Архитектурные стили. Интерьер в стиле барокко - изысканный и утончённый

30.03.2019

Пришло время, когда на замену скучным и унылым фасадам пришли довольно смелые и интересные решения отделки домов. В наше время каждый владелец дома и коттеджа хочет внести уникальность и индивидуальность во внешний вид своего жилья. Сейчас дизайну дома уделяется особое внимание, а множество стилей только помогут подчеркнуть статус и вкус хозяина. К тому же, все оформления можно отнести к определенной эпохе или стране. Остается только выбрать тот вариант фасада, который будет воплощать в себе ваши возможности и желания.

Дом в стиле барокко

Величественный стиль

Если вы захотите придать своему дому уникальный дизайн, который однозначно будет выделяться на фоне всех остальных, то барокко – это ваш вариант. Такой дизайн, несомненно, подчеркнет богатство и роскошь своего владельца. В нем употребляется и сложный декор, и различные украшения, а его пышность и вовсе не оставит без внимания. И даже несмотря на огромное количество разных художных приемов, которые впитал себя барокко, все элементы фасада не выбиваются из общей картины гармоничности. Они наоборот создают вид парадности и торжественности, величия и силы. Хотя сам дизайн пришел к нам из 16-го века, в современном мире барокко обрел любовь и популярность среди зажиточных слоев населения.

Дом в стиле барокко
подчеркнет богатство своего владельца

Имея некоторые характерные признаки, барокко можно распознать среди остальных благодаря:

  1. Криволинейным конструкциям – в отличие от классицизма, где присутствуют строгие формы и масштабность
  2. Фасад отличается сложностью и вычурностью
  3. Неравномерные и гигантские размеры элементов
  4. Обязательно включает в себя позолоту и резьбу
  5. Захватывает взгляд игрой света и тени

Важно! Хотя зарождение стилей проходило в одну эпоху, барокко и классицизм существенно отличаются между собой фасадными элементами. Например, если барокко присущи пространственные иллюзии, которые искажают пропорции дома, то классицизм наоборот является стилем гармоничных пропорций и четкой планировки.

Однозначно коттедж воплощающий барокко, больше похож на прекрасный дворец. Имея величественные формы вместе с позолоченными элементами, а так же купола вместе с витыми колоннами – дом с итальянским фасадом удивляет своей роскошностью.

Дом в стиле барокко похож на дворец

Оттенки присущие барокко:

  • Золотой
  • Серебряный
  • Белые и кремовые тона

И хотя фасад здания может иметь и другие цветовые оттенки, все же барокко присущи именно эти тона. На фоне таких спокойных цветов, крыши могут быть различных оттенков, что существенно их выделяет в общей картине.
Даже незнающий человек может узнать дом в стиле барокко. Яркая торжественность с изобилием различных фасадных элементов, однозначно сделала стиль самым узнаваемым.
Даже для небольшого коттеджа подойдет оформление в стиле барокко. Не нужно бояться изобилия элементов фасада, разных архитектурных форм и разнообразия – барокко не терпит простые формы и дешевизну материалов.

Даже незнающий человек может узнать дом в стиле барокко

Для отделки фасада такого уровня следует использовать самые дорогие материалы и некоторые из них это:

  1. Мрамор
  2. Ценные породы дерева
  3. Слоновая кость

Важно! Стиль барокко это дорогое оформление фасада, которое доступно зажиточным людям. Иногда стоимость такого фасада превышает стоимость всего дома.

Одна эпоха – два разных стиля

Классицизм и барокко были сформированы в одну эпоху, но это не помешало им иметь кардинальные различия. Если фасад барокко кричит о роскоши и напыщенности, то классицизм наоборот, воплощение спокойствия и утонченности. Классицизм, использующийся в дизайне домов, имеет четкие и ровные линии конструкций, он говорит о спокойствие и сдержанности.

Черты классицизма:

  1. Простота
  2. Строгость
  3. Лаконичность

Дом в классическом стиле

В тот момент, когда фасады, исполненные в стиле барокко, динамичны и кричат о своей роскошности, классицизм в обустройстве фасада достаточно прост, благодаря поддержанию строгих элементов, он вносит лепту спокойствия и утонченности. В современном мире для создания классического фасада используют легкие и недорогие материалы, которые не несут большой нагрузки на всю конструкцию. Зачастую в стиле классицизм отделывают городские здания, которые отлично вписываются в структуру городов. Однако все чаще можно встретить современные частные дома и коттеджи в классическом дизайне. В отличие от барокко, во главе которого стоит напыщенность и богатство, классицизм любит сдержанные и ровные линии, которые не проявляют яркие эмоции. Нередко можно встретить театры и музеи с классическим дизайном, в которых присутствуют карнизы и пилястры, а симметрия элементов декора бросается в глаза каждому человеку.

Классический стиль в архитектуре

Немного о других вариантах фасада

Таким же легким и элегантным, как классический, можно назвать и фасад дома в стиле фахверк. Дома в таком стиле являются теплыми и прочными. Сочетание деревянных балок и раскосов, делают жилище спокойным и в тот же момент броским для глаза. В современном мире использование дизайна фахверк стало востребованным и популярным. Конечно, выполнить дом с дизайном фахверк лучше во время изначальной его постройки, однако разнообразие материалов позволяет создать фасад фахверк уже на готовом здании. Следует знать, что фасад в стиле фахверк, если он не является имитацией, сделает жилье надежным и энергетически эффективным. Очень креативно смотрятся дома выполненные с использованием больших стекол. Такой дизайн можно назвать стеклянным фахверком. Интересно то, что выполнение фахверка можно делать, используя и другие стили. Он может сочетать в себе и минимализм классицизма, и национальные стили и яркие цвета.

Важно! Если в отделке фасада использовать пестрые и яркие цвета, то не следует забывать, что на их фоне должны выделяться деревянные балки, которые являются главным элементом стиля.

Отделка фасада дома в фахверк стиле

Обычно балки имеют темные цвета, однако и использование светлых тонов может сделать фасад жилища привлекательным. Все зависит от вкусов и предпочтений хозяина. Если фасад жилья выполнен в стиле фахверк, то нужно постараться и внутренний дизайн помещений сделать ему подобным. Тогда все жилье будет смотреться гармонично и законченно.
Не менее популярным является фасад дома в восточном стиле. Но при выборе такой облицовки жилья следует знать, что гармоничен такой стиль вместе с ландшафтным дизайном участка. Для того чтоб дом не выбивался из общей картины, нужно использовать восточные атрибуты и для двора, и для ограждений и заборов. Декор ландшафта должен быть укомплектован растительностью и клумбами, которые отвечают восточному дизайну.

Коттедж в восточном стиле

Итоги

Дорогое удовольствие, которое включает в себя отделка фасада барокко, непременно будет радовать не только глаз хозяина, но и приковывать к себе восторженные взгляды, даже мимо проходящих людей. Весь пафос и богатство, вместе с всевозможными архитектурными изысками, включил в себя барокко. Если владелец хочет подчеркнуть свое богатство и силу, то стиль барокко, это именно тот вариант отделки. В большинстве случаев использование дорогих материалов для отделки дома приводит к тому, что фасад становится дороже, чем стоимость всего жилья.

Барокко — стиль роскоши

Витые колонны, вместе с арками и роскошными лестницами, украшенные разнообразной лепниной, превратят обычное здание в настоящий итальянский дворец. Разумно будет и внутреннее помещение сделать подобным стилю барокко. Красивые расписные столы и комоды, колонны внутри дома, наличие расписных декорных элементов, только подчеркнет помпезность и величие здания.

8712 0

С развитием строительных технологий стандартные проекты домов постепенно утрачивают свою популярность. Это касается и оформления фасадов: все чаще встречаются варианты отделки в самых разнообразных стилях, больше присущих западным странам. Одним из наиболее редких в частном домостроительстве является стиль барокко – яркий, роскошный и необычайно декоративный.

Барокко относится к дворцовым стилям, а потому его отличительной чертой является величие. Оно выражается в пышности архитектурных форм, размерах здания, большом количестве декоративных элементов. Именно декор определяет направление стиля, придает сооружению оригинальный, но при этом респектабельный вид. Как правило, дом в стиле барокко имеет высокий цоколь, 2-3 этажа (или больше), симметричное расположение архитектурных элементов, широкое крыльцо с круглыми ступенями и фигурными балюстрадами. Окна большие, прямоугольной или арочной формы, украшенные фризами и рельефными наличниками.

Стены дома должны быть богато украшены лепниной, профилированными карнизами, пилястрами, скульптурными композициями. Отделка в стиле барокко отличается массивностью и сложностью форм, обилием всевозможных завитков и орнаментов. У входа обычно устанавливают колонны или полуколонны, часто витые либо рустованные, украшенные резьбой.

Что касается цветового оформления, в барокко преобладает светлая гамма: кремовый, серый, бежевый, светло-коричневый, голубой цвета, а также сочетание белого и золотого. Контрастные оттенки тоже используются, хотя и нечасто. Беспроигрышный вариант – это кремовый или бежевый фасад, белоснежные колонны у входа, белые рамы окон и золотого цвета лепнина.

Цветовая гамма — беж с золотом

Данный стиль предполагает использование дорогих отделочных материалов, а воплощение архитектурных изысков требует высокого профессионализма, и потому такое оформление – весьма недешевое удовольствие. Позволить себе настоящий особняк в стиле барокко могут лишь состоятельные люди. Для тех же, кто хочет придать новый вид уже имеющемуся дому, есть более бюджетные варианты, и хотя это не на все 100% барокко, но тоже очень эффектно, ярко и респектабельно.

Отделка фасада в стиле барокко — удовольствие не из дешевых

Элементы отделки

К наиболее характерным элементам декора в барочном стиле относятся:

  • пилястры – вертикальные выступы прямоугольной формы, расположенные на стенах, по обе стороны от дверного либо оконного проема. Выглядят они как плоские колонны, выступающие из стены;

  • рельефные карнизы – выступающие горизонтальные элементы, крепящиеся под свесами крыши, над проемами, по периметру здания на уровне межэтажных перекрытий и цоколя;

  • рустовые камни – плиты, имитирующие каменную кладку на углах здания;

    Русты из пенопласта на фасаде

  • балюстрады – невысокие ограждения из фигурных столбиков, устанавливаемые по периметру балконов, лестниц, террас;

  • сандрики – декоративные выступы на окнами и дверьми, защищающие проем от осадков.

    Сандрик — интересный декоративный элемент

По материалу изготовления данный декор делится на тяжелый и легкий. Для производства тяжелого декора применяется натуральный мрамор, гранит, песчаник и бетон, как более дешевая альтернатива.

Легкий декор – это изделия из полимерных материалов – пенопласта и полиуретана, а также гипса и фибробетона. Чаще всего используется фибробетон и полиуретан, поскольку пенопласт разрушается со временем под атмосферным воздействием, а гипс отличается высокой хрупкостью и требует осторожного обращения при монтаже.

Отделка фасада в стиле барокко

Основное условие: дом должен быть достаточно большим, иметь второй этаж или хотя бы мансарду. Одноэтажная постройка скромных размеров с лепниной и пилястрами будет выглядеть, по крайней мере, странно.

Лучше всего украшать двухэтажный дом

Для начала нужно хорошенько продумать расположение элементов декора и нарисовать эскиз. Пилястры у входной двери должны быть обязательно, а вот возле окон они устанавливаются лишь в том случае, если расстояние между проемами не меньше 70 см. Декоративный карниз может опоясывать дом над цоколем, на уровне второго или мансардного этажа, под крышей и возле окон должен быть обязательно.

Все эти изделия продаются в погонных метрах, крепятся встык, поэтому подсчитать нужное количество не трудно. К расчетам следует прибавить 5-7% про запас, так как при раскрое часть материала расходуется. Рустовые камни для углов рассчитываются поштучно, как и другие украшения для фасада – лепнина, розетки, замковые камни, консоли, сандрики. Учтите, что слишком густо лепить украшения по всему фасаду нельзя, ведь обилие декора визуально утяжеляет здание, придает ему аляповатый вид. Чем меньше дом, тем меньше декоративных элементов используется.

Подготовительный этап

С фасада демонтируют все, что будет мешать работе – наличники, лампы, водосточные трубы и так далее. Если штукатурка держится непрочно, ее полностью убирают, заделывают имеющиеся трещины в стенах дома. Деревянные окна тоже очищают от старой краски, проверяют целостность рам, при необходимости меняют поврежденные детали.

Очищенную от пыли поверхность грунтуют, после чего штукатурят заново. Новые кирпичные стены также следует оштукатурить, поскольку кладка не сильно сочетается с барочным стилем. Для штукатурки используют, как правило, цементно-песчаный раствор либо готовую заводскую смесь. В процессе работы обязательно контролируют плоскость стен по уровню. После нанесения штукатурного слоя необходимо произвести затирку металлической или полиуретановой теркой, чтобы придать поверхности идеальную гладкость.

Оформление дверного проема

Когда штукатурка высохнет, можно приступать к отделке проемов. Для начала рассмотрим крепление пилястр. Этот элемент состоит из трех частей – базы, тела и капители. Тело пилястры обычно меньше по ширине, чем база и капитель, и варьируется в пределах 135-300 мм. Стандартная высота равняется 2 м, при необходимости может обрезаться по размеру.

Шаг 1. Пилястру распаковывают, прикладывают базу к нижней части стены у проема, выравнивают, отмечают карандашом верхний угол. Далее к отмеченной точке прикладывают тело пилястры, выставляют его строго по вертикали, делают разметку карандашом.

Шаг 2. Повторяют все точно так же с другой стороны проема. После этого замеряют высоту и подгоняют тело пилястры по размеру с помощью мелкозубчатой ножовки. Если одного тела не хватает, в процессе монтажа нужно будет соединить два одинаковых элемента между собой.

Шаг 3. Каждый элемент пилястры просверливают точно по вертикальной оси с шагом 500 мм. При этом крайние отверстия должны располагаться минимум в 10 мм от торцов.

Сверление отверстия в подножке пилястры

Установка тела (стержней) пилястры

Шаг 4. Прикладывают базовую часть к стене, ровняют по линии и сквозь отверстия намечают точки сверления на основании. Откладывают базу в сторону, просверливают по меткам стену на глубину 70-80 мм и вставляют дюбели.

Шаг 5. На тыльную сторону базы наносят монтажный клей для полиуретана сплошным слоем, прикладывают изделие к поверхности, плотно прижимают и вкручивают саморезы. Таким же образом крепят тело пилястры и капитель, дополнительно промазывая клеем торцы деталей. Стыки между элементами должны быть максимально плотными и аккуратными, тогда их легче будет замаскировать.

Крепеж для соединения по длине двух частей пилястры

Крепление капители шпильками

Шаг 6. Полностью установив пилястры, над проемом крепят сандрик. Он должен краями опираться на капители и располагаться строго по горизонтали. Крепление выполняют описанным выше способом – на дюбели и клей. Перед фиксацией убедитесь, что сандрик расположен симметрично по отношению к пилястрам.

Шаг 7. Стыковочные швы и крепежные отверстия замазывают акриловой шпаклевкой. После высыхания шпаклевки зачищают выступивший клей острым ножом, а поверхность декоративных элементов обрабатывают мелкозернистой шкуркой.

Совет. Можно крепить такую отделку немного по-другому. Вместо саморезов опытные мастера используют металлические шпильки того же диаметра (обозначены на схемах), а отверстия в декоре делают с тыльной стороны, не доходя до конца 5-7 мм. Таким образом, сквозные отверстия отсутствуют, и заделывать нужно только стыковочные швы.

Видео — Фасадный декор из пенополистирола

Оформление оконных проемов

Декор для окон необязательно набирать самостоятельно – сейчас в продаже имеются готовые комплекты, выполненные в различных стилях. В комплект входят наличники, подоконник, консоли, сандрики и другие элементы, в зависимости от вида отделки. На каждой детали есть наклейка с названием и артикулом, а в инструкции, прилагаемой к комплекту, подробно указано, где и как их крепить.

Шаг 1. Комплект распаковывают и раскладывают детали на ровной поверхности так, как они должны располагаться вокруг проема. Желательно это делать прямо возле окна, чтобы удобнее было примерять элементы.

Шаг 2. Так как наличники, сандрики и подоконники изготавливаются с запасом по длине, нужно их поочередно приложить к проему и наметить линии среза и угловых стыков между деталями. Замеры нужно делать очень точно, все элементы должны располагаться симметрично по отношению к центральной оси проема. Пышный декор окон первым бросается в глаза, и поэтому малейшие изъяны будут хорошо видны.

Шаг 3. Ножовкой с мелкими зубчиками или острым ножом подрезают изделия по намеченным линиям. Отрезанные кусочки выбрасывать не стоит, возможно, они еще пригодятся при отделке других проемов.

Шаг 4. По периметру окна устанавливают крепежи. Для удобства монтажа полиуретанового декора опытные мастера применяют специальные крепежные пластины с острыми шипами – строители называют их «шведские гвозди».

Пример крепежа «шведские гвозди»

Размеры таких зубчатых пластин равняются 100х200 мм, 150х200 мм и больше, но для крепления наших элементов это слишком много. А потому пластину нужно разрезать на небольшие кусочки так, чтобы на каждом шипы оставались с двух противоположных сторон. Для резки лучше всего использовать болгарку.

Итак, по периметру проема отмечают места расположения пластин с шагом около 50 см. Если рядом будут монтироваться несколько коротких фрагментов, пластины размещают гуще, чтобы на каждый элемент приходился минимум один крепеж. Каждая пластина фиксируется к стене двумя дюбель-гвоздями.

Отрезанную пластину крепят к фасаду в месте установки фасадного элемента

Шаг 5. Теперь все элементы нужно наживить без клея в соответствии с разметкой, чтобы проверить правильность монтажа. Изделия прикладывают к пластинам и нанизывают на шипы, предварительно выровняв стыки.

Шаг 6. Если все стыки ровные, отклонений по вертикали и горизонтали нет, можно приступать к монтажу. Отделку снимают и откладывают в сторону, затем замешивают по инструкции клей на цементной основе. Начинать нужно снизу проема: берут нужную деталь, гребенчатым шпателем наносят клей на тыльную сторону и торцы, аккуратно распределяют ровным слоем. Прикладывают изделие к стене так, чтобы шипы попали в уже сделанные отверстия, после чего плотно прижимают. Излишки клея немедленно вытирают с поверхности чистой тряпкой.

Шаг 7. Точно так же приклеивают остальные элементы, особое внимание уделяя стыкам. Дополнительной фиксации не требуется, поскольку зубчатые пластины будут надежно удерживать декор, пока клей не высохнет. Готовую отделку следует ошкурить мелкозернистой наждачной бумагой и очистить от пыли.

Теперь возле окон можно установить пилястры. Как это сделать, описано выше. Если между окнами расстояние больше полутора метров, пилястры монтируют по бокам каждого проема. Если же расстояние меньше метра, целесообразно установить между проемами по одной пилястре точно посередине. Мелкие украшения в виде лепных орнаментов и розеток можно закрепить под окнами, узорчатые консоли – под козырьками и карнизами. Главное условие – все изделия должны быть выполнены в едином стиле и расположены симметрично относительно друг друга. Крепятся мелкие детали преимущественно на клей: изделие покрывают клеем с тыльной стороны, прижимают к сухой, ровной и чистой поверхности, крепко прижимают на несколько секунд. Но при желании можно закрепить и дюбель-гвоздями, для надежности.

Отделка углов рустовыми камнями

Есть несколько способов сделать рустованные углы, но самый простой из них – это монтаж полиуретановых плит прямоугольной формы с толщиной стенок около 3-5 см. Такая имитация руста занимает минимум времени, не требует специальных навыков, и отличить ее от натуральной рустовой кладки практически невозможно.

Для работы потребуется:

  • пенополистирольные плиты;
  • фасадный клей (например, Ceresit CT 83);
  • строительный уровень;
  • перфорированные уголки для плит;
  • армирующая сетка из стекловолокна;
  • грунтовка с кварцевым наполнителем;
  • декоративная штукатурка.

Угол дома предварительно нужно очистить от пыли и прогрунтовать, чтобы увеличить сцепление материалов. И, конечно же, он должен быть идеально ровным, без дефектов, как и прилегающие участки стен. Плиты лучше выбирать угловые, Г-образной формы – для начинающего строителя это самый оптимальный вариант. Есть три варианта монтажа таких плит – прямой, шахматный и переменный.

  1. Первый вид монтажа подразумевает использование одинаковых угловых элементов с равными сторонами. При установке их боковые кромки образуют одну вертикальную линию.
  2. Для шахматной укладки используется два вида элементов – с короткими и длинными сторонами. При монтаже они чередуются и образуют характерный рисунок.
  3. При переменном способе монтажа используют угловые элементы с разными по длине сторонами. При укладке фрагменты разворачивают так, чтобы длинные и короткие стороны чередовались.

Совет. Особой сложностью ни один из вариантов не отличается, так что справиться с этим может любой. Самое главное при монтаже – четко следовать выбранной схеме и постоянно контролировать расположение элементов уровнем, чтобы отделка угла получилась ровной и аккуратной.

Шаг 1. Определяют нижнюю границу руста и при помощи уровня проводят горизонтальные линии с обеих сторон угла. Примеряют первую плиту, проверяют плотность прилегания, при необходимости делают подрезку.

Шаг 2. Разводят монтажный клей и наносят его зубчатым шпателем на тыльную сторону плиты, распределяя толстым слоем по всей поверхности. Прикладывают элемент к стене по разметке и крепко прижимают на несколько секунд. Излишки клея снимают шпателем.

Шаг 3. Следующий элемент прикладывают так, чтобы оставался зазор шириной 30-60 мм. Чем толще плита, тем шире делают зазоры, так угол будет смотреться более декоративно. Обязательно проверяют расположение уровнем, намечают линию крепления карандашом на стене.

Шаг 4. Когда все плиты будут установлены, необходимо подождать, пока клей хорошо схватится, и затем нанести армирующий слой. Для этого замешивают новый клей (хорошо подходит для этих целей Церезит СТ 85), наносят его шпателем на поверхность плит, и с торцов тоже, углы закрывают отрезками перфорированного профиля. Профиль вдавливают в раствор, сверху наносят еще клей, тщательно ровняют шпателем поверхность со всех сторон.

Шаг 5. Далее на лицевую сторону плит укладывают армирующую сетку, предварительно разрезанную на квадраты соответствующего размера. Сетку утапливают в раствор и хорошенько ровняют шпателем, убирая излишки смеси. Таким же образом обрабатывают все остальные элементы, очищают кромки и зазоры от остатков клея, оставляют до высыхания.

Шаг 6. Высохшие плиты слегка ошкуривают, очищают от пыли и покрывают водостойким грунтовочным составом. Для грунтования удобнее всего использовать малярную кисть средней ширины.

Завершающая отделка углов выполняется после окрашивания фасада.

Еще одна модель рустового угла

Покраска стен и декоративных элементов

Итак, необходимый декор установлен, можно приступать к финишной отделке фасада. Здесь очень важно правильно подобрать цвета, чтобы подчеркнуть выбранный стиль. Пилястры, сандрики, консоли, а также розетки и другие мелкие элементы чаще всего красят в белый и золотой цвета. Если выбран вариант под золото, стены должны быть белыми – это классическое сочетание для барокко. А вот для белого декора необходим цветной фон, и в этом случае нужно подобрать матовую краску приглушенных оттенков красного, синего, изумрудного или коричневого цветов. Карнизы всех видов и угловые элементы декора красят в белый, независимо от цвета фасада.

Полиуретан повреждается растворителями, поэтому краску для него нужно выбирать на водной основе – акриловую, силиконовую либо латексную. Отличными характеристиками обладают акриловые аэрозольные краски: их легко наносить, сохнут они очень быстро, покрытие получается идеально ровным. К тому же, среди них есть составы с эффектом позолоты. Для стен водорастворимые краски тоже подходят: высоким спросом пользуются фасадные краски от Dulux, Caparol, Tikkurila.

Сначала стены и декор очищают от пыли, затем покрывают грунтовкой. Когда грунтовка высохнет, приступают к покраске стен. Краску наносят валиком, прокрашивая кистью только труднодоступные участки. Обычно требуется два слоя краски, чтобы цвет основания приобрел насыщенность и глубину. После высыхания поверхности нужно наклеить малярную ленту по периметру декоративных элементов, чтобы не испачкать стены.

Так как поверхность таких элементов рельефная, краску наносят узкой кистью с длинным ворсом. Тщательно прокрашивают все углубления, стыки, углы, старясь не оставлять наплывов и подтеков. Первыми окрашивают верхние элементы, затем проемы и декор, расположенный в нижней части стен. На этом основной этап отделки в стиле барокко считается завершенным.

Видео — Стиль барокко в архитектуре

Видео – Декоративное оформление углов в стиле барокко Дом в немецком стиле

  • Фасад дома под старину
  • Барокко - это дворцовый стиль, подчеркивающий богатство, роскошь и респектабельность. Он воплощает пышность, вычурность отделки, сложный декор и использование различных художественных приемов.

    Он появился в Италии в 16 веке и получил распространение в других странах. Простые формы сменили сложные композиции и необычная декоративность.

    Особенности и основные признаки

    Размах, великолепие и роскошь - это отличительные черты стиля. Сложные украшения в виде растений, фигур, завитков, гирлянд создают впечатление динамичного оригинального здания.

    Элементы фасада гармонично сочетаются как с окружающим пространством, так и между собой. Слияние различных видов искусства помогает создать иллюзию особой парадности и торжественности, возвеличивания власти и силы.

    Величие, контрастность, необычность - барокко призвано приукрашать и облагораживать. Архитектура барокко сложна и представлена большим количеством скульптур, пилястр и колонн.

    Разнообразные формы от овала до прямоугольника, асимметричные рисунки - это линии стиля барокко.

    При строительстве используются пастельные светлые цвета: от красного, бордового, белого до изумрудного, кремового и золотого. Наиболее популярно сочетание золотого и белого цветов.

    Башни, эркеры, балконы, купола, роспись, резной орнамент, лепнина - это характерные элементы стиля. Вычурные, массивные, контрастные, динамичные элементы конструкции привлекают внимание и удивляют своей необычностью и неповторимостью.

    Характерные черты барокко

    Архитектура стиля сложна, живописна и многообразна. Профилированные карнизы, колонны, пилястры и полуколонны, вогнутые и выпуклые скульптурные детали придают дому особый колорит, в котором все элементы соединены между собой.

    Барокко отличается грандиозностью, необыкновенным зрелищем, контрастом фактур, материалов, света и тени. Реальность и иллюзия совмещены в сложных очертаниях, росписях, лепках.

    Живопись, окрашенные стены, скульптуры - для барокко характерны сложные планы, световые эффекты и изощренность формы и линий.

    Наиболее характерные признаки:

    • криволинейные конструкции;
    • сложный пластичный фасад;
    • неравномерное распределение массы;
    • позолота и резьба;
    • игра света;
    • огромные окна.

    Линии стиля причудливые, от выпукло-вогнутых до асимметричных и спиральных. Характерные элементы: слитность, текучесть, огромные колоннады.

    Цвета - голубые, белые, кремовые и яркие контрасты: синий и белый, изумрудный и кирпично-красный. Формы и конструкции контрастные, массивные.

    Фасад дома в стиле барокко

    Если вы хотите построить дом, похожий на дворец, то проект дома в стиле барокко - это ваш вариант. Дизайн домов в этом стиле завораживает пышностью, роскошью и вычурностью. Статус хозяина дома, имеющего аристократическое жилье, будет высоким.

    Величавые формы, позолоченные элементы, рустованные или витые колонны, многоярусные купола - фасад дома в стиле итальянских дворцов не просто красив, он удивителен, роскошен и великолепен.

    Крыши разнообразных цветов отлично выделяются на фоне кремовых или белых стен.

    Строение создает ощущение перетекания одного сооружения в другое, непрерывности и движения. Торжественность, яркость, парадность и соединение разных видов искусства характерны для архитектуры этого стиля.

    Объемно-пространственные решения домов в стиле барокко делают его узнаваемым даже для несведущих людей.

    Колонны не являются декорацией, а выполняют очень часто и функции группировки узлов здания. Наличники сложных рисунков, картуши, гирлянды, разорванные фронтоны украшают фасад дома и подчеркивают его архитектурные формы.

    Стиль барокко - это визитная карточка состоятельных и обеспеченных людей, которые хотят подчеркнуть уровень дохода. Помпезность, яркость, вычурность, респектабельность - характерные черты этого дворцового стиля.

    Он подчеркивают могущество, власть и богатство людей в разных сферах жизни.

    Фасад дома, оформленный декоративными элементами, придает дому индивидуальность и улучшает его характеристики. Роскошный и изысканный фасад дома в барочном стиле - это произведение искусства, которое никогда не устареет.

    Загородные дома

    Загородный дом, который привлекает внимание необычностью форм, - это дом в стиле барокко. Яркие краски, нарочитая пышность, блеск и шик - это архитектурное барокко. Даже небольшой загородный дом может быть оформлен в виде дворца.

    Этому стилю свойственно стремление к величию и роскоши, помпезности и изысканности. Пространственный размах, масштабные колоннады, причудливые купола и скульптуры, лепнина, сложные архитектурные элементы, барельефы, золото - все это характерные черты.

    Разнообразные формы, эркеры, башни, резной орнамент и роспись создают роскошный и изысканный фасад. Массивные конструкции, большие окна в форме полуциркуля или прямоугольника, пышные наличники создают ощущение величия и необыкновенной красоты.

    Дома в стиле барокко замысловаты и отличаются изобилием деталей, художественных приемов и архитектурных форм, в особенности их концентрация присутствует в фасаде.

    Цветовое решение фасада здания выполняется в пастельных приглушенных тонах, которые гармонично сочетаются между собой.

    Элитный загородный дом, украшенный фасадными деталями в барочном стиле, будет воплощением самых замысловатых фантазий. Необычный, удивительный, яркий, респектабельный - это роскошный дом для состоятельных людей.

    Барокко не приемлет простых форм, практичных решений, дешевых материалов, и поэтому отделка фасада может быть дороже самого строения.

    Декоративный стиль, имеющий всевозможные архитектурные изыски (колонны, арки, лестницы, лепные элементы), виртуозно воплотить сможет только профессионал с большими знаниями, опытом и вкусом.

    Материалы, используемые для отделки, роскошны и богаты: мрамор, ценные породы дерева, слоновая кость.

    Особняк в стиле барокко - дорогое удовольствие, которое позволит создать помпезный и респектабельный дом, подчеркивающий богатство и силу его владельца.

    Барокко как стиль зародился в Италии, на стыке XVII-XVIII веков, в эпоху Позднего Возрождения. Слово «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый», «странный», в переводе с португальского «жемчужина неправильной формы». Теорий происхождения названия барокко очень много, и по прошествии веков трудно выделить единственно верную.

    Таким образом, название оправдывает само себя, заключая в себе загадку и недосказанность. Получив своё начало в Италии, этот стиль распространился по всей Европе, пропагандируя эпатаж, аристократизм, величие и блеск.

    Барокко: история возникновения

    Считается, что приход каждой новой эпохи на смену предыдущей всегда имеет чёткое объяснение, основанное на принципе контраста: на смену романтизму приходит реализм, на смену духовности – атеизм, на смену классике и сдержанности – пышность и помпезность. Как же исторически объясняется наступление такой загадочной и неоднозначной эпохи, как барокко , и почему она зародилась именно в Италии? Одно из объяснений таково: в XVII веке Италия находилась под переходящим господством испанцев и французов.

    Страна разрывалась между междоусобными разногласиями синьоров, владеющих отдельными регионами, и внешним давлением со стороны соседних правителей. Конечно, папа Римский продолжает оставаться держателем высшей церковной власти, с его позволения коронуются владыки мира и отлучаются от церкви за духовные преступления, но не всегда политика Рима совпадает с политикой герцогов и королей государств Западной Европы.

    Итальянские аристократы и владетельные синьоры всячески пытались создать иллюзию общего благополучия, воинской мощи и стабильного процветания, всеми силами подчёркивая роскошь в архитектуре и дизайне. Так и зародился стиль барокко – вычурный, преувеличенный, экстравагантный, «напоказ». Нужно отметить, что, хотя стиль барокко и противопоставлялся классическим нормам в искусстве, не придерживался строгих канонов, был непредсказуем и экстраординарен, к нему не возникло негативного отношения.

    В современной Италии очень чётко видна разница между выдержанным стилем, каким бы он ни был, и безвкусицей. Важно наличие стиля, будь он классическим, авангардным или милитаристским, главное, чтобы он смотрелся гармонично и элегантно. Как всё новое и модное, стиль барокко был тепло встречен как в самой Италии, так и за её пределами.

    Известные мастера барокко

    Барочный стиль прославлял богатство, пышность форм, аристократизм, монархию, церковь и религию, а также своеволие и свободолюбие. Известные на весь мир итальянские художники барокко этого времени, такие как Дзуккаро, Каррачи, да Кортона и др., запечатлели в своих картинах прекрасные предметы интерьера, ставшие образцом для мебельщиков Франции.


    Барокко в своей сущности имеет много общего с античностью – те же естественность и возвышенность, но с элементами беспокойности, асимметричности, кривизны линий и причудливости форм. Стиль барокко более всего проявился в архитектуре, при строительствах соборов и монастырей, получив из-за этого прозвище «иезуитский стиль». На смену строгой аскетичной духовности пришла церковь светского, почти мирского типа, влияющая на верующих не только величием образов и изображений, но и их красотой, яркостью и благозвучием.

    Интерьер в стиле барокко

    Интерьер в стиле барокко характеризуют вычурность, эпатаж, контрасты, эффекты, подчёркнутая аристократичность, иллюзорность, богатство деталей. Но это внешняя сторона тенденции. Не будем забывать, что мы говорим об эпохе научного и технического прогресса, эпохе Коперника, Галилея и Ньютона. Поэтому стилю барокко присущи также геометричность, симметрия, естественность, математическая точность, выраженная блестящими и сверкающими аксессуарами. Математика граничит с легкомыслием, строгий расчёт с развлечением, серьёзность с бурлеском.


    Кроме того, в искусстве барокко и особенно в предметах интерьера можно увидеть множество метафор, аллегорий, скрытых смыслов и зашифрованных посланий. В рисунках, орнаментах, скульптурах присутствует иносказание, намёк, двусмысленность. Уникальность этого стиля в непередаваемом сочетании простоты и загадки, гармонии и деформированности.

    Все предметы мебели барочного стиля просто дышат роскошью и пышностью. Чаще всего это показное богатство мнимое, но эффект создаётся неизменно. Дома итальянских синьоров были украшены настенными росписями, фресками, картинами с пейзажами или портретами. В качестве материалов широко использовался мрамор и слоновая кость. Если мрамор добывали на территории самой Италии, то слоновая кость была редким и дорогостоящим материалом, использование которого уже само по себе указывало на благосостоятельность хозяина особняка или виллы.

    Многочисленные предметы мебели были позолочены. Витые решётки, резьба по дереву, кованые аксессуары, бархат, слоновая кость, фарфор, перламутр, кожа и черепаховый панцирь – всё шло в ход и отрабатывались мельчайшие детали. Любой предмет эпохи барокко можно рассматривать часами, настолько все детали проработаны, продуманы и отшлифованы.

    В цветовом решении стиля барокко в интерьере преобладали контрастные сочетания, белый с красным и золотом, чёрно-белые решения. Очень популярными были все цвета красного: пурпурный, алый, бордо. Конечно, золото и позолоченные предметы обихода были неотъемлемой частью убранства дома в стиле барокко. Серебряная посуда, подставки, канделябры, письменные принадлежности – в доме синьора каждая безделица была выполнена как музейный экспонат. Кстати, именно в это время появилась вилка как предмет посуды, до этого использовались только ложки.


    Предметы мебели воспринимались как произведения искусства, не функциональность, но красота и шик были приоритетом. Естественно, не каждый мог себе позволить иметь громоздкую, резную, величественную, но не совсем удобную мебель. Для особняков в барочном стиле требуется большое пространство. Этот факт сильно отличает мебель средневековую, главным преимуществом которой была практичность, и лёгкая «сборка». В средневековых домах, особенно римских, были распространены складные стулья, столы, кровати-«раскладушки». Кровать же барочного стиля – это огромное высокое ложе с балдахином, занавесом, покрывалами и резным изголовьем.

    Вообще, кровать в эпоху барокко – это самый массивный и роскошный предмет . Как было заведено при дворе французского короля, где спальня выполняла функцию гостиной, и где придворные присутствовали при утреннем пробуждении своего владыки, при его туалете и процессе одевания. Королевская кровать представляла из себя подобие некоего шатра, со множеством занавесей, драпировок, подушек и покрывал.


    Одним из изобретений эпохи барокко является комод со множеством выдвижных ящиков, а также секретер и туалетный столик. Здесь итальянские мастера давали волю своей фантазии, украшая изящные предметы обстановки резьбой, инкрустацией, драпировками. В качестве аксессуаров использовались высокие напольные часы, отделанные деревом, бронзой с позолотой, украшенные статуэтками и зеркалами.

    Кресла и стулья были обиты дорогой тканью, обычно бархатом или атласом. Кстати, именно в этот период стали различать стулья в виде табурета от стула со спинкой и от кресла. В комнатах всегда присутствовало огромное множество покрывал, подушек с кисточками, струящихся занавесок из шёлка и шифона.


    Если раньше в интерьерах в стиле барокко были широко распространены сундуки и «кассапанки» - сундуки с перилами и спинкой, то в эпоху барокко своё место по праву начинают занимать шкафы. Даже если поначалу это были те же самые сундуки, поставленные вертикально. Теперь же половину комнаты мог занимать огромный громоздкий шкаф, несомненно, украшенный резьбой и позолотой, с зеркалами и статуэтками.

    Аксессуары в стиле барокко

    В комнатах было огромное количество зеркал, особенно из венецианского стекла. Зеркала могли быть подвесными или передвижными, часто высотой до самого потолка. Это были настоящие произведения искусства, с лепниной, узорами, скульптурами и потайными полочками. Вообще, тайные ящички и шкатулки с секретом – бич этой эпохи. Вспомним романы, описывающие эти смутные времена – любовные письма, смертельные яды, фамильные драгоценности… хранились в секретерах или резных музыкальных шкатулках.


    Среди аксессуаров стиля барокко обязательное наличие гобеленов, статуй, картин, скульптур, ваз и т. д. Все они были украшены орнаментами на различные тематики, от растительных до морских. Отдельно нужно упомянуть о таком предмете интерьера, как камин. в стиле барокко был массивным, шикарно оформленным, с коваными решётками и изысканными каминными принадлежностями.

    Хоть Венецианская республика ещё не входила в состав Италии, но в стиле барокко она безусловная законодательница мод. Именно венецианские мастера представили всему миру мебель с росписью, позолотой и лакировкой, с мозаичными вставками и инкрустацией драгоценными и полудрагоценными камнями, или просто кусочками зеркала.

    Диваны барочного стиля, особенно в Венеции, всегда были обиты дорогими тяжёлыми тканями. Кисточки и бахрома на занавесках, шторах в виде занавеса, приглушённые насыщенные тона придавали комнате оттенок театральности и вневременности. Вообще, мебель в стиле барокко характеризуется сложностью формы, обилием украшений и аксессуаров, закруглённые и витые декорации. Итальянские мебельщики славились на весь мир и изготавливали мебель для иностранных господ, придворных, герцогов и королей.

    Людовик XIV, самый блистательный и модный из французских королей, очень любил итальянскую мебель в стиле барокко и приглашал мастеров для украшения своих дворцов и садов. Мебель в барочном стиле идеально подходила к пышности и блеску двора короля-Солнца. Вслед за ним придворные также стремились обставить свои частные виллы и загородные дома итальянской мебелью, это считалось признаком достатка и утончённого вкуса.

    В комнате с барочным стилем обстановки можно встретить множество ниш, канизов, арок и ширм. Ширмы могли быть статическими или передвижными, обитые тканью или выполненные из резного дерева. Стилю барокко присущи игры со светом и тенью, приглушённые тона, множество свечей в массивных канделябрах, изящные безделицы из слоновой кости и перламутра.

    Стилизация под барокко

    Если вы желаете сделать дизайн квартиры в стиле барокко , вам нужно иметь в распоряжении достаточно большое пространство. Ведь каждый предмет мебели должен представлять себя в самом выигрышном свете, подчёркивая свою изысканность и роскошь. Никаких «стенок», сдвинутых кресел или тумбочек. Мебельные принадлежности барочного стиля в должны хорошо просматриваться со всех сторон, в комнате они расположены, как будто в витрине дорогого бутика.

    Столы и стулья должны иметь изогнутые ножки, диваны и кресла должны быть обиты дорогой узорной тканью с орнаментами, лучше в красных тонах. Орнаменты могут представлять собой геометрические узоры, или же растительные мотивы, рисунки или фигуры на морскую тематику, а также всевозможные изображения купидонов и сюжетов на библейскую тему. В интерьере комнаты в стиле барокко обязательным элементом должен быть балдахин над кроватью, с двойными или даже тройными занавесками, украшенными кисточками и бахромой.

    В планировке комнаты не помешает сделать стилизованные колонны с витыми украшениями и позолотой, карнизы, затемнённые ниши и высокие летящие арки. Статуи из мрамора или бронзы займут достойное место в комнате в стиле барокко. Причём они должны стоять на видном месте, даже посреди комнаты или на проходе, в полный рост, и не должны прикрываться другой . Обязательно наличие огромного зеркала в резной позолоченной раме, а также туалетного столика или секретера со статуэтками и тяжеловесными украшениями.

    Огромная люстра завершит декор комнаты, с лампочками, стилизованными под свечи. Такая современная стилизация барокко получила своё название – необарокко , подходит тем, кто предпочитает жить в окружении роскошных вещей, практически произведений искусства, обожает принимать гостей с шиком и на высшем уровне, и просто наслаждаться собственным домом-музеем.