Церковь покрова на нерли - самый безупречный храм на руси. Фриз в архитектуре – это отличная возможность разнообразить внешний вид здания

28.02.2019

Невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

(фр. balustrade из итал. balaustrata) - ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


(также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


(от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


(от лат. abacus - «доска») - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


(также распространено название атлас) - в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus - буквально «деревенский», производное от лат. rus - деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») - в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.


Статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


(фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.


Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

(фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


(фр. haut-relief - высокий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


(фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


(от греч. πυλών - ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


(лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


(фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


— Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio - свёрток, кулёчек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


(от англ. molding, moulding - в данном случае «литая деталь», от «литьё») - декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

(итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь - стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus - «обрамляющая дуга») - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


(лат. porta - дверь, ворота) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


(нем. Erker ) - выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


– это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Церковь Покрова на Нерли

Тропинка ведёт меж лугов к купе старых вязов. Но вот деревья расступаются, и перед нами - небольшой одноглавый храм, стоящий на холме, у самой воды. Удивительно стройный, изящный, сверкающий белизной, он воспринимается как изваяние из цельного куска белого камня.

Одна легенда гласит, что церковь на Нерли была возведена в честь победы владимирских полков над волжскими болгарами в 1164 году. Согласно другому преданию князь Андрей Боголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своём старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Болгарию. А как следует из названия храма, он посвящён новому (ныне одному из наиболее значимых - «великих») празднику православия - Покрову в честь Богородицы, учреждённому Андреем Боголюбским без согласия киевского митрополита и патриарха.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году из белого тёсаного камня в полутора километрах от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и укреплённом холме. Фундамент из булыжного камня был заложен на глубину 1,6 м, и его основание опиралось на слой плотной глины. Над фундаментом в два приёма возвели основание стен из тёсаного камня высотой 3,7 м. Снаружи и внутри эти стены обсыпали и утрамбовали глинистым супесчаным грунтом. И основание храма оказалось на глубине 5,3 метра внутри искусственного холма. Для отвода воды проложили каменные желоба.

Это обычного типа четырёхстолпный одноглавый придворно-княжеский храм. Изначально церковь Покрова на Нерли была обнесена галереей на аркадах с входом (через дверь в южной стороне) на хоры. В древности купол был полусферическим, а луковичную форму приобрёл уже в XVII веке. Аркатурный пояс расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трёх апсид, где часть колонок доходит до цоколя. Консоли фриза над арками заканчиваются объёмными женскими головами и фигурами животных. Арочный фриз, многоарочные порталы и оконные проёмы создают впечатление пластичности здания. Фриз украшен масками женщин и изображением животных. В центре рельефа среднего прясла северного, южного и западного фасада находится царь Давид, восседающий на троне в окружении птиц и львов. На голове его корона, а в левой руке музыкальный инструмент. Являясь важной фигурой в христианстве (согласно Матфею он был прямым предком Христа), царь Давид символизирует мудрость правителя в лице Андрея Боголюбского.

Над окнами фасадов находятся 21 женская маска, которые символизируют посвящение храма Деве Марии. Рельеф боковых прясел трёх фасадов венчает грифон, который, с одной стороны, как христианский символ означает двойственную природу Христа - божественную (птица) и человеческую (животное), а с другой - символизирует объединённые качества орла и льва, т. е. бдительность и отвагу. Четыре кресчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестово-купольную систему. Столпы увенчаны фигурными капителями в виде пары львов под сводами.

Церковь Покрова на Нерли включена ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия человечества.

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Церковь См. также «Религия», «Духовенство» Нет спасения вне церкви. Августин Церковь - скорее лечебница для грешников, чем музей святых. Эбигайл Ван Берен Церковь, связывая, дарует свободу. Стефан Наперский Церковь - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

53. Храм Покрова на Нерли Храм Покрова на Нерли Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

68. Храм Покрова Святой Богородицы на Рву Когда русские войска взяли Казань и прочно утвердились на волжских берегах, повелел царь Иван Грозный поставить. у стен московского Кремля церковь о восьми главах - по числу одержанных побед. Недавно возвратился он из похода, с

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Церковь Покрова на Нерли Тропинка ведёт меж лугов к купе старых вязов. Но вот деревья расступаются, и перед нами - небольшой одноглавый храм, стоящий на холме, у самой воды. Удивительно стройный, изящный, сверкающий белизной, он воспринимается как изваяние из цельного

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Чему равен мировой рекорд высоты снежного покрова? Наибольшая высота снежного покрова зафиксирована в горах штата Калифорния (США) 9 мая 1911 года. Она составила 11,5

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

В честь какого события возведен храм Покрова Богородицы на реке Нерль? Храм Покрова Богородицы возведен на берегу реки Нерль владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским (около 1111–1174) в память о победе, одержанной им в 1164 году в войне с Волжской Болгарией. Андрей, сын

Из книги Большая новейшая энциклопедия рыбалки автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Осеннее ужение на Нерли Нерль берет свое начало из Плещеева озера. От места слияния Нерли с Кубрью и вплоть до самой Волги есть много хороших мест для рыбалки. До впадения Сабли Нерль неглубока – 1 м, максимум 2 м при ширине 30–50 м, ниже берега все больше расступаются,

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Из книги Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии автора Каплинский Владимир Борисович

Из книги автора

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины Как вы знаете, непременной принадлежностью жилищ русской знати были так называемые домовые храмы. Религиозная традиция требовала неукоснительного

Из книги автора

ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в селе деревянная церковь в 1756 году. В 1820-х годах настоятелем этого храма был священник Георгий Лебедев. В 30-х годах того же столетия настоятелем храма был священник Иоанн Изгородин,

Написать сочинение: Сравнение двух картин.

Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина - художника С. А. Баулина, другая принадлежит кисти художника С. В. Герасимова.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) - один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Рассмотрите репродукции картин. На какой из них показана связь церкви с природой, а на какой более отчетливо выписаны те детали церкви, которые подчеркивают ее изящество? Обратите внимание на стройные, вытянутый вверх барабан, пилястры, арочный фриз, полуколонки.


Написать 1,5 листа. Только не из решебника, учитель проверять будет. Срочно сегодня!!!

Ответы и решения.

Сочинение. Сравнение двух картин "Церковь Покрова на Нерли".

Перед нами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина - художника С. А. Баулина, другая принадлежит кисти художника С. В. Герасимова. Но, несмотря на то, что они рисовали они один и тот же храм, картины имеют немало различий.
Герасимов изобразил храм летом, окруженный зеленью, небом и облаками. Картина выполнена яркими красками, и большую ее часть занимает пейзаж. На переднем плане мы видим зеленый луг и реку, женщину на берегу, а сам храм, расположен на заднем плане.

Церковь стоит на небольшом холме, все вокруг утопает в зелени, вокруг храма растут деревья, а над куполом мы видим ясное голубое небо. На фоне пушистых белоснежных облаков храм кажется чем-то воздушным. На этой картине не прорисованы архитектурные детали, потому что для автора это не важно. Я думаю, что художник изобразил храм в окружении приро­ды, чтобы подчеркнуть его величие и связь с природой.

На картине Баулина мы видим тот же храм на фоне природы. Но здесь уже нет тех красок, что на картине Герасимова. Художник использует бледные краски и не акцентирует внимание на пейзаже. Больше внимания он уделяет деталям храма, его архитектуре. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности: удивительно красивую резьбу, украшающую здание, колонны, высокие арочные окна. Арочками на полуколонках обрамлены и окна барабана, на котором расположен купол. Важнейшим элементом фасадов являются также пилястры с колонкой, которые придают церкви особое изящество и стройность. Храм украшен искусно сделанной лепниной, и выглядит очень величественно и изысканно.

На картине С. Баулина церковь показана вблизи, крупным планом, чтобы зритель мог разглядеть храм в мельчайших подробностях и восхититься работой древних мастеров, построивших данное великолепие.

Картины двух художников отличаются не только разными ракурсами и богатством красок, но и тем, что один сконцентрировал свое внимание только на здании храма, а другой - на храме в окружении природы. Это дает нам возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья работа нам нравится больше.

Ризница – в христианских храмах помещение для хранения риз (облачения священника при богослужении) и церковной утвари. Обычно находилась внутри , иногда являлась пристройкой или (в монастырях) отдельным зданием.

Рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины):

  1. мотив орнамента в виде стилизованной раковины;
  2. термин, иногда применяемый для обозначения стиля рококо.

Руина (от лат. ruina - обвал, развалины) – развалины какого-либо сооружения или населенного пункта, являющихся археологическими и историческими памятниками. В 18 – к. 19 вв. нередко возводились искусственные (античные или готические) руины.

Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

Садово-парковое искусство – искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и др. озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства – в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества. Практика озелененного строительства включает помимо создания озелененных участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий…………

Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи

1. Апсида — алтарный выступ в восточной части храма, чаще полукруглый в плане

2. Антаблемент — верхняя горизонтальная, поддерживаемая колоннами часть архитектурного ордера, состоящая обычно из архитрава, фриза и карниза

3. Аркатура — аркатурный пояс, аркатурный фриз - декоративное украшение стены в виде ряда глухих арочек, иногда опирающихся на колонки, консоли

4. Аттик — стенка над карнизом кровли, иногда соответствует невысокому этажу

5. Барабан — венчающая часть здания обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие. Световой барабан — вмещающий оконные проемы

6. Бочка — крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон (17-18 вв.)

7. Венец — бревна, положенные горизонтально и связанные в углах врубками, составляющие один ряд деревянного сруба

8. Глава наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса

9. Горельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над плоскостью на половину и более своей высоты

10. Глазурь — стекловидный покров керамических изделий различного цвета, применявшийся при изготовлении изразцов, керамических плиток

12. Городня деревянный сруб, заполненный землей или камнями, применявшийся при устройстве крепостных оград валов

13. Гульбище — наружная терраса, обходящая здание с нескольких сторон. С алтарной стороны гульбище не делают

14. Детинец — древнейшее название укрепленного центра (например, кремля) древнерусского города

15. Дынька — декоративное украшение резных столбов, колонок, оконных наличников и дверных порталов, напоминающее по форме дыню

16. Закомары — полукруглые завершения верхней части стены церковного здания, обычно соответствующие форме внутреннего свода с кокошниками

17. Замковый камень (кирпич) — наивысший центральный камень или кирпич, которым замыкается свод или арочный проем

18. Звонница — сооружение при храме, поставленное либо отдельно в виде стены с проемами для подвешивания колоколов, либо над крыльцом или стеной здания

19. Изразец — плитка из обожженной глины с рисунком, покрытая с лицевой стороны глазурью, имеющая с обратной стороны полую коробку-рампу - для крепления в кладку. Красный изразец - без полива глазурью

20. Карниз — выступающая часть антаблемента в ордерах; защищает стену от стекающей воды

21. Клеть — прямоугольный деревянный сруб, холодная (без отопления) изба

22. Каннелюры — желобки на стволе колонны или пилястра

23. Капитель — верхняя часть колонны, пилястра или столба

24. Кессоны — углубления на поверхности потолка или свода, обычно профилированные, имеющие форму квадрата или другой геометрической фигуры

25. Кокошники — декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковного здания

26. Колонна — архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого чаще являются ствол, база и капитель. База может отсутствовать

27. Колокольня — сооружение при церкви для подвешивания колоколов, иногда в несколько ярусов

28. Крестовокупольный храм — имеющий 4 столба в центре, на которые опираются подпружные арки, поддерживающие перекрытый куполом барабан. В плане основание образует крест: к центральному квадрату примыкают прямоугольные в плане концы креста, перекрытые цилиндрическими сводами, между которыми расположены угловые помещения, также перекрытые сводами. Кре-стовокупольная конструкция имеет трех-нефный, пятинефный и семинефный варианты

29. Купол — завершение здания сферическое, эллиптическое, параболическое. Куполами перекрываются помещения круглой, квадратной и многоугольной в плане формы

30. Лопатка — вертикальный плоский выступ в стене, в отличие от пилястра, не имеющий базы и капители

31. Луковица — форма покрытия церковной главы, напоминающая по силуэту луковицу

32. Матица — главная балка деревянного потолка

33. Мозаика — художественное изображение, выполненное из разноцветных мелких камешков, кусочков смальты и цветной глазурованной керамики

34. Наличник декоративное обрамление оконного или дверного проема

35. Ордер — Художественно решенная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран в своеобразной трактовке (Рим, Ренессанс, классицизм). Основу ордера составляют стойки-колонны (или пилястры) и балочное перекрытие - антаблемент. В состав ордера включаются также подножие колоннады (крепида, стереобад, цоколь) и фронтон; в классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный (сложный)

36. Парус — часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника, перекрывающая угол квадратного в плане помещения (в местах перехода от квадратного основания к круглому в плане куполу или барабану)

37. Пилон — массивный устой, столб, служащий одной из опор купола или крестового свода церкви

38. Пилястр — плоский, прямоугольный в плане выступ стены или столба, обычно обработанный по трехчастной схеме опоры того или иного ордера (с основной частью, с базой, с капителью)

39. Пирон — короткий металлический (или каменный, деревянный) брусок или стержень, скрепляющий блоки каменной кладки. Пироны укладывались в специальные пазы в камне, после чего, как правило, заливались свинцом

40. Плинт — нижняя часть базы колонны или пьедестала в виде квадратной плиты

41. Подклет — нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения

42. Подпружные арки — арки, опирающиеся на столбы или стены, несущие своды и барабан купола

43. Полица — нижняя пологая часть крутой скатной или шатровой кровли

44. Поребрик — прием орнаментальной кирпичной (иногда каменной) кладки, выполняемой путем установки кирпича на ребро или укладки плашмя под углом к наружной поверхности стены

45. Портал — декоративное обрамление дверного проема здания. Перспективный портал - обрамление входа в виде ряда уходящих в глубину стены выступов

47. Посад – поселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (кремля, детинца)

48. Придел — дополнительный храм меньшего размера, пристроенный к основному зданию или устроенный внутри последнего

49. Притвор — небольшое крытое помещение перед входом в церковь

50. Пята свода (арки) — нижняя часть свода, опирающаяся на стену или столб

51. Распалубка — выемка в своде (обычно над дверными или оконными проемами) в виде сферического треугольника, образуемого двумя криволинейными ребрами, Сходящимися ниже шельги свода

52 Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада

53. Ризница — помещение, где хранится церковная утварь и облачение

54. Рундук — крытая наружная площадка крыльца с лестницей

55. Сандрик — небольшой карниз над дверью или окном. Обычно сандрик опирается на два кронштейна

56. Свод — перекрытие из кирпича или камня/имеющее в разрезе криволинейное очертание. Свод производит, помимо вертикального давления, распор. Виды сводов: 1. Цилиндрический; 2. Коробовый; 3. Крестовый; 4. Сомкнутый; 5. Крещатый; 6. Купольный; 7. Ступенчатый


57. Связи — деревянные или железные крепления, которые закладывались в стены или стягивали пяты арок или сводов для погашения распора

58. Слобода — пригородное поселение, расположенное вдоль дороги, ведущей в город, за посадом

59. Соборная площадь — площадь перед главным (кафедральным) собором города, селения

60. Сторожи — небольшие укрепленные пункты, расположенные на возвышенных местах, служившие для наблюдения за передвижением противника

61. Тарасы — система деревянных крепостных стен, при которой две параллельные стены через некоторые промежутки соединялись врубленными в них поперечными стенками, а образовавшиеся таким образом клети засыпают землей и камнями

62. Тимпан — внутреннее поле треугольного фронтона, обрамленное двумя наклонными карнизами, нередко украшенное скульптурой

63. Трапезная — общая столовая в монастыре с церковью и подсобными помещениями. Позднее - пристройка с западной стороны церкви

64. Тябла — горизонтально положенные деревянные брусья, на которые ставятся иконы в иконостасе

65. Филенка — декоративная прямоугольная выемка на гладкой поверхности деревянной стены, двери и т. д. с профилированной рамкой

66. Фреска — живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке

67. Фриз . 1) среднее из трех главных горизонтальных членений антаблемента 2) ленточный орнамент вообще, полоса живописного скульптурного или рельефного орнамента, окаймляющего верх стены, плоскость пола и т. п.

68. Фронтон . 1) верхняя часть фасада в виде треугольника, замыкаемая по трем сторонам карнизом; аналогичное завершение окна, портала и т. п. 2) верх фасада (окна, портала и т. п.)

69. Хоры — верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви

70. Цемянка — толченый кирпич, добавляемый в известковый раствор при кладке стен здания. Цемянкой иногда называют и самый раствор с добавлением толченого кирпича