Что же такое натуральные материалы? Поделки из природных материалов своими руками: интересное, веселое и полезное увлечение для детей и взрослых

26.02.2019

Поделки и украшения из натуральных материалов – ярчайший тренд последних лет. Многие рукодельницы также осваивают новые техники – поделки из дерева, камней или сухофруктов. Об использовании сушеных апельсинов для декора читайте в нашей статье.

Декор из натуральных материалов (дерева, шишек, сушеных фруктов) – это красиво, экологично и очень стильно. Одним словом – настоящий тренд. Если вы тоже хотите научиться делать такой декор – наш мастер класс о том, как засушить апельсины для декора – для вас.

Кресло-качалка – почти синоним уютного отдыха и комфорта. Что может быть лучше, чем отдыхать в таком кресле под мерный шум дождя за окном или треск горящих в камине поленьев? В нашей статье мы расскажем, как сделать кресло-качалку своими руками.

Создание поделок из лозы – очень старое ремесло, не утратившее своей актуальности и сегодня. Всем, кто хочет приобщиться к этому непростому делу, пригодится наша статья. В ней мы рассмотрим основные приемы лозоплетения на примере создания короба из лозы.

Плетение из лозы существует уже не одну сотню лет. За это время люди научились делать из гибких прутьев самые разные вещи – от шкатулок и корзинок до мебели. Сделанные своими руками вещи из лозы экологичны, долговечны и очень красивы. Однако лозоплетение – дело не из простых и требует наличия определенных навыков. О том, как сплести корзину из лозы своими руками, читайте в нашей статье.

Походы в лес за грибами и ягодами – эти приятные воспоминания из детства остаются на всю жизнь. Особенно, если малышам позволяют участвовать в сборе и для этого дают собственную маленькую корзинку. Не знаете, где такую взять? Сплетите ее из лозы. О том, как это сделать, расскажет наш мастер класс.

Чего только не делают умельцы из гибкой ивовой лозы – от корзин до мебели. Однако нелегкому процессу лозоплетения предшествует не менее важный процесс заготовки материала. Не зная основных ее правил, надеяться на хороший результат своего труда не стоит. Подробнее о заготовке ивовой лозы читайте в нашей статье.

Искусство карвинга – фигурного вырезания из овощей и фруктов – позволяет своими руками создавать настоящие шедевры. Будьте уверены, что даже обычный арбуз, украшенный таким изысканным способом, приведет ваших гостей в восторг. Подробнее о карвинге из овощей и фруктов читайте в статье.

Техника скелетирования листьев совсем не сложная, хоть и требует аккуратности и достаточного количества времени. Поделки из таких листьев получаются невероятно красивыми. Подробнее об этой технике мы расскажем в нашей статье и покажем, как можно применить такие листики в декоре.

Дети очень любят собирать желуди, а вот где их потом применить - догадываются немногие. Мы научим вас как сделать из желудей красивое деревце. Такой топиарий несомненно украсит ваш дом, придав ему осеннее настроение, или же станет оригинальным подарком близким на какой-нибудь праздник.

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворенными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия, матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу.

Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки. Природа учит, воспитывает. Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом".

Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки, широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.

При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.

Хранение природного материала не представляет трудности технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал "навалом". Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.

Инструменты и приспособления

Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом. Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом

Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе. Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке.

Поделки из корней и веток

Корни деревьев и кустарников - прекрасный поделочный материал. Практически нет такого корня, из которого нельзя было бы сделать какую-либо поделку. Для этого надо лишь внимательно присмотреться, повертеть корень в руках, представить будущую поделку. Точные методические рекомендации по изготовлению поделок из корней дать невозможно, это работа творческая, сугубо индивидуальная и зависит непосредственно от имеющегося материала.

А вот общие советы дать можно. Основной из них хотелось бы определить так: всматривайтесь, ищите - и найдете. Если же говорить конкретно, то прежде всего не следует брать громоздкие корни - их трудно обрабатывать. Для будущей поделки надо срезать небольшие корешки со сложными изгибами, различными выпуклостями и переплетениями, даже если вы там пока ничего не видите. В будущем они обязательно пригодятся во время практической работы. Собранные корешки необходимо отряхнуть от земли, промыть в воде, обрезать длинные хлысты и хорошо высушить.

Бывают корни, где явно виден какой-либо зверек или фантастическое чудовище. С таким материалом работать легко. Но есть корни, где требуется образно представить будущую поделку. К такому материалу следует "приложить руки", т. е. что-то обрезать, убрать, кое-что дополнить. И наконец, встречаются корни, где видны лишь отдельные детали, части представляемой поделки. В таких случаях приходится из нескольких корней составлять одну поделку. Увлекаться этим способом не следует, так как материал теряет свое естество, тем самым утрачивая свою оригинальность.

Из веток деревьев, так же как и из корней, можно сделать большое количество разнообразных поделок. Необходимо помнить, что нельзя ломать ветки растущих деревьев. Материал подбирают обычно в местах обрезки уже со спиленных деревьев. Для работы нужны небольшие, с многими отростками ветки. Принцип изготовления игрушек такой же, как и из корней.

При изготовлении игрушек из объемного природного материала - шишек, желудей, каштанов - отдельные детали делают из веток: чаще всего это руки и ноги различных игрушек. Ветки обладают удивительным строением, способным передать поделку практически в любой позе: бегущей, сидящей, с поднятыми руками и т. д. И все эти детали можно сделать из одной небольшой веточки. Локтевой и коленной частями служит место развилки веток, а длина отрезается пропорционально величине поделки.

В практике внеклассных занятий находит место объемный природный материал - шишки, каштаны, желуди. Он удобен тем, что его форма позволяет передать подобие различных существ. Однако, несмотря на его изобилие, используется он недостаточно. Это объясняется рядом причин: сложностью обработки, недостатком опыта, трудностью соединения деталей и т. д. Отдельные детали из древесины, веток, шишек рекомендуется соединять на столярном клее. Правда, приготовить его сложно, необходимы клееварка, электроплитка, розетка, электропроводка. Казеиновый клей подготовить проще, но он долго затвердевает - до 12 ч. Качественное соединение деталей получают быстросхватывающими клеями: БФ-2, БФ-6, БФ-88, "Феникс", "Марс", ПВА. В I классе соединение деталей из природного материала целесообразнее производить при помощи пластилина.

Эффективность любого занятия определяется его результативностью, т. е. учащиеся должны практически на каждом занятии сделать какую-либо поделку. Безрезультатный труд вызывает нежелание, а потом и отвращение к занятиям. Поэтому необходимо находить те материалы, которые смогут обработать учащиеся конкретной возрастной группы.

Обработка шишек для младших школьников представляет определенную трудность. Такие операции, как отпиливание, сверление, прокалывание отверстий шилом, должны выполняться с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности. Обрабатывать шишки надо всегда на подкладной доске, а не в руках; режущий и колющий инструмент в любом случае должен быть направлен в сторону от себя; сверлить, прокалывать отверстия необходимо в специальном зажимном приспособлении или в тисках. Необходимо помнить, что сухие шишки - материал очень хрупкий, детям в них трудно проколоть отверстие шилом, особенно первоклассникам, поэтому по возможности этих операций следует избегать. Непросто и пилить шишки: чтобы уменьшить ее размеры, лучше использовать небольшой секатор для обрезки садовых деревьев и кустарников. Если есть возможность, клей заменяют пластилином.

Этот материал широко распространен почти по всей территории нашей страны, сбор и хранение его не представляют трудности. Лучшее сырье для обработки - сырые, только что собранные желуди. Со временем они высыхают, оболочка становится хрупкой, а высохшие семядоли очень крепкими, поэтому работать с ними надо более аккуратно.

Из желудей, используя их природную форму, можно сделать много различных самоделок, а также применять их в качестве дополнительного материала.

Соединение желудей производят на шипах, т.е. небольших палочках, вставленных в отверстия желудей. В свежих, невысохших желудях отверстия делать несложно: их либо сверлят, либо прокалывают шилом с соблюдением необходимых мер предосторожности - рука не должна находиться против колющего инструмента, а желудь должен быть закреплен в зажимном приспособлении на подкладной доске. Если желудь высох, то оболочку прокалывают очень осторожно, в отверстие заливают клей и потом производят сборку. В сухой семядоле отверстие необходимо просверлить.

Богатыми поделочными свойствами обладают семена декоративных каштанов. Собирать их лучше всего после опадания с деревьев. Они мягкие, хорошо обрабатываются, прокалываются шилом. С сухими каштанами работать труднее, отверстия в них надо сверлить. Срок хранения каштанов практически не ограничен. Не следует держать их в сыром месте - они покрываются плесенью и в очень сухом - они становятся крепкими как камень. Сильно высохшие плоды можно положить на несколько часов в воду, они станут мягче, после чего их легче обрабатывать.

Соединяют каштаны так же, как и желуди.

Простые по исполнению, но оригинальные по форме игрушки можно сделать из кукурузных початков без семян. Обработка початков не требует особых усилий и специальных инструментов.

Из одного початка можно сделать несколько интересных поделок. Для этого початок разрезают на части. Если початок сырой, он легко режется перочинным ножом. Сухой початок лучше обрабатывать маленькой пилочкой или лобзиком. Отдельные части соединяют клеем или тонкими палочками, вставленными в отверстия, сделанные шилом. Мелкие детали: нос, глаза и т. п. - рисуют или делают способом аппликации.

Семена деревьев - клена, ясеня - имеют красивую внешнюю форму, что позволяет использовать их для оригинальных поделок.

Сбор семян производят, когда они еще не совсем высохли - засохшие семена скручиваются, обесцвечиваются, теряют форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Через 2-3 дня семена высохнут. Их аккуратно складывают в коробочку. Срок хранения сухих семян неограничен.

Аппликация из семян клена специфична. Дело в том, что в рисунке необходимо сохранить естественную форму семени, поэтому традиционная поэтапность - от эскиза до поделки - здесь менее приемлема. Работа с кленовыми семенами требует большей фантазии, творчества, выдумки. Отсюда и особенность подхода к работе. Вначале намечают, что будут делать, потом семена раскладывают на листе бумаги и, передвигая их, находят наиболее выразительный вариант аппликации. Необходимо помнить, что незначительное передвижение семян изменяет позу, выражение, динамику передаваемого образа. Поэтому, используя один и тот же образец, каждый может найти свое оригинальное решение.

Когда найден наиболее понравившийся композиционный вариант, начинают приклеивать семена. Так как семена клена крупные, то можно смазывать клеем не основу, а сами семена. Для мелких деталей используют дополнительный материал.

Для работы используют обыкновенный песок. Оригинальные, простые по исполнению изделия применяют в качестве выставочных поделок, для оформления рабочей комнаты. Вначале подготавливают рисунок, переносят его на основу - плотную бумагу, картон или окрашенную фанеру. Затем фрагменты, если рисунок маленький, полностью смазывают клеем ПВА и насыпают сухой, без камешков и других сорных примесей песок.

Когда клей подсохнет, песок стряхивают. Так до окончания работы. Отделку производят цветными карандашами или фломастерами.

При обработке древесины остается много опилок. Их обычно выбрасывают, хотя это хороший поделочный материал. Опилки просеивают через сито, чтобы не было крупной щепы, и окрашивают в нужные цвета. Делают это так: в баночках разводят гуашевые краски, засыпают в них опилки и размешивают палочкой, чтобы хорошо впиталась краска. Когда получен желаемый цвет, опилки высыпают на газету и просушивают.

Мозаику можно выполнять на цветном картоне, фанере, бархатной, рисовальной и другой плотной бумаге. На основу переносят рисунок и небольшие участки его смазывают клеем. На это место насыпают опилки того цвета, какой требуется в рисунке. Когда клей немного подсохнет, остатки опилок стряхивают. Процесс повторяют до завершения работы. Мелкие детали дорисовывают.

Красивые, оригинальные работы получаются из неокрашенных опилок с незначительной подкраской отдельных частей фломастером по готовой мозаике.

Увлекательный и доступный вид работы для младших школьников - аппликация из различных материалов, в том числе и птичьих перьев. Заготовка материала производится заблаговременно, хранение не представляет трудности. Перед началом занятия очень важно обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций.

Хотя процесс работы прост, он требует аккуратности. Прежде всего намечают об,ъект работы: лучше, если это будут птицы и животные, так как сам материал позволяет выразить их натуральность. Выбранный рисунок переводят на картон или плотную Цветную бумагу. Необходимо помнить, что полностью передать анатомические особенности нельзя, главным ориентиром должны служить условность, обобщенность, выражение наиболее характерного, поэтому отклонение от рисунка не только возможно, но иногда и необходимо.

Если перья очень большие, то можно жесткие концы отрезать ножницами, а сами перья разорвать вдоль черенка. Использовать можно как чисто белые, так и цветные перья. Натуральная расцветка позволяет передать природную окраску выбранного объекта. Когда все готово к работе, приступают к выполнению аппликации. Небольшими мазками наносят на рисунок клей (лучше всего клей ПВА) и накладывают на него предварительно отобранные перья. Смазывать весь рисунок не следует, так как клей быстро высыхает. Делать аппликации надо внакладку - каждое следующее перо должно перекрывать пушистой частью предыдущее. От этого зависит качество работы. Приклеивают перо не полностью пушистая часть придает изделию объемность и скрывает места приклеивания.

Заключительный этап - аппликация мелких частей: носа, глаз, клюва. Здесь можно использовать цветную бумагу, небольшие пуговицы, бусинки и т. п.

Безграничен творческий простор детей в этом виде трудовой деятельности. Начинать аппликационные работы из листьев можно с дошкольного возраста, так как аппликации из листьев просты в изготовлении и в то же время оригинальны, броски, привлекательны.

Собирать можно только опавшие листья. Лучшее время для сбора - конец лета, начало осени, когда листья приобретают сложную цветовую палитру. Не следует брать слишком большие листья, для работы лучше подойдут маленькие и средних размеров. Собирать листья надо под разными деревьями и кустарниками. Для аппликаций используют листья различных трав. Зимой каждая былинка пригодится.

Для сбора листьев не обязательно организовывать длительные походы и экскурсии. Необходимый материал можно найти возле школы, дома, в котором живут дети. Природа щедра, но необходимо предупредить детей и следить за тем, чтобы они не обламывали ветки, если на них встретят красивый лиственный букет. Если листья собирают в лесу, то к сбору, особенно листьев трав, следует относиться не менее осторожно. Категорически запрещено вырывать цветы и травы с корнем: этим можно нанести невосполнимый ущерб природе.

Собранные листья сортируют по видам и раскладывают между газетными листами для просушки. Чтобы листья не коробились сверху кладут груз. Через 5-10 ч газетные листы заменяют сухими. Высушенные, рассортированные листья хранят в папке. Аппликацию из листьев выполняют на белом или цветном фоне. Для основы берут тонкий картон или плотную бумагу. Природная форма, цвет, оттенки листа позволяют передать самые различные предметы, объекты - птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения.

При аппликации обычно стремятся сохранить естественную форму листа, но иногда приходится вырезать из листьев отдельные детали. Увлекаться этим способом не следует, так как при этом теряется привлекательность и оригинальность поделки, появляется отталкивающий налет искусственности.

Начинать аппликационные работы из листьев желательно с простых форм или отдельных предметов, постепенно с приобретением навыков работы, усложняя композицию и количество предметов.

Перед началом работы делают несколько набросков карандашом на отдельном листе бумаги с учетом имеющегося материала. В самой же аппликации непременно будут изменения, поэтому, используя предварительный рисунок, способом композиционного расположения находят наиболее оптимальный вариант передачи выразительности рисунка. Только после этого приклеивают листья, смазывая их очень тонким слоем или каплями в нескольких местах.

Как поделочный материал солому используют давно. Из нее делают различные полезные вещи: головные уборы, бытовые предметы, игрушки, украшения, инкрустацию, аппликации.

Солома - это стебель злаковых растений, полый внутри, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей.

Для аппликации используют солому хлебных злаков - ржи, пшеницы, овса, ячменя; дикорастущих растений - мятлика, тимофеевки и др.

Заготовку производят после созревания растений, когда солома приобретает золотистый оттенок. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам - так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы непригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты. Лучше использовать свежую, ровную, не смятую комбайном, неподгнившую солому. Собирают такую солому вручную на пришкольном участке или на обочинах полей.

Для работы солому необходимо подготовить - из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5-2 ч в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок.

Глядя на готовые поделки, кажется, что аппликация из соломки - трудный вид работы. Это не совсем так. Действительно, качество некоторых работ иногда оставляет желать лучшего, но это зависит не от плохих способностей детей, а от неверной технологии исполнения аппликации. Наиболее распространенная ошибка заключается в том, что аппликацию выполняют непосредственно на основе, подгоняя каждую соломинку, что практически сделать очень трудно.

Технология наклейки соломенных полос - важнейший этап работы. Вначале намечают объект поделки, т. е. создают эскиз аппликации. При этом учитывают различные свойства и специфику материала. Аппликацию можно сделать объемной, используя для этого соломку, окрашенную в различные цвета анилиновыми красителями. Цветовые оттенки можно показать, накладывая соломенные ленты в различных направлениях. Когда подготовлен эскиз, его фрагментами (большими частями) с учетом направления полос переносят на тонкую, но достаточно прочную, просвечивающуюся бумагу. Для аппликации используют клей, дающий эластичную пленку, наилучший из них - ПВА. Столярный и казеиновый клей после высыхания образует жесткую, ломкую пленку, что приводит к браку в работе. Совсем непригоден канцелярский клей, который со временем разлагается и портит изделия.

Клеем смазывают бумагу, на которую затем накладывают полоски соломки в направлении, предусмотренном эскизом. Полоски тщательно подгоняют, чтобы между ними не было просветов. Концы полосок должны выходить за контурные линии. Так подготавливают все фрагменты рисунка. Потом поворачивают заготовку на изнаночную сторону и по контурной линии обрезают ножницами лишнюю бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными.

Для основы берут темный фон. Хорошо контрастирует соломка с черной бархатной бумагой, однако можно взять и другой цвет. В качестве основы используют также ткань, натянутую на подрамнике или листе фанеры.

Подготовленные фрагменты кладут на основу, находят наиболее удачное композиционное расположение и приклеивают. Потом производят отделку: выжигают некоторые части. К готовой поделке с изнаночной стороны приклеивают петельку для подвешивания.

Это простая по исполнению, но красивая игрушка. Для работы используют стебли различных злаковых растений. Из заготовленной заранее соломки отрезают стебли для головы длиной примерно 40-45 мм (а), складывают их в пучок и, отступив от краев 8-10 мм, связывают ниткой или тонкой проволокой. Для туловища режут заготовки длиной 110-120 мм (рис. б).

Потом из веточек нарезают четыре детали для ног и один для шеи (рис. в, г). Концы веточек обрабатывают на конус, чтобы они легко прокалывали соломку, и соединяют детали. Готовую поделку раскрашивают фломастером. Ушки делают из бумаги (рис. д).

От стебля отрывают лист вместе с черешком - он будет служить мачтой. Со стороны черешка, отступив несколько сантиметров, лист сгибают так, чтобы черешок находился почти перпендикулярно к листу. Со стороны сгиба, разделив лист на три части, делают два разрыва, крайние части соединяют, вводя одну часть в щель другой, среднюю оставляя свободной (рис. а, б, в). Потом, отступив от мачты также несколько сантиметров, производят аналогичную операцию с другим концом листа. В длинном, оставшемся конце осторожно делают разрывы и проводят в них мачту. Получается лодочка с парусом. Остаток листа отрывают. Лодочка хорошо плавает, когда нет волн (рис. г).

Различные оригинальные поделки можно выполнить из морских и речных ракушек. Творческий простор здесь не ограничен. Сбор ракушек производят заблаговременно, хранение не представляет трудности.

Для туловища, головы и других частей подбирают симметричные пары ракушек, складывают их вместе и склеивают. Если ракушки плохо подходят друг к другу, то их обрабатывают на наждачном камне, чтобы уменьшить зазор между ними. Соединяют детали быстросохнущими клеями: БФ, "Марс", "Феникс", суперцемент, "Момент-1", ПВА и др.

Такие поделки используют в Качестве сувенира, подарка на праздник, в день рождения.

Хорошие игрушки можно сделать на фанерной основе, окрашенной в разные цвет.

Природа каждый год совершенно бесплатно дарит нам множество природных материалов, пригодных для творчества. Процесс создания своими руками развивает художественный вкус, мышление, память ребенка, воспитывает усидчивость. Но самое главное – можно весело и с пользой проводить время вместе с друзьями, радуя поделками себя и других.

Подготовка природных материалов для их дальнейшего использования

Природа – лучший художник, она создает такие природные материалы, которые в умелых руках превращаются в произведения искусства!



Растительные материалы

Каштаны

Плоды каштана имеют ярко-коричневую окраску и блестящую поверхность, поэтому из них получаются отличные поделки из природного материала своими руками. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Каштаны — благодатный материал для работы с самими маленькими детками. Можно сделать много различных куколок, .


Хранить лучше в прохладном месте в коробках.

Желуди

Плоды дуба созревают осенью, в сентябре-октябре. собирают различной формы и величины.

Одновременно собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень часто используют отдельно от желудя, как самостоятельный природный материал для различных поделок.

Плюски от желудей и шарики, сваляные из шерсти

Как свалять ровные шарики из шерсти смотрите в видео Ольга Скибиной :

Плюски от желудей и рождественские бубенчики

Хранить их можно очень долго, предварительно хорошенько вымыв и высушив. Но зачем просто так хранить камни, когда с ними можно весело играть всей семьей?)

Еще один способ нанесения изображения на речные или морские камни смотрите в видео от You Can Do It Craft . Вы будете удивлены, как это просто!

Ракушки

Собирать ракушки можно на берегах рек, морей, озер во время отдыха вместе с детьми. Многие их них оригинальны по внешнему виду, по форме – овальные, в виде гребешка, вытянутые и т. п.

Прокипятите их несколько минут для освобождения от живых организмов. Ракушки моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего сушатся, сортируются по видам и размеру. Хранятся при любой температуре.

Также очистить ракушки можно в растворе белизны и воды из расчета 1:1. Верхний слой через некоторое время исчезнет, и ракушка остается с красивым блестящим верхом.

Из больших ракушек делаются фигурки животных.

Из маленьких ракушек получаются прекрасные аппликации, гирлянды:

Ракушки можно использовать не только в качестве основного материала, но и как дополнительный декор (крылья у птиц, уши у собачки, лепестки цветка и т. п.)

Песок

Очень доступный материал, который можно собрать в любой песочнице. Он различается по структуре. Перед работой его нужно хорошо промыть и высушить. А затем можно использовать в качестве декора в своих работах:

Правила хранения природных материалов

Поделки из природного материала своими руками будут безупречны, если после сбора, сушки, предварительной обработки вы должным образом храните эти природные дары. Для этого необходимо придерживаться определенных правил.

  1. Темное, прохладное и хорошо проветриваемое помещение – это лучшее место для хранения природных материалов.
  2. Можно купить пластиковые контейнеры для хранения каждого вида материалов; использовать картонные коробки из-под обуви, чая, конфет; взять обычные стеклянные банки с завинчивающейся крышкой. Для семян, как и для бисера, лучше завести контейнер с множеством отделений.
  3. Высушенные цветы хрупкие, легко ломаются, поэтому их помещают в плотную коробку или контейнер. Лепестки хранят отдельно от цветов. Цветы со стеблем можно хранить в вазе.
  4. Подготовленные листья тоже ломкие. Можно хранить их в больших книгах. Также для сохранности разложить их в подписанные коробки из-под конфет, немного прихватить скотчем, чтобы случайно не открылись.
  5. Ракушки помещают в стеклянные банки или пластиковые контейнеры с широким горлышком, чтобы не раскрошились.

Дополнительные инструменты для поделок из природных материалов

Чтобы создать красивую поделку из природных материалов, вам понадобятся дополнительные инструменты и материалы.

Это могут быть:

  • цветная бумага;
  • картон;
  • обрезки кожи;
  • лоскутки ткани;
  • птичьи перья;
  • пенопласт;
  • пластилин;
  • проволока;
  • клей ПВА, «Момент»;
  • гуашь;
  • морилка;
  • лак и т.п.

Бумага очень часто используется как дополнение к природным материалам. Дети, сгибая, приклеивая ее, делают работы гораздо интереснее.

Пластилином скрепляют отдельные части несложных игрушек на первоначальном этапе работы. Он не очень долговечен, но как дополнение часто используется в детском саду и в начальной школе.

Из проволоки чаще всего изготовляют каркас игрушки, соединение ее частей. Медная проволока диаметром 0,29-0,35 мм - мягкая, гибкая и прочная - наиболее удобна. А для каркаса используется проволока большего диаметра - 1-1,5 мм.

Нитки лучше брать толстые, разноцветные (№ 10).

Клей лучше брать белый ПВА, БФ и др. Однако в детском саду лучше пользоваться клеем ПВА.

Также еще используют фольгу, гальку, косточки от вишен, щетинки.

Дополнительный материал лучше хранить в небольшом ящике с ячейками для каждого вида материала.

Использование дополнительного материала зависит от замысла, мастерства детей, степени развития воображения! Предлагайте свои варианты, но больше полагайтесь на детскую интуицию и желание.

Также дополнительно необходимо иметь определенные инструменты для изготовления поделок из природного материала:

  • художественные ножницы;
  • шило;
  • лобзик;
  • пинцет;
  • плоскогубцы и кусачки;
  • швейные иглы;
  • кисточки для клея и красок;
  • хлопчатобумажная тряпочка для вытирания остатков клея.

Ножницы для детей должны быть с тупыми концами, небольшие, с удобными для детской руки кольцами.

Шило нужно взять из прочного материала с длиной ручки около 6 см, диаметром около 2 см, колющая часть – 3,5 см

Иголка нужна крупная швейная. Сохранять ее обязательно в игольнице со вдетой в нее ниткой.

Внимание! Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только взрослый!

Для нанесения контура вырезаемой детали необходим простой карандаш . Например, платьица, шапочки для куклы и т. д. Лучше брать мягкий карандаш (2М).

Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея). Лучше купить беличьи кисточки (№ 4 и 6). Для клея берут кисточки с твердой щетиной.

Стек - инструмент, необходимый для обработки поверхности из глины или пластилина. Длина стека для детей около 12 см. Стеку можно сделать самому из пришедшей в негодность кисточки: закруглить с одной стороны, а с другой заострить.

Поделки из природного материала для детского сада

Малыши очень любят, когда в их руках каштаны и пластилин превращаются в игрушки, с которыми можно играть. Поделки из природного материала для детского сада не очень сложные, поэтому с помощью взрослого справится любой ребенок. Иногда делают из фруктов и овощей, но чаще всего – это аппликации из листьев и животные из шишек и желудей.

Поделки из листьев и кленовых «вертолётиков»

Самое легкая и доступная работа даже для малышей – это аппликация из листьев. Если вы впервые вместе с ребенком делаете композицию, предложите ему картинку, которая будет служить шаблоном. Не спешите все делать сами. Предложите малышу выбрать листочки по желанию, чтобы работа получилась похожей на образец. Так будут развиваться творческие способности вашего ребенка.

Материал для аппликации:

  • разноцветные листья;
  • плотный лист А-4;
  • кисточки для клея;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • шаблон.

Чтобы сделать простую композицию, вам нужны ровные сухие листья. Положите их под пресс или в книгу. Через два дня материал готов. Вырежьте ножницами подходящие детали и разложите их на листе бумаги.

Теперь можно приклеивать. Вначале фон и нижние слои, а затем более мелкие детали. Например, если хотите сделать слона, то вначале сделайте из листьев туловище и голову, а затем приклеивайте хобот, хвост, ноги. Если не хватает глаз, то их можно дорисовать маркером или сделать из семян деревьев.

Не обязательно все делать по шаблону. Можно придумать картинку самим и создать оригинальную композицию из листьев.

Используйте как дополнение цветную бумагу, фломастеры, краски, так ваши аппликации будут еще интереснее.

Наряду с листьями в качестве основы для поделки из природного материала для детского сада идеально подойдут и «вертолётики» с клёна. Только посмотрите на это чудо!

Крылышки фей из семян клёна

Стрекозы из кленовых «вертолетиков»

Теперь вы убедились, какими красивыми и оригинальными могут быть аппликации из листьев. Используйте эти идеи для проведения досуга с детьми.

Простые мастер-классы по созданию детских поделок из желудей и шишек

В конце лета начинают созревать желуди, и из них получаются прекрасные поделки из природного материала для детского сада или школы. Они хорошо сохраняются, и долгими осенними вечерами вместе с детьми можно заняться приятным и полезным делом, развивающим мелкую моторику рук малыша, фантазию и усидчивость.

Самые распространенные поделки из желудей – это зверушки и различные человечки. Из зубочисток, спичек, тоненьких веточек можно легко сделать ножки, ручки, рога и прочие мелкие элементы. Взрослому необходимо помочь детям проткнуть отверстия в желудях.

Для крепления мелких деталей можно использовать клеевой пистолет, клей «Супер Момент», но делать это должны только взрослые. А ребятам безопаснее всего скреплять детали с помощью пластилина.

Мухоморчики из желудей сделать еще проще! Чтобы покрасить желуди, нужно снять с них шляпки, а после высыхания краски приклеить на место.



Желуди очень красивы сами по себе, а если их еще и покрасить акриловыми красками или лаком для ногтей, то такие поделки украсят любой дом.

А еще из покрашенных серебристой краской шляпок можно сделать оригинальное украшение на новогоднюю елочку. Процесс создания такой эко-игрушки достаточно прост: тесно наклеиваем на шар из пенопласта (можно взять старый елочный шар) шапочки от желудей. И засверкала новым .

Мы нашли для вас еще одно видео, где Niki Junior рассказывает, какая чудесная поделка получится из листьев, шишек, веточек и пластиковой бутылки. Посмотрите, узнаете много нового.

Рубрики

Природный материал
в работе с детьми

Природный материал в работе с детьми.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек – хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Все природные материалы можно разделить на две основные группы: растительные и минеральные. К растительным относятся листья деревьев и кустарников, кора, цветы, соломка, шишки, жёлуди, каштаны, цветы и т.п.; к минеральным – песок, ракушки, камушки и т.д.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Но также необходимо на каждом занятии, во время экскурсий напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски бережно относиться к природе - оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с младшими классами и особенности некоторых природных материалов, сбор, хранение и приёмы работы.

Шишки . Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объёмных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных или человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Хвоя. Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки усиков бабочки, юбочки для куклы и т.д. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зелёную хвою.

Орехи . При изготовлении игрушек можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные орехи, кедровые орешки, фисташки.

Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков (например, “Весёлый человечек”), животных (голова петуха, зайца, и т.д.)

Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе месяце вместе со шляпкой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твёрдая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому нежелательно их использование.

Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа (чтобы нож не соскальзывал, его необходимо зажать в маленьких тисках или держать с помощью плоскогубцев). Раскалывать орехи можно только учителю.

Земляные орехи . Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупа у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка и т.д.) Хранить орехи нужно в сухом помещении, т.к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан . Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана модно использовать для изготовления головы или туловища куклы. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.

Жёлуди . Плоды дуба – жёлуди – бывают разной формы и величины. Жёлуди созревают осенью, в сентябре – октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнение к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления игрушек из желудей желательно использовать свежие желуди, т.к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

Также при работе используют такие природные материалы, как кора сосновая, дубовая, берёзовая используется для подставок, при изготовлении задних планов и отдельных игрушек.

Кроме того, используются разнообразные ветки, корки, листья, семена.

Семена . Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких, как: зорянка, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза для животных ил человека.

Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, овощей, например, семена клёна или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыб. Собирать семена лучше осенью.

Листья . Листья являются интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек. Они могут быть разнообразной формы и расцветки. Листья можно использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбы. Из листьев дети делают различные узоры (аппликации). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготавливать. Для этого собранные листья растений кладут между газетными листами и проглаживают тёплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу между листьями следует время от времени менять.

Ветки . Ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т.д. С этой целью лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корки . Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.

Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала следует также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Также можно использовать в работе с детьми такие природные материалы, как мох с целью создания фона, изображения растительности и т.п.

Птичьи перья . Перья могут быть разные – куриные, утиные, голубиные, разного качества и состава. Их применение зависит от фантазии автора. Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки . Ракушки можно собирать различной формы – ракушки-домики, овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т.д. Сбор ракушек - при наличии возможности – производится детьми вместе с учителем во время экскурсий или летнего отдыха детей. Ракушки после сбора моются маленькой щёточкой (можно использовать старую зубную), после чего раскладываются и сушатся. Хранение производится при любой температуре.

Тематика работ из природного материала разнообразна. В силу особенностей развития дети семилетнего возраста не всегда могут найти сюжет для своей работы. Учитель должен помочь, подсказать интересную мысль, посоветовать при выборе материала к данному изделию. Уроки с природными материалами способствуют развитию образных представлений, зрительной памяти, фантазии, помогают вырабатывать первоначальные умения обработки материалов.

На уроках, когда дети получают первоначальные навыки изготовления поделок из природного материала, учителю следует выполнять работу одновременно с детьми. Учащиеся должны следить за действиями учителя и перенимать приёмы и способы первоначальной обработки материалов. После освоения детьми начальных приёмов им можно предоставить возможность самостоятельной деятельности. Дети сами выбирают сувенир и вид материала, с которым они будут работать.

В начале дети выполняют аппликацию из листьев, эта работа проходит обычно осенью, когда листья наиболее красивы по цвету. Далее дети делают работы “Бабочка”, “Стрекозы”, “Жуки”.

Также учитель предлагает детям сделать такие сувениры, как “Золотая рыбка” или “Петушок”, “Цапля”. Для этих сувениров нужен различный материал, например орех – для туловища, листья для плавников, семена - для глаз. Кроме этого, дети делают животных из природного материала: собачка “Бобик”, мышка, кот, медведь, птичка, лиса и т.д.

Шишки, жёлуди, скорлупа грецких орехов служат основой для изготовления различных игрушек, сувениров и сказочных героев. Ветки деревьев служат хорошим материалом для изготовления отдельных деталей (рук, лапок, ног, шеи).

Следует учитывать, младшие школьники не всегда может найти сюжет для своей работы. Учитель должен подсказать интересную мысль, посоветовать какой лучше подобрать материал.

Дети выполняют не только отдельные игрушки, а и целые композиции. Моно выполнять индивидуальную композицию или групповую, в паре. Выполняют такие композиции из природного материала: “Ворона и лисица”, “Космонавты у ракеты”, “Лебедь на озере”, “Новогодняя ёлка”, “Рыболов” и др. Очень интересные работы получаются из ракушек, например попугай, павлин, зайка, петушок, парусник и т.д. Чем разнообразнее будет материал, тем разнообразнее будет тематика.

Способы соединений частей,
установка фигур.

Самый простой и доступный способ соединений частей поделки достигается при помощи пластилина. Пластилин используется для временного скрепления деталей: для соединения головы и туловища лисы делают небольшой шарик из пластилина, диаметром около двух сантиметров, в центр которого внизу вдавливается шишка-туловище, а сверху – голова. Пластилин дети используют тогда, когда у них ещё не выработался навык работы с природным материалом.

Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки – склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения (например, при изготовлении человечка клей наносят на нижнюю часть желудя–головы и верхнюю часть желудя-туловища), затем обе части прикладывают одну к другой и на 8-10 секунд крепко прижимают, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания. Пока обе части игрушки сохнут, ребенок заготавливает остальные детали (руки, ноги, шапочку и т.д.).

Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек с применением шила. Но с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет учитель, а дети могут выполнять такую работу только под контролем учителя.

Например, чтобы соединить голову и туловище ослика при помощи веточек, сначала в желуде-голове и желуде-туловище делается по одному отверстию. Желудь ставят на подставку и придерживают за боковые стороны пальцами левой руки. В правую руку берут шило, вставляют его в центр желудя (самое мягкое место) и, слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте накола, чтобы оно не соскочило. Поэтому на начальном этапе обучения лучше брать мягкие плоды (шиповник). После того, как отверстия будут сделаны, в них вставляют концы веточки, продвигая до середины между желудями – так получается шея. Чтобы соединение было прочным, концы веточек сначала смазывают клеем, а затем вставляют их в отверстия желудей.

Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломкой). Приклеивание готовых игрушек к подставке осуществляется способом приклеивания (клеем или пластилином). Для этого места крепления игрушки к подставке обильно смазывают клеем, дают подсохнуть (5-10 секунд), а затем присоединяют к подставке.

Безопасность в работе
с природными материалами.

При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:

  1. Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
  2. Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
  3. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
  4. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
  5. Учитель постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
  6. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
  7. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
  8. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
  9. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.

Хранение работ

Сувениры, игрушки из природного материала хрупкие и при неосторожном обращении с ними легко разрушаются. Вследствие этого их рекомендуется хранить в застеклённых полках на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки, могут не только самостоятельно их оценить, но и порадоваться своим успехам в труде или сравнить уровень своих работ с другими.

Список литературы:

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала М., 1991
  2. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов
    М., 1985
  3. Гусакова М.А. Аппликация М., 1977
  4. Мальцева О.В. Работа с использованием природного материала
  5. Машинистов В.Г. Пособие для учителя 1-3 класс
  6. Панфилов Т.Р. Весёлые самоделки М., 1996
  7. Ромашина В.И. Дидактические игры по трудовому обучению 1-3 класс М., 1996

Практическая работа.

Изготовление работы из природного материала
“Рыболов”

Материал : пробка, жёлуди, спички, нитки, мох, зелёная бумага, картон, веточка, краски, ножницы, шило, кисти.

Ход работы:

Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги. Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку. Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.


Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворенными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия, матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу. Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки.

Природа учит , воспитывает. Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом". Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки, широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен, поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.

При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.

Хранение природного материала не представляет трудности. Технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал «навалом». Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.

Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом. Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями, иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом.

Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе. Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке.