Социально практическая функция. Функции социологии примеры

24.09.2019

Введение………………………………

1. Социология в системе общественных и гуманитарных наук…..

2. Методы социологического исследования ……………

3. Функции социологии..……………………………

4. Роль социологии для общества…………

Заключение……………………………………………………

Список литературы………………………

В ведение

Любой человек постоянно сталкивается с термином «социология», в нашей жизни она, можно сказать, «на слуху». Газеты, радио, телевидение, сообщают об итогах социологических опросов населения по самым разным проблемам. Социологические службы президента, парламента, разнообразных исследовательских центров анализируют общественное мнение по главнейшим экономическим и социально-политическим вопросам: удовлетворенность уровнем жизни, задачи ценовой политики, рейтинг самых влиятельных в государстве лиц и т.п. В столице и регионах, на предприятиях, в школах и вузах осуществляются свои специальные социологические исследования, в них уточняются удовлетворенность транспортным обслуживанием населения, степень социальной напряженности в коллективах, оценка гражданами работы организаций и служб.

Все это лишь поверхностный уровень социологических исследований, создающий образ социологии как прикладной эмпирической науки, которая служит для удовлетворения каких-либо сиюминутных, безотлагательных потребностей общества. Но значит ли это, что такими данными предмет и задачи социологии исчерпываются? Что же на самом деле представляет собой социология как наука? И какую роль она играет в обществе?

Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это «ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ». Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений индивидов на улице до исследований глобальных социальных процессов.

Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что в современных условиях глобальных изменений в экономике и культуре, сложных политических отношений особенно важно знание об обществе как о целостном социальном организме, наличие взаимосвязи представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни – государства, права, науки, религии, семьи и др. – для преодоления кризисных ситуаций и регулирования взаимоотношений внутри социальной системы.

Объектом исследования является социология как научная дисциплина, призванная изучать, объяснять и прогнозировать взаимоотношения между людьми в самых различных сферах жизни.

Предмет исследования – это характерные черты и основные механизмы работы науки социологии, позволяющие выполнить функции, на нее возложенные.

Цель работы – показать роль социологии в жизни общества, для чего необходимо решить ряд задач, а именно:

— определить место социологии в системе других общественных и гуманитарных наук, отметив ее отличительные черты;

— перечислить основные методы социологического исследования;

— рассмотреть функции, выполняемые социологией;

— проанализировать роль науки социологии в общественной жизни.

1.Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной дисциплиной.

Делались также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, право, биология и т.д.). В результате этого возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существование социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.

Данный взгляд возник на начальном этапе развития социологии и имел определенные объективные основания. Главным при этом было общее состояние всех наук об обществе. В это время они переживали переходный период в своем развитии. Во времена, к которым большинство исследователей относят начальный этап становления социологии как самостоятельной науки, понятия «физиологического» и «социального» фактически смыкались. О. Конт выделил понятия социальной статики и динамики, отнеся к социальной статике «социальную анатомию», изучающую строение социального организма, а к социальной динамике – «социальную физиологию», изучающую его функционирование. Он же выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Им было введено и само понятие «социология», сложенное из латинского «societas» — общество и греческого «logos» — слово, учение. Таким образом, дословно социология — это наука об обществе.

О. Конт уже рассматривал прогресс человечества как развитие знания, который проходит три этапа: от теологических систем к метафизическим, а от них к позитивному (т.е. реальному, подлинно научному) знанию. Основы социологии закладывались как раз в период перехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существенной трансформацией методологических основ общественных наук. Наука отказалась от поддерживаемых всей предшествующей философской мыслью, в первую очередь классической немецкой философией, цельных метафизических систем, а в связи с этим и от единого общего взгляда на мироздание.

А новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая «позитивной» наукой, могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, а также то, как происходит взаимовлияние между ними.

Надо отметить, что в каждой стране институциализация социологии имела свою специфику и различную последовательность реализации. В России, в отличие от стран Западной Европы и США, этот процесс происходил дважды. Первый раз социология приобретала в России статус самостоятельной науки с 60-х годов XIX века до начала 30-х годов XX века. Возобновился этот процесс в силу известных политических причин во второй половине 1950-х годов и завершился в 1990-е годы.

Именно поэтому, по мнению современных авторов, российская социология приобрела ряд отличительных черт. Так, например, влияние на становление науки процессов становления социологии как автономной науки в странах Западной Европы и США сочеталось с так называемым обратным влиянием, поскольку многие из тех, кто закладывал фундамент российской социологии, находясь за границей, принимали активное участие в институциализации западной социологии: публиковали свои работы, читали в университетах лекции по социологии, являлись членами социологических ассоциаций, выступали на социологических форумах.

В силу того, что среди первых российских социологов большинство составляли оппозиционно и революционно настроенные мыслители, официальные власти, используя запретительные меры, всячески затрудняли процессы становления российской социологии. В дальнейшем характер оппозиционности вплоть до недавнего времени сохранялся.

Еще одной особенностью становления российской социологии, в отличие от довольно однородно развивающегося позитивистского западного направления, являлось наличие большого количества школ: к концу XIX — началу XX вв. существовали марксистская, субъективная, психологическая, бихевиористская, формальная, механическая, юридическая и историческая и др.

Таким образом, русские социологи не только были хорошими учениками, не только усваивали и критически перерабатывали многие идеи на рубеже XIX-XX столетия, но и в ряде случаев шагнули дальше, пропагандируя то, что позднее повторили западные социологи. Известный ученый П.А. Сорокин утверждал, что «русская социология была независимым и оригинальным продуктом отечественной мысли, вклад которой в мировую социологию был значителен».

В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук, которые в свою очередь, рассматривают общество под своим углом зрения, находят свой аспект, свой участок изучения.

До сих пор в научной среде встает вопрос о том, можно ли изучать общественную жизнь людей «научным» образом? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть основные характеристики науки как формы интеллектуальной деятельности. Что же такое наука?

Наука — это использование систематических методов исследования, теоретического мышления и логической оценки аргументов с целью развития знаний об определенном предмете. Научная работа состоит из смеси очень смелого мышления и тщательного подбора данных для доказательства или опровержения гипотез и теорий. Информация и озарения, полученные в результате научных поисков и дискуссий, всегда до некоторой степени предварительные и открыты для пересмотра, а в некоторых случаях даже для полного отказа от них.

Э. Гидденс отмечает, что, «когда мы спрашиваем, «является ли социология наукой», то имеем в виду два момента: «может ли эта дисциплина быть построена согласно процедурам естественных наук» и «может ли социология достичь такого же уровня точного и хорошо обоснованного знания, которое разработали естественные науки в отношении физического мира».

Эти моменты всегда были в некоторой степени спорны, но в течение долгого времени большинство социологов отвечало на них утвердительно. Они считали, что социология может и должна быть уподоблена естественным наукам как по своим процедурам, так и по характеру получаемых данных (точка зрения, иногда называемая позитивизмом).

Сейчас такой взгляд выглядит наивно. Подобно другим общественным «наукам», социология является научной дисциплиной в том смысле, что она располагает систематическими методами сбора и анализа данных, методами оценки теорий в свете доказательств и логических аргументов. Тем не менее, изучение человеческих существ отличается от изучения событий физического мира, и поэтому ни логическое обрамление, ни выводы социологии не могут быть верно поняты в простых сравнениях с естествознанием. При изучении общественной жизни социолог сталкивается с действиями, значимыми для людей, их совершающих. В отличие от объектов природы, люди обладают самопознанием, они видят смысл и цель в том, что они делают. Точно описать общественную жизнь невозможно, если мы прежде всего не уловим смысл, который люди вкладывают в свою деятельность.

Например, чтобы описать смерть как «самоубийство», необходимо располагать знанием о том, какие намерения были у человека в момент смерти. «Самоубийство» имеет место только в том случае, если индивид сам активно добивается саморазрушения. Человек, нечаянно шагнувший под автомобиль и погибший, не может считаться самоубийцей; смерть не была его целью.

Тот факт, что мы не можем изучать человеческие существа абсолютно тем же путем, что и объекты природы, с одной стороны дает социологии преимущества, а с другой — создает трудности, которые отсутствуют у естествоиспытателей. Преимущество заключается в том, что социологи могут задавать вопросы тем, кого они изучают, — другим человеческим существам. С другой стороны, люди, которые знают, что их действия тщательно изучаются, часто начинают вести себя не так, как обычно. Например, когда индивид заполняет опросник, он может сознательно или несознательно дать о себе представление, отличающееся от реального. Он может даже пытаться «помочь» исследователю, давая ответы, которые, как ему кажется, от него ждут.

Таким образом, социология занимает важное место в системе общественных и гуманитарных наук, но, в то же время, имеет свою специфику и ряд отличительных черт.

Во-первых, социология — это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.

Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря общей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.

В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.

В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.).

Рассмотрим основные методы этой отрасли общественных наук.

2.Методы социологического исследования.

Специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее методов. Поскольку для познания социального процесса, явления необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что инструментом в процессе такого познания является социологической исследование.

Социологическое исследование включает в себя:

1) Теоретическую часть, включающую в себя разработку программы исследования, обоснование цели и задач, определение гипотез и этапов исследования.

2) Инструментальную (процедурную) часть, состоящую из набора инструментов сбора информации, выбора метода сбора информации, определения результативной выборки, возможности обработки информации и получения характеристик состояния исследуемой реальности).

Э. Гидденс выделяет четыре основных метода социологического исследования, которые имеют свои как сильные, так и слабые стороны.

1. Полевая работа обычно дает более богатую и «углубленную» информацию, чем другие методы. Этот метод также дает возможность исследователю вести себя гибко — менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают. Но, в то же время, полевая работа может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ, и ее результаты касаются только изученных групп и сообществ. Кроме того, обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично.

2. Опросы (обследования) – при применении этого метода возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов. Они дают возможность точного сравнения ответов респондентов. Минусы заключаются в том, что собранный материал может оказаться поверхностным. Если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле.

3. Документальное исследование , с одной стороны, может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов. Такой метод особенно важен в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность. С другой стороны, исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики.

4. При применении эксперимента можно контролировать степень влияния тех или иных переменных. Эксперимент легче повторить другим исследователям. Но многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию. Кроме того, на ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация.

Помимо этих основных методов социологического исследования, можно выделить также метод интервью . Четкого различия между методом опроса и методом интервью нет, поскольку там, где вопросы задаются непосредственно по опроснику, исследователь фактически интервьюирует респондента. Интервью по опроснику иногда называют «формализованным» или «контролируемым», чтобы отличить его от менее структурированных интервью, в которых допускается, чтобы интервьюируемый свободно касался различных аспектов данной темы.

Некоторые интервью вообще проводятся без опросников: человека могут интервьюировать в течение достаточно долгого времени, и там, где есть цель получить углубленную информацию, опрашивают лишь небольшое число респондентов. Углубленные интервью дают обычно более богатую информацию, чем опросы, но недостатками этого метода является то, что воздействие интервьюера может оказаться слишком большим, и это может повлиять на результаты; кроме того, в этом случае сложнее провести сравнительный анализ ответов.

Еще один из методов – биографический (жизнеописания) состоит из биографического материала об определенных индивидах, обычно в их собственном изложении. Никакой другой метод исследования не предоставляет такую детальность относительно развития позиций и взглядов людей с течением времени. Особую ценность жизнеописания имеют в том случае, когда исследование посвящено связи между психологическим развитием и социальными процессами. Однако подобные исследования редко основываются только на воспоминаниях людей. Обычно, чтобы расширить информацию и обеспечить ее достоверность, используются документальные источники, такие, как письма, газетные заметки и репортажи. Мнения относительно ценности жизнеописаний различаются. Некоторые исследователи воспринимают этот метод как слишком ненадежный, другие считают, что жизнеописания дают уникальную возможность глубинного проникновения.

Все большее применение в социологическом исследовании находят магнитофоны и видеотехника. И то, и другое часто используется при анализе разговора, т. е. при изучении того, как проходят беседы в реальной жизни. Используя магнитофон, можно записать все аудио-характеристики разговора двух и более людей. Поскольку при разговоре смысл передается не только словами, но также жестами и мимикой, видеозапись является более совершенным способом фиксации беседы. Затем, хотя значительная часть оригинального контекста будет потеряна, записи бесед можно перенести на бумагу.

Ряд исследователей выделяют также следующие методы в социологии:

— субъективный (оценка явлений на основании мировоззрений исследователя);

— объективный;

— статистического анализа;

— позитивный (научно-инструментальный);

— сравнительный;

— исторический;

— научного анализа и верификации (практическое подтверждение научных выводов) и др.

Все исследовательские методы имеют свои преимущества и недостатки. Поэтому принято сочетать несколько методов в рамках одного исследования для того, чтобы с помощью каждого из них дополнить и проверить другие, — процесс, известный как триангуляция.

Методологические различия между предлагаемыми социологией подходами иногда огромны. Но все они выявляют реальные стороны общества, реальные факторы его динамики, позволяя социологии занимать важное место в системе современного научного знания. Выделяя конкретную проблему и пользуясь наработанной методологической базой, наука социология выполняет возложенные на нее функции, которые будут рассмотрены ниже.

3.Функции социологии.

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.

Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: познавательные (гносеологические) и собственно социальные. Познавательные функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять, перестраивать и т. п. С другой стороны, выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно: об изменении социальной структуры семьи, национальных отношениях, религиозных воззрениях, жизненных ориентирах молодежи, политических движениях и т. п. Так, например, Ю.Е. Волков в своем исследовании уделяет большое внимание социальным системам как важнейшим «опорным конструкциям» социальности.

Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы являются точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества — не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например:

– развитие социальной структуры общества;

– социальные проблемы труда;

– социальные проблемы семьи;

– социальные проблемы образования;

– социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных).

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, несмотря на то каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т. д., т. е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно: социально-экономической эффективности; экологической оптимальности; социальной интегрированности; социально-организационной управляемости; общественной активности и т.д.

Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития любого государства, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место — в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения, реализации, — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии — теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров, сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

В настоящий момент существует относительно устойчивый спрос на социологическую информацию. Во-первых, со стороны государственных структур. Результаты инициированных ими исследований традиционно выступают одним из аргументов для принятия управленческих решений различного уровня. Во-вторых, активно востребованы исследования, направленные на выявление политических настроений и предвыборных ориентаций населения. Они выделены специалистами в отдельную группу как «электоральные». Их заказчиками выступают политические организации и партии. Часто к финансированию подобных исследований подключается «бизнес». Есть интерес к социологическим данным и со стороны СМИ.

Мировоззренческая или идеологическая функция социологии вытекает из того, что объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Наличие этой функции, по мнению С.С. Новиковой, обусловлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов. Кроме этого, многие полученные выводы и рекомендации в разной степени затрагивают политические интересы всех социальных групп и классов. Поэтому социолог-исследователь, как и представители других общественных наук, выражает политические интересы разных социальных групп общества.

Таким образом, социология как научная дисциплина выполняет следующие функции: теоретико-познавательную или критическую, описательную, прогностическую, информационную, мировоззренческую и преобразовательную. Все они направлены на выявление реальных проблем и поиск оптимального пути их решения. Однако реализация преобразовательной функции во многом зависит от позиции органов управления, конкретных руководителей, и именно поэтому далеко не все ценные рекомендации, данные социологами по той или иной проблеме, находят свое фактическое решение.

3. Роль социологии для общества.

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями.

Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путем приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит, путем теоретического обоснования. Например, исследование может показать, что в бедности живет гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остается распространенным явлением, тем больше вероятность, что против нее будут предприняты эффективные действия. Кроме того, по мнению О.Н. Яницого, в современных экономических условиях социология должна критически оценивать все процессы, происходящие в обществе.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещенным политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех.

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили ее создатели, либо повлечь за собою серию непредвиденных последствий нежелательного характера.

В-четвертых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещенное представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений. От тех, кто наделен властью, не всегда можно ждать заботы об интересах непривилегированных слоев. Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы. Группы взаимопомощи и общественные движения (например, женские движения) являются примерами общественных ассоциаций, прямо добивающихся практических реформ.

Некоторые считают, что социология может сохранять объективность, только если социологи будут хранить нейтралитет в моральных и политических вопросах, но нет никаких оснований думать, что ученые, сторонящиеся общественных дискуссий, обязательно более объективны в оценке социологических проблем. Существует очевидная связь между изучением социологии и пробуждением социального самосознания. Ни один умудренный опытом социологии человек не останется безучастным в отношении неравенства, существующего сегодня в мире, отсутствия социальной справедливости во многих ситуациях или бесправия миллионов людей. Было бы странно, если бы социологи не принимали участия в практической деятельности, и было бы нелогично и непрактично пытаться запретить им использовать их социологический опыт.

Состояние социологии в России отражает противоречивость развития нашего общества, где элементы прогресса соседствуют с кризисными явлениями. На фоне ведущихся исследований, расширения и дифференциации подготовки социологов, освоения западного опыта, издания журналов и монографий, функционирования институтов, факультетов и кафедр, коммерческих центров, звучат пессимистические голоса об отсутствии теоретической социологии.

Ощущается неудовлетворенность ролью социологии в обществе, невостребованностью и ее манипуляцией. Российские социологи не часто обсуждают на конференциях проблемы своей социальной роли и ответственности. В отличие от западных коллег, постоянно рефлектирующих по поводу места социологии в обществе, ее взаимодействий с различными институтами, ее участия в осуществлении различных реформ, в России социология социологии не получила заметного развития. Для того чтобы социология была действительно полезной и нужной, ученые обязаны систематически оценивать, обсуждать и, если надо, корректировать свое участие в социальной трансформации России.

Заключение.

Подводя итоги исследования, нужно отметить, что социологию можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам. Наука социология возникла на основе попыток понять широкие изменения, произошедшие в человеческих обществах за последние два-три века. И среди важнейших черт современного социального мира отмечаются такие, как индустриализация, урбанизм, новые типы политических систем. Произошедшие изменения оказались не просто крупномасштабными. Большие сдвиги произошли также в личных характеристиках жизни людей – в семейных отношениях, взаимоотношениях среди молодежи, религиозных объединениях и др.

Социология очень тесно связана с другими общественными науками, поскольку все общественные науки занимаются человеческим поведением, концентрируя свое внимание на разных его аспектах. Особенно важными являются связи между социологией, антропологией и историей.

Социологи исследуют общественную жизнь, ставя определенные вопросы и пытаясь в ходе систематических исследований найти ответы на них. Эти вопросы могут быть фактологическими, сравнительными, вопросами развития или теоретическими.

Социология является наукой в том смысле, что она использует систематические методы исследований и строит теории, опираясь на имеющиеся факты и логическую аргументацию. Но она не может быть непосредственно уподоблена естественным наукам, потому что изучение человеческого поведения фундаментальным образом отличается от изучения мира природы.

Социология — это дисциплина, имеющая важные практические применения. Ее вклад в социальную критику и в практические социальные реформы идет по нескольким направлениям.

Во-первых, лучшее понимание социальных обстоятельств часто дает человеку шанс лучше контролировать их.

Во-вторых, социология способствует росту культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей.

В-третьих, каждый может оценить последствия принятия определенных политических программ.

Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам большие возможности изменять условия своей жизни.

Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспективу понимания человеческого поведения. Изучая социологию, человек поднимается над собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни. При этом социология не отвергает и не умаляет значение индивидуального опыта. Наоборот, люди учатся лучше понимать самих себя и окружающих, тем самым, развивая в себе способность восприятия космоса социальной деятельности, в которую каждый вовлечен.

Список литературы

  1. Волков Ю.Е. Социология. М.: Дашков и Ко, 2010. 400 с.
  2. Гидденс Э. Социология. М., 2008. 531 с.
  3. Глотов М.Б. Начало институциализации социологии в России // СоцИс. 2010. №3. С. 127-132.
  4. Гришина Е.А. О тенденциях в практике научно-исследовательских работ по социологии //Социологические исследования. 2010. № 7 . С. 130-135.
  5. Доган М. Социология среди социальных наук // СоцИс. 2010. № 10. С. 3-14.
  6. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России. http://www.msses.ru/tiz/papers.html.
  7. Кравченко А.И. Социология. Учебник. СПб., 2008. 410 с.
  8. Миненков Г. Введение в историю российской социологии// Социология по-новому // socioline.ru
  9. Сорокин П.А. Современные социологические теории (до первой четверти XX века) // Социология. 2008. № 2. С. 81-141.
  10. Социология как наука об обществе. Предмет и задачи социологии // Курс лекций. Русский Гуманитарный интернет-университет // www.i-u.ru
  11. Старостин Б.А. К определению понятия «наука» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 1997. С. 3-21.
  12. Зощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950-2000 гг.) // СоцИс. 2009. №7. С. 3-16.
  13. Яницкий О.Н. К вопросу о роли социологии в обществе. Тезисы выступления на ежегодной конференции Сообщества профессиональных социологов 7 июня 2008 г. //Учреждение РАН. www.isras.ru
  14. 4. Голубицкий Ю.А. Физиологический очерк и становление социологии // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 133-138.

Кравченко А.И. Социология. Учебник. СПб., 2008. С. 11.

Гидденс Э. Социология. М., 2008. С. 487.

Голубицкий Ю.А. Физиологический очерк и становление социологии // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 135.

Глотов М.Б. Начало институциализации социологии в России // СоцИс. 2010. №3. С. 127.

Волков Ю.Е. Социология. М., 2010. С. 235.

Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России //www.polbu.ru

Яницкий О.Н. К вопросу о роли социологии в обществе. Тезисы выступления на ежегодной конференции Сообщества профессиональных социологов 7 июня 2008 г. //Учреждение РАН Институт социологии

Попова И.П. Потенциал России: ключи к развитию // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 158-167.

См., например: Яницкий О.Н. Указ. соч.

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем. Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

Предмет социологии – система существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты.

В структуре социологии выделяют следующие элементы:
1. Микросоциология и макросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы поведения. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т. п.

2. Теоретическая и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность. Прикладная социология занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой методов социального управления.

Выделяют три уровня социологических теорий: общесоциологические теории, теории среднего уровня и специальные теории. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Социологические теории среднего уровня по общности охвата занимают промежуточное положение между общесоциологическими и специальными теориями; в теориях среднего уровня собственно теоретическое знание соединяется с эмпирическим. Специальные социологические теории рассматривают отдельные социальные сферы, общности или процессы как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.

Функции социологической науки:
Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя разработку теории и методов социологических исследований, в частности методов сбора и обработки социологической информации.

Прогностическая функция. На основании социологических исследований могут быть построены кратко-, средне– и долгосрочные прогнозы, определяющие перспективы развития социальных структур, изменение демографической ситуации, уровня жизни, интенсивность урбанизации, исход избирательных кампаний и т. п.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей организации различных социальных общностей и моделей социального управления. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая функция. Типичным примером реализации данной функции на практике является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Такие службы занимаются определением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами и т. п.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий.

Идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология выполняет определенную идеологическую функцию. Формируя представления людей о состоянии общества, она в конечном счете влияет на общество. От злоупотребления этим влиянием исследователя гарантируют глубина научного анализа, строго научный подход к изучаемым проблемам, терпимость к различным точкам зрения.

Существует множество отраслей социологии, и их число продолжает расти. В последнее время выделились такие отрасли, как социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т. п.
Социология все теснее переплетается с разными науками об обществе. Утверждается этносоциология, появляются социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т. п. Методы, инструментарий социологии берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография.

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

Структура социологического знания.

Социологи исследуют общество на различных уровнях. Отечественные ученые выделяют теоретический и прикладной (эмпирический) уровни. Западные ученые на микро и макросоциологию.

Теоретическая социология – это множество школ, направлений и школ, объясняющих специфику развития общества со своих позиций. Прикладной или эмпирический уровень связан с конкретными социологическими исследованиями.

Микросоциология изучает поведение людей в повседневной жизни – их интеракцию. Она рассматривает поведение индивидов, их поступки, мотивы. То есть микросоциология ставит своей целью изучение социального поведения людей, межличностного общения, социализации и индивидуализации, мотивации их действий, а также стимулам групповых поступков.

Макросоциологию интересует общество как целостный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и развитие. Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого обществ, анализирует социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы, происходящие в обществе.

Социологи используют различные подходы для изучения и объяснения различных процессов и явлений в обществе:

1. Демографический, который изучает вопросы рождаемости, смертности и миграции, связанной с деятельностью людей.

2. Психологический, изучает мотивы, навыки, социальные установки, а также мысли людей. Социальные психологи, например, исследуют проблемы, связанные с взаимодействием общества и личности в процессе социализации и многие другие.

3. Коллективистический , изучает причины образования различных групп в обществе.

Данный подход помогает понять принадлежность людей к той или иной группе, пласту, классу, а также каким образом они образуют эти группы с целью защиты своих интересов.

4. Культурологический , помогает анализировать поведение и поступки людей на основе таких элементов культуры, как общественные правила и ценности.

5. Интеракционистский (взаимодействие), изучает общественную жизнь как систему человеческих взаимоотношений.

Эти подходы говорят о том, насколько широка область исследования социологии. Именно поэтому в социологи существует специализация, которая позволяет более подробно исследовать общество, в котором мы живем.

Как и все другие общественные науки, социология выполняет определенные функции. Одной из важнейших функций социологии является теоретико-познавательная или критическая. Социология, прежде всего, обеспечивает прирост и систематизацию новых знаний о различных сферах общества, раскрывает тенденции и закономерности его развития.



Познавательная функция социологии придает большое значение изучению общественных отношений складывающихся в обществе, а также функционированию социальных институтов. Задачей познавательной функции является также выработка научных прогнозов дальнейшего развития таких сфер жизнедеятельности общества, как материальная, политическая и духовная, на основе анализа социальных процессов.

Этому способствуют и фундаментальные теоретические исследования, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, и эмпирические исследования, которые несут конкретную информацию об объекте исследования и пополняют социологию богатым фактическим материалом.

Как уже говорилось выше, для социологии характерно единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Прикладная функция с оциологии обеспечивает достоверную информацию о различных процессах, происходящих в различных социальных сферах общества, о изменении социальной структуры, семейных и национальных отношений и т. д.

Ни одно из современных обществ не пускает на самотек как развитие социально-классовых и национальных отношений, так и развитие экономической, политической и других сфер общества. Поэтому задачей прикладной функции является разработка практических рекомендаций, которые направлены на улучшение механизма социального управления, повышения его эффективности, начиная от управления коллективом и заканчивая управлением делами всего общества.

Действенный социальный контроль над социальными процессами невозможен без социологических исследований, дающих нужную информацию о появлении социальных кризисов и социального напряжения в обществе. Функция социального контроля дает возможность органам исполнительной власти, различным политическим партиям и движениям использовать данные социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общества.

Большое значение для дальнейшего развития общества играет применение данных социологических исследований для планирования развития различных сфер общества. Социальное планирование используется во всех странах мира и охватывает многие области, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества и просто страны, и заканчивая социальным планированием жизни города, отдельного предприятия и даже коллектива.

Планирование осуществляется на основе прогнозирования. Социология способна предсказывать возможные пути развития общества. В этом и заключается прогностическая функция социологии. Социологические прогнозы особенно важны в переходный период развития общества.

Гуманистическая функция социологии заключается в том, что социология способствует улучшению и совершенствованию общественных отношений.

Одной из важных функций является мировоззренческая функция . Изучая закономерности и перспективы развития общества, соотношение общественных групп, этносов, она тем самым формирует у людей научное представление об обществе, о своих интересах, задачах и роли, тем самым формируя социальное поведение человека адекватное интересам общества. Вместе с тем мировоззренческая функция в то же время является идеологической функцией, которая выражает интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности.

Социология осуществляет сбор, систематизацию и накопление информации. В этом состоит информационная функция социологии. Эту функцию осуществляют крупные социологические центры, которые концентрируют информацию в памяти ЭВМ. Накопленная в ЭВМ информация используется государствами и другими управленческими и хозяйственными организациями в осуществлении своей деятельности.

C информационной функцией тесно связана преобразовательная, т.к. полученная в ходе исследования информация и сделанные на ее основе выводы и рекомендации служат основанием для принятия решений и выработки социально-экономического обоснования крупнейшим инженерным и другим проектов. Социология дает лишь рекомендации, а внедрение их в практику общественной жизни дело организаций управления. Именно от организаций управления, политической власти зависит реализация ценных и полезных рекомендаций, разработанных социологами. Игнорирование этих рекомендаций может привести к тяжелым последствиям в развитии общества.

4. В чем заключаются сходства и различия социологии и других общественных наук?

Как и всякая наука, социология может успешно развиваться только в содружестве с другими общественными науками: философией, психологией, историей, экономикой, политологией, антропологией, культурологией и другими.

1. Социология зародилась в недрах философии, которая продолжает играть огромную роль в ее развитии. Она возникла гораздо позже многих других наук. Поэтому она имела возможность использовать конкретные результаты исследования общества, созданные ими понятия и теоретические категории, такие как общество, человек, ценности, индивид, прогресс, развитие и другие.

Специфика социальных процессов породила особую часть философии – социальную философию , являющуюся высшим уровнем теоретического обобщения социальных явлений и процессов через категорию социального. Социологию и социальную философию нельзя отождествлять, т.к. их объект имеет разную степень общности. Хотя обе они изучают общество в целом в его системности, однако социальная философия рассматривает общество как специфическую часть всего мироздания с помощью предельно общих понятий, категорий и законов, как специфическое проявление в обществе этих общефилософских законов по сравнению с природой. Например, специфическим проявлением общефилософских законов является закон соотношения общественного бытия и общественного сознания или закон, характеризующий источник самодвижения общества.

В отличие от социальной философии предметом социологии являются более конкретные знания об общественной жизни. Социология опирается в своих научных выводах на сборе, анализе и обобщении проверяемых эмпирических данных, добытых собственно ею, хотя такое эмпирическое исследование должно опираться на знание законно и категорий более общего порядка, т.е. на социальную философию.

Социология и социальная философия в ходе своего развития взаимно обогащаются, т.к. без знания общего не могут быть поняты частные явления, а знания частного, в свою очередь, обогащают понятийный аппарат и предметное содержание социальной философии, уточняют и конкретизируют ее положения и выводы.

2. Социология занимается изучением общества, его социальной структуры, социальных институтов, т.е. больших групп людей, а также социальных отношений. Социологические исследования, проводимые для изучения влияния общества и его изменение на поведение человека в нем, не дают точной характеристики, поскольку в результате опроса получается характеристика так называемого «усредненного», а не конкретного человека, индивида.

Для того, чтобы изучить и понять субъективные механизмы поведения отдельных людей в малых социальных группах, а также влияние отдельных социальных институтов, учреждений, организаций на их поведение, влияние ценностных ориентаций и установок, психологических особенностей позволяет раскрыть социальная психология , которая зародилась на стыке социологии и психологии. Социальная психология изучает человека и воздействует на него через малые социальные группы, т.к. именно взаимодействие людей в малых социальных группах и является предметом ее исследования.

Двумя самыми важными задачами социологии являются определение того, как влияет общество на поведение людей и как путем опроса получить характеристику типичного представителя той или иной социальной группы. Однако типичный представитель вовсе не идентичен с конкретными индивидами.

В отличие от социологии психология занимается влиянием внутреннего, субъективного мира человека (памяти, развитости мышления, эмоционального склада и т.д.) на его поведение. Общее в поведении каждого человека преломляется через индивидуальные особенности, которые и интересуют психолога.

Но поскольку общее и индивидуальное существует в диалектическом единстве, естественно, что существует тесная связь социологии с психологией.

3. Социология тесно связана и с экономической наукой , которая изучает, можно сказать, материальный фундамент всей общественной структуры, материальное производство, экономическую деятельность людей и помогает понять базовые причины таких социальных процессов, как расслоение общества, несовпадение и даже противоположности жизненных интересов различных социальных групп, необходимость проведения социально-экономических реформ в обществе и т.п.

С другой стороны, социологические исследования вооружают экономистов данными социальной статистики, категориями бедности и богатства, социального расслоения и возникновения классов, причины которых находятся в сфере экономики.

Вместе с тем, само развитие экономики также оказывается в прямой зависимости от социальных условий. Необходимость взаимодействия экономической и социальной наук определяется реальным взаимодействием экономики и социальных явлений и процессов.

4. Социология по своей сущности является наукой обобщающей социальный опыт людей. Эту свою функцию выведения общих закономерностей, тенденций развития общества социология не могла бы осуществлять, опираясь лишь на изучение непосредственно данного, современного общества.

Необходимым условием ее социальных обобщений является обращение ко всей истории человечества. Отсюда следует, что развитие социологии невозможно без опоры на историческую науку.

История, имеющая дело с конкретными, индивидуальными историческими событиями и личностями, их хронологией, обращает главное внимание на правильное отражение их своеобразия и неповторимости, хотя она, конечно, проводит необходимый анализ исторических фактов и делает некоторые научные обобщения.

Социология, в отличие от истории обобщает весь социальный опыт как прошлого, так и настоящего, классифицирует, создает типологию социальных явлений и процессов, что и позволяет ей выделить самое существенное, повторяющееся, типичное, а не уникальное в пестром мире социальных явлений, фактов, исторических личностей, т.е. открыть закономерности общественного развития.

Важным отличием этих двух наук является также то, что история изучает то, что уже свершилось, а социология, обобщая и исторический опыт, главное внимание уделяет развитию общества на современном этапе, для которого она осуществляет социальное планирование и прогнозирование.

Таким образом, взаимодействие истории и социологии состоит в том, что, с одной стороны, исторический опыт, изучаемый историей, служит конкретной фактической базой социологических обобщений, а, с другой стороны, социологические обобщения являются основой более глубокого анализа конкретных исторических фактов представителями исторической науки, позволяющего им осуществлять широкие и глубокие исторические обобщения.

5. Сфера политики – одна из наиболее важных в жизни общества. Ее институты (государство, политические партии и т.д.) во многом определяют жизнедеятельность как социальных общностей, так и отдельных индивидов, непосредственно влияют на общественные процессы.

Объектами и субъектами политики становятся все общественные институты и процессы, что находит свое отражение в таких понятиях, как экономическая политика, социальная политика, культурная политика, национальная политика, экологическая политика и т.д. и т.п.

Из такой тесной связи политики со всеми проявлениями социума вытекает взаимосвязь и взаимовлияние социологии и политологии. Связь эта настолько глубока, что определила появление специальной науки - политической социологии, имеющей относительную самостоятельность и собственный предмет изучения.

Специфика этих двух наук состоит в том, что социология изучает социальную реальность, социальные процессы, а политология – политическую реальность, ее институты, их жизнедеятельность, политические процессы.

Имея дело с одним и тем же социальным явлением, социология и политология изучают его в разных аспектах.

Рассмотрим это на примере изучения такого явления, как гражданское общество. Если социология анализирует его социальную структуру, социальный статус личности, общественных групп, наций и т.п., их взаимодействие, то политология изучает права и обязанности гражданина, структуру политической системы, место, роль и функции государства, политических партий и других политических организаций в системе гражданского общества.

Но кроме специфики предмета социологии и политологии следует отметить их единство и взаимосвязь. Как и для других общественных и гуманитарных наук, социология и для политологии является общетеоретической и методологической основой. А политологические исследования, подобно историческим и экономическим служат теоретическим и эмпирическим источником для обобщений социологии.

Из всего вышесказанного следует, что социология является интегративной междисциплинарной наукой, которая содержит в себе основы многих гуманитарных, социальных и даже естественных наук. Такая тесная связь позволяет социологии более подробно исследовать различные сферы жизнедеятельности общества, а также способствует появлению и развитию новых направлений в социологии.

Лекция 3. ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И МЕТОДСОЦИОЛОГИИ

Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.

Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Социология, изучая общественную жизнь,

во-первых : решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, т.е. описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Теории и концепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:

1) “что познается?” — объект;

2) “как познается?” — метод;

Они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

Во-вторых: социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладной социологии.

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные теоретической социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути и средства решения конкретных проблем, тем самым способствует преобразованию данной социальной системы в положительном направлении. Ее задача - быстро изучить проблему и разработать рекомендации по реформированию сложившейся проблемной ситуации. Прикладное исследование, как правило, не требует тщательно разработанной программы, используя стандартные, хорошо проверенные методы изучения проблемы. При прикладном исследовании большую роль играет оперативность его проведения, т.к. в реальной жизни даже один день может привести к необратимым последствиям.

Теоретическая социология предполагает обширное, часто многоступенчатое исследование, тщательную проработку программы, огромное количество эмпирического материала, связанного не с одним регионом. Все это занимает много времени и требует большого штата работников. Теоретическое исследование невозможно провести в одиночку, хотя организует его один исследователь, который является научным руководителем.

Деление социологического знания на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям (теории среднего уровня - Р.Мертон): они очень часто бывают ориентированына решение практических задач.

Функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

Фундаментальные:

— Познавательная:

1) дескриптивная (описательная);

2) диагностическая;

3) прогностическая (попытка предвидеть);

4) моделирования социальных объектов

Прикладные:

1) Прогнозная;

2) Социального проектирования и конструирования;

3) Организационно-технологическая;

4) Управленческая;

5) Инструментальная

Познавательная функция

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи

Понятие «социальное» для социологии является ключевым. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит имеет свой социальный аспект. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.

Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и выполняют различные социальные роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни.С одной стороны, социальное — это непосредственное выражение общественной практики, с другой, — оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него этой самой общественной практики.

Перед социологией стоит задача познания в социальном устойчивого, существенного и в то же время постоянно меняющегося, посредством анализа соотношения постоянного и переменного в конкретном состоянии социального объекта.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который надо осознать в интересах практики.

Социальный факт в современной социологии — это единичное общественно значимое событие, типическое для данной сферы общественной жизни.

Теоретический и эмпирический анализ этого социального факта и есть выражение познавательной функции социологии.

1). При этом, опираясь на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте, накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Т. е. познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно в данном случае.

2). Но познавательная функция должна охватить не только изучаемый объект, но и процесс, который требуется для его преобразования, т. е. попытаться спрогнозировать и предвидеть этот процесс. Например, знать не только то, на сколько в данной группе, коллективе сплочены люди, объединены между собой, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены, т. е. видеть эти пути. Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки — экономические, демографические, психологические.

3). Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

Прогностическая функция

Прогностическая функция свойственна науке в целом, потому что именно наука способна построить прогноз на основе:

— знания качества и сущности реальности;

— знания законов функционирования этой реальности;

— знания законов развития реальности

Когда речь идет о социальных явлениях, то прогнозирование здесь особенно важно, т.к. оно показывает:

— необходимость определенных изменений;

— возможность осуществления этих изменений.

Социология в данном случае опирается с одной стороны :

На знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его;

с другой :

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например: прогнозируя перспективы развития сегодня того или иного государственного предприятия, мы опираемся на общую тенденцию сегодняшних преобразований государственного сектора (приватизация, создание акционерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным предприятиям и т. п.) и на изучение потенциальных возможностей данного конкретного предприятия с учетом всех его особенностей (кто руководит, каков контингент работающих, какова сырьевая база, научная, материально-техническая, социально-бытовая и т. п.), т. е. всех положительных и отрицательных факторов данного субъекта. И на этой базе выстраиваются оценочные характеристики возможного будущего состояния субъекта в прогнозируемый период (как изменится социальная структура коллектива, удовлетворенность трудом, каков уровень развития будет достигнут и т. п.) и составляются эффективные рекомендации.

Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его “самореализации” (или “саморазрушению”). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют два типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предсказание) и целеполагание:

Поисковый (призван описать возможное состояние, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий)

Нормативный (связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения).

Классификация прогнозов по срокам прогнозов:

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Есть классификация по роли: например, прогнозы-предупреждения и т.д.

Средства и методы, используемые для прогнозирования:

Статистический анализ;

Построение динамических рядов с последующей экстраполяцией;

Метод экспертных оценок основных тенденций;

Математическое моделирование;

И т. д.

Наилучший эффект - сочетание различных методов

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направлениям. Например:

Развитие социальной структуры общества;

Социальные проблемы труда;

Социальные проблемы семьи;

Социальные проблемы образования;

Социальные последствия принимаемых решений (наиболее актуальных).

Прогнозирование необходимо отличать от утопий и футурологических концепций (лат. futurum будущее + ... логия), выполняющих соответствующие идеологические функции.

Функция социального проектирования и конструирования

Социальное проектирование (от лат. projectus - выступающий вперед) - научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественного нового состояния существующего объекта. Это одна из форм социального управления.

При социальном проектировании решаются именно социальные задачи, не смотря на то, каким является объект: собственно социальным (больница, школа), производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т. д., т. е. закладываются в проект социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных подцелей социального проектирования, а именно:

Социально-экономической эффективности;

Экологической оптимальности;

Социальной интегрированности;

Социально-организационной управляемости;

Общественной активности.

Это I этап.

Затем II этап, когда выявляется круг актуальных социальных проблем, решение которых необходимо для достижения каждой подцели.

III этап : Определяются конкретные задачи разработки социального проекта.

1) как система социальных параметров проектируемого объекта и их количественных показателей;

2) как совокупность конкретных мероприятий, обеспечивающих реализацию проектируемых показателей и качественных характеристик будущего объекта.

При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется на практике.

Организационно-технологическая функция

Организационно-технологическая функция — это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем, например, повышения производительности труда, совершенствования организации управления, организация целенаправленного воздействия на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами — это создание социальных технологий.

Организационно-технологическая функция является как бы продолжением функции социального проектирования, т.к. без проекта, предполагаемого социального результата, невозможно создать и социальную технологию, выработать меры по ее осуществлению.

С созданием сети социальных служб в народном хозяйстве эта функция становится все более и более распространенной.

Социальные технологии базируются на эмпирическом опыте и теоретических закономерностях.

Управленческая функция

Научные результаты социологии:

— предложения;

— методики;

— оценки различных характеристик субъекта, его практики;

Все это является исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений.

Следовательно, для того, чтобы принять грамотное решение по тем или иным социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу, необходимо ихсоциологическоеизучение.

Например,управленческое решение, связанное с изменением режима работы в трудовом коллективе, требует проведения социологического анализа прямых и косвенных факторов, которые возникают:

— в сфере трудовой деятельности;

— в сфере быта, досуга и т.п.

Управленческая функция социологии проявляется:

— в социальном планировании;

— при разработке социальных показателей и нормативов.

Инструментальная функция

Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности. С помощью одних методов познается и отражается социальное явление в его конкретном состоянии; с помощью других — разрабатываются пути его преобразования. Т.е. это отдельная и самостоятельная функция социологии, которая направлена на разработку методов и инструментария по:

— поиску

— регистрации

— обработке

— анализу

— обобщению первичной социологической информации.

Само социологическое исследование — это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка исовершенствование которых продолжается постоянно. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.

Структура социологии

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Теоретико-методологические основы социологии

Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

Методология - это философские принципы, на основе которых строится данное исследование. Методология исследования тесно связана с теорией данной науки, т.к. в качестве методологической основы мы принимаемпринципы, которыесформулированы в теориях крупнейших авторитетов в данной области знания. Так методология может быть построена на основе, например, идеалистический философии или метафизической, или материалистической и т.д.

Три уровня социологического знания

Поскольку социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

· знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального;

· знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

Многообразие и сложность изучаемых явлений и проблемприввелик тому, что социология включает в себядва основных уровня социологического знания: макроуровень - теоретическую социологию (исследования), микроуровень - прикладную социологию (исследования) и эмпирическую социологию (исследования).

Особенностьютеоретической социологии (исследования) является то, что она ставит перед собой глобальные исследовательские проблемы, которые требуют тщательно проработанной программы исследования, огромного количества эмпирической информации и, как правило, теоретические исследования занимают большой объем времени.

Прикладная социология (исследования) ставит перед собой частные задачи. Главной ее особенностью является то, что исследование должно быть проведено быстро, точно и выданы рекомендации по решению возникшей проблемы.

Ни одно социологическое исследование не обходится без эмпирической информации. Первый анализ полученной исследователем информации по изучаемой проблеме носит описательный характер. Так создаются описательные или эмпирические теории, которых в современной социологии огромное количество.

Американский социолог Р. Мертон проанализировал их и в 1947г предложил термин «теории среднего уровня» ("theories of the middle range"). Согласно Р.Мертону, Т.С.У. - это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных ориентаций и социальных изменений.

Методы социологического исследования, методы обработки,

анализа и обобщения социологической информации

Методы - это способы и приемы получения и анализа эмпирической информации по изучаемой проблеме.

В социологии, как и в любой другой науке — специфика объекта и предмета науки обусловила специфику ее метода.Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что основным инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Оно включает в себя:

1) Теоретическую часть (разработка программы исследования,обоснование цели и задач,определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную или процедурную часть, включающую в себя набор инструментов сбора информации:выбор метода сбора информации,определение результативной выборки,возможность обработки информации,

получение характеристик состояния исследуемой реальности.

Методы социологического исследования включают в себя методы сбора, обработки и анализа первичной информации о состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

Социоинженерная деятельность, социальные технологии

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур.