Как проработать психологические травмы детства. Сломанное сердце: как пережить последствия детских потрясений. Травмирующие отношения в паре: взрослый - ребенок

01.07.2020

Что делать, если травмы, полученные в детстве, оставили глубокие следы в душе человека? Рубцы от ран, как панцирь сковывают проявление эмоций и чувств. Они становятся тюрьмой, которая не позволяет личности выражать свою индивидуальность свободно и естественно. В семье, на работе, а также в отношениях с друзьями и близкими, таким людям сложно строить долговременные отношения, из-за страха быть отвергнутыми и непонятыми. Если же отношения состоялись, то, как правило, такие люди приносят в жертву свою жизнь окружающим, как бы пытаясь заслужить любовь, дружбу, просто поощрение и создать этим иллюзию контроля над ситуацией.

Дети не могут на оскорбления и крики родителей ответить тем же. Чтобы сохранить свой образ «Я», включаются психологические защиты , которые не позволяют воспринимать происходящее, как часть реальности. Утрачивается базовое доверие к миру. Ребёнок ищет оправдание родителям (за счёт самоуничижения, а в конечном итоге занижения самооценки), или, напротив, в структуре личности завязывается плод будущих агрессивных проявлений по отношению к окружающим или к себе (аутоагрессия: суицид, вредные привычки).

Допустим, Вы уже поняли: « Что-то не так в Вашей жизни», вспомнили события, которые могли повлиять на это. Но течение событий уносит вас по реке жизни в неизвестном направлении. Ваш корабль без руля и ветрил. Вам сложно быть искренним даже наедине с самим собой.

Что же делать? С чего начать? Попробуйте выполнить вот такое упражнение:

Представьте в мельчайших подробностях травмирующую ситуацию, которую Вы сможете вспомнить наиболее ярко и целостно, если их было несколько.

Напишите рассказ об этом по схеме:

1. Кто кроме Вас был участником события (мама, папа, учитель, сосед, дети, и т.д.) - описываем одежду (цвет, ткань, фасон), возраст;

2. Эмоции, чувства, выражение лица участников (злость, радость, гнев, печаль, сострадание…, чувство незащищённости , страха, агрессии, удивления, непонимания, чувство нереальности происходящего) ;

3. Где произошло событие и предметы, которые там находились (дом - мебель, игрушки; улица – здания, дорога - асфальтовая, шоссе, просёлочная, растения – деревья, цветы, травы, кусты; школа - класс, рекреация, актовый зал, коридор; транспорт - автобус, поезд, самолёт, теплоход; и т.д.)

4. Какое было время года, время суток, звуки, запахи, прикосновения, всё, что сможете вспомнить.

Теперь представьте, что Вы теперешний, находитесь рядом с собой в этом рассказе, который только, что описали. Можете смело вспоминать, что Вы чувствовали ребёнком по отношению к агрессору, что делали, что хотели сделать, но боялись? Теперь Вы можете это сделать, ведь Вы не один и Вас есть, кому защитить! Что бы вы сказали и сделали сейчас? Опишите эти слова и действия в своём рассказе.

Как Вы думаете, какое выражение лица будет у того, кто не привык получать отпор в такой ситуации? Какие эмоции у Вас вызывает этот человек теперь? Какие ассоциации у Вас возникают при взгляде на его выражение лица (может он стал похож на животное, фрукт, насекомое?) Что Вы чувствуете по отношению к нему сейчас? Что думаете об этом человеке? Сколько сейчас ему лет? Он состоялся, как личность? Что Вы чувствуете по отношению к нему теперешнему? Что Вы нового узнали о себе? Прочитайте свой рассказ через сутки и проанализируйте свои мысли, чувства!

Это только первый шаг на пути к себе. Конечно же, самостоятельно тяжелейшие травмы проработать невозможно (сильны защиты, которые обойти поможет психолог). Если Вы попробовали выполнить это упражнение несколько раз и не можете вспомнить и описать свои эмоции, чувства и мысли, значит уже на этом этапе надо обратиться к специалисту.

И напоследок очень многозначная притча:

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Rating 5.00 (4 Votes)

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы рассмотрим психологические травмы детства. Вы узнаете, какие факторы могут влиять на их возникновение. Поговорим о негативных установках. Выясните, каковы последствия для взрослой жизни могут иметь такие травмы. Рассмотрим, как с ними необходимо бороться.

Возможные причины

К факторам, которые могли повлиять на развитие такой травмы, относят:

  • тяжелое заболевание одного из членов семьи, гибель родственника;
  • гиперопека родителей;
  • их развод;
  • постоянные конфликты в семье;
  • материальные проблемы;
  • если ребенку нанесли травму, физическую, моральную или сексуальную;
  • отчуждение родителей, предательство одного из них, особенно, если он был в авторитете;
  • перенесенное ребенком тяжелое заболевание, приносящее сильную боль;
  • наличие аморальных родителей;
  • антисоциальная среда взросления;
  • конфликты в школе.

Всему виной может быть неправильное воспитание, в частности применение определенных стереотипов, отрицательных установок, создающих почву для психотравм, мешающих во взрослой жизни.

  1. «Лучше б ты не рождался». Мать и отец могут многократно об этом говорить, аргументируя тем, что с появлением на свет малыша в их жизни появилось много больших сложностей, проблем, ограничений. Малыш делает вывод, для того, чтобы его родители перестали страдать, ему необходимо умереть.
  2. «Тебе нужно быть похожим на соседского ребенка». Родители постоянно сравнивают своего отпрыска с другим малышом, который более умный, красивый, успешный. При этом они принижают своего ребенка, указывают на его несостоятельность. В такой ситуации малыш начинает себя стесняться, пытается слиться с толпой.
  3. «Ты всегда будешь маленьким». Родители боятся, что их ребенок повзрослеет и покинет семейное гнездышко, поэтому делают все, чтобы препятствовать развитию своего отпрыска, тормозят его на уровне дошкольника. А это приводит к тому, что во взрослой жизни он не может самостоятельно действовать и мыслить.
  4. «Не веди себя, как ребенок, ты уже взрослый». Родители жаждут, чтоб их малыш, как можно быстрее стал взрослым, умным, ответственным и самостоятельным. Постоянно его упрекают тем, что он ведет себя, как малыш. В связи с этим ребенок лишается детства, слишком рано взрослеет, забывает о своих потребностях и желаниях.
  5. «Хватит мечтать, займись делом». Ситуация, когда родителей лишают ребенка возможности фантазировать, строить планы. Это приводит к совершению многих ошибок.
  6. «Перестань ныть». Фактически – это призыв к тому, чтоб перестать что-либо чувствовать. В такой ситуации малыш загоняет свои волнения, чувства в подсознание, из-за чего потом развиваются серьезные проблемы с психикой.
  7. «Никому не доверяй». Родитель убеждает ребенка в том, что вокруг мошенники, обманщики. А это приводит к тому, что с малых лет человек привыкает, срастается с мыслью о том, что его окружают враги, мир опасный и враждебный.

Большинство людей обращаются за помощью к психотерапевту, когда у них возникают какие-то проблемы, затрагивающие нынешнюю сферу деятельности. Они даже не догадываются, что основная причина кроется в детстве, в травмах, пережитых в нем. Одна моя знакомая имела повышенную тревожность, она постоянно обо всем переживала. Больше всего волновалась за сына, ей повсюду мерещились угрозы. Ее муж настоял на обращении к психотерапевту. Специалист сразу выявил, что имеет место детская травма. Как оказалось, всему виной то, что в детстве ее регулярно колотил младший брат, она постоянно находилась в состоянии жертвы, которую никто не защищал, даже мама.

Характерные проявления

На то, что психологическая травма имеет место, могут указывать следующие проявления:

  • подавленность;
  • шоковое состояние, которое сохраняется продолжительное время без видимых на то причин;
  • перепады настроения, от радости до ярости ;
  • страхи, в частности темноты, незнакомцев, одиночества;
  • чувство ненужности, заброшенности, ущербности.

Кроме психологических проявлений могут присутствовать и физиологические симптомы:

  • тахикардия;
  • психосоматические боли;
  • постоянная усталость;
  • нарушение памяти и концентрации внимания;
  • напряжение, мышечные зажимы;
  • ощущение бессилия, беспомощности;
  • ночные кошмары .

Последствия

  1. Замедление процесса социализации.
  2. Одиночество, сложности с расширением круга общения.
  3. Невозможность нормально адаптироваться в новом коллективе.
  4. Развитие фобий, в частности .
  5. Формирование депрессивных расстройств, развитие обсессивно-компульсивного расстройства.
  6. Формирование аддикций, в частности наркомании , игромании, алкоголизма.
  7. Пищевые аномалии, в частности, нервная , компульсивное переедание.
  8. Развитие всевозможных комплексов.

Людям, имеющим психотравмы в детстве, сложнее строить карьеру, труднее заводить новые знакомства, уживаться с людьми, адаптироваться в новом коллективе. Были проведены исследования, которые подтвердили взаимосвязь между психическим или физическим насилием в детстве и низким уровнем благосостояние во взрослой жизни.

Психологические приемы

О том, что пора обратиться к психотерапевту могут свидетельствовать такие проявления:

  • не складывается продвижение по работе;
  • трудности в общении с людьми;
  • сильный страх с кем-то сближаться, возникают проблемы с раскрытием своей души, проявлением искренних эмоций;
  • постоянно присутствуют опасения того, что человек, который находится рядом, разочарует, предаст;
  • происходит замыкание на опыте прошлого, постоянное возвращение к былым событиям, обдумывание воспоминаний;
  • возникновение соматических расстройств, трудности с дыханием, проблемы с пищеварением, аллергические высыпания;
  • развитие зависимостей.

Лечение обязательно должно включать сеансы психотерапии.

  1. Пустой стул. Специалист перед пациентом ставит стул, на котором никто не сидит, но мысленно нужно представить, что на нем оказался значимый человек, к примеру, кто-то из родителей. Задача пациента рассказать невидимому собеседнику о чувствах и мыслях, сказать, что хотел, но так и не смог в детстве. Психотерапевт может предложить самому сесть на место воображаемого человека. Такой метод помогает наладить свою связь с прошлым, с теми воспоминаниями, которые были давно подавлены, скрыты. Когда контакт со своими чувствами будет налажен, пациент осознает, как прошлое воздействует на его настоящее и поймет, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
  2. Схематический подход. Такой способ терапии подходит людям, у которых возникают проблемы в социуме и тем, кто неспособен совладать со своими детскими травмами. Данный тип терапии помогает по-другому взглянуть на себя, учит, как прекратить прятаться от неприятных ситуаций. Применяется техника перевоспитания, чтоб «уязвимый ребенок», который находится внутри, научился удовлетворять свои потребности при помощи здоровых методов. Применяются ролевые игры, диалоги и ведение дневника.
  3. Десенсибилизация и переработка движением глаз. Основа техники – это обработка информации мозгом. Такой метод позволяет ослабить негативные волнения, в основе которых были травматические события, всплывающие теперь из прошлого в виде навязчивых мыслей, тревоги и . Во время сеанса пациент наблюдает глазами за объектом, который движется, например, маятником или пальцем психотерапевта. Человек сосредотачивается на своих обидах, затаившихся внутри, ощущениях и мыслях, связанных с какой-то травмой из прошлого. При этом задействовано и левое, и правое полушарие мозга. Это способствует избавлению от обычной реакции на ситуацию. Концентрация и быстрые перемещения глазных яблок на внешние раздражители способствует прорабатыванию воспоминаний, они перестают быть столь трагичными для индивида.
  1. Недопустимо долгое время оставаться в одиночестве. Это может привести к выпадению из социума. Иногда человеку кажется, что родные неспособны помочь с его проблемами, ему не хочется навязывать свои переживания другим людям. Однако, выговорившись, станет легче. Иногда проще довериться кому-то постороннему. Зачастую облегчить состояние можно при помощи выплескивания своих переживаний.
  2. Совершайте будничные действия, выполняйте привычные задачи. Можно помогать людям, заниматься волонтерской деятельности, ощутить себя важным для кого-то.
  3. Проявляйте собственные чувства и эмоции. Если возникает потребность в слезах, не стесняйтесь плакать. Вы можете изливать свои эмоции, как напрямую, так и при помощи искусства, например, арт-терапии или путем физических нагрузок.
  4. Следите за своим здоровьем. Помните о том, что здоровый дух только в здоровом теле. Не забывайте, что в организме человека могут возникать психосоматические недуги в ответ на стрессовые ситуации. Поэтому так важно заниматься правильным питанием, следить, чтоб был полноценный сон, физические нагрузки, хоть минимальные, отсутствовали вредные привычки.

Детские психологические травмы накладывают отпечаток на всю жизнь. Некоторые события могут изменить жизнь ребенка. При этом малыш может и не быть участником происшествия, а всего лишь наблюдателем. Но яркое негативное впечатление может не давать ему покоя. Не всегда ребенок может выразить свои эмоции и не всегда готов делиться с родителями. Ничего не подозревающие родители не могут понять, почему ребенок стал неуравновешенным отстает в развитии. С их точки зрения ничего экстраординарного не произошло. Ведь малыш мог стать свидетелем гибели аквариумной рыбки или сцены насилия в кинофильме. Но последствия травмы могут быть очень серьезными.

Что такое психологическая травма

Психологическая травма – это изменения в психике человека, возникающие под влиянием внешних воздействий. Она вызывает глубокие эмоциональные переживания и имеет длительное воздействие.

Человек на протяжении долгого времени постоянно возвращается к событиям, вызвавшим психологическую травму, пытается их переосмыслить и переоценить. В то же время он всячески избегает похожих ситуаций. Сталкиваясь с ними против воли, он может реагировать чересчур возбужденно или, наоборот, стать безучастным.

Психологическая травма блокирует определенные действия человека, не дает ему объективно оценивать события и адекватно реагировать. Человек, переживший в детстве автомобильную аварию, боится управлять автомобилем. Взрослый, которого жестоко высмеяли в детстве одноклассники, панически боится оказаться в подобной ситуации еще раз. Причиной психологической травмы детства может быть болезнь, физическая травма, насилие, унижение, обман, предательство, разочарование, несправедливость, смерть, потеря или сильный стресс.

Вернуться к оглавлению

Разновидности критических ситуаций

Стрессовые ситуации разделяются по длительности воздействия и силе.

  1. Повседневные и скоротечные события, незначительные по воздействию. Например, опоздание в школу, утеря любимой игрушки, неловкое падение на глазах у всех, замечание или наказание учителя, ссора с другом. Такие события сами по себе не наносят ощутимого вреда ребенку, но вызывают у него неприятные ощущения. Повседневные стрессы имеют тенденцию накапливаться и развиваться в чувство неуверенности в своих силах.
  2. Неожиданное и яркое по силе событие. Автомобильная авария, сильная физическая травма или смерть близкого человека. Такие события могут нанести глубокую душевную рану ребенку.
  3. Повторяющиеся длительное время однообразные, но сильные стрессы. Мощное негативное явление, продолжающееся долго, оставляет неизгладимый след на детской психике. Это может быть физическое, сексуальное или психологическое насилие в семье или в школе.

Вернуться к оглавлению

Как дети воспринимают события

Дети очень эмоционально реагируют на все происходящие вокруг них происшествия. Они уделяют много внимания мелочам. Радостные события ярко отпечатываются в их сознании. К сожалению, трагические обстоятельства впечатляют их не менее сильно. Большинство детей вполне спокойно переживают кратковременные негативные события. Если после трагической ситуации произошли другие яркие позитивные события, эффект от психологического стресса может быть незначительным.

Но иногда даже кратковременный стресс может нанести ребенку сильную травму. Например, неожиданная смерть матери или обида. Серьезные детские травмы часто наносят сверстники. Дети нередко бывают жестокими в отношении друг друга. В то же время сами они очень болезненно воспринимают оценку своих товарищей.

Восприятие детьми трагических событий зависит от их личностных качеств, темперамента и степени участия в процессе, а также от наличия опыта восприятия подобных ситуаций.

Если негативная ситуация длится долго, малыш реагирует на нее более болезненно. Например, болезнь матери или собственная болезнь могут надломить малыша. Стремясь оградить своего ребенка от проблем, родители не рассказывают ему всех подробностей. Дети отлично чувствуют настроения взрослых. Понимая, что от него что-то скрывают, малыш сам начинает тревожиться, преувеличивая масштаб трагедии. Ситуацию может усугубить вынужденная госпитализация больной матери или самого ребенка. Разлука с родителями всегда воспринимается малышами болезненно. К этому добавляется тревога и страх. Помещенный в больницу ребенок дополнительно испытывает беспокойство в новой обстановке и в окружении чужих людей. Он чувствует себя беспомощным и брошенным.

В процессе воспитания родители также могут нанести психологическую травму ребенку, несправедливо и жестоко наказывая его. Унижения, угрозы и изоляция больно ранят малыша. Выносить психологическое насилие от самых близких людей особенно трудно.

Когда ребенка регулярно унижают, оскорбляют или бьют, у него развивается сильная психологическая травма.

Вернуться к оглавлению

Признаки психологической травмы

Психологическая травма детства может быть очень глубокой. Это болезненное состояние, при котором ребенок ощущает постоянную тревогу и страх. Он не чувствует себя в безопасности. Он может постоянно прокручивать мысленно одну и ту же травмирующую картинку, зацикливаясь на трагедии. Малыша могут мучить ночные кошмары, он может кричать во сне и просыпаться в холодном поту. Его личность разрушается. Он может стать агрессивным, неуравновешенным или, наоборот, безвольным и равнодушным. Страдает не только психическое здоровье, но и физическое. Нарушается физическое развитие, пропадает аппетит. Школьник может не справляться с учебой. У него могут появиться различные заболевания. Лечить запущенные психические нарушения, вызванные детскими травмами, иногда очень трудно. Необходимо обратиться к психологу с большим опытом работы в детской психологии. Самостоятельно справиться с проблемой практически невозможно.

Как ни хочется уберечь ребенка от жестокостей мира, он неизбежно с ними сталкивается. Травма мешает жить, отнимает силы, нужные для развития. Как помочь ребенку пережить потрясение? Как самому взрослому справиться с последствиями давних детских травм? Об этом — семейный психолог Людмила ПЕТРАНОВСКАЯ.

Почему они не ломаются?

— Можно ли обезопасить своего ребенка от возможных потрясений и травм?
— С какими-то травмами растут все дети: трудно найти семью, в которой ничего не случается. Кто-то сильно обжегся, кто-то упал и расшибся, у кого-то умерла бабушка, собаку сбила машина… Это случается со всеми, это часть жизни. Этот опыт обязателен для человека. Любая жизнь — это баланс травм и ресурсов. Это сумма двух разных сил: с одной стороны, то, что тебя обессиливает, с другой — то, что тебя поддерживает и придает сил.

— Бывает, что ребенок чего только не натерпелся в детстве, а вырастает нормальным человеком — вот как Горький вырос среди «свинцовых мерзостей» и даже стал большим писателем… А кто-то ломается при полном, кажется, благополучии.
— Мне довелось общаться с детьми беженцев, которые в самом деле пережили ужас — где-то бежали под бомбами, прятались в грязной канаве… но они были с родителями, и никто из родителей не погиб, не потерялся, и взрослые сохранили присутствие духа. Дети помнили, что с ними было, но это не разрушило их картину мира. У маленького ребенка нет объективного представления об опасности. Оно основано на том, как он воспринимает ситуацию субъективно: мама рядом — хорошо, нет мамы рядом — плохо. Мне недавно одна знакомая рассказывала про свою свекровь, которая в возрасте трех-четырех лет пережила ленинградскую блокаду. У нее сохранились конкретные воспоминания об этом времени, но нет ощущения ужаса, потому что мама поставила перед собой цель показать детям, что все нормально. Когда они шли в бомбоубежище, мама говорила, что они идут гулять, они спускались туда со сказками и рассказами…

Детское восприятие основано на привязанности. Если ребенок привязан к взрослому, он делегирует ему отношения с миром и сам живет спокойно: взрослый за все отвечает. Именно поэтому, кстати, у многих детей был шок в девяностых годах, когда люди вроде бы не голодали, не падали и не умирали на улицах, но родители не справлялись с жизнью, и детей травмировал этот опыт.

— Но некоторые дети воспринимают мир трагически, даже когда у них благополучная жизнь и хорошие отношения с родителями…
— Дети сами по себе очень разные. И травма бывает разная: один тип — это когда что-то плохое случается (ну, скажем, человек ногу сломал); второй — это когда ему постоянно, хронически недостает чего-то необходимого: любви, родительского тепла, привязанности. Этот второй тип травмы называют депривацией. Известно, что на депривацию разные дети реагируют по-разному: есть дети, которых как будто что-то хранит, а других депривация сильно разрушает. Отчего это зависит, никто не знает: вот как одни дети часто болеют и ловят любую инфекцию, а другие почти совсем не болеют. Я знакома с человеком, у которого всегда были хорошие отношения с отцом. Но однажды папа настолько вышел из себя, что этого ребенка избил, и этого одного раза ему хватило на всю жизнь: сейчас ему 60 лет, и он до сих пор заикается.

Боль стучит из коробочки

— Чем можно помочь травмированному ребенку?
— Чтобы помочь, важно помнить про баланс травм и ресурсов. Чем сложнее ситуация, в которой находится ребенок, тем больше ресурсов нужно в нее вкладывать. Преодоление травмы может идти через регрессию — ребенок спускается назад, к более младшему возрасту, если может рассчитывать, что взрослый ему поможет. Но взрослые часто не желают иметь дела с детской болью, им кажется — пусть он поскорее забудет. Они подают ребенку сигналы: перестань это чувствовать, не говори об этом, забудь. И дети в этом случае не переплавляют свою боль, не перерабатывают ее, а запирают чувства, примораживают их во внутренней коробочке. А вместе с ними непременно примораживается и часть внешнего опыта. И кажется, что ребенок все забыл, не помнит травмы, не говорит об этом, но нельзя приморозить одно чувство, не замораживая все остальные. Если он заморозил горе, заморозятся и другие чувства. А травма не просто так лежит в этой коробочке: она из нее стучит, хочет вырваться наружу. И тут нужен внутренний караул, чтобы охранять ее, не выпускать. Очень много душевных сил тратится не на выполнение задач возраста, не на рост и взросление, а на стучащую из коробочки боль.

— Как это влияет на дальнейшую жизнь человека?
— Если ребенок не пережил травму в объятиях взрослого, его развитие притравлено этой травмой, даже если кажется, что у него все благополучно. Часто бывает, что общаешься со взрослым человеком, который в детстве пережил что-то тяжелое, и непонятно даже, что не так, но есть общее ощущение неблагополучия. Он может, например, об ужасных событиях своей жизни рассказывать с буратинской улыбкой, это признак потери чувствительности, это свидетельство не пережитой и не переработанной травмы.

— Как помогать ребенку, которому плохо?
— Что бы ни произошло, задача взрослого — контейнировать чувства ребенка. Быть для них контейнером, стать психологической утробой для другого. Обнять его вместе с его чувствами — и не разрушиться от этого. Этому не надо специально учиться на курсах, это в каждом из нас заложено. Скажем, когда на работе кому-то из коллег внезапно сообщают плохую новость — какой наш первый порыв? Обнять за плечи, ничего не спрашивать по работе, не требовать от него действий, может быть, принести ему воды… Не надо пытаться отвлекать человека от того, что у него случилось, забалтывать его, не нужна установка на то, что надо немедленно развлечь его, сводить в «Макдоналдс», не надо объяснять, что все будет хорошо, до того, как человек проживет свои чувства. Наша задача — позволить ребенку выплеснуть чувства: его боль, его гнев, его страх, — только тогда он может восстановиться, хотя и со шрамом. Но если закрываться от ребенка, отгораживаться, стыдить его за его чувства — тогда ребенок отмораживается.

С другой стороны, если мы берем на себя задачу сохранить чувствительность ребенка и не дать ему приморозиться, мы должны понимать, что мир вокруг неласковый. Что чувствительный ребенок в этом мире обречен плавать в бассейне с серной кислотой, и всегда будет испытывать боль, и не покроется коркой. Моя дочь, например, испытала в начальной школе настоящий экзистенциальный шок: не могла понять, как это — зачем продолжать дразнить человека, если он уже плачет?

— А где же золотая середина? Чтобы ребенок и чувствительность не вполне потерял, и не был в этом мире человеком с ободранной кожей?
— Если мы хотим сохранить ребенка живым, надо его беречь. По крайней мере до подросткового возраста. Большинство детей так или иначе успевают потерять чувствительность, хотя другие — нет. Потому в хорошие школы с безопасным психологическим климатом и конкурс по двадцать пять человек на место, что это не просто место, где дают образование, но еще и заповедник, куда можно сунуть свою не отмороженную детку и надеяться, что ее там не обидят и не будут говорить «ну чего вы хотите, она же не такая, как все».

— И что же делать родителям «не таких» детей? Если, к примеру, ребенок веселый, открытый, еще играет в куклы, а вокруг — уже скептически настроенные семиклассницы с пивом и сигаретами?
— Моя дочь, пока не сменила школу, прогуливала. Есть возможность сменить школу — надо менять. Если это единственная школа в маленьком городке, то надо снижать количество общения, искать для ребенка другие среды. Для моей дочери такой средой стали тренинги в «Далекой радуге», она именно там разместила свой центр общения. Это может быть туристическая секция, кружок, дачная компания — другое место, где ребенок может разместить свои главные чаяния. Если сверстники относятся к ребенку неприязненно, надо учиться отвечать им так, чтобы самому не разрушаться. Для девятилетнего ребенка это задача преждевременная. Для четырнадцатилетнего — вполне соответствует задачам возраста.

Пора объявить демобилизацию

— Иногда родители, сталкиваясь с проблемами своих детей, начинают вспоминать собственное детство — и там оказывается полно незаживших ран. Что делать?
— Если с человеком в детстве происходило что-то очень плохое, в это лучше не лезть самому. Самодеятельность в таком случае только навредит, надо искать профессионального психотерапевта. Но если это мелкая хроническая травматизация — то помочь себе вполне возможно. Надо относиться к себе как к своему ребенку —.не игнорировать свои потребности, заботиться о себе.

К сожалению, взрослые часто воспроизводят модели собственных родителей по отношению к себе самому. Но такая позиция съедает много энергии. Правда, бывают и ошибки детского восприятия: дети неправильно понимают отношение родителей к ним. Скажем, разговариваешь с человеком и видишь, что его тип отношения к миру — как у пережившего жестокое насилие. Биография благополучная, а он воспринимает мир так, будто об него тушили сигареты. Потом оказывается, что он в полтора года пережил ожог, в течение многих недель мама делала ему болезненные перевязки, он ее умолял их не делать, а она делала. Ребенок не понимал тогда, что это нужно, а мама, видимо, не справилась с чувствами, прикрикнула на него — и так получается травма, и уже потом специалисту надо будет расцепить мамины действия и детское восприятие. Часто бывает опыт насильственной госпитализации в раннем возрасте без мамы; дети это обычно воспринимают как предательство родителей: отдали и бросили.
Если госпитализация без мамы все-таки случилась — надо говорить о чувствах. Не стремиться отвлечь, развлечь — надо проговаривать чувства: больно, страшно, плохо, — показать, что взрослый готов с ними справляться. Ни в коем случае не показывать: мне и так тяжело, прекрати, пожалуйста, это чувствовать.

— Если понимаешь, что твои нынешние проблемы — это результат давней травмы, что с этим делать?
— Можно пытаться работать и с нынешним поведением, и разбираться с прошлым: у психотерапевтов есть разные методики — рисунки, разговоры. Обычно грамотный специалист поймет, с чем имеет дело.

— Но многие это воспринимают как унылое самокопание — участь слабаков и нытиков.
— Нет, конечно, важно, чтобы забота о себе не превращалась в самокопание. Но многим мамам наоборот свойственно состояние гипермобилизации — я думаю, переданное по наследству от их родителей: стиснуть зубы, прожить это, пережить… такой бокс интенсивной терапии, полная мобилизация сил, когда расслабляться нельзя. Так предыдущие поколения жили, так переживают войну, но некоторые застревают в этом состоянии, даже когда время уже не военное. Это часто замечают психологи, которые работают с родителями выздоровевших онкобольных детей. Они привыкли бороться, они не могут перестать это делать, выйти их этого состояния и начать получать удовольствие. Этот тип поведения женщины в семье существовал много лет и передается по наследству. Но мобилизация — это тоже не бесплатно, она тоже происходит за счет примораживания чувств. Причем сама мать, может быть, и не обратится за помощью, ей-то кажется, что она правильно живет, и даже не допускает мысли, что уже пора объявить демобилизацию.

— У многих людей сама идея о том, что в основе их проблем может лежать детская травма, вызывает скептическую усмешку.
— А тут могут быть разные причины. Травма ведь это не всегда ужас-ужас: разбить коленку — это тоже травма. Бывают такие люди, у которых в самом деле не происходило ничего страшнее разбитых коленок — с телом и страшнее разлуки — с душой. И эти травмы не оставили на них никакого следа. Или, может быть, им было плохо, но благодаря мудрому поведению взрослых они смогли это пережить. А может быть, травма была и сил с ней справиться не хватило. Прикасаться к боли нельзя, человек накладывает на нее заморозку — да и не всегда это нужно. Связь между травмой и взрослыми проблемами может быть вообще неочевидной. Например, на одном тренинге для родителей у меня была мама, которая очень бурно реагировала на детскую ложь — притом что вполне терпимо относилась к другим нарушениям. И на второй день тренинга она вдруг вспомнила, как в три или четыре года родители сказали ей, что они едут к бабушке — а сами оставили ее в детском санатории. Немудрено, что ее всю жизнь травмирует вранье. Но она никогда не думала об этой связи, не видела ее, хотя понимала, что есть что-то неправильное в том, как она взвивается от безобидного детского вранья. Так что если у человека есть непережитая травма, ее последствия все равно будут очевидны. А если очевидных проблем нет — так нечего и выискивать их, разумеется.

Практически у каждого человека имеется травма, которую он пережил в детстве и которая продолжает незаметно влиять на его жизнь. Эта травма, как правило, наносится одним из родителей или человеком, воспитывающим ребенка. Наличие травм, пережитых в детстве, заставляет людей , чтобы больше не испытывать душевную боль и . В результате люди придерживаются определенных моделей поведения, которые позволяют скрыть эту травму от всех и даже от самих себя.

Рис. Детские психологические травмы, которые мешают жить

Основные детские психологические травмы

Психологам удалось выделить 5 наиболее распространенных травм, которые люди получают, как правило, в детском возрасте.

Несправедливость

Человек получает такую травму в возрасте до 5-ти лет от родителя своего пола. Когда он вырастает, ему приходится надевать маску «Ригидность», с помощью которой он пытается добиться справедливости и совершенства во всем. Если он берется за какую-либо работу, то выполняет ее идеально, либо вовсе не берется за ее выполнение.

Тело у таких людей очень пропорционально, ведь оно должно быть совершенно, это же является справедливым! Человека, страдающего от данной психологической травмы, всегда будут ценить, но не просто так, а за что-то конкретное. Он постоянно стремиться избежать ошибок, так как боится, что его огрехи станут причиной несправедливого отношения к окружающим.

Предательство

Данную травму наносит ребенку родитель противоположного с ним пола. Мать или отец постоянно пренебрегает ребенком, отвергает его, предпочитая общество кого-то другого или постоянно нарушая данные ребенку обещания. В итоге малыш чувствует, что его предают. Вырастая, он наденет маску, которая называется «Контроль».

Его физическое тело, следуя подсознательным желаниям, навязанным травмой, развивается соответственно. Телосложение у «контролеров» крупное, часто с сильно развитыми мышцами. Они стараются заполнить собой как можно больше пространства, как бы говоря окружающим: «Мне можно доверять, я сильный и ответственный».

Унижение

С раннего возраста человек, у которого имеется такая травма, терпел оскорбления, обиды и унижения от родителей, особенно от матери. Когда она ругает ребенка при посторонних, детская психика расценивает это как унижение, а не нравоучение.

Будучи взрослыми, такие люди надевают маску под названием «Мазохист». Это значит, что они в течение всей жизни будут подсознательно стремиться попасть в ситуацию, в которой нужно будет страдать. Они постоянно будут искать унижения и проблемы. Например, женщины с такой маской выбирают себе мужей-тиранов, а мужчины - жен с тяжелым деспотичным характером.

Покинутый

Такую психологическую травму будет носить в своей душе человек, который в детстве был покинутым родителем/родителями. Возможно, они не уделяли ребенку достаточно внимания, не проявляли чувство любви и заботы. Из-за этого взрослый человек испытывает непрекращающийся информационный «голод», который пытается утолить при помощи навязчивого общения с окружающими. Маска, которую он использует, называется «Зависимость». Это означает, что человеку трудно достичь в жизни чего-либо без посторонней поддержки. Ему нужно на кого-нибудь опереться, выслушать совет и действовать согласно чужим инструкциям.

Отвергнутый

Люди, получившие в детстве эту травму, не могут . Чаще всего такой травмой страдают дети, которые не были желанными, но родились. Либо же их отверг родитель/родители. С юношества такие люди носят маску «Беглец». Кстати, их тело реагирует на подсознательное желание быть «невидимым», поэтому его телосложение, скорее всего, будет худощавым или даже тощим. Они стараются быть как можно незаметней, хотят постоянно убежать, скрыться из поля зрения окружающих, оставшись в таком комфортном для них одиночестве.

Первый шаг на пути к избавлению от травмы - ее осознание и принятие. Только потом с человеком можно . И не стоит во всем винить родителей. Ведь многие специалисты уверены, что душа заранее знает, в какое тело попадет, и какие травмы ей предстоит . Поэтому она лишь выбирает подходящих родителей, которые смогут обеспечить для нее определенные условия существования.