Крымскотатарский национальный костюм: работа над ошибками. Крымские татары: Традиционная одежда и украшения Как нарисовать национальный костюм крымско татарского народа

28.11.2022

Как известно, в одежде проявляется многовековой опыт народа, его хозяйственно-культурный уровень и уклад жизни, его эстетические понятия и навыки приспособления к условиям физико-географической среды обитания. Одежда крымских татар изготовлялась из шерсти, кожи, домотканных и привозных тканей.

Женская одежда. Крымские татарки с особенным вниманием заботились об украшении головы. Разделив волосы на две ровные половины, они сплетали их в тонкие косички, которые отбрасывали на спину. Для предохранения от завистливого и дурного глаза (назар) к концам кос прикрепляли красиво отделанный прямоугольный талисман со священной молитвой (сач дувасы). На голову одевали бархатную, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета (фес къалпагьы). Сверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф (баш марама) из самотканной кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи. Женские головные уборы отличаются разнообразием. Кроме фески и марамы были распространены большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Это были широкие и длинные, ниже колен, хлопчатобумажные или холщовые рубашки (кетен-кольмек), длинные платья (антер) с широкими рукавами, цветные шаровары (шалвар или думан, дон), доходящие до ступни и завязываемые вокруг щиколотки на шнурок. Верхнюю одежду крымской татарки составляет кафтан (къафтан или зыбын), плотно обтягивающий весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего розового иди малинового цвета, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, шьется постоянно на вате, для того, чтобы придавать стану полноту. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда на пояс подвязывают шерстяной вязаный платок (бель явлукъ), таким образом, что позади образуется треугольник, доходящий чуть ли не до ног. Сверх кафтана надевают короткую шубу (джуббе), преимущественно из красной или зеленой материи, обитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе из дома кроме описанного костюма надевается накидка розового или зеленого цвета (фередже). Повседневной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Обувь крымской татарки представляет несколько различных фасонов, имеющих различное назначение, смотря по погоде: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - для лета. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто подобное калошам, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). В торжественных случаях одевали шитые золотом красивые туфли (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. Для дождливой погоды имелись ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с цветным узором (сырлы чорап).

Мужская одежда. Голову крымские татары покрывают низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом носят тюбетейку (такъие) или феску (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и подпоясывалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сделанную из бархата, иногда шитую золотом. На эту безрукавку надевается другая куртка с рукавами короткими или длинными (камзол), сверх всего надевается длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовляются из домашнего полотна (кетен). Вся остальная одежда шьется, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широкое распространение получили также такие разновидности и элементы одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). На ногах мужчины также носили сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). У пастухов (чобан) были распространены куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Многие путешественники, в том числе и известный исследователь Крыма Е. Марков, в своих "Очерках Крыма" отмечает, что у крымских татар каждый ребенок имел свою одежду. "Самая крошечная двухлетняя девочка, возившаяся в пыли, одета почти также; у каждой - свой бешметик по мерке - это добрый обычай, не часто встречается в семье русского простолюдина; он свидетельствует об инстинктивном признании человеческого достоинства, человеческих прав даже в ребенке. Этот обычай мне особенно кидался в глаза по противоположности с нашим русским, в германской и швейцарской деревне. Там вы не встретите крошечного мальчишку, завернутого в отцовский тулуп или в дедовской шапке, нахлобученной на нос, босого и в одной рубашке".

Путешественники, описывавшие одежду крымских дворян (мурз), отмечают, что они одевались великолепно, с роскошью. "Платье их было из тонкого сукна, весьма чистое и подбитая долгая епанча опоясана длинным шелковым поясом. Сие одеяние, похожее более на платье польское, нравилось мне лучше турецкого; ибо оно придает приятность стану и сидит весьма хорошо", пишет Клееман в своем "Путешествии:".

Очень интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. Качество ткани, из которой они шились - тонкой и легкой, украшенной узором из узких, часто однотонных полос, по выражению путешественников, "доходило до совершенства". К сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

Украшения. Крымские татарки были большими охотницами до колец (юзюк) и браслетов (билезлик) и носили, в особенности первые, в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Кольца эти большей частью золотые, а браслеты серебряные, ниткообразные, или из стекляруса. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшают также фески. Женщины обыкновенно красят волосы в бурый или ярко-рыжий цвет, для чего служит добываемая из растения краска (хна); такой же окраске подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах.На ремешке через плечо крымские татарки носят сумочку с молитвой из Корана (дува), которая делается из серебра или сафьяна.

Предметы ювелирного искусства, будучи очень близкими по технике производства и внешнему виду турецким образцам, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Характер декора каждой детали был настолько изыскан и богат, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не требовали дополнения в виде драгоценных и поделочных камней.

Крымскотатарская вышивка имеет за собой большие и длительные традиции. Прекрасная разнообразная природа Крыма оказала большое влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были прекрасные вышивальщицы, владевшие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий экспонировались на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

В настоящее время традиционная одежда крымских татар практически не употребляется. Изредка лишь на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

1. Мужской крымскотатарский костюм «левантийское платье» был представлен такими деталями: белая полотняная рубаха с длинными широкими, обычно закатанными до локтя рукавами, широкими шароварами, суконным жилетом (чаще красного цвета, расшитым золотом и застегивающимся на густо посаженный ряд пуговиц). Поверх набрасывался кафтан из полосатой шелковой ткани, со вставками по бокам. Талию перепоясывали широкими къушаками.

Художник Е.М. Корнеев. Крымские татары. 1802 г.

2. У женщин этот тип платья представляли такие детали: белая полотняная рубаха с длинными широкими рукавами. Знать шила ее из шелка-сырца. Длинные широкие с глубокими складками шаровары закрывали щиколотку, низ шаровар шили из крашеного полотна. Длинное распашное платье обычно шилось из полосатой шелковой ткани. Платье обтягивало торс и имело выступающие бока.

3. На платье крымские татарки надевали расшитый золотом обтягивающий грудь жилет. Он имел круглый вырез у горловины и застегивался на ряд частых пуговиц. Талию охватывал серебряный филигранный пояс.

4. Женщины по-разному обвязывали голову различного рода платками, а девушки носили шапочки круглой формы с кистью. Молодые женщины из привилегированных слоев населения – чалму. Голову и торс закрывало длинное покрывало «чаршаф». При выходе на улицу лицо закрывали сеткой, сплетенной из конского волоса, с отверстием для глаз. Сверху знатные дамы набрасывали накидку из шелка, а простые горожане – из шерстяной или хлопчатобумажной ткани.

Художник Раффе. Крымскотатарские женщины из деревни Байдары. 1837 г.

5. В начале XIX в. верхние штаны мужчин в горно-прибрежном Крыму называли «штан» (в районе Ялты-Алупки – «ич-топ»). Такие штаны были широкими в бедрах, сужались в щиколотке. Имели низкую мотню. У знати шились более узкими и из легких тканей, с обязательным присутствием красного цвета.

6. В качестве верхней одежды все слои населения набрасывали широкий длинный плащ с капюшоном. На голову, под колпак, надевали белую расшитую и украшенную кружевом тюбетейку, сшитую по форме головы. Вокруг колпака свивали полотно, образуя тюрбан. Форма тюрбана зависела от социального статуса его носителя.

7. Ранний и самый распространенный вариант крымскотатарского пояса – «къушак» – шили из длинного полотнища тонкой шерстяной или шелковой ткани, часто с узором из поперечных полос (обычно красного цвета).

8. Крымскотатарский пояс должен был трижды обхватывать талию, отчего и зависела его длина.

9. Крымскотатарская знать носила пояса из дорогих турецких шалей с бахромой.

10. Зимой в горных районах крымские татары носили прямые, короткие (длиной до бедер) меховые куртки «къыскъа-ени-курт» с короткими или длинными расширявшимися к пройме рукавами и воротником-стойкой. Чаще они застегивались на пуговицы посредством воздушных петель.

Куртка женская «Хырха». Крым, г. Кезлев. Начало XX в.

11. В холод надевали тулуп из овчины длиной до пят, шитый мехом внутрь.

12. Крымскотатарские головные уборы бывали нижние и верхние, домашние и уличные.

13. Нижние шапочки-тюбетейки «такъие» были известны в Крыму с начала XIX в. и сохранились до начала XX в. Их шили из легких тканей по форме головы и часто расшивали узором, а иногда вдоль нижнего края околыша пришивалась еще и тесьма.

14. До середины XIX в. на «такъие» навивалась чалма, а позднее стали надевать феску.

15. Шапочки, кроме основы для уличного убора, выполняли и роль самостоятельного, домашнего головного убора, никогда не снимавшегося с головы.

16. С начала XIX в. и до 1930-х годов среди всех слоев населения стали распространяться каракулевые шапки, называвшиеся «къалпакъ», или «боркъ».

17. Мужские фески имели жесткую форму в виде усеченного конуса, шились из сукна, чаще бордового, реже черного цвета. Из центра донышка выпускалась длинная шелковая кисть черного или синего цвета.

18. Крымские татары имели несколько вариантов обуви, разделявшейся на домашнюю и уличную. Вся обувь надевалась на высокие вязаные носки «чорап».

Сапожки женские «Мес»

19. Домашней, а иногда и уличной обувью, как и в Турции, служили шлепанцы «папуч», известные еще в конце XVIII в. Они часто выкраивались с язычком у подъема, имели в меру тупой носок и толстую ровную подошву. У богатых крымских татар «папуч» были красного, а у менее состоятельных – желтого цвета.

20. Туфли «емени» (йеменские), пришедшие из Турции, с начала XIX в. имели толстую подошву без каблуков, острый, загнутый вверх носок – «птичий клюв», у подъема выкраивался язычок.

21. У крымских татар степной зоны Крыма роль пояса до начала XX в. выполняли как разноцветные платки, так и пришедшие сюда к концу XIX в. варианты горно-прибрежных поясов, не получившие здесь большого распространения.

22. Степняки издавна ходили дома в стеганых ватных сапогах.

23. Штанины крымских татарок должны были обязательно прикрывать щиколотку.

24. Передники «оглюк» были длиной выше колен. В начале XIX в. передник представлял обязательную деталь женского платья, его шили иногда из той же ткани, что и само платье, или из дорогого, украшенного шитьем материала.

25. «Фередже-марама» (тур.– накидка-шарф) – это местное крымское название покрывала женщины-мусульманки. Оно было обычно белого цвета, больших размеров, набрасывалось поверх нижних уборов и драпировалось так, что закрывало волосы, лоб и скрывало линии тела. Нижнюю часть лица до уровня глаз закрывал тонкий платок, завязывавшийся на затылке.

5. Обшлаг женского платья. Крым, р-н Бахчисарая. Конец XIX — начало XX в.
6. Девичий шарф. Крым, р-н Бахчисарая. Вторая половина XIX в.
7. Шапочка женская. Крым, г. Бахчисарай. Конец XIX в.
8. Платок жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Начало XX в.
9. Свадебный пояс жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Вторая половина XIX в.
10. Подвязки жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Конец XIX в.

По материалам исследования Лидии Рославцевой

Крымскотатарский национальный костюм снова в моде. Казалось бы, можно радоваться. Но, нет! Чем больше людей увлекается моделированием крымскотатарской одежды, тем больше ошибок допускается. И эти ошибки, повторяясь и накладываясь, уводят нас все дальше от истоков национального костюма.

Естественно, в современной моде используется стилизация, есть авангардное направление, использующее традиционные народные элементы, создаются эстрадные костюмы на основе фольклорного искусства. Однако все это должно базироваться на правильном костюме. А какой он, этот правильный, аутентичный костюм?

Вот что из истории возникновения и развития крымскотатарского национального костюма рассказал художник Шевкет Сейдаметов: «Когда-то, еще в языческие времена, откуда и идет все отношение к одежде, человек видел, что животное, которое бегало и скакало, после поражения стрелой, копьем или ножом, умирало. Люди полагали, и это было логично, что жизнь, душа живого существа покидала тело через данное отверстие, дырку.

Поэтому к дыре-порезу было особенное отношение. Чтобы сохранить жизнь, его необходимо было окружить магическими знаками. Поскольку сначала одежда была из шкур и потом только из ткани, такое отношение перешло и на ткань. Место, которого касалась игла или ножницы, обязательно обрабатывалось магическими знаками. Поскольку было преклонение перед ОСТРЫМ, то и острые изображения в виде стрел, а позже и тотемными рогами благополучно «перекочевали» в «завитушки» орнамента. Поэтому пройму воротника, рукава, подол, где обрезана ткань, обязательно обшивались магическим орнаментом.

Камзол женский у крымских татар, в отличие от многих других народов, расклешенный. То есть он кроился из клиньев, и на стык каждого клина нашивался шерт (галун, кант), который покрывал тот самый губительный РАЗРЕЗ, лентой перекрывался шов. То же самое и по подолу. То же самое вокруг шеи по воротнику, рукавам. Вот, исходя из этих соображений, и оформлялась одежда.

Что касается вышивки. Символически фигура человека строго разграничивалась на «верх-низ»: до пояса и ниже. Зона, в которой рождался человек, считалась табуированной, тайной, космической, тревожной и опасной: вспомним про «дыру». Здесь не было никакой вышивки. А верхняя часть, в частности грудь, воспринималась как место, дающее пищу младенцу, и поэтому максимально важно было защитить грудь от всяких напастей (сглаза), почему эта часть платья обильно покрывалось защитными магическими знаками, т.е. орнаментом. Одним словом, традиционно было украшать верхнюю часть одежды, ограничивая ее поясом (къушакъ), и совершенно игнорировать, не акцентировать низ, на подоле платья – только шерт.

Целью расклешенного платья было показать «широкие бедра». Считалось, что в этом – залог успешного деторождения (по современным медицинским данным это соответствует истине и подтверждается таким понятием в акушерстве, как «широкий таз»). Естественно, крымские татарки кроили «очень широкие «бедра».

Кстати, французские модницы переняли этот принцип кроя, правда, придумали кринолин – каркас «широкого бедра». Так что, крымские татарки стали законодательницами французской моды примерно в 15-16 вв. А вот, например, среднеазиатский женский костюм имел только прямой крой платья. Начиная с Кавказа, Приазовья и далее сюда, в Крым, платья кроились клином. Вернее, начиная с Крыма и туда – на Кавказ. Крым все-таки находился на развязке Великого Шелкового пути.

А мужской костюм более консервативен. Он не претерпел каких-нибудь серьезных изменений. Да, еще надо сказать про пояс в костюме крымскотатарских мужчин. В мусульманском мире красными поясами должны были подпоясываться только иноверцы, то есть иностранцы-христиане и др. При наличии толерантности к другим религиям, это было обязательным условием. Пояс крымскотатарских мужчин мог быть из любой ткани по цвету, кроме красного. Невеста вышивала парню пояс на светлой ткани (в составе «докъузлыкъ»а – девяти предметов в подарок жениху)».

Праздничный костюм Крымской татарки

Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Кукла ВЫШЛА.

Куклы в народных костюмах 63, костюм Крымской татарки



Почти как на куколке

Более качественная фотка.


Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Верхняя часть костюма.


Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Нижняя часть костюма.


Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Анонс куклы.

Фото куклы airamerica с форума... Красивая!!

Крымчанка мне понравилась больше чем в анонсе. Достоинства: косы, серебряная отделка, обужка, кисточка на феске, шикарная фата (до этого такой не было). Недостатки: отсутствие шальваров, необработанный край горловины - это мы с огромным удовольствием доделаем! ДеА, Спасибо за куклу!

И еще: лишнего клея нет вообще!

Пока без доделок.


Крымские татарки носили разные виды платков и шарфов, прикрывавших голову. Они различались в зависимости от социального статуса и возраста владелиц.


Нарукавники из бархата, расшитого растительным орнаментом. У куклы это просто принт по краю рукавов. Атласные или шелковые платья шили с узким лифом и расширенной к низу юбкой. Под платье надевали длинную нижнюю рубашку.


Косы под покрывалом куклы.

Украшением женского наряда был пояс, сплетенный из серебряных нитей, с круглыми пряжками. Куклы в народных костюмах №63. Праздничный костюм Крымской татарки.


Исторически Крым многонационален. Многие века его выгодное географическое положение и благоприятный климат привлекали разные племена, потомки которых по сей день живут в соседстве друг с другом.


Разделение на субэтнические группы было особенно заметно до депортации крымских татар в 1944 году.


Одна из важных страниц истории крымских татар - период существования их национального государства - Крымского ханства.


Женские головные уборы крымских татарок отличались разнообразием и так же, как и одежда, многослойностью. Волосы покрывали тремя платками.


В крымско-татарских семьях детей до четырех лет одевали только в рубашечки и курточки. Мальчики и девочки старше этого возраста носили одежду, которую шили по подобию взэослой.


В соответствии с традициями ислама женщины в крымско-татарских семьях вели замкнутый образ жизни. Большую часть времени они проводили дома, занимаясь детьми и хозяйством. Их одежда разделялась не на праздничную и будничную, а на домашнюю и уличную.


Для пошива одежды крымские татары использовали в основном домотканое полотно собственного изготовления.


Ребёнок, играя, растёт.


Игры у крымских татар.


По матери выбирай невесту, по основе - полотно.


Рецепт чебуреков.


Куклы в народных костюмах №64 . Немецкий костюм переселенцев Поволжья. Анонс куклы.

Вот и я купила...


Наконец то руки дошли до татарочки.

  • Куклы в народных костюмах, спецвыпуск №6
  • Куклы в народных костюмах №80. Некрасовская казачка
  • Куклы в народных костюмах №83. Нагайбаки
  • Куклы в народных костюмах 46
  • Куклы в народных костюмах №97. Уральская казачка
  • Куклы в народных костюмах №62. Польский костюм
  • Куклы в народных костюмах №61
  • Куклы в народных костюмах 64. Немка Поволжья
  • Куклы в народных костюмах 65. Удмуртский костюм
  • Куклы в народных костюмах 66. Витебская губерния
  • Куклы в народных костюмах №67. Цыганский костюм
  • Куклы в народных костюмах 68. Ненецкий костюм
  • Куклы в народных костюмах, систематика
  • По странам: Куклы в народных костюмах и в костюмах народов мира
  • Куклы в народных костюмах №69
  • Куклы в народных костюмах 70. Сербский костюм

    Makosh, а кафтан - это то, что сверху: красивое, расписное?:)) Тогда: под кафтаном платье без рукавов (вполне себе полноценное), кафтан отрезной по линии талии, распашной, пояс сверху на клее. Шальвары шила из чье-то юбки, уже не помню чьей.
    Девочки, спасибо за позитивные оценки!:))

  • Куклы в народных костюмах №63. Праздничный костюм Крымской татарки. Фото куклы.

  • Простенькая вроде куколка, но понравилась очень! Удачная попалась, без брака. Картинки добавила в статью.

    Админ, красива куколка! Я что это такое зеленое позади? - очень интересно)

    Очаровательный домик)

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития .

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.
Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Ирина Свистунова

228427