Смог на экспорт: Китай переносит заводы в Россию. Как китай спасает отсталый дальний восток Размещение китайский производственных предприятий на дальнем востоке

24.12.2023

Минвостокразвития рапортовало о желании Китая перенести часть своих предприятий на территорию Дальнего Востока. Российские власти заявляют, что готовы разместить китайские производства с обязательным соблюдением экологических требований, принятых в России. Означает ли это, что на фоне снижения стоимости рабочей силы в нашей стране начинается «инвестиционный бум»? Что принесет Китаю и России перенос производств? Получит ли экономика ДВО толчок к развитию, и какая польза от этого будет его населению?

Какие предприятия и на каких условиях могут перенести из Китая на Дальний Восток России?

КНР выразила желание переместить на территорию нашей страны часть предприятий 12 отраслей экономики - машиностроения, сельского хозяйства, цементной промышленности, металлургии, энергетики, текстильной промышленности, судостроения, предприятия телекоммуникационной индустрии и других.

Предприятия будут создаваться в рамках территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток, они получат административные преференции и налоговые льготы. Среди требований к китайцам, которые выдвигает российская сторона, кроме экологических, значится ограничение на использование иностранной рабочей силы. По заверениям главы Минвостокразвития Александра Галушки, среди работников на создаваемых предприятиях граждан России будет не менее 80%. Точный список предприятий неизвестен, так же, как неизвестны и детали договоренностей. На сегодняшний день подписан только меморандум.

Зачем китайцам понадобилось переносить часть производств в Россию? .

Одна из главных причин, это катастрофическая ситуация с экологией в самом Китае.

Проблема эта в стране появилась достаточно давно, и к моменту образования КНР в 1949 году уже была весьма ощутима. Быстрый рост населения создавал большую демографическую нагрузку на землю, а во времена «культурной революции» и «большого скачка» началась неконтролируемая вырубка лесов и распашка новых земель. В конце прошлого столетия, когда в стране начался инвестиционный бум, окружающей среде был нанесен катастрофический урон. Китай, обладая густой речной сетью и четвертыми в мире запасами пресной воды, уступая по этому показателю только России, Канаде и Бразилии, является единственной крупной страной, которая переживает водный кризис. Из 600 городов Китая 400 испытывают нехватку питьевой воды, а более 360 млн сельских жителей КНР потребляют воду, не соответствующую санитарным нормам. Загрязнение водоемов в Китае происходит из-за сбросов в них отходов промышленных предприятий и в силу слишком интенсивного использования химии в сельском хозяйстве.

Китайская промышленность сбрасывает в окружающую среду на порядок больше отходов в пересчете на единицу произведенной продукции, чем промышленность в развитых странах. В стране растут протестные настроения, связанные с тяжелой экологической обстановкой - каждый год от загрязнения воздуха в Китае умирает до полумиллиона человек. На защиту окружающей среды государство тратит более 100 млрд долларов в год, но большого эффекта эта мера не дает.

Не менее серьезна и проблема в сельском хозяйстве страны - сокращается число пахотных земель, увеличивается эрозия почвы и запустынивание пастбищ.

Все эти причины вынуждают руководство Китая искать способы разгрузки промышленного комплекса и переноса части производств в другие страны, а также заняться поиском новых сельскохозяйственных угодий.

Насколько требовательны российские экологические нормы, и готовы ли китайцы им следовать?

Российские экологические стандарты одни из самых строгих в мире, правда это обстоятельство компенсируется тем, что российские чиновники одни из самых «сговорчивых», и это прекрасно известно китайским «инвесторам». В современном Китае собственное «зеленое законодательство» достаточно строгое, но оно совершенно неэффективно, так как высшим благом в китайском обществе считается экономический рост, и экологические законы могут выполняться лишь формально. Государство и бизнес во имя роста экономики охотно идут на нарушения экологических требований, до суда доходит не более 1% всех исков , связанных с загрязнением окружающей среды, а не в меру рьяных сотрудников экологической службы могут и вовсе уволить.

Ожидать, что китайцы будут демонстрировать трепетное отношение к экологии других стран, было бы необоснованно. В прессе было достаточно много сообщений об уничтожении лесов Африки и Латинской Америки китайскими «инвесторами». О том, как приходят в негодность сельскохозяйственные земли после двух-трех лет работы на них китайцев, уже знают и жители нашего Дальнего Востока. Попытки наших надзорных органов как-то умерить прыть китайских предпринимателей оказываются неэффективными - они зачастую блокируются на уровне местных администраций.

К тому же, по сообщениям экспертов , китайцы часто используют в промышленности химические вещества, которые у нас нормированию не подлежат, и по этой причине проконтролировать их использование будет попросту невозможно.

Будет ли означать перенос китайских предприятий в Россию создание рабочих мест для наших граждан?

Идея переноса китайских предприятий на Дальний Восток появилась несколько лет назад. На Петербургском экономическом форуме в 2014 году зампредседателя КНР Ли Юаньчао, говоря об инвестициях в Россию, прямо обозначил , что кроме денежных ресурсов, Китай обладает также самыми большими рабочими силами в мире и свои проекты с российской стороной рассматривает именно с учетом этого фактора. Подтверждением этой позиции служит многолетний опыт работы китайского бизнеса в России. Например, известная история Амазарского целлюлозного завода в Забайкалье . Вопреки изначальной договоренности о 50% участии в работе завода местных жителей, на деле их доля оказалась мизерной, зарплаты ниже, чем у китайцев, неуважительное отношение со стороны работодателей и полное отсутствие перспектив. Кстати, реализация проекта по постройке завода на протяжении более чем 10 лет сводилась к элементарной лесозаготовке и экспорту необработанной древесины в Китай.

Подобный подход китайцы используют в своей инвестиционной деятельности и в других странах. Вместе с производствами в страны Африки и Латинской Америки завозятся миллионы граждан Китая. Это создает социальную напряженность в принимающих странах в добавок к экологическим и экономическим проблемам, которые возникают в результате китайских инвестиций. Борются с этим явлением китайцы, создавая культурные центры, скупая СМИ и приглашая лучших местных журналистов для создания образа «белого и пушистого» китайца.

Сказывается ли снижение стоимости труда в России на привлекательности нашей страны для иностранных инвесторов?

В минимальной степени и в единичных случаях. Сегодня стоимость рабочей силы в России (средняя зарплата менее 500 долларов, согласно данным Росстата) стала ниже китайской (более 700 долларов в среднем по стране). Такая ситуация складывается не впервые - в начале 90-х стоимость российской рабочей силы тоже была ниже китайской и составляла менее 10 долларов, однако к какому-либо инвестиционному буму это не привело.

Скорее наоборот, активно уничтожались производства, которые могли составить конкуренцию западной промышленности, сдавалось в металлолом оборудование, в том числе и вполне современное импортное, а вот в предприятиях стратегического значения, напротив, иностранцы с удовольствием выкупали доли, и «выкуривать» их оттуда с трудом удавалось даже в 2000-е, когда зарплаты россиян возросли многократно. То есть, в привлекательности какой либо страны для иностранных инвестиций стоимость рабочей силы - совсем не является таким уж определяющим фактором. Во всяком случае, это фактор не единственный.

А вот глава Сбербанка Греф очень рад тому, что российская рабочая сила стоит дешевле китайской. Бывший руководитель Минэкономразвития восхищается «мужеством» главы ЦБ Набиуллиной, которая обвалив рубль, спасла тем самым реальный сектор экономики.

Пока что это «спасение» вылилось в то, что на китайских вещевых рынках Благовещенска покупателей нет. И происходит это не потому, что обнаружились более дешевые товары российского производства (такие тоже есть, мука, например, но их мало, и китайцы уже наладили их поставки из России в Китай), а по причине отсутствия денег у наших покупателей. Специалисты говорят, что все большее число наших граждан за одеждой идут в сетевой ритейл типа «Ашана», где приобретают китайский ширпотреб самого низкого качества даже по китайским меркам.

Использует ли правительство подешевевший труд россиян для экономического роста страны?

Использует единственным известным правительству способом - продолжает неустанные попытки зазвать иностранного инвестора. Минпромторг предлагает западным ритейлерам Zara, H&M и IKEA размещать заказы на российских предприятиях. Ритейлеры сообщили, что готовы рассмотреть предложение. О своей готовности шить одежду в России заявляет Pierre Cardin.

Специалисты говорят, что разница в стоимости рабочей силы в Китае и России пока не дает оснований переносить производство из одной страны в другую. Речь идет лишь о небольших партиях до 1000 единиц. Производство больших партий по-прежнему более выгодно делать в Китае. Связано это с тем, что пошив в России носит «отверточный» характер, то есть в стране нет достаточного количества и нужного ассортимента тканей и фурнитуры. Подобная ситуация наблюдается и в любой другой сфере промышленного производства страны.

Какие существуют у нашего правительства планы по развитию Дальнего Востока кроме китайских предложений?

Планов по развитию ДВО с 90-х годов принималось достаточно много. Как признал премьер-министр Медведев еще в 2013 году, все планы и модели, которые использовало правительство для развития региона, «не принесли пока того результата, на который мы рассчитывали, они не дали экономического эффекта». Среди последних программ развития ДВО, принятых летом прошлого года, значатся разработка угольных месторождений и строительство перевалочного пункта угля в порту Ванино, золотодобыча в Приамурье, строительство горно-обогатительных комплексов. То есть, деятельность, которая так или иначе связана с продажей ископаемых, как максимум, в обогащенной форме. Продукция предприятий, которые китайцы хотели бы перевести в Россию, тоже должна идти на экспорт в страны ЮВА. То есть, за небольшую денежку производства эти будут попросту коптить небо Дальнего Востока и только.

Справедливости ради нужно отметить, что кроме продажи сырья у наших правительственных чиновников есть еще одна «слабость» - игорные зоны. Видимо, с одной из них в пригороде Владивостока правительство и связывает все надежды с экономическим ростом на Дальнем Востоке. Куда ж без такого «драйвера»?

Планы перенести часть производства за рубеж появились у Китая в ноябре 2014 года. Таким образом власти собираются решить проблему загрязнения окружающей среды - быстрая индустриализация привела к катастрофическому ухудшению экологической ситуации в стране.
В свое время Запад строил предприятия легкой промышленности в Китае, «экспортируя» туда экологические проблемы, отмечал Том Миллер из исследовательской компании Gavekal Dragonomics. «Сейчас Китай в своем развитии дошел до стадии, когда он сам хочет экспортировать неэкологичное производство, создавая в бедных странах металлургические заводы и другие предприятия», - говорил Миллер.
Производственные мощности КНР будут перемещаться в первую очередь в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды, подчеркивал Bloomberg.
«Логика отчасти та же, что у Японии и многих других стран, которые выносили грязные производства в 70-х и 80-х годах, - это не поиск более дешевых рабочих рук, это скорее экологическая история» - соглашается руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев.
Власти страны и официальные СМИ сообщают, что эта инициатива поможет устранить еще одну проблему - перепроизводство. Китайские производители стали, цемента и стекла располагают избыточными мощностями, которые не нужны сейчас, когда экономика больше не растет по 10% в год.
Для начала Китай намерен «разгрузить» крупнейшего производителя стали - провинцию Хэбэй, а вместе с ней и весь север страны, где загрязненность воздуха гораздо сильнее, чем на юге.
В провинции Хэбэй расположены семь самых загрязненных городов Китая, этот регион - крупнейший источник сернистого газа в стране. Каждый год здесь производится 200 млн тонн стали - это в два раза больше, чем производят США, и четверть китайского производства.
Власти КНР намерены предоставлять преференции местным компаниям, стимулируя перемещение производства за рубеж. В планах 2014-го речь шла, в первую очередь, об Африке, Западной Азии и Юго-Восточной Азии. Тогда России в этом списке не было.
Северный сосед
КНР договорилась с Россией об «экспорте» производственных мощностей в декабре прошлого года. Точные детали договоренностей неизвестны - пока подписан лишь меморандум. Список китайских предприятий, которые могут оказаться в России, пока неизвестен, сказал Русской службе Би-би-си советник главы минвостокразвития Леонид Агафонов.
Известно лишь, что это будут предприятия в 12 отраслях, среди них: металлургия, энергетика, машиностроение, судостроение, строительство, телекоммуникации, сельское хозяйство, а также текстильная, химическая и цементная промышленности.
Китайский бизнес получит на Дальнем Востоке налоговые льготы и административные преференции, заявлял представитель министерства Рустам Макаров.
Интерес российских чиновников понятен - надо обустраивать Дальний Восток (для этого и создавалось отдельное министерство). Китай в текущих условиях - самый очевидный партнер, учитывая транспортную близость и «поворот на восток», провозглашенный Кремлем.
КНР особенно интересуется такими механизмами, как территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток, говорит Агафонов. Советник министра привел в качестве примера успешного привлечения инвестиций строительство нефтеперерабатывающего завода в Амурской области.
В апреле 2015 года проект Амурского НПЗ получил статус приоритетного. Инициатором проекта выступает «Амурская энергетическая компания», которая на 90% контролируется предприятием из Хэйхэ - города в приграничной провинции Хэйлунцзян. По условиям соглашений с местными властями, НПЗ будет поставлять 90% нефтепродуктов в Китай, сырье будет закупаться в России.
Александр Габуев из Центра Карнеги считает, что успешность китайских предприятий, которые будут перенесы в Россию, сомнительна, поскольку одна из причин этой инициативы - ликвидация избыточных мощностей в КНР.
«Вот тут, мне кажется, мы подходим к самому интересному. Как эти предприятия, которые будут перенесены, буду работать на конкурентном рынке? Даже если эти заводы будут построены, на чем они будут зарабатывать деньги, как они будут встраиваться в мировой рынок? И в чем конкурентное преимущество Дальнего Востока?» - перечисляет эксперт свои вопросы к проекту.
В числе конкуретных преимуществ Дальнего Востока он указывает дешевую электроэнергию и менее жесткий экологический надзор (в Китае сейчас стали гораздо строже следить за вредными выбросами на производстве).
«Что именно мы с точки зрения зарабатывания денег в будущем выиграем, пока не очень понятно. Хотя мне кажется, что рабочие места и промышленный потенциал - это всегда хорошо. Другой вопрос, что на Дальнем Востоке вы всегда упираетесь в маленький рынок, не очень развитую инфраструктуру, чудовищное российское законодательство, его имплементацию в части экспорта и, грубо говоря, в российскую таможню, на которой все обычно и застревает», - сетует Габуев.
Также неизвестно, на каких условиях будут создаваться заводы в России, продолжает он. В частности, неясно, кто будет строить предприятия и потом работать на них: россияне или китайцы.
Среди множества неизвестных российские власти прояснили только один момент: все проекты в обязательном порядке будут соответствовать российским экологическим нормам. Это условие важнее взаимной заинтересованности, отмечал глава ведомства Александр Галушка. Он считает, что опасаться прихода «грязных» производств не стоит. У экологов на этот счет другое мнение.
«Чистая» работа?
«Китай никогда не отличался экологичными и безопасными производствами», - говорит координатор токсической программы Гринпис Россия Нина Лесихина.
В качестве примера она приводит недавнюю трагедию в Тяньцзине (город в Китае, граничит с провинцией Хэбэй), где в августе прошлого года на химических складах произошли взрывы. В результате погибли более 170 человек, было уничтожено более тысячи автомобилей, произошел выброс высокотоксичных веществ.
В Гринпис считают, что перенос части китайского производства на Дальний Восток может повлечь увеличение экологических рисков не только для региона, но и для всей страны.
«К сожалению, установленные в России экологические требования, с учетом которых планируется переводить китайские предприятия, крайне слабые и, как правило, не соблюдаемые на практике. Последнее время идет активный процесс деградации природоохранного законодательства в интересах бизнеса», - отмечает Лесихина.
Экологи отмечают, что многие опасные химические вещества, которые используются на китайских заводах, в России не подлежат нормированию и, следовательно, контролю. «А значит в случае переноса китайских производств эти вещества вместе со сточными водами и выбросами предприятий продолжат поступать, но уже в наш воздух и наши реки», - добавляет представитель Гринпис Россия.
На форумах и в соцсетях жители Дальнем Востока не только высказывают опасения, что увеличение числа заводов и фабрик навредит природе, но и боятся усиления влияния КНР в регионе. Достаточно вспомнить, какую реакцию вызвали новости о том, что Забайкальский край предложил сдать китайцам в аренду 115 тысяч га земли.
Журналисты, депутаты и общественные деятели высказывали предположения о том, что за арендой последует колонизация Сибири и последующая аннексия региона. В интернете даже начали сбор подписей с просьбой отказаться от предоставления земли в аренду Китаю.
Отношение к деятельности Китая среди жителей Москвы и Дальнего Востока - разные вещи, говорит Габуев. «Там на местах, судя по моим поездкам, не видно реальных угроз и реального уровня местного недовольства по поводу Китая», - отмечает он.

В понедельник, 13 марта, губернатор Приамурья Александр Козлов, другие дальневосточные губернаторы и полпред в ДФО Юрий Трутнев встретились с китайскими инвесторами, которые готовы участвовать в развитии экономики Дальнего Востока и Амурской области. Встреча прошла в Хабаровске,сообщает сайт правительства РФ . Ранее российские экологи выступили против переноса китайских предприятий на Дальний Восток. /сайт/

Китайские инвесторы традиционно заинтересованы в развитии сельского хозяйства. С этой целью они предложили взять в аренду до 100 тысяч га земли в Амурской области, на которой будут выращивать сою.

«По моему мнению, области выгодно, что земля будет использоваться, поскольку её сейчас не возделывают, она заросла кустарниками. И чтобы вернуть её в первоначальное состояние - в пашню - нужны серьёзные вложения», - объяснил зампред амурского правительства Владислав Бакуменко, вместе с амурским губернатором участвовавший во встречах.

Участники совещания также вели речь о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Амурской области, который примерно на 30% будет поставлять бензин в дальневосточные регионы, а на 70% ― в Китай. Обсуждалось и строительство электростанции, часть энергии которой будет экспортироваться в Китай.

На встрече корпорация China Paper Corporation подтвердила готовность инвестировать более $1 млрд в строительство в Амурске (Хабаровский край) целлюлозно-бумажного комбината. Комбинат будет производить несколько видов целлюлозы для различных видов бумаги и картона. Проектная мощность его составит 500 тысяч тонн хвойной целлюлозы в год. Предполагается, что продукция предприятия будет поставляться в Китай.

По данным Минвостокразвития, до конца года в ДФО планируется запустить более 50 новых предприятий с объёмом инвестиций 60 млрд рублей. За счёт этого будет создано около 4 500 новых рабочих мест.

Эксперты ― за перенос заводов

Российские эксперты по Дальнему Востоку поддержали перенос вредных китайских предприятий на Дальний Восток. Речь идёт о переносе предприятий 12 различных отраслей. По их мнению, новые предприятия начнут платить налоги в бюджет, а их продукция пойдёт на экспорт. На китайских предприятиях будут работать россияне, что решит проблему рабочих мест. «Успешные предприятия с привлечением иностранного капитала, на мой взгляд, способны возродить малые города, решить целый ряд социальных проблем», ― цитирует eastrussia.ru слова председателя Законодательного собрания Еврейской автономной области Анатолия Тихомирова.

«Российское экологическое законодательство является одним из самых жёстких в мире. Это страховка, которая утверждена на федеральном законодательном уровне. Всё это понимают китайские партнёры», ― заявил директор департамента Минвостокразвития Рустам Макаров в ответ на претензии экологов. Китайский бизнес получит на Дальнем Востоке налоговые льготы и административные преференции, заявил он.

Против сои и заводов

По поводу загрязнения земли китайцами ранее выступал губернатор Еврейской автономной области РФ Александр Левинталь. Он отметил, что 80% земель области находится в распоряжении китайцев. Они засеивают территорию соей, которая «убивает» землю, после чего почва становится непригодной для использования. Он рекомендовал исключить эти участки из программы по раздаче дальневосточного гектара.

Китайцы при использовании земли не соблюдают никаких нормативов. По данным Россельхознадзора по Республике Хакасия, Алтайского края, Республики Алтай, арендуемые китайцами земли содержат ядохимикаты: мышьяк, нитраты, азот и фтор выше предельной нормы. Использовать такую землю далее нельзя.

Освоение китайцами российских территорий вызывает волнение у местных жителей и экологов. Высокий уровень загрязнения экологии Китая заставил его искать новые площади для производства и добычи сырьевых ресурсов за пределами страны.

«Китай никогда не отличался экологичными и безопасными производствами», ― считает координатор токсической программы «Гринпис Россия» Нина Лесихина.

«К сожалению, установленные в России экологические требования, с учётом которых планируется переводить китайские предприятия, крайне слабые и, как правило, не соблюдаемые на практике. Последнее время идёт активный процесс деградации природоохранного законодательства в интересах бизнеса», ― цитирует ВВС слова Лесихиной.

Эколог отметила, что многие химические вещества, используемые в Китае, в России не подлежат нормированию. Следовательно, они беспрепятственно будут вместе со сточными водами и выбросами поступать в реки и атмосферу России.

К тому же издание «Коммерсантъ. Власть» отмечало, что китайцы согласны инвестировать в Россию только в случае передачи им контроля над финансируемым предприятием, и это вызывает протест российского бизнеса.

За последние два года Россия активно привлекала иностранные инвестиции на Дальний Восток. Их общий объем составил девять миллиардов долларов, из которых 80% — вклад китайской стороны. Об этом сообщил президент России Владимир Путин 7 сентября на встрече лидеров России, Японии, Южной Кореи и Монголии, которая состоялась в рамках Третьего Восточного экономического форума. Три года назад заместитель председателя Правительства РФ Трутнев сказал, что Дальний Восток в будущем станет «российским Шэньчжэнем». В начале этого месяца на саммите БРИКС в Сямэне Китай выступил с инновационным предложением в сфере развития морских ресурсов и морских транспортных путей. Россия, в свою очередь, выразила заинтересованность в сотрудничестве, и российские СМИ впоследствии писали, что дальневосточные порты и аквакультура могут стать основой этого союза. Похоже, обширный и малонаселенный Дальневосточный регион стал частью расцвета российско-китайских отношений.

Как сообщает китайская газета «Цанькао Сяоси», на фоне всемирной экономической глобализации и региональной интеграции важными аспектами в развитии двусторонних отношений России и Китая станут: использование сравнительных преимуществ приграничных регионов (Дальнего Востока и Северо-Востока Китая), стимулирование стратегического развития сотрудничества в этой области, повышение конкурентоспособности. Данные регионы находятся в непосредственной географической близости, и необходимо прилагать усилия для усиления обмена между народами обеих стран, укреплять взаимное доверие и поддерживать дружественные отношения. Общие интересы в таком случае станут движущей силой для содействия экономическому развитию на местном уровне. Это принесет пользу приграничным регионам и создаст внутри них благоприятный социальный климат. Исходя из всего вышесказанного, российское и китайское правительства должны оказывать большое внимание гармоничному развитию регионального сотрудничества.

Значительные результаты российско-китайского приграничного сотрудничества

За последнее десятилетие китайское правительство подготовило ряд стратегических планов государственного значения по возрождению и ускорению развития северо-восточного региона КНР. В контексте дальнейшего продвижения внутренней институциональной реформы и корректировки экономической структуры, становится очевидно, что Китаю следует и дальше трудится на благо российско-китайского сотрудничества. Ключевой упор здесь делается на открытость внешнему миру, стабильное развитие, оптимизацию и модернизацию промышленной структуры, а также введение институциональных инноваций.

В то же время «стабильная» отсталость Дальнего Востока стала препятствием для развития всей российской экономики в целом. Начиная с 2009 года, российское правительство также предлагало серию национальных стратегий по ускорению развития Дальневосточного региона. Основными направлениями развития стали: создание территорий опережающего развития (ТОР), строительство свободных портов, совершенствование инфраструктурных проектов. При этом правительство РФ рассматривает усиление сотрудничества с Китаем как важную движущую силу развития Дальнего Востока.

За последние пять лет в области сотрудничества, созданного на основе общих интересов двух стран, были достигнуты следующие результаты.

Во-первых, наблюдается постоянный рост объема торговли. Коммерческий обмен между российским Дальним Востоком и китайским Северо-Востоком уже стал важной частью российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. В настоящее время Китай уже давно является крупнейшим торговым партнером на Дальнем Востоке, крупнейшим источником импорта и третьим по величине экспортером. С расширением масштабов торговли обмен становится все более разнообразным, а его структура — более оптимизированной. В дополнение к непрерывному росту традиционного торгового ассортимента, доля высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью также увеличивается.

Во-вторых, был создан механизм для различного рода консультаций. Для достижения гармоничного развития соседних регионов правительства двух стран и соответствующие ведомства постепенно создали ряд институтов, чтобы принять дальнейшие меры: усовершенствовать модель и способы ведения торгово-экономического сотрудничества, содействовать росту торговли и понижению торговых барьеров, укрепить пограничное строительство и координировать законы соответствующего законодательства. Кроме этого, созданные институты способствуют обмену опытом в области улучшения экологического состояния трансграничных рек и развития транспортной инфраструктуры.

В-третьих, сотрудничество, привлечение капиталов, совместная разработка региональных ресурсов стали важной частью развития приграничного сотрудничества. В последние годы представители приграничных районов Китая, используя географические преимущества, то есть близость к российскому Дальнему Востоку, открывают новые совместные торгово-промышленные предприятия, такие как фермы, лесоперерабатывающие заводы и другие. Китайская сторона прикладывает усилия для развития строительства в регионе и способствует дальнейшему укреплению научно-технического сотрудничества двух стран. Россия и Китай вместе повышают уровень развития технологий в области сельскохозяйственных культур. Эти технологии уже принесли ощутимые результаты.

© РИА Новости, Евгений Биятов | Перейти в фотобанк Логотип Восточного экономического форума на территории Дальневосточного федерального университета на острове Русский во Владивостоке

В-четвертых, на рынке появилось такое понятие как международный интернет-бизнес. С быстрым развитием электронной коммерции, а также благодаря географической близости в двух приграничных регионах Китая и России стоимость доставки товаров относительно невелика. В последние годы на Дальнем Востоке стало модно заказывать китайскую продукцию в интернете. Это содействовало открытию большего количества складов, совершенствованию логистики в регионе и развитию китайского интернет-бизнеса в целом. Трансграничная электронная коммерция, имеющая огромный потенциал развития, стала новой областью и новой платформой для российско-китайского приграничного сотрудничества.

В-пятых, выполняются планы по совместному российско-китайскому строительству крупной инфраструктуры. После некоторой задержки с российской стороны началось строительство второй половины трансграничного железнодорожного моста Тунцзян — Нижнеленинское. Также спустя 20 лет ведения переговоров было начато строительство автодорожного моста Благовещенск — Хэйхэ. Китай и Россия обсуждают сотрудничество в области строительства автомагистрали «Приморье-1» и «Приморье-2», а также в области реконструкции базовой инфраструктуры для того, чтобы добиться сопряжения проекта «Один пояс, один путь» и проекта развития Дальнего Востока.

КНР и РФ следует поддерживать сотрудничество для улучшения условий ведения бизнес

Конечно, для реализации взаимовыгодного делового сотрудничества сначала необходимо пройти этап становления, изучения и ожидания, тем более, учитывая тот факт, что подходы сторон иногда могут отличаться. Общение между двумя странами не всегда может проходить гладко, но к возникающим проблемам необходимо относится со всей серьезность и решать их совместно.

Правительства двух стран должны укреплять взаимодействие в сфере политики, права, строительства базовой инфраструктуры. Становление российско-китайского рынка все еще находится в процессе, и все еще существуют вопросы в отношении предоставляемых рынком условий. С увеличением объема взаимных инвестиций между двумя странами следует установить более четкий правовой режим для защиты инвестиций, чтобы в дальнейшем снизить риски для инвесторов. Имеются в виду такие положения как: правовая защита строительства технопарков, инвестиций в ключевых областях.

© РИА Новости, Владимир Федоренко | Перейти в фотобанк В морском торговом порту города Корсакова. Сахалинская область

Создание инфраструктуры на сегодняшний день — это не только препятствие на пути развития двух приграничных регионов России и Китая, но и необходимое звено в их будущем взаимодействии. Важным пунктом в деле развития производства и инвестиционного сотрудничества является улучшение ряда инфраструктурных объектов: мостов, железных и автомобильных дорог, водных маршрутов, электросетей и портов.

Налаживать контакты в сельском хозяйстве местные правительства Дальнего Востока и Северо-востока Китая начали довольно давно, но масштабы обмена в этой области были невелики. В дальнейшем стоит перевести сотрудничество на новый уровень и совместно работать над укреплением сотрудничества в сельскохозяйственном производстве.

Порты приграничных регионов двух стран обладают богатыми туристическими ресурсами. Российские и китайские правительства и предприятия должны координировать свои действия друг с другом, полностью использовать потенциал сотрудничества, совершенствовать соответствующие инфраструктурные объекты, улучшать уровень обслуживания и совместно разрабатывать эти ресурсы. Таким образом, развитие экономики трансграничного туризма станет новым направлением в российско-китайском сотрудничестве.

Экологические ресурсы Дальнего Востока России и Северо-востока Китая также богаты, однако недостаточно устойчивы к воздействию вредных факторов. Страны должны создать и улучшить местный механизм сотрудничества в области охраны окружающей среды, содействовать строительству трансграничных природных заповедников и строить трансграничные экологические коридоры.

Условия ведения бизнеса еще не скоро достигнут идеала. Однако если в скором времени существующая бизнес-среда не удовлетворит требования инвесторов, это приведет к снижению интереса к инвестированию в регионы. Инвесторы будут с недоверием относится к предлагаемым проектам, а это в краткосрочной перспективе, и тем более в долгосрочной перспективе, негативно скажется на взаимном доверии и сотрудничестве России и Китая.

Страны достигли консенсуса в отношении инициативы создания сопряжения между Евразийским союзом и проектом «Один пояс, один путь». Благодаря совместным усилиям России и Китая сотрудничество, основанное на создании базовой инфраструктуры и постоянном взаимодействии в сфере промышленности, обязательно принесет пользу народам обеих стран.

Подпишитесь на нас

Из всего объема иностранных инвестиций, привлеченных в ДФО в последние 2,5 года, львиная доля - 85% - приходится на КНР. За 2017 год объем вложений партнеров из Поднебесной в дальневосточную экономику увеличился на треть.

Встреча глав правительств РФ и Китайской Народной Республики в Пекине. На пресс-конференции по итогам этого мероприятия Ли Кэцян отметил, что "в этот раз мы вышли на новые договоренности о сотрудничестве на Дальнем Востоке. Мы собираемся увеличивать китайские капиталовложения в развитие Дальнего Востока, мы готовы импортировать оттуда еще больше российских энергопродуктов". Фото: Сергей Куксин / РГ

Новые условия

Как считает гендиректор Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) Алексей Чекунков, потенциал инвестиций КНР в Дальневосточный округ огромен - десятки миллиардов долларов. О том, что он может и должен быть реализован, говорилось в ходе официального двухдневного визита в КНР премьер-министра России Дмитрия Медведева.

Мы собираемся увеличивать китайские капиталовложения в развитие Дальнего Востока, - пообещал на встрече с главой российского правительства премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

Тесные связи северо-восточных провинций Китая и ДФО сложились давно, но если раньше они носили почти исключительно торговый характер, то сегодня получили совершенно новый импульс благодаря начавшим действовать на Дальнем Востоке России экономическим инструментам - ТОР и СПВ.

В частности, мы отказались на территориях опережающего развития от налога на прибыль, который зачисляется в федеральный бюджет. Там нулевая ставка действует в течение пяти лет. И мы существенным образом уменьшили часть налога, которая идет в региональные бюджеты. Поэтому, естественно, приглашаем в эти территории инвестировать, - объяснил Дмитрий Медведев.

Китайский бизнес сейчас по-новому открывает для себя Дальний Восток. Предприниматели увидели, что те условия, которые создаются Российским государством, работают и благоприятны для развития бизнеса, - считает министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

В помощь резидентам правительство России учредило Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Это ведомство работает с партнерами из разных стран мира, но первое зарубежное представительство было открыто именно в Китае. То есть теперь потенциальный китайский инвестор может получить консультацию прямо в Пекине, Харбине и Шанхае, для этого ему не надо приезжать в Россию.

Результаты предпринятых на высоком уровне усилий уже есть, - и немалые. Китайские партнеры охотно идут в нефтегазовую сферу, развивается сотрудничество в агропромышленной кооперации, высоких технологиях, жилищном строительстве.

О заводах и фермах

Один из самых масштабных российско-китайских проектов - строительство в Амурской области нефтеперерабатывающего завода на территории ТОР "Приамурская". Его инициатором выступает Амурская энергетическая компания (АЭК). Первую очередь комплекса планируется сдать в 2018 году. Вторая заработает в 2020-м, когда будет построен нефтепродуктопровод от села Березовка (РФ) до Хэйхэ (КНР).

Полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев: Проект развития МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Фото: minvr.ru

Основным инвестором проекта (с долей в 90%) выступает частный китайский капитал в лице компании "Мэнлань синхэ", - рассказал "Дыханию Китая" генеральный директор АЭК Александр Гордеев. - Всего в Амурскую область будет привлечено около 120 миллиардов рублей инвестиций.

С 2019-го завод сможет перерабатывать 4 млн тонн нефти и 2 млн тонн нефтегазового конденсата в год. Четыре пятых всей продукции будет следовать в Китай по трубопроводам, проложенным по дну Амура.

Немало новых проектов с участием китайского капитала реализуют и в Приморском крае. Так, инвестор свободного порта Владивосток "Производственная компания "Юбо-Сумотори" организует производство и дистрибуцию грузовиков бренда FAW. Плановый объем производства на старте проекта - до 2 тыс. автомобилей в год. Предприятие "ЭРЗО" создает в Уссурийске мощности по переработке использованных покрышек. "Приморская золоторудная компания" ведет разработку месторождения Золотой в Партизанском районе. Активную деятельность развернула корпорация "Чжундин" с инвестиционным проектом российско-китайской молочной фермы на 1800 коров. Перспективны также и планы компании "Производственный парк развития науки и техники в сельском хозяйстве и животноводстве "Таньюань", которые предполагают строительство животноводческого комплекса крупного рогатого скота в Шкотовском районе. Инвестор - консорциум частных лиц провинции Цзилинь.

В ЕАО резидент ТОР "Амуро-Хинганская" компания "Амурпром" приступила к сооружению завода по глубокой переработке сои в Ленинском районе. Высокотехнологичное предприятие будет производить масло, лецитин, изофлавины и белковые комплексы. Мощность завода - до 300 тыс. тонн соевых бобов в год. Еще один проект этой же компании - глубокая переработка древесины с производительностью более 20 тыс. кубометров леса в год. Завод будет выпускать пиломатериалы, шпон, мебельные щиты и топливные брикеты.

С привлечением инвестиций из Китая создают в Еврейской автономии и гостиничный комплекс бизнес-класса на площадке промышленного парка "Нижнеленинский". В гостинице будет 280 номеров. Кроме того, в планах у предприятия "Логистика" - строительство комплекса приемки, переработки и хранения грузов, следующих из России в КНР и обратно.

В 2017 году было принято решение о запуске в городе Амурске Хабаровского края проекта целлюлозно-бумажного комбината. Китайская сторона планирует инвестировать более 1,5 млрд долларов в строительство объекта мощностью 500 тыс. тонн хвойной целлюлозы в год. Будет создано не менее 500 рабочих мест. Инвестором станет дочерняя структура компании China Paper Corporation. Соответствующий меморандум о взаимопонимании подписали Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и China Paper. Согласно документу, территория строительства комбината будет включена в состав территории опережающего развития "Комсомольск", это позволит инвестору получить значительные налоговые льготы. Как отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, "новое производство станет очередным шагом на пути развития сотрудничества между Россией и КНР. Региональные власти окажут максимальное содействие инвесторам".

Бизнес из Поднебесной открывает и совсем новые для себя территории на Востоке России. В Якутской ТОР "Кангалассы" резиденты с участием китайского капитала вложились в выпуск керамического кирпича. На Камчатке готовы инвестировать более четырех миллиардов рублей в портово-промышленный парк. В его состав предполагается включить несколько функциональных зон: транзитный грузовой терминал, предприятия по переработке и переплавке возобновляемых ресурсов, рыбопромышленный кластер, судоремонтный и судостроительный комплексы, а также ряд других производств.

Дороги

Очень серьезные инвестиции и Россия, и Китай вкладывают сегодня в транспортную инфраструктуру.

С начала 2017 года объем транзитных грузов, который идет из КНР через юг Дальнего Востока, увеличился в четыре раза. А объем взаимной торговли вырос на 33%. Стимулировать товарооборот и грузопоток призвано создание "мостов дружбы". Один из них - железнодорожный (Нижнеленинское (ЕАО, РФ) - Тунцзян (КНР), он будет запущен в первом полугодии наступившего года. Также идет сооружение автомобильного моста Благовещенск (Амурская область, РФ) - Хэйхэ (КНР).

Недавно стало известно, что между Харбином и Владивостоком может появиться высокоскоростная железная дорога. Ее строительство, инициатива которого последовала от китайских партнеров, обсудил глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка с генеральным директором China Railway Dongfang Group - Цай Цзэминем.

Магистраль Харбин - Владивосток - это более 380 км путей и 12 станций. Прокладка линии от Муданцзяна до Харбина уже идет. Планируется, что скорость движения по ней составит 250 км в час. Стоимость проекта - до 19 млрд долларов США.

Китайский бизнес сейчас по-новому открывает для себя Дальний Восток, - считает министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Фото: minvr.ru

Изначально задумывалась пассажирская линия. Но после оценки экономики проекта было решено ориентироваться на смешанный поток, с учетом перевозки грузов, - отметил Цай Цзэминь.

Еще одна важная тема - международные транспортные коридоры (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2".

Считаю актуальным взаимодействие с китайским бизнесом по строительству дороги Раздольное - Хасан - Зарубино, входящей в МТК "Приморье-2" и соединяющей северо-восточные провинции Китая с портами края. Кроме того, нам необходима окружная дорога во Владивостоке с мостами на острова Русский и Елена, что требует серьезных финансовых вложений, - перечислил исполняющий обязанности губернатора Приморского края Андрей Тарасенко.

Участвовать в данных проектах собирается China Communications Construction Company. Эта китайская национальная корпорация уже неоднократно подчеркивала свою заинтересованность работы в крае, в том числе при строительстве дорог транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2".

Проект развития МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Его поддерживают руководители наших стран. Проект принесет пользу нашим государствам. Это может быть ярким примером по сопряжению Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути. Мы со своей стороны заинтересованы, чтобы проект состоялся, а его реализация началась в ближайшее время, - подчеркнул вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.