ведут себя энергично, решительно, не забывая при этом о моральных нормах и отношениях с людьми. В повседневных, бытовых ситуациях чувствуют себя хозяевами на своей территории, проявляют заботу, осуществляют власть мягкими средствами.

Представители типа ЭСЭ

Ольга Аросева, Надежда Бабкина, Галина Вишневская, Лариса Голубкина, Лариса Гузеева, Наталья Гундарева, Ингеборга Дапкунайте, Лариса Долина, Регина Дубовицкая, Наталья Королева, Наталья Крачковская, Лариса Кривцова, Инна Лебедь (жена А.Лебедя), Александра Маринина, Ирина Муравьева, Клара Новикова, Марина Неёлова, Наталья Негода, Татьяна Никитина, Ольга Остроумова, Галина Хомчик(бард), Жанна Фриске.

Виктор Гюго, Джордж Буш-мл., Николай Гоголь, Евгений Гришковец, Александр Калягин, Лев Лещенко, Евгений Маргулис, Владимир Пресняков-ст., Владимир Соловьев, Игорь Старыгин, Александр Степашин, Семен Фарада, Николай Фоменко.

Литературные персонажи: Арамис, Громозека

Примеры профессий для ЭСЭ:

  • Реклама, социологические опросы;
  • Медицина, здравоохранение, семейный врач, медсестра, зубной врач;
  • Дизайн, оформительская работа;
  • Сфера обслуживания, торговля;
  • Организаторская деятельность в социальной и научной сфере (организация ярмарок, симпозиумов, отдыха, праздничных мероприятий, связей с общественностью);
  • Секретарь в медучреждении;
  • Логопед;
  • Учитель начальной школы, учитель в системе специального обучения;
  • Преподаватель домашней экономики;
  • Специалист по охране детства;
  • Тренер;
  • Психолог-тренер;
  • Работник социальной сферы;
  • Работник благотворительной организации;
  • Религиозный просветитель;
  • Психолог-консультант;
  • Священник;
  • Агент по недвижимости;
  • Продавец;
  • Владелец магазина;
  • Портье, reception;
  • Защита прав потребителя;
  • Директор бюро ритуальных услуг;
  • Парикмахер;
  • Косметолог;
  • Администратор в ресторане, гостинице;
  • Поставщик продуктов.

Как управлять сотрудником – ЭСЭ:

  • Ставить четкие сроки и понятные задачи;
  • Четко показывать технологии и правила;
  • Не заставлять разрабатывать новые технологии, эффективные способы работы;
  • Объяснять существующие правила и инструкции;
  • Показывать перспективы, его способности;
  • Не заставлять заниматься планированием, придерживаться оговоренных планов.

От ЭСЭ нельзя требовать, не стоит ожидать:

  • безэмоционального, всегда разумного и объективного отношения к делу, к людям;
  • гибкости в поведении и быстрой адаптации к ситуации;
  • безвозмездного альтруизма;
  • жесткости и бескомпромиссности в отношениях с людьми;
  • хороших стратегических и технологических способностей;
  • пунктуальности в соблюдении сроков.

Особенности адаптации (как создать условия) для ЭСЭ:

  • обеспечить стабильные условия, просчитываемость ситуации, стабильный график;
  • стимулировать благосостоянием, статусом, престижем, уважением коллег;
  • побудить его к работе могут объяснения о возможных результатах дела, необычности и интересе выполняемых работ;
  • помочь рационально организовать работу;
  • объяснить существующие правила и технологии ведения работы, инструкций, помощь в упорядочивании поступающей информации;
  • создание условий для проявления сильной функции этика, учет его чувств и эмоций;
  • направлять на решение ограниченного количества задач;
  • при изменении обстоятельств необходимо время, чтобы к ним привыкнуть, освоиться, перестроить планы, принять новое решение;
  • при потере цели в деятельности, указывать на новые цели и задачи;
  • признание потребностей в конкретных вопросах (здоровье, быт, финансы и т. и.);
  • показывать перспективы, возможности начинаний;
  • помощь в планировании своих действий;
  • показать широко и целостно ситуацию;
  • активно знакомить с как можно большим числом членов коллектива;
  • при представлении сотрудника рассказывать об участке работы, за который данный сотрудник ответственен;
  • активизируется когда ему показывают возможности дела и людей;
  • объяснить, за какой участок работы он отвечает;
  • рассказывать об особенности деятельности компании, акцентируя внимание на количестве партнеров и клиентов, на расширении сферы деятельности компании;
  • рассказать о взаимосвязях различных отделов между собой.