Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Реферат по дисциплине:
Образовательные программы начальной школы
Выполнила:
Мартынова Анна
22 группа ПиСП
Проверила:
Бурмистрова Елена Владимировна
Введение
1. Анализ образовательной программы начальной школы с учетом требований ФГОС.
2. Характеристика образовательной программы начальной школы «Перспектива».
Заключение
Список литературы
Введение
Данная работа направлена на анализ образовательной программы начальной школы, чтобы проанализировать соответствие программы «Перспектива» требованиям ФГОС и определить психолого-педагогические особенности применения данной программы.
Для достижения цели, преследуемой в данной работе, мною была посещена МОУ "Таврическая гимназия". Я посетила занятия в первом классе.
Итак, для начала проведем анализ образовательной программы «Перспектива» с учетом требований, прописанных в ФГОС.
Основной целью УМК «Перспектива» является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Одной из основных задач УМК «Перспектива» является
Личностное развитие - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
Особое место уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину.
формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;
создать условия для самоопределения, смыслообразования;
научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;
побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:
развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;
формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).
На этом основании можно сделать вывод, что образовательная программа «Перспектива» основана на требованиях ФГОСа.
(под редакцией Л.Ф. Климановой )
Издательство «Просвещение».
Сайт: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Учебно-методический комплекс «Перспектива » выпускается с 2006 года. В состав этого УМК входит линия учебников по математике.
Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы.
«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике , направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий.
Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение.
В состав УМК «Перспектива » входят:
· Учебники по предметам (1-4 класс);
· Рабочие тетради;
· Творческие тетради;
· Дидактические материалы для ученика: «Читалочка», «Волшебная сила слов», «Математика и информатика », «Основы безопасности жизнедеятельности»;
· Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты;
Календарно-тематическое планирование и технологические карты, обеспечивающие учителю эффективное и качественное преподавание путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы, размещены на страницах Интернет - сайта УМК «Перспектива».
Учебно-методический комплекс«Школа 2000…»
(научный руководитель – Л. Г. Петерсон )
Издательство «Ювента»
Сайт:www.sch2000.ru
Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предлагает решение актуальных образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ – школа – вуз). В основе лежит непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы, ориентированный на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Программа «Учись учиться» учитывает возможность работы по данной программе в условиях различных вариантов учебного плана ОУ (4 ч. или 5 ч. в неделю).
Главной целью программы «Школа 2000…» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.
Отбор содержания и последовательность изучения основных математических понятий осуществлялось в программе «Учись учиться» на основе системного подхода. Построенная Н. Я. Виленкиным и его учениками многоуровневая система начальных математических понятий позволила установить порядок введения в школьном математическом образовании фундаментальных понятий, обеспечивающий преемственные связи между ними и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий курса математики.
Основой организации учебного процесса в программе «Учись учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…», которая может использоваться на двух уровнях: базовом и технологическом.
Курс математики «Учусь учиться» для начальной школы может использоваться совместно с курсами по другим учебным предметам, входящим в Федеральные перечни учебников Минобрнауки РФ, на основе собственного выбора учителей. В этом случае в качестве дидактической основы, упорядочивающей работу учителей в условиях вариативности образования, можно использовать технологию деятельностного метода.
УМК по математике для начальной школы программы
«Учусь учиться» («Школа 2000…»)
1. Учебники «Математика » – Л. Г. Петерсон. Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами и компьютерной программой мониторинга успеваемости.
Дополнительная литература:
2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е. Что значит уметь учиться. Учебно-методическое пособие.-М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.
3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» // Построение непрерывной сферы образования.- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
«Перспектива » - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива») :
ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
- ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы:
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
- ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы:
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
- ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
- ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.
Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:
Производитель: "Просвещение" Серия: "Академический школьный учебник" Концепция учебно-методического комплекса `Перспектива` разрабо тана в соответствии с требованиями Федерального государственного об разовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В концепции представлены: особенности реализации в УМК `Перспекти ва`, главная концептуальная идея и основополагающие принципы УМК, завершённые предметные линии учебников, входящие в его состав. От ражены особенности предметного содержания и методического обеспече ния УМК `Перспектива`, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. ISBN:978-5-09-028533-9 Издательство: "Просвещение" (2013) Формат: 60x90/16, 96 стр.
ISBN: 978-5-09-028533-9 Купить за 154 грн (только Украина) в |
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Петерсон Л.Г. | Концепция учебно-методического комплекта «Перспектива» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В… - Просвещение, Перспектива | 2013 | 115 | бумажная книга | |
Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова | Концепция учебно-методического комплекса "Перспектива" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В… - Просвещение, (формат: 60x90/16, 96 стр.) Академический школьный учебник | 2013 | 149 | бумажная книга |
ПРОСВЕЩЕНИЕ - (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… … Философская энциклопедия
Просвещение - 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный … Литературная энциклопедия
просвещение - См … Словарь синонимов
ПРОСВЕЩЕНИЕ - ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… … Толковый словарь Ушакова
Просвещение - Просвещение ♦ Lumières Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и … Философский словарь Спонвиля
«Просвещение» - «Просвещение», издательское товарищество в 18961922 (с перерывами). Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке «Библиографического института Мейера» (Лейпциг). Контора издательства на Невском проспекте, 50;… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург» - идейное течение 18 сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали… …
ПРОСВЕЩЕНИЕ - издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные… … Большой Энциклопедический словарь
И снова здравствуйте! Не устали от изучения ? Не запутались в их названиях и авторах? Сможете вынести ещё одну? Хочу наконец-то поставить жирную точку в этом вопросе, но не закончив исследование в полной мере, не готова так поступить. Так что мужайтесь: сегодня на обсуждении программа обучения Перспектива.
План урока:
Комплект «Перспектива» относится к традиционной системе обучения в начальной школе, и разрабатывался он в 2006 году во время становления для первой ступени образования.
Учебные материалы были подготовлены по инициативе автора проекта — доктора педагогических наук Людмилы Петерсон совместно с издательством «Просвещение». В «перспективном» проекте приняли участие ученые академий образования и наук, практикующие педагоги и методисты.
Как и положено любому методическому комплекту, используемому в образовательном процессе в школе, «Перспектива» в своём составе имеет всё, что необходимо:
«Перспектива» предлагает изучение аж четырёх иностранных языков:
Следует отметить, что, как и многие другие учебные комплекты школьных образовательных программ, «Перспективный» столкнулся в 2014 с проблемой получения рекомендаций Минобразования. Под сомнение были поставлены учебники по математике и религии.
В результате математический труд Л.Петерсон «Учусь учиться» был заменён, а материалы по изучению религий в 4-5 классах доработаны. УМК «Перспектива» прошёл необходимые согласования в полном своём составе.
За основу своего образовательного проекта Людмила Петерсон взяла разработанную ею систему деятельностного подхода, за что в своё время получила премию Президента РФ. Сказано мудрёно.
На самом деле всё просто: это очередная попытка объединить в школьном обучении знакомый уже нам развивающийся подход и сложившуюся классику через универсальные умения ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.
Задача такого образования в школе – не дать готовую информацию, а научить ребёнка открывать новые знания самостоятельно. «Слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – усваиваю», — это, помнится, мы уже с вами проходили.
В результате такой деятельностной методики у учебного комплекта «Перспектива» появилось несколько направлений, вокруг которых вертится весь образовательный «перспективный» процесс:
Все вышеперечисленные направления развития школьника воплотили идеи авторов в тематических учебных материалах: «Моя планета – Земля», «Моя страна – моё Отечество», «Моя семья – мой мир», «Природа и культура – среда нашей жизни».
Отзывов по «Перспективе» на самом деле не так много, но для себя отметила, что совсем категоричной критики, как в других образовательных программах, например в , немного.
«…не понравились прописи: первоклашкам проблематично после написания от линии до линии определиться впоследствии в тетради с размером букв: заглавную и прописную пишут одинаково…»,
«…математика сначала изучает таблицу умножения, не дав понятия чисел до 100…»,
«…как научить грамоте детей, если в «Азбуке» есть ошибки?»,
«…упражнения в учебниках не соответствуют темам…».
А вот учебники для последующих 3 и 4 классов педагогам вполне подходят:
«…интересный окружающий мир, но часто требуется помощь родителей…»,
«…математика рассчитана на разных детей: слабым и сильным одновременно интересно работать, хорошо представлены задачи, одна тема предполагает их решение от 4 до 6 штук за урок, сильные дети могут попробовать свои силы в решении олимпиадных заданий…».
Мнения родителей представлены сухо и в двух словах сводятся к тому, что по письму детям в 1 классе задают очень мало, хотелось бы побольше, а математика Дорофеева проста и скучна для тех, кто желал бы овладеть знаниями уровнем повыше.
Больше всего родителей школьников беспокоит преемственность программы при переходе в среднее звено, так как она рассчитана только на начальную школу.
Высказать все «за» и «против» оказалось не так-то просто. Те, кто хотят быть «перспективными», делают, оказывается, это почти неслышно. Такая, скажем, нейтральная программа, не напрашивающаяся на комплименты, но и не подвергающаяся сильным критическим замечаниям.
Возможно, быть «серым кардиналом» не так и плохо, как думаете?
Надеюсь, что я немного помогла вам разобраться со всей сложностью многочисленных образовательных программ для начального обучения. Думаю, на этом можно поставить точку. Прощаюсь с вами, но совсем ненадолго.
Всегда ваша, Евгения Климкович.