Интеракция - это взаимовлияние индивидов друг на друга в процессе взаимодействия и общения. Что такое интеракция в психологии Какие условия необходимы для осуществления продуктивной совместной деятельности

28.02.2022

англ. interaction, лат. inter - между и actio деятельность) определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга. В зап. социальной психологии, базирующейся на концепции американского психолога Дж. Мида, под И. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»). В кач. важнейшей особенности И. обозначается способность субъекта О. «принимать роль другого» и адекватно представлять себе, как его воспринимает партнер по О. И. взаимное влияние людей или групп друг на друга как своеобразный социальный диалог. Осн. положение теории символического интеракционизма Дж. Мида гласит: становление Я происходит в контексте ситуаций О., к-рые являются по существу системой взаимно ориентированных действий, развернутых во времени и межличностном пространстве. Само представление человека о самом себе формируется в соответствии с тем, как его воспринимают др. люди в процессе взаимодействия. Интеракционизм подчеркивает роль установления контроля действий и проявлений как механизма формирования личности. Осн. роль здесь играет ориентация на «значимого другого» его поведение и то, как он воспринимает проявления партнера. Предметная область термина интеракция включает: социальную И., как процесс взаимного влияния людей друг на друга; символическую И. (symbolic interaction) как социально-психол. подход к изучению жизни человека или иной социальной группы; облегчающая И. как эффект, возникающий в результате суммации воздействия 2 последовательно предъявляемых в О. идентичных стимула. Выделяют также вербальную и невербальную И. Невербальная И. (англ. interactive - взаимодействие и лат. verbalis - устный) - рассматривается как взаимодействие, неречевой контакт. Выделяются механизмы невербальной И. разного уровня: согласование, пристройки, перенос моделей невербального поведения партнера. В. А. Лабунская определяет невербальную интеракцию как результат взаимодействия между структурами экспрессивного невербального поведения, кинесико-такесической, просодической, ольфакторной и пространственно-временными компонентами О. - проксемикой. В процессе невербальной И. формируются паттерны невербального взаимодействия, что позволяет различать виды взаимодействия. Паттерны невербальной И. отличаются по выраженности признаков: однозначность - многозначность; абстрактность - конкретность; произвольность - непроизвольность; осознанность - неосознанность; динамичность - устойчивость; целенаправленность - нецеленаправленность; определенность - неопределенность; дискретность - континуальность. Тезаурус паттернов невербального взаимодействия субъекта отражает социокультурную, статусно-ролевую принадлежности, индивидно-личностные особенности. Функции невербальных И.: адаптация, идентификация, стратификация, регуляция, презентация отношений к себе и партнеру. Культурная, этнич., социальная, возрастная, гендерная и профессиональная принадлежности определяют содержание и специфику половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Сформированные паттерны невербального поведения устойчивые образования в структуре общей активности человека и являются индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений (В. А. Лабунская). Невербальные интеракции бывают деструктивными и конструктивными, монологическими и диалогическими, личностно-направленными и социально ориентированными. В основе этого выделения лежат характеристики интеракции как психол., так и формально динамические. При оценке смысловой нагрузки отдельных паттернов невербальной И. учитывается вся совокупность выраженности проксемических характеристик О.: дистанция и особенности движений, степень динамичности смены паттернов, синхронность жестов, мимических масок и поз, демонстрируемых партнерами, а также закрытость и открытость, напряжение - покой, стремление к завоеванию пространства или сворачивание активной зоны взаимодействия. Социально-психол. смысл невербальной И. проявляется в отношениях доминирование-подчинение, степень включенности и аффилиации представленных в ситуации О. партнеров. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006; Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. Т. Н. Щербакова

Словарь лингвистических терминов

Интеракция

Социальное взаимодействие, приравниваемое к коммуникативному поведению, трактуемому в духе необихевиористской теории социального поведения. И. – термин символико-интеракционистской теории в социологии, где деятельность понимается как активность индивидуального сознания. И. используется в двух основных значениях:

1. И. социальная – социальное взаимодействие индивидов.

2. И. речевая – речевое взаимодействие индивидов на уровне речи.

Этнографический Словарь

Интеракция

(от англ. interaction , лат. inter + activus деятельный) - термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог.

В социальной психологии Дж. Мида И. - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

Словарь социолингвистических терминов

Интеракция

1. социальная - социальное взаимодействие индивидов;

2. речевая - речевое взаимодействие индивидов на уровне речи.

«Интеракция» - термин символико-интеракционистской теории в социологии. Деятельность понимается как активность индивидуального сознания, а социальное взаимодействие (интеракция) приравнивается к коммуникативному поведению, трактуемому в духе необихевиористской теории «социального поведения».

процессы и способ, которым социальные факторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу.


Смотреть значение Интеракция в других словарях

Интеракция — - понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой институтами власти, опосредованное использованием символов, норм, стереотипов и их персональной........
Политический словарь

Интеракция В Политике — - понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой с институтами власти, опосредованно использованием норм, символов, стереотипов и их персональной........
Политический словарь

Интеракция — (англ. interaction) - взаимодействие.
Психологическая энциклопедия

Облегчающая Интеракция — Эффект, возникающий вследствие суммации воздействия двух последовательно представляемых идентичных стимула.
Психологическая энциклопедия

Символическая Интеракция — (symbolic interaction) Термин "С. и." связывают с определенным социологическим и социально-психол. подходом к изучению жизни челов. группы и взаимодействия между людьми. В американской........
Психологическая энциклопедия

Интеракция — - англ. interaction; нем. Interaktion. Динамическое взаимодействие и соотношение между двумя или более переменными, когда величина одной переменной влияет на величину других переменных.
Социологический словарь

Интеракция Лицом К Лицу — - социальное взаимодействие между людьми в ситуации непосредственного соприсутствия и взаимного влияния.
Социологический словарь

Интеракция Символическая — См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ.
Социологический словарь

Интеракция Социальная — - англ. interaction, social; нем. Interaktion, soziale. 1. Процесс, при к-ром индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая........
Социологический словарь

Интеракция Табу — - англ. interaction, taboo; нем. Interaktionstabu. Запрет сексуальных отношений между членами кровно-родственной группы.
Социологический словарь

Интеракция, Ритуал Интеракции И Порядок Интеракции — (interaction, interaction ritual and interaction order) - процессы и способ, которым социальные акторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу. Если образцы........
Социологический словарь

Классная Интеракция — (classroom interaction) - описание действий различных участников школьного класса. Интерес к характеру отношений в классе получил развитие в связи с ростом изучения........
Социологический словарь

Социальная Интеракция — (social interaction) - см. Интеракция; Ритуал интеракции и порядок интеракции.
Социологический словарь

Стратегическая Интеракция — (strategic interaction) - интеракция, встречающаяся в ситуациях, когда приобретение одной стороны оборачивается потерей для другой, и наоборот. Принятие решения в стратегических........
Социологический словарь

ИНТЕРАКЦИЯ — ИНТЕРАКЦИЯ (от лат. inter - между, посреди и actio - действие, деятельность), взаимодействия организмов в биоценозе.
Экологический словарь

Интеракция - ϶ᴛᴏ организация людьми совместной деятельности путем согласования своих мировоззренческих и практических позиций. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, ᴛ.ᴇ. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (ᴛ.ᴇ. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но всœе же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова. В случае если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, ᴛ.ᴇ. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Какая «другая» - на данный вопрос еще нужно ответить.

В случае если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого» (Б.Ф. Ломов, 1975), которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителœем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям крайне важно обмениваться и информацией, и самой деятельностью, ᴛ.ᴇ. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, к примеру, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всœегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определœены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделœено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать всœе виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателœем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделœение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. По этой причине логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, ᴛ.ᴇ. в прямо противоположном направлении (А.Н. Леонтьев, 1972). Направление же, предложенное Т. Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста͵ поскольку в нем всœе богатство социальной деятельности (иными словами, всœей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Я. Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта͵ б) психического контакта (по Я. Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Я. Щепаньский, 1969). Хотя всœе сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым (В.Н. Панферов, 1989).

В основе организации социума лежит общение. Это особый процесс, который помогает решать бытовые, деловые и научные задачи, определенное взаимовлияние индивидов, которое именуют интеракцией. Это понятие является общим для ряда дисциплин (психологии, философии, социологии и др.). В данной статье разберемся в нюансах интеракции и рассмотрим ее виды.

История

В переводе с английского языка термин "интеракция" буквально означает "взаимодействие". Его ввел чикагский ученый, основоположник социального интеракционизма, Джордж Герберт Мид в 1960 году. Согласно авторской концепции, поведение определенного социума рассматривается не как проявление отдельных индивидов, а как сложная групповая активность. Поэтому приверженцев нового психологического направления интересовали способы взаимодействия людей в группе. К таковым были отнесены:

  • обмен мнениями и опытом;
  • создание единой стратегии;
  • достижение взаимопонимания;
  • конфликт, конкуренция ("неэффективная интеракция");
  • рассмотрение ситуации глазами противоположной стороны (собеседника).

В социологии

Идею Дж. Г. Мида подхватил российский социолог Питирим Сорокин. Он определил опорные точки для социальной интеракции:

  1. Для взаимодействия необходимы минимум два человека.
  2. Чтобы чувствовать собеседника (партнера), в ходе общения всему следует уделять внимание (жестам, мимике, действиям).
  3. Мысли, чувства и мнения должны быть в резонансе у всех участников интеракции.

В психологии

В психологии интеракция - это концепция, акцентирующая внимание на взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств. Анализу подвержено то, как выстраиваются межличностные отношения, какие особенности субъекта и линии поведения ведут к согласию или противоречиям в общении.

В отличие от многих других, понятие интеракции пришло в психологию из социологии, а не наоборот. И рассмотрение его, как и в смежной дисциплине, следует начинать с микроуровня - семьи. Именно она является базовой моделью взаимодействия людей, где происходит становление личности ребенка. Данный процесс происходит сквозь призму поведенческих реакций в ответ на деятельность, обмен жестами, мимикой и словами подрастающего индивида, через восприятие его другими членами семьи. Затем человек переходит на другие социальные уровни (друзья, рабочий коллектив, общество в целом), неся с собой уже отработанные модели взаимоотношений, корректируя их и подстраивая под новые обстоятельства.

Структура общения

Психологи выделяют в человеческом общении три компонента: коммуникацию, перцепцию и интеракцию. Безусловно, в реальной беседе, в режиме онлайн, данное разделение совсем не чувствуется, т.к. все составляющие переплетены и реализуются одновременно. Однако в теории психологии каждый компонент имеет свою проблематику, задачи и смысловое разграничение.

  1. Так под коммуникацией понимается информационный обмен, который совершают индивиды. Он обусловлен, как правило, когнитивными (познавательными) потребностями. Коммуникативный элемент является основополагающим, ядром. Поэтому нередко "коммуникация" и "общение" выступают синонимами.
  2. Перцепцией называют восприятие участниками общения друг друга. Явление это довольно глубокое, т.к., помимо эмоционального фактора, включает познание, первичный (поверхностный) анализ слов, жестов, действий партнера при разговоре и формирование ответных реакций.
  3. Третьей стороной является интеракция. В психологии это понятие определяет реализацию совместных действий участников общения, т.е. взаимное влияние друг на друга. Если рассматривать человеческое общение в интерактивном ключе, то подобное взаимодействие можно разграничить на три процесса:
  • интеракция, возникающая в общей деятельности, объединенная общими целями и задачами (трудовая, игровая, познавательная);
  • влияние одного индивида на другого: внушение, убеждение;
  • взаимовлияние сторон.

Нередко под "сторонами" подразумевается не столько отдельная личность, как целые социальные общности. Таким образом, интеракция - это совокупность реакций участников группы друг на друга. Это умение примерить роль другого на себя.

Виды взаимодействий

Существует весьма строгая классификация интеракции. Суть ее заключается в четком разграничении взаимодействия людей по принципу результативности и воздействия. Так совместная социальная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Первая предполагает высокую значимость партнера (друга, коллеги, собеседника и др.) как личности. Здесь происходит продуктивный обмен информацией и опытом, взаимовыгодное сотрудничество. В случае с видом интеракции неэффективной каждый индивид зациклен исключительно на своих желаниях и потребностях без попытки прочувствовать и понять другого. В результате такое взаимодействие ведет к конфликту или конкуренции.

Для реализации социальной интеракции необходимы определенные сигналы, которые установят межличностный контакт. К ним относятся вербальные и невербальные средства. С этой позиции выделяют:

  1. Вербальную (речевую) интеракцию. Силу речевого воздействия может определить тембр голоса, экспрессивность речи, высказывание своего мнения или отношения к ситуации.
  2. Невербальную интеракцию. Она обусловлена проксемикой (системой общения с помощью сигналов, жестов) и включает следующие механизмы:
  • позу партнера (она может говорить о его закрытости-открытости для общения, расслабленности-напряженности);
  • подстройку и синхронность собеседника в жестах и мимике;
  • положение в пространстве (использование минимальной зоны или, напротив, захват территории за счет раскладывания вещей, предметов, документов на общем поле деятельности).

Формы интеракции

Интеракция - это всегда взаимодействие людей в группе. Отношения их могут строиться по разным причинам и принципам. В социальной психологии многократно предпринимались попытки создать более дробную структуру для описания человеческих взаимоотношений, выделить формы интеракции. Самая популярная схема принадлежит американскому психологу Роберту Байлзу. Он объединил действия членов группы с совместной деятельностью в 12 категорий и распределил их по трем осям:

  • дружелюбие и враждебность к другим участникам группы;
  • доминирование и подчинение;
  • включенность в совместную работу и нежелание брать полномочия на себя.

Однако эта схема была подвержена критике. Аргументом выступило акцентирование внимания лишь на формальных критериях интеракции. А это исключает учет содержания групповой деятельности, т.е. то, чем занимаются индивиды.

Среди прочих была представлена классификация по четырем областям. В ней две оси относились к эмоциональной сфере человека (позитивные и негативные эмоции). И две были связаны с постановкой проблем и способами их решения.

Интеракция и манипуляция

Человеческое общение - это взаимовлияние. Но происходит оно не на равных позициях. В любой социальной группе есть доминирующие субъекты. Поэтому в особую группу психологического анализа попадает интеракция с элементами манипуляции.

Скрытое управление происходит против воли человека. Сюда относятся суггестия (внушение), наведение транса. Партнер может быть вовлечен в игру на чувстве вины или страха. Использование в речи лести также относится к манипулятивным техникам.

Заключение

Резюмируя статью, важно тезисно обратить внимание на ключевые моменты:

  • Интеракция - это компонент общения. А, значит, она наравне с перцепцией и коммуникацией выполняет воспитательную, регулирующую и оценивающую функции. Однако коммуникатором могут выступать дорожные знаки, СМИ, социальные сети. А интеракция предполагает непосредственное взаимодействие людей. Она помогает в организации совместной деятельности для достижения поставленных целей. В процессе такого общения человек меняется, растет, обогащается новыми смыслами.
  • Интеракция - это многостороннее явление, которое может привести либо к кооперации (партнерству), либо к конфликту. Все будет зависеть от используемых средств и сигналов, поведенческих реакций индивидов, их эмоционального уровня.
  • Буквальным переводом, или синонимом интеракции является взаимодействие, предполагающее совместную (групповую деятельность). Однако в изучении этого направления необходимо учитывать типы отношений между людьми. Они, в свою очередь, диктуют определенные модели или формы интеракции. В психологии это дало толчок для создания нескольких схем. Однако из-за широкой вариативности межличностных связей и индивидуальных особенностей субъектов универсальной до сих пор нет.
  • Сегодня социологические и психологические разработки успешно используются для построения успешного бизнеса, проведения тимбилдингов и различных тренингов по личностному росту.