Декоративно-прикладное искусство. Назначение и виды отделки древесины и древесных материалов Декоративное назначение

25.07.2019

Облицовка (Обшивка ) - слой природного или искусственного строительного материала (дерево, камень, плитка и др.), придающий особый внешний вид, как фасадам зданий, так и внутренним поверхностям конструкции, а также способный служить в качестве защиты от различных негативных влияний. Облицовочный материал изготавливается для внутренних и наружных облицовочных работ.

Облицовочные работы - вид отделочных работ, во время проведения которых, лицевые поверхности конструкций покрываются облицовочными материалами. Облицовочные работы, как и облицовочный материал, разделяются на:

  • Наружные (облицовка фасадов)
  • Внутренние (облицовка поверхностей внутренних помещений: стен, перегородок, полов и т.д.).

В качестве облицовочных материалов для фасада зданий могут выступать:

  • природный камень;
  • искусственный камень;
  • облицовочный кирпич;
  • облицовочные панели;
  • термопанели;
  • плитка под кирпич;
  • декоративные штукатурки;
  • сайдинг;
  • керамосайдинг;
  • профилированный стеновой лист.

Для облицовки поверхностей внутренних помещений часто применяют:

  • плитку , изготовленную из искусственных материалов, таких как керамика, стекло, пластмасса и др.;
  • плитняк , пластины из природного натурального камня различной формы и различной длины;
  • вагонку , изготовленную из пластика, дерева и других материалов;
  • рулонные облицовочные материалы .

По своему назначению облицовки бывают:

  • Защитные облицовки - вид облицовки, предназначенный для защиты поверхности от таких вредных воздействий окружающей среды, как жесткие климатические условия, а также от механических повреждений, воздействие огня и различных химических веществ. Примером может служить декоративный бумажно-слоистый пластик.

  • Акустические облицовки - облицовки, способные поглощать звук. К примеру, специальные акустические сендвич-профили.

  • Санитарно-гигиенические облицовки - облицовки, позволяющие поддерживать чистоту в помещениях, и в случае необходимости, быстро провести их дезинфекцию. Например, гладкая керамическая плитка.

  • Декоративные облицовки - призваны создать в помещении комфорт и уют, а также придать ему индивидуальности, и в целом улучшить внешний вид помещения. Например, рельефная бесшовная плитка.

Следующий необходимый фактор - это правильный выбор облицовочного материала . Почему это так важно.

Во-первых , неправильный выбор облицовочного материала может нанести урон помещению, а возможно жизни или здоровью человека. Если, например, в санузле выложить пол плиткой, которая при попадании на нее воды будет скользить, то жизнь или здоровье человека будет в опасности. Или, если стены отделаны обычным (не влагостойким) гипсокартонном, а поверх наклеены бумажные (подверженные влаге) обои, тогда в результате постоянного воздействия пара обои, да и сама стена, в скором времени придут в негодность.

Во-вторых , неправильный выбор облицовочного материала может затруднить обслуживание помещения или нарушить какие-либо нормы. Например, использование пластиковой вагонки на кухне на стены в области "рабочей зоны", или газовых и электрических приборов, приводит к нарушению санитарно-гигиенических норм и к нарушению пожарной безопасности.

В-третьих , любой облицовочный материал обладает устойчивостью к эксплуатации при определенных условиях и нагрузках.

В-четвертых , правильно выбранный облицовочный материал прослужит намного дольше.



Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта - посуду, одежду, мебель, декорировали их резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда украшал свое жилище наскальными рисунками, но в академической литературе оно выделено только в 50-х годах 19-го века.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное - оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное - касается всех в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское - творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина - это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка - прикладного.

Классификация

Отрасли этого вида искусства классифицируются по:

  • Материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль.
  • Технике выполнения. Применяются самые различные приемы - резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.
  • Функциям - предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка.

Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.

Возникновение

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью.

Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».

История развития

Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение.

Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды, в пределах которых выделяются наиболее яркие шедевры декоративно-прикладного искусства.

Древний мир

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока - Ирана, Индии - пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани - муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси

Народное декоративное испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. Получило развитие ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов.

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия.

Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Назначение и виды штукатурок

Штукатуркой называется отделочный слой на по верхности различных конструктивных элементов зданий, стен, перегородок, перекрытий, колонн и др., выравнивающий эти поверхности или придающий им определенную форму и фактуру. Для отделки поверхностей применяют различные виды штукатурок в зависимости от назначения, материала, из которого выполнены конструктивные элементы, и условий, в которых они будут находиться во время эксплуатации.

Назначение штукатурки

Штукатурка имеет санитарно-техническое, защитно-конструктивное и декоративное назначение. Санитарно-техническое назначение штукатурки заключается в полу чении ровных и гладких поверхностей конструкций здания, подготовленных под окраску и облицовку, для устранения возможности оседания пыли на них и облегчения очистки от загрязнения.

Поверхности бетонных элементов сборных конструкций заводского изготовления с чистой гладкой поверх ностью оштукатуриванию не подлежат. Защитно-конструктивное назначение штукатурки ограждающих и несущих конструкций зданий заключается в защите конструкций от вредных воздействий сырости, повышении сопротивления теплоотдаче, уменьшении звукопроводности, защите от действий химических веществ.

Штукатурка должна удовлетворять климатическим условиям района строительства, противопожарным требованиям, температурно-влажностному режиму помещения (), технологическим требованиям производств, а также защищать строительные конструкции от действия агрессивных сред.

Допустимые отклонения поверхностей по качеству в зависимости от разновидности штукатурки

Отклонения

Допустимые отклонения по качеству штукатурки

простой

улучшенной

высококачественно

Неровности поверхности (обнаруживаются при накладывании пра вила или шаблона длиной 2 м)

Не более трех неровностей глубиной или высотой до 5 мм

Не более двух неровностей до 3 мм

Глубиной или высотой до 2 мм

Отклонение поверхности от верти кали

15 мм на высоту по мещения

2 мм на 1 м высоты, но не более 10 мм на всю высоту помещения

1 мм на 1 м высоты, но не более 5 мм на всю высоту помещения

То же, от горизонтали

15 мм на все помеще ние

2 мм на 1 м длины, но не более 10 мм на всю длину помещения или его часть, ограниченную прогонами, балками и т.п.

1 мм на 1 м длины, но не более 7 мм на всю длину |помещения или его часть, ограниченную прогонами, балками и т.п.

Отклонения лузг, усенков, оконных и дверных откосов, пилястр, столбов и т.п. от вертикали и горизон тали

10 мм на все помеще ние

2 мм на 1 м высоты или длины, но не более 5 мм на весь элемент

1 мм на 1 м высоты или длины, но не более 3 мм на весь элемент

Отклонения радиуса криволиней ных поверхностей от проектной величины (проверяют лекалом)

10 мм

7 мм

5 мм

Отклонение ширины оштукатурен ного откоса отпроектной

Не проверяются

3 мм

2 мм

1 Отклонение тяг от прямой линии в пределах между углами пересече ния тяг и раскреповок

6 мм

3 мм

2 мм

Требования необходимой строительной готовности к производству штукатурных работ внутри зданий

Для осуществления правильной технологии и органи зации производства отделочных работ (они начинаются со штукатурных работ), обеспечения нормальных условий, в которых будут выполняться штукатурные работы, строительная готовность объекта должнаотвечать определенным требованиям, перечисленным ниже.

Должны быть закончены следующие работы:

Устройство всех видов оснований под чистые полы;

Установка перегородок с заделкой щелей по периметру;

Установка оконных и дверных блоков с заделкой зазоров за коробками;

- установка встроенных шкафов и подоконников, ошту катуривание ниш стен за приборами отопления и борозд для скрытой проводки отопления, оштукатуривание за трубами и ниш электрощитков;

Установка конструкций и каркасов для натягивания металлической сетки в необходимых местах;

Заделка всех временных отверстий в стенах, перегородках в перекрытиях;

Установка вентиляционных коробов, прочистка вентиляционных каналов;

Установка шкафчиков электроосветительных и слабо точных устройств;

Основные санитарно-технические работы (монтаж и опрессовка систем отопления, водопровода, канализации и газопровода);

Прокладка скрытой электропроводки для силовых, осветительных и слабых токов;

Установка лестничных ограждений;

Установка стояков электрооборудования (электроосвещения, телефонизации, радиофикации, телевидения);

Очистка помещений от строительного мусора.

Деревянные рубленые брусчатые стены допускается оштукатуривать не ранее чем через 1 год после возведения здания (после окончания осадки конструкции). Деревянные каркасные и щитовые стены, собранные из стандартных деталей и установленные на жесткое основание, допускается оштукатуривать вслед за окончанием сборки здания.

Требования к поверхностям, подлежащим оштукатуриванию

Во избежание дополнительного намета штукатурки отклонения поверхностей конструкций из кирпича, бетона, сборного железобетона и дерева не должны превышать указанных ниже допускаемых величин.

Отклонения поверхностей и углов кладки стен и столбов от вертикали:

На один этаж - не более 10 мм;

На все здание - не более 30 мм.

Неровности вертикальной поверхности кладки, обна руживаемые при накладывании рейки длиной 2 м

Для стен - 10 мм;

Для столбов - 5 мм.

Отклонения плоскостей панелей стен и перегородок от вертикали (в верхнем сечении) для сборных железобетонных конструкций ±5 мм.

Отклонения деревянных стен и перегородок от вертикали на этаж:

Каркасных домов - 10 мм;

Щитовых домов - 5 мм.

На поверхностях железобетонных конструкций должны быть срезаны и очищены бугры и наплывы.

Дополнительные требования при производстве работ в зимнее время

Помещения следует отапливать, температура в них не должна быть ниже 10°С, а относительная влажность не выше 70%. Температуру внутри здания измеряют около наружных стен на высоте 0,5 м от пола. Входные тамбуры должны быть утеплены, все проемы, и отверстия в неотап ливаемую часть здания заделаны.

Влажность кирпичных или каменных стен не должна превышать 8% (степень влажности определяют лаборатор ным путем).

При оштукатуривании каменных и кирпичных стен, сложенных способом замораживания, до начала штукатур ных работ их оттаивают со стороны штукатурного намета на глубину не менее половины толщины стены.



Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик , Ваза , Веер , Вышивка , Гобелен , Игрушка , Инкрустация , Интарсия , Керамика , Ковёр , Ковка , Кружево , Лаки , Майолика , Маркетри , Мебель , Набойка , Насечка , Резьба , Роспись декоративная , Стекло , Терракота , Тиснение , Ткани , Фарфор , Фаянс , Филигрань , Хрусталь , Чеканка , Чернь , Шпалера , Эмали , Ювелирное искусство .










Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L"art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell"arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

декорати́вно-прикладно́е иску́сство

Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством .


В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью .


Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нём важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твёрдость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.


В украшениях широко применяются различные орнаменты . Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли её. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчёркивает его выпуклость.


Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов . В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна .

Для правильного выбора материала для отделки стен важно знать, какие виды штукатурки существуют, их принципиальные отличия и ориентировочную стоимость. Вместе с экспертами заполняем все пробелы в этой теме.


Фото 1 - Декоративная штукатурка Istinto от HAGERI

Типы штукатурки

Различают фактурные (структурные) и обмазочные отделки, т.е. обычная штукатурка и облицовочная чистовая − материалы разные. Толстослойная обмазочная − базовая, она используется для выравнивания стен под кафель, под плитку или окраску. Обмазочная отделка − это основа, подготовительный слой, который не является финишным покрытием стены.

Структурной можно декорировать поверхность, заодно и неровная стена станет по вертикали. Этот тип материала считается финишным покрытием.


Фото 2 - Декоративное покрытие итальянского производства, штукатурка INTONANTICO

Фактурные отделки одинаково хороши как для внутренних работ (отделка стен, потолочная и отделка конструктивных элементов интерьера), так и для наружных работ (фактурная уличная отделка для фасадов зданий − материал эстетически привлекательный и ударопрочный).

Смеси разделяют по видам связующего вещества, по структуре самого покрытия, по области применения, способу нанесения.

ВАЖНО! При покупке ориентируйтесь на материалы средней ценовой категории известных брендов. Перед покупкой дорогой отделки лучше заранее проконсультироваться у специалиста (венецианка стоит недешево − цена финишной смеси ИМПЕРИАЛЕ составляет от 8400 руб/4 кг, при расходе смеси − 0,20 кг/м²).


Фото 3 - Венецианская штукатурка Империале (Imperiale) Clavel
Фото 4 - Венецианская штукатурка в интерьере ванной комнаты от AR-1 | architecture & design

Типы штукатурок по структуре

  • фигурная короед (Reibeputs) − 3966 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • шуба (Rollputz) − 5104 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • барашек (Kratzputs) − 4524 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • штукатурная краска (Streichputs) − 4478 руб/25 кг (FEIDAL) .

Фактурность покрытия зависит от размера и формы зернистого наполнителя, используемого в работе инструмента, а также технологических приемов нанесения материала.


Фото 5 - Наружная отделка ресторана штукатуркой короед от РемОтделка

Назначение и виды штукатурок по виду связующего вещества

Минеральная на основе цемента

Это сухая смесь, для нанесения которой необходимо разведение с водой. Этот тип применяется практически по всем минеральным основаниям поверхностей.

Отличительная черта: она паропроницаемая и негорючая. Цементная отделка − рациональный выбор материала для наружного утеплителя.

Среди штукатурок на основе цемента можно выделить подвиды:

  1. цементно-известковая (натуральная цементно-известковая выравнивающая ОСНОВИТ СТАРТВЭЛЛ-21 , цена 335 руб/25 кг; выравнивающая цементно-известковая Polimin ШВ 1 , цена 207 руб/25 кг);
  2. цементно-песчаная (наружная цементная водонепроницаемая для предварительного выравнивания стен и потолков Вебер Ветонит ТТ , цена 514 руб/25 кг);
  3. гипсовая отделка − самая легкая (экологическая универсальная КНАУФ Rotband , цена 523 руб/30 кг).

Фото 6 - Штукатурка Старатели цементно-песчаная универсальная

Среди гипсовых распространенный подвид − отделка стартовая (черновая), использовать которую можно при работе с прочными и твердыми основаниями в помещениях с нормальным уровнем влажности, а также в кухнях и ванных для подготовки поверхности к дальнейшей отделке (простая немецкая ХП Старт КНАУФ , цена 312 руб/25 кг).

ВАЖНО! Несмотря на высокую степень водонепроницаемости, во влажных помещениях показана специальная санирующая отделка Ceresit CR 62 WTA − гидрофобная смесь, цена 2310 руб/25 кг.

Акриловая на основе акриловых смол (полимерная)

Это готовая смесь, для нанесения которой не требуется затворения благодаря начальному водно-дисперсионного состава смеси. Её можно наносить на все виды минеральных оснований, а также на старые дисперсионные покрытия. Она уступает минеральному по показателям паропроницаемости, но по климатической устойчивости лучше.

Фото 7 - FRANCESCO SILOXAN (Франческо силоксан) - фасадная штукатурка «Короед»

Ceresit CT 64/2 (Церезит CT 64) — зернистая акриловая текстурная отделка «короед», цена 2321 руб/25 кг или Kreisel ACRYLPUTZ/2 (Крайзель Акрилпутц) — интерьерная акриловая «камешковая», цена 2526 руб/25 кг, или защитно-отделочная Dune (Дюна) от Clavel − негорючая отделка без запаха.

Силикатная с основой на жидком калийном стекле

Этот состав продается в готовом виде. Смесь с жидким стеклом, помимо минеральных оснований, может быть нанесена на силикатные покрытия. Этот тип отличает высокая паропроницаемость.

Цветовая гамма скромнее, чем у акриловых, и материал стоит на порядок дороже полимерных смесей. Силикатные типы можно наносить исключительно поверх силикатных грунтовок.

ВАЖНО! Перекрашивать и ремонтировать такие покрытия можно только силиконовыми или силикатными материалами. По западным стандартам такие материалы очень токсичные.


Фото 8 - Защитно-отделочная штукатурка Dune (Дюна) от Clavel

Силиконовая с основой на силиконовых смолах

Это готовая финишная отделка. Наносить ее можно на все виды минеральных оснований, а также на старые дисперсионные покрытия; показатели паропроницаемости и водо-, грязеотталкивающие свойства материала очень высокие, из всех выше перечисленных этот материал − самый долговечный.

Существенный, но вполне ожидаемый недостаток — высокая цена.

Моделирующая силиконовая отделка «барашек» 4986 руб/30 кг или CAPAROL Amphisilan-Fassadenputz K 20 силиконовая «камешковая» — 6662 руб/25 кг.


Фото 9 - Силиконовая штукатурка Quick-mix SXK

Виды штукатурки по способу нанесения

Для ручного нанесения

Отделка вручную: на поверхность стен сначала наносят маячную смесь, в неё вдавливают маяки и в промежутках между рейками накидывают основной состав, выравнивают правилом, затирают и шлифуют.

ВОЛМА-Слой для ручного нанесения, цена 517 руб/30 кг.


Фото 10 - Отделка стен в кантри интерьере от Higgins Architects

Машинная

Это специальные виды, предназначенные для нанесения раствора машинным способом (в несколько слоев при толстослойном выравнивании стен: первичное напыление, затем − основной состав).

Машинный метод удобный для работ с большими площадями либо когда скорость работы имеет первоочередное значение.

Такие материалы идут с маркировкой «МН». Машинная штукатурка − это высококачественная смесь, т.е. в результате работы бригады заказчик получает идеально ровную поверхность.

ВАЖНО! Монолитная отделка, выполненная таким способом, не трескается. Машинная штукатурка − это не только настенная отделка, но и потолочная (максимальный слой 15 мм).

ВОЛМА-Слой МН , цена 369 руб/30 кг.

Виды декоративной штукатурки


Фото 11 - Интерьер спальни в стиле фьюжн от Жени Ждановой

Декоративная отделка — самое дорогое звено во всей серии. Декоративные структурные отделки могут имитировать практически любую поверхность, сохраняя при этом важные физические свойства. Декоративная отделка − это дышащая влагостойкая штукатурка, зачастую моющаяся и ударопрочная.

К декоративным относят три типа:

  1. рельефная;
  2. венецианская;
  3. гладкая.
  • Рельефная отделка

Это долговечный материал, наносить который можно на любые поверхности, и при этом стеновая поверхность практически не требует предварительной подготовки.


Фото 12 - Очень стильно выглядит рельефная штукатурка в бороздками в интерьере от Design Direction

Из-за разницы в размере гранул и зерен, входящих в состав рельефной отделки, можно создавать любые поверхности:

  • грубая отделка под мазанку (Bousillage Rustique от Clavel , рустованная под старину, имитирующая саман, цена 5297 руб/7 кг);
  • под кожу крокодила (Safari от Clavel , цена 9029 руб/5 кг);
  • имитация камня (Riviera от Clavel с фиброволокнами, цена 8321 руб/25 кг или Травертино − имитирующая травертин, цена 10474 руб/25 кг);
  • пластичная (Provence Antique от Clavel , цена 14850 руб/25 кг, к слову, может имитировать практически любую поверхность − и мелкий дождик, и лепестки роз).

Фото 13 - Декоративная штукатурка Safari от Clavel
Фото 14 - Декоративная штукатурка с эффектом натуральной кожи рептилий от Eric Roseff Designs

Искусственная поверхность при правильной технологии нанесения будет практически неотличима от натуральной: неважно, будет это кора дерева или благородный мрамор.

ВАЖНО! Венецианка − водоотталкивающая отделка, так что влажная уборка не навредит дорогостоящему покрытию.

Венецианская штукатурка

− сложный в работе дорогостоящий отделочный материал, создающий уникальные поверхности. Вся прелесть венецианки в оптическом эффекте, создаваемом благодаря отливу света в слоях отделки.