Очистные сооружения замкнутого цикла для очистки сточной воды на автомойках. Очистные сооружения отличаются друг от друга производительностью. Сущность процесса заключается в последовательном выделении нефтепродуктов, находящихся в различной дисперсной фазе, из сточных вод. Загрязненные сточные воды собираются в приямке. Приямок оснащён коробами, которые устанавливаются в него и являются накопительными ёмкостями. В этих коробах накапливается крупная взвесь. Загрязнённая вода насосом засасывается в установку, где последовательно проходит различные стадии очистки. Первой стадией очистки сточных вод является напорная флотация, когда от воды посредством пузырьков отделяется мелкая взвесь и нефтешлам. Затем вода самотеком поступает в тонкослойный отстойник и далее в фильтр механической очистки. Окончательная очистка воды происходит в фильтре тонкой очистки, особенность которого —отсутствие дорогих материалов. Используемые фильтрующие материалы самые простые и одновременно очень эффективные. Такие фильтры рассчитаны на многократное использование, удаление загрязнений из них осуществляется промывкой водой, а отходы скапливаются для последующей утилизации в специальной ёмкости. Очищенная вода накапливается во внутренней ёмкости очистных сооружений.
Очистные сооружения для оборотного водоснабжения очень практичны в эксплуатации и удобны в обслуживании. К достоинствам очистных сооружений для оборотного водоснабжения в первую очередь можно отнести простоту монтажа очистных сооружений и последующую эксплуатацию. Никакого монтажа (в том смысле, как его обычно понимают) очистные сооружения не требуют. Любая установка — это цельный моноблок, который необходимо только установить на предназначенное место. Специальных фундаментных работ при этом не требуется.
Рассмотрим типовой пример работы однопостовой автомойки с применением систем комплексной очистки сточных вод УКО , позволяющий достаточно просто организовать повторное использование воды. Очень часто приходят рекламационные отзывы о том, что после мойки автомобиля с применением оборотной воды , полученной при помощи установки комплексной очистки сточных вод - УКО , на его лакокрасочном покрытии остаются так называемые белые разводы от применяемых шампуней. Как правило данный эффект - есть прямое несоблюдение основ технологии мойки автомобилей. Дело в том, что на любой автомойке должна присутствовать вода водопроводного качества. Согласно основному нормативному акту - ВСН 01-89 Процесс мойки, внешней части кузова автомобиля, можно разделить на несколько основных этапов:
Предварительный смыв . В этом режиме разумнее всего использовать воду оборотного качества из установки комплексной очистки УКО . Это так называемая «предварительная мойка».
Нанесение шампуня. Способов масса, как бесконтактные, через пенокомплекты или пеногенераторы, так и контактные при помощи губки или щётки. Обращаем Ваше внимание на то, что концентрированный шампунь и иные реагенты необходимо разводить исключительно с водой водопроводного качества.
Ополаскивание. Этот этап мойки проводится исключительно водой водопроводного качества, причем для достижения эффекта большей экономии воды водопроводного качества, сначала смыть шампунь можно оборотной водой из установки УКО , а потом водопроводной.
Таким образом после мойки автомобиля с соблюдением этих простых правил Вы сможете:
Следует отметить ещё ряд моментов: нередко встречаются случаи, когда после ополаскивания автомобиля водой водопроводного качества на кузове по-прежнему остаются «белые разводы», в этом случае рекомендуется установить дополнительный фильтр для водопроводной воды на основе ионообменных смол.
Очень часто из установок комплексной очистки сточных вод УКО - происходит обильное выделение пены. С эти легко можно справиться. Достаточно ввести в контур оборотного водоснабжения (все водосборные приямки, лотки, отстойники и в саму очистную установку УКО) универсальный силиконовый пеногаситель ПЕНТА-465, предварительно подготовив раствор следующим образом: на каждый полный 1м 3 воды, находящийся в оборотном контуре вводится 30мл (один колпачёк из под ПЭТ бутылки) концентрата, предварительно растворенном в 10л воды, соответственно вливать необходимо равномерно во все ёмкости (приямок, отстойник и УКО). Силиконовый пеногаситель вводится как правило не реже одного раза в неделю.
А куда же уйдёт вода, которая добавляется при ополаскивании?
Нормативом ВСН-01-89 это переполнение, равное 10 - 15 % списывается на испарение и естественный вынос влаги, остающейся на автомобиле.
И в итоге: что делать с накопившимися отходами? Сливать или не сливать в хозяйственно-бытовые стоки сетей водоканала?
Норматив даёт ответ и на эти вопросы. Стоки автомоек подлежат утилизации, иначе говоря их необходимо вывозить на специальные полигоны. Как правило такие услуги оказывают организации имеющие соответствующие разрешительные документы и парк соответствующих автомобилей, например «илосос» или «асинизатор».
В середине 2011 года конструкторами ООО «Унисервис» был разработан испытан, запатентован и поставлен в серийное производство ряд установок, позволяющих организовать частичный сброс стоков от автомоек в сети водоканала.
Модель установки | Производительность по очищенной воде | Встроенный бак чистой воды объемом | Вес транспорт. (без воды) кг | Размеры установки | Напряжение питания эл. тока и мощность |
---|---|---|---|---|---|
0,5 - 0,8 м 3 /час | 160 л | 160 | 750×450×920 (мм) | 220в, 50Гц - 0,4 кВт | |
0,5 - 0,8 м 3 /час | 160 л | 160 | 750×450×920 (мм) | 220в, 50Гц - 0,4 кВт | |
0,5 - 0,8 м 3 /час | 160 л | 160 | 750×450×920 (мм) | 220в, 50Гц - 0,4 кВт | |
1 м 3 /час | 80 л | 160 | 1250×700×1390 (мм) | 380в, 50Гц - 1,5 кВт | |
1 - 0,8 м 3 /час | 80 л | 160 | 750×450×920 (мм) | 220в, 50Гц - 0,6 кВт | |
1 - 0,8 м 3 /час | 80 л | 160 | 750×450×920 (мм) | 220в, 50Гц - 0,6 кВт | |
2 м 3 /час | 150 л | 160 | 1250×850×1390 (мм) | 380в, 50Гц - 1,5 кВт | |
3 м 3 /час | 250 л | 200 | 2500×850×1390 (мм) | 380в, 50Гц - 1,5 кВт | |
2 м 3 /час | 160 л | 160 | 750×450×920 (мм) | 220в, 50Гц - 0,8 кВт | |
2 м 3 /час | 160 л | 160 | 750×450×920 (мм) | 220в, 50Гц - 0,8 кВт | |
4 м 3 /час | 160 л | 180 | 850×450×920 (мм) | 220в, 50Гц - 0,8 кВт | |
4 м 3 /час | 160 л | 180 | 850×450×920 (мм) | 220в, 50Гц - 0,8 кВт |
Исходя из функционального предназначения, система оборотного водоснабжения автомоек обеспечивается комплексом очистного оборудования, включающего блок емкостей для первичного отстаивания усреднения стоков, нефтеловушку, биокаогулятор, саму очистную установку, бак для очищенной воды и фильтр доочистки. Туда же входят насос для забора воды и насосная станция, подающая очищенную воду на моечные аппараты, работающие под высоким давлением.
Важно! В процессе технического обслуживания необходимо периодически откачивать ассенизатором накопившейся осадок песка и нефтепродуктов и заменять сорбент не реже одного раза в три года. Также при этом не нужно платить за водоотведение и отсутствуют штрафы за превышение предельно допустимых концентрацией вредных веществ.
Совет! Если внедрить оборотное водоснабжение промышленных предприятий, то можно использовать сточные воды повторно, при условии проведения процесса их очистки на очистном сооружении предприятия.(См. также: )
Минимизация сброса сточных вод в водоемы или в общую канализационную сеть, кроме того, уменьшает плату за пользование водными ресурсами в связи с тем, что не нужно платить за водоотведение и отсутствуют штрафы за превышение предельно допустимых концентрацией вредных веществ.
Завершающим этапом является упаривание солевого концентрата и направление его на переработку твердых отходов. Такое техническое решение позволяет получить из стоков две возможности использования очищенной воды. Первая категория направляется для повторного использования на промывке деталей, а вторая категория используется для приготовления электролитических растворов.
Электрофлотация сточных вод обеспечивает удаление из них, загрязняющих химических веществ, а также взвешенных веществ - от 95 до 99%, очистка от нефтепродуктов - от 70 до 90%, а ПВА – на 50-70%.
Представляя собой достаточно компактное, высокопроизводительное оборудование, электрофлотационный модуль способствует значительному упрощению технологии очистки воды, а сам процесс управления и обслуживания легко автоматизируется. Положительным является и фактор стабильного солевого (анионного) состава очищенной воды. Образующийся шлам небольшой степени влажности довольно легко обезвоживается на дешевых, но качественных фильтр прессах отечественного производителя.
Использование материалов разрешено только при наличии индексируемой ссылки на страницу с материалом.
Вода - основной ресурс на автомойке и одновременно источник всех бед. СЭС и экологическая инспекция тщательно контролируют качество отработанной воды, а владелец автомойки озадачен еще и тем, какая вода поступает на вход АВД. Вода низкого качества на входе способна навредить оборудованию, на выходе - бизнесу в целом и, конечно же, природе.
Еще на этапе проектирования мойки самообслуживания перед предпринимателем возникает вопрос: какая система водоснабжения станет оптимальной. Вариантов не много: центральное и оборотное водоснабжение.
Система замкнутого цикла подразумевает циркуляцию воды по кругу. Пройдя предварительную фильтрацию, вода попадает на вход АВД. Отработанная собирается в специальном резервуаре под каждым моечным постом, там она отстаивается, крупные частицы оседают на дно. Далее с помощью насоса вода подается на очистку. С помощью специального оборудования, нескольких уровней фильтрации очищается до состояния, соответствующего нормам, и подается снова на вход АВД. Подвести водопровод к такой мойке все равно придется, а вот отработанная жидкость подлежит вывозу и утилизации. Количество жизненных циклов такой воды - около 50, объем системы может быть различным в зависимости от технических параметров оборудования.
Оборотное водоснабжение довольно часто становится единственным выходом для автомоек, расположенных далеко от основных жизнеобеспечивающих коммуникаций.
Центральное водоснабжение позволяет не испытывать дефицита воды. Но на фоне растущих тарифов экономить все равно придется. В зависимости от типа мойки - модульная или контейнерная, выполняется подключение водопровода. Предварительно разрабатываются и согласовываются технические условия.
Отработанная вода аналогично первому варианту собирается в отстойник под каждым постом, далее проходит очистку и сбрасывается в канализацию. Преимущество - вам не придется беспокоиться о качестве воды на входе АВД, недостатки - счета коммунальщиков могут вас удивить.
Реализуя проекты по строительству автомоек под ключ Аква Технология , действует в интересах своих клиентов. Мы обязательно поможем разобраться какая система водоснабжения нужна именно вам!
Растущее с каждым годом количество автомобилей создает благоприятную почву для открытия автомоек. Несмотря на то, что данный бизнес является прибыльным и, на первый взгляд, не проблемным, в нем таится немало нюансов. Один из которых – необходимая очистка сточных вод автомоек, обусловленная требованиями экологов. Процесс очистки – дело затратное и требующее специального оборудования. Однако, рациональное использование очищенной воды позволит оправдать затраты.
Для мытья автомобилей современные автомойки используют всевозможную химию. Если не заниматься очисткой, то вредные вещества вместе с машинным маслом и топливом могут уйти в водоемы или попасть в системы центрального водоснабжения. Необходимость очистки воды обусловлена требованиями, предъявляемыми к автомойкам. Санэпидемстанция контролирует работу по фильтрации и обезвреживанию воды в целях сохранения экологии. Таким образом, если автомойка не пройдет сертификацию и не подтвердит свою экологическую безопасность, она не будет допущена к работе.
Основной документ регламентирующий очистку стоков — СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»
Очистка воды может быть выгодна и для самих автомоек. Ежедневно расходуя большой объем, организация несет существенные расходы, связанные с оплатой счетчиков. Замкнутая система очистки воды для автомойки позволит повторно использовать уже отработанную воду после того, как она пройдет через систему отстойников и фильтров. При использовании таких систем экономия воды составляет порядка 80%. Оставшиеся 20% теряются вместе с грязью и примесями.
Таким образом, система очистки воды для автомоек – экономия средств и экологичность.
Для эффективной работы автомойки необходимо большой количество воды. В том случае, если предприятие расположено далеко от каналов водоснабжения, и провести водопровод затруднительно, работа автомойки ставится под угрозу. В среднем для мытья одной машины в течение 10 минут при использовании аппарата высокого давления необходимо 100-300 литров воды.
На практике выходит следующее:
Мойка одной машины:
— расход воды примерно 80 л;
— время — 20 минут.
За 8 часов расход на один пост мойки будет — 80х(8х60/20)=1920, это на 36% меньше нежели по нормам.
Оптимальным решением в данном случае станет организация системы круговорота воды на автомойке. Рециркуляция воды подразумевает, что использованная вода будет подвержена тщательной очистке, затем использована повторно. Цикл продолжается на протяжении нескольких недель, пока отработанную воду не вывезут полностью и не зальют свежую. Системы рециркуляции способны очистить воду от механических примесей: песка, глины, нефтепродуктов, уничтожить бактерии и удалить запахи.
В основе любой системы по очистке воды для автомоек лежит принцип отстаивания и последующей фильтрации. Перед попаданием в резервуары-отстойники вода проходит через так называемый приемный лоток, на решетках которого остаются крупные механические загрязнения. Далее посредством отстаивания различные взвешенные твердые частицы – смесь пыли, золы, сажи, сульфатов и т.д. оседают на дно, а нефтепродукты всплывают на поверхность, после чего удаляются специальным оборудованием.
Осветленная вода проходит через фильтры «песколовы». Очищенная вода отправляется либо в канализацию, либо подвергается более тщательной очистке в целях повторного использования. Полученный в результате отстаивания осадок обезвоживают и вывозят.
Очистные сооружения при замкнутом системе могут быть трех видов.
1. Первый способ организации системы состоит из следующих этапов: отстойники, последовательная тонкая фильтрация, адсорбация мелких частиц. При адсорбации мелкие загрязнения поглощаются поверхностями твердых тел – адсорбентами. В роли адсорбентов могут выступать силикагели, алюмогели, активные глины, зола, шлаки, опилки, торф и т.д.
2. Метод флотации основывается на удалении частиц, которые легче воды и не выпадают в осадок. При помощи манипуляций с разряженным воздухом такие загрязнения выводятся на поверхность, после чего удаляются специальным оборудованием. После флотатора осветленная вода подвергается очистке посредством сорбционного фильтра. Флотация наиболее эффективна для очищения воды от нефтепродуктов.
3. Еще один способ основывается на реагентной очистке воды с последующей фильтрацией. Возможны два варианта реагентной очистки:
Наиболее эффективны комбинированные методы очистки. Примером комбинации методов может выступать следующая последовательность. Сначала вода поступает в отстойники, в которых происходит процесс коагуляции с помощью реагентов. Далее подвергается флотации в целях удаления нефтепродуктов, после чего проходит через фильтры тонкой очистки. На следующем этапе вода поступает на аппарат высокого давления для повторного использования.
При выборе системы очистки воды для автомоек необходимо руководствоваться следующими параметрами:
Выбор системы очистки необходимо делать на стадии проектирования автомойки, чтобы избежать проблем с водоотведением. На виды фильтров и их количество будет влиять расположение автомойки. Например, за городом придется в основном иметь дело с грязью и пылью. В городе очистным сооружениям придется столкнуться с антигололедными реагентами и технической солью.
Также при выборе очистных сооружений важно обратить внимание на наличие антикоррозийного покрытия, в случае отсутствия которого установки быстро выйдут из строя, особенно при использовании химических реагентов.
На рынке широко представлены системы очистки как российского, так и зарубежного
производства. Самые популярные их них охарактеризованы ниже:
Системы под данной торговой маркой производятся в России. В зависимости от комплектующих могут очищать от 80 до 97% примесей. В состав системы входят:
Моечное оборудование под данной торговой маркой приобрело широкую популярность в Европе. Среди всего ассортимента представлены специализированные установки для очистки воды на автомойках. На первом этапе очистки в таких установках жидкость проходит через механические фильтры, дальше подвергается флоккуляции, во время которой удаляются нефтепродукты.
Суть работы оборудования под ТМ «Свияга» заключается в поочередном удалении загрязнений из воды. На первом этапе вода попадает во флотатор, в котором очищается от нефтепродуктов. Дальше из жидкости извлекается химия, входящая в состав моющих средств. Последний этап подразумевает очистку через песчаные фильтры и тонкую ткань. Вода, очищенная данной системой, непригодна для дальнейшего использования. Поэтому установка оборудования под ТМ «Свияга» оправдана лишь в случае слива жидкости в канализацию.
Данная система моноблочная и отличается своей компактностью, способна удалять до 95% загрязнений. Очистка воды поочередно происходит на нескольких ступенях. Дренажный насос перекачивает воду в первую флотационную камеру, в которой происходит отделение масла и топлива. Затем жидкость переливается в другой отсек, где остатки грязи удаляются посредством фильтрации. Полученная вода может быть использована повторно.
Системы «Скат» позволяют полностью автоматизировать процесс очистки воды. Очистная установка состоит из трех блоков: из первичного накопителя, блока глубокой очистки и баков для хранения чистой воды. На первом этапе удаляются механические загрязнения в виде песка и глины. В блоке глубокой очистки при помощи коагулянтов происходит очищение от нефтепродуктов, дальше вода очищается посредством фильтрации, на последнем этапе обеззараживается при помощи активированного угля.
Моноблочный универсальный комплекс. Производительность 0,5 — 20 м3/час. Очистка воды на автомойке происходит при помощи реагентов-коагулянтов или без них. Потребитель сам может выбрать режим очистки: рециркуляция или сброс сточных вод в канализацию.
Когда к мытью машины подходят профессионально, с использованием аппаратов высокого давления, воду не жалеют, тем более, если грамотно устроена система очистки воды для автомойки .
Мытье автомобилей – это довольно выгодный бизнес, правда, требующий большого количества документов, подписанных в самых разных инстанциях. Среди прочего нужно иметь и разрешение на данный вид деятельности от городской СЭС, которое не будет дано без наличия специальных очистных сооружений. Кто-то может задаться вопросом: а зачем нужна очистка сточных вод автомоек, если достаточно подсоединить слив к городской канализации? Но не забывайте, что при используется самая разная химия, которая устремляется в сток вместе с нефтепродуктами и машинными маслами (особенно при очистке двигателя).
Вполне логично, что именно во избежание попадания в канализацию веществ, способных ухудшить экологию при утечке в почву, СЭС требует, чтобы была установлена система очистки воды для автомойки. Однако дорогостоящее оборудование может принести немалую выгоду. Ведь известно, что аппарат высокого давления, используемый для мытья машины, расходует в час около 1200 литров воды. То есть, если за 10 минут мыть один автомобиль, на него уйдет 200 литров, за которые нужно платить по счетчику соответствующей организации.
Очистные сооружения могут быть замкнуты в цикл, позволяющий использовать уже отработанную воду после того, как она пройдет через ряд фильтров и отстойных баков . Как это работает, мы рассмотрим подробно далее, сейчас же речь идет об экономии денежных средств. После того, как сточными водами будет пройден полный цикл очистки, с отфильтрованными и осевшими на дне отстойников веществами теряется приблизительно 10 % жидкости. Оставшаяся вода, после компенсации потерь, может быть использована вторично, а значит, платить придется только за свежие 10 %, добавленные из городских коммуникаций.
Наиболее простой вариант очистного сооружения основан на механическом способе улавливания инородных веществ . По сути, это целая система всевозможных песколовок, соединенных с отстойными резервуарами. Иными словами, это почти бытовой септик, только с большей производительностью. Другая система рециркуляции воды для автомойки основана на последовательной фильтрации, вплоть до абсорбции мельчайших частиц. Используется только при незначительном загрязнении слива.
Еще один вариант, довольно широко распространенный – очистка воды с помощью реагентов с последующей фильтрацией. В этом случае правильнее использовать ее повторно, а отходы, остающиеся после обработки стоков, утилизировать. И, наконец, метод флотации, то есть разделения инородных частиц, содержащихся в воде, по величине фракций и происхождению путем прогонки через специальные электрогидродинамические системы под давлением.
Флотация сопровождается насыщением жидкости воздухом, вследствие чего образуются пузырьки, к которым «прилипают» посторонние частицы.
На любой автомойке за день машины оставляют десятки килограммов песка и глины, смешанных с нефтепродуктами и маслом. Все это смывается большим количеством воды, к которой примешивается необходимая для наведения чистоты . Удаление инородных веществ из воды может осуществляться различными способами, о них мы говорили выше. Сейчас же рассмотрим, как происходит классическая очистка воды на автомойке. Без отстойников с обильными посторонними фракциями не справится ни одна система фильтров, поэтому очистные сооружения по большей части состоят из накопительных емкостей.
Только потом уже достаточно осветленная вода проходит через ряд улавливателей тонкой фильтрации, вплоть до окончательной очистки путем абсорбции. Далее возможны два варианта: слив в канализацию или продолжение отсеивания остатков инородных веществ для вторичного использования воды. Для этого используется рециркуляция – прогон жидкости через кассеты, где происходит быстрое оседание наиболее мелких фракций. Нефтепродукты удаляются методом флотации, который описывался выше.