Связь языкознания с другими науками. Связь языкознания с другими науками прикладное языкознание

26.09.2019
┌───────────────┐

общая частная

типологическая

лингвистика

┌─────────────────┐

синхроническая диахроническая

┌───────────────┬─────────────┐

описательная сопоставительная сравнительно-

историческая

┌─────────────────┐

внутренняя: внешняя:

фонетика

Морфология

Лексикология

Синтаксис

Лингвистика текста…

3. Языкознание в системе наук

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому языкознание тесно связано с другими науками:

гуманитарными ,

естественными ,

техническими .

3.1. Связь языкознания с гуманитарными науками

Языкознание входит (в качестве одной из центральных) в круг гуманитарных (= социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.

Ø Лингвистика является составной частью филологии (греч. phileō ‘люблю’ + logos ‘слово’) – комплекса наук, изучающих духовную культуру народа прежде всего по письменным памятникам, текстам . Однако в последнее время языкознание занимается и устной речью .

Помимо лингвистики филология включает

Литературоведение,

Текстологию,

Палеографию и др.

Ø Еще в древности возникли связи языкознания с философией .

Древнегреческие мыслители – Аристотель (384–322 гг. до н. э.), Платон (428–348 гг. до н.э.), Сократ (470–399 гг. до н.э.) – разрабатывали, в частности, такую теоретическую проблему языка как соотношение названия и предмета.

Вопросами философии языка занимались в XVII–XVIII вв. английский философ Ф. Бэкон (1561–1626), французский мыслитель Р. Декарт (1596–1650), немецкий ученый Г. Лейбниц(1646–1716).

В XIX в. немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), уделявший много внимания философским вопросам языка, фактически положил начало общему языкознанию.

Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания) дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. В свою очередь, для философии является важнейшим вопрос о языке как инструменте мышления и познания, как средстве формирования понятий и концепций.

Ø Фактически на заре развития языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель сформулировал принципы логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения [Гируцкий, с. 11].

Ø В начале XX в. возникла смежная лингвистическая дисциплина – лингвосемиотика . Своим появлением она обязана Ф. де Соссюру.

Семиотика (греч. sēmeiōtikē ‘учение о знаках’) – это наука о любых знаковых системах (телеграфный код, флажковая сигнализация, дорожные знаки, жестовые языки и т.д.). Язык – наиболее сложная по строению и при этом универсальная (не связанная с передачей значений одного типа или только в одной сфере коммуникации) динамическая знаковая система.

Лингвосемиотика изучает проблемы, связанные со знаковостью языка :

Какие единицы языка являются знаками ,

Каковы разновидности языковых знаков,

В чем их специфика по сравнению с другими знаками и т.д. [Введение в языкознание, с. 17].

Ø Уже на ранних этапах развития языкознание было тесно связано с историей . Начиная с XIX в. исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании.

С одной стороны, изучение языка письменных памятников дает возможность судить о родстве языков и, следовательно, об общности судеб разных народов , территории их расселения, миграции.

С другой стороны, данные истории помогают прояснить условия формирования языков , судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов (торговля, завоевания, культурные и научные связи). Например, в петровскую эпоху – время широких экономических, торговых и культурных связей с Западной Европой – в русский язык пришло большое количество слов из западноевропейских языков [Гируцкий, с. 11].

Историческая лингвистика включает

- сравнительно-историческое языкознание,

- этимологию (раздел лексикологии, занимающийся происхождением слов),

- историю литературных языков .

Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла:

- археологией ,

- этнографией,

- антропологией.

Ø Обнаруженные археологами при раскопках древние письменные памятники (таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифами и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д.) дают лингвистам возможность

Узнать о существовавших ранее и умерших языках

И прояснить многие вопросы истории современных языков .

Лингвистическая дисциплина, изучающая древние письменные памятники, называется палеографией (греч. palaios ‘древний’ + graphō ‘пишу’) [Гируцкий, с. 11].

Ø Из названных наук с языкознанием теснее всего связана этнография (греч. éthnos ‘народ’ + graphō ‘пишу’) и ее различные отрасли, разрабатывающие, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов , в том числе в архаичных (первобытных) коллективах .

На стыке лингвистики с этнографией на рубеже XIX–XX вв. возникла этнолингвистика (Франц Боас ,Эдвард Сепир и др.) [ЛЭС, с. 618].

Центральными для этнолингвистики являются две взаимосвязанные проблемы:

1) Как в языке отражаются культурные (бытовые, религиозные, социальные и др.) представления народа , говорящего на этом языке?

2) Какие формы и средства языкового общения являются специфическими для данной этнической группы? [Энциклопедия «Кругосвет»].

Ø Лингвокультурология –отрасль лингвистики, оформившаяся в 90-е гг. XX в. Она исследует

Проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке,

Исторические и современные языковые факты сквозь призму духовной культуры.

С ней тесно связаны этнолингвистика и социолингвистика [Маслова, 201, с. 11].

Ø Социолингвистика , возникшая в результате взаимодействия лингвистики и социологии, занимается вопросами соотношения языка и общества. Она изучает

Функции языка в обществе,

Социальную дифференциацию языка,

Причины исчезновения языков,

Двуязычие и многоязычие и т.д.

Ø Данные антропологии (греч. аnthrōpos ‘человек’), науки о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас, используются в лингвистике, напр., при изучении вопроса о происхождении речи у древних людей .

Ø С XIX в. существует союз лингвистики и психологии , психологическое направление в языкознании, переросшее в 60-е гг. XX в. (в США) в психолингвистику .

Область ее интересов – связь речи и сознания . Она исследует

Психические процессы при порождении речи (говорении, письме), при еевосприятии (слушании и чтении) и понимании ;

- освоение речи на родном и иностранном языке.

Одним из ведущих методов исследования в психолингвистике являются психолингвистические эксперименты [ЛЭС, с. 404; Введение в языкознание, с. 16].

3.2. Связь языкознания с естественными науками

Ø Древнейшими являются связи языкознания с физиологией : еще ученые Древней Индии описывали звуки на физиологической основе.

Физиология и нейрофизиология изучают

Устройство речевого аппарата,

Образование звуков речи в нем,

Восприятие речевого потока органами слуха.

Ø На стыке языкознания и неврологии – науки о высшей нервной деятельности человека – примерно во 2 половине XIX в. образовалась нейролингвистика .

Нейролингвистика изучает мозговые механизмы речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга . Она возникла из потребностей клинической практики для решения диагностических задач. Изучение всевозможных речевых расстройств – афазий – очень много дает лингвистам

Не только для изучения нормальной речи,

Но и для исследования структуры языка и его функционирования.

Клинические наблюдения и специальные эксперименты позволили выявить, например, роль левого и правого полушарий в речевой деятельности. Данные нейролингвистики активно используются прежде всего психолингвистикой [ЛЭС, с. 327–328; Гируцкий, с. 13].

Ø Связь с биологией демонстрирует натуралистическое направление в языкознании, возникшее в середине XIX в.

Основателем этого направления считается крупный немецкий лингвист Август Шлейхер (1821–1868). Его натуралистические воззрения сформировались под влиянием натурализма в философии и эволюционной теории Ч. Дарвина. Шлейхер понимал язык как природный организм , который рождается, растет и умирает.

В XX в. огромную популярность приобрела теория известного американского лингвиста Ноама Хомского (Noam Chomsky, 1928–) о биологической «врожденности» языка .

В этом же веке было обнаружено структурное сходство генетического кода и естественного языка [Алефиренко, с. 20].

Ø Давние и прочные отношения связывают лингвистику с географией .

Довольно часто географические факторы влияют на развитие и взаимоотношения языков :

В условиях горного ландшафта (на Кавказе, Памире) языки нередко характеризуются очень небольшим числом носителей (за счет разобщенности носителей и трудностей коммуникации);

- просторные открытые территории способствуют, как правило, разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению;

- моря и океаны в прошлом служили препятствием для широких языковых контактов.

Гибридная наука лингвогеография , возникшая в конце XIX в., занимается изучением территориального распространения языков и диалектов, отдельных языковых явлений, созданием диалектологических атласов, лингвистических карт.

Лингвогеография тесно связана с ареальной лингвистикой (от лат. area ‘площадь, пространство’), исследующей взаимодействие языков и диалектов в определённом регионе, закономерности языковых контактов и т.д.

Связь лингвистики с географией проявляется и в топонимике – разделе лексикологии, изучающем различные географические названия (гор, морей, океанов, населенных пунктов и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные сведения о расселении и миграции народов [Гируцкий, с. 14].

3.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками

Ø Связь языкознания с одним из разделов физики – акустикой – обнаруживается уже у древних греков, изучавших звуки речи на акустической основе.

Современная экспериментальная фонетика широко использует приборы, компьютеры при исследовании звуков речи.

Ø В 50-е гг. XX в. на стыке математики и лингвистики возникла математическая лингвистика , разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков.

Математические методы применяются для

Количественного исследования языковых явлений (напр., частоты использования некоторого элемента в том или ином тексте),

Изучения формальной сочетаемости языковых единиц,

Моделирования процессов порождения и восприятия речи,

Решения ряда прагматических задач, таких как создание частотных словарей, установление авторства текста, года его написания и т.д.

Ø Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.

Ø Контакты лингвистики с кибернетикой (наукой об управлении и месте информации в процессах управления) привели к формированию инженерной лингвистики , которая занимается изучением языка в его отношении

К компьютерам,

К возможностям машинной обработки текстов,

К возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса и др. [Гируцкий, с. 14].

Таким образом , современная лингвистика – это разветвленная многоаспектная наука, имеющая широкие связи практически со всеми областями знания (см. схему 2 на с. 13).

Связи лингвистики с другими науками

┌─────────────────┼──────────────────┐

с гуманитарными : с естественными : с физико-математическими :

Часть филологии

Философией

Логикой

Семиотикой

(лингвосемиотика)

Историей

Археологией

Этнографией

Антропологией

Литература

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. С. 4–8.

Введение в языкознание: конспект лекций / Балашова, Л. В., Гольдин В. Е., Дементьев В. В. и др. М.: Высшее образование, 2007. 191 с.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Минск: «ТетраСистемс», 2001. С. 5–16.

Гринберг Дж. Антропологическая лингвистика. Вводный курс. М.: УРСС, 2004. С. 24–40.

Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008. С. 12–13.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Диахрония. С. 136; Математическая лингвистика. С. 287–289; Нейролингвистика. С. 327–328; Прикладная лингвистика. С. 397; Психолингвистика. С. 404–405; Прикладная лингвистика С. 397; Синхрония. С. 451–452; Языкознание. С. 618–623.

Электронные версии: http://lingvisticheskiy-slovar.ru

http://tapemark.narod.ru/les/index.html

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. С. 4–6. Электронная версия: http://www.classes.ru/grammar/120.Maslov

Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта: Наука, 2007. 152 с.

Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.

Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.

Прикладное языкознание: Учебник. СПб, Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. 528 с.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997. § 6. Связь языковедения с другими науками. С. 50–59. Электронная версия:

http://www.classes.ru/grammar/134.Reformatsky/worddocuments/_13.htm

Тимофеева М. К. Введение в экспериментальную когнитивную лингвистику. Новосибирск: НГУ, 2010. 113 с.

Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 22–34.

Хроленко А. Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. М.: Флинта: Наука, 2008 (1-е изд. – 2007 г.). 128 с.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. С 9–11.

ЭРЯ –Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Языкознание. С. 672–676. Электронная версия: http://russkiyyazik.ru

Интернет-ресурсы

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika – Онлайн энциклопедия «Кругосвет»


Изучение того, как говорят о различных явлениях, помогает понять и приемы освоения мира нашим мышлением. Напр., о таком отвлеченном понятии, как авторитет , мы говорим так, будто авторитет – конкретное материальное тело : авторитет может быть большим и маленьким , иногда дутым , он бывает собственным и чужим , его можно заработать, приобрести и потерять , чужим авторитетом можно прикрываться .

Сходным образом мы говорим и о многих других отвлеченных явлениях, напр. о мысли : она посещает нас, приходит в голову, как живое существо , или западает в голову, будто вещь , может быть неотвязной, беспокойной и успокаивающей, мрачной и веселой, тяжелой и легкой , мысль можно бросить, схватить, поймать на лету и т.д.

Наблюдения над подобными фактами приводят ученых к выводу, что мы осваиваем отвлеченные явления, уподобляя их явлениям конкретным . Так изучение языкового материала способствует расширению и уточнению наших представлений о собственном сознании [Введение в языкознание, с. 9].

Например, проблемы табý (запретов) и эвфемизмов (слов, заменяющих запретные), которые связаны с особенностями архаичного сознания.

В 1861 г. опубликована работа парижского хирурга и анатома Поля Брокá (1824–1880) о моторной афáзии – утрате способности к устной речи. Одним из основателей нейролингвистики считается выдающийся русско-польский языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).

Пытаясь объяснить, как ребенок за весьма короткий срок овладевает всем многообразием форм речевого общения, Хомский предположил, что есть врожденные глубинные грамматические структуры – совокупность немногочисленных правил построения и понимания речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при построении высказывания), от речи к мысли (при понимании высказывания). Глубинные грамматические структуры универсальны и представляют собой суть языковой компетенции . Теория Хомского вызвала огромную дискуссию и подверглась строгой критике. Однако многие ее прогрессивные идеи и в наши дни плодотворно используются в психолингвистике [Алефиренко, с. 20].

Скандинавские ученые разрешили многолетний спор по поводу истинного автора романа «Тихий Дон».Они проанализировали тексты, бесспорно принадлежащие М. Шолохову, и тексты донского писателя Ф. Крюкова, которому приписывалось авторство романа. Ученые сравнили длину предложений, распределение длины предложений по количеству слов, распределение частей речи, сочетание частей речи в начале и конце предложения, частоту использования союзов в начале предложения, повторяемость словарного запаса по богатству.

Математическая статистика при контрольной выборке на компьютере в 12 тыс. фраз (164 637 слов) представлена в 250 таблицах формулах и графиках. Вывод: авторство Шолохова исключить невозможно, а авторство Крюкова может быть исключено. Позже была найдена рукопись романа (850 рукописных страниц, 605 из которых написаны рукой самого Шолохова, а 280 – женой писателя и ее сестрой) [Хроленко, Денисов, с. 36–37].


Похожая информация.


Языкознание, или лингвистика как наука о языке

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Современная наука состоит из трёх главных разделов - естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общественных, или социальных наук, то есть наук об обществе, и философии, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.

О связи языкознания с другими науками

Языкознание связано с социальными науками:

  • с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
  • Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов.
  • Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.
  • Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.
  • Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.
  • Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

О связи лингвистики с естественными науками.

Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. "Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов". Языкознание связано также с такой естественной наукой, как антропология . Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.

О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Аспекты языкознания

Языкознание является многоаспектной наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление. Языкознание как наука делится на общее и частное . В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков.
Частное языкознание - это наука об отдельных языках, например, русистика - наука о русском языке, англистика - наука об английском языке и т.д.

Синхронный и диахронный аспекты частного языкознания

Частное языкознание может изучаться в синхронном плане и в диахроническом. Синхронный план исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени.
Диахронический план изучения предполагает изучение фактов языка в их развитии.

Круг задач, решаемых языкознанием

В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание:
1. Установить природу и сущность языка.
2. Рассмотреть структуру языка.
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены.
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;
Как и когда возникли и то и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.
7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.
8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками - гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.

­ Конец страницы 10 ­

¯ Начало страницы 11 ¯

Связь языкознания с гуманитарными науками. Самые тесные и древние связи существуют у языковедения с филологией, ее составной частью является и сама наука о языке. Фактически языковедение как наука вышла из недр филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, текстологию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику. Противопоставление филологии и языкознания (грамматики) возникло уже в Древнем Риме. Филологии отводилось изучение литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматике - изучение орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., устанавливается основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет в филологические науки литературоведение и языкознание. Связь этих двух наук особенно заметна в таких дисциплинах, как стилистика, история литературного языка и филологический анализ художественного текста. При этом между лингвистическим и литературоведческим подходом к языку имеется существенное различие. Для лингвистики язык - главный и единственный объект исследования. Лингвистика изучает прежде всего структуру и функционирование самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями действительности (сознание, мышление, культура, литература и т.д.). Для литературоведения язык выступает лишь косвенным объектом наблюдения, формой существования художественного произведения.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания античных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - разрабатывали теоретические вопросы языка, в частности, проблему соотношения названия и предмета. Вопросы философии языка получают свое дальнейшее развитие в языкознании ХVII-ХVIII вв. в работах английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), французского мыслителя Р.Декарта (1596-1650), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716). В XIX веке немецкий языковед В. фон Гумбольдт (1767-1835), развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине - общему языкознанию.

­ Конец страницы 11 ­


¯ Начало страницы 12 ¯

Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. Философские осмысления сущности языка являются важными и полезными для лингвистики. В свою очередь, для философии остается важнейшим вопрос языка как инструмента мышления и познания, как стоящего между мыслителем и действительностью средства формирования понятий и концепций.

Практически с самых ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель (384-322 до н.э.) сформулировал особенности логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании, остающееся актуальным в современной лингвистике. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики.

Уже на ранних этапах своего возникновения языкознание было тесно связано с историей, в частности, с историей создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Начиная с XIX в., исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенностях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, территории их расселения, миграции во времени и пространстве. Учет внешних исторических факторов проясняет формирование тех или иных языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов, отражают влияние того народа, язык которого служит источником заимствований. Например, в петровскую эпоху, характеризующуюся широкими экономическими, торговыми, культурными связями с Западной Европой, русский язык испытал на себе значительное влияние западноевропейских

­ Конец страницы 12 ­

¯ Начало страницы 13 ¯

языков. Стык истории и лингвистики породил одну из наиболее развитых и глубоко разработанных дисциплин - историческую лингвистику и ее ответвления - сравнительно-историческое языкознание, этимологию, историю литературных языков.

Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла- археологией, этнографией, антропологией. Обнаруженные археологами при раскопках памятники материальной культуры (жилища, утварь, одежда, украшения, устройства населенных пунктов и т.д.) дают возможность определить ее носителей. Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам материальной культуры, что важно лингвистам для выявления областей распространения тех или иных языков. Благодаря археологическим раскопкам, обнаружены многие памятники письменности: таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифическими и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д. Данные антропологии используются в лингвистике при исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей. Стык лингвистики с этими дисциплинами исторического цикла вызвал к жизни такие области языковедения, как палеография (греч. palaios - древний и graphō - пишу), которая изучает создание знаков письменности и их развитие, и этнолингвистика, которая исследует язык в его отношении к культуре народа.

На стыке языкознания и социологии возникла еще одна лингвистическая дисциплина- социолингвистика, посвященная разработке вопросов соотношения языка и общества. Социальную дифференциацию языка, языковую политику, соотношение языка и нации, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика.

В XIX в. образуется союз лингвистики и психологии -психологическое направление в языкознании, получившее позднее название психолингвистики. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь (1823-1899), известный украинский языковед А.А. Потебня (1835-1891) и др. Психолингвистика старается утвердить языковедение как науку

­ Конец страницы 13 ­

¯ Начало страницы 14 ¯

психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Внутренний духовный и психический мир человека наиболее ярко манифестируются, пожалуй, с помощью языка. Отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности языковыми формами, многообразные особенности процессов порождения, восприятия и понимания речи находятся в поле зрения психолингвистики.

В начале XX в. возникает еще одна пограничная область языкознания - лингвосемиотика, появление которой связывают с крупнейшим лингвистом XX столетия швейцарцем Ф. де Соссюром (1857-1913). Семиотика (гр. sēmeiōtikē - учение о знаках) как наука изучает любые знаковые системы, их общие свойства: телеграфный код, флажная сигнализация, дорожные знаки, воинские знаки различия, жестовые языки и т.д. Поскольку естественный язык - главная и наиболее сложная классическая знаковая система, то семиотика изучает язык в ряду других знаковых систем.

Связь языкознания с медицинскими и естественными науками. Древнейшими являются связи языковедения с физиологией, поскольку уже древние индийцы описывали звуки на физиологической основе. Физиология и нейрофизиология изучают устройство речевого аппарата, образование звуков речи в нем, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка.

Тесная связь существует у языкознания с неврологией -наукой о высшей нервной деятельности человека. Стык этих двух наук образовал новую лингвистическую дисциплину - нейролингвистику, которая возникла примерно во второй половине XIX века. Одним из ее основателей считается выдающийся русско-польский языковед И.А. Бодуэн де Куртен (1845-1929). Нейролингвистика изучает языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии. Изучение всевозможных речевых расстройств - афазий - очень много дает лингвистам не только Для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

Примерно в середине XIX в. под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина образуется союз лингвистики и биологии, возникает взгляд на язык как естественное, природное явление -

­ Конец страницы 14 ­

¯ Начало страницы 15 ¯

натуралистическое направление в языкознании. Его основателем считается немецкий языковед А. Шлейхер (1821-1868). В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, образуя тесный союз с биологией.

Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Часто географические факторы служат предпосылкой фактов лингвистических: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют существование малочисленных по количеству носителей языков; широкие открытые территории содействуют, как правило, разобщению диалектов, а ограниченные - их сближению; моря и океаны служили в древности препятствием для широких языковых контактов и т.д. В результате контактов лингвистики с географией в конце XIX в. возникла гибридная дисциплина- лингвогеография, изучающая территориальное распространение языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.

Лингвогеографический характер носит и топонимика - раздел лексикологии, изучающий различные географические названия (гор, морей, океанов, озер, рек, населенных пунктов, местностей и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные исторические сведения о расселении племен, миграции народов, особенностях жизненного уклада людей в различные эпохи.

Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками. Связь языкознания с физикой, одним из ее разделов - акустикой, обнаруживается уже у древних греков, которые изучали звуки речи на акустической основе. Связь с акустикой остается актуальной и для современного языкознания, что привело к образованию новой лингвистической дисциплины -экспериментальной фонетики, широко использующей приборы в изучении звуков речи.

В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые занимаются созданием единых теорий мироздания. Оказалось, что получение единой физической непротиворечивой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при ясном представлении о структуре сознания. Это поставило перед

­ Конец страницы 15 ­

¯ Начало страницы 16 ¯

необходимостью изучения структурных < связей между языком, мозгом, сознанием, человеком, объектами микромира и макромира. Этими вопросами занимается современнная нейролингвистика.

В 50-х гг. XX в. на стыке математики и лингвистики возникает математическая лингвистика, разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков. Математическая лингвистика использует в изучении языкаразличные разделы математики - статистику, теорию вероятностей, теорию множеств, алгебру, математическую логику. Применение математических методов дает возможность проводить количественное исследование различных языковых явлений, их классификацию, создавать частотные словари, изучать формальную сочетаемость языковых единиц, моделировать процессы порождения и восприятия речи, применять математические идеи в осмыслении языка как системы, раскрывать некоторые особенности письменного текста (авторство, год написания и т.п.) и т.д.

В числе математических дисциплин, контактирующих с лингвистикой, находится и теория информации, или информатика, изучающая язык как одно из средств хранения, переработки и передачи информации. Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.

Тесно связана современная лингвистика и с кибернетикой - наукой об управлении и месте информации в процессах управления. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирующуюся систему, которая участвует в процессах управления практически во всех областях человеческой жизнедеятельности. Контакты лингвистики с кибернетикой привели к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса, а также другими проблемами.

Наконец, нельзя не отметить самую древнюю и тесную связь языковедения и религии. Первые лингвистические метафизические идеи восходят к религиозным учениям, и именно они стали толчком к развитию языкознания у многих древних наро-

­ Конец страницы 16 ­

¯ Начало страницы 17 ¯

дов. Так, идея божественности Слова и его всемогущества (а отсюда и боязнь любых языковых вариаций Священных текстов) привела к развитию языкознания в Древней Индии и на Древнем Востоке. Вопросы языка в истории религий всегда имели жизненную важность. Достаточно вспомнить споры о толковании Слова как факторе церковных распрей в христианстве IV-V вв., герменевтический (от греч. hermeneutike - истолковательное искусство; традиция и способы толкования многозначных древних текстов) поиск вечных смыслов в теологии средневековья, споры о возможности переводов Библии на национальные языки в эпоху Возрождения, нерешенную проблему имяславия в современном христианстве.

Таким образом, современное языкознание предстает перед нами как разветвленная многоаспектная лингвистика, имеющая широкие связи практически со всеми областями современного знания.

­ Конец страницы 17 ­

¯ Начало страницы 18 ¯

Экзамен: Теория языка

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа, с его бытом, с обществом, в котором он живет, с его творчеством - техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтому и наука о языке, языкознание, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.

Языкознание и история

Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами. "

Языкознание и этнография

Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире. "

Языкознание и психология

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. "

Языкознание и физиология

Теория Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. "Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными" - это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. "

Языкознание и антропология

Антропология - наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи. "

Языкознание и философия

Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании. "

Языкознание и семиотика

Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой - наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Языкознание и социология

Социология - это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.

Языкознание и логика

Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой - наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы.

Прикладна?я лингви?стика (прикладное языкознание) - наряду с теоретической лингвистикой является частью науки, занимающейся языком. Специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях.

Основные направления прикладной лингвистики, связанные с изучением языка:

Лексикография - теория и практика составления словарей;

Лингводидактика - наука о разработках методик обучения иностранному языку;

Терминоведение - наука об упорядочении и стандартизации научно-технической терминологии;

Переводоведение - теория перевода.

Основные направления прикладной лингвистики, связанные с практическими приложениями:

Компьютерная лингвистика (англ. computational linguistics):

Машинный перевод

Автоматическое распознавание символов (англ. OCR)

Автоматическое распознавание речи (англ. ASR)

Автоматическое извлечение данных (англ. Data Mining)

Автоматическое реферирование текстов

Построение систем управления знаниями

Создание электронных словарей, тезаурусов, онтологий

Корпусная лингвистика, создание и использование электронных корпусов текстов

Лингвистическая экспертиза (например, в судебной практике)

наука об упорядочении и стандартизации научно-технической терминологии "

Если домашнее задание на тему: » Связь языкознания с другими науками Прикладное языкознание оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1.Упростить выражение: Ctg2(3п/2- X)/(1 +Tg2X) 1) ctg2X; 2) tg2 X; 3) sin2X 4) cos 2 X 2. Упростить: (Cos2(п/2 + X) – X2 + y2 - 2z2 = 2a2, X + y + 2z =4(a2 + 1), Z2 - xy = a2. Решение Запишем эти уравнения Экзамен: Стилистика русского языка и литературное редактирование. Стилистика как раздел языкознания:её предмет и объект. ... Стилистика как раздел языкознания:её предмет
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками - гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.

­ Конец страницы 10 ­

¯ Начало страницы 11 ¯

Связь языкознания с гуманитарными науками. Самые тесные и древние связи существуют у языковедения с филологией, ее составной частью является и сама наука о языке. Фактически языковедение как наука вышла из недр филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, текстологию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику. Противопоставление филологии и языкознания (грамматики) возникло уже в Древнем Риме. Филологии отводилось изучение литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматике - изучение орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., устанавливается основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет в филологические науки литературоведение и языкознание. Связь этих двух наук особенно заметна в таких дисциплинах, как стилистика, история литературного языка и филологический анализ художественного текста. При этом между лингвистическим и литературоведческим подходом к языку имеется существенное различие. Для лингвистики язык - главный и единственный объект исследования. Лингвистика изучает прежде всего структуру и функционирование самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями действительности (сознание, мышление, культура, литература и т.д.). Для литературоведения язык выступает лишь косвенным объектом наблюдения, формой существования художественного произведения.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания античных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - разрабатывали теоретические вопросы языка, в частности, проблему соотношения названия и предмета. Вопросы философии языка получают свое дальнейшее развитие в языкознании ХVII-ХVIII вв. в работах английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), французского мыслителя Р.Декарта (1596-1650), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716). В XIX веке немецкий языковед В. фон Гумбольдт (1767-1835), развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине - общему языкознанию.

­ Конец страницы 11 ­

¯ Начало страницы 12 ¯

Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. Философские осмысления сущности языка являются важными и полезными для лингвистики. В свою очередь, для философии остается важнейшим вопрос языка как инструмента мышления и познания, как стоящего между мыслителем и действительностью средства формирования понятий и концепций.

Практически с самых ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель (384-322 до н.э.) сформулировал особенности логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании, остающееся актуальным в современной лингвистике. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики.

Уже на ранних этапах своего возникновения языкознание было тесно связано с историей, в частности, с историей создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Начиная с XIX в., исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенностях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, территории их расселения, миграции во времени и пространстве. Учет внешних исторических факторов проясняет формирование тех или иных языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов, отражают влияние того народа, язык которого служит источником заимствований. Например, в петровскую эпоху, характеризующуюся широкими экономическими, торговыми, культурными связями с Западной Европой, русский язык испытал на себе значительное влияние западноевропейских

­ Конец страницы 12 ­

¯ Начало страницы 13 ¯

языков. Стык истории и лингвистики породил одну из наиболее развитых и глубоко разработанных дисциплин - историческую лингвистику и ее ответвления - сравнительно-историческое языкознание, этимологию, историю литературных языков.

Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла- археологией, этнографией, антропологией. Обнаруженные археологами при раскопках памятники материальной культуры (жилища, утварь, одежда, украшения, устройства населенных пунктов и т.д.) дают возможность определить ее носителей. Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам материальной культуры, что важно лингвистам для выявления областей распространения тех или иных языков. Благодаря археологическим раскопкам, обнаружены многие памятники письменности: таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифическими и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д. Данные антропологии используются в лингвистике при исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей. Стык лингвистики с этими дисциплинами исторического цикла вызвал к жизни такие области языковедения, как палеография (греч. palaios - древний и graphō - пишу), которая изучает создание знаков письменности и их развитие, и этнолингвистика, которая исследует язык в его отношении к культуре народа.

На стыке языкознания и социологии возникла еще одна лингвистическая дисциплина- социолингвистика, посвященная разработке вопросов соотношения языка и общества. Социальную дифференциацию языка, языковую политику, соотношение языка и нации, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика.

В XIX в. образуется союз лингвистики и психологии -психологическое направление в языкознании, получившее позднее название психолингвистики. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь (1823-1899), известный украинский языковед А.А. Потебня (1835-1891) и др. Психолингвистика старается утвердить языковедение как науку

­ Конец страницы 13 ­

¯ Начало страницы 14 ¯

психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Внутренний духовный и психический мир человека наиболее ярко манифестируются, пожалуй, с помощью языка. Отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности языковыми формами, многообразные особенности процессов порождения, восприятия и понимания речи находятся в поле зрения психолингвистики.

В начале XX в. возникает еще одна пограничная область языкознания - лингвосемиотика, появление которой связывают с крупнейшим лингвистом XX столетия швейцарцем Ф. де Соссюром (1857-1913). Семиотика (гр. sēmeiōtikē - учение о знаках) как наука изучает любые знаковые системы, их общие свойства: телеграфный код, флажная сигнализация, дорожные знаки, воинские знаки различия, жестовые языки и т.д. Поскольку естественный язык - главная и наиболее сложная классическая знаковая система, то семиотика изучает язык в ряду других знаковых систем.

Связь языкознания с медицинскими и естественными науками. Древнейшими являются связи языковедения с физиологией, поскольку уже древние индийцы описывали звуки на физиологической основе. Физиология и нейрофизиология изучают устройство речевого аппарата, образование звуков речи в нем, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка.

Тесная связь существует у языкознания с неврологией -наукой о высшей нервной деятельности человека. Стык этих двух наук образовал новую лингвистическую дисциплину - нейролингвистику, которая возникла примерно во второй половине XIX века. Одним из ее основателей считается выдающийся русско-польский языковед И.А. Бодуэн де Куртен (1845-1929). Нейролингвистика изучает языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии. Изучение всевозможных речевых расстройств - афазий - очень много дает лингвистам не только Для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

Примерно в середине XIX в. под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина образуется союз лингвистики и биологии, возникает взгляд на язык как естественное, природное явление -

­ Конец страницы 14 ­

¯ Начало страницы 15 ¯

натуралистическое направление в языкознании. Его основателем считается немецкий языковед А. Шлейхер (1821-1868). В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, образуя тесный союз с биологией.

Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Часто географические факторы служат предпосылкой фактов лингвистических: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют существование малочисленных по количеству носителей языков; широкие открытые территории содействуют, как правило, разобщению диалектов, а ограниченные - их сближению; моря и океаны служили в древности препятствием для широких языковых контактов и т.д. В результате контактов лингвистики с географией в конце XIX в. возникла гибридная дисциплина- лингвогеография, изучающая территориальное распространение языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.

Лингвогеографический характер носит и топонимика - раздел лексикологии, изучающий различные географические названия (гор, морей, океанов, озер, рек, населенных пунктов, местностей и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные исторические сведения о расселении племен, миграции народов, особенностях жизненного уклада людей в различные эпохи.

Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками. Связь языкознания с физикой, одним из ее разделов - акустикой, обнаруживается уже у древних греков, которые изучали звуки речи на акустической основе. Связь с акустикой остается актуальной и для современного языкознания, что привело к образованию новой лингвистической дисциплины -экспериментальной фонетики, широко использующей приборы в изучении звуков речи.

В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые занимаются созданием единых теорий мироздания. Оказалось, что получение единой физической непротиворечивой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при ясном представлении о структуре сознания. Это поставило перед

­ Конец страницы 15 ­

¯ Начало страницы 16 ¯

необходимостью изучения структурных < связей между языком, мозгом, сознанием, человеком, объектами микромира и макромира. Этими вопросами занимается современнная нейролингвистика.

В 50-х гг. XX в. на стыке математики и лингвистики возникает математическая лингвистика, разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков. Математическая лингвистика использует в изучении языкаразличные разделы математики - статистику, теорию вероятностей, теорию множеств, алгебру, математическую логику. Применение математических методов дает возможность проводить количественное исследование различных языковых явлений, их классификацию, создавать частотные словари, изучать формальную сочетаемость языковых единиц, моделировать процессы порождения и восприятия речи, применять математические идеи в осмыслении языка как системы, раскрывать некоторые особенности письменного текста (авторство, год написания и т.п.) и т.д.

В числе математических дисциплин, контактирующих с лингвистикой, находится и теория информации, или информатика, изучающая язык как одно из средств хранения, переработки и передачи информации. Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.

Тесно связана современная лингвистика и с кибернетикой - наукой об управлении и месте информации в процессах управления. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирующуюся систему, которая участвует в процессах управления практически во всех областях человеческой жизнедеятельности. Контакты лингвистики с кибернетикой привели к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса, а также другими проблемами.

Наконец, нельзя не отметить самую древнюю и тесную связь языковедения и религии. Первые лингвистические метафизические идеи восходят к религиозным учениям, и именно они стали толчком к развитию языкознания у многих древних наро-

­ Конец страницы 16 ­

¯ Начало страницы 17 ¯

дов. Так, идея божественности Слова и его всемогущества (а отсюда и боязнь любых языковых вариаций Священных текстов) привела к развитию языкознания в Древней Индии и на Древнем Востоке. Вопросы языка в истории религий всегда имели жизненную важность. Достаточно вспомнить споры о толковании Слова как факторе церковных распрей в христианстве IV-V вв., герменевтический (от греч. hermeneutike - истолковательное искусство; традиция и способы толкования многозначных древних текстов) поиск вечных смыслов в теологии средневековья, споры о возможности переводов Библии на национальные языки в эпоху Возрождения, нерешенную проблему имяславия в современном христианстве.

Таким образом, современное языкознание предстает перед нами как разветвленная многоаспектная лингвистика, имеющая широкие связи практически со всеми областями современного знания.

­ Конец страницы 17 ­

¯ Начало страницы 18 ¯

Глава II.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языковедении областью общих предположений и гипотез. Если любой живой или мертвый, но засвидетельствованный в памятниках письменности язык может быть понят в реальных фактах его существования, то праязык, или "первобытный" язык, не поддается прямому изучению, так как никаких реальных остатков от него нет, они не зафиксированы письменностью. Фактически происхождение языка оказывается тесно связанным с проблемой происхождения человека и жизни. Именно в таком ключе решали эту проблему в древности.