Ценности и нормы примеры. Урок "социальные ценности и нормы"

24.09.2019

Социальные нормы - образы общественных отношений, модели человеческого поведения , непременно имеющие предписательный характер и действующие в рамках определенной культуры. То, что социальные нормы характеризуются относительной устойчивостью, повторяемостью, общностью, позволяет говорить о них как законах. И точно так же как все законы социальные нормы проявляются и действуют в общественной жизни необходимо. Социальные нормы обусловлены человеческим, общественным сознанием. Именно это принципиально важное обстоятельство и определяет качественную специфику социальных норм, отличающую их от норм-законов, действующих в природе. При этом связь с человеческим (общественным и индивидуальным) сознанием реально находит свое выражение в двух планах - генетическом, связанном с происхождением социальных норм, и прагматическом, касающемся управления человеческим поведением, регуляции (организации) общественных отношений.

Наиболее важной функцией, выполняемой социальными нормами, является управление человеческими взаимоотношениями и поведением.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

Нормы - правила поведения,

Ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

Ценностная ориентация выражает направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами». Все исследователи подчеркивают регулирующую функцию ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы.

Формирование ценностных ориентаций в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится. Становление и развитие структуры ценностных ориентаций - процесс сложный, совершенствующийся в ходе развития личности. Люди одного возраста могут иметь различные ценности. Структура ценностных ориентаций людей одного возраста указывает лишь на общую тенденцию их развития, в жизни каждого человека пути развития ценностей могут быть различными. Однако, зная общую тенденцию развития ценностей в каждом возрасте и учитывая индивидуальный опыт, можно направлять развитие мировоззрения личности и соответствующим образом влиять на этот процесс.



Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения. Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию "ценность". Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенный взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.


Социальные ценности. Как уже говорилось, индивид стано вится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих цен ностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей доста точно разнообразен - это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с обще ственными идеалами. Ценности - это не то, что можно купить или продать, ценности - это то, ради чего стоит жить. Важней шая функция социальных ценностей - играть роль критериев вы бора из альтернативных способов действий. Ценности любого об щества взаимодействуют между собой, являясь принципиаль ным содержательным элементом данной культуры.
Отношение между культурно предопределяемыми ценнос тями характеризуется двумя чертами: во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определенную иерархическую структуру, подразде ляясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отноше-ния между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антаго нистическими, взаимоисключающими Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, напол няют конкретным содержанием культуру данного типа.
Основная функция социальных ценностей - быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей мож но выделить:
то, что предпочитается в наибольшей степени (акты по веления, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нужда ется в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, «свято» и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);
то, что считается нормальным, правильным (как посту пают в большинстве случаев);
то, что не одобряется, порицается и - на крайнем по люсе системы ценностей - предстает как абсолютное, само очевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.
Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упо рядочивает для индивида картину мира. Важная особенность со-циальных ценностей заключается в том, что в силу их всеоб щего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализу ются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик соци альных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неиз бежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:
определение природы человека, его «натуры», идеал личности;
картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
место человека, его роль в системе мироздания, отноше ние человека к природе;
отношение человека к человеку;
характер общества, идеал общественного устройства.
Социальные нормы. В ситуации, когда систему социальных
ценностей характеризует устойчивость, воспроизводимость во времени и распространенность в пределах данного общества, эта система формализуется, конкретизируется в форме соци-альных норм. Следует обратить внимание на двоякое определе ние понятия «норма». Согласно первому его употреблению нор ма - абстрактно сформулированное правило, предписание Изве-
стно, однако, что понятием «норма» применительно к любом\ ряду явлений, к любому процессу обозначают и ту совокуп ность явлений или признаков процесса, которые служат их преимущественной характеристикой, постоянно возобновля ются, устойчиво проявляясь в данном ряду явлений (тогда го ворят о нормальном явлении, нормальном процессе, о нали чии объективной (реальной) нормы). В социальной жизни, в реальной действительности существуют обычные, повторяю щиеся отношения между членами общества. Эти обычные, по вторяющиеся отношения и подпадают под понятие объектив ной (реальной) нормы в поведении людей. Совокупность актов действия, характеризующаяся высокой степенью однородно сти и повторяемости, и есть объективная социальная норма.
Объективная социальная норма - это характеристика суще ствующих явлений или процессов (либо актов поведения), по этому установить ее наличие и содержание можно, лишь про анализировав социальную действительность; содержание соци альных норм выводится из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто сти хийно, не всегда получая отражение в сознании людей. Если в праве сфера социального долженствования выражена в виде рационально осознанных и логически сформулированных пра вил (запретов иди велений), где средства подчинены целям, ближайшие цели подчинены отдаленным, то социальные нормы не расчленены в общественном сознании на цели и средства, они существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), как нечто подразумевающееся, воспринимаются в качестве тако вых и воспроизводятся в поведении без их обязательной созна тельной оценки.
Социальные нормы, стихийно упорядочивая поведение лю дей, регулируют самые разнообразные виды общественных от ношений, складываясь в определенную иерархию норм, рас пределяясь по степени социальной значимости. Политические нормы, прямо связанные с системой идеологических ценнос тей, влияют на нормы экономического характера, послед ние - на технические нормы и т. д. Нормы профессиональной этики, семейных отношений и морали в целом, нормы по вседневною поведения охватывают, по существу, всю сово купность социально значимых актов поведения.

В социальной норме воплощается значительное большин ство соответствующих явлений (актов повеления). Ею может быть обозначено то, что обычно, естественно, типично в дан ной сфере социальной действительности, что характеризует ее основное социальное свойство на данный момент. Это боль шинство именно однородных, более или менее одинаковых актов поведения. Относительная однородность позволяет сум мировать их, отделить от иных актов поведения, составляющих отклонения, исключения, аномалии. Норма является синтети ческим обобщением массовой социальной практики людей. В социальных нормах, т. е. устойчивых, наиболее типичных ви дах и способах поведения в конкретных областях социальной практики, проявляется действие объективных закономернос тей общественного развития. Социально нормальным является то, что необходимо, что закономерно существует при данном укладе общества.
Социальная норма в сфере поведения людей применитель но к конкретным актам может быть охарактеризована двумя основными рядами численных, количественных показателей. К такого рода показателям можно отнести, во-первых, отно сительное число актов поведения соответствующего вида и, во-вторых, показатель степени их соответствия некоторому среднему образцу. Объективная основа социальной нормы про-является в том, что функционирование, развитие обществен ных явлений и процессов происходит в соответствующих каче ственно-количественных пределах. Совокупность фактических актов действия, образующих социальные нормы, складывается из однородных, но не тождественных элементов. Эти акты дей ствия неизбежно различаются между собой по степени соот ветствия среднему образцу социальной нормы. Эти действия, следовательно, располагаются по определенному континууму: от полного соответствия образцу, через случаи частичного от клонения вплоть до полного выхода за пределы объективной социальной нормы. В качественной определенности, в содер жании, смысле и значении качественной характеристики со циальных норм, в реальном поведении проявляется в конечном счете доминирующая система социальных ценностей.
Общее количество однородных (т. е. более или менее соответ ствующих определенному признаку) актов поведения - пер вый количественный показатель данной совокупности актов.

Нетождественность, различие между подобными однородными актами связаны с тем, что указанный качественный признак в каждом конкретном случае может быть выражен в разной степе ни, т. е. акты поведения могут обладать различными частотными характеристиками с точки зрения проявления в них этого при знака. Таков второй количественный параметр данной совокуп ности. Отклонения от среднего образца поведения до какого-то уровня укладываются в рамки того, что можно считать объек-тивной социальной нормой. По достижении же определенного предела степень отклонения будет столь высокой, что такого рода акты будут отнесены к числу аномалий, актов антиобще ственных, опасных, преступных.
Выход за пределы объективной социальной нормы возмо жен, конечно, в двух направлениях: со знаком «минус» (отри-цательное значение) и со знаком «плюс» (положительное зна чение). Здесь вновь проявляется неразрывная связь социальных норм с господствующей системой ценностей. Именно такая система не только снабжает социальные нормы их качествен ной характеристикой, но и определяет полярные значения случаев выхода за пределы этих норм. При этом существенна закономерность: чем выше степень соответствия данного акта среднему образцу социальной нормы, тем больше подобных актов, и чем меньше степень этого соответствия, тем меньше и относительное число подобных актов.
Полезно прибегнуть к схематическому, графическому изоб ражению этого соотношения (см. рис. 12.1). Для этого по верти кали будем откладывать число определенных, относительно однородных (но никогда не тождественных) актов действия, а по горизонтали - степень их соответствия среднему образцу (как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»).
Рис. 12.1. График соотношения социальной нормы и отклонений

На приведенном графике в зонах «в» и «et» располагаются акты действий, укладывающиеся в пределы объективной соци альной нормы, это то, как обычно поступают. Зона «а,» - это отклонения, выходящие за пределы объективной социальной нормы. Это - действия, отличающиеся от средней нормы, то, что порицается. В зоне «я» помещаются действия, в еще боль шей степени отклоняющиеся от рамок социальной нормы (максимальные отклонения), это действия, осуждаемые боль шинством, оцениваемые как недопустимое, преступное. В зоне «с» располагаются действия, выходящие за пределы среднего образца социальной нормы в сторону социальных идеалов, это те действия, которыми восхищаются (хотя и редко следуют).
Количественно-качественная характеристика социальных норм чрезвычайно показательна с точки зрения уровня дина мики социальных изменений и их содержания. Возможна ситу ация, когда те акты поведения, которые составляли меньшин ство, растут до такой степени, что начинают переходить из ка тегории отклонений, исключений в стадию формирования новою образца социальной нормы. Как правило, это знамену ет радикальную трансформацию системы социальных ценностей данного общества.

Нравственные нормы сходны с правовыми в том, что и те, и другие играют роль главнейшего механизма, с помощью которого регулируется человеческое поведение. представляют собой неписанные законы, которые сложились в ходе столетий. В праве же законы закреплены юридически.

Нравственная культура

Нравственные нормы, ценности являются практическим воплощением морали. Их особенность заключается в том, что они определяют сознание и особенности во всех жизненных сферах: быт, семья, профессиональная деятельность, межличностные отношения.

Морально-нравственные нормы - это свод определяющих человеческое поведение правил, нарушение которых приносит ущерб обществу или группе людей. Их формулируют в виде конкретного набора поступков. Например:

  • нужно уступать место тем, кто старше;
  • здороваться, встречая другого человека;
  • быть великодушными и защищать тех, кто слабее;
  • приходить вовремя;
  • говорить культурно и вежливо;
  • носить ту или иную одежду, и т.д.

Фундамент построения здоровой личности

Духовно-нравственные нормы и ценности составляют образ человека, совершенного в смысле соответствия шаблону благочестия. Именно к этому портрету нужно стремиться. Таким образом выражаются конечные цели того или иного поступка. В виде идеала используется такой образ, как Иисус в христианстве. Он пытался заложить в человеческих сердцах справедливость, был великомучеником.

Нравственные правила и нормы играют роль персональных для того или иного человека. Личность задает свои собственные цели, в которых проявляется ее позитивная или негативная сторона. Большинство людей стремятся к счастью, свободе, познанию смысла жизни. Нормы нравственности помогают им регулировать свое моральное поведение, мысли и чувства.

Мораль функционирует в обществе в виде совокупности трех структурных элементов, каждый из которых представляет собой одну из сторон нравственности. Этими элементами являются моральная деятельность, нравственные отношения и моральное сознание.

Мораль в прошлом и настоящем

Данные явления начали проявляться достаточно давно. У каждого поколения и общности людей формировалось свое понимание доброго и злого, собственные способы интерпретации моральных норм.

Если обратиться к мы увидим, что там нравственный облик рассматривался как неизменное, фактически принятое в условиях отсутствия явление. Человек того времени не мог между принятием и непринятием господствующих тенденций, он должен был безоговорочно следовать им.

В наше же время, в отличие от правовых, нравственные нормы больше рассматриваются как рекомендации по достижению счастья для себя и окружающего общества. Если ранее мораль определялась как нечто, данное свыше, прописанное самими богами, то сегодня это что-то похожее на негласный общественный договор, которому желательно следовать. Но если вы ослушаетесь, по сути, вас могут только осудить, но не призвать к реальной ответственности.

Вы можете принять моральные законы (для своего же блага, ведь они являются полезным удобрением для ростка счастливой души), либо же отвергнуть, но это останется на вашей совести. В любом случае вокруг нравственных норм вращается все общество, и без них его функционирование было бы неполноценным.

Разнообразие нравственных норм

Все нравственные нормы и принципы можно условно разделить на две группы: требования и позволения. Среди требований выделяют обязательства и естественные обязанности. Позволения тоже можно разделить на безразличные и сверхдолжные.

Есть мораль общественная, которая подразумевает под собой самые унифицированные рамки. Есть же негласный свод правил, действующий в той или иной стране, компании, организации или семье. Также существуют установки, в соответствии с которыми свою линию поведения выстраивает отдельная личность.

Дабы познать нравственную культуру не только в теории, но и на практике, нужно совершать правильные поступки, которые окружающие будут принимать и одобрять.

Возможно, значение морали преувеличено?

Может показаться, что следование нормам морали заковывает человека в узкие рамки. Однако мы не считаем себя узниками, используя инструкцию к тому или иному радиоприбору. Нормы морали - это та же схема, которая помогает нам правильно выстраивать свою жизнь, не вступая в конфликт с совестью.

Нравственные нормы в большинстве своем совпадают с правовыми. Но случаются ситуации, когда мораль и право вступают в конфликт. Разберем данный вопрос на примере нормы «не укради». Попробуем задаться вопросом «Почему тот или иной человек никогда не пойдет на кражу?». В случае, когда основанием служит страх перед судом, то мотив нельзя назвать моральным. А вот, если человек не крадет, исходя из убеждения, что воровство - это плохо, то, поступок основывается на моральных ценностях. Но в жизни бывает, что некто считает своим то, что с точки зрения права, является нарушением закона (например, человек решается на кражу лекарства, чтобы спасти жизнь родного человека).

Важность морального воспитания

Не стоит ждать, что морально-нравственная среда сложится сама. Её тоже нужно строить, познавать, то есть работать над собой. Просто, наряду с математикой и русским языком, школьники не изучают законы морали. И, попадая в общество, люди могут подчас чувствовать себя такими же беспомощными и беззащитными, как если бы они в 1-ом классе вышли к доске и были вынуждены решить уравнение, которого до этого и в глаза не видели.

Так что все слова о том, что благонравие сковывает, порабощает и делает из человека раба, справедливы лишь в том случае, если моральные нормы извращены и подстроены под материальные интересы той или иной группы людей.

Социальная голодовка

В наше время поиск правильной дороги в жизни беспокоит человека куда меньше, чем социальный дискомфорт. Родители больше заботятся о том, чтобы ребенок стал хорошим специалистом, нежели счастливым человеком в будущем. Важнее становится вступить в благополучный брак, чем познать настоящую любовь. Родить ребенка важнее, чем осознать истинную потребность в материнстве.

Моральные требования в своем большинстве апеллируют не к внешней целесообразности (если поступишь так-то, то добьешься успеха), а к моральному долгу (нужно поступить определенным образом, так как это продиктовано долгом), имея, таким образом, форму императива, рассматриваемого как прямое и безусловное повеление.

Нравственные нормы и поведение людей тесно взаимосвязаны. Однако, задумываясь о законах морали, человек не должен отождествлять их с регламентом, а выполнять их, руководствуясь собственным желанием.

Чтобы человек мог свободно существовать в мире, ему необходимо уметь взаимодействовать с окружающими людьми. Ценности - это специфические характеристики объектов окружающей нас среды, которые определяют их положительное и отрицательное значение для каждого человека и общества в целом. Социальная ценность права - это понятие, уяснив которое, человек поймет, какова его положительная роль в жизни общества. Благодаря ему обеспечивается стойкий порядок в структуре а также возможность осуществления привычных человеческих действий.

Заметим, что человек, являясь социальным существом, должен создавать определенные шаблоны поведения, применимые в той или иной конкретной ситуации. Это делается для того, чтобы можно было благополучно существовать в обществе и взаимодействовать с другими индивидами. Подобные шаблоны именуются

Социальные ценности - это то, что является важным для каждого человека априори. Принятые однажды решения становятся для нас основной линией поведения, которой мы стараемся придерживаться каждый день, всю жизнь. Именно поэтому ценностные ориентиры выступают в роли способа регуляции и детерминации поведения индивида. Они помогают ему отличить значимое от ненужного, существенное от бессмысленного.

Ученый подробно изучал социальные ценности и выделил такие три формы их существования, которые могут взаимно перетекать одна в другую:

  1. Общественные идеалы.
  2. Предметное воплощение этих идеалов.
  3. Мотивационные структуры.

Заметим, что в течение всей жизни одна может подтверждаться, другая - отбрасываться ввиду своей несостоятельности. В результате образуется некая иерархия, в которой содержатся понятия, применимые и актуальные для каждого человека. Социальные ценности - это понятие, которое формируется у каждого индивидуально, потому в одном обществе тяжело найти двух человек, у которых бы данная система была одинакова. Очень часто индивид сталкивается с тем, что его принципы идут вразрез с новыми системами, или же теоретические основы не стыкуются с реальной жизнью. В этом случае начинают формироваться многослойные системы, в которых провозглашаемые ценности зачастую расходятся с действительностью.

Ценностные ориентации - это результат социализации индивидов, то есть освоения ими всех существующих видов общественных норм и требований, которые предъявляются к отдельным людям или членам Основа их формирования лежит во взаимодействии опыта, который есть у людей, с образцами существующей общественной культуры. На основе этих понятий формируется собственное представление о характере личных притязаний.

Деловые отношения всегда содержат в своей структуре ценностный аспект. Он определяет явные и скрытые стандарты поведения. Существует такое понятие, как профессиональные ценности социальной работы, обозначающие устойчивые представления и убеждения людей о характере целей, способах их достижения и принципах будущей жизни. Эти ценности ориентируют на основные принципы его поведения в работе и ответственность за свою деятельность. Они помогают служащему любой сферы определиться с теми правами и обязанностями, которые у него есть как у профессионала.

Социальные ценности начинают формироваться в раннем детстве. Их основным источником являются окружающие ребенка люди. В этом случае основополагающую роль играет пример семьи. Дети, наблюдая за родителями, начинают им подражать во всем. Потому, решаясь завести детей, будущие мама и папа должны понимать, какую ответственность на себя берут.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

Тема: Социальные ценности и нормы

Москва - 2015

Введение

1.Социальные нормы

1.1 Виды социальных норм

2. Социальные ценности

3. Социальные нормы и ценности как элементы социальной культуры

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современной жизни термин "социология" часто используется в средствах массовой информации, мы постоянно видим, слышим, читаем о социологических опросах населения, рейтингах президентов или соискателей, имиджах политических деятелей. Эти и другие понятия, витают вокруг нас во всех местах скопления людей: в очередях, на предприятиях, в транспорте, на различных политических и около политических кругах.

Социология (от лат. Socius -- общественный; др.-греч. Льгпт -- наука) -- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Термин социология впервые был введен О.Контом в 1839 г. Дулина Н.В., Небыков И.А., Токарев В.В. Социология. Учебное пособие. Волгоград, 2006. - с.11.

Понятие социальных ценностей и норм впервые появилось в социологической науке благодаря М. Веберу. По М. Веберу, каждый человеческий акт предстаёт осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели. Эту связь Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии. Гидденс, Э. Социология: Учебное пособие. / Э. Гидденс. - М.: Восток, 1999. - с.296.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. В основе возникновения социальных норм («общих правил») лежат, прежде всего потребности материального производства. Социальные нормы - это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Социальные ценности, такие как моральные ценности, идеологические ценности, религиозные ценности, экономические ценности, национально - этические имеют важнейшее значение для изучения и учёта ещё и потому, что они выступают мерилом социальных оценок и критериальных характеристик.

Данная тема актуальна потому, что понимание ценностей как совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, представляющих приоритетное знание в жизни людей, имеют, как для отдельного социума, например, для российского общества, так и общечеловеческого уровня вполне конкретное гуманитарное значение. Поэтому проблема заслуживает всестороннего изучения. Ценности объединяют людей на основе их общезначимости.

Цель работы: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

1. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Социальная норма (от лат. Norma -- правило, образец, мерило) -- установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1997

Признаки социальных норм:

1) Являются общими правилами для членов общества.

2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.

4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

5) Возникают в процессе исторического развития.

Человеческое общество представляет собой совокупность отношений людей к природе и друг к другу, или совокупность общественных явлений. Социальные нормы - это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Э. Гидденс «Социология». - М., 1999 г.

Индивиды как члены общества, как сознательные, творческие и свободные существа свободны в выборе своего поведения. Их поступки могут не согласовываться и противоречить друг другу. Противоположность поведения может поставить под вопрос существование общества. Поэтому имеется необходимость в том, чтобы регулировать человеческое поведение, то есть определить его способ и обеспечить приемлемое для общества поведение людей.

Люди как общественные существа создают некий новый мир, отличный от природы, но с определенным порядком. Для того чтобы этот порядок существовал, создаются социальные нормы, которые представляют собой по существу особое произведение человеческого общества.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социологической значимости. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Социальные нормы, определяющие человеческое поведение, обеспечивают существование людей в обществе и существование человека как человека - в его отношениях к остальным людям и к самому себе. С их помощью человек стремится сохранить и реализовать определенные ценности в той природной и социальной действительности, в которой он живет.

Социальные нормы представляют собой ожидаемые правила поведения человека в обществе. Человек является свободным существом и, в рамках свободы, он может вести себя по-разному. Чем более развитым является общество и чем уверенней оно прогрессирует, тем больше прогресс человеческого сознания и свободы, тем в большей мере человек ведет себя как свободное существо, а общество может воздействовать на его свободное поведение при помощи правил, создаваемых обществом. Фролов С.С. Социология: Учебник.- М., 2000. - с. 20

Социальные нормы предполагают относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и не выполнять их. Когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определенных общественных функций, координацию и согласование действий индивидов для процесса общественного производства, обеспечивающего существование общества на данной ступени его развития.

1.1 Виды социальных норм

Социальные нормы делятся на социальные предписания и технические правила.

1. Социальные предписания - это социальные нормы в узком смысле слова. Это социальные нормы, которые определяют социальное поведение человека, то есть отношение человека к другим членам общества. Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается такое социальное состояние, которое является полезным для общества, создающего данные правила.

Социальные предписания регулируют отношения между людьми в государстве и в социальных группах. Это нормы, при помощи которых регулируется поведения человека по отношению к другим людям в государстве, в семье, на улице, в процессе производства материальных благ и т.д. Эти нормы служат реализации общей цели, достижение которой соответствует интересам некоторой широкой общности, но может и не отвечать интересам отдельных ее членов. Чтобы обеспечить уважительное отношение к данным нормам, общность принимает определенные меры, начиная с воспитания и вплоть до санкций, при помощи которых нарушителя социальных норм лишают тех или иных благ.

Социальное предписание имеет две части: диспозицию и санкцию. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с.119.

Диспозиция - часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюден интерес общности, коллектива.

Санкция - лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ. Так удовлетворяется стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Также возможно и опосредованное воздействие санкции на поведение людей. Зная, что им грозят определенные санкции, то есть лишение известных благ, люди воздерживаются от нарушения общественных предписаний.

Санкции не могут быть исключительно негативными, то есть направленными лишь на лишение некоторых благ тех членов общества, которые нарушают общественные правила. Могут быть и позитивные санкции - не за нарушение правила, а за поведение в соответствии с ними. Они являются наградой за поведение, желательное для общества.

2. Технические правила представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно. Они регулируют не отношение человека к другим людям, а отношение человека к природе. Это нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе присвоения им природы.

Посредством действий, человек может осуществить благоприятные для него изменения в природе. Данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы (материальной природы в узком смысле слова). Технические правила служат достижению определенной цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей. Технические нормы представляют собой инструкции индивиду, как следует поступать в определенной ситуации; они выступают в качестве помощи индивиду со стороны общества, но не в качестве приказов. Это является причиной отсутствия санкций. Например, тот, кто хочет выздороветь, должен соблюдать предписания специалистов медицины, иначе он будет продолжать болеть.

Технические правила подвержены непрерывным изменениям, происходящим в ходе изменения человеческого сознания и способов присвоения природы, ее приспособления к потребностям людей. Изменение технических правил непосредственно связано с развитием науки и появлением новых возможностей для развития технологии.

Технические правила являются социальными правилами, так как отношение человека к природе есть социальное отношение; также и отношение человека к науке, к даваемым ею знаниям и их применению представляет собой отношение общества к науке.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Ценности -- это не то, что можно купить или продать. Важнейшая функция социальных ценностей -- играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой и являются содержательным элементом данной культуры. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - с.343.

Основная функция социальных ценностей -- быть мерилом оценок.В любой системе ценностей можно выделить то, что:

Предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, -- то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);

Считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);

Не одобряется, порицается и предстает как абсолютное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Ценности являются основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание, делающей из них социальные отношения. Ценность можно определить как целевое желательное событие.

2.1 Классификация социальных ценностей

Социальные ценности можно условно разделить на две основные группы:

Ценности благосостояния,

Прочие ценности. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-М, 2001.- с. 390.

Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят: мастерство (квалификация), просвещенность, богатство, благополучие.

Мастерство (квалификация) - это приобретенный профессионализм в некоторой области практической деятельности.

Просвещенность - это знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Богатство подразумевает, главным образом, услуги и различные материальные блага.

Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов.

Прочие социальные ценности - наиболее значимыми из них следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой главной из ценностей является власть. Обладание властью дает возможность приобретать любые другие ценности.

Уважение - это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к этой ценности считается одной из основных человеческих мотиваций.

Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества.

Аффективность - это ценности, включающие любовь и дружбу.

Социальные ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе или классе существует распределение ценностей между членами социальной общности. На неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д.

Социальные ценности являются базовым исходным понятием при исследовании такого феномена, как культура. По мнению отечественного социолога Н.И. Лапина «система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе». Н.И. Лапин А.Г. Здравомыслов: Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин

3. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Дулина Н.В., Небыков И.А., Токарев В.В. Социология. Учебное пособие. Волгоград, 2006. - с. 39.

Социальные нормы можно разделить на следующие виды:

Нормы морали - то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные государством; правовые нормы, выраженные в официальной форме: в законах или нормативных правовых актах;

Религиозные нормы -- правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;

Политические нормы -- правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между человеком и государством и т.п.;

Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Социальные ценности и нормы - основополагающий фактор социального поведения.

Под социальными ценностями понимаются общие представления о желаемом типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности конкретизируются в социальных нормах.

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего, общественно одобряемого поведения. Нормы - некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Яковлев И.П. Социология: Учеб. пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000. - с.81 Сюда относятся:

1. Привычки - устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях.

2. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов.

3. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

4. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это одобренные обществом массовые образцы действий.

5. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

6. Обряд - разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям населения.

7. Церемония и ритуал. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.

8. Нравы - особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет).. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.

9. Законы - норы и правила поведения, оформленные документами, подкрепленные политическим авторитетом государства. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

10. Мода и увлечения. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений называется модой.

11. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности служат эталоном, идеалом для всех людей. Социологи используют термин ценностные ориентации. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду.

12. Верования - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

13. Кодекс чести - особые правила, регулирующие поведение людей, основанные на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.

Объективная основа социальной нормы проявляется в том, что функционирование, развитие общественных явлений и процессов происходит в соответствующих качественно-количественных пределах. Совокупность фактических актов действия, образующих социальные нормы, складывается из однородных, но неодинаковых элементов. Эти акты действия различаются между собой по степени соответствия среднему образцу социальной нормы. Действия располагаются от полного соответствия образцу до полного выхода за пределы объективной социальной нормы. В качественной определенности, в содержании, смысле и значении характеристики социальных норм, в реальном поведении проявляется доминирующая система социальных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

норма ценность социальный правило

В социологии очень часто используются понятия социальных ценностей и норм, которые характеризуют основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности - в труде, в политике, в быту и т.д.

Социальные ценности - это высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие, как в малых общественных группах, так и в обществе в целом.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

Регулируют общий ход социализации;

Интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество;

Контролируют отклоняющееся поведение;

Служат образцами, эталонами поведения.

Социальные нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

Как стандарты поведения (обязанности, правила);

Как ожидания поведения (реакция других людей).

Социальные нормы - это стражи порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так:

Нормы - это правила поведения,

Ценности - это абстрактные понятия о том, что есть добро и зло,

правильное и неправильное, должное и не должное.

Элементы культуры - нормы, ценности - составляют определенную систему и входят во взаимодействие с другими компонентами общественной регуляции: экономикой, социальной структурой и политикой. Указанные выше социальные институты являются не единственными носителями культуры. Важным фактором и ее "носителем" является также личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или же не срабатывают, иногда могут подвергаться разного рода трансформации.

В культуре рассматривается типичная или базовая личность, как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе. Личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. За этот выбор личность несет ответственность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гидденс, Э. Социология: Учебное пособие. / Э. Гидденс. - М.: Восток, 1999. - 256 с.

Дулина Н.В., Небыков И.А., Токарев В.В. Социология. Учебное пособие. Волгоград, 2006.

Конституция РФ.

Корельский, В.М. Теория государства и права. / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - М.: Дрофа 1997.

Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Лапин Н.И., Здравомыслов А.Г.: Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин

Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие/под ред. проф. В.А. Чумакова. - Ростов н/Д.,2000.

Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт-М, 2001.

Фролов С.С. Социология: Учебник.- М., 2000.

Яковлев И.П. Социология: Учеб. пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Понятие и структура социальной роли. Значение термина "статус". Разновидности социального статуса. Прирожденные и приписываемые статусы. Понятие и элементы, типы и формы социального контроля. Виды социальных норм. Различные классификации социальных норм.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Социальные ценности как неотъемлемая часть любого общества. Роль и место социальных ценностей в жизни москвичей. Проблема социальных ограничений. Субъективные и личностные факторы, влияющие на социальные ценности. Рабочий план проведения исследования.

    практическая работа , добавлен 26.03.2012

    Сущность социального контроля, его функции, формы реализации и отличительные черты. Регламентация в социальных институтах и организациях. Групповое давление. Влияние общественного мнения и принуждение. Социальные нормы и санкции как основа контроля.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2013

    Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Определение социальных норм. Отклонение от привычных в обществе норм поведения. Основные группы отклоняющегося поведения. Типы, виды и функции социальных норм. Поддержание социального порядка и стабильности, воспроизводство социального образца.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные ценности и нормы культуры. Специфика социального подхода к анализу культуры. Социальная стратификация: понятие, происхождение, теории. Социальный контроль и девиантное поведение. Характеристика социальных общностей "аудитория" и "толпа".

    контрольная работа , добавлен 15.02.2012

    Сущность и происхождение социальной роли личности. Процесс усвоения индивидом социальных ролей, влияние норм и статусной позиции. Понятие и виды ценностей. Возникновение, осуществление и ориентация на ценности ролевых взаимозависимостей индивидов.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.