110. Сам В. В. Болотов в своих лекциях (курс 1892/3 г.), равно и в упомянутых выше этюдах, напечатанных после его смерти в виде статьи под заглавием „К истории императора Ираклия“. (Визант. Времен. XIV, 1, 89–91, отд. отт. 22–24), высказывает мнение, что собор в Карине, на котором произошло воссоединение Эзра и других армян с греческою церковью, было в конце 628 или начале 629 года. В указанной статье, как terminus post quem non собора, устанавливается 28 июля 631 г., дата смерти антиохийского монофиситского патриарха Афанасия, ввиду письма от имени этого патриарха к низложенному предшественнику Эзра Христофору, имеющегося в армянском переводе хроники Михаила Великого, где упоминается о „неразумном деянии“ Эзра. При определении же точной даты собора В. В. Болотов следует показанию Ованнеса Мамиконяна, что собор был в 19 году царствования Ираклия (5 окт. 628–4 окт. 629). С доверием отнесся к этому показанию уже М. Brоsset, Histoire de la Siounie par Stéphamios Orbélian, traduite do l’arménien. I. S.-Pétersboürg 1864, 724. - Но письмо с именем Афанасия, по обнародовании соответствующей части хроники Михаила в подлинном сирийском тексте (II, 3, ed. Chabot, 1904), оказалось на деле принадлежащим Маруте, митрополиту Мар-Маттай, и адресованным к преемнику Афанасия - Иоанну; слов об Эзре в начале письма (равно и конца письма) здесь нет, и они появились уже лишь в армянской обработке хроники. Ср. В. Ter-Minassiantz, Die armenische Kirche in ihren Beziehungen zu den syrischen Kirchen bis zum Ende des 13. Jahrhunderts. (Texte und Untersuchungen herausgeg. von О. Gebhardt und A. Harnack. N. F. XI, 4). Leipzig 1904, 177–8. Как о подложном - „gefälscht“ - говорит об этом письме уже О. Braun, Das Buch der Synhados. Stuttgart und Wien 1900, 383 (cp. Ter-Minassiantz, 67). С другой стороны, еще ранее G. Owsepian, Die Entstehungsgeschichte des Monotheletismus nach ihren Quellen geprüft und dargestellt. Leipzig 1897, 51–4, обратил внимание на то, что, по Себеосу (История имп. Иракла, гл. 28), предшественник Эзра Христофор был поставлен на кафедру при Каваде, занимавшем престол в 628 г. от 25 февраля до сентября, и заменен Эзром после двух лет правления, на третьем. Отсюда он выводит, что это низложение не могло быть ранее конца 630 г., а собор, если он был уже в первый год Эзра, не мог состояться ранее начала 631 г. Но в Narratio de rebus Armeniae неизвестного автора, изданном Combefis (1648), время собора определяется, как 23-й год Ираклия, 4-й по смерти Хосроя. Так как 23-й год Ираклия (632 окт. 5–633 окт. 4) „очень хорошо может соответствовать 633 году, а не 632, как думает Ассемани“, и у Стефана Орбеляна замечается, что собор был в 3-м году правления Эзра, то и нужно отнести его к 633 году (54). Эту дату можно встретить уже у А. Ter-Мike1ian, Die armenische Kirchу in ihren Beziehungen zur byzantinischen (vom IV. bis zum XIII. Jahrhundert). Leipzig 1892, 61; но у него она появляется независимо от указанных оснований, вследствие лишь недоразумения. После аргументации Овсепяна, ее теперь и принимают обычно ученые. Ср. G. Krüger в Hauck’s RE3 XIII , 40347. A. Pernice, L’imperatore Eraclio. Firenze 1905, 2254: „L’anno di questo concilio è stato saldamente fissato da Owsepian“. Ю. Кулаковский, История Византии. III. Киев 1915, 131–2. - Нужно, однако, заметить (на это обращает внимание и Кулаковский), что сообщаемый в Narratio 23-й год Ираклия в действительности не совпадает с поставленным рядом с ним 4-м годом по смерти († 628 февр. 29) Хосроя II (631 февр. 28 [+ 1] - 632 февр. 28). Необходимо, очевидно, предположить ошибку или автора или переписчиков, в одной из цифр, κγ" или δ" (в изданном Комбефизом тексте стоит „έν τετάρτω έτει“, но в предшествовавших его оригиналу рукописях могло быть и буквенное обозначение). Согласие дат, между прочим, достигалось бы, если бы предположить замену первоначального. А в последнем случае чрез Δ, и видеть здесь не Хосроя II, а Хосроя III († во второй половине 632 или первой 633 года); но нужно считать, по-видимому, почти несомненным, что здесь имеется в виду именно Хосрой II, а не эфемерный и малоизвестный Хосрой III. Если признать δ" происшедшим из ε", то для собора получится время 632 окт. 5–633 февр. 28; если же исправить κγ" в κβ", то - 631 окт. 5–632 февр. 28. Не следует, однако, при этом упускать из виду, что остается неизвестным, как автор вел счет лет, не отождествлял ли годы в отношении к началу с византийскими (с 1 сентября) или даже армянскими (с 21 июня, - если он был армянин, писавший по-гречески). Во всяком случае, нельзя еще, по-видимому, считать вопрос решенным окончательно в пользу 633 г., и Овсепян без достаточных, оснований совсем отвергает предложенный еще Ассеманием 632 г. (этот год принимает G. Williams в Smith and Wace, Diction, of Christian Biography, I ο μαρτυς Μου ο πιστος Μου, ος απεκτανθη παρη υμιν ср. Апок. XVII, 6: εκ του αιματος των μαρτυρων Ιησου Деян. XXII, 20 о Стефане). Но Христос называется также и «апостолом исповедания нашего» (Евр. III, 1) и на апостолов возлагает служение быть Его свидетелями , μαρτυρες (Деян. I, 8, ср. XXVI, 16. 22). И апостолы свою миссию называют «την μαρτυριαν Ιησου Χριστου» (Апок. I, 2). Итак, мученичество есть продолжение апостольского служения в мире.
Когда явилось христианство, цивилизованный мир язычества до того уже изверился в свою религию, что нужно удивляться, как мог он отстаивать эту религию целых три века. Язычники в богов своих верили меньше, чем сами христиане, боровшиеся с ними. Для христиан эти боги были по крайней мере демонами, тогда как интеллигентный язычник склонен был считать их просто за выдумку. В религии римлян вера не имела такого значения, как в христианстве. Πιστις - не передаваемо на латинский язык; fides - это только подделка под него. Fides означает не веру как верование, но только честность по отношению к Богу. Таким образом, римская религия состояла не в убеждении, а в выражении этого убеждения в культе. А культ было легко (для выветрившегося индифферентизма) воздать и без веры. Римское язычество было такой противник, которому нельзя было дать генеральной битвы, потому что нельзя было принудить его серьезно обсудить ту глубокую разность, которая отделяла его понятия от христианских.
Апологеты, вроде Тертуллиана, со всем жаром искреннего убеждения доказывали, что религия - всякая - должна пользоваться свободою; что культ без веры поневоле только оскорбил бы то божество, которому воздают его; что, принуждая христиан к жертвоприношению, римляне только прогневляют своих богов. На этот довод ad hominem («к человеку») скептичные язычники, давно переставшие бояться гнева своих богов, спокойно отвечали: «Да вам-то какое дело, если на нас из-за этого прогневается Юпитер или Янус? Вы принесите только жертву и предоставьте нам считаться с богами за ее последствия». - «Но эти боги не существуют», - возражали им.- «Тем меньше, следовательно, - отвечали они, - оснований опасаться вреда от принесения им жертвы». Кто отказывался от вещи столь легкой, тот - казалось - рисковал жизнью из-за совершенных пустяков. Всякие возражения христиан, что культ, воздаваемый богам по принуждению, может только прогневлять богов, что невозможно чтить ложных богов - эти каменные и деревянные изваяния, пролетали бесследно сквозь мысль индифферентистов, которые гнев богов охотно брали на свой страх, а отказываться от культа статуй не видели цели ввиду его полной безвредности.
Посмертное издание лекций по истории древней церкви профессора Василия Васильевича Болотова. Желание видеть этот курс в печати давно уже высказывается почитателями Василия Васильевича, и оно имеет основания для себя как в намечаемой у нас настоятельной потребности в изданиях подобного рода, так и в общепризнанномученом авторитете Болотова и известных его слушателям достоинствах его чтений.
Принятый способ издания лекций В. В. Болотова через привлечение к делу неавторизованных записей, вообще значительно осложняя выполнение задачи, особые затруднения вызывает по отношению к введению, для которого нет проверенного самим В. В. Болотовым для литографии в целом виде текста. Оно издается главным образом по курсам 1898-1899 и затем 1887-1888 и 1890-1891 гг. По самому свойству предмета здесь именно чаще всего встречаются собственные имена, цифры, заглавия сочинений; их приходилось проверять и восстанавливать иногда по книгам из библиотеки Василия Васильевича. Необходимые особенно в этом отделе более важные дополнения библиографического характера к чтениям Василия Васильевича отмечаются квадратными скобками или относятся в примечания. Но главной задачей было всюду прежде всего восстановление, насколько возможно, содержания лекций самого Василия Васильевича, на основании иногда крайне неблагодарного материала.
Недочеты, какие будут встречаться в предпринимаемом издании, должны быть относимы на счет состояния источников и их настоящей обработки. Но можно думать, что появление академических чтений Василия Васильевича даже в настоящем несовершенном виде не умалит его ученой славы, а сделает л ишь результаты его ученой деятельности доступными для более широкого круга читателей, нежели какой можно предполагать для его специальных трудов.
А. Бриллиантов
В. В. Болотов. - 2-е изд. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. - 576 с.
ISBN 978-985-511-341-7
Предисловие
I. Предварительные понятия
II. Вспомогательные науки для церковной истории
Дипломатика. Сфрагистика. Эпиграфика. Нумизматика. Палеография. Материал для письма; задачи палеографии: чтение рукописей и определение времени и места написания их; значение палеографии. Филология и ее значение. География. Значение собственных имен географических; пособия и первоисточники по исторической географии древнего мира и по церковной географии. Церковная статистика. Ономатология (просопография). Пособия для определения собственных имен епископов и других лиц. Право. Пособия для уяснения наименований должностей. Метрология и метрологические наименования. Хронология материальная и формальная. Труды по 1) материальной хронологии; 2) формальной хронологии: а) техническая и б) математическая (астрономическая). Сведения о различных эрах и способах летосчисления.
III. Источники церковной истории
IV. Разделение церковной истории на периоды
Указатель имен и соборов
Предисловие
История Церкви в период до Константина Великого. Общий характер этого периода
I. Церковь послеапостольская и Римская империя
II. Апологии христианства и языческая полемика
III. Борьба христианства с языческой мыслью в форме гносиса
IV. Распространение христианства
I. Раскрытие учения о Богочеловеке («богословская» стадия по преимуществу: учение о Святой Троице)
II. Опыт системы христианского гносиса Оригена
III. Монтанизм
IV. Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви
V. Споры о времени празднования Пасхи
VI. Церковный строй в первые три века христианства.
Указатель имен и соборов
В. В. Болотов. 2-е изд. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. - 768 с.
ISBN 978-985-511-342-4
Предисловие
История Церкви в период Вселенских соборов. Общий характер этого периода
I. Обращение в христианство Константина Великого
II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и Христианской Церкви при установлении отношений между Церковью и государством
III. История отношений между Церковью и государством со времени Константина Великого
IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли
V. Права и привилегии Церкви в христианскомгосударстве
I. Клир и иерархия
1910 г.
под ред. Бриллиантова А. - Посмертное издание. - СПб. : Тип. М. Меркушева, 1910. - 474 с. ; 25 см. - Приложение к "Христианскому Чтению" за 1908, 1909 и 1910 гг.Болотов Василий Васильевич (1853-1900) - русский православный историк Церкви. Окончил Осташковское духовное училище и Тверскую Духовную Семинарию, а затем СПб. Духовную Академию (1879). Еще в студенческие годы поражал всех «изумительным знанием Священного Писания и свободным чтением по латинскому, греческому, немецкому и французскому тексту». Знал еврейский, сирийский, арабский и др. древние языки. Магистерская диссертации Болотова «Учение Оригена о Святой Троице» (СПб., 1879) была защищена в 1879 и явилась настоящим событием в русской церковно-исторической науке. Болотов был профессором древней церковной истории в СПб. Духовной Академии. Посмертно изданные его «Лекции по истории древней Церкви» (СПб., 1907-18, т.1-4) стали классическим образцом православного и одновременно строго научного метода исследования. период, а также дальнейшие судьбы христианства разных народов Востока и Запада. Он также интересуется вопросами об отношении междун церковью и государством, отношением церкви к языческому миру, историей богословской мысли, расколом церквей и зарождением папства.