Что такое текстура в графике. Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Что будем делать с полученным материалом

23.03.2019

Фактурой мы называем строение поверхности материала. У одного и то­го же материала она может быть как гладкой, так и рельефной. Напри­мер, натуральный необработанный камень может иметь шероховатую грубую поверхность. Если тот же камень отполировать, он станет гладким - ма­товым или блестящим в зависимости от технологии обработки. Искусственный материал, например бетон, также может иметь несколько фактур: естественную шероховатую поверхность, обработанную сглаженную, рельефную и т. п.

Иногда рельефность переходит в самостоятельную пластику. Так, поверхность бетона может имитировать разные фактуры природных форм, а натуральный камень иметь настолько выраженный рельеф, что возникает своеобразный ритм, придающий форме скульптурность.

В архитектурной практике часто используется при­ем сочетания материалов, имеющих различную фак­туру. Например, в наружной отделке зданий прекрас­но сочетается грубый натуральный камень с гладко оштукатуренной поверхностью стен или с неошту­катуренной каменной кладкой. В интерьере дома может соседствовать оштукатуренная верхняя часть стены с деревянными панелями в нижней ее части. Разнообразие фактур одного материала позволяет усилить впечатление весомости отдельных частей здания. Сильно рустованные" поверхности каменных стен первых этажей кажутся тяжелее и прочнее глад­ких поверхностей вторых этажей, облицованных тем же камнем, только тесаным.

Текстурой мы называем характер поверхности, выражающий внутреннее строение материала. С по­мощью текстуры мы можем различать породы де­рева или камня, стекло, бетон, текстиль и т. д. При­менение текстуры всегда обогащает архитектурную форму, придает ей выразительность и неповтори­мость.

Использование натуральных материалов в интерь­ере с различной текстурой и фактурой может стать отправной точкой для нахождения композиционного образа квартиры или дома.

Иногда достаточно найти удачный способ отделки поверхности одной стены, для того чтобы принять правильное решение относительно облика интерьера в целом. Например, использование натурального, грубо отесанного камня для облицовки камина и при­легающей к нему стены создаст образ загородного дома или даже средневекового замка. Тот же камень, но уже с полированной поверхностью, придаст ин­терьеру респектабельность классицизма или совре­менного минимализма. Натуральное темное дерево в облицовке стен с текстурой дуба внесет в интерь­ер торжественность и строгость английских домов прошлого века (рис. 1), а светлое полированное или вощеное дерево с различным членением и ме­таллическими вставками создаст эффектный совре­менный интерьер.

Сегодня актуально применять один отделочный материал как для стен, так и для пола. Паркетный пол может продолжиться и на одной из стен, заполняя всю поверхность или часть сте­ны. Практичная керамическая плитка на попу и на стенах прихожей сделает интерь­ер оригинальным. А обои, передающие текстуру и цвет натуральной кожи в сочета­нии с матовым деревом, придадут интерьеру гостиной или кабинета благородство и респектабельность.

Наряду с естественными природными материалами в архитектуре доволь­но широко применяются искусственные материалы и красители, цвет и струк­тура которых не отражает их внутреннее строение, а порой довольно удачно имитирует природные.

Современные материалы имеют настолько разнообразные текстуры и фактуры поверхностей, что возникают затруднения в выборе и применении их в интерьерах. Здесь важно соблюсти основной закон единства композиции, постараться не раз­рушить целостность впечатления от интерьера. Фактура и цвет материалов долж­ны помогать выявлению пространства, подчеркивать его главные элементы и объ­единять второстепенные.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в предмет Проектирование интерьера

Введение в предмет.. Проектирование интерьера.. План Цели и задачи курса Основные разделы дисциплины..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпроектное исследование
На данном подготовительном этане проводится сбор и анализ всей документации, относящейся к разрабатываемому типу изделия, выявляются требования к нему. Эта кропотливая работа начинается с уяснения

Художественно-конструкторский поиск
Этот этап заключается в выработке и воплощении первоначальных творче­ских идей в эскизной графической форме форэскизы и объемах (макетах). Разработка форэскизов позволяет сформировать твор

Разработка эскизного проекта
Эскизный проект - окончательное творческое предложение художника-кон­структора, полно определяющее все характеристики изделия. Графическая часть проекта обычно состоит из «заглавного» план

Составление проектно-конструкторской документации
На данном этапе изготовляется чертежно-конструкторская документация - рабочие чертежи, необходимые для создания изделия. На производстве или в проектно-конструкторских бюро рабочие чертежи выполняю

Пропорции
Пропорциями называются размерные отношения двух элементов (частей) формы. Применяемые в практике закономерные отношения делятся на две группы: простых отношений, строящихся на простых рациональных

Контраст, нюанс, тождество
Контраст и нюанс - одни из самых тонких проявлений художественной вы­разительности в искусстве. Они обнаруживаются в сходстве или различии ма­териально-пространственных характеристик разных частей

Масштабность
Масштабность - соразмерность формы и ее элементов по отношению к че­ловеку, окружающему пространству и другим формам. Все предметы и изделия должны быть соотносимы с размерами человека, со

Симметрия
Симметричными являются тождественные элементы фигуры, одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости, называемых центром, осью или плоскостью симметрии. При повороте фигур

Виды композиции
В зависимости от особенностей строения формы различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Вы­деление их в какой-то мере условно, так как часто все они

Пространства
Зрительные иллюзии Светокомпозиционный прием Увеличение объема помещения Очень сильное равномерное освеще

Закономерности цветовой композиции
Практика показывает, что строить цветовую среду жилища с использованием только одного цвета невозможно. Это происходит в силу того, что человек сформировался под воздействием утонченных переливов ц

Интерьера
При формировании жилого интерьера применяются все типы цветовых гармоний. Пример нюансной гармонии, построенной на использовании оттенков одного цвета, можно увидеть на примере прихожей (в

Стекло в жилом интерьере
Цветное стекло и витражные композиции в оформлении жилища придают ему очарование, уют, помогают избежать сухости и стандарта. Витраж оживляет и обогащает интерьер. Ниже рассматриваются вар

Ткани в интерьере
Ткани - важнейший элемент в архитектурно-планировочной организации жилого интерьера, обеспечивающий его красоту и удобство. Так, портьеры на окне не только служат основным декоративным акцентом, но

Приемы художественной графики
Роспись по ткани можно выполнить также приемами, которые используются в художественной графике. Метод гипсографии предполагает перенос рисунка на ткань с гипсовой пластинки. Способ приготовления ги

Зелень в интерьере
Отличительной чертой жилого интерьера является активное включение в него зеленых элементов различной степени сложности, использование их эстетических и гигиенических качеств. Зелень может занимать

Важность стиля в интерьере
Когда-то французский деятель культуры Буффон изрек: «Каждый человек - это стиль». Да, все мы - яркие индивидуальности, да, о вкусах не спорят, но вообще-то вопрос о нашей «неповторимости» спорен и

Эстетика модерна
Однако самым популярным из «больших» истори­ческих стилей в современном постсоветском интерьере стал модерн (он же «ар нуво», он же «югендстиль»). К модерну можно относиться по-разному. Кому-то он

«Кантри» в городе
Кантри («деревенский » стиль) является, по сути дела, антиподом урбанизированного хай-тэка, так как рату­ет за возвращение к «простой» жизни. Он стал выра­жением ностальгии по деревенскому дому. Са

Создание в квартире интерьера в стиле кантри
1. Планировка. Доподлинно скопировать в город­ской квартире этот деревенский стиль достаточно слож­но. Здесь лучше обойтись без сложных перепланиро­вок и сосредоточиться на приемах декориров

Из чего и как «сделан» хай-тэк
1. Хай-тэк - стиль высоких технологий, пропагандирующий эстетику материала. Как уже говорилось "выше, он предполагает использование в отделке современных материалов. Наиболее распространенны

Благородство минимализма
Казалось бы, что может быть проще - создать ин терьер в стиле минимализма: выкинуть все лишнее, оставив минимум, только самое необходимое. Но в том-то и дело, что убрать - проще, чем загромоздить.

Аксиомы создания минимализма
Формула современного минимализма отточена по­чти до совершенства, и если вы сможете правильно использовать все ее составляющие, то сможете создать у себя в квартире настоящий интерьер в стиле мини­

Китч в интерьере
Определение «китч-интерьер» появилось относитель­но недавно и означает оно новомодную категорию ин­терьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей ж художественными традициями,

Современная эклектика
XX век вошел в историю искусств как век смеше­ния стилей. Современная эклектика - прямое след­ствие господства постмодернизма в нашей культуре. Потому что именно постмодерн акцентируется на ци­тиро

Этно стиль
В предыдущей части мы рассмотрели основные сти­ли и направления в современном дизайне интерьера. Модный нынче «этно» нельзя назвать стилем в стро­гом смысле этого слова. В силу своих особенностей о

Паркет
С самых древних времен деревянный паркет считался одним из самых долговечных покрытий для пола. Его возникновение связывают со средневековыми монастырями, где пол собирался из дубовых досок

Облицовочная плитка
Плиты из натурального камня используются для настила пола и отделки стен помещений. К такому материалу в современных интерьерах прибегают в основном для престижа, так как стоимость

Красочные декоративные покрытия
Недавно на нашем рынке появились покрытия с интересным эффектом распы­ления цветных частиц краски. Такое покрытие представляет собой латексную акрилатную суспензию на водной основе с крошечными кап

Штукатурка
Венецианская штукатурка достаточно старая, преданная забвению, но возро­дившаяся в материалах нового поколения и модная ныне венецианская штукатур­ка превращает самый обычный интер

Пластик
Для человека XXI века пластик стал одним из самых популярных материа­лов, из которого выпускается львиная доля строительной и отделочной продук­ции, мебель, посуда, светильники и электрооборудовани

Природный и искусственный камень
Самый древний строительный и отделочный материал, существующий в при­роде, - камень. На протяжении всей истории развития человечества камень олицетворял собой прочность, надежность и безопасность ж

Фактура и текстура - слова часто встречающиеся в интерьерных описаниях. Оба определения следуют друг за другом или перемешиваются, из-за чего возникает непонимание в чём разница.

Может это слова синонимы?

Разница между этими определениями есть, хотя она не велика, но, чтобы вы понимали и не путались, мы расскажем в этой статье о различии.

Тактильные и визуальные ощущения и как они связаны с текстурой и фактурой

Текстура и фактура связаны с нашим визуальным, и тактильным восприятием, и ощущениями. Визуальное восприятие - это то что мы видим. Тактильное восприятие - то что ощущаем при прикосновении. Есть еще смешанное визуально-тактильное восприятие - это то, что мы видим, не можем потрогать, но помним ощущения от прикосновения.

Что такое фактура

Фактура – визуальное и тактильное описание поверхности, и характер её обработки. То есть ощущения, которые можем описать когда смотрим, или касаемся поверхности предмета.

Визуально - видим поверхность и как мы её описываем: гладкая, ребристая, рельефная.

Тактильно - ощущения при прикосновении: шершавая, гладкая, ребристая, колючая.

Фактура естественная - это характер поверхности предмета из-за особенностей материала: гладкая поверхность металла, шершавая поверхность камня.

Фактура по характеру обработки - поверхность созданная в результате механического воздействия человека или инструмента, и воздействие природных сил или стихий: зазубрены от инструмента, поверхность камня шлифованного водой.

Фактура тактильно и визуально может отличаться. Например, мы видим поверхность предмета гладкой, а при прикосновении чувствуем рельефность.

Что такое текстура

Текстура - визуальное и тактильное свойство поверхности предмета, которое передает информацию о внутренней структуре предмета, его материале. То есть по взгляду или прикосновению мы определяем, какой перед нами материал: дерево, металл, стекло, кирпич, бетон, пластик.

Визуальная текстура - мы видим поверхность предмета и понимаем его материал.

Тактильная текстура - понимание к какому материалу принадлежит предмет при прикосновении.

Текстура и материал, из которого изготовлен предмет может не совпадать. Например, текстура ткани на бумаге, текстура дерева на плитке, текстура стекла в пластике.

При совпадении текстуры и материала мы скажем - естественная текстура.

Предметы, которые изготовлены из одного материала, для того чтобы вызвать визуальное или тактильное восприятие другого материала, называются - имитации. Пример, обои имитация кирпича (задняя стена) и обои имитация крашеной доски (боковые стены):


Обои с текстурой кирпичей. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

Исключения

Есть отдельное цветовое восприятие, которое относиться одновременно к цвету, точнее к оттенку и к фактуре - это матовые, и глянцевые оттенки, или фактуры. Мы говорим: имеет матовый оттенок или имеет глянцевый оттенок потому что, свойство оттенку придаёт именно фактура поверхности. Окрашенная поверхность с лёгкой шершавостью, придаст матовый оттенок, сглаженная глянцевый. Например, лак для дерева - матовый лак создает едва ощутимое шершавое покрытие, глянцевые лаки сглаживают поверхность образуя глянцевый оттенок. Чаще употребляется выражение «оттенок» - матовый оттенок, глянцевый оттенок, чем фактура.

Особенности

Температурное восприятие текстур – может быть холодным или тёплым. Стекло, металлы – холодные текстуры. Дерево – тёплая текстура. Камень может отнестись как к теплому, так и холодному в зависимости от цвета. Температурные восприятия текстур могут усиливаться или ослабляться цветом.

Описание текстур может быть обще-техническим, уточнённо-техническим, характеризующим или творческим: дерево - древесина бука; кожа - кожа крокодила; бумага - старая газета. Нет чётких правил текстурного описания. Названия присваивают для понимания вида текстуры и возможных ассоциаций, которые разовьют идеи применения, и сочетания в дизайне интерьера.


Обои с текстурой состаренных досок. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

Ошибки формулировок

Когда говорят фактура дерева - подразумевая внешний вид похожий на дерево – это ошибка. При употреблении фразы «фактура дерева» как тактильное ощущение - это верно.

Закрепим

Проведем мини эксперимент и превратим фактуру в текстуру. Возьмём обычный лист офисной бумаги формата А4. Опишем фактуру:

Опишем текстуру:

Визуально - не выраженная;

Тактильно - бумага.

Напечатаем на бумаге изображение кирпича, аккуратно обрежем и приклеим на стену. Что получится?Опишем фактуру:

Визуально - не выраженная, имеющая матовый оттенок;

Тактильно - слегка шершавая, бархатистая.

Опишем текстуру:

Визуально - кирпич;

Тактильно - бумага.

Отметим, что на успех эксперимента сильно повлияет качество и реалистичность изображения.

Вывод

Разница между фактурой и текстурой в интерьерном дизайне нужна для понимания эффектов производимых элементами дизайна.

Текстура и фактура добавляю интерьеру те свойства, которые не передаёт фотография. Они могут как обогатить интерьер, так и усложнить его.

При уделённых покупках через интернет, тактильные ощущения передать невозможно, можем оценивать только визуально. Но тактильные ощущения порой, производят больший эффект чем визуальные.

Продолжение темы фактуры и текстуры

В статьях и рассказывается как применить разные фактуры и текстуры в интерьерном дизайне.

Многие предметы и вещества, окружающие нас имеют текстуру и фактуру: если вы прикоснетесь к отколотому от скалы камню, то ощутите на его шершавую в трещинках поверхность. Позже, если вы увидите поверхность камня, отображенную в двухмерном рисунке, она вызовет у вас определенные ассоциации и ощущения. Итак, фактура - это свойства материала, предмета, которые мы ощущаем при прикосновении к нему. Фактурами в своей работе пользуются художники-декораторы, дизайнеры по интерьеру. Грубо говоря, фактура - это то, к чему мы можем прикоснуться, и ощутить, что оно действительно шершавое или гладкое, или колючее.

Художник или дизайнер использует в своей работе текстуры - двухмерные картинки, на которых при помощи цвета, света и тени, он создает иллюзию, что эта поверхность каменная, шершавая, холодная, мокрая и т.д.

Как правило, создать текстуру с нуля в графическом редакторе очень сложно, если там не предусмотрены специальные фильтры и функции для этого. Как правило, у дизайнера в запасе есть коллекция с текстурами, которые он достает в нужное время, как фокусник карту из рукава. Иногда дизайнеру приходится самому создавать текстуры, это не сложно, нужно лишь иметь некоторые представления о свойствах материалов и поверхностей.

Изменение массы формы зависит, от цвета, фактуры и текстуры материала, из которого она сделана, и от величины предмета или элементов, соседствующих с ней. Увеличение массы наблюдается при сопоставлении с данной формой предметов или деталей меньших размеров. При увеличении сопоставляемых деталей масса того же предмета уменьшается. Все эти изменения массивности форм иллюзорные, а не фактические и часто используются при проектировании изделий.

Большое значение в восприятии форм имеет фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.).

Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Очевидно, что восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. При увеличении расстояния мелкие детали (членения) перестают восприниматься как отдельные элементы формы, представая в качестве элементов фактуры поверхности..

Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации. Именно различие фактур дает нам возможность различать на черно-белом изображении воду и металл, снег и бумагу. При разработке художественно-конструкторского проекта любого изделия выбор фактуры поверхности столь же важная задача, как и выбор материала. Один и тот же материал может выглядеть весьма по-разному при различной обработке его поверхности. Фактура выступает активным свойством поверхности, способным влиять даже на восприятие пропорциональных отношений формы.

Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одном изделии часто приводит к дробности и дисгармонии формы.

В восприятии формы важное значение играет и текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани.

Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т.п.

Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

P.S.В помощь начинающим художникам, а также любителям искусства и природы. И для любителей ФриФорма.

Уважаемые Мастера и Покупатели. Надеюсь, эта тема будет вам интересна. Мне очень хотелось подать материал не только с точки зрения художника, но и обожателя всего того, чем богата наша Планета. Ведь все мы заинтересованы в том. Чтобы всё живое на Земле не исчезало как можно дольше.

Текстура в живописи - это внешний вид холста и ощущение от воспринимаемого качества поверхности произведения искусства. Она основана на краске, ее применении или добавлении материалов, таких какгипс, металл, дерево, кружево, кожа, песок и др .. Понятие "живописность" также имеет отношение к текстуре. Текстура стимулирует два различных чувства: зрение и осязание. Есть четыре вида текстур в искусстве:актуальные текстуры, текстуры моделирующие, абстрактные текстуры, и изобретённые текстуры.

Скульптор Огюст Роден. Данаида. 1885г..

Реальная поверхность этой скульптуры трудная, холодная. Она сделана из мрамора! Однако, в скульптуре телу Данаиды мастер придал гладкую поверхность, а поверхность камня уже шероховатая.

Художник Ван Гог. Подсолнухи. 1888г..

Структура этой картины маслом довольно грубая и неровная. При помощи порывистых мазков художник создаёт грубую текстуру (фактуру).

Лоби. Ёмкость с крышкой. ХХв..

Поверхность этого глиняного сосуда из африканской глины шишковатая. Так поверхность будет ощущаться в руках как неровная, грубая и немного колючая.

Произведения искусства создаются при помощи фактических текстур, по выбору художника, материалов и стиля.

**************************************

Т.к. текстуры (фактуры) бывают природными и искусственными. Хочу уточнить. Наш разговор пойдёт о том, что мы можем увидетьв природе . К качестве иллюстративного материала представлено более130 фотографий!

Текстура (фактура) является поверхностью физической субстанции. Бывают:грубые, гладкие, скользкие. неровные, колючие, рассыпчатые, гладкие, шелковистые, мягкие ... Можно продолжать бесконечно. Опыт обработки предметов быта люди связали с определенными выступлениями, с определенной текстурой.

Текстуры (фактуры) помогают чувствовать ощутимое. Многие текстуры (фактуры), если не все, обладают характеристикой. Поэтому можно сказать, что в реальном мире текстуры - это есть изменениеразмера, формы, цвета, блеск, отражение, прозрачность, плотность, глубина, контраст, расположение, соотношение элементарных частиц . Это могут бытьгоризонтальные и вертикальные линии . Но линии не всегда являются идеальными. Возможны небольшие отклонения втоне и направлении . И рисунок, и структура полностью меняются. Неравномерность поверхности соспинами, вкраплениями, полосами, пятнами, разрывами ... Они не распределяются равномерно. Характер текстур (фактур) становится все более очевидным, если рассматривать большие площади поверхности. Большое значение имеет определённая точка зрения. Большую роль играетконтрастность, скопления оттенков в одном месте или разбросанность таковых.

Каждая текстура (фактура) имеет определенные особенности. Например: каждый камень имеет образ и подобие. В целом это единая однородность и последовательность. Однако имеется некоторая отклонённость. Изменения всех этих характеристик делают текстуру (фактуру) особенной, отличной от всех остальных. Когда текстура (фактура) соответствует предмету, то это влияет на настроение. И мы понимаем. Нравится нам или нет. И мы принимаем реальный мир. Но если это мешает читабельности, то возникают проблемы в принятии и понимании текстур (фактур). Ведь у каждого человека лишь ему одному подвластное визуальное восприятие фактур .

Текстуры (фактуры) делятся на две категории:тактильные ивизуальные. Тактильные текстуры (фактуры) относятся к непосредственному ощущению поверхности. Визуальность текстуры относится к визуальному впечатлению. Человек - наблюдатель остаётся под впечатлением местных пространственных раздражителей, таких какцвет, ориентация и интенсивность изображения . Мир текстур (фактур) многообразен и сложен. Нов наших силах увидеть и оценить всю природную красоту, не забывая о бережном к ней отношении.

Всё на нашей планете имеет текстуры (фактуры). Всё имеет свой характер. Всё впечатляет!!

Естественность, натуральность поверхности Земли, т.е всего того, что мы видим вокруг нас, поражает своей красотой: формами, цветом и многообразием текстур (фактур). Поэтому я предлагаю пробежаться по изображениям, где не задействована рука человека. Разве что благодаря чьим-то рукам и грамотному видению, мы тоже имеем возможность увидеть эти изображения.

ГАЛЕРЕЯ.Величие Земли !

Клетки человеческой крови.

Мшистые поля.

Кора дерева.

Кора дерева.

Кора эвкалипта.

Кора эвкалипта (близко).

Естественный поток лавы на спящем вулкане Пеле.

Волны.

Осень в Японии.

Океан.

Пещера Горной реки во Вьетнаме.

Спиралевидный айсберг.

Песчаные волны в Аризоне.

Море...

Вековые корни.

Слои пород в Юте.

Влажный лес.

Просвет между скалами...

Кислотное озеро в вулкане Малый Семячик. Камчатка.

Гора Ко Слайго в Ирландии.

Вулканический кратер.

Верёвчатая лава на Гавайях.

Блюз.

Река...

Ледниковые пещеры.

Красные поля в Китае.

Пещера в Шотландии.

Песчаный водопад.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки Российской федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Кафедра декоративного прикладного искусства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: Фактуры и текстуры

Екатеринбург 2013

1. Понятие фактуры и текстуры

Многие предметы и вещества, окружающие нас имеют текстуру и фактуру: если вы прикоснетесь к отколотому от скалы камню, то ощутите на его шершавую в трещинках поверхность. Позже, если вы увидите поверхность камня, отображенную в двухмерном рисунке, она вызовет у вас определенные ассоциации и ощущения. Итак, фактура - это свойства материала, предмета, которые мы ощущаем при прикосновении к нему. Фактурами в своей работе пользуются художники-декораторы, дизайнеры по интерьеру. Грубо говоря, фактура - это то, к чему мы можем прикоснуться, и ощутить, что оно действительно шершавое или гладкое, или колючее.

Художник или дизайнер использует в своей работе текстуры - двухмерные картинки, на которых при помощи цвета, света и тени, он создает иллюзию, что эта поверхность каменная, шершавая, холодная, мокрая и т.д.

Как правило, создать текстуру с нуля в графическом редакторе очень сложно, если там не предусмотрены специальные фильтры и функции для этого. Как правило, у дизайнера в запасе есть коллекция с текстурами, которые он достает в нужное время, как фокусник карту из рукава. Иногда дизайнеру приходится самому создавать текстуры, это не сложно, нужно лишь иметь некоторые представления о свойствах материалов и поверхностей.

Изменение массы формы зависит, от цвета, фактуры и текстуры материала, из которого она сделана, и от величины предмета или элементов, соседствующих с ней. Увеличение массы наблюдается при сопоставлении с данной формой предметов или деталей меньших размеров. При увеличении сопоставляемых деталей масса того же предмета уменьшается. Все эти изменения массивности форм иллюзорные, а не фактические и часто используются при проектировании изделий.

Большое значение в восприятии форм имеет фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.).

Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Очевидно, что восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. При увеличении расстояния мелкие детали (членения)перестают восприниматься как отдельные элементы формы, представая в качестве элементов фактуры поверхности..

Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации. Именно различие фактур дает нам возможность различать на черно-белом изображении воду и металл, снег и бумагу. При разработке художественно-конструкторского проекта любого изделия выбор фактуры поверхности столь же важная задача, как и выбор материала. Один и тот же материал может выглядеть весьма по-разному при различной обработке его поверхности. Фактура выступает активным свойством поверхности, способным влиять даже на восприятие пропорциональных отношений формы.

Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одном изделии часто приводит к дробности и дисгармонии формы.

В восприятии формы важное значение играет и текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани.

Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т.п.

Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

2. Роль фактуры и текстуры в интерьере

Использование в отделке интерьеров идеи фактурности, придает всему образу помещения некого шарма, добавляет новые нюансы. Такая поверхность остается в памяти, привлекает внимание. Цветовая схема становится разнообразнее, вызывает интерес. Яркие фактурные пространства не соперничают друг с другом, не вносят диссонанса во внешний мир. В практике дизайна, используя «Правило золотого сечения» в оформлении разными материалами, не упрощайте пропорции до возникновения визуального «конфликта». Рекомендуемая пропорция 3:5.

В оформлении комнаты, как правило, фоном является материал, которого больше всего в отделке. На таком фоне расставляют потом цветовые акценты, композиционные центры. Акцентуированные детали выделяются особенной, привлекающей внимание фактурой, не банальным интересным рисунком, текстурой.

Природные материалы всегда приятны по ощущению и радуют глаз. Отдадите предпочтение гладкому деревянному полу в спальне, детской комнате, положите мягкий ворсистый ковер, по которому приятно будет ходить босиком, и вы не прогадаете.

Природный или искусственный отделочный камень богат фактурным разнообразием. Текстура камня может быть самая оригинальная: мрамор, гранит, туф, песчаник и ракушечник. Очень эффектно выглядит мраморная плитка, хорошо выглядит мрамор и в виде декоративной штукатурки. Такая штукатурка сама по себе становится центром внимания, а может стать и эффектным фоном для презентабельного декора.

В отделке помещений очень популярные материалы из тёплого керамического покрытия и холодного стекла. Их поверхность манит своей лёгкой шероховатостью и легкой гладкостью. Предметы из стекла и глины за счёт вариативности своей фактуры, многоплановости оттеночной палитры, требуют особого отношения к освещению. Их может быть в интерьере много, в большом количестве можно сделать яркие выразительные акценты. Стекло, блестящее и прохладное, в сочетании с поверхностями из металла преобразуют интерьер, придавая ему некоторую чистоту и отстранённость. Традиционным воплощением формулы уюта и комфорта являются текстиль и меха. Подайте их в оригинальной композиции, со вкусом, и они не оставят всех равнодушными.

3. Правила фактуры и цвета

Особых правил в шкале сочетания фактуры и цвета практически нет. И все же надо помнить, что на светлом покрытии фактура играет особенными красками, выглядит более отчётливо. Живая рельефная поверхность стен создает эффект уменьшенного пространства. Нарядность и объём пространству придаёт блестящий декор. Важно не переусердствовать с его применением. Иначе все детали интерьера перестанут гармонировать друг с другом, что приведет к визуальному и психологическому дискомфорту. Как говорят специалисты, «интерьер развалится».

Фактура материалов, подобно цвету, могут быть теплой гаммы и холодной. Так, поверхности, имеющие ярко выраженную фактурность, вызывают ощущение тепла. Это шерсть, кожа, мех, дерево и т.д. А полированный камень, шёлк, стекло и металл, гладкие материалы, придают интерьеру некой холодности. Это базовые характеристики материалов, и их можно варьировать.

Например использование цветного витража, пусть это будет насыщенный рисунок на стекле, воспроизведите его в светлых, солнечных тонах, и он превратится его из холодного материала - в тёплый.

Рассмотрим несколько вариантов использования свойств текстуры в интерьере:

Окраска стен различными техниками позволит создать гармонию, которая объединит различную текстуру предметов интерьера в единое целое. Создать иллюзию трехмерного изображения можно, используя прием trompe l"oeil - «обман зрения». В окончательной отделке лучше использовать матовую, бледно-желтую или глянцевую окраску, для создания разного настроения.

Ткань берется и мягкая, и фактурная, и однотонная, и с рисунком. Ее многообразие дает возможность выбирать именно тот вариант, который придаст уют помещению. Комбинирование изысканных тканей с грубыми поверхностями активно используют в современном декорировании. Эффектно сочетание джинсовой ткани и бархата, джута и шелка.

Обои создают теплую уютную атмосферу. Можно выбрать тканевые, гладкие и акцентировано рельефные обои.

Мебель выполняется из разных материалов. Выбрать можно, исходя из функциональных требований к мебели. Мебель из полированного дерева, латуни, хрома и стекла создаст холодность интерьеру. Для придания интерьеру самобытности и естественности, лучше использовать в доме мебель плетеную из лозы. Применение эффекта облупившейся краски, кое-где ржавый металл, несколько предметов самодельной деревянной мебели.

Полу придают фактурности различные материалы из дерева: натуральные, крашеные, неровные, в червоточинах, выбеленные, отполированные, патинированные.

Ковер дает много вариантов для фантазии: бугристый, гладкий, рельефный, объемный.

Половики задают красивые цветовые пятна, они зонируют помещение.

Мрамор, камень, керамическая плитка зададут тон прочности, прохлады, надежности

Винил своей гладкостью, простотой или с узорами, имитирующими камень, керамическую плитку или кирпич, так же создаст объем в интерьере.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие фактуры как свойств материала, предмета, которые мы ощущаем при прикосновении к нему, ее значение в восприятии форм. Использование в отделке интерьеров идеи фактурности. Варианты использования свойств текстуры в дизайне. Правила фактуры и цвета.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2014

    История аниме и "манга". Символика цвета и сочетание цветов. Воздействие цвета на человека и восприятие цвета. Проблемы цвета в интерьере и свойства цвета. Создание проекта интерьера в японском стиле "манга" и его технико-экономическое обеспечение.

    дипломная работа , добавлен 02.09.2013

    Основные свойства строительных смесей и материалов. Понятие структуры и текстуры строения материала. Акустические свойства строительных материалов: звукопоглощение и звукоизоляция. Оценка строительно-эксплуатационных свойств акустических материалов.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    Специфические особенности цвета в интерьере. Цветовое решение в дизайне интерьеров. Зеленые тона при окраске стен. Живость и теплота красного цвета. Принцип оформления белого помещения. Принцип контрастного решения. Нюансное цветовое решение интерьера.

    реферат , добавлен 13.01.2016

    Теоретический анализ цвета и цветотерапии. Характеристика теории цветов, понятия первичных, вторичных и третичных цветов, системы Манселла. Исследование психологического воздействия цвета. Анализ взаимодействия освещения и цветовой гаммы в интерьере.

    методичка , добавлен 15.05.2010

    Теория стилей дизайна, правила композиции и теория цвета. Воздействие цветовых сочетаний в интерьере на человека. Выбор стиля и разработка эскиза перехода, соединяющего корпуса в колледже. Описание и обоснование планировочного решения. Оценка стоимости.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2013

    Изучение архитектурно-строительных требований к индустриальной отделке фасадов зданий. Характеристика выбора материала и конструкций пола, дефектов отделки и окраски фасадов зданий. Анализ техники безопасности при производстве работ по отделке фасадов.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2011

    Свойства и характеристики стекловолокнистых обоев - нового материала для отделки стен. Их преимущества перед общепринятыми настенными покрытиями. История стеклотканевых обоев. Производство отделочного материала. Технология приклеивания стеклообоев.

    реферат , добавлен 30.09.2012

    Особенности античного периода в истории и классификации цвета. Астрологические концепции восприятия цветов. Специфика колористики эпохи Средневековья. Восприятие цвета в работах художников Возрождения. Современные концепции построения цветовой гаммы.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Исторические сведения о гипсе. Основные свойства изучаемого строительного материала, способы повышения его водостойкости и прочности. Применение гипса в городском хозяйстве и других сферах, характеристика его конкурентов и сравнение с пенополиуретаном.