Охранная сигнализация своими руками. Схема охранной сигнализации Самодельная GSM сигнализация из мобильника

02.09.2019

При включении S2, напряжение питания подаётся на схему, конденсатор С3 начинает заряжаться и на входе 1 микросхемы кратковременно появляется логический 0, на выводе 4 тоже 0 и триггер устанавливается в дежурное состояние. В таком состоянии он будет находится секунд 20, пока не зарядится конденсатор С1. Если за это время дверь квартиры не закрыли - сработает сирена с задержкой 15 секунд. При открывании двери посторонним человеком геркон разомкнётся и на входе микросхемы 9 появится логическая единица, а на выходе 10 логический 0 и триггер переключится. На выходе 4 появится логическая 1 и начнётся заряд конденсатора С2. Когда конденсатор зарядится, на входе микросхемы 12 и 13 появится логическая 1, а на выходе 11 логический 0, транзистор VT3 откроется и откроет транзистор VT1. Зазвучит сирена. Чтобы сирена не сработала, надо в течении 15 секунд после открытия двери выключить S2.

Сирену надо установить в любом труднодоступном месте для посторонних лиц. Выключатель S2 в потайном месте. Геркон с магнитом установить на двери. Светодиод снаружи помещения, он показывает, что сигнализация включена. Контакт геркона показан при открытой двери. Геркон можно вынуть из реле рэс-55.перемычку между контактами 1,2 микросхемы убрать.

Ток потребления схемой около 15 мА. Поэтому сигнализация долго может находиться включённой в дежурном режиме. Питание от аккумулятора обеспечивает работу сигнализации независимо от электросети.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Логическая ИС

К561ЛА7

1 В блокнот
VT1 Биполярный транзистор

КТ829А

1 В блокнот
VT3 Биполярный транзистор

КТ361Г

1 В блокнот
VD1, VD2 Диод

КД522Б

2 В блокнот
С1 100 мкФ 15 В 1 В блокнот
С2 Электролитический конденсатор 68 мкФ 15 В 1 В блокнот
С3 Конденсатор 0.068 мкФ 1 В блокнот
R1-R3, R5 Резистор

100 кОм

4 В блокнот
R4 Резистор

33 кОм

1 В блокнот
R6 Резистор

1 кОм

1 В блокнот
HL1 Светодиод

АЛ307Б

1

Охрана автомобиля – вопрос актуальный и иногда дорогостоящий. Но если у вас недорогой автомобиль, можно сделать простую автосигнализацию своими руками. Для этого понадобиться минимальное знание физики, несложная микросхема и необходимые радиокомплектующие. Они легко выпаиваются из старой аппаратуры.

Для создания сигнализации подойдут микросхемы серии SC1006, которые предназначены для сигнализаций с повышенным уровнем питания. И ещё хочу сразу отметить один момент, если у вас грузовой автомобиль типа автопогрузчика, то я хочу вам подсказать отличный ресурс, где можно подобрать и купить запасные части, заходите и выбирайте.

Микросхемы могут работать в большом промежутке питающих напряжений. Но лучше всего питать микросхемы напряжением в 5 вольт.

Они имеют встроенный стабилитрон, что позволяет питать их от аккумулятора. Микросхема SC1006 относится именно к таким. Глядя на схему, можно понять, что номинальное напряжение дает возможность использовать ее для сигнализаций. На основе данных микросхем разработаны многие сигнализации и сигнальные устройства в автомобиле.

Излучаемые микросхемой импульсы, частота которых постоянно меняется, создают вой сирены. С каждой секундой он увеличивается и подается на головку. Она подключена к двум транзисторам, второй из которых является усилителем мощности. Вместо двух обычных транзисторов можно установить один – КТ829. Он гораздо мощнее.

В качестве звуковой головки подойдет пьезоизлучатель. Его можно заменить любой высокочастотной динамической головкой с мощностью более 10 ватт. Для того чтобы головка усилила эффект сигнализации, ее необходимо установить в акустику.

На входе питания установлен одноамперный полупроводниковый диод. Он необходим для того, чтобы не происходила переплюсовка питания.

В системе используется резистор 30 кОм. От него зависит звук сигнализации. Если он не устраивает, можно установить переменный резистор, на котором можно отрегулировать продолжительность импульсов и настроить необходимый звук.

Если к сигнализации присоединить датчик вибрации или присутствия, то ваш автомобиль будет под надежной охраной.
Всего вам доброго….

Отличительная особенность этой схемы в том, что она построена на самой простой элементной базе, - микросхема с шестью инверторами K561ЛH2 и операционный усилитель в системе датчика. При всем этом сигнализация обеспечивает весь набор функций для устройств сделанных на большем количестве микросхем. Схема автосигнализации допускает два варианта исполнения, с задержкой включения звукового сигнала для отключения сигнализации из салона, и вариант с моментальным срабатыванием сигнала после срабатывания датчика, и внешним включением задержки владельцем при помощи геркона и брелка-магнита.

Автосигнализация состоит из трех узлов:

Системы из двух датчиков - датчика колебаний кузова, сделанного на основе микроамперметра, включенного между входами компаратора напряжений, и контактного датчика, роль которого выполняет дверной выключатель автомашины.
- логической схемы на RC цепях, состоящей из формирователя импульсов, одновибратора, мультивибратора,
- исполнительного устройства, в основе которого электронный ключ на составном транзисторе и штатное реле звукового сигнала автомобиля.

Алгоритм работы таков. Охранное устройство собрано в маленькой пластмассовой коробке, которая подключается к системам автомобиля при помощи кабеля с стандартным пяти штырьковым разъемом от аудиоаппаратуры.

Перед выходом из салона владелец подключает охранный блок при помощи кабеля к гнезду, установленному под приборной панелью автомобиля и кладет корпус прибора на приборную панель (в варианте с герконовым ключом) или включает питание при помощи потайного выключателя (в варианте с задержкой включения, при этом корпус прибора установлен в приборной панели машины).

После включения питания сигнализация не срабатывает в течении 30-40 секунд. Это время нужно для выхода владельца из салона, закрывания дверей, и т.д.

По истечении этого времени сторож Переходит в едущий режим. При поступлении сигнала от одного из датчиков (колебания кузова от попыток взлома двери, капота, багажника, снятия колеса, замыкания контактов при открывании двери) сторож в варианте с задержкой, отрабатывает задержку в 5 секунд для отключения его владельцем, в варианте с герконом, без задержки, и затем включает звуковой прерывистый сигнал, который длится около 20 секунд. Затем схема возвращается в исходный ждущий режим.

Для отключения сигнализации герконом владелец автомобиля должен сначала поднести брелок-магнит к геркону, расположенному, например за ветровым стеклом в цели обивки, а затем открыть дверь и отключить сигнализацию выключением кабеля из разъема.

Принципиальная схема показана на рисунке 1. При подключении схемы к источнику питания конденсатор С4 начинает заряжаться через резистор R4 в результате через диод VD4 на вход D1.5 поступает логический нуль, который фиксирует мультивибратор на D1.5 D1.6 в положении логического нуля на выходе. После зарядки С4 VD4 перестает оказывать влияние на работу мультивибратора. Устройство переходит в ищущий режим.

При колебании кузова автомобиля магнитная система инерционного датчика на основе микроамперметра вырабатывает переменную ЭДС которая возникает между входами D2 и усиливается этим компаратором, преобразуется в отрицательные импульсы. Для срабатывания достаточно одного импульса.

При открывании двери дополнительно замыкаются контакты дверного выключателя и первый контакт разъема XS1 соединяется с массой, в результате через VD1 отрицательный уровень или через VD2 отрицательный импульс поступает на формирователь на двух элементах D1.1 и D1.2. Отрицательный
импульс с выхода D1.2 через диод VD3 разряжает конденсатор С2 одновибратора на элементах D1.3 D1.4.

При этом на его выходе появляется высокий уровень, который после прекращения действия датчика (закрыли дверь, машина перестала качаться) переходит в положительный импульс длительностью около 20 секунд (если дверь открыта или машину продолжают раскачивать импульс получается пропорционально длиннее).

Рис.2
Этот импульс при схеме с задержкой поступает через RC цепь R3C3 на катод диода VD6 и мультивибратор D1.5 D1.6 выходит из зафиксированного положения и начинает вырабатывать положительные импульсы, которые поступают на транзисторный ключ на VT1 VT2, управляющий репе звукового сигнала (фактически ключ включается параллельно кнопке сигнала автомобиля).

В схеме с герконом (рисунок 2) резистор R3 и конденсатор С3 удаляются, а катод диода VD6 соединяется непосредственно с выходом одновибратора, понятно, что при этом мультивибратор D1.5 D1.6 включается сразу после срабатывания датчика. Геркон включается параллельно конденсатору С4, который создает выдержку времени после включения питания.

Получается так, что при поднесении магнита к нему его контакты замыкают С4 и разряжают его, на катод VD4 поступает логический ноль, как и во время выдержки после включения. Получается так, как будто сигнализацию только что включили и есть 30-40 секунд на закрывание дверей и выход, которые можно использовать для открывания дверей и разъединения разъема HS1.

Рис.3
Все устройство смонтировано на одной печатной плате, монтажная схема которой показана на рисунке 3 в натуральную величину (соответствующей естественной величине платы).

Плата помещается в пластмассовый корпус на крышке которого крепится светодиод.

Инерционный датчик сделан из индикатора типа М470 от кассетного магнитофона. Нужно разделить половинки корпуса и снять крышку, закрывающую шкалу, затем на стрелке закрепить плоский грузик, например шайбу, так чтобы он не касался шкалы и склеить обратно корпус.

Хотя ее при желании можно без проблем установить и в .
Схема сигнализации предполагает наличие одной цепи охраны (с задержкой на постановку и сработку), но при небольшой доработке, вполне можно добавить сколько угодно цепей мгновенной сработки (подключить датчики на разбитие стекла, датчики движения, и т.д.). Плюсом данной схемы является возможность независимой регулировки таймеров задержки:

  • Задержка постановки на охрану — регулировка времени от момента включения системы, до момента, когда хозяин квартиры должен покинуть помещение и закрыть дверь, тем самым замыкая цепь охраны.
  • Задержка на включение сирены — регулировка времени от момента открытия двери, до момента включения системой акустического ревуна. То есть время за которое необходимо успеть войти в квартиру и обесточить сигнализацию.

Еще раз подчеркну, таймеры задержек регулируются независимо и не влияют друг на друга , как это, зачастую, встречается в простых охранных системах на логических микросхемах. Принципиальная схема сигнализации изображена на рисунке №1. Схема реализована на 2-х логических микросхемах: К561ЛА7 и К561ЛН2, которые запитаны от 5 Вольтового стабилизатора напряжения. Применение стабилизатора, конечно, сводит на нет преимущества микросхем серии К561 а именно сверх низкий ток потребления, но избавляет от проблемы изменения времени задержек, при снижении . Время задержки постановки на охрану зависит от номинала конденсатора С1, чем больше его емкость, тем длиннее период задержки. Задержка на включение сирены определяется номиналом конденсатора С3, чем больше его емкость, тем больше времени для отключения охранной системы после размыкания контактов охранного шлейфа.

Вкратце о принципе работы сигнализации:

Сначала необходимо рассмотреть участок схемы который непосредственно связан с охранным шлейфом.

Нас интересует один из логических элементов микросхемы DD1 К561ЛА7 который отвечает за сработку системы, а именно передачу импульса для мгновенной зарядки конденсатора C2 емкостью 2200мкФ (который определяет время работы сирены в случае если дверь после несанкционированного проникновения будет сразу закрыта, но сигнализация останется включена). Рассмотрим процессы происходящие после сработки системы (т.е. после мгновенной зарядки конденсатора С2 2200мкФ) о том в каком случае происходит такая сработка будет сказано позже, что бы не запутаться в происходящем. Итак, из энергии С2 2200мкФ через диод VD2 и резистор R5 620k происходит медленный заряд конденсатора С3 200мкФ. Этот этап является задержкой на включение сирены, как уже говорилось, чем выше емкость С3, тем больше времени пройдет перед включением сирены. Итак, С3 медленно заряжается, и в определенный момент, напряжение на конденсаторе доходит до значения (порядка 3 Вольт), при котором происходит сработка инверторов, выполненных на микросхеме DD2 К561ЛН2. После двухкратной инверсии сигнала, с вывода №4 микросхемы DD2 поступает напряжение питания на токоограничительный резистор ключа, выполненного на биполярном транзисторе КТ819Г. Данный ключ «проключает землю», то есть во включенном состоянии пропускает через себя ток и включает сирену.

Нам осталось разобраться как работает задержка постановки на охрану и при каких обстоятельствах произойдет включение сирены. Итак, при включении охранной системы происходит медленный заряд конденсатора С1, определяющего время задержки постановки на охрану. При достижении напряжения на конденсаторе С1 выше порога сработки (порядка 3 вольт), состояние выхода первого логического элемента микросхемы DD1 К561ЛА7 (ножка 3 микросхемы) поменяет свое состояние: сразу при включении на на этом выводе микросхемы будет напряжение равное напряжению питания, т.е. 5 Вольт, а при заряженном конденсаторе С1 (по окончании времени задержки на постановку) на данной ножке микросхемы напряжение станет равным нолю. Идем дальше по схеме, сигнал поступает на второй логический элемент микросхемы DD1 на котором происходит его инвертирование. Попросту говоря если на входах элемента №6,№5 будет ноль, то на выходе элемента (лапка №4) появится . И на оборот, если на обоих входах (№6,№5) элемента появится полное напряжение питания (5Вольт) , то на выходе элемента напряжение станет равным нолю. Для сброса таймеров (в случае когда, вы по каким-либо причинам не успеваете выйти и запереть за собой дверь) необходимо нажать на несколько секунд строенный переключатель без фиксации положения (кнопку) который произведет разряд всех время-задающих конденсаторов через номиналом в 5 Ом. Производить сброс таймеров также необходимо после каждого выключения охранной сигнализации . Можно объединить кнопку отключения питания и кнопку сброса воедино, если найдете подходящий переключатель с фиксацией положения и возможностью комутации 4 пар контактов. Остается последний непоясненный вопрос.

Мы опять возвращаемся к рассмотрению логического элемента №3 микросхемы DD1 К561ЛА7. Как уже было сказано выше инверсия сигнала произойдет когда на обоих входах логического элемента появится напряжение питания. То есть, если на входе №9 и входе №8 будет +5 Вольт, на выходе данного элемента (ножка №10) напряжение станет равным нолю. С выхода №10 сигнал «ноль» будет подан на точно такой же элемент, который так же инвертирует сигнал и на выходе последнего логического элемента микросхемы DD1 К561ЛА7, то есть на ножке №11 появится напряжение +5 Вольт, которое произведет через диод VD1 мгновенную зарядку конденсатора 2200мкФ. Что происходит далее, было описано выше.

Итак, самый главный фрагмент описания действия сигнализации!

Охранный шлейф является нормально замкнутым , то есть в режиме «под охраной» кнопка замкнута, а в режиме открытия двери цепь размыкается. Что это нам дает, применимо к схеме? Сигнал, на сработку сирены, через заданное количество секунд будет подан лишь в том случае, когда на обоих входах станет напряжение равным 4-5 Вольт. Это может произойти только лишь в случае, когда охранный шлейф разомкнут, (в этом случае на вход №8 через резистор R11 номиналом 100к будет подано напряжение 5 Вольт). И когда на входе №9 появится напряжение 5 Вольт, а это произойдет после окончания времени задержки постановки на охрану. Обязательно еще посмотрите
PS/ Я старался изложить принцип действия самодельной охранной сигнализации максимально лаконично и доступно, для понимания начинающим любителям самоделок. Если улучшите эту модель – пришлите, пожалуйста фото и схему Вашего варианта охранной сигнализации, я буду очень вам признателен и размещу её в этом разделе. Заранее спасибо.

Вы также можете прислать любые свои самодельные кострукции, и я с удовольствием их размещу на этом сайте с указанием Вашего авторства! samodelkainfo{собачка} yandex.ru

В этой статье приведены схемы простейших электронных сигнализаций, сделать которые может каждый, кто хоть в минимальной степени знаком с электроникой или просто умеет держать в руке паяльник. Пригодятся такие сигнализации во многих случаях. Их можно поставить на окнах, если в доме есть маленький ребенок, который может их открыть. На дверях квартиры или гаража охраняемой стоянки. И при срабатывании сторож вызовет милицию. Можно поставить такую сигнализацию и в квартире, если вы дружите с соседями. Даже если вы идете в поход, но не грех раскинуть на ночь охранный шлейф и вокруг лагеря на случай появления диких животных или посторонних.

Первая схема электронной сигнализации проста до крайности, проще уже некуда. Это всего один транзистор, резистор и исполнительно реле. Если предполагается звуковая сигнализация, то вместо реле включают звуковую сирену или ревун.

Принцип работы: Охранный шлейф представляет собой тонкий провод, или замкнутый контакт. Когда провод цел (или контакт замкнут), база транзистора заземлена и транзистор закрыт. Ток между коллектором и эмиттером не протекает.

Если же порвать охранный провод, или разомкнуть контакт, база окажется подключенной к источнику питания через резистор R1, транзистор откроется и сработает реле (или сирена). Выключить ее можно только либо отключив питание, либо восстановив охранный шлейф.
Такую сигнализацию можно использовать для охраны своих вещей, например. В качестве охранного контакта применяют геркон, сигнализацию прячут в боковой карман сумки или рюкзака, а рядом располагают магнит. Если магнит удалить от самой сигнализации (переместить вещь), сирена заверещит на все голоса.

Вторая схема с более продвинутыми пользовательскими функциями


Как и в первом случае, в качестве датчика служит охранный шлейф, нормально замкнутый (в режиме охраны) контакт или геркон, замкнутый магнитным полем. При нарушении шлейфа происходит срабатывание сигнализации и работа ее продолжается до отключения питания. Восстановления шлейфа не приводит к выключению сигнализации, она все равно будет продолжать работать некоторое время. Сигнализация имеет кнопку временной блокировки, необходимой для покидания охраняемой зоны сами владельцем. Сигнализация так же имеет и задержку срабатывания, необходимую для ее выключения владельцем при его входе в охраняемую зону.

Разберем работу схемы. Прежде чем поставить сигнализацию на охрану, Необходимо выключить (разомкнуть) выключатель S1. Его надо установить в потайном месте недалеко от входа. Можно использовать, например, скрытый геркон, который замыкается – размыкается перестановкой какого либо предмета с встроенным в нем магнитом и т.п. Этот выключатель блокирует работу системы и она перестает реагировать на обрыв шлейфа. При уходе, выключатель S1 размыкается и конденсатор С2 начинает заряжаться через резистор R2. Пока конденсатор не зарядится до определенной величины, система «слепая». И у вас есть время покинуть объект, восстановив охранный шлейф или замкнув контакты. Подбирая значения резистора R2 и конденсатора С2 добейтесь приемлемой для себя задержки при выходе.

Если охранный шлейф будет нарушен, то через резистор R1 начнет заряжаться конденсатор С1. Эта пара создает небольшую задержку срабатывания сигнализации, и у хозяина есть время ее нейтрализовать, включив выключатель S1. Необходимо подобрать номиналы резистора и конденсатора для комфортного времени задержки срабатывания.
Если же шлейф нарушен злоумышленником, который не знает как выключить сигнализацию, то через некоторое время после разрыва шлейфа, сигнализация сработает (на обеих входах элемента D1.1 будут по логической «1», соответственно, на выходе «0». Пройдя через инвертор D1.2 он снова станет «1» и откроет транзистор VT1. Транзистор разрядит конденсатор С3 и через инвертор откроет транзистор VT2, который и заставит сработать исполнительное реле или включит сирену.

Даже если злоумышленник быстро восстановит шлейф, то сирена будет продолжать работать, так как конденсатор С3 будет достаточное время заряжаться через резистор R3. Именно номиналы этой пары и определяют время работы сигнализации после восстановлении шлейфа. Если же шлейф не восстановлен, сигнализация будет работать постоянно.
Микросхема — К561ЛА7, транзисторы — любые n-p-n (КТ315, КТ815 и т.д.) Источник питания — любой с напряжением +5 — +15 Вольт. Исполнительное реле или сирена может быть подключена к более мощному источнику питания, нежели сама схема. В режиме ожидания схема тока практически не потребляет (на уровне саморазряда батарей).