Что такое внутренний мир человека? Богатый внутренний мир личности

25.09.2019
Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников Вачков Игорь Викторович

Эмоции и их проявления

Эмоции и их проявления

Эмоции – это пристрастные оценки, которые мы как бы выставляем тем или иным жизненным ситуациям, другим людям или самим себе в конкретный момент. Это временные, преходящие переживания, которые возникают в ответ на определенную ситуацию, они постоянные спутники нашей жизни. Ситуации разнообразны, и столь же разнообразны эмоции, которые мы можем испытывать. У любой эмоции есть определенный «знак», в каждой из них можно выделить положительные и отрицательные состояния.

Природа эмоций такова, что превращает внешние сигналы выражения эмоциональных состояний во всечеловеческий язык, понятный, прочитываемый каждым. Благодаря нашей врожденной способности к выражению эмоций мы можем понять друг друга, не используя речевых средств, можем судить о состояниях друг друга, можем сопереживать друг другу.

Безусловно, удивительным и важным фактом является единство, общность языков внешнего выражения эмоций у всех людей Земли. Гипотетически можно представить встречу представителей двух народов, живущих на разных участках планеты и, возможно, даже не подозревавших о существовании соседей. Сумеют ли они, не зная языка друг друга, понять лицевую экспрессию, мимику, отражающую эмоциональные состояния? Представьте себе – да! В том случае, конечно, если речь идет о таких базовых эмоциях, как гнев, радость, страх, удивление.

В мимическом выражении эмоций все люди оказываются очень похожими. Но жесты и позы, являясь продуктами разных культур, а не генетически обусловленными проявлениями, могут сильно отличаться у разных народов.

Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения.

П. К. Анохин

Общаясь с людьми, мы всегда – осознанно или нет – читаем эмоции человека по его мимике и пантомимике, по особенностям жестикуляции. Чувства человека – и взрослого, и ребенка – легко понять, не только глядя на него, но и слушая; причем важно не столько то, что человек говорит, сколько то, как он говорит. Сигналами, несущими информацию о его эмоциональном состоянии, являются паузы, интонации, ударения и мелодика речи.

Впрочем, практически всегда эмоции отражаются на всех частях лица. Например, гневаясь, ребенок не только сжимает губы, но и морщит нос, хмурит брови, напрягает скулы, кожа его краснеет или бледнеет.

А можно ли по внешним признакам определить, когда человек говорит правду, а когда лжет? Пол Экман утверждает, что для наблюдательного человека это возможно: фальшивая улыбка, призванная демонстрировать несуществующую радость, отличается от искренней тем, что она создается другими группами мышц, а именно теми (у глаз и у губ), которые участвуют в создании на лице выражения отвращения.

Психологами давно замечено, что люди тогда тонко и правильно определяют эмоциональное состояние по лицу, когда сами уподобляют свою мимику увиденной. На этом основана специальная психологическая техника «пристройки к партнеру». Многие дети интуитивно ощущают это, придавая своему лицу выражение, сходное с выражением лица человека на картинке или фотографии.

Удается ли вам определять эмоциональное состояние своих партнеров по общению? Понаблюдайте за окружающими людьми в течение дня, обратите внимание на разные способы эмоционального реагирования у разных людей. Возможно ли выделить эмоциональные реакции, общие для всех?

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

Фаза проявления...Двойник становится Вами, замечать это Вы начинаете по совершенно конкретным признакам, порой и вовсе не предусмотренным в фазе «сборки». Если, например, Вы заикаетесь, а Двойник нет, то и Ваша речь имеет большие шансы улучшиться. Двойник может поразить

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем

Из книги Сила безмолвия автора Кастанеда Карлос

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Внешние проявления Худшие черты в облике мужчины: Рыхлая и бесформенная фигура: стереотип «красивый мужчина – спортивный мужчина» не является данью моде (в отличие от моды на ходячие скелеты в женском платье). То, что большинству психически здоровых женщин нравятся

Из книги 10 рецептов хорошего сна автора Курпатов Андрей Владимирович

Проявления бессонницы Однако же оставим классификации ученым, пусть они мучаются вопросами о том, в какую группу нас с нашими бессонницами определить, и перейдем к делам насущным. Как уже было сказано, причинами возникновения бессонницы могут быть нарушения режима сна,

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

105. Невербальные проявления лжи Невербальные средства общения в значительной степени восполняют часть информации, которая не может быть высказана вслух: либо собеседникам нежелательно ее доносить, либо они не обладают этой информацией осознанно, потому не могут ее

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Телесные проявления Самый распространенный способ распознавания лжи заключается в анализе языка тела собеседника.И снова я хочу повторить: отдельно друг от друга все индикаторы, о которых дальше пойдет речь, не могут быть достаточными признаками правдивости или лжи.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ: ПРОЯВЛЕНИЯ Демонстративность приводит к формированию Я-идеала, регулирующего впоследствии деятельность сознания и произвольное поведение демонстранта.Демонстративность становится помехой приспособлению, когда потребность в одобрении, сулящая

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

2. Проявления агрессивности Латинское слово «aggressio» означает «нападение». Это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

3. Проявления эгоизма Всевозможные проявления эгоизма – это конфликтогены, поскольку эгоист добивается чего-то лично для себя за счет других и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся

Из книги Истинная близость. Как меняется секс, когда отношения достигают духовной гармонии автора Троуб Амана

Поймите, как вы проявляете эмоции, и принимайте способ проявления эмоций своих друзей Славные люди так волнуются о том, что подумают или почувствуют другие, что им некогда следить за различиями в переживаниях у них самих и тех, с кем они общаются. Довольно часто происходят

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Проявления шока И хотя травма, заставившая вас в какой-то момент «застыть», случилась давно, нервная система все еще помнит, что это было и как вы себя чувствовали. Любая мелочь может спровоцировать в вас панику или шок.В своей бессознательной и скрытой форме шок чаще

Из книги Новые размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Проявления регрессии Процесс регрессии зависит от такого сложного конгломерата сил, что пока еще невозможно разобраться, какая из них самая важная. В ходе этого процесса человек подвергается воздействию определенного типа тревоги. Человек – эмоционально реагирующее

Из книги Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Проявления любви Есть книги о «языке любви», которые утверждают, что разные люди по-разному представляют себе ее выражение. Одни предпочитают прикосновения. Другие хотят проводить больше времени вместе, а кто-то ожидает проявления чувств в виде подарка.Мне кажется,

Из книги Очерки по психологии сексуальности автора Фрейд Зигмунд

4. Мастурбаторные сексуальные проявления Нас может только очень радовать, что нам уже не остается узнать много важного о сексуальных действиях ребенка, после того как мы поняли влечение одной только эрогенной зоны. Самое ясное различие относится к необходимым

Из книги автора

Мастурбационные сексуальные проявления Нас может только очень радовать, что нам уже не остается узнать много важного о сексуальных действиях ребенка, после того как мы поняли влечение одной только эрогенной зоны. Самое ясное различие относится к необходимым для

В этой статье использованы материалы из статей, размещенных в Интернете, в частности из статей А.Н. Занковского "Психология деловых отношений" и И. Пирога " Тайны внутреннего мира человека. Эмоции" и мой личный врачебный опыт работы.

В жизни человек переживает, удивляется, тревожится, радуется, стесняется, стыдится и т.п. Это эмоции. Они непостоянны и сменяют друг друга.Итак, что такое эмоции?

Эмоции человека – это особые психические явления, которые субъективно оценивают события, предметы, явления, других людей в форме переживаний и чувств.

Благодаря эмоциям человек ориентируется в окружающей обстановке, оценивает события в точки зрения их значимости, полезности или вредности, важности или неважности.

Эмоции для человека являются сигналами, которые ориентируют и направляют его мысли и действия. У человека высокое внутреннее доверие к возникающим у него эмоциям.

В структуре эмоций три компонента:
-предмет;
-эмоциональное переживание;
-потребность (мотив)
.

Предмет эмоции – любое значимое для человека событие, явление, эпизод, в связи, с которыми возникает эмоциональное переживание. Это – оценка на экзамене, разговор с начальником, пребывание в автомобильной пробке, чей - то поступок, собственные мысли, природное или общественное явление. Такие события и явления называются эмоциогенн ыми. Они могут возникать очень часто или создаваться кем – то преднамеренно.

В ответ на эмоциогенные события возникают различные эмоциональные переживания: радость, гнев, удивление, страх, недоумение и т. п.

Эмоциональные переживания возникают непроизвольно и всегда влияют на сознание человека, его внутренний душевный мир (внимание, мышление, память, воображение, восприятие, настроение), а также на его физиологические процессы (на сердечно – сосудистую, нервную, пищеварительную, дыхательную и другие системы и органы тела).

Потребность или мотив - определяет значимость происшедшего явления, поступка, эпизода для человека, определяет его актуальность.

Значимость всегда связана с потребностями. Если потребности нет, то эмоции не проявляются, их просто нет. Например, если человек голоден, то у него множество, связанных с этим эмоций. Но как только человек утолил голод, ситуация голода перестаёт быть значимой, эмоции не проявляются.

Эмоции - важный психологический инструмент, обеспечивающий социальное бытие человека. Они воздействуют на физиологические и познавательные процессы.

Эмоции быстро и надёжно ориентируют человека в жизненных событиях, ситуациях, в людях, в самом себе, в предметах и явлениях. Эмоциональная оценка для человека представляется более важной, чем интеллектуальная.

Например, человек с избыточным весом, страдает обжорством, много ест. Он знает о вреде переедания, но пренебрегает этим. Знание его является абстракцией, не касающейся его. Чтобы изменить отношение человека к избыточному потреблению пищи необходимо, чтобы он эмоционально пережил его вред лично для себя.

Эмоции дают сигнал человеку о его потребностях. Если человек в чем - то нуждается, то у него возникают соответствующие эмоциональные переживания (голода, жажды, интереса, беспокойства и т. д.), которые называются потребностными.

Эмоции обладают побудительными функциями, выступают как мощные источники активности. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Например, сильный страх позволяет человеку убежать от злой собаки, которая бросилась на него.

Эмоции бывают положительными и отрицательными.

Положительные эмоции побуждают к действию на победу, на обладание, на сближение, на продолжение контакта и т. п..

Отрицательные эмоции обладают антипобудительными свойствами, настраивают на поражение, отказ от обладания, отказ от сближения, прерывание контакта и т. п..

Эмоции влияют на физиологические процессы человека, его состояние здоровья.

Негативные эмоции вызывают множество различных заболеваний, в том числе тяжелых, ведущих к преждевременному старению и преждевременной смерти.

Обычно негативные эмоции возникают у человека, как реакция на несоответствие его ожиданий, с тем, что происходит в действительности.

Обычно люди сдерживают свои негативные эмоции, не проявляют на людях свой гнев, или раздражение. Но сдерживание негативных эмоций заставляет человека зацикливаться, прокручивать неблагоприятную ситуацию.

Возникают мышечные спазмы, артериальная гипертензия, могут развиться инфаркты миокарда, инсульты, язвенная болезнь органов пищеварения, онкологические заболевания, нарушение половой функции, сахарный диабет, неврозы и психозы.

Положительные эмоции могут привести к избавлению от различных тяжёлых хронических заболеваний, выздоровлению и омоложению.


Аналогичное воздействие эмоции оказывают на сознание и все познавательные процессы человека: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Под влиянием эмоций их возможности и функциональные характеристики могут улучшаться или ухудшаться.

Под влиянием сильного стресса человек может значительно хуже соображать, помнить, у него рассеивается внимание, нарушается сознательный контроль над своими действиями.

Положительные эмоции стимулируют творческое мышление и воображение.

Эмоции человека – внутренние психические процессы. Однако они довольно хорошо выражаются в мимике, во взглядах, в действиях, в движениях, в жестах, в позе, в интонациях речи. Это позволяет понимать эмоциональное состояние других людей и более эффективно общаться с ними.

Положительные эмоции благотворны для человека. Отсюда наше стремление к удовольствию.

Отрицательные эмоции, переживаемые как неудовольствие, указывают на вредность для человека соответствующих ситуаций.

Они возникают при длительном неудовлетворении потребностей человека и побуждают к действиям, направленным на устранение, преодоление или выход из соответствующих ситуаций.

Основные виды и формы эмоций по данным американского психолога К.Изарда

Кэррол д. Изард

1.Интерес – возбуждение возникает, как чувство
захваченности, любопытства по отношению к чему – то
или кому – то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Это сильный эффективный мотив в познавательной деятельности. Эмоция интереса активизируется при встрече человека с соответствующим предметом или информацией.


2.Противоположной интересу является эмоция скуки. Она проявляется, когда жизнь человека становится монотонной, однообразной, неинтересной.

3.Удивление – эмоция близкая к интересу. Возникает в ситуациях новизны, необычности, противоречивости. Это быстротечная является сильным познавательным мотивом, побуждает выяснить, узнать, уточнить, удостовериться.

4.Радость – возникает в ситуациях реализации основных потребностей и возможностей человека. Переживается, как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущениями прилива сил, расширения возможностей и чувством оптимизма.

5.Страдание, тревога противоположна эмоции радости.

Может переживаться, как состояние уныния, пассивности, упадка духа, одиночества, депрес сии или просто горя.

Возникает в состоянии депривации – лишения или значительного ограничения удовлетворения основных жизненных потребностей и устремлений человека, при потере близких людей.


Страдание может быть причиной развития тяжелых соматических и психических заболеваний у человека.

6.Гнев, возбуждение возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей, при невозможности самореализации.

Причинами гнева могут быть личное оскорбление, унижение человека и его близких, обман, шантаж, надругательство над идеалами и жизненными ценностями. Гнев вызывает прилив сил, желание расправиться с обидчиком.


Сильный гнев может привести к ярости, аффекту. При этом человек может потерять самоконтроль и перестанет управлять своими действиями.В таком состоянии человек может совершать тяжкие преступления, даже убийства.

Гнев чаще всего направлен на других людей, но может быть направлен на себя.

7.Стыд – проявляется при несоответствии своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, внешнего облика нравственно – эстетическим нормам, которые разделяет сам человек.

Он представляет себя плохим, никчёмным, беспомощным, слабым, недостойным, глупым, неудачником. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его.

Легкий стыд – это застенчивость. Стыд парализует работу интеллекта, нарушает действия и поступки человека, активизирует защитные механизмы личности. Преодоление стыда и достойный выход из соответствующего жизненного положения позволяет решать серьёзные личностные проблемы.

8.Гордость – эмоция противоположная стыду.

Человек представляет себя важным, значительным, достойным, ценным, стремится показать это другим людям.

При этом он представляет себя на высоте нравственно – эстетических требований.

На основе стыда и гордости развивается самооценка, отношение к своей личности.

9.Отвращение – возникает по отношению к людям, объектам, явлениям, не соответствующим нравственно – эстетическим требованиям человека. Они представляются, ка уродливые, отвратительные, омерзительные.

Отвращение вызывает желание изменить соответствующий объект, улучшить его, усовершенствовать, уничтожить или дистанцироваться от него.



Страх переживается, как неуверенность, тревога, предчувствие беды, незащищенность, опасность.

Может быть сильный ужас, который может перейти в неконтролируемый аффект.


Преодоление страха расценивается, как сила, смелость, храбрость человека.

Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный склад, в котором проявляются определённые эмоции. Набор эмоций каждого человека неповторим как отпечатки пальцев. И каждая эмоция у отдельно взятого человека ощущается по - своему.

Например, радость. Как она ощущается? Сколько её вариантов? Сколько людей на Земле, столько существует вариантов радости. Это касается каждой эмоции.

Большинство людей умеют выражать свои эмоции, но есть и такие, которые этого не умеют, или делают это неправильно.

Эмоции должны соответствовать ситуациям и чувствам. Так, если человек получил травму и ему больно, то адекватной реакцией будет крик, стон, боль, слёзы и т.п.. Но если он при этом засмеётся или сдержит адекватные данной ситуации чувства в себе, то это плохо отразится на нём в дальнейшем.

Если хочется смеяться - смейтесь, если хочется плакать – плачьте. Сдерживание негативных эмоций со временем отрицательно отразится на здоровье человека. Могут развиться неврозы, нарушения психики и различные психосоматические заболевания.

Каждому человеку показаны положительные эмоции – радость, счастье, любовь, чувство эмоционального подъёма. Они должны преобладать в жизни человека над отрицательными эмоциями. Это будет залогом здоровья, счастья, благополучия и увеличения продолжительности жизни каждого человека.

Воспринимая окружающий мир, человек своеобразно выражает свое личное отношение к разным предметам и явлениям. И это не просто суждения, а особые сложные переживания, которые доступны всем нам благодаря комплексу различных эмоций. Эмоции человека являются одним из наиболее важных компонентов личности, выполняя биологические и социальные функции: совершают опережающее отображение действительности, играют ключевую роль в становлении отношений с другими людьми.

Эмоции и чувства человека создают многоуровневый и многомерный мир эмоциональных явлений. Они характеризуют личность, отражая всю сложность ее взаимодействия с окружающим миром. Не понимая самого себя, невозможно понять других. Развитый эмоциональный интеллект создает возможность глубоких отношений с другими людьми, где высшим проявлением эмоциональной сферы личности является способность к эмпатии – проникновению во внутренний мир другого через механизм идентификации .

Эмоции – это состояния, которые связаны с оценкой значимости факторов, действующих на человека, определением удовлетворения актуальных потребностей. Они могут быть внутренним индикатором достижения цели. Эмоциональная сфера человека очень разнообразна. Для лучшего ее понимания следует знать, что эмоциональные явления по своей сложности можно поделить на несколько уровней.

  • Эмоциональный тон ощущений . Это базовая, наиболее простая форма эмоций в виде нечетких ощущений, генетически-обусловленное переживание, которое не относится к конкретному предмету, а сопровождает жизненно-необходимые впечатления (вкусовые, болевые, температурные) . Придает ощущениям человека различные эмоциональные оттенки.
  • Собственно эмоции. Это достаточно определенные состояния, которые возникают в связи с удовлетворением потребностей. Они характеризуют отношение человека к актуальным или возможным ситуациям. Среди них выделяют основные эмоции, присущие человеку. К примеру, это могут быть волнение, радость, удивление, страдание, гнев, стыд . Их разные комбинации создают комплексные эмоции или чувства: тревогу, депрессию, любовь.
  • Настроение . Это форма эмоций, которая не относится к конкретному объекту или событию, но обладает достаточной стойкостью и может выступать как показатель темперамента. Основной признак настроения – позитивный либо негативный тон .
  • Чувства . Это стойкие эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности. Они являются наивысшим продуктом культурного и эмоционального развития человека. Чувства можно разделить на две группы: стенические и астенические. Стенические чувства – это позитивные эмоциональные состояния, связанные с возникновением возбуждения, активности, бодрости . Они являются проявлением подготовки к большим затратам энергии. Астенические чувства связаны с переживанием печали, снижением активности и спадом энергии. Они являются свидетельством отказа от борьбы с трудностями в условиях повышенного эмоционального напряжения.

Теперь более подробно рассмотрим, какие базовые эмоции бывают у человека. Известный американский психолог Кэррол Изард включил основные эмоции человека в список, состоящий из 10 главных эмоций. Они объединяются в группы и создают эмоциональные состояния и могут стать основой психологического типа личности.

  1. Интерес – позитивная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, позитивно влияет на внимание и заинтересованность объектом интереса.
  2. Радость – максимально-желательная эмоция, которая выступает скорее продуктом действий и определенных условий, чем результатом стремления ее пережить. Состояние радости связано с уверенностью, собственной значимостью.
  3. Удивление – возникает под влиянием неожиданных событий, способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет все внимание на объект удивления.
  4. Страдание – эмоция, которая вызывает состояние «упадка внутренних сил», ощущение одиночества и жалости к себе.

  5. Гнев – связан с мобилизацией энергии, ощущением силы, храбрости и уверенности в себе.
  6. Отвращение – вызывает желание избавиться от объекта, обусловленное физической либо психологической изношенностью этого объекта.
  7. Презрение – служит способом подготовки к встрече с опасным противником, связано с чувством собственного превосходства. Это довольно «холодная» эмоция, которая вместе с гневом и отвращением часто объединяются в переживаниях человека и создают так называемую «враждебную триаду».
  8. Страх – возникает под влиянием информации про реальную или вымышленную угрозу, может быть связан с неуверенностью и плохими предчувствиями.
  9. Стыд – вызывает желание спрятаться, исчезнуть, может быть связан с личным чувством непригодности.
  10. Вина – связана со стыдом, однако стыд может появиться из-за некоторых ошибок, а чувство вины возникает в случае нарушений морального, этического или религиозного характера в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность за происходящие события.

Чувство – высшее проявление эмоций

Чувства – это выборочное и стойкое эмоциональное отношение человека. Чувства отображают основные высшие социальные и духовные потребности человека. Вы уже знаете, какие виды эмоций бывают у человека, а теперь рассмотрим и основные виды чувств.

Эмоциональный интеллект и эмпатия

Эмоциональный интеллект является характеристикой степени развития эмоциональной сферы человека. Он включает такие способности личности, как распознавание эмоциональных состояний, точную оценку эмоций, склонность сообщать о разных состояниях других людей, внимание к ним, высокую чувствительность к потребностям и чувствам других людей.

Он обеспечивает использование знаний, которые базируются на эмоциях. Это специальная способность кодировать и раскрывать эмоциональные явления. Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом способен прислушиваться к собственным чувствам, контролировать эмоциональные порывы, и быть оптимистичным.

Важной чертой человека с развитым эмоциональным интеллектом является способность к эмпатии.

Эмпатия – это вчувствование, проникновение во внутренний мир человека, к основе которого лежит интеллектуальный и эмоциональный компонент. Эмпатическая личность способна воспринимать переживания другого человека с его позиции, идентифицируя себя с этим человеком, не теряя при этом ясности понимания собственной личности. Эмпатия является крайне ценным качеством людей, профессиональная деятельность которых связана с тесным взаимодействием с другими людьми.

Видео-сюжет об эмоциях человека.

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, - раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций - это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.

У каждого мыслящего человека есть свой внутренний мир. У кого-то он яркий и насыщенный, богатый, как говорят психологи, "человек с тонкой душевной организацией". У некоторых, наоборот - маленькая комнатушка, наполненная фобиями и навязанными стереотипами. Все разные, уникальные, а значит, и мир внутри разный. Как разобраться в этом многообразии, кто есть кто?

Что такое внутренний мир человека?

Некоторые называют это душой, но это не совсем так: душа неизменна, а отношение к миру, ведущее человека по жизни, может меняться.

Набор внутренних качеств характера, образ мышления, моральные принципы и жизненная позиция в совокупности со стереотипами, страхами - вот что такое внутренний мир. Он многогранен. Это мировоззрение, психическая составляющая человека, которая является плодом его духовного труда.

Строение внутреннего мира

Тонкая душевная организация человека состоит из нескольких сегментов:


Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что внутренний мир - такая четкая стуктура, информационная матрица как основа человеческого существа. В совокупности с душой и физическим телом они образуют человека как индивида.

У некоторых людей очень развита эмоциональная сфера: они тонко чувствуют происходящее и замечают мельчайшие изменения эмоций у окружающих. У других крайне развито мышление: им под силу сложнейшие математические уравнения и логические задачи, но если при этом они бедны на чувственном плане, то любить от всего сердца они не могут.

Поэтому важно, если человек хочет раскрыть потенциал, заложенный в каждого, и развернуть свой внутренний мир до невиданных горизонтов, параллельно развивать все сегменты своего существа.

Что значит богатый внутренний мир?

Под этим термином имеется в виду то, что человек живет в гармонии с собой и внешним миром: людьми, природой. Он живет сознательно, а не плывет по течению, искусственно созданном обществом.

Этот человек умеет создавать вокруг себя счастливое пространство, меняя этим внешний мир. Ощущение довольства жизнью, несмотря на все перипетии, не покидает его. Такой человек ежедневно пытается стать лучше, чем был вчера, сознательно развиваясь во всех сферах своего внутреннего мира.

Принцип и мировоззрение - это одно и то же?

Принципы - это шаблонные субъективные установки ума на ситуацию, людей и мир, которые зачастую управляют человеком. Они индивидуальны для каждого, складываются в процессе воспитания и закладываются глубоко в подсознание жизненным опытом.

Мировоззрение не имеет шаблонов - оно гибкое, но при этом устойчивое, как бамбук: он может сильно согнуться, но, чтобы его сломать, придется очень постараться. Это моральные ценности, приоритеты в выборе жизненного пути и представления о том, какой должна быть жизнь.

Какая разница между внешним и внутренним миром человека?

Что такое внешний мир? Это окружающее человека пространство: дома, природа, люди и машины, солнце и ветер. Сюда же относятся социальные отношения и взаимодействие с природой. Органы познания - зрение, тактильные ощущения и обоняние - тоже относятся к внешнему миру. А то, как мы реагируем на них, испытывая различные эмоции, чувства - это уже проявление внутреннего мира.

При этом внутренний мир личности способен воздействовать на внешний: если человек доволен жизнью, то и дела у него спорятся, работа - в удовольствие и люди окружают позитивные. Если же внутри человек раздражен или в гневе, осуждает всех и вся, то и в быту ничего не получается, неудачи преследуют его. Разрушающе воздействуют на внутренний мир фобии и комплексы: они искажают восприятие мира и людей.

Все, что с человеком происходит в жизни, это отражение его внутреннего состояния, и если есть желание изменить окружающий мир, то нужно начать именно с себя - с трансформации внутреннего пространства.

Как развивать свой внутренний мир?

Что такого необычного необходимо совершить, чтобы духовный мир начал меняться? На самом деле совершать довольно обычные вещи:

  1. Правильное питание. Часто пища, которую едят люди, отравляет не только их тело, но и сознание. Человек с тонкой душевной организацией никогда не позволит себе съесть другое существо, поэтому вегетарианство - это первый шаг.
  2. Прогулки на природе. Сюда же относятся путешествия в другие города или страны, туристические походы и просто поездки за город или к морю. Только с одной разницей - это не гастрономические туры: поесть шашлыка, выпить пива с друзьями, перепробовать все пиццы в новом городе. Важна связь с природой: полежать на траве, полюбоваться закатом или рассветом, понаблюдать за животными.
  3. Медитация - один из самых мощных инструментов для развития. Только не надо путать этот процесс с сидением закрытыми глазами и скрещенными ногами в ожидании, когда уже закончится время урока. Медитация - это самоанализ, путь внутрь: человек погружается в наблюдение за своими эмоциями, мыслями или просто дыханием (на первых этапах освоения своего разума).
  4. Чтение духовных книг. Это не значит, что нужно прочесть «Библию» или «Бхагавад-Гиту», каждой книге свое время, а «Поллианна» или «Маленький принц» являются такими же высокоморальными творениями.
  5. Умение быть благодарным всему, что окружает, всему, что происходит. Даже если это идет вразрез с планами. Вселенной виднее, каким путем направить человека на развитие.

Развитие внутреннего мира подразумевает под собой яркое желание, стремление и последующие действия с полным осознаванием происходящего. Одного «хочу» здесь мало: за ним должно последовать «делаю» и «регулярно».