Шепот легкое дыханье фет анализ. Афанасий Фет, "Шепот, робкое дыхание": анализ произведения

23.09.2019
9 января 2018

А. Фет известен не только своими стихотворениями о единении человека и природы, но и любовной лирикой. Но среди остальных особенно следует выделить "Шепот, робкое дыхание", анализ которого представлен ниже. Литературоведы считают его "фетовским", потому что оно написано в особенной, свойственной только Афанасию Афанасьевичу манере и раскрывает весь его поэтический талант.

Лирика А. А. Фета

В анализе "Шепота, робкого дыхания" можно рассмотреть особенности творчества поэта. В ранних стихотворениях поэт восхищался женской красотой, в дальнейшем центральное место занимала пейзажная лирика. Все творчество Фета пронизано духом романтизма, хотя сам поэт не считал себя приверженцем этого направления.

В основе большинства стихотворений было восхищение природой. В некоторых пейзажная лирика переплетается с темой любви. В этом нет ничего удивительного, потому что, по мнению Фета, человек был неотделим от природы. В анализе "Шепота, робкого дыхания" следует подчеркнуть, что именно это стихотворение является прекрасным примером того, как удивительно гармонично сочетается пейзажная и любовная лирика.

В этом стихе чередуются описания окружающего мира и чувственные переживания. И это создает цельную лиричную картину. В строках отражены интимные чувства, которые могут быть между возлюбленными. А сменяющиеся картины ночи и рассвета дополняют переживания лирического героя. И все это подчеркивает мнение поэта о том, что человек и окружающий мир должны быть в гармонии.

Особенности композиции

Также одним из пунктов анализа "Шепота, робкого дыхания" является композиция стихотворения. С точки зрения грамматики оно представляет собой одно предложение, разделенное на три строфы. Но оно кажется читателю единым составляющим благодаря цельности композиции, которая имеет начало, кульминацию и конец.

Оно написано четырехстопным ямбом. Вид рифмования - перекрестный, что придает стихотворению неторопливый и размеренный ритм.

Основой стихотворения является сопоставление двух планов - общего и частного. На фоне природы показана история любви двух людей. Сменяющиеся природные явления дополняют любовную лирическую составляющую.

Видео по теме

Образ природы

В анализе "Шепота, робкого дыхания" Афанасия Фета нужно подробно рассмотреть образ природы. В этом стихотворении окружающий мир показан в гармонии с человеком, а точнее, с возлюбленными. В первой строфе показан соловей, чьи прекрасные трели звучат над сонным ручьем. Это можно сравнить с тем, что в жизни человека любовь появляется словно прекрасная соловьиная песня, которая пробуждает его.

Во второй строфе не изображены никакие явления природы. Лишь сказано, что все ночные тени служат причиной изменений на милом герою лице. А в третьей строфе во всех красках нарисована заря, которая появляется подобно дымке, которая потом разгорается все ярче. Это подобно тому, как чувства влюбленных становятся все крепче и озаряют человеческую жизнь.

Любовная лирика

В анализе "Шепота, робкого дыханья, трелей соловья" необходимо рассмотреть и любовную линию в стихотворении. Поэт не называет имен, нет даже никаких местоимений. Но читатель понимает, что речь идет о тайных встречах двух влюбленных, благодаря тому что герой называет лицо милым.

Почему же встречи тайные? Герои встречаются ночью, а с наступлением зари вынуждены проститься. В самом начале встречи между ними чувствуется неловкость, робость, какая бывает при чистых и искренних чувствах.

А с восходом солнца им приходится расставаться. Но эти чувства только сильнее разгораются, подобно заре. В этом стихотворении показано то, как человек и природа могут существовать в гармонии.

Цветовые эпитеты

В кратком анализе "Шепота, робкого дыхания" можно написать о том, что цветовые эпитеты играют большую роль в придании выразительности произведению. В самом начале поэт использует приглушенные краски, чтобы придать больше таинственности встречам, показать появление чувства.

Затем происходит постепенное нарастание экспрессии. Краски становятся ярче, как и влюбленные становятся смелее в проявлениях чувств. Эта цветовая контрастность показывает развитие повествования, которое никак не проявляется грамматически.

Звуковая окрашенность

Поэт создает не только визуальную, но и звуковую картину. Эпитеты цвета дополняются и звуковым оформлением. Первая строфа передает соловьиные трели, в следующей строфе создается ощущение абсолютной тишины.

И вновь поэт, благодаря контрастности, придает звучание сюжету. Но стоит отметить, что все звуки органично дополняют лирическую составляющую стихотворения.

Особенность выразительных средств

Отличительная особенность этого стихотворения - это то, что в нем отсутствуют глаголы. Эта простая форма строк - вызов обществу, которое в то время негативно отреагировало на подобное "безглагольное" стихотворение. Использование только существительных придает плавный размеренный ритм.

Но, несмотря на отсутствие глаголов, каждая строка представляет собой законченное действие. На первый взгляд читателю может показаться, что в стихотворении нет никакого сюжета и развития действий. На самом деле это не так, поэт описывал свои ощущения. Нет портретов лирических героев, поэт лишь указывает на то, что на милом герою лице отображается игра света и тени. В существительных есть скрытое действие, возникает ощущение динамичности. Это создает развитие сюжета.

Также поэт использовал и другие литературные тропы. Это большое количество эпитетов, олицетворения и метафоры. Особо выделяется по эмоциональной окраске последнее предложение. Этому способствует и повторение, и восклицание. Повторение глухих согласных придает строкам напевность. Все перечисленные средства выразительности добавляют нежность и лиричность стихотворению.

Критика стихотворения

В анализе по плану "Шепота, робкого дыханья" Фета следует рассказать и о том, как произведение было принято общественностью. Некоторые поэты и писатели неоднозначно отзывались о нем. Основная причина - это особенность написания, а именно - отсутствие глаголов.

Некоторые посчитали, что в стихотворении нет сюжета, и говорили, что тема, выбранная поэтом, узкая, ограниченная. Также сетовали на отсутствие каких-либо событий. Появились шутки, что если его прочитать, начиная с конца, то ничего не изменится. Люди за образами ощущений не увидели постепенное нарастание экспрессии. Они не смогли заметить стройность и цельность композиции.

Критиковали произведение и за то, что поэт не давал конкретного предметного описания. И читателю приходилось лишь догадываться, о чем речь в той или иной строке. Фразы написаны рубленым стилем, некоторые критики не замечали плавности и неторопливой музыкальности стихотворения.

Но есть мнение, что некоторыми поэтами и писателями это творение было принято неблагосклонно из-за того, что поэт затронул тему интимности чувств. И хотя об этом не говорится прямо, читатель может догадаться благодаря намекам. Но от этого творение Фета не становится менее изысканным и элегантным, не теряет ни капли своей лиричности.

А. А. Фет в своем творчестве восхвалял не только красоту и величие природы. Но также поэт в своем творчестве описывал и чувства. Но для него человек и окружающий мир - это одно целое, что и отражено в данном стихотворении. Это был краткий анализ по плану "Шепота, робкого дыхания".

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» продиктовано автору самой любовью. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Шепот, робкое дыханье!» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.

Тема стихотворения – любовные отношения, свидание в ночной тени.

Композиция – Анализируемый стих условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежностей между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «серебро ручья», «сонный ручей», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» .

Эпитеты «свет ночной» , «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки» .

История создания

История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой А. Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губернии. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он и увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьезные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей.

Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюбленные вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания М. Лазич умерла. До сих пор неизвестно был то несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что не создал с Лазич семью. Мария - та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, строки ей поэт писал до самой смерти.

Произведение «Шепот, робкое дыханье» было создано в 1850 г., когда молодые люди еще состояли в отношениях. В этом же году Мария умерла.

Тема

В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.

Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья» . Соловей - символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности.

Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо» . В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюбленных? Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью.

Композиция

Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трех четверостишьях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стиха условно можно выделить две составляющие.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем отсутствует сюжет, зато есть пейзажные зарисовки. В произведении также чувствуется легкая грусть, вызванная предстоящим расставанием, что характерно для элегии. Стихотворный размер - двух- и четырехстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения - отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов.

В каждую строфу поэт вплетает метафору : «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» . Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов : «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки ». Сравнений в тексте нет.

Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.


Стихотворение А. Фета «Шепот. Робкое дыханье…» (1850 г.) посвящено М.Лазич. На момент публикации стихотворение вызвало много разногласий и критики. Однако это стихотворение является примером ярким любви к природе, переплетающейся с любовью к женщине.

Главная идея стихотворения – показать красоту природы, слияние человека с ней.

Для этого поэт вводит в стихотворение образ возлюбленной лирического героя, рисует пейзаж раннего утра. Трели соловья, шорохи и звуки, колыхание ручья – предвестники приближающегося утра.

Во второй строфе возникает множество теней, которые придают стихотворению оттенок загадочности и таинственности. Вместе с изменениями природы по приходе утра меняется и лицо возлюбленной героя.

В третьей строфе мы видим яркую раннюю зарю, разливающую по дымчатому небу. В конце этой строфы происходит кульминация стихотворения – самое сильное проявление любви вместе с высшей точкой утреннего рассвета.

Все стихотворение состоит из одного сложносочиненного предложения, разделенного на три строфы.

Однако они связаны друг с другом системой образов, которые динамично меняются один за другим. Хотя в стихотворении не употреблено ни одного глагола, перед нами быстро возникают разные картины природы: шепот, трель, колыханье, тени, лобзания, заря. На протяжении всего стихотворения поэт использует прием градации – с каждым моментом все ярче разливается по небу «пурпур розы», усиливаются чувства, страсть лирических героев.

В стихотворении присутствуют лишь образы, что лишь слегка приоткрывает завесу тайны утренней зари. Поэт не дает до конца понять, что же происходит на самом деле, он только намекает нам на происходящее.

С помощью ритмики автор передает движение природы, чувств. Чередование четырехстопного хорея с трехстопным придают стихотворению динамичность. Женская рифма делает произведение певучим, плавным. Шипящие звуки передают шум и шорохи раннего утра.

Фет рисует противоречивые образы: робкое дыханье – трели соловья, ночные тени – отблеск янтаря, лобзания – слезы. Прием антитезы используется для того, чтобы ярко показать утренний пейзаж и нарастающие чувства.

«Шепот. Робкое дыхание…» - стихотворение, передающее настроение и чувства с помощью образов. С помощью слов поэт рисует в нашем воображении необыкновенную красоту просыпающейся природы. Этим стихотворением Фет передает читателю восторг, радость и счастье от того, что увидел лирический герой и почувствовал.

Обновлено: 2018-02-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Анализ стихотворения Шепот робкое дыхание по плану

1. История создания. Стихотворение "Шепот, робкое дыхание" (1850 г.) является одним из самых известных произведений . В нем ярче всего проявились основные черты таланта поэта. Однако после публикации стихотворение подверглось резкой критике. Фета обвиняли в беспредметности и слишком явных намеках на интимные отношения. В 1856 г. поэт серьезно переработал произведение и опубликовал его окончательный вариант.

2. Жанр стихотворения - сочетание пейзажной и любовной лирики.

3. Основная тема произведения - любовное единение на фоне природы. Фет описывает переходное состояние, когда ночь сменяется рассветом. Поэт был убежден, что между природой и человеком существует неразрывная связь. Поэтому в стихотворении "робкое дыханье" чередуется с "трелями соловья", "ночные тени" - с "изменениями милого лица".

Влюбленные словно сливаются с природой. Отличительная черта творчества Фета - отсутствие лирического героя. О людях даются лишь намеки через "шепот", "лобзания", "слезы". Читатель должен сам представиться себе общую картину. Все произведение в целом представляет собой ряд полунамеков, отдельно представленных неуловимых состояний. Короткие рубленые строки призваны не описать картину, а создать у читателя определенное ощущение сопричастности происходящему.

4. Композиция стихотворения последовательная. Оно представляет собой миниатюру из трех строф.

5. Размер произведения - разностопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Главная отличительная черта стихотворения - полное отсутствие глаголов. Динамика достигается путем непрерывного чередования существительных, намекающих на движение ("колыханье", "изменений"). Не меньшая нагрузка лежит на эпитетах ("ночной", "волшебных", "дымных").

Фет использует очень красивые метафоры: "серебро ручья", "пурпур розы". Особая плавность и мелодичность произведения возникает во второй строфе благодаря лексическому перетеканию: "свет ночной, ночные тени, тени без конца". Неспешное по ритму стихотворение завершается одновременно торжественным восклицанием и многоточием ("заря, заря!.."), что подчеркивает силу и незавершенность блаженства влюбленных. Лексический повтор союза "и" усиливает это впечатление.

7. Основная идея произведения . Фет был убежденным сторонником теории "чистого искусства". Стихотворение "Шепот, робкое дыханье" само по себе свидетельствует в защиту этой теории. Описывая легкие, неуловимые состояния природы и человека, а также связь между ними, поэт стремится создать у читателей такие же ощущения. Задача Фета - лишь намекнут, дать стимул. Целостная картина неизбежно возникнет в душе каждого, обладающего богатым воображением человека.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», анализ которого мы проведем, написано в первый период творчества Фета (1840—1850-е годы). Всего можно выделить три этапа, и восприятие природы в стихотворениях, созданных в каждый из них, проявляет различия в мироощущении.

В раннем творчестве автора выражение чувств проникнуто радостью от ощущения своей слитности с миром. Душевный подъем, стремление достичь гармонии освещают высшим смыслом не только его существование, но земное бытие в целом. Лирический герой главным считает восприятие жизни в свете эстетического идеала, так как красота — это и есть идеальная сущность мира. Заслуга художника видится ему в поиске ее примет в природе, искусстве, женском облике. Во второй период (1870-е годы) образ лирического героя в поэзии Фета меняется. Исчезает жизнеутверждающая доминанта в его настроениях, он остро переживает разрыв между идеалом и действительностью. Гармоничное мироощущение возвращается в 80-е годы, в красоте и многообразии мира находятся основания для того, чтобы не уставать вслушиваться в «Тихий плеск житейских волн» («Тяжело в ночной тиши...», 1892).

В анализируемом стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» любовные переживания лирического героя выражены благодаря параллелизму с пейзажем. Природное и человеческое одинаково прекрасны, вглядываясь в одно, можно понять невыразимые словами оттенки другого. Взаимопроникновением этих начал обусловлена возможность обрисовать ситуацию и ощущения в простом перечислении признаков, смешивая звуки шепота и соловьиных трелей, зрелище милого лица и серебристого ручья. Вплоть до заключительной фразы этой миниатюры каждая строчка заканчивается запятой, что позволяет воспринимать стихотворение как единое высказывание. В то же время оно делится на три строфы (четверостишия разностопного хорея, три четырехстопных, последняя — трехстопная).

В первой — контуры переживания едва намечены: в пейзаже и психологическом состоянии лирического героя нет определенности, что передают эпитеты: робкий, сонный, но оно прекрасно («серебро»), изменчиво («колыханье»), является кануном открытого проявления чувств (пока это шепот):

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья...

Упоминание о соловьином пении вносит в картинку поэтичный оттенок, но при этом и конкретизирует ее. Чуть заметными штрихами создается образ первого, робкого, вызывающего противоречивые ощущения свидания, происходящего на берегу ручья весенней ночью Во втором четверостишии выявляется доминанта в переживании. Для его обрисовки используются приглушенные тона, но в нем могут произойти «волшебные изменения». Пока в нем «тени без конца», ночная грусть, ожидание далекого рассвета:

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Важное значение в предощущении финала имеет восходящая интонация. Перечисление подробностей, признаков создает в сознании читателя представление о том, что голос лирического героя обретает звучность. В пейзаже и в мире человеческих чувств происходит эволюция, которую, помимо звуковых, помогают осознать цветовые и эмоциональные детали: шепот, трели соловья — восклицание; серебристая вода, «тени без конца», «дымные тучки» — «пурпур розы,/Отблеск янтаря»; «робкое дыханье» — «И лобзания, и слезы»:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Заря, осветившая мир теней, становится утверждением вечного возрождения природы и метафорой торжества любви. Звучащий в этом слове «а» является тоникой всего стихотворения — на таком ассонансе построены рифмы всех трех строф: в первой и женская, и мужская (дыханье — колыханье, соловья — ручья), во второй и третьей — мужские (конца — лица, янтаря — заря). Перекличка с другими ассонансами (в первой строке «о» — шепот, робкое, серебро, сонного; во второй «е» — свет, тени, еще раз тени, волшебных изменений), а также с сочетаниями гласных с полугласными (робкое дыханье , колыханье , ручья — первое четверостишие; ночной , ночные , изменений — второе; стык в третьем — «лобзания и ») и аллитерациями, строящимися на сонорных (в первой строфе — тр ел и сол овья, сер ебр о и кол ыханье сонн ого р учья; во второй — н очн ой, н очн ые тен и, тен и без кон ца, вол шебн ых изм ен ен ий м ил ого л ица; в третьей — дымн ых, стык пур пур р озы, отбл еск ян тар я, л обзания , сл езы, зар я, зар я), придает стихотворному тексту музыкальность. Миниатюра превращается в гимн красоте земной жизни.

Ликующее настроение финала создается благодаря мотиву прорыва солнечных лучей сквозь тучи. Их образ снижается с помощью уменьшительной формы («В дымных тучках пурпур розы...»), и ничто не затемняет света, заря заливает весь мир — и природу, и внутреннюю жизнь лирического героя, испытывающего восторг, переживающего ощущение счастья.

Параллелизм с пейзажем дает возможность показать динамику состояний, ограничиваясь их «отблесками». Это свидетельствует о душевной тонкости, бережном отношении к чувствам (в стихотворении всего одна явная, открытая оценка: перед лирическим героем «милое лицо»). Кроме этого, смыкание психологического и природного планов, дающих один, слитный отсвет, позволяет обрисовать мир в его единстве и цельности. Он вызывает у лирического героя восхищение, представляется ему милым, волшебным, прекрасным. На этом завершим анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье...» Фета.