Святой грааль как он есть. Загадки истории — Святой Грааль. Святой Грааль. Предположения о возникновении

20.09.2019

Поиски Святого Грааля продолжаются и сегодня. В его образе видят и языческий рог изобилия, и чашу для причастий с Тайной вечери, и таинственный камень, дарующий бессмертие. Найти его может только тот, кто избран для этого.

От Тайной Вечери...

Грааль – таинственный сосуд, дарующий все желаемые блага, вплоть до бессмертия, часто считают первым потиром, то есть чашей для причащения, которая служила Христу и апостолам во время первой литургии – Тайной вечери.

По некоторым версиям, он был сделан из агата, который выпал из короны Люцифера во время его низвержения. Когда Иисуса Христа распяли, один из иудейских старейшин, Иосиф Аримафейский – тайный последователь Христа, собрал в эту чашу Его кровь, капающую из раны, нанесенной копьем Лонгина.

Взбешенные евреи бросили Иосифа в тюрьму, заставив его умирать от голода. Но Грааль давал пропитание несчастному целых сорок два года, пока Иосифа не освободил император Веспасиан, излеченный от проказы плащаницей, на которой был запечатлен лик Христа.

...до Мансальвата

Так начинается длинное странствие Грааля. Христос в видении назначил Иосифа из Аримафеи хранителем чаши, наполненной божественной кровью, после чего тот отправился с ней в Британию. Перед смертью, по одной из версий, он доверил сокровище своему племяннику, по другой, Грааль хранился на небесах до той поры, пока не родились на земле герои, способные охранять его. Прародителем этого племени стал азиатский правитель Перилл, который прибыл в Галлию, где его потомки породнились с семьей бретонского князя. Один из его потомков – благородный Титурель, с юных лет отличавшийся чистотой помыслов, был избран новым хранителем Грааля. Он и его рыцари, известные как «рыцари Святого Грааля» воздвигли для небесной чаши не менее легендарный замок Монсальват, где она, по некоторым версиям, находится до сих пор.

Согласно многочисленным преданиям, Грааль снабжал всех, кто ему поклонялся, кушаньями и напитками, которые они предпочли бы более других. Он даровал исцеление и поддерживал в людях вечную молодость. Но самое главное, что те, кому удалось лицезреть Грааль, всегда ощущали некую радость, близость и предвкушение Рая. Грааль считался самой ценной реликвией, которую только мог получить человек при жизни.

Рождение легенды


Сегодня сложно проследить историю предания о Святом Граале, как и любой другой легенды, получившей статус «народной». Но кое-какие зацепки все же есть.
Поиски стоит начать в средневековой Европе, где в IX веке начинается настоящая охота за христианскими реликвиями. Это связано с требованием римской церкви об обязательном присутствии в храме останков или вещей святого. Так реликвии стали выгодным товаром, который начал массово поступать в Европу с Востока.

Естественно, наиболее ценными считались те, что были связаны со Страстями Христовыми. Части креста, на котором Он был распят, гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту, терновый венец, копье Лонгина, Туринская плащаница и другие святыни, были весьма желанными объектами, как для служителей церкви, так и для крупных феодалов и монархов.

Но среди всех реликвий Страстей, которые выставлялись в многочисленных храмах, отсутствовала чаша, из которой Иисус впервые причастил всех своих учеников на Тайной вечере. Учитывая значимость причащения вином в католических церквях, которое считалось привилегией и долгое время было доступно лишь духовенству, отсутствие столь важного предмета не могло остаться незамеченным. Начали ходить слухи о его необычайных свойствах и возможных местонахождениях. В один прекрасный день Англия, в противовес Франции, где французские короли собрали многие святыни христианства, выдвинула легенду о Граале, который якобы находился на просторах Британии.

Поводом для этого послужили две рукописи. Первая – хроника Уильяма Мальмсберийского, которая повествует, что в 63 году в Британию прибыли ученики апостола Филиппа под предводительством Иосифа из Аримафеи, чтобы проповедовать христианство. Они построили первый храм там, где впоследствии было основано Гластонберийское аббатство, и где в XII веке было якобы найдено тело короля Артура и королевы Гвиневры. Там же до сих пор существует источник, названный «колодцем чаши».

Второй манускрипт XII века – Grand Saint Graal передает уже рассказанную здесь легенду о перевозе Грааля в Британию и хранителях чаши. Впоследствии, эту историю повторили романы Робера де Борона и Кретьена де Труа, в которых легенда связывается с преданиями о короле Артуре. История становится настоящим «средневековым бестселлером», похожие романы создаются во многих странах Европы и обрастают все новыми подробностями.

Прототипы Грааля

Были и другие причины, почему представление о Граале, как о чаше изобилия, дарующей всякие блага, появились именно в Британии. У христианского Грааля были языческие прототипы, связанные с представлениями о роге изобилия. В ирландской мифологии – это котел Дагды, в котором никогда не иссякала еда. В бриттской – чаша, которую привез в Британию Мерлин на хрустальном корабле. Она открывала будущее, сокровища человеческих знаний и тайны мира. В валлийской мифологии – это сосуд богини Серидвен – источник мудрости, упоминающийся в «Истории Талиесина». Там же встречается и другой возможный прототип Грааля – некая чаша, полученная Браном Благословенным от черного великана, ведьмы и карлика из Озера Чаши, способная исцелять любые смертельные болезни, останавливать кровь и воскрешать мертвых. Впоследствии, во время одной из битв Бран бросил в нее голову врага и чаша потеряла свои чудесные свойства. Очевидно, что все это были разные версии одного мифа.

О чаше, блюде и камне

Пока Грааль упоминался только как чаша для причастий, но на самом деле, это было лишь одно из его многочисленных обличий. По другим версиям, Грааль – это серебряное блюдо, иногда с окровавленной головой из валлийских легенд, что удачно связалось с образом Иоанна Крестителя; в «Парцифале» Эшенбаха – это камень, обладающий чудотворными свойствами. Согласно еще одной гипотезе: Грааль, вместилище крови Христовой – это Дева Мария. В общем, какого-то единого представления о нем не было.

«Грааль»

Не вносило ясности и название чаши. Происхождения «Грааля» неизвестно до сих пор. Кто-то предполагает, что имя, как и сама легенда – кельтское, от ирландского cryol – «корзина изобилия». Кто-то считает, что в основе «Грааля» - старофранцузское «Sangreal» - «истинная кровь», а кто-то видит в нем греческое «κρατης» или gratalem – большой сосуд для смешения вина с водой.
Кандидаты в святые чаши
Поиски Грааль продолжаются и по сей день. В последний раз реликвию, претендовавшую на право называться Граалем, нашли в марте 2014 года в базилике города Леон. По словам историков, открывших ее, после распятия Святой Грааль отправился не на Запад, а в Палестину, откуда попал в Египет и затем в арабскую Испанию. После реконкисты, когда испанские земли были освобождены от арабов, чаша оказалась в Леоне и стала именоваться чашей Урраки, от имени королевы Кастильской.

Сегодня несколько городов утверждают, что обладают настоящим Граалем. Один из наиболее известных – Антиохийский потир, серебряный сосуд, обнаруженный антикварами в 1910 году в Антиохии (Антакья). Он представляет собой овоидный кубок на круглой ножке, который покрывают рельефные изображения Иисуса Христа и апостолов, изготовленные, по мнению сторонников подлинности потира, сильно позже его непосредственного создания. Но результаты поздних исследований датируют чашу не позднее VI века. Другой «подлинный» Грааль, якобы признанный самим Ватиканом, находиться в Соборе Святой Марии в Валенсии.

Святой Грааль – это загадка нашего мира. Его ищут, снимают фильмы, рассказывают легенды. Но что это на самом деле и где находится, никто не знает. Зачем прятать историческую ценность? Может быть это всего лишь миф построенный на имени знаменитого человека? Мы пойдем по следам исследователей и постараемся во всем разобраться. Присоединяйтесь и комментируйте.

Если у вас есть какая либо дополнительная информация про Святой Грааль, то не стесняйтесь, пишите о ней под статьей.

(лат. Gradalis) – это чаша. Из нее пил Иисус Христос на Тайной Вечере. И именно в эту чашу Иосиф Аримафейский (иудейский старейшина; последователь Иисуса; богатый человек; член Синедриона; в его гробницу был похоронен Иисус) собрал кровь Христа после распятья.

По легенде, именно после собранной крови чаша стала обладать невероятной силой.

Есть две версии вида Чаши Грааля:

  1. В виде кубка, как чаши из которой пьют
  2. В виде камня — в средневековых романах Европы Грааль описывается так

Легенда силы Грааля

Легенда гласит:

– Тот, кто испьет из чаши Святого Грааля получает вечную жизнь, прощение грехов и исцеление от всех болезней.

Прощение грехов в нашем мире мало кого волнует, а вот вечная жизнь всегда занимала мысли человека, особенно властного и богатого. По этой причине охота за чашей до сих пор ведется.

Официально никто не знает где эта чаша и как в действительности она выглядит. Все изображения ее в статье, да и по всему интернету – это лишь предположение вида.

Святой Грааль является самой желанным христианским артефактом. Но в то же время и самым иллюзорным. О нем много пишут и говорят, но его реальность никто так инее раскрыл.

Поиски Святого Грааля

На протяжении многих веков люди ищут Грааль. Кто-то что-то подобное находил и заявлял, что нашел Святой Грааль. Но это было лишь обманом или заблуждением того, кто так считал.

В Валенсии (Испания). В городской средневековой церкви хранится кубок из халцедона, украшенный драгоценными камнями . Авторы находки утверждают, что это и есть Святой Грааль.


Многие Святые Папы использовали этот кубок для святого причастия. Среди этих личностей и Папа Иоанн Павел 2ой. Он использовал эту чашу во время мессы.

Но чаша из Валенсии одна из десятков и даже сотен аналогичных, которые претендуют на название Святой Грааль.

Обладателей такой чаши ждало богатство и популярность. Как только церковь или аббатство заявляли, что они стали обладателями святого грааля, то тысячи паломников со всего мира начинали съезжаться к ним. Люди выстраивались в бесконечные очереди, чтобы пожертвовать доступную им сумму денег и прикоснуться к Граалю.

Священники всегда были обладателями древних предметов и артефактов, которые хранились на территории церкви и передавались из поколения в поколение. Они легко могли найти у себя старинную чашу. Могли легко сказать, что не знают откуда она и каково ее происхождение. И как следствие – выдавали ее за грааль.

Но если присмотреться ко всем выставленным чашам, которые называются , то не трудно заметить, что их вид очень богат — украшены золотом и драгоценностями. Такой вид чаши напоминает скорее кубок короля.

Историки уверены, что такого вида чаша мало вероятно могла быть у Иисуса Христа в тот самый день, на тайной вечере. Считается, что святой Грааль очень простого и скромного вида. Это может быть самая простая чашка из дерева или камня, ничем не украшенная. А внешний вид мог совсем отличаться от всеми признанного кубка.

Библия

В Библии не сказано ни слова о чаше. И не говорится, что эта чаша является какой-то необычной или особенной. Поэтому, чтобы искать ее, необходимо обращаться к совершенно другим источникам.

Вульгата, 1230г.

В 1230 году во Франции была выпущена серия романов в которых говорится про рыцарей искавших спрятанный таинственным образом предмет. Вульгата – так называлась серия этих историй. Они написаны на старо французском языке и состоят из 5ти частей.

Некоторые исследователи утверждают, что именно в этих романах описан Святой Грааль. И в описаниях он был изображен совершенно не в виде чаши.

Парцифаль, 1200г.

Еще одна версия Святого Грааля появилась в Боварии (Германия). Роман под названием «Парцифаль» (нем. Parzival). Это рыцарский роман. В нем 25.000 строк в стихотворной форме. Датируется 1200—1210 г.г. Автор Вольфрам фон Эшенбах.

Памятник Вольфраму фон Эшенбаху

Как видите, роман «Парцифаль» был создан на 2-3 десятка лет раньше, чем Вульгата. В этих двух романах схожая тема с поиском Грааля, но есть значительные расхождения в некоторых описаниях.

В Парцифале Иисус и Иосиф являются второстепенными героями. В романе даже нет никаких описаний чаши. Эшенбах считал, что граалем является не кубок, а камень и он попал к людям с неба, из рая и поэтому является волшебным предметом с невероятными свойствами. А потерять камень в нашем мире проще простого.

Вольфрам Эшенбах описывал, что Грааль каждый год восстанавливает свои магические свойства. На него садится голубь с облаткой в клюве. Птица кладет принесенную облатку на камень и он оживает с новой силой.

Это, в принципе, и все описание святого грааля из романа «Персифаль».

Никто на сегодняшний день не может точно сказать на каких основаниях было сделано это описание. Это выдумка автора или практические знания?

Персеваль, 1190г.

Вернемся еще немного назад, в северную Францию, в Шампань. В этом районе проживал Кретьен де Труа (франц. Chrétien de Troyes). В 1190 году он написал свой собственный роман – «Персеваль или Повесть о Граале». Роман появился раньше на 20 лет, чем романа Эшенбаха «Парцифаль»

В этом романе рассказывается о молодом человеке по имени Персиваль, который стремиться стать рыцарем и для этого отправляется в долгое путешествие. Дорога приводит его к королю, и молодой человек становится свидетелем необычного и мистического ритуала.

В ритуале использовались меч и копье, а молодая девушка держала в руках чашу, которую они называли . В описании было сказано, что это большая золотая чаша, которая обладала огромной магической силой. На дне чаши находилась одна обладка.

Прочитав разные варианты описаний древних рукописей, можно легко запутаться еще больше. Все тексты содержали совершенно не похожие друг на друга чаши грааля. Как именно он выглядел и действительно ли обладал такими свойствами? Эти и другие вопросы задают до сих пор искатели артефактов.

Может быть, такие различия были специально донесены до нашего времени, чтобы люди никогда не смогли найти настоящий Грааль. Ведь узнав о нем мир, могли начаться войны ради обладания сокровищем.

Скорее всего, истинный обладатель никогда не откроет правду миру, чтобы сохранить равновесие и спокойствие на земле.
Представьте, что Святой Грааль найден. Что произойдет? Мир будет долго и упорно выяснять, какой стране он действительно принадлежит и в какой церкви должен храниться. А богатые коллекционеры не смогут удержаться от попытки завладеть этим артефактом нечестным путем.

Наш мир слишком алчный и жестокий, чтобы делиться и помогать друг другу. Предполагаем, что он найдется лишь тогда, когда границы между странами сотрутся, а люди будут любить и уважать рядом живущего так же, как своего сына или дочь.
Но давайте остановим предположения и продолжим дальше искать подсказки о тайне хранения Грааля.

Вернемся к первоначальным источникам, в которых описывался Грааль.

В 12 веке был самым известным и значимым во всех кругах. Именно в период существования тамплиеров появились рукописи описывающие Святой Грааль. Это произошло примерно с 1190 г по 1275 г. В этот период времени рыцари ордена Тамплиеров были на самой вершине своего развития и влияния. Они воевали не ради власти, денег и славы, они стояли на защите добра и справедливости.

В период, когда фон Эшенбах писал свой роман, то Тамплиеры были образцом для подражания в плане рыцарства и чести.
Фон Эшенбах в своем романе написал, что замок Грааля охраняют рыцари Храмовники, то есть Тамплиеры. В описании они были людьми одетыми в белые плащи. И историки сразу сопоставили этот образ с Тамплиерами, т.к. они носили белую одежду в качестве символа чистоты.

Описанное выше может навести на предположение, что история о поисках Святого Грааля основана на подвигах рыцарей Тамплиеров. Может быть, пропавший кубок стоит искать не в романах, а в истории рыцарей?

В 12 веке, в Иерусалиме завершился первый Крестовый поход. Орден рыцарей был собран, чтобы они встали на защиту пилигримов в походе к местам паломничества.

В 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим. Христианство радовалось этому событию. Но это оказалось большой проблемой – Святую землю было очень сложно удержать в своей власти. Тогда один из рыцарей выступил со словами, что хочет посвятить себя служению этим пилигримам, чтобы защищать на святой земле.

Если предположить, что Иерусалим, как древний и святой город, мог тайно хранить свои сокровища и артефакты, то, скорее всего, они находятся до сих пор на его территории. А Тамплиеры лучше, чем кто-либо знали, где искать эти сокровища в городе.

Резиденция самого ордена рыцарей была расположена в самом священном месте города – на Храмовой горе. Сегодня, в современном мире, на этом месте расположен Купол скалы. А во времена крестоносцев на этом месте располагался Храм Соломона.

Король Балдуин 2ой Иерусалимский отдал рыцарям свой дворец, который был построен на Храмовой горе. Именно это здание рыцари называли Храм Соломона, так как оно было расположено на месте храма.

Чтобы храм был защитой и крепостью для людей, рыцари взялись за его перестройку. Они вырыли в скале туннель длинной 20 метров и сделали целую систему подземных ходов.

Теологи не придают этим туннелям особого значения. Они открыты для посещения и сегодня. А рыцари таким образом расширили свою территорию и приспособили их для своих целей.

Но некоторые исследователи считают, что такие раскопки были произведены не для бытового использования. Есть версия, что рыцари что-то нашли, потому что Тамплиеры знали что и где искать. А когда нашли, что искали, то сразу вернулись в свою Европу.

Действительно ли они нашли, что искали? И что это было никто не знает. Орден состоял из людей верных и закрытых. Никто из них не раскрыл эту тайну при жизни.

Теперь перенесемся в Ларашель – город-порт во Франции. Именно в порт этого города рыцари на кораблях возвращались домой из Иерусалима.

Неизвестно, что на своих кораблях привезли Тамплиеры, но вскоре после этой поездки, орден стал одним из богатейших среди всех рыцарских орденов. Они получали пожертвования от простых жителей.

За 200 лет орден Тамплиеров стал самым могущественным и очень, очень богатым. Их владения простирались от севера Польши до юга Минорки; от Англии до Святой Земли. Помимо приобретенного богатства, рыцари получили благословение самого Папы. Он дал ордену самые широкие привилегии. Из-за такого разворота событий монахи и священники были очень не довольны решением Папы и сложившейся ситуацией. Ну и, как следствие, они очень завидовали рыцарям.

По такому описанию событий в истории, можно легко предположить, что именно Тамплиеры нашли Святой Грааль.

Двинемся дальше по следам истории и перенесемся в 14 век, во Францию, во времена правления короля Филиппа 4го. В это время орден рыцарей держался на самом пике своего могущества. Но все меняется со временем. И после пика успеха рыцарей ждал упадок.

Простые жители стали все чаще и чаще жаловаться на деяния рыцарей Тамплиеров. Общество стало относиться к ним с негативом, презрением и надменностью.

Король Филипп воспользовался такими переменами в отношении людей к ордену и рыцарям. Частые войны практически свели к нулю его казну. И король решает исправить ситуацию с помощью богатств ордена рыцарей.

Филипп начал действовать психологически на людей и сделал все возможное, чтобы его подданные окончательно отвернулись от рыцарей. Король стал распространять слухи о богохульстве, мужеложстве и содомии со стороны рыцарей. То есть во всем, что в те времена считали за страшный грех.

Дальше король послал своим чиновникам тайные письма. Это были приказы. В них была одна и та же информация для всех – 13 октября 1307 произвести арест всех членов ордена Тамплиеров, которые проживали во Франции. Именно поэтому пятница 13-е до сих пор считается самым несчастливым числом.

Всех арестованных передали в руки святой инквизиции. Папа принял решение закрыть орден, так как он стал обладать очень плохой репутацией.

Имущество ордена было изъято, но ничего, что напоминало бы Святой Грааль так и не нашли или тщательно скрыли из истории.
Предположим, что среди изъятых богатств Грааль не найден. Тогда мы отправляемся дальше. И продолжим поиски в местах обитания рыцарей – в храмах ордена.

Все церкви ордена были просты в сооружении, но в каждой имеются отличительные знаки Тамплиеров. Например, в христианских храмах везде присутствует образ Христа, а в храмах рыцарей ордена присутствует образ Девы Марии.

Тамплиеры с особенным акцентом почитали именно богоматерь и посвящали ей свои церкви, а каждый рыцарь приносил клятву именно Деве Марии. Возможно, в этом поклонении у рыцарей было нечто большее.

Собор Тамплиеров

Франция, Шартерский собор 13го века. Расположен в 90 км от Парижа и включен в список всемирного наследия. Сюда всегда, на протяжении многих столетий, съезжались паломники. Может быть, тут найдутся подсказки и приблизят нас к разгадке тайны Святого Грааля.

Мелкие, архитектурные украшения здания могли быть отображены под влиянием именно рыцарей. Например, над главным фронтоном есть изображение Иисуса, который поднял руку для благословения. Если присмотреться к кресту за головой Иисуса, то не трудно заметить, что его очертания точно совпадают с очертаниями креста ордена Тамплиеров.

Внутри церкви расположены 3 черные Мадонны. Есть версия, что именно черные Мадонны связаны с Тамплиерами. Они привозили эти образы из крестовых походов.

Могли ли Тамплиеры спрятать Святой Грааль именно здесь? Может ли Грааль быть связан с женщиной, образ которой стоит во всех церквях ордена?

Тамплиеры верили, что Дева Мария обладает большей мудростью, чем Иисус Христос. Для других церквей такая версия была приравнена к страшной ереси. Церкви всегда запрещали жителям самостоятельно искать истину, они требовали верить им на слово. Поэтому Тамплиеров преследовали за такую веру.

Но сами по себе Тамплиеры были не только войнами, защитниками, но и глубоко верующими. Они несли людям защиту и веру.
Существует версия, что рыцари всегда стремились донести информацию о просвещенности всему человечеству и зашифровали свое послание в архитектуре и рукописных романах. Они хотели, чтобы будущие поколения смогли узнать о них, их вере и убеждениях.

Кретьен де Труа зашифровал в своем романе часть мировоззрения рыцарей Тамплиеров. Легенды о святом Граале возникли на желании сохранить идеи рыцарей. Если это действительно было так, то какую именно мудрость они пытались нам донести?

Масоны – потомки Тамплиеров

Лондон. Здание великой объединенной масонской ложи Англии. Тут проходят международные собрания и тайные церемонии. Многие исследователи полагаю, что масоны могли иметь непосредственное отношение к ордену Тамплиеров.

Если изучать орден масонов и орден Тамплиеров, можно найти множество совпадений:

  1. Имеют тайные церемонии посвящения
  2. Первый магистр тамплиеров после женитьбы вошел в семью лидеров шотландского масонства
  3. Одним из высших чинов в масонстве является должность рыцаря

Но проблема заключается в том, что орден масонства возник лишь спустя 300 лет после ордена Тамплиеров.
Тут и появляется вопрос – Как орден Тамплиеров пог повлиять на масонское движение? Орден был ликвидирован в 1314 году, а масонство возникло в начале 17го века.

Может быть семьи рыцарей скрылись от глаз людей на 300 лет, передавая информацию из поколения в поколение.

В основе масонства лежат 2 принципа:

  1. Благотворительность
  2. Братство

В современном масонстве многие находят принципы рыцарей Тамплиеров.

Проанализировав романы и историю рыцарей, исследователи приходят к мнению, что Грааль не является каким-то материальным предметом. Это было какое-то неосязаемое сокровище, возможно это была некая идея жизни. Именно эту идею и несли рыцари людям.

Вы можете не быть рыцарем или масоном, но вы можете вести себя как подобает этим орденам – нести людям добро, помогать, сострадать, любить, верить.

Постскриптум

Святой Грааль, который породил множество легенд и мифов, который заставил исследователей искать, который породил сценарии к фильмам – может являться чьей-то верой и названо «Святым Граалем». Например, Иисус – это и есть Святой Грааль для нашего человечества. Он обрел вечную жизнь в истории планеты.

Может быть, Святой Грааль это не кубок и не камень. А это название ценности, которую для себя обретает человек или орден в целом.

А что вы скажете по этому поводу? Что действительно является Граалем, который ищут до сих пор?
Ждем ваше мнение и комментарии под статьей.

Святой Грааль

В западноевропейских легендах и сказаниях Святой Грааль – это таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения благим его действиям рыцари совершали подвиги. Ему посвящено много мифов, древних легенд, поэм и кропотливых научных исследований. Трубадуры, менестрели, мейстерзингеры XI-XIII веков создали целую генеалогию королей и хранителей Грааля.

На происхождение легенды о Святом Граале в науке долгое время существовало два взгляда, разделявших исследователей на два лагеря. Для одних это была уэлльская сказочная тема, к которой впоследствии присоединились христианские имена и мотивы, для других ученых Святой Грааль – дальнейшее развитие христианского апокрифа, который обставился фантастическими подробностями народной сказки.

Одним из видных представителей кельтской теории был профессор Вилльмарк, который считал, что легенда о Святом Граале перешла в средневековую литературу из латинского пересказа ее, сделанного в VIII столетии одним британским отшельником. Идею чудесного сосуда он почерпнул в произведениях бардов, где встречается чаша, обладающая именем и качествами Святого Грааля.

По словам Вилльмарка, сосуд бардов носил имя, означающее то же, что и Святой Грааль. Слово «per», которое встречается в поэтических сказаниях, означает «широкий сосуд, чашу», и это соответствует Граалю (как его изъяснял галльский словарь). Правда, другие исследователи (например, Гелинанд) сомневались в таком объяснении. По их теории, слово «per» означало преимущественно кухонный сосуд, в котором что-то готовится, тогда как Граалем называлось блюдо, на котором у богачей подавались изысканнейшие кушанья. Таким образом, описание чаши у разных исследователей (как и у средневековых авторов) сильно разнилось. Для одних это была скромная чаша со стола апостолов, у других она была изготовлена из золота и украшена драгоценными камнями, третьи видели в Граале кубок, выточенный из изумруда, выпавшего из лба Люцифера при падении этого восставшего ангела.

Многие исследователи видят в таком разнообразии сюжетов связь с легендами дохристианской поры о жертвенной крови, например, с кубком, который выпивали десять богов древней Атлантиды перед началом своих собраний… Или с золотым кубком германских племен, либо с кубком с водой Стикса, который обладал особыми свойствами и считался вместилищем древних и утерянных знаний.

Вопросу об истоках сказания о Святом Граале в прошлые века было посвящено немало ученых работ (среди которых имелись и довольно солидные), но и до настоящего времени он остается без ответа. В России этим вопросом занимались профессор А.Н. Веселовский и Н. Дашкевич. Последний подробно исследовал все западноевропейские теории и отмечает, что в создании легенды о Святом Граале большую роль сыграли романы о рыцарях Круглого Стола. В течение 400 лет эти книги являлись творениями, всецело воплощавшими идеал знати. Аристократы собирали их в свои библиотеки, после обильных возлияний ими же развлекались гости знатных феодалов. Незнание рассказов о рыцарях Круглого Стола считалось признаком невежества, именами действующих лиц (Артура, Ланселота и других) называли младенца при крещении и т.д. Например, Мерлин является в романах ревнителем христианских начал. Так, одарив однажды бедняка богатством и почестями, он лишил его их, когда тот сильно возгордился и оказался неблагодарным.

Некоторые герои Круглого Стола были очень популярны. В конце XII века о рыцаре Артуре, в частности, писали: «В какое из мест, куда простирается христианское владычество, крылатая слава не занесла и где не сделала известным имени бритта Артура? Кто… не толкует о нем, когда он, как говорят нам паломники, возвращавшиеся с Востока, почти известнее азиатским народам, чем бриттам? Об Артуре говорят жители Востока, как и жители Запада, хотя их разделяет пространство всей земли. О нем говорит Египет, не молчит уединенный Босфор. Деяния его воспевает владыка государств Рим, да и некогда сопернику Рима Карфагену известны брани Артура, которые прославляет Антиохия, Армения, Палестина».

В цикл романов о рыцарях Круглого Стола входил и рассказ о Святом Граале, который оберегает на суде и в битве, он светится и витает в воздухе, отделяет праведников от грешников, питает и исцеляет, что впервые обнаружилось во время заточения Иосифа Аримафейского. Эта черта, играющая важную роль в легендах, сближает Святой Грааль и с мифологическими символами изобилия (в греческой мифологии это рог Амалфеи, в мифах и ритуалах кельтов это котел), а также с таинствами причащения «как хлеба ангелов» и манны небесной.

Исконную древность первоначальных сказаний о Граале найти теперь довольно трудно, а в средневековой рыцарской литературе мотив Грааля начинает возникать в конце XII века. В романе поэта Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» Святой Грааль – это не чаша, а камень, привнесенный ангелами на землю и обладающий чудесной силой.

Несколько раньше романа «Парцифаль» появился «Роман об истории Грааля» французского автора Робера де Борона. Это произведение сохранилось в двух изложениях – прозаическом и стихотворном, но от второй части («Мерлин») сохранились, к сожалению, только фрагменты. Однако первоначальный объем и содержание поэмы по ним восстановить можно, и мы остановимся на первой части поэмы – «Иосиф Аримафейский», которая раскрывает суть легенды о Святом Граале.

У Робера де Борона поэма открывается рассказом об искуплении, которое автор рассматривает как освобождение от дьявола. Затем роман повествует о предательстве Иуды, об омовении Иисусом Христом ног своим ученикам и совершении Тайной вечери в доме Симона прокаженного. Иосиф Аримафейский находит на Голгофе чашу, из которой пил Иисус Христос, и относит ее римскому прокуратору Понтию Пилату, который отдает ему чашу вместе с дозволением снять с креста тело Спасителя и предать его погребению.

Иосиф принял на свои руки святое тело Иисуса Христа и тихо положил его на землю. Омывая его, он заметил струившуюся из ран кровь и ужаснулся, вспомнив, что ею был рассечен камень, находившийся у подножия Креста. Вспомнил он и о сосуде Тайной вечери, который перед тем был отдан ему Пилатом, и благочестивый Иосиф решил в этот сосуд собрать капли божественной крови. Он собрал в чашу капли из язв на руках, ногах и боках и после, обвив тело Иисуса богатой тканью, положил его в пещеру.

Весть о Воскресении Иисуса Христа сильно смутила иудеев, и они решили убить Иосифа и Никодима. Предупрежденный Никодим успел скрыться, Иосифа же схватили в постели, сильно избили и потом посадили в темницу, которую закрыли так, что башня снаружи казалась столбом. Никто не знал, что случилось с Иосифом, и Пилат был сильно огорчен его исчезновением, потому что не видел рядом с собой лучшего друга – правдивого и храброго.

Но Иосиф не был забыт. В осветившуюся темницу к нему явился Тот, за кого он пострадал, и принес сосуд, содержащий Его божественную кровь. Увидев Свет, Иосиф возрадовался сердцем, исполнился благодати и воскликнул: «Всемогущий Боже! Откуда может происходить этот Свет, если не от Тебя?».

«Иосиф, – сказал Христос, – не смущайся, тебя спасет сила Моего Отца! Ты возымеешь непрестанную радость, когда окончишь жизнь на земле. Я не привел сюда ни одного из своих учеников, потому что о нашей любви никто не ведает. Знай, что она будет явственна для всех и опасна для неверующих. Ты будешь обладать памятником Моей смерти, а после тебя те, которым ты Его вверишь. Вот он».

И Иисус Христос вручил Иосифу драгоценный сосуд с кровью, который Он скрывал в тайном, Ему одному известном месте. Иосиф пал на колени и благодарил, но указывал Спасителю на свою недостойность. Однако Иисус Христос повелел Иосифу взять Святой Грааль и хранить Его. Грааль должен был иметь трех хранителей.

Потом Иисус Христос возвестил, что никогда таинство не будет совершаться без того, чтобы не вспоминался подвиг Иосифа Аримафейского. Далее Спаситель сообщил Иосифу таинственные слова, которые Робер де Боран в своей поэме не передает, и в конце сказал: «Всякий раз, как ты будешь нуждаться, проси совета у трех сил, составляющих одно, и у Девы, носившей Сына, и ты будешь иметь совет в своем сердце, потому что к тебе будет говорить Святой Дух. Я не вывожу теперь тебя отсюда, потому что не наступило еще время».

Таково содержание поэмы Робера де Борона, составленное нами по пересказу Н. Дашкевича. Дальше поэма рассказывает об освобождении Иосифа из темницы императором Веспасианом, а потом коротко передает о его жизни на родине. Исследователи предполагают, что, возможно, в поэме говорится о перемещении драгоценного Грааля на запад и некоторых других событиях. Такая гипотеза возникла, вероятно, в связи с появлением реликвий этой крови на западе незадолго до выхода в свет романов о Святом Граале. Так, в 1148 году из Иерусалима во Фландрию была перенесена часть крови Христовой и была помещена в городе Брюгге – в церкви Святого Василия. А в 1171 году реликвии крови были выставлены в Нормандии. Эти и некоторые другие факты как нельзя лучше раскрывают причину, по которой благочестивый трувер остановился на легенде о собрании крови Христовой.

Обладание Святым Граалем всегда считалось заветной мечтой многих рыцарских орденов. Рыцари Круглого стола, тамплиеры, тевтонские рыцари – все они безуспешно занимались поисками этого мистического сосуда, чтобы овладеть тончайшими энергиями.

А теперь мы коснемся вопроса, который, на первый взгляд, может показаться необычным. Дело в том, что Парсифаль и поиски Святого Грааля имели особое значение для посвященных нацистов в фашистской Германии. Об этом пишет В.Пруссаков в своей книге «Оккультный мессия и его рейх». Музыкальная интерпретация легенды о Святом Граале Р. Вагнером произвела глубокое впечатление на мистиков-нацистов. Один из них, Отто Ран, вдохновленный историей Парсифаля, отправился на поиски Грааля.

В 1931 году он отправился во Францию и добрался до Монтсегюра – последнего пункта героической обороны катаров. Легенда гласит, что именно отсюда в ночь перед решающим штурмом папских крестоносцев незаметно ушли трое еретиков-катаров, забрав с собой священные реликвии. С угрозой для собственной жизни они сберегли магические регалии короля Дагобера II и чашу, считавшуюся Святым Граалем.

Отто Ран досконально изучил Монтсегюр и обнаружил здесь много потайных ходов, в которых (по его мысли) должно было быть припрятано «сокровище веков». Через два года он опубликовал книгу «Крестовый поход против Грааля» – о своих находках и героизме катаров. Согласно некоторым данным, в 1937 году

О. Ран отправил свои монтсегюрские «находки», среди которых находился и Святой Грааль, Гиммлеру. Жан-Мишель Ангебер в книге «Гитлер и традиция катаров» сообщает, что драгоценный сосуд переправили в замок Вевельсбург, где он хранился на мраморном пьедестале.

Дальнейшие сведения о судьбе Отто Рана полны загадок и противоречий. По одним источникам он был отправлен в концлагерь и там убит, по другим – он сам покончил с собой в марте 1939 года, приняв ампулу с цианистым калием. Историки высказывают предположение, что искатель Святого Грааля разочаровался в нацизме и осознал, что передал реликвию величайшей силы и значения не в те руки…

Генезис легенд о Святом Граале, как уже указывалось выше, до сих пор вызывает в науке много споров. Ученые спорят и об этимологии слова «Грааль», и о районах Западной Европы, куда Иосиф Аримафейский приехал из Палестины и где проходила его миссионерская деятельность. По традиции привыкли даже говорить о Святом Граале в мужском роде, как это принято во французском и немецком языках. А между тем «Полный православный Богословский энциклопедический словарь» сообщает: «По преданию, Иосиф Аримафейский, собиравший в нее кровь Христову, увез ее в Англию».

В восточнославянских преданиях Святой Грааль – это корзина с рыбой и бутылью красного вина, а латинское слово «gradual» означает богослужебную книгу.

Ни один из средневековых авторов поэм и романов о Святом Граале не раскрывает существо этого понятия окончательно, оставляя читателю лишь некие намеки. В сознании же всего христианского мира Святой Грааль – это чаша Тайной вечери, в которую впоследствии Иосиф Аримафейский собрал капли крови с пречистого тела Спасителя. В иллюстрациях к рукописям XIII-XIV веков он изображался преимущественно в виде потира.

Из книги Повседневная жизнь инквизиции в средние века автора Будур Наталия Валентиновна

Из книги Рэт Скэбис и Святой Грааль автора Дейвс Кристофер

Что надо сделать, чтобы найти Святой Грааль 1. Исторические изыскания: книги, веб-сайты, бюллетени Общества Соньера, журналы («Fortean Times», «Нексус», «Отмщение Дагоберта»), телепрограммы Генри Линкольна о Ренн-ле-Шато, любые документальные фильмы, так или иначе связанные с

Из книги Священная кровь и священный грааль автора Бейджент Майкл

11. СВЯТОЙ ГРААЛЬ Да, одна деталь от нас ускользнула. Мы выбрали ошибочное направление, мы не уделили достаточного внимания одному факту, быть может, незначительному на первый взгляд, но имеющему серьезные последствия. Однако, мы были убеждены, что не пренебрегли ни одной

Из книги Тамплиеры: история и легенды автора Вага Фауста

Из книги Куликовская битва и рождение Московской Руси автора Широкорад Александр Борисович

Глава 15 СВЯТОЙ ДМИТРИЙ, СВЯТОЙ ОЛЕГ И БЕЗБОЖНЫЙ МАМАЙ Как уже говорилось, краткие сведения о Куликовской битве вошли в летописи ряда удельных княжеств, а также Новгородской и Псковской республик. Списки погибших в бою князей, воевод и бояр зафиксировали поминальные

Из книги Трон Люцифера. Краткие очерки магии и оккультизма автора Парнов Еремей

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Святой Бенедикт или святой Августин? При вступлении в монашеский орден дают обет и обязуются соблюдать устав. В начале XII в. в Западной Европе устав святого Бенедикта был рассчитан на монахов, живущих в удалении от мира, в стенах монастыря, тогда как устав святого

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Святой Грааль В западноевропейских легендах и сказаниях Святой Грааль – это таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения благим его действиям рыцари совершали подвиги. Ему посвящено много мифов, древних легенд, поэм и кропотливых научных исследований.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич Из книги Подлинная история тамплиеров автора Ньюман Шаран

Глава третья. Святой Грааль В любом рассуждении о Святом Граале следует исходить из твердого понимания: Грааль есть фикция. Его не существует и никогда не существовало.Я знаю, что в последнее время некоторые наделенные недюжинным воображением писатели высказываются в

Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

Глава II Приорат Сиона, тамплиеры и Святой Грааль Приорат Сиона и тамплиеры являются, образно говоря, двумя сторонами одной монеты. Приорат – тайная, оккультная, подпольная сторона. Тамплиеры, напротив, действовали открыто и были вооруженной десницей Приората. Однако обе

Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

Святой Грааль Как мы указывали выше, Святой Грааль был нитью, связующей рыцарей-тамплиеров и Приорат Сиона. Этому «предмету» посвящена центральная тема «Кода да Винчи»: добрая часть книги отведена попыткам понять, что такое Святой Грааль и что он собой представляет.Как

Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

Другой Святой Грааль – истинный Идея о том, что Святой Грааль – это линия потомков Христа, является более поздней, чем предыдущие. Конечно, тамплиеры и Приорат Сиона знали об этом за много веков до нас (как и официальная церковь, которая старалась это скрыть), и члены этих

Поиски Святого Грааля продолжаются и сегодня. В его образе видят и языческий рог изобилия, и чашу для причастий с Тайной вечери, и таинственный камень, дарующий бессмертие. Найти его может только тот, кто избран для этого.

От Тайной Вечери...

Грааль – таинственный сосуд, дарующий все желаемые блага, вплоть до бессмертия, часто считают первым потиром, то есть чашей для причащения, которая служила Христу и апостолам во время первой литургии – Тайной вечери.

По некоторым версиям, он был сделан из агата, который выпал из короны Люцифера во время его низвержения. Когда Иисуса Христа распяли, один из иудейских старейшин, Иосиф Аримафейский – тайный последователь Христа, собрал в эту чашу Его кровь, капающую из раны, нанесенной копьем Лонгина.

Взбешенные евреи бросили Иосифа в тюрьму, заставив его умирать от голода. Но Грааль давал пропитание несчастному целых сорок два года, пока Иосифа не освободил император Веспасиан, излеченный от проказы плащаницей, на которой был запечатлен лик Христа.

...до Мансальвата

Так начинается длинное странствие Грааля. Христос в видении назначил Иосифа из Аримафеи хранителем чаши, наполненной божественной кровью, после чего тот отправился с ней в Британию. Перед смертью, по одной из версий, он доверил сокровище своему племяннику, по другой, Грааль хранился на небесах до той поры, пока не родились на земле герои, способные охранять его. Прародителем этого племени стал азиатский правитель Перилл, который прибыл в Галлию, где его потомки породнились с семьей бретонского князя. Один из его потомков – благородный Титурель, с юных лет отличавшийся чистотой помыслов, был избран новым хранителем Грааля. Он и его рыцари, известные как «рыцари Святого Грааля» воздвигли для небесной чаши не менее легендарный замок Монсальват, где она, по некоторым версиям, находится до сих пор.

Согласно многочисленным преданиям, Грааль снабжал всех, кто ему поклонялся, кушаньями и напитками, которые они предпочли бы более других. Он даровал исцеление и поддерживал в людях вечную молодость. Но самое главное, что те, кому удалось лицезреть Грааль, всегда ощущали некую радость, близость и предвкушение Рая. Грааль считался самой ценной реликвией, которую только мог получить человек при жизни.

Рождение легенды


Сегодня сложно проследить историю предания о Святом Граале, как и любой другой легенды, получившей статус «народной». Но кое-какие зацепки все же есть.
Поиски стоит начать в средневековой Европе, где в IX веке начинается настоящая охота за христианскими реликвиями. Это связано с требованием римской церкви об обязательном присутствии в храме останков или вещей святого. Так реликвии стали выгодным товаром, который начал массово поступать в Европу с Востока.

Естественно, наиболее ценными считались те, что были связаны со Страстями Христовыми. Части креста, на котором Он был распят, гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту, терновый венец, копье Лонгина, Туринская плащаница и другие святыни, были весьма желанными объектами, как для служителей церкви, так и для крупных феодалов и монархов.

Но среди всех реликвий Страстей, которые выставлялись в многочисленных храмах, отсутствовала чаша, из которой Иисус впервые причастил всех своих учеников на Тайной вечере. Учитывая значимость причащения вином в католических церквях, которое считалось привилегией и долгое время было доступно лишь духовенству, отсутствие столь важного предмета не могло остаться незамеченным. Начали ходить слухи о его необычайных свойствах и возможных местонахождениях. В один прекрасный день Англия, в противовес Франции, где французские короли собрали многие святыни христианства, выдвинула легенду о Граале, который якобы находился на просторах Британии.

Поводом для этого послужили две рукописи. Первая – хроника Уильяма Мальмсберийского, которая повествует, что в 63 году в Британию прибыли ученики апостола Филиппа под предводительством Иосифа из Аримафеи, чтобы проповедовать христианство. Они построили первый храм там, где впоследствии было основано Гластонберийское аббатство, и где в XII веке было якобы найдено тело короля Артура и королевы Гвиневры. Там же до сих пор существует источник, названный «колодцем чаши».

Второй манускрипт XII века – Grand Saint Graal передает уже рассказанную здесь легенду о перевозе Грааля в Британию и хранителях чаши. Впоследствии, эту историю повторили романы Робера де Борона и Кретьена де Труа, в которых легенда связывается с преданиями о короле Артуре. История становится настоящим «средневековым бестселлером», похожие романы создаются во многих странах Европы и обрастают все новыми подробностями.

Прототипы Грааля

Были и другие причины, почему представление о Граале, как о чаше изобилия, дарующей всякие блага, появились именно в Британии. У христианского Грааля были языческие прототипы, связанные с представлениями о роге изобилия. В ирландской мифологии – это котел Дагды, в котором никогда не иссякала еда. В бриттской – чаша, которую привез в Британию Мерлин на хрустальном корабле. Она открывала будущее, сокровища человеческих знаний и тайны мира. В валлийской мифологии – это сосуд богини Серидвен – источник мудрости, упоминающийся в «Истории Талиесина». Там же встречается и другой возможный прототип Грааля – некая чаша, полученная Браном Благословенным от черного великана, ведьмы и карлика из Озера Чаши, способная исцелять любые смертельные болезни, останавливать кровь и воскрешать мертвых. Впоследствии, во время одной из битв Бран бросил в нее голову врага и чаша потеряла свои чудесные свойства. Очевидно, что все это были разные версии одного мифа.

О чаше, блюде и камне

Пока Грааль упоминался только как чаша для причастий, но на самом деле, это было лишь одно из его многочисленных обличий. По другим версиям, Грааль – это серебряное блюдо, иногда с окровавленной головой из валлийских легенд, что удачно связалось с образом Иоанна Крестителя; в «Парцифале» Эшенбаха – это камень, обладающий чудотворными свойствами. Согласно еще одной гипотезе: Грааль, вместилище крови Христовой – это Дева Мария. В общем, какого-то единого представления о нем не было.

«Грааль»

Не вносило ясности и название чаши. Происхождения «Грааля» неизвестно до сих пор. Кто-то предполагает, что имя, как и сама легенда – кельтское, от ирландского cryol – «корзина изобилия». Кто-то считает, что в основе «Грааля» - старофранцузское «Sangreal» - «истинная кровь», а кто-то видит в нем греческое «κρατης» или gratalem – большой сосуд для смешения вина с водой.
Кандидаты в святые чаши
Поиски Грааль продолжаются и по сей день. В последний раз реликвию, претендовавшую на право называться Граалем, нашли в марте 2014 года в базилике города Леон. По словам историков, открывших ее, после распятия Святой Грааль отправился не на Запад, а в Палестину, откуда попал в Египет и затем в арабскую Испанию. После реконкисты, когда испанские земли были освобождены от арабов, чаша оказалась в Леоне и стала именоваться чашей Урраки, от имени королевы Кастильской.

Сегодня несколько городов утверждают, что обладают настоящим Граалем. Один из наиболее известных – Антиохийский потир, серебряный сосуд, обнаруженный антикварами в 1910 году в Антиохии (Антакья). Он представляет собой овоидный кубок на круглой ножке, который покрывают рельефные изображения Иисуса Христа и апостолов, изготовленные, по мнению сторонников подлинности потира, сильно позже его непосредственного создания. Но результаты поздних исследований датируют чашу не позднее VI века. Другой «подлинный» Грааль, якобы признанный самим Ватиканом, находиться в Соборе Святой Марии в Валенсии.

Рыцари Круглого стола видели свое предназначение в поисках и охране Святого Грааля. Близкое созерцание чаши дарует бессмертие, а выпитая из нее жидкость искупает грехи… Существовал ли Священный Грааль? Или это выдумки? Чаша это? Или камень? Или некая реликвия?

Святой Грааль. Предположения о возникновении

По средневековым кельтским легендам, этот магический предмет является чашей, из которой испил Иисус Христос на Тайной вечере. Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Спасителя в эту святыню и привез в Британию. Существует еще одна трактовка понятия - «живой камень». По приданию, он был принесен ангелами на землю и обладал волшебной силой. «Святой Грааль» еще обозначает родившегося у Марии Магдалины от Иисуса Христа младенца. Словосочетание нередко используется при описании чудесного света, священного огня, благословенного и даже Также встречается в роли обозначения заветного желания и цели.

Церковное таинство или кельтский миф

Практически каждый народ имеет свой ответ на вопрос о том, Грааль - что это. В египетских письменах был найден иероглиф, который обозначает сердце. Знак имел форму магического сосуда. Кельты считали Грааль полной чашей вина, меда или пива, которую подносила королю юная девушка. Это был символ верховной власти племени. Приверженцы христианской веры считали, что чаша Грааля - сердце Христа. По легенде, она была создана из изумруда, который упал со лба Люцифера. С помощью магического предмета кровь Христа искупила грех павшего ангела. Предание также повествует о том, что чаша была передана Адаму, но после грехопадения осталась в раю. Тот, кто найдет ее там, искупит грехи человечества. Конечно, обнаружить чашу Грааля может только самый достойный искатель.

Божественное звучание

Формула Первоначального Звука - «Грааль». Что это? Бог произнес данный звук, когда создавал материальную вселенную. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Данный звук обладает силой, которая преобразовывает материю с помощью внесения изменений в основную матрицу бытия. Мудрые мужи из Шамбалы - Бодхисатвы - принесли в мир людей Грааль.

Легенда говорит о том, что во время Тайной вечери Иисус нацарапал на дне деревянного блюда формулу Первичного Звука. После ужина он передал чашу Марии Магдалине, сказав следующее: «Сие есть Магдала Церкви Моей…». Тем самым он посвятил деву в некую тайну, ценность которой понимала только она.

Через тысячу лет после прихода Спасителя Бодхисатва Агапит принес в мир Священный Грааль еще раз. Он был дан в виде формулы из 12 знаков. В период XI-XII веков предмет нашли. Люди, которые его хранили, организовали орден Тамплиеров.

Орден рыцарей

В IV веке до нашей эры чаша Грааля стала символом духа приключений, волшебства окружающего мира, сплетения мифов и мистики учения о Христе. Древний Египет в этот период стал местом создания Ордена рыцарей Грааля. Его возникновение связано с нападением Люцифера на замок Монсегюр, которым владел первый король Грааля Титурель. Для защиты рыцари объединились в Орден и дали обет всегда быть на страже магического предмета. Через некоторое время данное общество разместилось в Палестине. Царь Соломон, правивший там, носил Грааль в виде камня в перстне. Позже магический предмет перевоплотился в чашу, хранителями которой были и рыцари Круглого стола

Когда мир стал слишком греховным, Орден рыцарей Грааля решили перенести чашу в святое место. Они отправились на Восток, где оказались в стране Шамбала. Это таинственное место с вечной весной и бьющимися источниками молодости. Здесь, на горе Монсальват, рыцари строят замок, который становится пристанищем Грааля. Вокруг горы, по преданию, лежит Звездный океан и течет река Времен. Попасть в замок могут только избранные, которых призвал магический предмет.

Поиски чаши

Кто только не искал Священный Грааль. Многие рыцари исколесили мир в его поисках. В каждой эпохе находились свои искатели. Даже Гитлер был одержим поисками чаши, отправляя экспедиции во все уголки мира. Зачем нужен этот предмет? По легендам, тот, кто найдет чашу, получит власть над миром и обретает вечную жизнь.

В начале XIV века во время бунта во Франции поисками стал заниматься король страны Филипп IV по прозвищу Красивый. Желанный предмет был скрыт в Тампле - парижской резиденции ордена тамплиеров. Проходя по подземным коридорам замка, король увидел сокровищницу, которая, казалось, стоила дороже всего его имущества в несколько раз. Когда восстание улеглось и Филипп IV покинул крепость, его не оставляли в покое мысли о несметном богатстве. Понимая, что оно не могло возникнуть путем накопления или подношения, король решил, что рыцарям помогает нечто, наделенное огромной силой. С этих пор предметом его желаний стал Святой Грааль. Где находится он, король знал, но как его заполучить? В октябре 1307 года Филипп IV отправил по всем городам Франции тайный приказ, который призывал арестовать тамплиеров с конфискацией имущества. Чуть позже Папа Климент V обвинил орден в греховности и запретил дальнейшее его существование. Приказ короля был выполнен без какого-либо сопротивления со стороны тамплиеров, но сокровище так и не нашли. Магический предмет исчез без следа.

Россия тоже не осталась безучастной к поискам Грааля. Агван Лобсан Дорджиев - представитель Далай-Ламы XIII - до Октябрьской революции возвел в Санкт-Петербурге буддийский дацан. Строительство было ориентировано на райскую землю - Шамбалу.

Грааль - что это? Литературные источники

Информация о черпается из разных произведений. Такие авторы, как Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, Робер де Борон внесли большой вклад в формирование легенды о Граале. Первый писатель в конце XII века в своих работах поведал о волшебном месте и о «Горе спасения», на которой стоит замок Монсальват. В нем была спрятана от нечестивых людей чаша Грааля. Роман «Парцифаль» повествует о местоположении чаши на границе Испании (территория Галлии). Легенда о «Короле-рыбаке» рассказывает о таинственной болезни монарха хранителя чаши. Ни один лекарь не мог помочь королю, пока Парцифаль не спросил его о местонахождении Грааля и не дал напиться из реликвии. В книге «Святой Грааль» А.Э. Уэйт рассказывает о связи святого символа с идеей искупления грехов и добровольной жертвы. Святыня часто упоминалась в христианской литературе. Евангелие от Никодима повествует о том, как чаша Святого Грааля участвовала в Тайной вечере.

Сложно сказать, можно ли полностью доверять древним источникам литературы, так как раньше влияние церкви было огромным, и на письменность в том числе. Некоторые произведения подвергались жесткой цензуре или просто были утрачены. Но считается, что знающие настоящую историю небольшими порциями выдавали ее, осталось только собрать информацию воедино.

Копье Лонгиния

Помимо Грааля в мире существует еще один магический предмет, наделенный чудодейственными силами, - Копье Судьбы. Им было проткнуто тело распятого Христа. Копье считается символом осуществления пророчества. Оно служит доказательством физической смерти Спасителя и дарит веру в его Воскресение.

Предания наделяют Копье Лонгиния магической силой. Оно дарует избранному способность излечивать раны, восстанавливать здоровье. Хранитель Копья может править всем миром и оставаться непобедимым. Сила исчезает, если избранный нарушает установленные правила поведения или расстается с магическим предметом.

Владельцы Копья

Впервые описание святыни встречается в летописях Константинополя. Здесь держа в руках Копье, решил основать столицу христианства. После осаждения Рима магический предмет перешел во владение к захватчику - готу Алариху. Далее Копье оказывалось в руках короля Теодориха, императора Юстиниана. Им владеют самые могущественные воины, которым святыня дарует либо процветание и силу, либо хаос и разрушения.

Династия Каролингов дольше всех продержала Копье у себя. После них власть над предметом захватили саксонские императоры - Барбаросса, Фридрих II. Через некоторый промежуток времени могущественный дом Габсбургов надолго овладел святыней. После Наполеон пытался найти Копье, но его успели вывезти из Вены. В музее указанного города магический предмет хранился до 1938 года. В это время он очень заинтересовал Адольфа Гитлера, и после присоединения страны к Германии Копье перешло на хранение в Нюрнберг. После проигрыша в Великой Отечественной войне фюрер пытался спрятать реликвию, отправив ее в Антарктиду, но не успел. В 1946 году святыня была возвращена в Вену, где находится до сих пор.

Церковное предание

Сотник Лонгин, проткнувший тело Спасителя, уверовал во Христа и отправился с проповедями в языческие страны - на Кавказ и в Закавказье. Считается, что в землях древней Армении он оставил свое Копье. По другой версии, наконечник святыни был принесен апостолом Фаддеем. Не раз народы Кавказа обращались за помощью к реликвии. Например, при правлении императора Александра I пронесенная крестным ходом по территории Грузии святыня избавила людей от эпидемии холеры.

Копье хранится в ризнице Эчмиадзинского монастыря. Настоящее ли оно? Или это копия? Сложно сказать. Ученые изучали реликвии, находящиеся как в Армении, так и в Вене, но к единому мнению о подлинности не пришли.

Реликвия в произведениях современности

Грааль - что это? Где его искать? Такие вопросы не раз задавали герои литературных трудов, художественных фильмов и даже компьютерных игр. Одни из самых известных фильмов, где фигурировала святыня, - это «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Король-рыбак», «Код да Винчи». Авторы по-своему видели загадку магического предмета. Например, в ленте «Код да Винчи» Грааль - это потомок Иисуса Христа и Марии Магдалины. Одним из востребованных писателей, который пытался найти разгадку реликвии, стал Дэн Браун.

Так в чем же суть Грааля?

Образ святыни испокон веков поддерживает веру многих людей в существование реликвии. Священный Грааль - что это такое? На этот вопрос до сих пор нет точного ответа. Но чаще всего встречается вариант чаши, из которой вкушали кровь Христову на Тайной вечере. Есть еще одна версия гласит, что реликвия - это камень, который попал к людям волшебным способом. Но в одном представления о святыне схожи - послание Грааля заключено в его способности даровать Спасение. В связи с этим возможен еще один вариант разгадки - это некое состояние души человека, при котором возможно воссоединение с Богом.