Сценарий мероприятия о комнатных растениях. Внеклассное мероприятие "уход за комнатными растениями". Многие красивые цветы – отличные лекари. К примеру, дельфиниум когда-то часто использовали при переломах в качестве примочек

07.07.2019

Цели: познакомить учащихся с многообразием комнатных растений, углубить знания школьников о приспособленности растений к определенным условиям окружающей среды.

За несколько дней до вечера на одном из занятий в группе продленного дня проходит викторина «Знаешь ли ты комнатные растения?» (Ответы учащиеся дают письменно.)

1. Какое комнатное растение называют цветком алхимиков? (Фуксия.)

2. Какое комнатное растение очень ядовито? (Олеандр.)

3. Назовите растения, у которых нет настоящих листьев? (Кактус, аспарагус, иглица.)

4. Какое комнатное растение, широко используемое на уроках биологии «переплыло» океан? (Элодея.)

5. Чем объяснить, что комнатные растения размножаются главным образом вегетативно? (Большинство комнатных растений или не цветут, или не дают плодов без опыления. Поэтому из поколения в поколение выживали те виды, которые могли размножаться вегетативно.)

6. На каком растении писали древние египтяне, как называлась та бумага, которую из него изготовляли? (Циперус, папирус.)

7. В какое время суток поливают комнатные растения летом, зимой? (Летом поливают вечером, а зимой-утром.)

В зале оформлены стенды и газеты о комнатных растениях («Прекрасное рядом», «Колючие стихи», «Знакомые незнакомцы» и др.), на столах - композиции из комнатных растений и других природных материалов («Лесная сказка», «Нежность», «Память», «В гостях у Хозяйки Медной горы»), а также выставка книг о комнатных растениях. На стене - карта мира с указанием мест происхождения комнатных цветов, плакаты, кроссворды.

На сцену выходят участники агитбригады и, сменяя друг друга, открывают вечер.

Участники. Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас на устный выпуск журнала «Вокруг света», посвященный комнатному цветоводству. Выпуск проводится на борту мыслелета. В этом номере представлены различные рубрики. Мы побываем на родине кактусов и в стране восходящего солнца.

Вас ожидают загадки, проекты, открытия. Завершит выпуск журнала - «Путешествие в сказку».

Ведущий. Добрый день, уважаемые пассажиры! Командир корабля и его экипаж приветствуют вас на борту нашего мыслелета. Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. Послушайте правила, которые необходимо соблюдать. На борту мыслелета запрещается шуметь и скучать! Разрешается - принимать активное участие в программе полета, приветствовать участников аплодисментами.

А теперь - внимание! Мы отправляемся в наше первое путешествие на родину кактусов. Через несколько минут наш мыслелет совершит посадку в Центральной Америке.

1-й докладчик . Мы с вами - на Мексиканском плоскогорье в пустыне, где и находится родина кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают размерами и разнообразием форм. Ребристые шары в 1,5 м высотой и 2,5 м в обхвате лежат на желтом песке, как громадные дыни или зеленые ежи. Особое впечатление производят столбовидные кактусы - цереусы (по ходу рассказа идет показ слайдов, фото или открыток).

Многогранные зеленые колонны поднимаются на высоту 15 м. Цереус - один из наиболее эффективных видов кактусов. Растут они большими группами, образуя непроходимые заросли.

В этой пустыне встречается и другой вид кактусов - опунции, которые имеют форму круглых, плоских лепешек. У всех кактусов - мощный ребристый стебель, в котором содержится много влаги, листья превратились в колючки. Все их строение приспособлено к сохранению воды, ведь они растут в пустыне, где % года не бывает дождей. Кактусы как и все покрытосеменные растения, имеют цветы, семена и плоды. Надо сказать, что цветы этих растений очень красивы. Одни кактусы цветут только ночью, например змеевидный кактус - Царица ночи. Среди ночи раскрывается большой бе- ло-золотистый цветок, который достигает 25 см в диаметре. Он состоит из 75 золотистых чешуек, 25 снежно-белых длинных заостренных лепестков и из 600 изящных, почти светящихся тычинок. Цветы этого вида - Царица ночи - распространяют запах ванили и цветут с 10 часов вечера до 2 часов ночи. Утром цветок увядает. Другие виды кактусов цветут днем, цветки у них желтые, зеленые, красные, часто имеющие неприятный запах.

2-й докладчик. На своей родине кактусы используются очень широко. В сочных стеблях кактусов находится крепкая древесина, похожая на кружева. Используется эта древесина как строительный материал для изготовления украшений, а раньше из нее делали манжеты и воротники к платью. Местными жителями кактусы используются в питании. Мексиканцы, например, пекут и варят стебли опунции так же, как мы жарим и варим кабачки. Плоды опунции солят, маринуют, получают из них сок. Плоды некоторых видов кактусов имеют вкус земляники, апельсина. Используют кактусы и в медицине.

3-й докладчик . Кактусы приносят пользу не только людям, но и животным. Так, внутри ствола цереуса, где температура на несколько градусов ниже наружной, поселяется большой пестрый дятел. За сезон он строит несколько гнёзд, превращая растение в колючий многоквартирный дом. Как только дятел покидает гнездо, его тут же заселяют другие пернатые жильцы - совы, мухоловки, пурпурные ласточки. Таким образом, в одном растении цереуса может одновременно обитать несколько видов птиц.

Комнатные кактусы, конечно, не достигают разменов своих дикорастущих собратьев. Наши окна украшают зеленые «ежики» небольших размеров. (Показ коллекции комнатных кактусов и рассказ о них.)

Ведущий . Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Японию - Страну восходящего солнца - на выставку, посвященную традициям японского цветоводства. (Выходит ученица в японском костюме и продолжает вечер.)

Ученица. Добрый день, дорогие путешественники! Я рада приветствовать вас на нашей выставке цветов (обращает внимание на композиции из комнатных растений).

Составление букетов всегда приносит удовольствие. Особую радость доставляют букеты, правильно составленные, изящные, красивые. Искусство составления букетов, аранжировок из цветов по-японски называют - икебана. Это искусство берет свое начало в XH-XIII вв. В настоящее время в Японии икебану изучают в школе. В цветочных композициях, кроме веток, цветов и листьев, используют перья птицы, сухие корни, ветки с плодами. Особое внимание уделяется выбору вазы.

Икебана заставляет человека всматриваться в каждый цветок, выделять детали его строения, форму, окраску. На нашей выставке вы видите прекрасные цветочные композиции.

Ведущий . Мыслелет хорош тем, что на нем можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени. Таинственное четвертое измерение всегда привлекало людей, и сегодня мы отправляемся в Европу XVII века на заседание ученого совета цветоводческих наук. Предупреждаю, что вам, уважаемые пассажиры, придется выполнять все распоряжения жителей этого измерения, иначе вы рискуете остаться в нем навсегда.

(Появляются три профессора в черных мантиях. Первый профессор зачитывает указ о проведении конкурса на звание «Магистра гцветоводческих наук». Второй профессор объявляет условия конкурса.)

Конкурс первый.

Выйти представителям от каждого класса и встать в одну линию. Участники по очереди называют комнатные растения и делают шаг вперед. Названия не должны повторяться. Побеждает тот, кто больше всех назовет видов комнатных растений.

Конкурс второй.

Участники получают билеты, в которых дано задание, например, найти в коллекции комнатных растений аспарагус и рассказать о нем, показать приемы правильного полива, правильно произвести черенкование того или иного растения и т. д.

Конкурс третий.

Представители от каждого класса получают плакат с кроссвордом, который они должны разгадать.

Ответ: 1) настурция; 2) ландыш; 3) сурепка; 4) астра; 5) одуванчик; 6) георгин; 7) мать-и-мачеха.

(Пока отгадываются кроссворды, профессора наук всем ребятам задают вопросы, загадывают загадки и т. д.)

1. Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, даже в комнате, вы рискуете попасть под дождь? Покажите это растение. Как оно называется, где его родина? (Ответ - монстера.)

2. Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо.

По стеклу она пошла и растение нашла.

Муха на цветок взглянула и обратно повернула.

Что же это за цветок? Угадай-ка, мой дружок!

(Плектрантус, «Мухогон», «Мольное дерево».)

3. Какое растение умеет шагать по стенкам? (Плющ.)

4. Учащимся предлагаются фото комнатных растений и их названия.

Необходимо провести линию от фотографии к названию растения.

Какие из этих растений есть у вас дома или в классе?

Подчеркните их названия.

Расскажите, как надо ухаживать за комнатными растениями.

Подведение итогов. Награждение.

Профессора проверяют кроссворды, подводят итоги. Награждают победителей.

Путешествие в сказку.

Ведущий. А теперь нам предстоит последнее, на мой взгляд, самое интересное - путешествие в сказку.

(Выходят участники представления и начинают свой рассказ.)

(По окончании представления ведущий завершает вечер.)

Ведущий . Ну, что ж, дорогие пассажиры, наш полет завершен. Надеемся, что путешествие было для вас приятным и интересным. До скорого свидания!

Игра по станциям для школьников по теме "Цветы"

Сценарий познавательной игры-путешествия по станциям «Живая краса»

Ведущий 1 . Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее. Природа кормит и поит, радует, волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источник вдохновения, посвящали ей лучшие творения. «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - писал Л.H. Толстой. Наш праздник посвящен небольшой части природы - цветам России.

Ведущий 2.

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Х.-К. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, их дарят нам в памятные даты. Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, в каждой росинке, в каждом цветке.

Звучит мелодия «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Страница первая. «Вестники весны»

Ребенок 1.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

Ребенок 2 . А. С. Пушкин назвал весну «утром года». Ее воспевают как пору расцвета, юности, красоты. Весной просыпается не только природа, весной просыпается что-то в нас самих. Хочется бродить по зеленеющим лугам, лесам, болотам. Пойдемте же и мы к тихим апрельским далям.

Ребенок 3 . Я предлагаю отправиться в лес. Правда, еще слишком рано, в природе еще не все пробудилось. Читаем у Гоголя в «Мертвых душах»: «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду. Уже заголубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени зажелтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонил нежную головку». Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние растения, для которых характерна осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут они ранней весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги - луковицы, клубни, корневища.

Ребенок 4 . В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная. Но самые красивые весенние цветы - голубые пролески. Им посвятил свою пьесу Чайковский. (Звучит пьеса.) Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы разливаются. Кто-то сказал, что в дубовом лесу весной два неба - одно над головой, другое - под ногами. Этим цветам не страшны заморозки, так как в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.

Ребенок 5.

Еще лежит в канаве снег,

А я уже давно синею.

Растаял снег, Весна идет,

И я являюсь с нею.

Зеленый лист еще в лесу

Берез не оживляет,

И всю цветочную красу

Весна во мне являет.

Мне дни недолгие даны,

Но счастье пью я жадно.

И быть избранником весны

Мне любо и отрадно.

Ребенок 6 . Рядом с пролеской - медуница. Когда цветки только появляются, они все розовые, а затем появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Цветки медуницы изменяют свою окраску. Все дело в красителе - антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становится щелочным, краситель придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Цветок - прекрасный медонос.

Ребенок 7. Первоцвет. Все цветки опущены и смотрят в разные стороны. Его называют баранчиком: листья волнистые, по краям немного морщинистые и покрыты пушком-шерсткой.

Ребенок 8 . Ландыш. У многих народов существуют легенды об этом цветке. На Украине ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси он связан с именами Садко, Любава. Самое известное лекарство из него - капли Зеленина (от сердца).

Страница вторая. «Добрые цветы»

Ведущий . В конце весны - начале лета цветов уже много.

Ребенок 1 . Анютины глазки. Во Франции это символ верности, в некоторых других странах - символ мудрости.

Ребенок 2 . Кипрей щедро одаривает пчел нектаром. Одна пчелиная семья собирает до 12 кг меда. Поселяется на лесных пожарищах и залечивает ожоги земли. Второе его название - иван-чай.

Ребенок 3.

Вся белая наша поляна одета,

Качает цветки ветерок на лету.

Ромашки... Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу.

Они бывают разные. Мелкие ромашки и есть настоящие, а крупные - это поповник, или нивяник. Ромашка используется как антисептик для полоскания горла и промывания ран.

Страница третья. «Цветы, которые нас удивили»

Ведущий. В жизни цветов много таинственного и необычного.

Ребенок 1 . Белая кувшинка - нимфея (в переводе - русалка). У славянских народов она считалась могучим цветком, он помогал против нечистой силы. У белой кувшинки самый большой цветок в наших местах, а самый маленький в мире цветок у ряски.

Ребенок 2. Венерин башмачок - из семейства орхидных (издавна привлекали людей разнообразием и сказочной красотой). Именно об этом цветке сложены легенды, связанные с богиней красоты - Венерой. Орхидеи занесены в Красную книгу, а в 1980 году в стране прошел симпозиум по вопросам их охраны.

Ведущий . Мы подошли к главному - наших верных друзей необходимо охранять.

Страница четвертая. «Охраняйте растения!»

Ребенок 1 . Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Необходимо бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Судьба растений зависит от нашего отношения к ней. Приходиться видеть, как люди несут букеты, кто маленькие, кто большие охапки. Цветы вянут, их выбрасывают. Растений становится меньше по видовому составу и количеству. Сорванные растения не могут дать семян. Может быть, вместо букета ты принесешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать о встрече с прекрасным?

Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса.

Страница пятая. «Цветочный калейдоскоп»

Викторина

1. У каких растений цветки могут «нырять» под воду? (Белая кувшинка, кубышка.)

2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет.)

3. У какого растения в качестве сырья используют лепестки цветов? (Казанлыкская роза — для масла.)

4. Какое растение в переводе с китайского означает «человек - корень»? (Женьшень.)

5. За цветками какого растения в джунглях охотятся подобно тому, как охотятся за дикими животными? (Орхидеи.)

6. Название какого растения в переводе на русский означает «звезда»? (Астра.)

7. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек.)

8. У какого растения самый крупный в мире цветок? (У раффлезии Арнольди с острова Суматра.)

9. Какие растения никогда не цветут? (Водоросли, мхи, папоротники, хвощи.)

10. Цветки какого декоративного растения употребляют в пищу? (Настурции.)

Конкурс на самую интересную легенду о цветах.

Конкурс на лучшее исполнение песни о цветах. Подведение итогов, награждение победителей.

Праздник завершается песней Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите», которую исполняют все участники.

Эстафета «Зоологические забеги»

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вернее, зверята! Потому что сегодня у нас будет не простая эстафета, а зоологическая. И принимать участие в ней будут разные звери, вернее, вы побываете в каждой эстафете в шкуре какого-либо зверя. Все эстафеты будут на быстроту и правильность выполнения задания, которое игроки будут выполнять поочередно в каждой команде. Для того чтобы устроить такие соревнования, нужно разделиться на две команды.

Конкурс « Черепахи»

Ведущий. Начнем «Зоологические забеги» с самых медлительных животных, да и спешить им ни к чему, так как их тело защищено панцирем, который очень прочен. Черепахи живут в пустыне, где тепло. Они откладывают в песок яйца, из которых появляются маленькие черепашата. (Дети встают на четвереньки, на спину им кладется таз. Нужно очень тихо и аккуратно двигаться, чтобы его не уронить. Пройти дистанцию и передать эстафету следующему игроку.)

  • Углубить знания учащихся о комнатных растениях.
  • Познакомить с правилами ухода за различными видами комнатных растений.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса.

Методы проведения занятия:

  • беседа,
  • рассказ,
  • демонстрация,
  • практическая работа.

Межпредметные связи:

  • ботаника,
  • литература,
  • черчение.

Оборудование:

  • цветы различных видов,
  • пластмассовые емкости из под майонеза,
  • шило,
  • свечка,
  • фен ручной,
  • самоклеющаяся пленка различных расцветок,
  • ножницы,
  • карандаш,
  • линейка,
  • схемы узоров,
  • тетрадь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Подготовка к занятию.

3. Изложение материала занятия.

3.1. Учитель. Наше занятие мы сегодня проводим в школьной творческой лаборатории “Зимний сад”. Посмотрите сколько разнообразных растений и цветов находиться здесь. В этой лаборатории учащиеся школы сами ухаживают за цветами, проводят различные опыты и эксперименты над растениями. Чтобы правильно ухаживать за цветами, нужно хорошо их знать, как поливать растения, как пересаживать.

Занятие начнем с игры: попробуйте разгадать загадки о цветах.

  1. Я пришел к вам из пустыни,
    Мне не страшен окон иней,
    Я колючий, словно ежик,
    Но цвету, хоть редко, тоже. (Кактус)
  2. Я горда, меня не тронь,
    Если вред ты мне несешь.
    Нравится ль твоя ладонь?-
    Ты по запаху найдешь. (Герань)
  3. С цветочного горшка
    В низ свесила я косы.
    Я не цвету – пока
    На улице морозы.
    Но только снег растает –
    Я тут же расцветаю. (Традесканция)
  4. Меня по кличке все зовут,
    А имени не знают.
    Но будет сухо или дождь –
    Я тут же сообщаю. (Бальзамин)
  5. Я тоже в комнате расту,
    И пусть я без цветов –
    Тебе я ранки залечу
    Без всяких докторов. (Алоэ)
  6. В свой дом меня не возьмет семья,
    Ждут от меня беды.
    Но в чем же виновата я?
    Мне надо лишь воды.
    Я зеленью ваш дом увью –
    Порадую семью. (Лианы)
  7. Хоть мы ростом низковаты
    Любят очень нас ребята.
    Мы целый год почти цветем
    И украшаем дом.
    Всех оттенков наши глазки,
    Не жалеем для них краски. (Фиалки)
  8. Своими узкими листами
    Озеленю ваш дом.
    И всех отдельными кустами
    Я награжу потом.
    Своих детей очень люблю –
    Их при себе я сохраню. (Хлорофитум)
  9. Я бываю разная – высокая и низкая,
    А то, как кудри вьюсь.
    Но все же я прекрасная.
    Нас много разных видов.
    Мы все – одна семья. (Бегония)
  10. Нас найдешь на клубне, где тепло,
    А у вас – в горшке, - хороший класс.
    Лишь бы было нам достаточно светло,
    И цветами будем радовать мы вас. (Комнатная роза)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Для чего нужны комнатные растения?

Почему люди стали разводить растения в доме?

Какую роль играют растения в жизни человека?

3.2. Учитель. Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества – фитоциды, пагубно влияющие на болезнетворные микробы. Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Кроме того, живые цветы являют собой удачное украшение помещений.

Основная масса комнатных растений выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом.

В зависимости от места происхождения растения делятся на следующие группы:

  • растения влажных тропических лесов – гигрофиты (гигрос – влажный). К этой группе относятся: монстера, бегония, фикус, колеус, бальзамин, зигокактус, традисканция, циперус, эпифиллюм (амазонская лилия), глоксиния.

Рассказ ученицы о бегонии.

  • растения субтропиков – мезофиты (мезос - средний). К этой группе относятся: лимон, пеларгония, фуксия, абутилон, аспарагус, гибискус-китайская роза, гортензия, зефирантес-выскочка, камнеломка, кислица, кливия, хлорофитум, кринум, папоротники, узумбарская фиалка, амариллис, аспидистра.
  • растения пустынь и полупустынь – ксерофиты (ксерос-сухой). К этой группе растений относятся: алоэ, кактусы, опунции, каланхоэ, гемантус, молочай, сансевьера, финиковая пальма.

Рассказ учениц об алоэ, кактусах, молочае.

Предложить учащимся определить к какой группе относятся зачитываемые названия растений, и определить находятся ли данные растения в зимнем саду.

В зависимости от декоративных свойств растения делятся еще на 6 групп.

Учащиеся сами называют растения. Учитель добавляет.

1 группа – декоративно – цветущие растения. Выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения (цикломены, пеларгонии, гибискус и т.д.).

2 группа – декоративно – лиственные растения. Растения с красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.) или необычной и пестрой их окраской (бегонии, колиеумы).

3 группа – лианы. Растения имеют длинные травянистые или одеревеневшие стебли (циссус, традесканции).

4 группа – ампельные растения. Растения с длинными, свисающими побегами. (циссус, традесканции).

5 группа – суккуленты. Растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы (кактусы, агавы, алоэ).

6 группа – эпифиты. Растения, поселяющиеся на стволах и ветках деревьев. (орхидеи, бромелии).

3.3. Закрепление материала. Игра “Найди растение по описанию”.

  • листья покрыты волосками, испаряют эфирные масла. Растение можно отличить по характерному запаху (пеларгония);
  • это растение с красивыми листьями, розовыми цветками, растет в тропиках (бегония);
  • красивое растение со свисающими стеблями, листья зеленые, у некоторых имеются белые полосы (традесканция);
  • растение, имеющее яркие цветки и предсказывающие погоду (бальзамин);
  • растение – очиститель воздуха (хлорофитум);
  • самое известное лекарственное растение (алоэ);
  • растение с “фальшивыми листочками” (аспарагус).

3.4. Учитель. Для того чтобы успешно выращивать и ухаживать за комнатными растениями необходимо создать особенности их природной среды обитания и по возможности приблизить к ним условия выращивания.

Главное для растений свет, тепло и полив. Об особенностях ухода за определенными видами растений рассказали ученицы.

Уход за растениями заключается также в их подкормке. Подкормку растений осуществляют весной и летом, в период активного роста и цветения. В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидкие удобрения. Можно применять и органические удобрения.

Во время интенсивного роста растения нужно подкармливать раз в 10-14 дней.

Наряду с обычными подкормками можно в течение лета несколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растения растворами удобрений. (Приложение 1).

3.5. Учитель. Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. Молодые и быстрорастущие растения нужно пересаживать ежегодно. Более крупные растения и медленно растущие пересаживают реже – раз в 2-3 года.

Растения обычно пересаживают весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укорениться и окрепнуть к зиме. У нас на севере срок начала пересадки может быть сдвинут (с конца марта).

За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины.

3.6. Подготовка тары под пересадку. В продаже имеются большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Часто используют пластмассовые горшки, т.к. они не дорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид. Но в них труднее регулировать полив. Чтобы вода не застаивалась, в этих горшках делают в донышке отверстие, слой дренажа и земляную смесь более рыхлой.

4. Алгоритм выполнения практической работы.

Для озеленения школьных помещений мы с вами будем использовать емкости из под майонеза.

4.1 Сделать отверстие в донышке можно нагрев шило над огнем (используем свечку); Соблюдаем ОТ.

4.2 Наклейку с боковой стороны емкости можно убрать с помощью ручного фена. Нагреваем этикетку феном и аккуратно снимаем. Дома можно использовать духовку газовой или электрической плиты, предварительно нагрев ее до температуры 30 0 -40 0 С.

4.3 Боковые стороны мы будем украшать самоклеющейся цветной бумагой, используя узоры северных орнаментов для вязания варежек. Символы: “змейка” - символ воды, “женская фигура” - символ плодородия, “ромб” - символ земли. Часто в узорах используются обереги (от слова оберегать или защищать) “крестике на поперечине” или “куколки на полочке”. (Приложение 2).

4.4 На оборотной стороне самоклеющейся бумаги при помощи линейки и карандаша, в соответствии со схемой, нанести узор по выбору. Вырезать узор.

4.5 На боковой стенке емкости нанести предварительную разметку расположения рисунка. Снимая постепенно обратный слой с бумаги, наклеить узор на боковую сторону емкости.

4.6 Показ приемов оформления горшков.

Инструктаж по ОТ – безопасные приемы работы с ножницами, свечкой и шилом.

5. Практическая работа. Контроль за выполнением работы и безопасных приемов.

6. Подведение итогов.

Что нового узнали?

Что понравилось в работе?

Как еще можно оформить горшочки?

Показ оформленных горшков. (Приложение 3).

Уборка РМ.

Учитель. Занятие мене хочется закончить словами из книги, изданной еще в позапрошлом веке: “Если цветы не хороши или чем-либо не задаются, то прямо вам скажу, что без надлежащего ухода они и задаваться никогда не будут; если же кто ленив ухаживать за цветами, то лучше их и не разводи, то же можно сказать и относительно помещения. В неподходящем месте и с хорошим уходом цветы хорошими быть не могут”.

Как ухаживать за цветами. Москва, 1897 г.

Литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 7 – го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)\ В.Д. Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др.; Под ред. В.Д.Симоненко –М.: Вентана – граф, 2001. - 240 с.: ил.
  2. Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент): Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский гос.ун-т, 2003. – 176 с.
  3. Узорное вязание (из коллекции музея). Архангельский госуд. музей деревянного зодчества и народного искусства “Малые Карелы”. – Архангельск, 2000.
  4. ЩипаковаМ. Варежки по мотивам северных узоров. Для тех, кто вяжет. – Изд-во “Правда Севера”, 1991.
  5. Энциклопедия комнатного цветоводства \ Сост. Б.Н.Головкин. – М.: Народное творчество, 2001 . – 296 с.: ил.

Цели:

  1. Расширить знания детей о комнатных растениях.
  2. Развивать интерес к живой природе, окружающей нас дома.
  3. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: комнатные растения, иллюстрации комнатных растений (журнал “Юный натуралист”), карта полушарий, таблички с названиями комнатных растений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы

Загадка.

Нарядные сестрёнки
Весь год гостей встречают,
Красотой к себе прельщают,
Летом мёдом угощают. (Цветы.)

Сегодня мы с вами поговорим о цветах (комнатных растениях), попутешествуем по миру вместе с ними, узнаем, откуда они к нам прибыли.

III. Рассказ учителя.

Домашние растения – это путешественники, прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Мексики, пустынь Африки. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. Там нет листопада, и растения круглый год не теряют листьев.

Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, балконах, украсив свой дом.

Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Оно будет необыкновенным. Оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые.

Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.

Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди множества гигантских растений находятся наши знакомые.

Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зелёных друзей, узнаем, как живут наши растения на своей родине, посмотрим, какую пользу они приносят.

IV. Рассказы детей о домашних растениях.

(Кактус, алоэ, хлорофитум, сансевьера (щучий хвост), бальзамин, традесканция, циперус (папирус), амараллис, аспарагус, монстерра, фикус, бегония, пеларгония (герань), плющ.)

После каждого рассказа на карте прикрепляются названия этих растений:

ЕВРОПА – цикламен, плющ;

АФРИКА – алоэ, аспарагус, бальзамин, хлорофитум, сансевьера, папирус, герань, амараллис;

АЗИЯ – фикус, бегония, сансевьера, плющ;

АМЕРИКА – монстерра, агава, кактус, традесканция амаралли;

АВСТРАЛИЯ – эвкалипт.

V. Викторина.

  • Как по научному называется “Ванька мокрый”? (Бальзамин)
  • Как правильно поливать цветы?
  • Что нужно сделать с кактусами зимой? (Закрыть плёнкой на окне и не поливать)
  • Как размножается традесканция? (Черенками)
  • Для чего люди разводят домашние растения?
  • На каких окнах домашние растения лучше растут? (Южных, юго – восточных)

VI. Конкурс “Узнайте растение”.

Растение с мелкими зелёными или полосатыми листочками, висит длинными плетями, его обычно подвешивают в горшке на окнах или на стенах. Не любит солнечного света. Родом из тропических лесов Америки.

Чтобы солнце сквозь стекло
В окошки сильно не пекло,
Повешу на распорочку
Узорчатую шторочку:
Не тканую – плетёную –
Живую и зелёную. (Традесканция)

Самое бычное и самое древнее комнатное растение. Листья округлой формы. Цветы самых разнообразных оттенков – от белого, розового до ярко – красного. Летом его высаживают на балконы, клумбы. На листьях по краям может быть белая или тёмная кайма. Родом этот цветок из Африки.

Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
Он сборчатый и каёмчатый,
А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)

Лист горбочком,
С желобочком,
Шипы иеет,
А ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час. (Алоэ)

Тут и ёж колючий,
Тут и гад ползучий,
Тут и башня с резьбой,
Тут и самовар с трубой,
И лепёшка – блин,
И угольник – клин,
И всё это в колючках, в кривых закорючках.
На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные –
Алые и красные. (Кактус)

VII. Конкурс-аукцион “Кто больше знает комнатных растений”.

Используемая литература

  1. Н. Верзилин. “Путешествие с домашними растениями”.
  2. В. Волина. “Загадки от А до Я”.
  3. М. Бесова. “В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет”.


В начале вечера сотрудница ДК Демина Н. И. провела разминку и викторину.


Дети подготовили сценку «Цветочки» и прочли стихи о цветах.

Сценка «Цветочки»

Действующие лица: мальчик - С а д о в н и к, девочка - С о л н ы ш к о, цветы - Колокольчик, Одуванчик, Ромашка, Мак, Маргаритка.



Звучит веселая музыка. На сцену выбегают цветы, рассыпаются по сценической площадке, приседают на корточки, закрывая свои шляпки руками. Выходят Садовник и Солнышко. Мальчик Садовник «поливает» цветы из лейки, девочка Солнышко поправляет у цветочков лепестки на шляпках. Музыка микшируется, Садовник и Солнышко подходят к микрофонам.

Садовник : Посадил я зернышки.

Попрошу я Солнышко:

Ярче, Солнышко, свети,

Чтобы выросли цветы!

Ну же, Солнышко, скорее!

Солнышко : Я стараюсь. Я же грею!

Видишь, я совсем не прочь

Вырасти цветам помочь!

Музыка становится громче. Цветы «растут» - вначале раскрывают руки, открыв свои шляпки, покачивают головами, затем начинают ритмично, в такт музыки подниматься.

Садовник : Ой, смотри! Они растут!

Значит, скоро зацветут!

Солнышко : Распушат свои макушки

И запляшут на опушке!

Цветы исполняют танец, затем подбегают к микрофонам.

Колокольчик : Я - веселый Колокольчик,

Одуванчик : Я - пушистый Одуванчик,

Солнышка любимый мальчик!

Ромашка: Я - Ромашка белая,

Девочка несмелая!

Мак : Я - Мак, красивый самый цвет,

Украшу я любой букет!

Маргаритка : Я - Маргаритка, малышок,

Я нежный розовый цветок!

Колокольчик: Мы цветочки полевые -

Настоящие, живые!

Одуванчик: Для того мы расцвели,

Чтоб вы нас сорвать смогли.

Ромашка : Мы веночком можем ловко

Заплестись вокруг головки!

Мак : Можно нас объединить

И в один букет сложить.

Маргаритка : Что угодно сделать можно,

Только очень осторожно!

Потому добавим строчку…

Цветы (вместе) : Мы же нежные цветочки!

Солнышко (Садовнику) : Что надумал делать ты?

Видишь, ждут тебя цветы.

Садовник: Я в букет их соберу

И всем мамам подарю!

Подходит к цветам, обнимает их.

Солнышко: Завершая свой рассказ,

Вновь добавим строчку.

Цветы (вместе): Мамочки, ведь мы для вас -

Лучшие цветочки!

Звучит веселая музыка. Садовник, Солнышко и Цветы танцуют, затем кланяются и уходят со сцены.


Кратко и содержательно рассказала фельдшер Варнаевского ФАПа Безрукова Л. М. о том, как цветы влияют на наше настроение, здоровье, энергию в помещении.

Здоровье и цветы

Комнатные растения и цветы – это не только украшение жилища, но и то, что ощутимо влияет на наше настроение, здоровье, энергию в помещении.

Поэтому желательно, что в каждом доме был определённый набор живых цветов, так как они оказывают незаменимое влияние на организм человека. Нет смысла просто купить цветы или лишь бы подешевле, ведь от этого большой пользы они не принесут. Необходимо, чтобы каждое растение было приобретено обдуманно и приносило пользу своим владельцам.

Итак, какие же растения просто необходимо иметь в доме?

Прежде всего, сегодня в каждой квартире и доме должны быть кактусы. Они способны продуктивно бороться и нейтрализовывать радиацию и ее воздействие на организм. Не спроста раньше возле компьютеров ставили кактусы, чтобы они поглощали радиацию. Сейчас техника совершенствуется и становится более безопасной, однако, негативное влияние на человека она все же оказывает.

Наличие кактусов хоть и не спасет от радиоактивного воздействия, тем не менее ослабит его силу, что просто необходимо в современных домах с несколькими компьютерами, телевизорами и прочей подобной техникой. Если же обыкновенные кактусы кажутся слишком простыми, то можно выбрать особые цветущие виды этих растений, необычных форм.

Что касается качества воздуха, то для поддержания естественным образом нормальной влажности в помещении и его очищения следует приобрести алоэ, хризантемы или хлорофитум.

Хорошо очищают воздух от микробов мирт, розмарин и некоторые цитрусовые. Полезно иметь комнатные хвойные растения, к примеру, кипарис, криптомерия и другие. Они также освежают воздух, насыщают его необходимыми ионами, от чего в помещении становится легче дышать.

Для улучшения биополя живущих в доме стоит завести розы. В дополнение к ним можно посадить мяту, базилик или эстрагон. Сочетание этих растений действительно делают воздух намного чище, свежее, улучшают микроклимат.

Однако, кроме комнатных цветов в горшках, не отказывайте себе в удовольствии видеть в своем доме живые букеты. Ведь не только сорт цветка, но и его цвет, форма влияют на настроение, состояние здоровья, выделение в организме определенных полезных гормонов. Так, например, букеты с цветами красного цвета повышают тонус, энергичность человека, работоспособность. Желтые цветы (розы, тюльпаны, каллы) хорошо влияют на настроение, улучшают работу мозга. Чтобы расслабиться, успокоить нервы, подойдет букет из нежно-зеленых цветов, к примеру, цинний. Синий цвет помогает бороться с бессонницей, так как стимулирует выработку гормона сна. Поэтому в спальне лучше ставить букеты из синих цветов, лучше всего колокольчиков. Это также может быть лаванда или фиалки, они сделают сон здоровым и крепким. Всем сидящим на диете можно использовать в помощь сиреневые цветы, так как они помогают бороться с голодом, при этом также снимают напряжение, успокаивают.


Много интересных фактов о цветах привела гостья из Мурманска Артамонова А.И. Выяснилось, что разные виды цветов имеют разную символику, будь-то признание в любви, верность, дружбу, уважение и даже память.

"Что мы знаем о цветах? Это – красивые растения, которые сопровождают человека на всех этапах его жизни. Разные виды цветов имеют разную символику, будь-то признание в любви, верность, дружбу, уважение и даже память. В дополнение к этому мы подготовили целый список «Интересные факты о цветах» . Узнайте больше о том, какие растения вы дарите, любите получать в подарок, выращиваете дома или видели только по телевизору! Итак,

1. Название «гладиолус» было дано растению писателем Древнего Рима Плинием старшим. В І веке нашей эры он обратил внимание на сходство цветка с оружием гладиаторов. Поэтому в переводе с римского «Gladius» обозначает «меч».

2. В Германии растет самая старая в мире роза. Более 1000 лет она каждый год цветет у собора Хильдесхайме. Куст, практически, сравнялся с крышей здания.

Самая старая в мире роза 1000 лет

3. Знали ли вы, что национальным цветком США в 1986 году решением Конгресса была признана роза?

4. То, что название подсолнуха пошло от особенности цветка поворачивать головку к солнцу, известно еще со школьных времен. Но мало кто знает, что до появления современных технологий именно подсолнух цепляли к спасательным жилетам для определения сторон света.

5. Любите такую пряность, как шафран? Тогда вы должны знать: чтобы получить всего одну ее унцию (чуть более 28 граммов) требуется собрать и переработать около 5 тысяч цветков.

6. Орхидеи – уникальные цветы. В наши дни выведены самые замысловатые ее виды, включая зеленый и черный. Но вот синюю орхидею произвести так и не удалось.

7. 80% тропических австралийских цветов не встречаются нигде на Земной планете, кроме этого континента.

8. Культивировать и выращивать цветы в Египте начали более 4 тысяч лет назад.

9. Голландия – страна тюльпанов. Сотни и даже тысячи видов красивых цветов растут на полях этого государство. А ведь были времена, когда в Голландии тюльпанов не было. Изначально они были завезены из Турции (в XVI веке). Тогда одна луковица данного растения стоила дороже, чем драгоценные камни и металлы: около 2 тысяч долларов.

10. Хризантемы – императорские цветы в Японии. В связи с этим в стране существует орден Хризантемы и праздник в честь этого цветка.

Большинство любимых цветов японцев – без запаха. В этом государстве принято любоваться красотой растения (даже плодового), нежели вдыхать его аромат.

11. Один из самых быстрорастущих цветов в мире – это тюльпан. Всего за одни сутки он может вырасти на 2 сантиметра.

12. Южноамериканский дикий фикус имеет самые длинные корни. Есть сведения, что корневая система одного из представителей этого растения достигали более 120 метров.

13. Национальным цветком Китая считается пион. В этой стране ему приписывают по истине магические свойства. Китайцы верят, что пион выгоняет из жилья злых духов.

14. В суровом регионе Северного Полярного Круга можно встретить кусты дикой розы.

15. Научное название растения незабудка (не смотря на глубокий смысл слова) означает «мышиное ушко».

16. Плавучая ряска волффиааррхиза – самое маленькое цветущее растение во всем мире. Размер ее крохотных листиков едва достигает одного миллиметра.

17. Многие красивые цветы – отличные лекари. К примеру, дельфиниум когда-то часто использовали при переломах в качестве примочек.

18. На склонах гор Южной Америки растет цветок, который зацветает лишь в 150 лет. После этого он погибает.

19. Георгины названы в честь мореплавателя Георгия. Подарить эти цветы – значит проявить уважение и дружбу.

А сколько легенд и историй о цветах существует в мире, об этом участникам мероприятия поведала библиотекарь Рязанцева М.А. , а также провела со зрителями игру «Ромашка» .



И в дни великих бед они умеют цвесть.

Чтоб радость нам дарить, когда придет победа.