Для того чтобы изготовить детские музыкальные инструменты, нужно обладать смелостью. Ведь если такие предметы попадут в детские руки, то они станут источником звука, далеким от гармонии. Однако ни один родитель не усомнится в том, что такие игрушки очень полезны для развития чувства ритма и слуха. Не говоря уже о радости, которую принесет ребенку домашний оркестр.
Если вы решили изготовить музыкальные инструменты своими руками, то следует начать с простого. В качестве такого выступит «шум дождя», который еще называется «посохом дождя». Этот перкуссионный инструмент в свое время изготавливался латиноамериканцами из стеблей кактуса, первоначально хорошо прослушивающихся. Использовался инструмент в шаманских ритуалах, которые были направлены на то, чтобы вызвать дождь.
Такие музыкальные инструменты своими руками выполнить довольно просто, в итоге удастся получать звук, который напоминает шум дождя. Для проведения работ следует подготовить:
Можно вместо трубы от фольги использовать трубу от бумаги для выпечки. В качестве крупы отлично подойдет рис или пшено. Для декорирования инструмента можно использовать не только цветной скотч, но и другие материалы.
Музыкальные инструменты своими руками довольно часто изготавливают любящие родители. В качестве одного из первых обычно выступает «шум дождя», так как изготовить его довольно просто. В трубке из-под фольги следует сделать отверстия с помощью шила, расположив их по спирали. Чем большее количество отверстий удастся сделать, тем больше звук инструмента будет напоминать шум дождя.
В отверстия вставляются зубочистки, которые можно закрепить капельками клея. Кусачками или ножницами довольно просто можно отрезать лишние концы зубочисток. Один конец трубки следует закрыть картонной окружностью, а после зафиксировать конструкцию скотчем.
Музыкальный инструмент своими руками из подручных материалов выполнить очень легко, для этого в трубку насыпается несколько ложек крупы, только после можно закрыть которой конец ладонью, чтобы проверить звук. Можно поэкспериментировать, какой звук - гречки, риса и пшена - вам понравится больше. Количество крупы следует определить опытным путем, оно будет зависеть от размеров трубы.
Взамен крупы можно использовать мелкие бусины и бисер. Как только подходящий звук удастся найти, второй конец трубки нужно закрыть картонной окружностью и закрепить скотчем. Когда изготавливаются такие музыкальные инструменты своими руками, на заключительном этапе важно их красиво украсить. Эти работы выполняются по желанию. Можно наклеить аппликацию, сделать декупаж или задекорировать концы шнурами и лентами, обвязав крючком. Одним из самых практичных вариантов станет цветной скотч.
Музыкальные инструменты для детей своими руками в виде барабанов можно выполнить из баночек для майонеза. Их украшают цветными картинками. По бокам следует сделать отверстия для продевания веревки. В качестве барабанных палочек можно использовать любые, выполненные из пластика или древесины. Последние следует изготовить самостоятельно, если мужчины в доме имеют навыки работы с древесиной.
Для выполнения бубнов можно использовать сухие банки из-под консервов. По бокам в них проделываются отверстия, вставляются бубенчики, которые можно приобрести в отделах швейной фурнитуры, а после изделие украшается методом декупажа или аппликации. Если вам понадобились музыкальные инструменты, своими руками для детского сада их вполне можно изготовить. Самыми распространёнными являются погремушки. Для них подойдут пластиковые или металлические бутылки из-под кофе, йогурта, кетчупа или других продуктов. Наполнением может стать любая крупа, бисер, а также пуговки разных размеров.
Дудочка может быть изготовлена из материалов, которые вы сможете отыскать, отдыхая на природе. Для этого подойдет тростник, камыш, а также береста. Можно использовать любые другие трубчатые растения, плотные листья или кору. Трубочку следует оставить до высыхания, затем в ней с помощью ножа проделывается площадка и вырезается небольшой прямоугольник.
Из бересты нужно будет вырезать прямоугольник, сделав один его конец тоньше. После его укрепляют с помощью скотча к трубке и немного отгибают. Если есть желание, то можно проделать еще несколько отверстий. Этот вариант не является единственным, который можно использовать для изготовления дудки. Для этого отлично подойдет коктейльная трубочка.
В роли основы может использоваться та, что имеет гармошку. Меньшую часть следует расплющить, а затем ножницами отрезать кусочки верхней части. В итоге должен получиться угол. Он не должен быть слишком маленьким или большим, в противном случае дудочка не зазвучит.
Музыкальные инструменты своими руками для детского сада изготавливают сегодня многие родители. Это могут быть кастаньеты, для которых понадобятся монеты. Для этого испанского инструмента нужно вырезать прямоугольник из картона в количестве 4 штук, размеры каждого будут равны 6х14 см. Два прямоугольника должны иметь размеры, равные 6х3,5 см.
Такой шумовой музыкальный инструмент своими руками изготавливается еще и с использованием клея и четырех крупных монет. Большие прямоугольники нужно сложить пополам и склеить попарно. Из маленьких полосок следует склеить кольцо для большого пальца. Внутри прямоугольника для каждой противоположной стороны нужно приклеить по монете, отступив от края 1 см. Когда картонные кастаньеты будут складываться, монеты должны соприкасаться, создавая своеобразный звук.
Изготовить другую модель детского барабана можно с помощью:
От шарика необходимо отрезать горлышко и натянуть его на горшок. Отверстие на дне горшка закрывается пластилином. На этом можно считать, что барабан готов. Останется лишь изготовить палочки. Для них отлично подойдут палочки для суши, на конец каждой из них следует укрепить шарик из пластилина, который предварительно замораживается. От воздушного шара отрезается нижняя часть, которую следует натянуть на пластилиновый шар. Резинка от верхней части шарика стягивает эту конструкцию.
Получить очень необычные звуки можно, если сделать музыкальный инструмент своими руками. Им может стать музыкальная рогатка. Для этого подбирается ветка дерева соответствующей формы, которую необходимо хорошо отшлифовать. Для безопасности и продолжительного срока эксплуатации можно покрыть ее лаком. В двух противоположных концах рогатки просверливают отверстия, между которыми будет натягиваться нитка с закрепленными на ней элементами, позаимствованными из старой детской погремушки. Такие можно приобрести и в магазине фурнитуры.
Из скорлупы от орехов можно изготовить трещотку. Для этого подготавливаются две деревянные или пластиковые палочки, между которыми в несколько рядов натягивается прочная нить. Предварительно на неё следует надеть скорлупу от фисташковых орехов, которые укрепляются узелками.
Сделать музыкальный инструмент своими руками с необычными звуками можно еще и из маленькой бутылки из-под воды. Внутрь нее укладываются высохшие тонкие ветки и крупа, в качестве которой может выступить рис. В итоге удается добиться многогранности звука. Если такую бутылку оформить, то ее можно превратить в настоящие маракасы. Для этого же можно использовать емкости от киндер-сюрпризов, которые предварительно наполняются крупой или другими мелкими предметами.
Изготавливая детские музыкальные инструменты своими руками, можно выполнить звенящие браслеты. Для этого в магазине фурнитуры приобретаются металлические бубенчики, которые следует пришить к предварительно выполненному тканевому браслету. На руке он будет держаться с помощью липучек.
Одним из самых простых решений является палка-шумелка. Для этого следует подготовить деревянную заготовку, на которой нужно зафиксировать веревки с зафиксированными на их концах крышками от пластиковых бутылок. Дополнительно можно использовать те же бубенчики.
Музыкальные инструменты своими руками для сада вы тоже можете выполнить. Для этого вполне подойдут крышки от пластиковых банок, которые укрепляются клеем на полоску гофрированного картона, сложенного в конце пополам. Для получения звука крышки необходимо совместить друг с другом, что позволит получить ударный шум.
Детское музицирование открывает ребёнку волшебный мир музыкальных звуков, помогает окунуться в мелодичную красоту звучания инструментов, пробудить творческую инициативу. В малыше важно развивать всё ценное, чем так щедро одарила его природа, создавая благоприятную среду для формирования музыкальной культуры, основываясь на врождённых способностях ребёнка, раскрывая и совершенствуя заложенные в нём наклонности и задатки.
Эстетическое удовольствие, получаемое от игры на разнообразных инструментах, сопутствующие творческие и подвижные игры способствуют расширению набора музыкальных впечатлений, личностному развитию ребёнка, стимулируют творческую активность, развивают мышление, внимание, память и волевые качества. Именно поэтому так важно работу по музыкальному воспитанию проводить систематично и целенаправленно, внимательно изучая методы и приёмы обучения.
На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.
И. С. Бах
Цели: развитие музыкальных и творческих способностей, воспитание любви к музыке и художественного вкуса.
Общие приёмы обучения:
Занятие музыкой предполагает грамотное чередование фронтального, группового, индивидуального формата работы педагога с детьми. Такой подход позволяет детям глубже познакомиться с выразительными возможностями каждого инструмента, стимулирует интерес к музицированию, творческой импровизации, пробуждает вдохновение к сочинительству.
Каждый возрастной период обладает своими особенностями и требует своего педагогического подхода. Отличаются также и методические рекомендации.
Игровые приёмы: знакомство детей с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки, барабаны, кубики), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, позволяющие добиваться то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового, и дарит свои открытия. Так создаётся атмосфера непринуждённого радостного удивления и наслаждения от общения с музыкой. На следующем занятии общение с лесным другом продолжается, косолапый мишка предлагает потанцевать с ним под звуки бубна. Малыши с удовольствием будут подражать полюбившемуся герою, передвигаясь медленным шагом с ноги на ногу, ковыляя вперевалочку и стараясь соблюдать ритмический рисунок танцевальных движений. В игровых забавах дети также учатся:
Малыши четвёртого года жизни дополнительно знакомятся с музыкальным молоточком и металлофоном, с радостью принимают участие в ритмических играх с инструментами. Например, малышам предлагают передать ускоряющийся или замедляющийся звук стука колёс движущегося поезда или цоканье копыт бегущей лошади. В игровых дидактических заданиях дети этого возраста без особых затруднений могут:
Дети среднего дошкольного возраста осваивают искусство игры на металлофоне
Дети этого возраста осваивают искусство игры на металлофоне. Этот инструмент помогает развить музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память. Педагог уделяет большое внимание показу и синхронному объяснению правильного положения корпуса, движений рук. Первичное знакомство с техникой игры на металлофоне происходит на занятии, а тренировка и закрепление навыков продолжается во время индивидуального общения с детьми - например, когда ребёнка просят изобразить ритмический рисунок собственного имени с одновременным голосовым сопровождением. Для верного изображения ритма воспитатель предлагает сначала прохлопать, а затем воспроизвести ритмический рисунок на бубне или музыкальных молоточках. Большое значение приобретают воспроизведение мелодической линии, соблюдение темпа, слаженность движений.
Игра на струнно-щипковых инструментах к тому же развивает мелкую моторику
Дети знакомятся с новыми и довольно сложными струнно-щипковыми (арфа, цитра, гусли) и клавишными (аккордеон, баян) инструментами. Освоение умения игры на цитре проводится в индивидуальной форме. Важнейшее значение приобретают дидактические игры музыкальной направленности, пробуждающие детскую фантазию и воображение и развивающие сенсорные способности. Во втором полугодии дети приступают к освоению музыкальной грамоты. Изучение нотного стана и названия нот проходит с помощью игровых ситуаций, вызывающих живой эмоциональный отклик и познавательный интерес; активно используются стихотворения, песенки, сказочные сюжеты.
Приёмы игры:
Структура занятия:
Интерес к музицированию помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе:
Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей.
Тема занятия | Содержание вводной части |
«Путешествие с Емелей в музыкальную сказочную страну» | Под звуки русской народной плясовой мелодии появляется Емеля. Емеля: Здравствуйте, ребята, я очень люблю на своей печке путешествовать по миру, предлагаю вам составить мне компанию и отправиться в далёкое путешествие! Воспитатель: Емеля, мы с удовольствием принимаем твоё приглашение, но сначала отгадай нашу загадку (читает загадку о ложке). Емеля: Это же ложка, ух ты, как это я сам не догадался? Верно, перед дальним волшебным путешествием не мешало бы основательно подкрепиться, а есть я люблю! Воспитатель: Емеля, это не просто ложка, а народный музыкальный инструмент. Емеля: Это как? По чайникам да кувшинам? Воспитатель: Нет, конечно, исполнитель ударяет ложку об ложку, вот так. Емеля: Это всё очень интересно, но какое это имеет отношение к нашим планам? Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашему гостю подсказку. (Дети исполняют народную мелодию на ложках) Емеля: Я понял, нас ожидает путешествие в удивительную страну русских народных инструментов! |
«Город музыкальных мастеров» | Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебное путешествие, малыши рассматривают карту сказочного королевства, находят на ней изображение музыкального ключа, который символизирует город мастеров музыкальных инструментов. Взмах волшебной палочки переносит детей в сказочную реальность. Воображение помогает представить город, в котором много красивых домов, но площадь города пуста, город безлюдный, будто заколдован. Нужно разгадать загадки, выполнить упражнения и догадаться, мастерами каких инструментов (ложки, бубен, погремушка и т. д.) являются жители. Затем исполнить мелодию, станцевать, спеть, тогда город оживёт, наполнится весёлым смехом, звучанием музыкальных инструментов, песнями и танцами. |
«В гости скрипку позовём» | На занятие приглашается учитель детской музыкальной школы по классу скрипки. В исполнении профессионального музыканта звучит пьеса, которая открывает знакомство с удивительно красивым инструментом. Рассказ учителя музыки сопровождается показом настоящего инструмента: «Посмотрите, какой у корпуса скрипки гибкий стан, тонкая, изящная талия. Часть инструмента, которая заканчивается завитком, называется гриф, на него натянуты струны, от соприкосновения со струнами получается звук. Красивое протяжное звучание скрипки зависит от смычка. Прикоснитесь к смычку, и вы убедитесь, что на трость натянут настоящий тончайший конский волос. Теперь зацепите струну пальцами и услышите глухой, короткий звук. Только смычок помогает скрипке по-настоящему запеть протяжным и нежным голосом. Попробуйте провести смычком по струне, слышите, скрипка будто заговорила». |
«Страна музыкальных инструментов» | Педагог рассказывает детям, что в распахнутое окно влетела ласточка и принесла письмо. Текст письма: «Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите слушать музыку, петь и танцевать. Королева нашей Страны музыкальных инструментов приглашает вас в гости. Девочка Флейточка». Дети решают принять приглашение и собираются отправиться в путь, но тут в комнату вбегает Буратино, поёт песенку и при этом сильно фальшивит. Воспитатель предлагает детям взять с собой Буратино, чтобы он научился петь и познакомился с музыкальными инструментами. Дети двигаются под музыку, отстукивая ритм с помощью погремушек. |
Темы для развивающей беседы:
Можно также использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дополняя текст записями соответствующего инструмента и картинками:
В мире природы музыка звучит повсюду
Ударные инструменты - самая громкая, шумная, команда инструментов
Семья духовых инструментов (медные) возглавляет парадные шествия, желанный участник торжественных событий
Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев
Варианты игровых упражнений и заданий для малышей двух-четырёх лет:
Осенью бельчата бегали по лесным тропинкам, старательно собирая грибы и орешки на зиму (побарабанить пальчиками). Но вот на землю стали тихо опускаться пушистые белые снежинки (металлофон), постепенно они укутали озябшую землю красивым белоснежным покрывалом, на котором стали заметны следы шустрых бельчат (треугольник). В своих уютных и тёплых домиках на деревьях бельчата грызли орешки (ложки). Тепло их домиков хранил коврик из сухих листьев (шуршим шумовыми инструментами). А снаружи было холодно, дул ледяной ветер (флейта).
На солнечную полянку прибежали погреться лесные животные - звучит разнохарактерная музыка, передающая образы животных: медленно переваливающегося медведя, быстро прыгающего зайчика, осторожно крадущейся лисички. Малышам нужно догадаться, кто есть кто и показать в движении и звуке.
Малышам нужно изобразить образ животного в движении и звуке
Дети внимательно слушают музыку, изображающую шум дождя. Малышам нужно отстучать хлопками дождик, передать на музыкальном инструменте плавные движения ласковых солнечных лучиков. Дети самостоятельно выбирают подходящий инструмент, придумывают танцевальные движения.
Игра на распознавание характера мелодии.
Картинки лежат на столе. Дети прослушивают фонограмму, по очереди определяют характер музыки, выбирают соответствующий цветок и показывают.
У каждого малыша один цветок, если звучит мелодия, совпадающая по настроению с выражением лица его цветка, то ребёнок поднимает свою карточку.
Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния
Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния:
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут уже справиться с задачами посложнее.
Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках. Дидактический материал: картинки с графическим изображением ритмического рисунка.
Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках
Детям предлагается прохлопать, воспроизвести на инструментах, показать с помощью голоса или пластики движений музыкальный рисунок, изображённый на карточке.
Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма. Педагог прохлопывает мелодии разных жанров (полька, вальс, марш) с акцентом на сильной доле, демонстрируя соответствующую карточку.
Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма
Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа. Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют темп (быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный) и выбирают картинку с изображением животного, характер и темперамент которого соответствует музыкальному темпу.
Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа
Звучат музыкальные фрагменты в исполнении музыкального инструмента, дети распознают его по звуку и указывают на соответствующую карточку.
Дети распознают инструмент по его звуку и указывают на соответствующую карточку
Игра расширяет музыкальный кругозор, развивает память и внимание. Дети должны узнать песенку, вспомнить название, подобрать картинку, изображающую эпизод из популярного мультфильма. По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку.
По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку
Игра тренирует способности звуковысотного слуха. В ней используются две группы карточек:
Ребёнок выбирает инструмент и исполняет мелодию восходящую, нисходящую или на одном звуке: вверх с первой по пятую, вниз с пятой по первую, на одной линейке.
Игра закрепляет знания об ударных, струнных, духовых и клавишных инструментах. Ребёнку предлагается лист с изображениями 4 музыкальных инструментов, где три относятся к одному типу, а четвёртый нет. Картинку, которая выпадает из логического ряда, ребёнок закрывает карточкой.
Скрипка не относится к группе клавишных
Для игры потребуется кубик большого размера, его можно изготовить из упаковочной коробки или из элемента модульного конструктора, на грани кубика приклеиваются изображения детских музыкальных инструментов. Кубик должен быть лёгким, привлекательным. Игроки под музыкальное сопровождение перебрасывают его по кругу, музыка останавливается, дети прекращают играть. Ребёнок, у которого в руках оказался кубик, называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию, повторяя ритмический рисунок за педагогом.
Ребёнок называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию
Предметы для игры: пятиступенчатая лесенка из элементов строительного конструктора, игрушки, детские музыкальные инструменты. Первый игрок наигрывает мелодию, второй игрок определяет направление звукового движения и перемещает игрушку на верхнюю ступеньку, нижнюю или оставляет на прежней ступеньке.
Игрок определяет направление звукового движения мелодии и перемещает игрушку по ступенькам
Загадка | Ответ |
Вот клавиши, как на рояле, Но чтобы они заиграли, Чтобы песня была неплоха, Растягивать надо меха. | Аккордеон |
Три струны, играет звонко Инструмент тот - «треуголка». Поскорее узнавай-ка, Что же это? | Балалайка |
Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… | Барабан |
У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поёт - Если в руки попадёт. Сорок пуговиц на нём С перламутровым огнём. Весельчак, а не буян Голосистый наш… | Баян |
Звенит струна, поёт она, И песня всем её слышна. Шесть струн играют что угодно, А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовём… | Гитарой |
В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт-заливается. Как называется? | Дудочка |
Инструмент музыкальный, Он духовой, С тростью он одинарной, Красивый такой. И изящней его, Видно, в музыке нет. Всем понятно, о чём я? Это… | Кларнет |
За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких… | Ложках |
Он похож на погремушку, Только это не игрушка! | Маракас |
Очень музыку любили Две сестры, Наташа с Ниной, И поэтому купили Им большое… | Пианино |
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека, поёт про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, его играет… | Скрипка |
Сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их не пустяк, не безделка, В музыке тоже бывают… | Тарелки |
На концерте выступала Наша милая Татьяна, Как звезда, она играла Целый час на… | Фортепьяно |
Творческий проект по знакомству с музыкальными инструментами - комбинированный и расширенный вариант реализации познавательно-творческой деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (музыкальное развитие, художественная литература, рисование, аппликация, изготовление детских музыкальных инструментов, концертные выступления и т. д.), имеющих общую тему.
Виды проектов:
Алгоритм разработки проекта:
Направления и формы реализации:
Название | Русские чудо-инструменты |
Характеристика | Долгосрочный проект в подготовительной группе |
Цели | Создать условия для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения русских народных инструментов, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре. |
Задачи |
|
Участники |
|
Содержание | Этапы осуществления проекта:
|
Название | Русские народные музыкальные инструменты, автор Е. А. Глушко |
Характеристика | Краткосрочный проект в старшей группе |
Цели | Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующим их музыкальному и общекультурному развитию. |
Задачи |
|
Участники |
|
Содержание | Этапы осуществления проекта:
|
Такие поделки легко и просто изготавливать вместе с детьми.
Материалы и инструменты:
Для шумовых музыкальных инструментов нужны ёмкости, наполнитель и бумага для обклейки
Пошаговая инструкция:
Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока
Нарезать из гофрированной бумаги полоски двух цветов шириной 8 и 10 см
Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета
Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом
Обклеить основную часть корпуса бутылки, начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко
На бумаге формата А-4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон)
Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков
Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям
Разрисовать две заготовки фломастерами или цветными карандашами
Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать крупу в бутылки
Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку
Музыкальные игрушки готовы
Инструкция:
Домашняя музыкальная мастерская, развивающие упражнения с самодельными музыкальными инструментами. Познавательное видео для детей.
Из этой статьи Вы узнаете:
— как дома вместе с детьми сделать музыкальные инструменты — пищик, маракас, шум дождя, музыкальные стаканчики, поющую гребенку, китайский барабанчик,
— развивающие игры для детей с музыкальными самодельными инструментами,
— немного истории: как люди придумали музыкальные инструменты и какие они бывают, что такое ритм, что такое шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Маракас — это самый простой для изготовления дома вместе с детьми музыкальный инструмент. Его можно сделать своими руками даже с малышами!
Как сделать маракас своими руками:
Шаг 1. Берем банки с крышками (жестяные и пластиковые, если есть — то подойдут и деревянные, берестяные и глиняные сосуды с крышками). Затем наполняем их разными наполнителями: пшено, гречка, чечевица, горох, фасоль, бусины. Заполняем разные банки на разную высоту (на 1/4 объема, на 1/2 объема, на 2/3 объема)
Шаг 2. Закрываем плотно крышку. Пробуем звучание получившейся заготовки маракаса вместе с детьми. Пробуем добавить наполнитель или, наоборот, его убрать для получения нужного звука.
Шаг 3. Когда нужный звук получен, плотно закрываем крышку. При необходимости можно ее дополнлительно приклеить клеевым пистолетом. Обклеиваем инструмент цветной бумагой (малыш может помочь Вам нарезать полоски для украшения или выбрать тесьму). Декорируем маракас как захочется вместе с ребенком.
Маракас готов!
Идеи из опыта:
Идея 1. Не делайте всё сами. Пусть малыш участвует в изготовлении маракаса — насыпает в него зерно, перекладывает по одной штучке в банку крупные бусины или фасолины. При перекладывании захватываем бусинки, горошинки или фасолины пинцетным захватом (указательным и большим пальчиками как «пинцетом»). Покажите ребенку, как это делается.
Идея 2. Поэкспериментируйте с разным количеством наполнителя. Какой звук будет, если бросить только десять фасолин или полбанки фасолин? Или почти целую банку фасолин? Попробуйте, как меняется звук инструмента в зависимости от материала банки. Выбирайте то, что понравится Вашему ребенку. И как только звук Вас удовлетворит — заклеивайте крышку уже навсегда.
Идея 3. Интереснее, если мы по -разному декорируем разные баночки. Это может быть и тесьма, и наклейки, и аппликация из бумаги, и узоры, нарисованные гуашью и потом покрытые сверху лаком для прочности.
Несколько лет назад я услышала виртуозное исполнение на бокалах классики — музыкант играл «Рондо». Это было потрясающе! Ну а мы с малышами можем сыграть более простые мелодии, а главное — вдоволь поэкспериментировать с водой и насладиться звуками!
Как сделать музыкальные стаканчики (бокалы):
Шаг 1. Берем 5 и более стеклянных баночек или стаканчиков или бокалов (подойдет набор бокалов) и наливаем в них воду до разного уровня.
Шаг 2. Берем ложечку или палочку или молоточек (пластмассовый или деревянный) и ударяем по бокалам. Получится звук — у каждого бокала свой звук.
Идеи из опыта:
Идея 1. Если Вы возьмете одинаковые сосуды (набор стаканчиков) и нальете в них разное количество воды, то звуки будут разные по высоте:
— самый высокий звук будет у пустого стакана,
— самый низкий звук будет у наполненного водой стакана.
Если стаканы будут разные, то ниже будет звук у того, в который Вы налили больше воды.
Если Вы поэкспериментируете с количеством воды — то можете выстроить настоящий инструмент и сыграть на нем мелодию. Попробуйте поэкспериментировать с ребенком и поиграть с водой и стаканами.
Идея 2. Очень интересный и удивительный факт — если Вы решите прерваться на прогулку или дневной сон и снова вернетесь к стаканам позже — то может так случиться, что звук может пропасть. Не волнуйтесь. Чтобы он появился — нужно просто перемешать воду в наших музыкальных сосудах или налить ее снова.
Это самодельный музыкальный инструмент, который я знаю с детства. Меня ему научили в нашем дворе. И мы дружно на нем играли.
Сделать такой музыкальный инструмент — гребенку очень просто:
Шаг 1. Берем гребенку (расческу с крупными зубцами на ручке). Отрезаем полосу кальки. Полоса должна быть немного больше гребенки по размеру.
Шаг 2. Прикладываем кальку к одной стороне гребенки и подносим ко рту.
Шаг 3. Поем, приложив рот к кальке. Именно поём — тянем слова! Калька начнет вибрировать, и Вы не узнаете свой голос:). Детям очень нравится! Калька будет щекотать губы. Такой голос очень хорош для озвучивания придуманных ребенком сказок и домашних мультфильмов.
Как сделать шум дождя:
Шаг 1. Готовим инструменты и материалы:
— картонный длинный узкий цилиндр (например, из-под фольги).
— упаковка зубочисток,
— кусачки или острые ножницы,
— клей (клеевой пистолет), бумага и ножницы для декорирования готового инструмента.
Иногда делают этот инструмент из борщевика, но это очень опасно, тем более для детей. Ведь борщевик — это ядовитое растение!
Шаг 2. Берем шило и трубку из-под фольги и протыкаем недалеко от края картонного рулона шилом одно отверстие. Вставляем в это отверстие зубочистку до упора в противоположную стенку цилиндра.
Шаг 3. Отступаем 1-2 см и делаем новое отверстие и втыкаем также в него зубочистку. Далее делаем отверстия по спирали нашего цилиндра. Спираль проходит внутри всего цилиндра и составляет преграды в нем, через которые будет сыпаться крупа, издавая шумящий звук. Получается, что как будто внутри нашего цилиндра — винтовая лестница из зубочисток.
Шаг 4. Вот и готова спираль внутри картонного рулончика. Берем кусачки или острые ножницы и отрезаем лишние концы зубочистов с поверхности цилиндра.
Шаг 5. Заклеиваем один конец нашего цилиндра — трубки. Ждем, когда клей высохнет.
Шаг 6. Ставим трубку заклеенным дном вниз. И засыпаем в нее крупу. Слушаем звук. Закрываем открытый конец ладонью (чтобы крупа не высыпалась) и переворачиваем инструмент очень постепенно дном вверх. Слушаем звук.
Звук будет зависеть от наполнителя — попробуйте разные наполнители. Если это гречка — то звук более отрывистый, если семена льна — то звук более «сплошной». Найдите тот звук который понравится Вам и детям и Вас устроит.
Шаг 7. Теперь можно заклеивать и второе отверстие в нашей трубе — основе.
Шаг 8. Декорируем наш шум дождя. Можно обклеить бумагой, тканью, шнуром, раскрасить гуашью и сверху покрыть лаком.
Как играть на шуме дождя:
Играем на шуме дождя как на шумовом инструменте, а не как на ударном. То есть не надо ритмично его трясти или ударять. Нужно очень медленно и постепенно, никуда не спеша, очень аккуратно и постепенно переворачивать инструмент то одним концом, то другим концом вверх. Именно медленно и постепенно!
Есть еще другой — более простой способ изготовления шума дождя из рулона фольги. Но — звук получается не совсем шумовой. Скорее получается ударный инструмент. Как сделать такой шум дождя Вы найдете в этом видео:
Как сделать гусельки своими руками с детьми:
Шаг 1. Готовим материалы:
— канцелярские резинки (5 — 7 штук). Это будут струны.
— пустой пакет из-под сока (объем — от литра до двух литров, не менее).
— две круглые палочки или веточки или круглые карандаши. Длина равна ширине пакета или более. Это будут порожки.
Шаг 2. Натягиваем резинки на пакет сока по его длине так, чтобы они шли параллельно друг другу на равном расстоянии друг от друга. Это будут струны гуселек.
Шаг 3. Под струны кладем наши две круглые палочки чтобы струны не касались коробки сока и поднялись вверх. Одна палочка — с одной стороны пакета перпендикулярно струнам, другая — с другой стороны пакета перпендикулярно струнам.
Шаг 4. Инструмент готов! Играем! Можно защипывать струну, можно проводить пальчиком по нескольким струнам.
Советы из опыта:
Идея 1. Попробуйте поэкспериментировать с резинками разной толщины. Пусть ребенок убедится, что чем толще резинка, тем ниже ее звук.
Идея 2. Меняйте угол между порожками и их расположение на основе — пакете сока. Тогда у Вас получатся струны разной длины — от короткой до самой длинной. И они будут издавать разные звуки. Более короткая струна даст более высокий звук.
Идея 3. Попробуйте использовать другую основу — обувную коробку, жестяную, пластиковую. Послушайте звуки, которые получаются. Подберите вместе с ребенком ту основу и ту толщину «струн» — резинок, которая больше всего понравится Вашим детям.
Вы делали в детстве пищалки из стручков? Мы делали и очень любили получать разные звуки с помощью таких самодельных пищалок! Вот как это делается:
Шаг 1. Берем стручок акации. Отрываем хвостик.
Шаг 2. Открываем стручок аккуратно и вынимаем зерна.
Шаг 3. Пробуем играть.
Нашла краткое видео -демонстрацию этого способа игры на стручке акации в ютуб — делюсь:
Эти видео точно вдохновят Вас и Ваших малышей на интересные музыкальные затеи с детьми! Это записи детской телепередачи «Шишкина школа» моего любимого телеканала «Радость моя».
Из этого видео для малышей Вы узнаете:
— как сделать маракас из банки?
— как люди придумали ударные инструменты?
— из чего можно сделать маракас?
— какие бывают барабаны?
— играем на ударных инструментах вместе с детьми
Это видео познакомит малышей с понятием «ритм» и подскажет Вам, как можно поиграть с детьми в ритмические игры.
Из этого видео Ваши дети узнают о шумовых музыкальных инструментах и как использовать ударные инструменты как шумовые. И устроят самый настоящий оркестр с шумовыми и ударными инструментами (маракас, трещотка, кастаньеты).
Вариант 1. Ритмично аккомпанировать любой мелодии или устроить шумовой оркестр.
Вариант 2. Музыкальная зарисовка. Сопровождать шумовыми звуками рассказ или сказку (скачет конь — это кастаньеты, идет дождь — это шум дождя, гром — барабан, пустыня и шуршит песок — маракас, весенняя капель или пошел дождь — музыкальные бокальчики или стаканчики и т.д.), историю, явление природы, событие. Так можно импровизировать с текстами многих сказок и стихов. Вы читаете текст сказки и показываете на определенный инструмент. Ребенок придумывает, как этим инструментом передать данное событие или слово.
Если Вы играете с группой детей, то можно заранее раздать им разные инструменты. И глазами показывать, какой инструмент сейчас вступает в сказку. Тогда игра будет полезна еще и для развития коммуникативных способностей детей.
Вариант 3. Песня по куплетам. В каждом новом куплете песни вступает новая группа инструментов.
Вариант 4.
Песня с оркестром.
В первом куплете играет один инструмент, во втором к нему присоединяется второй инструмент (звучат оба инструмента), в третьем — третий инструмент и так пока не получится полный оркестр (все наши музыкальные инструменты играют).
Лучше всего подойдут для таких музыкальных импровизаций песни народов мира.
Вариант 5. Диалог без слов. Попробуйте поговорить друг с другом звуками инструментов. Передайте радость, грусть, огорчение, удивление и другие состояния, а также разные события с помощью звуков музыкальных самодельных инструментов. Меняйте ритм, громкость звучания инструментов.
Вариант 6. Игра в эхо. Нужно повторить ритм за ведущим на своем инструменте. Игра полезна в том числе и для развития слухового внимания и речи малышей.
Вариант 7. Игра в кругу «Внимание». Все сидят в кругу на полянке или на стульях в комнате. Ведущий задает ритм и все игроки его повторяют на своих инструментах. Потом внезапно ведущий изменяет ритм — нужно это заменить и подстроиться под ведущего. Другой вариант этой игры — ведущий меняет громкость звучания.
Вариант 8. Сказка с инструментами. Детям раздаются музыкальные инструменты. Можно одному ребенку давать 2- 3 инструмента. Договоритесь заранее, что будет в сказке обозначать каждый инструмент. Например, шум дождя — слово «дождь», удары ложек — шаги и т.д. Вы импровизируете — рассказываете небольшую историю, в которой встречаются эти слова. Как только игрок услышал «свое» слово — он должен вступить в текст Вашей истории звуками своего инструмента: пошуметь шумом дождя, изобразить скрип открывающейся двери, шаги кошки и другие события, которые Вы запланировали заранее. Не ищите готовой истории — сочиняйте на ходу.
Если Вам еще трудно сочинять сказки с детьми на ходу и импровизировать — Вам поможет бесплатный курс «Секреты развития детей в игре» (второе видео курса про сочинение сказок — зачем это нужно и как этому научиться). Получить курс бесплатно можно здесь на нашем сайте — . Это запись моих вебинаров по основам развития ребенка в дошкольном возрасте на Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру -к успеху!» 2013 года.
Главное в играх с музыкальными игрушками, сделанными своими руками — это развитие умения ребенка прислушиваться к особенностям их звучания, передавать разный ритм, разное эмоциональное состояние с их помощью, творчески подходить к их использованию. А также экспериментирование — что изменится, если изменить инструмент — его длину, наполнитель и другие характеристики.
Еще о мастерской музыкальных инструментов из карманов и о музыкальных развивающих упражнениях для малышей Вы можете узнать из курса Татьяны Ермолиной на «Родной тропинке» —
Изготовление музыкальных инструментов вместе с детьми своими руками — это очень интересно, захватывающе и увлекательно! Желаю Вам интересных творческих игр! И вдохновения для музыкальных импровизаций с детьми в эти солнечные летние дни!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Наверняка вы, уважаемые родители, со своими малышами в различные музыкальные игры, читаете им музыкальные сказки, слушаете красивую музыку. А пока ваш малыш еще не ходит в музыкальную школу и не играет на настоящем музыкальном инструменте, вы можете дома сами сделать простые детские музыкальные инструменты своими руками из самых подручных материалов.
Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера – своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.
В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность.
Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не каждому. Да и необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается, а прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша. И необходимость в их обновлении растет с каждым днем. Есть хороший выход. Можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много – желание и чуть-чуть выдумки! Так что давайте проявим немножко фантазии и посмотрим, что же можно придумать.
Погремушка (шумелка)
В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки, пластмассовые баночки, бутылочки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней, йогурта), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и другими материалами, способными шуметь.
Так как дети любят всё необычное и интересное, то мы представляем вашему вниманию яркие, красочные игрушки-шумелки. Для них потребуется дополнительный материал: цветная самоклейка для глаз, щёчек, ротика, носика, различных элементов одежды (галстука, шляпки, рубашки, бантиков и т. д.); тонкая пряжа для волос; крышки от бутылок для ножек.
Барабан
Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из - под лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.
Колокольчик
Для него потребуются, ленточка для украшения, баночка (бутылочка) из-под йогурта, цветные пуговицы, бусинки. Они нанизываются на нитки. Концы ниток закрепляются вверху баночки (бутылочки) – колокольчик готов. Можно изготовить такой музыкальный инструмент из одноразового стаканчика и коробочки из-под бахил, наполненной бусинками.
Бубен
Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая или пластмассовая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.
Звук бубна совершенно будет иным, если вместо перечисленного наполнителя, прикрепить к коробке бубенчики или колокольчики.
Трещотка
Материал – дерево. Изготовляется по аналогии с инструментами, но из бросового материала (любые виды дерева, ламината и т. д.). Можно сделать из пластмассовых банок из-под какао, прищепок, фломастеров и шнура. Очень интересная трещотка получается из старых пластинок. Для этого нужно через каждую из них продеть тесьму или шнур с одной или несколькими бусинками.
Румба
Нам потребуется: рогатка, леска или металлическая проволока, и материал для нанизывания (шашки, ключи, и.т.д.). Можно изготовить румбу из деревянного небольшого бруска и крышек от бутылок.
Шейкеры
Можно сделать из банок от чипсов, детского чая: внутрь насыпать мелкую крупу или горох, сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.
Шумовые браслетики
Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков, а также из скорлупы от фисташек, грецких орехов и толстой лёски. А если украсить браслетики полосками гофрированной бумаги, то это придаст возможность дополнительного звукоизвлечения - шуршания.
С помощью браслетов можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами и. т. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев: с ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики и другие персонажи новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т. д. Игра на этом «инструменте» отлично развивает чувство ритма, творчество, моторику.
Т акие необычные, можно сказать, загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей. Дошкольники познают мир через игру, поэтому дайте им в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колокольчики. Ведь самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
Желаем удачи!
Светлана Лобачева
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШУМОВОЙ ОРКЕСТР.
По определению толкового словаря, музыкальный инструмент - это предмет, с помощью которого музыканты извлекают звуки. Следовательно, материал для изготовления музыкальных игрушек-инструментов может быть разный: бросовый и природный.
В качестве исходных материалов для своего шумового оркестра я использовала: коробочки от DVD дисков, сами диски, бусинки, пластиковые тарелки, баночки от крема, киндер- сюрпризы, стержни от ручек, футляры от бахил. В качестве наполнителя подойдет: песок, крупа, гравий, крышки от бутылок, бисер, скрепки - в общем, все, что звенит и шумит.
Барабан
Для изготовления барабана нам понадобятся:
Баночка из-под крема;
Бусинки, крупа, воздушный шарик;
Корпус от шариковой ручки;
Футляр от бахил;
Изготовление корпуса барабана и палочек - погремушек
Наполнитель для палочек (бусинки, мелкие пуговки, бисер или любая крупа)
Возьмите банку из-под крема– это будет корпус барабана.
Вместо крышки закрепить резиновый воздушный шарик.
Возьмите два стержня от шариковых ручек.
Раскройте футляр от бахил, в цветной крышечке проделайте отверстие меньшее резьбы корпуса ручки.
Вкрутите в отверстие корпус ручки.
Футляр наполняем бисером или крупой, закрываем.
Оформляем барабан цветной бумагой или оракалом.
Барабан готов к использованию
Гусли
Нам понадобятся:
Канцелярские резинки на струны;
Коробка от DVD дисков – для резонатора;
Цветная бумага, палочка или карандаш.
В футляре от диска прорежьте отверстие.
Натяните канцелярские резинки на футляр.
Под резинки-струны подложите карандаш– они приподнимутся.
Настройку инструмента можно регулировать, подобрав резинки разной толщины (чем толще резинка, тем ниже звук).
Играйте на гуслях, либо защипывая струны по очереди, либо проводя пальцем по всем струнам сразу.
Трещотка
Для изготовления трещотки нам понадобятся:
6 DVD дисков
Канцелярская резинка,
Бусины, цветная бумага или оракал.
В каждом диске просверлить отверстия. Заготовки украсить цветной бумагой или оракалом, нанизать на канцелярскую резинку, вставляя между заготовками бусины. Для удержания на весу при игре по боковым сторонам трещотки сделайте петли из резинок (по 5 бусин, нанизанных с двух сторон трещотки). Первую и последнюю бусины закрепите дополнительным узелком. Концы резинки завяжите тройным узлом. Малыш, держа трещотку перед собой. продевает указательные пальцы в петли и играет резко сжимая и разжимая пластины ладонями ("удар");
Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах. С 4 – 5 лет дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи.
Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки.