Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души. Сила души: качества и проявления

04.07.2020

«Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной» (Св. Григория Палама).

«Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия сатаны. «Гневайтеся, сказано, и не согрешайте» (Пс. 4, 5). Это значит: гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на Диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестаем повелевать, чтобы разум правил ими» (Преп. Исихий, пресвитер Иерусалимский О трезвении и молитве).

«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную увядь воздержанием, разумную окрыли молитвою, и свет ума никогда не помрачится в тебе» (Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Наставление безмолвствующим).

«Каждое разумное естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти части суть желание (воля), раздражение (чувство) и разумение (ум). Необходимо знать, из чего составлена каждая из этих частей, получающая учение».

Те первые две части [воля и чувство] вместе называются деятельной частью души, а эта третья [ум] – божественным созерцанием, то есть, добрым употреблением той познающей части, которая есть мышление». (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 19, П. 1)

«Душе свойственны три силы: способность познавательная, называемая разумом. Вторую силу души составляет та, которой гнев приписывается; это – сила животная сосед диких желаний. Третья сила это способность желательная» (Климент Александрийский, Педагог, КН.III, Гл. 1.)

«В душе встречаем три силы: ум, чувство, волю, или, как у святых отцов, силу рассудительную, раздражительную и пожелательную» (Святитель Феофан Затворник, Путь ко спасению)

«И когда они [силы] пребывают внутри сами с собой и блюдутся со вниманием и добрыми расположениями, тогда разумная сила здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определённо и властно силе желательной к каким вещам подобает ей склоняться желанием, какие любить, от каких отвращаться; раздражительная сила (сердце) стоит между ними двумя, как покорливый раб, готовый служить желаниям их, и всегда вспомоществует им» (Св. Симеон Новый Богослов, Творения Т. 2.Сл. 84)

«Один конь – благороден [ум], другой бесчинен [воля], третий кроток [сердце]. И если ослабишь бразды буйному [воле], он встаёт на дыбы, упрямится, приводит тебя в затруднение во время пути, кидаясь, сам не зная куда; он [воля] присоединяет к себе и среднего коня [сердце], убеждает его быть с ним заодно, а коня благородного [разум], как пленника, порабощает и увлекает против воли, хотя он и скорбит о совращении с пути. Но буйный конь [воля], бесчинно, с самым бессмысленным стремлением, неудержимо несясь вниз, как с крутизны нимало не смотрит вперёд, не останавливает своего бега, пока не вринется во врата адовы, погубив и себя, и тебя, несчастная душа! А если бы ты рассуждала сообразно со своей природой, ты с радостью бы предоставила весь путь благородному коню [разуму], который хорошо знает стезю, ведущую в горнее; ты и среднему коню [сердцу] строго бы внушила, чтобы он показывал свою рьяность, где только должно, и бежать заодно с конём умным; а коня бесчинного [волю] стала бы усмирять сильными бодцами [ударами шпор], ни на минуту не послабляя узды. Тогда путь твой был бы радостен, добропорядочен, спокоен, беспечален, исполнен надежды» (Св. Григорий Богослов, Творения. Т. 2. Упрёки неразумным стремлениям души. С. 117.)

Как видно из схемы, в повседневном или падшем состоянии души , три главные силы (ум, чувство, воля) находятся в «горизонтальном» состоянии, которое не синергийно божественному («вертикальному»), а закрыто от него. Кроме того, сами силы души в «горизонтальном» состоянии разделены между собой и не имеют триединства.

Таким образом, расслоение и «горизонтализация» трёх основных сил души (ум – чувство – воля) , является не чем иным, как результатом повреждения изначальной целомудренной природы человека с разделением сил ума, чувства и воли на отдельные составляющие с потерей координации (гармонии) между ними.

«Отцы уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда – мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особой стороной души – мыслительной, желательной и чувствующей. Возьмем это разделение и начнем обозревать каждую сторону.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)


Схема изменения состояния сил души после грехопадения с вертикального на горизонтальное

Девятеричная иерархия изменения состояний трёх сил души (ума, чувства, воли ) в зависимости от трёх основных состояний человеческого естества по св. Феофану Затворнику.

Данный закон девятерной иерархии впервые был сформулирован святителем Феофаном Затворником в его труде “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”.

«Не мудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: ум (мысли, представления, соображения); чувства (чувства всякого рода), воля (желания, склонности, предприятия. Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: телесном (животном), душевном и духовном.

Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела, этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских.» (Св. Феофан Затворник, “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”, XXV, c 233)

Суть этого духовно-психологического закона сводится к тому, что три силы души (ум, чувство, воля) через призму трёх состояний человеческого естества (телесное, душевное, духовное), преломляются девятью различными состояниями ума, чувства и воли.

  • Ум в телесном состоянии – эго рассудок,
  • Ум в душевном состоянии – нравственный разум,
  • Ум в духовном состоянии – духовный ум.
  • Чувство в телесном состоянии – эго-эмоции.
  • Чувство в душевном состоянии – нравственные чувства,
  • Чувство в духовном состоянии – духовные чувствования и переживания .
  • Воля в телесном состоянии – эго-желания,
  • Воля в душевном состоянии – нравственная воля,
  • Воля в духовном состоянии – духовное намерение.

Таким образом, для телесного состояния человека свойственны: эго рассудок, эго эмоции, эго желания.

Для душевного состояния свойственны: нравственный разум, нравственное чувство, нравственная воля.

Для духовного состояния свойственны: духовный ум, духовное переживание, духовное намерение.

Ещё одной заслугой святителя применительно к исследованию состояния сил души, можно считать расписывание 5-ти ярусной раскладки всех состояний человеческого естества в процессе обОжения с добавлением к трём известным состояниям (телесному, душевному, духовному) ещё двух переходных состояний (телесно-душевного и душевно-духовного ) :

«Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душев­ная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует – сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная. Пять ярусов , но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным - с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами.» Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)

По существу святитель Феофан сформулировал принцип изменения доминант в процессе обОжения:

– телесное состояние (страстная доминанта ) – потребительское эго мышление и мировоззрение (ветхий человек),
– телесно-душевное состояние (обращённая страстная доминанта ) – рациональное эго мышление и мировоззрение,
– душевное состояние (равновесие 50% на 50% ) – нравственно-ориентированное мышление и мировоззрение,
– душевно-духовное состояние (переходно-добродетельная доминанта ) – жертвенное мышление и мировоззрение,
– духовное состояние (добродетельная доминанта ) – духовное мышление и мировоззрение (новый человек).

«Всякий человек доходит иногда рассудком и знает, что ни с чем несообразно дело, какое желательно ему сделать, однако же, поелику имеет к тому любовь и не отрекается от любви, то уступает над собою победу. Сперва внутри сердца его бывают брань, борение, и равновесие, и склонение, и перевес то любви к Богу, то любви к миру.» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы, Беседа 5, 8)

«Для какой-нибудь земной и плотской любви, которою человек связывает себя по собственной воле, уловляет его грех, делается для человека оковами, узами, тяжким бременем, которое потопляет и подавляет его в веке лукавом, не давая ему собраться с силами и возвратиться к Богу. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет ему собраться с силами. От этого зависит и равновесие, и склонение, и перевес порока; сим испытывается весь род человеческий, испытываются все христиане, живущие в городах, или в горах, или в обителях, или в полях, или в местах пустынных; потому что человек, уловляемый собственною своею волею, начинает любить что-нибудь; любовь его связывается чем-нибудь и не всецело уже устремлена к Богу.» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы, Беседа 5, 9)

С точки зрения святоотеческой православной психологии это и есть духовно-душевная методология “совлечения” страстного и ветхого (телесного) эго человека для перехода к “новому” человеку и безстрастному (духовному).

5 (2797) 3 4 6 лет

Сила души в ее качествах. Душа - это часть человека, которая чувствует, любит, заботиться. К людям с развитыми душевными качествами подсознательно тянуться, обычно к таким людям приятно в гости сходить, да и поговорить именно с ними хочется, когда что-то "наболело". Душевный человек выслушает, даст совет, да и просто находясь рядом с ним, становиться легче, стремиться поддержать другого для таких просто естественно.

Сила душ в том, что без их проявлений, было бы совсем тяжко жить. Сами понимаете, человек с развитым рациональными качествами совет дать может, но тепла не будет от него идти.

А душа есть у всех, просто может быть, что она закрыта и поэтому человек не проявляется душевно. В идеальном состоянии мы все душевные:)

    2 0

3 (928) 7 25 6 лет

многие вообще не понимают что такое душа... это не тучка что вылетает из тела... это то какой человек... ещё говорят "душевный человек" добрый, не самолюбивый и т.д. которому не наплевать на других... который редко раздражается и злится на окружающих когда даже есть за что... одним словом добрый... и не просто потому что покормил котёнка во дворе а добрый во всём и по отношению ко всем...

    2 1

6 (5578) 2 5 19 6 лет

попробую быть корректным:

Мозг человека интересный орган. все остальные органы, это способ существовать, контактировать, и тп...

Учёные констатируют что самые развитые люди в мире используют до 10% ресурса от мозга.

Что же такое оставшиеся 90% ? туда же и относиться душа.

У некоторых она в этих 10%, у других в тех 90 что больше не используются.

Теперь ответ на сам вопрос:

Сила души в её скрытых возможностях. Душа это другое понимание материи.

Людям с светлыми помыслами открываются невероятные возможности.

Ярким примером был серб, гражданин мира , Никола Тесла. Который проводил опыты в сознании, и в реальности воплощал идеи, без ошибок, без побочных эффектов.

Возможности души, зависят от силы души конкретного человека.

Душа своего рода наука, которую можно постигать и изучать.

    0 0

7 (35777) 5 21 159 6 лет

Сила в её наличии =)
Ведь душа - непросто что-то обобщённое.
Это наш внутренний голос, советующийся с нашей совестью и различными внешними (приобретёнными) человеческими навыками (например, терпение, трудолюбие, толерантность, чувство справедливости и ответственности).

Высшая степень, соответственно, - гармония. Гармония души и тела.

    0 0

3 (650) 2 3 6 лет

Душа и сознание - одно и тоже. Наш ограниченный мозг и авторитарное воспитание ограничевает проявление нашей души. Люди с правильным воспитанием получают все, что они хотят. В этом и есть сила души - создавать свою реальность.

    0 2

7 (25794) 3 9 38 6 лет

Не претендую на истину, но, по-моему, половина тут ерунду написали. Не надо путать душу с чувствами, эмоциями и тем более просто человеческими качествами. Имхо, у души не может быть какой-то силы. Сила - это способность что-то делать, творить дела. Душа не может что-то делать. Она составляет часть человека, но не является какой-то сокращающейся мышцой, которая сгибает конечности. Бывает вопреки разуму мы делаем нелогичные вещи - "по зову сердца". Сердце, чувства, эмоции могут быть сильными и могут быть мотивами к чему-либо. Душа "не командует" человеком, она слишком тонка для этого. Она просто есть. Или нет.

    В способности не изменить самому себе что бы ни случилось в жизни.

    лёжа человек длиннее на10-15%, но ели его ещё растянуть, то через 10-15 % от длины тела начнут рваться связки, но это ещё не смертельно. соответственно 20-30%

    Укус акулы в 20 раз мощнее человеческого

    Даздрапе́рма - имя, придуманное в СССР в послевоенные годы. Даздраперма - сокращение - расшифровывается как «Да здравствует первое Мая!».

    что копировать поведения собеседника,чтоб создовалось видимость.. что человек вдет в тебе себя.


    Это психологические приёмы не связанные с гипнозом.

    Типо как вначале копировать собеседника, а потом когда находишь с ним "контакт" начать меняться и человек меняется подстраиваясь под тебя.

    Если тебе кажется, что человек способен воспринять твою точку зрения, то почему бы и не поспорить... По крайней мере - лишняя разминка для ума лишней не будет, простите за каламбур... В споре рождается истина, как известно.
    А вот с людьми недалёкими спор будет пустым занятием.

    количество тупости ограничивается фантазией применения тупости тупостью

    за диплом...Темка,друг..Я ему диплом печатала...это было действительно искренне...А еще самое последнее пока спасибо было не так давно от моей лучшей подруги...она позвонила мне около двух ночи и попросила прийти не называя причину,но сказала,что ей плохо...я написала предкам записку,чтобы не волновались(не будить же их)и ушла из дома...чтобы было если бы спалили это все предки хз,но на тот момент мне было не до этого.воть..по-тихому ушла,вернулась домой часа в 4 вечера,когда все были на работе...никто не спалил..я рада.)

Внутри нас находятся гораздо большие богатства, чем те, которые мы можем обрести на Земле. Там находится источник знаний, откуда берут начало все знания. Любовь, гораздо более сильная, дающая большее удовлетворение, чем та, которая существует во внешнем мире, ждет нас внутри с распростертыми объятиями. Наш стержень — это сила, дающая возможность преодолеть любой страх. При разобщенности отдельных личностей существует тесная связь и единство всей жизни. Внутри нас ждут блаженство и радость, дающие такое удовлетворение, что нам уже не нужны никакие интоксиканты, которые употребляют люди, чтобы быть счастливыми. Все эти дары находятся у нас внутри — в душе, сила которой проявлена.

Душа — это источник величайшей мудрости, любви и силы, но мы ничего не знаем о ее сокровищах, если позволяем ей попасть под власть ума, чувств и физического тела. Когда ум и тело обретают силу над душой, она забывает себя. Но душа, сила которой проявлена — это наша истинная природа, и сейчас наступило время возвысить ее с тем, чтобы мы могли воспользоваться дарами, которые обогатят всю нашу жизнь.

Есть два способа рассматривать себя с учетом существования души. Первый заключается в том, что мы рассматриваем себя, в основном, как тело и ум. Если мы видим себя именно таким образом, то говорим, что мы ум и тело, у которых есть душа. Во втором случае мы видим себя как душу. Если изменить угол зрения и идентифицировать себя с душой, мы говорим, что мы — душа, обладающая умом и телом. Определить, кем мы себя считаем — одна из целей при проявлении силы своей души через медитацию. Если мы считаем, что мы — ум и тело, то нас ждет путешествие в поисках души. Если мы понимаем, что мы — душа, которой приданы ум и тело для того, чтобы маневрировать в физическом мире, тогда цель в том, чтобы и далее проявлять силу души. Проявив силу души, мы восстановим ее естественный контроль над умом и чувствами.

Цель проявления этой силы в том, чтобы помочь себе вновь познакомиться с качествами души и определить направление движения. Сила души забыта. Ум, чувства, тело и притяжение физического мира заставили ее забыть о своей силе, и ее необходимо пробудить. Когда мы проявим силу души, ее мудрость, бессмертие, любовь, бесстрашие, ее соединенность со всем и вся, а также блаженство придадут нашей жизни новые измерения.

Многие люди живут и умирают, так и не узнав об истинной силе и потенциале души, о Боге, и о цели своего существования.
Поиск смысла и цели, духовный поиск — это то, что люди осуществляют индивидуально. Некоторые ищут ответа в рукописях, другие — в местах поклонении. Кое-кто оставляет свои религии и ищет ответа в других. Независимо от того, каким образом действует человек, то направление, по которому он идет, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, известно как духовный путь. Именно духовный путь ведет к реализации внутреннего «я», к душе.

Многие люди проходят по жизни, так и не поняв, кто они такие, и ничего не зная о цели своего существования. В тяжелые времена и перед лицом смерти, они, возможно, размышляют над этими вопросами, но не доводят дело до конца, или вообще перестают этим интересоваться, как только тяжелые времена проходят. Однако те, у кого существует острое желание раскрыть тайны жизни, могут найти ответы на эти вопросы.

К счастью, в этом мире есть люди, завершившие свой духовный поиск, и они могут нас направить. Оглянувшись на историю, мы обнаружим, что в каждом поколении жили люди, познавшие себя как душу, люди, познавшие Бога. Часть их мудрости и опыта записана и существует, как часть истории; в некоторых случаях на основе их учений возникли религии. Другие реализовавшие себя души пришли и ушли, но о них ничего не известно, так как они не стали основателями религии и не оставили после себя никаких записей. Некоторых из них мы знаем благодаря другим людям, написавшим о них. Одно ясно: эти реализовавшие себя души могут научить нас, как это сделать и нам. Если мы найдем такого человека, мы сможем узнать, как познать свою душу и ее свойства. Истинные знания приходят, когда мы все видим сами, когда получаем собственный опыт. Можно читать то, что пишут другие, или слушать, что они говорят, но мы не можем быть полностью удовлетворены, пока не получим свой собственный опыт. Эта книга затрагивает два аспекта духовных знаний, которые могут помочь познать собственную душу: теоретические знания и личные, или практические знания. Теоретическая часть состоит из того, что другие, познавшие себя люди, говорили о душе (например, о ее качествах — мудрости, бессмертии, бесстрашии, любви, соединенности со всем и вся, и блаженства). Личная, или практическая сторона — это техника, которой я научился у полностью реализовавшей себя личности. Я хотел бы рассказать об этой технике с тем, чтобы помочь и другим реализовать свои души самостоятельно.

Что касается теоретической стороны, то сравнительное изучение религий показывает, что все они говорят об одном: мы не просто физическое тело, но также душа, или дух, внутри этого тела. Именно душа дает нам жизнь. Когда душа в теле — мы физически живы. Когда душа покидает тело в момент смерти, тело перестает существовать. Тело распадается, но душа, пребывающая в нем — бессмертна. Душа продолжает существовать и после физической смерти.

Мы знаем о своем физическом теле, так как мы видим и ощущаем его, слышим звуки, которые оно издает. Но где находится душа, и что это такое? Как о ней узнать? Каковы ее характеристики и качества? Эта книга дает возможность выполнить две задачи: теоретически понять, что такое истинное «я» как душа, и проявить ее силу, чтобы верно направить свою жизнь.

С самого начала нам следует определить терминологию, с тем, чтобы не было путаницы при использовании слов. Термин «душа» употребляется для обозначения нашей истинной сущности, или духовной стороны — той нашей части, которая продолжает жизнь и при наступлении смерти физического тела. Душа существует независимо от того, есть ли у нее тело и ум или нет. Когда она приходит в этот мир, ей придается тело и ум. Как люди, мы, таким образом, «души, которым придано тело», или души с телом и умом. Термины «мы» и «нас» относятся к нам, как к людям, или имеющим тела душам. Процесс поиска души — это «проникновение внутрь», когда мы пытаемся обнаружить внутри себя душу. Когда, наконец, мы ее находим и идентифицируем себя с ней, как со своей истинной сущностью, тогда о душе говорят, что «сила ее проявлена», что она познала себя и знает, что она наша истинная сущность и сила, направляющая тело и ум.

Некоторые из нас, возможно, проводят свою жизнь в поисках знаний во внешнем мире. Вряд ли мы знаем, что ответы на все вопросы, вся вселенская мудрость находятся у нас внутри. Вселенская мудрость — это синоним состояния всесознания. Некоторые замечают, что временами в нашу жизнь входят страх и беспокойство, безнадежность и депрессия; однако, у нас внутри существует источник бесстрашия, который может помочь преодолеть все внутренние проблемы. Мы боимся смерти и ухода тех, кого мы любим; но мы не понимаем, что у нас есть вечность. Мы стремимся к любви и ищем ее во многих местах, а внутри нас живет любовь, которая не зависит ни от каких условий, и она ждет нас с распростертыми объятиями. Мы ощущаем одиночество и разобщенность в этом мире, однако внутри существует место, где есть единство и соединенность, и если мы достигнем этого места, то наши отношения с другими, с природой и со всей жизнью значительно улучшатся.

Истинная радость не столь недостижима, как нам кажется. Мы можем найти продолжительное счастье, если будем искать в нужном месте. Внутри нас пребывает безграничная сила и энергия проявленной души. Ее богатейшие качества включают мудрость, бесстрашие, бессмертие, любовь вне всяких условий, соединенность и блаженство. Если мы проникнем внутрь и соединимся с душой, обретя ее силу, то это обогатит и изменит всю нашу жизнь.

Мы ничего не знаем об этих внутренних дарах, поскольку мы блокированы и не можем к ним подключиться. Как же избавиться от того, что нам мешает? Что нам нужно для того, чтобы найти искомое?

Существуют простые техники, помогающие достичь богатств души. Не стоит искать по всему свету. Не надо путешествовать во внешнем космосе. Мы можем практиковать их у себя дома, со всеми удобствами.

Как только мы научимся подключаться к своим внутренним ресурсам, с нами произойдет значительная трансформация, которая обогатит все сферы жизни, личные взаимоотношения; улучшит физическое, умственное и эмоциональное здоровье, профессиональную деятельность; повлияет на духовный рост, поможет достижению цели жизни. Эта трансформация не только принесет мир и радость в нашу жизнь, но и весь мир сделает более гармоничным, наполнив его любовью.

Задача этой книги в том, чтобы дать нам средства, с помощью которых можно идентифицировать себя с душой (то есть познать, что ум и тело — это лишь внешние оболочки души, с их помощью она живет и работает в этом физическом мире) и проявить ее силу, чтобы дать верное направление своей жизни.

Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом, то есть с силою словества – этим высшим достоинством души человеческой. Борьба между составными частями человека – это обнаружение внутри живущей смерти – борьба, ныне непрерывающаяся и не дающая покоя человеку ни днем, ни ночью, тогда не имела места. Дух пребывал постоянно горе, при Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с собою тело. Нетрудно и естественно было телу, неспособному не только к наслаждениям греховным, но и плотским, напротив того, способному единственно к наслаждениям духовным, силою врожденного ему желания и стремления пребывать при Боге, Им питаться и наслаждаться, Им жить. Очень ошибаются, ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественною необходимостию. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга – недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано . Иначе: зачем бы и воскресать телам человеческим для блаженной вечности, в которой имеют место одни наслаждения духовные? Плоть человека сотворена способною радоватися о Бозе Живе (Пс. 83, 3). Так возвышенны были непорочность и бесстрастие первозданных, что они не нуждались в одежде; и беста оба нага, – говорит Писание, – Адам и жена его, и не стыдястася (Быт. 2, 25). Они вышли из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе неувядающей юности, красоты и силы, неподверженные никаким недостаткам, никаким изменениям ни в возрасте, ни в здравии. Тело Адама не сгорало от огня, не тонуло в воде, не опалялось солнцем, не подвергалось влиянию стихий, которые сами находились в совершенном благоустройстве и мире. “Сначала, – говорит Макарий Великий, – князем века сего и господином всех видимых человек был поставлен от Бога: ниже бо огнь силы своея над ним явити мог, ни вода потопити, ни вредити зверь, ни ядовитое что-либо действовати” . Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною одеждою. Наконец – это изящное тело было способно, по совершенству своему, для жительства в раю, где в настоящее время обитают отшедшие отсюда праведники только душами своими. Они соделаются способными взойти туда телами по всеобщем воскресении, когда самые тела соделаются духовными. По падении и при изгнании из рая даны человеку кожаныя ризы (Быт. 3, 21); тогда, говорит Святой Иоанн Дамаскин, “он облекся в смертность, или в смертную и грубую плоть, что означают кожаные ризы” .

В основание изложения нашего о душе человека мы полагаем то определение, которое делает ей вышеприведенный Учитель Церкви. “Душа, – говорит он, – есть существо живое, простое , бестелесное, телесными очами по своей природе невидимое, бессмертное, разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное, одаренное способностию хотеть и действовать, изменяемое, и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное” . Для полноты этого определения или описания должно сказать, следуя указанию другого Святого Отца, что душа есть существо доброе по естеству . Хотя в ней после падения добро смешалось со злом, следовательно, сделалось поврежденным; но то же можно и должно сказать о ее разуме и о ее свободе: повреждение чего-либо не есть уже его уничтожение. Очевидно, что святой Иоанн Дамаскин дал такое определение душе относительно: относительно нашему состоянию и степени способностей к познанию. Далее он объясняет это. “Бестелесное, – говорит он, – одно таково в самом естестве, а другое в сравнении с грубым веществом. По естеству бестелесен только Бог; Ангелы же, демоны и души – бестелесны по благодати, и в сравнении с грубым веществом . Еще далее святой Иоанн называет “телом то, что имеет три протяжения, т. е. в длину, ширину и глубину” . Из такого определения тела, определения, и доселе признаваемого вполне правильным и удерживаемого наукою, вытекает, как необходимейшее и точнейшее последствие, что всякое ограниченное существо неизбежно есть тело. Всякое ограниченное существо заключается в большем или меньшем пространстве; вне всяких изменений, вне всякого пространства, как превысший всякого пространства и всякой меры – Бог. Бог вполне бестелесен, то есть Существо Божие совершенно другое, нежели существа тварей, как бы эти твари ни были тонки, и различается от существа тварей неизмеримым различием. Поставлять в один разряд духовных существ Бога и сотворенных духов есть дерзостнейшее богохульство. Как Священное Писание, так и все Святые Отцы Восточной Церкви, хотя и называют Ангелов, демонов и человеческие души духами, но именно в том смысле, как объясняет святой Иоанн Дамаскин.

Постоянно называет их духами Макарий Великий во всех своих сочинениях; но в этих его сочинениях мы имеем его суждение о сотворенных духах, еще более определительное, нежели суждение Дамаскина. Заимствовал его Угодник Божий из своего превосходнейшего совершенства. “Высокое некое, – говорит он, – и глубокое слово, по силе ума моего предложити хощу. Неизследимый и безплотный Господь за безмерную Свою благость плоть на Себе приемлет, и умален быти является велий Сый и преестественный, да возможет с разумными Его тварьми сочислитися, душами, глаголю, святыми и Ангелами, яко да и те безсмертныя Божества Его жизни причастники будут. Зане каждое из сих по естеству своему тело есть, аще Ангел, аще душа, аще демон. Хотя бо тончайшие суть, однако в ипостасе , характире (начертании) и образе по тонкости естества своего тело суть, якоже в ипостасе своей сие наше тело дебело есть. Сим образом и душа тело сущи тончайшее, окружается и одевается членами тела сего. Надевает око, имже и смотрит; надевает ухо, имже и слышит; руки, ноздри, и просто рещи все члены тела приемлет и срастворяется со всеми душа, посредством которых и вся, елика к житию человеческому потребна суть, исправляет” . На вопрос: имеет ли душа какой- либо вид? – преподобный Макарий отвечал: “Имеет образ и вид, подобный Ангелу. Якоже бо Ангелы имеют образ и вид, и якоже внешний человек имеет вид: так и внутренний человек образ имеет, подобный Ангелу, и вид внешнему человеку” . Преподобный Кассиан Римлянин, беседовавший с величайшими Угодниками Божиими древнего Христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает учение их о сем предмете таким образом: “Хотя мы называем некоторые существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух; однако никак не должно признавать их бестелесными. Ибо они имеют свойственное себе тело, в котором содержатся (пребывают), хотя много тончайшее, нежели мы. Они суть тела, по изречению Апостола, который говорит так: И телеса небесная, и телеса земная (1 Кор. 15, 40); и опять: Сеется тело душевное, возстает тело духовное (1 Кор. 15, 44). Из сих (слов Апостола) вытекает ясное заключение, что ничего нет бестелесного, кроме единого Бога, и что, следовательно, только Он может проникать во все духовные и разумные существа, потому что един Он весь всюду и во всех находится, так что Он видит и провидит помышления и внутренние движения человеков, все тайны духа (ума). О Нем едином провозгласил Апостол: Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным. И несть тварь неявлена пред Ним, но вся нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4, 12, 13) . Руководствуясь этими свидетельствами Святых Отцов и многочисленными другими, которые оставляем для избежания обременительного многословия , мы утверждаем о душе нижеследующее. Она дух – подобно ангелам, имеет ум, духовное чувство, свободную волю, но, как тварь, ограничена и по существу своему и по свойствам своим; по причине этой ограниченности имеет и свою степень тонкости; имея известную степень тонкости, может содержаться, и содержится, в нашем грубом теле, может быть заключена в адской темнице, может быть подвержена адским мукам, огню неугасающему, червю неусыпающему, страшной и вечной тьме, может скрежетать зубами от невыносимого адского страдания, может, если будет допущена, переменять места, может быть помещена в раю, может вкушать сладость и покой рая, как места сладости и покоя; она способна к высшему наслаждению, наслаждению внутреннему, являющемуся в сердце и распространяющемуся по всему человеку, сообщающемуся даже его телу, состоящему в общении с Богом, когда Бог соделает достойную душу по ее назначению, Своею обителию; она, наконец, имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, т. е. душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела . По исшествии из тела души праведных облекаются в светлые одежды, как о том повествует святой Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе (гл. 6, 11; 7, 9), как свидетельствует преподобный Макарий Великий: “(Души праведных), – говорит он, – при отшествии из сего мира, имея с собою Господа, идут с великою радостию к небесным жителям; обитающие же с Господом приемлют и отводят их в приготовленные им заблаговременно обители и вертограды и возлагают на них драгоценные и знаменитые одеяния” . Подтверждают это многие места Священного Писания; это очевидно из писаний Святых Отцов и житий их . При противоположном мнении, то есть, что душа есть дух, столько же тонкий, как и дух Божий, непременно потребуются следующие заключения: потребуется признать, что душа не может быть содержима и удержана никаким местом, никаким веществом, ни нашим телом, ни раем, ни адом, не может ощущать адских мук, должна быть превыше наслаждений рая. Мы уклоняемся от такового мнения, как бы явной нелепости, от пагубного для спасения нашего богохульства, и последуем с покорностию и убеждением вышеизложенному учению Святой Православной Церкви. Называя и признавая душу, вместе с Святыми Отцами, духом по отношению к грубому веществу видимого мира, мы, вместе с Отцами, признаем ее, по отношению к Богу и точной истине, телом, которое плоти и кости не имать (Лк. 24, 39), но имеет свое вещество, по отношению к нам тонкое, невидимое, подобно воздуху, как выражается преподобный Кассиан, и прочим газам .

Все большее количество наших современников начинают проявлять интерес к духовности, саморазвитию и задаются вопросами о Вселенной, о высшем разуме, о мироздании, о силе души... Ответы ищут и находят в литературе, религии, в различных эзотерических знаниях и прочих источниках. Из Библии нам известно, что душа - это дуновение Бога в физическое тело человека. Приняв это дуновение, тело обретает Жизнь. Потеряв его, оно умирает. О том, что такое человеческая душа, ее качества, сила и проявления, пойдет речь в статье.

Душа и Дух

Понятие о душе и духовности тесно взаимосвязаны, но имеют очень серьезные отличия.

Первая заключена в тело в момент рождения или зачатия. Сила души дает мотивацию человеку для существования, познания мира. Три линии действия - чувства, желания и мысли - связывают личность ее обладателя с миром. Они как кровь, пронизывают собой все тело и проникают в мельчайшие его составляющие. Сила души позволяет человеку продолжать жить. А кроме того, чувствовать, видеть, дышать, говорить, желать, мечтать... Человек обладает душой так же, как и телом. Душа есть сущность человека.

Дух призван животворить душу. И не может принадлежать телу. Он стремится к Высшему и зовет за собой душу. Его не влекут земные радости, он легко покидает тело человека и также легко возвращается. Именно его присутствие ставит человека на высшую ступень в иерархии всего живого.

Душевные качества

Психолог Олег Гадецкий утверждает:

Все высшие качества — это проявление души, все низшие принадлежат материальной природе.

Положительные душевные качества являются добродетелями, присущими ей от создателя. Их легче всего распознать с помощью дел, которые совершает человек:

  1. Помощь ближнему.
  2. Уважение и ухаживание за старшими и немощными.
  3. Благотворительность.
  4. Гостеприимство.
  5. Внутренняя и внешняя чистота собственного тела и его окружения.
  6. Умение праздновать и радоваться.
  7. Выполнение обещаний и обетов.
  8. Забота о детях. Забота о домашних животных.
  9. Соблюдение моральных и нравственных норм.

Сила души направляет сознание на совершение добрых, благочестивых поступков и дел, которые помогают развивать в себе лучшие душевные качества.

А люди идут...

Также стоит вспомнить утверждение святителя Иоанна Златоуста:

Ничто не придает душе столько силы, как свобода от забот, и ничто столько не делает ее слабою, как бремя забот.

Многие люди не задумываются о своей душе. Их больше беспокоит обретение различного рода материальных ценностей, получение телесных удовольствий и прочего. И не их вина в этом. Общественные стандарты и жизненные ценности социума навязывают нам с самого раннего детства, что человеку нужно приобретать как можно больше вещей и добиваться престижного положения.

И лишь испытывая страдания или переживая сложные времена, мы задумываемся о силах души и тела. Обращаемся к Высшему за помощью и поддержкой.

Немногие люди сознательно идут на поиск своего духовного начала. К счастью, их становится все больше. Завершившие духовный поиск приходят к познанию собственной души. Рассказывают о пройденном пути, несут Великое Знание, чем оказывают неоценимую помощь вновь идущим на поиски.

Найти свою душу

Душа имеет невидимое для глаз соединение с телом. В некоторых учениях его описывают как серебряную нить, которая в момент физической смерти тела, отпускает душу на волю.

Можно ли дать материальное описание души? В некоторых практиках используют собственные инструменты, с помощью которых описывают ее цвет, размер, изъяны. Правдивость такой информации докажет время.

Мы же считаем, что душа невидима, потому что это - сознание. И принадлежит к измерению, где существуют лишь истинный Свет и Звук.

Внешнее выражение души - это наше внимание. Ум постоянно занят комментированием жизненного репортажа и отвлекает внимание от двери, ведущей к Высшему. Бесконечный поток мыслей можно остановить с помощью различных техник (молитвы, медитации, транса и так далее) и заглянуть внутрь себя, открыв для себя силу души и согласование воли.

Ее язык

Что мы чувствуем, когда произносим: "болит или ноет душа", "душа холодеет","душа кричит" и так далее. Тревогу, страх, боль. Откуда это берется? А как иначе Вселенная или Бог могут общаться с нами? Мы просим их о защите, помощи, но часто не обращаем внимание на знаки, которые нам посылают.

О нас постоянно заботятся и оберегают. Язык души иной, чем наш. Это язык тонких чувств, который описывает наше эмоциональное, энергетическое состояние. Важно прислушаться, что же нам хотят сказать. Важно присматриваться, какие знаки нам посылают.

Если человек спокоен или радостно возбужден, значит, он на правильном пути. И душа его поет! Если же наоборот, не покидает чувство подавленности, тревоги, стоит пересмотреть свой путь. Возможно, человека от чего-то хотят уберечь.

  1. Язык пинков. Это невероятные случайные события. Пример, вы запнулись, что-то разбили или вас "задела за живое" случайно оброненная кем-то фраза.
  2. Язык ситуации. Пример: опоздание, сорвана важная встреча, нарушение договоренности и так далее.
  3. Язык неудач. В этом случае у человека "забирают" самую важную для него привязанность. Например, деньги, отношения, карьеру.
  4. Язык прямого контакта. В поиске ответа человек идет к бабкам, ясновидящим. Или вдруг получает книгу, или приглашение на занятия. С этой помощью он находит причину происходящего с ним негатива.
  5. Язык зависимости. От вредных привычек, игровых автоматов и так далее.
  6. Язык выбора. Тяжелая болезнь, несчастные случаи.

Создатель, как мудрый родитель. Начинает с маленькой встряски. Но если человек отвергает информацию, не меняет своего отношения к происходящему, не хочет проходить уроки, наказание ужесточается, вплоть до прекращения какого-либо самостоятельного выбора.

Любовь

Слова известного писателя Эриха Марии Ремарка:

Если к кому-то потянулась душа, не сопротивляйтесь… Она единственная точно знает, что нам надо!

Человеку жить без любви невозможно. Каждый из нас испытывает потребность в удовлетворении эмоционально-чувственных потребностей.

Но как часто он обманывается, принимая за истинное чувство просто физической зависимости от другого человека, возможность обладать чужой волей и чувствами. Любовь личности делает из человека раба, который привязан к объекту вожделения и видит в любимом смысл жизни, только с ним связывает свое будущее.

Любовь настоящая это - достижение силы души. Безусловная, тихая, наполненная доверием, свободой, теплом и мудростью. Она дарит крылья любимым, не навязывает никаких стереотипов или мнений.

Сила человеческой души способна слышать мысли сердец других людей, видеть их единство. И обрести в этом единстве в настоящее счастье.

Здоровье

Собственное здоровье и здоровье наших близких - это самое дорогое и важное для человека. Это то, что сложно купить, но очень легко потерять. Это такое состояние, которое позволяет совершать то, что задумано или осуществлять то, что чувствуется. Сила души и здоровье человека зависят от двух главных составляющих:

  1. Соблюдение баланса действий наполнения силой, и действий очищения от ненужного.
  2. Единство тела, души и духа.

Второе - единство физического, душевного и духовного - проявляется:

  • в чувствах, которые способен переживать человек;
  • и в том, какие эмоции вызывают эти переживания; каково их проявление.

Чем больше сила души и крепче ее здоровье, тем выше чувства, которые испытывает ее обладатель и, соответственно, ярче и позитивней проявленные им эмоции.

Наполнение и очищение

Джон Холланд полагал:

Ваша душа очень мудра и всегда привлекает к себе то, чему вам нужно научиться в жизни.

Чтобы поддерживать душевное здоровье необходима серьезная работа с телом и мыслями. Именно мысли вызывают у нас проявление как положительных, так и отрицательных эмоций. А рождаются мысли от переживаемых чувств.

Сила души слабеет от разрушающих ее злости, зависти, гнева, ненависти, обиды и тому подобного. И наоборот, становится больше, когда человек испытывает радость, восхищение, благодарность, сочувствие, любовь, нежность.

Инструменты очищения:

  • правильное лечебное голодание;
  • пост;
  • физические занятия и упражнения;
  • банные практики;
  • массаж;
  • закаливание организма.

Инструменты наполнения:

  • правильное, здоровое питание;
  • путешествия;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • творчество;
  • хобби.

В здоровом теле - здоровый дух. Банально, но просто и правдиво.

Труд

Душа проходит определенные ступени развития и роста.

Рождение ребенка - это настоящее чудо. Общение с малышами приносит колоссальное количество положительных эмоций и вызывает рождение высоких чувств. Чем это можно объяснить?

Душа младенца чиста. И к ней тянется такая же чистая душа взрослого. Но ее заточили прочными стенами, состоящими из прошлого негативного опыта, который содержит обиды, неудачи и потери, злость и нетерпимость по отношению к другим.

Освободить силы души для достижения состояния любви и покоя, доверия миру и Высшему, получения радости в жизни - это цель многих ищущих.

Пробуждение

Созданный Богом по образу и подобию своему Человек является могущественным существом. В нем заложены колоссальные силы духовно-энергетической сферы мироздания. Но, к сожалению, большинство так и уходят, не познав своей высшей природы, не пробудив скрытые силы души.

А ведь это несложно. Оглянитесь! Вокруг столько нуждающихся в вашей помощи или участии. Делайте добро. Оказывайте поддержку близким и друзьям. Иногда кому-то очень нужно, чтобы просто сказали: "Как хорошо, что ты есть!".

Великую силу души человека проявляли те, кто, не страшась смерти, спасал других. Из огня, из воды, от пуль, голода, холода. Те, кто защищал свою страну, народ.

Три способа жизни

Обратите внимание на слова преподобного Максима Исповедника:

Когда три силы души: разумная, раздражительная и желательная — от простоты единого и единственного блага обратятся к рассмотрению и различению злых и добрых вещей, сущих здесь в мире. Тогда и желание, и мысль, и чувство нераздельно устремляются к тому, что противно воле Божией. Ибо тогда раздражительная сила движется только к этим и среди этих вещей.

Человек сочетает в себе три способа жизни:

  • жизнь растений;
  • жизнь животных;
  • жизнь Ангелов.

Растительная (низшая) составляющая проявляется в осознании физиологических функций тела - питания, дыхания, размножения. Для телесного состояния свойственны эго рассудок (эмоции, желания).

Животная (промежуточная) - в появлении чувственных желаний, осуществлении произвольной деятельности. Душевное состояние характеризуется нравственным разумом (чувствами, волей).

Ангельская (высшая) награждает человека способностью к духовной жизни, к Богообщению. Ей присущи духовный ум (переживания, намерения).

Потребности

По Замыслу Творца, ведущими у человека должны быть духовные потребности, чтобы дух управлял душой, а душа - телом. Нарушение этой иерархии является извращением природы человека. Духовные потребности выше всех, без их удовлетворения нам не обрести гармонии.

Великая сила души человека ведет его к осознанию своей сущности. К пониманию единства всего и всех на Земле. Наделяет его чувством ответственности за все, что он сделал, подумал, почувствовал, ощутил.

Узнавание души

Наверное, каждому случалось попадать в ситуацию, когда при встрече с незнакомцем, кажется, что вы прекрасно его знаете. Он такой близкий, до боли родной. Эта встреча пробуждает вас испытывать сильнейшие, потрясающие до глубины души, эмоции и чувства. Этот феномен называют узнавание души.

Вряд ли, этот человек "узнает" вас. Но этот факт служит доказательством того, что наши души общаются и тесно связаны одна с другой. И это не зависит от нашего сознания.

В эзотерической науке описывают два вида связей, приводящих друг к другу и объединяющих их одной судьбой:

  • кармическая;
  • и космическая.

Кармическая связь является частью обычного порядка эволюции. Космическая связь сверх нормальна в том отношении, что принадлежит к совершенно иному своду законов. Это одно из Великих Таинств. Оно является уделом посвященных и упоминается только по той причине, что очень многие пытаются к нему подступиться, не будучи посвященными. То есть экспериментируют с великими силами природы в полном неведении об их характере и могуществе, что весьма небезопасно.