Самодельный плуг – это не только экономически выгодно, но и не сложно в плане производства. Вы всегда будете уверены в надежности такого оборудования, но давайте разберемся, как его соорудить.
Плуг используется в сельском хозяйстве для вспахивания земли.
Если вы хоть раз читали газеты и журналы, предназначенные для сельского жителя, то наверняка заметили изобилие рекламы по продаже минитракторов и мотоблоков. Не удивительно, землю ведь приходится обрабатывать. А вот навесное оборудование к такой технике в продаже не всегда имеет высокое качество. Самый востребованный агрегат – плуг. И при его покупке будущий пахарь получает массу проблем: от такого устройства не всегда можно ожидать качественной вспашки, хотя стоит плуг промышленного производства довольно внушительно. Отличной альтернативой некачественному товару может стать самодельный плуг.
Перед тем как приступить к изготовлению плуга, разберемся с его конструктивными особенностями. Основные его части: лемех, отвал и полевая доска.
Типы отвалов плугов: 1 – цилиндрический; 2 и 3 – культурные; 4 – полувинтовой; 5 – винтовой.
Лемех является основной режущей частью плуга. Располагается он под отвалом. Угол наклона режущей кромки лемеха должен составлять около 40 градусов. При меньшем угле изделие будет устремляться вверх. При работе на мотоблоке постоянно придется приподнимать ручки, что приведет к быстрой утомляемости работника. Самодельный плуг для минитрактора с упомянутым лемехом нужно все время придерживать в почве за счет гидравлики. Изготавливают лемех из высокопрочных марок стали. В домашних условиях отыскать подобный материал бывает непросто, поэтому рекомендуется использовать лемех промышленного производства от старой техники. Идеально может подойти деталь от подплужника. В старые времена сельскохозяйственная техника не отличалась большой мощностью, поэтому для тяжелых почв применялось оборудование, перед которым устанавливались подплужники – маленькие плуги предварительной обработки почвы, за счет которых производилось рыхление дерна.
Важную роль имеет отвал плуга. Его работа обоснована формой листа. Чем качественнее прогнут лист наружу, тем легче изделию осуществлять переворот вспаханной земли. Изготавливается отвал из низкоуглеродистой стали толщиной от 3 мм (это критическая толщина, которая подходит для мотоблока). Для трактора потребуется отвал с большей площадью листа и большей толщиной материала.
Полевая доска плуга нужна для обеспечения устойчивости его в почве. Если у вашего мотоблока обеспечена блокировка колес, то при наличии правильно установленной полевой доски вам не придется испытывать больших физических нагрузок. Блоку достаточно «показать» направление и задать углубление, а дальше он будет работать сам вплоть до окончания полосы вспашки.
А теперь перейдем к непосредственному изготовлению плуга. Начинать будем с математических расчетов с учетом технических характеристик вашего мотоблока. Если ваша техника обеспечена хорошим коэффициентом сцепления с почвой, то вы можете взять за основу любые чертежи навесного оборудования для мини техники. В противном случае не торопитесь делать плуг с широким захватом и большим углублением. Для обычного мотоблока необходимо соблюдать следующие пропорции: 8 кг веса техники на 1 см углубления и на 0,5 см ширины вспашки.
Для сборки плуга вам потребуются:
Способ определения центра тяжести плуга: 1- корпус плуга; 2 – грядиль; 3 – рукоятки плуга; 4, 5 и 6 – веревки; 7 – крюк; 8 – отвес.
На ровной горизонтальной поверхности устанавливаем вертикально стойку, с левой стороны по ходу предполагаемого движения расположите полевую доску, с правой стороны располагается лемех. Иногда можно встретить совет, что все детали необходимо приварить к стойке. Если вы тоже задумали это сделать, то откажитесь от этой мысли: плуг должен быть разборным. Тогда в случае порчи любого элемента его легко можно будет заменить, что сократит время вынужденного простоя.
Для того чтобы плуг легко разбирать и собирать, сварите для него основу, в изделие будут входить треугольные формы, призванные обеспечить жесткость всей конструкции. На эту основу прикручиваем лемех и полевую доску по заранее отмеченным направлениям. Над лемехом необходимо закрепить отвал. Ему нужно придать определенную округлость, что можно сделать на специальном станке или методом ковки. Холодная ковка здесь не подойдет по двум причинам:
Лучше будет, если металл прогреть, проковать и немедленно закалить. Отверстия в отвале (их нужно 3) можно проделать прямо в кузнице, но не ошибитесь при этом с точностью в разметке.
А теперь отвал зафиксируем на корпусе. Использовать для крепежа необходимо болты со шляпкой, плотно погружающейся в отверстие. Все выступы будут препятствовать работе плуга, поэтому их необходимо срезать под основание и места зашлифовать.
Если вы работаете на приусадебном участке на тракторе, то вам необходимо иметь спаренные плуги, которые закрепляются на оси, идущей под углом к технике.
Здесь крепеж осуществляется с использованием прочных металлических хомутов (не используйте сварные элементы крепежа – их при нагрузке разорвет!). Положение несущей оси не должно быть стационарным. Здесь необходимо обеспечить хоть небольшой угол поворота, чтобы вы могли регулировать положение плугов.
При желании мастер может изготовить и оборотный плуг, поставив в промежутке между осью и трактором гидравлический привод для поворота. Но такая конструкция признана в народе нерациональной: она слишком быстро выходит из строя. Лучше уж воспользоваться заводскими элементами поворота плугов. Если они имеются в наличии, то проблемы нет, изготавливать же самостоятельно столь сложное устройство нет необходимости. Обойдется оно тратой времени и нервов, а результат усилий будет недолговечным.
Обработка земли является наиболее трудоемким делом для сельских жителей и дачников. Подготовка грунта к посевам и обработка земли после проведения уборочных работ - наиболее тяжелые виды ручных работ. Существенно облегчить выполнение этих работ может плуг.
Плугом называют сельскохозяйственный инструмент с широким металлическим лемехом, который применяется для вспахивания земли. Кроме обработки почвы, плуги применяются для подводных работ, для укладки кабеля, при поиске нефти.
На первых этапах применения плуга как сельскохозяйственного орудия его таскали за собой люди , чуть позже для этого стали использовать домашний скот (волы, лошади), сегодня эта тяжелая физическая работа передана сельскохозяйственной технике - трактору.
Основная задача этого инструмента состоит в переворачивании верхнего пласта грунта. Эта процедура (вспахивание) в значительной мере освобождает почву от сорных растений. В процессе вспашки повреждается корневая система сорняков, уже тронувшихся в рост, но еще недостаточно окрепших. Кроме того, вместе с перевернувшимся пластом земли перемещаются глубоко в грунт семена еще не проросших сорняков, что, безусловно, затрудняет их дальнейшее прорастание. Много семян сорных растений в процессе вспахивания и вовсе погибает. В процессе вспахивания земля разрыхляется , становится более мягкой и податливой, что в дальнейшем делает более эффективным посев и хорошо влияет на всхожесть культурных растений.
Современные сельские хозяйства используют для обработки грунта разные типы плугов. Различаются эти сельскохозяйственные орудия по двум характеристикам:
По способу агрегирования плуги бывают прицепными, навесными и полунавесными. Каждый из видов обладает своими преимуществами и имеет свои недостатки.
Прицепной плуг можно привести в движение только при помощи транспортных колес. В современном сельском хозяйстве применяется редко, потому что основная масса тракторов оснащена навесной системой со встроенным гидроцилиндром. К преимуществам относится тот факт, что, по мнению агрономов, после обработки почвы прицепным плугом пашня более гладкая и равномерная. Недостатком такого орудия является достаточно большой угол поворота, что препятствует применению этого плуга вместе с навесными и полунавесными в одном загоне.
Навесной плуг поднимается только при помощи тракторной навески. Количество корпусов варьируется в зависимости от класса тяги трактора. К преимуществам этой модели относят небольшой вес всей конструкции, малый радиус поворота, да и конструктивных деталей меньше. К недостаткам относят то, что минитрактор не сможет поднять и привести в транспортное состояние плуг с множеством корпусов.
Полунавесной плуг приводится в транспортное положение при помощи тракторной навески и транспортных колес самого плуга. Количество корпусов - не больше 6 для трактора с классом тяги в 3 тонны, и не более 12 для трактора с классом тяги в 5 тонн. К преимуществам относят достаточно большое количество корпусов. Недостатки: большой радиус разворота и достаточно большое количество конструктивных деталей и элементов.
По способу пахоты различают необоротные плуги (загонный способ движения) и оборотные (для гладкой пахоты).
Плуг конструктивно состоит из рамы, рабочих органов, транспортных опорных колес и навесного или прицепного устройства, необходимого для соединения с трактором.
К рабочим органам плуга относят корпуса, лемешно-отвальной механизм, предплужники (углоснимы), ножи, почвоуглубители.
Геометрическая форма корпуса имеет решающее значение при оценке качества вспахивания. Конструктивно корпуса бывают следующих видов:
Плуги общего назначения обычно оснащаются корпусами, у которых ширина захвата находится в диапазоне от 25 до 40 см. Плуги специального назначения обычно укомплектованы корпусами, имеющими ширину захвата в диапазоне от 45 до 100 см.
Основное назначение лемеха - подрезать пласт грунта и направить его на отвал. Лемех подвержен быстрому износу, который выражается в потере формы и затуплении. Результатом этого может стать отклонение от технологического процесса, возрастание тягового сопротивления и увеличение расхода топлива у трактора. Восстановить конструкцию лемеха можно кузнечным молотом, предварительно нагрев лемех в горне.
Отвал отрезает от стенки борозды пласт грунта, деформирует его, слегка сдвигает в сторону и укладывает верхним слоем вниз.
Лемех и отвал должны по линии стыка плотно прилегать друг к другу (допустимый зазор - не более 1 мм).
Предназначение предплужника - срезать верхний задернелый слой грунта и сбросить его на дно борозды. Чрезмерное заглубление этого элемента увеличит тяговое сопротивление самого плуга, да и пласт задернелой почвы хуже заделывается.
Нож разрезает почву в вертикальном направлении по линии отделения пласта от общего земляного массива и качественно улучшает процесс оборота пласта, заделывание растительных остатков. Кроме того, обеспечивается устойчивый ход плуга, ровное дно и стенка борозды. В большинстве случаев ножи в плуге навешиваются перед последним его корпусом.
Принцип работы этого сельскохозяйственного орудиясостоит в том, что, перемещаясь в грунте, плуг отрезает пласт почвы, поднимает его вверх, подвергает деформации, крошит, оборачивает и укладывает на ранее уже положенный пласт.
Для того, чтобы самостоятельно изготовить плуг, надо знать несколько нюансов.
Поднимая пласт грунта высотой до 25 см, корпус плуга испытывает серьезные нагрузки, а его поверхность подвергается абразивному износу. Ввиду этого для рабочих частей самодельного плуга лучше выбрать сталь толщиной 3−5 мм.
Лемех лучше всего предусмотреть съемным (перед применением легче будет точить). Из материалов предпочтительнее сталь 9ХС (из нее делают диски для циркулярных пил) или закаленная сталь 45.
Учтя все вышеописанное, можно приступить к изготовлению отвала. Его можно сделать 3 способами.
Корпус плуга изготавливается из стального листа (ст.3-ст.10) не менее 3 мм в толщину.
Специалисты рекомендуют предварительно вырезать все детали плуга из картона и склеить их, выдерживая необходимые углы. Если получившаяся картонная модель удовлетворит «новоиспеченного Кулибина», можно приниматься за работы по металлу.
Когда все элементы плуга будут выполнены в металле , для окончательной сборки потребуется металлический лист размерами 50×50 см и сварочный аппарат. К листу последовательно прихватываются (выдерживая необходимые углы) сваркой элементы плуга: лемех, боковой щиток (и к лемеху, и к листу). К лемеху примеряется отвал. При обнаружении несоответствия углов (и/или поверхностей), отвал доводят до нормы молотком и затем сваркой слегка прихватывают к задней части лемеха и к боковому щитку. Затем на щиток наваривается распорная планка и пластина основания (к ней приваривают упорные уголки для лемеха). Полученную конструкцию внимательно осматривают и, при отсутствии видимых погрешностей, плуг сваривают окончательно. Металлический лист, на котором производилась сборка и сварка, отсоединяют от готового плуга зубилом или с помощью «болгарки». Сварные швы обязательно зачищают, отвал и лемех шлифуют шкуркой.
Чтобы самодельный плуг стал самоходным, к нему крепят двухколесный мотоблок .
Соорудив плуг собственными силами, можно за относительно небольшие деньги приобрести надежного и сильного помощника для обработки почвы в саду, в огороде и поле.
Плуг – это специальное сельскохозяйственное приспособление, которое характеризуется наличием широкого металлического лемеха. С его помощью производится основная обработка грунта – вспашка. Данное приспособление характеризуется достаточно высокой стоимостью, поэтому многие фермеры создают его своими руками в нашем случае на Т 25.
Наш результат
Производство данного агрегата осуществляется тремя способами. Это позволяет человеку выбрать наиболее подходящий вариант для себя, в зависимости от его возможностей. Для изготовления навесного оборудования очень часто используются чертежи. Если вы не имеете листогибочных вальцов для выгибания отвала, то можно использовать способ, который этого не требует.
Размер отвалов
Во время проведения формирования корпуса плуга необходимо учитывать тот факт, что во время поднятия пласта земли, высота которого составляет от 20 до 25 сантиметров, плуг будет выдерживать очень большие нагрузки. Это приводит к подвержению поверхностей корпуса к абразивному износу. Именно поэтому рабочие части данного навесного оборудования на трактор должны производиться из стали, толщина которых составляет от 3 до 5 миллиметров.
Независимо от способа изготовления агрегата, необходимо, чтобы его лемех был съемным. Это позволит его качественно заточить перед тем, как пахать землю. Наиболее часто с этой целью используется легированная сталь. При использовании углеродистой стали необходимо перед пахотой отбивать режущие части лемеха на наковальне, а после этого заточить.
При правильном подборе материала можно обеспечить высокий уровень работоспособности навесного оборудования на трактор. Плуг своими руками на т25 в данном случае будет работать надежно и долго.Самодельный агрегат можно изготовить двумя способами.
Сделать самодельный плуг этими двумя методами достаточно просто. Данная процедура будет под силу даже самым малоопытным мастерам. Более подробную инструкции об изготовлении навесного оборудования можно увидеть на видео, которое располагается на нашем сайте.
Изначально осуществляется изготовление элементов агрегата из плотного картона. Для этого необходимо также использовать чертежи. Для того чтобы максимально правильно изготовить самодельный плуг, необходимо выдержать соответствующие углы. Если параметры агрегата вами подходят, тогда необходимо произвести его изготовление из металла.
После изготовления металлических элементов плуга необходимо использовать стальной лист для их сборки, толщина которого будет составлять от 2 до 3 миллиметров. От краев листа необходимо отступить и отложить на нем угол. Для того чтобы сделать плуг своими руками, необходимо произвести установку лемеха на металлический лист.
Работа самодельного плуга
Для того чтобы плуг для Т 25 мог самостоятельно удерживать борозду, к нему приспосабливают двухколесный блок. Ширина бороздового колеса должна составлять 4-5 сантиметра, а диаметр – 32 сантиметра. Диаметр полевого колеса должен составлять 20 сантиметров. Ось для колес плуга на трактор Т 25 производят из трубы, размер которой составляет ¾ дюйма.
С одной стороны трубу необходимо загнуть на 90 градусов и приварить к нему втулку, на которую в дальнейшем будет устанавливаться бороздовое колесо. На другой стороне трубы производится крепление полевого колеса. Колесная ось производится составной. Сама труба крепится к грядилю навесного оборудования методом сварки.
На видео можете увидеть работу плуга (второй вариант)
Глубина пахоты грунта плугом для трактора составляет от 20 до 24 сантиметров. Именно такое же расстояние должно быть между полевым колесом и носком лемеха. Если вы предоставите возможность перемещения полевого колеса по вертикали, то плуг можно будет регулировать по глубине пахоты и ширине захвата грунта во время проведения работ. Если вы не знаете, как предоставить возможность перемещения колеса, то об этом вы можете посмотреть видео на нашем сайте.
Изготовить навесное оборудование самостоятельно не очень просто, но все же возможно. Главное, правильно подобрать материал и максимально точно придерживаться технологии производства.
При помощи мотоблока могут выполняться самые различные сельхозработы, как то: пахота, покос, посев, посадка и выкапывание картофеля, моркови, лука окучивание и др. Но для каждой из этих работ потребуется специально предназначенный для нее сельскохозяйственный инструмент. Вот здесь то и возникает вопрос о том, что выгоднее: купить готовый плуг, или изготовить плуг для мотоблока своими руками.
Плуги включают несколько видов, каждый из которых имеет особую конструкцию. Так, сегодня для пахоты мотоблоком используются плуги однокорпусные, либо оборотные, или роторного типа.
Однокорпусный плуг отличается наиболее простой конструкцией и наличием огромного числа чертежей его модификаций. Поэтому он представляет собой оптимальный вариант для изготовления своими руками, особенно для тех владельцев мотоблоков, которые не имеют необходимых навыков.
Изготовление самодельного однокорпусного плуга мотоблока не будет представлять каких-либо трудностей. Для него даже не нужно будет иметь какое-либо специализированное оборудование и инструменты. Вполне подойдут те, что хранятся в сарае или в гараже у каждого уважающего себя хозяина.
Исходя из опыта людей которые делали плуг для мотоблока своими руками и чертежи, то нужно сделать лемех плуга съемным, чтобы затачивать его перед пахотой.
Лучший материал для изготовления режущей части плуга для мотоблока- легированная сталь 9ХС, идущая на диски циркулярных пил.Сгодится и сталь 45, которая доводится до твердости HRC 50-55 закалкой. Если к вас есть только рядовая сталь, например углеродистая Ст.5, не подлежащая термической обработке, то ее тоже можно приспособить для резки пласта земли, отбив режущую кромку холодного лемеха на наковальне, и затем наточив ее.
Способ изготовления отвала №1. Рабочей поверхности отвала должна быть придана цилиндроидальная форма. Если есть листогибочные вальцы, то придать заготовке требуемую форму нетрудно.
Чтобы этого добиться, заготовку отвала, вырезанную газовой или электросваркой (либо ножницами) из стального листа толщиной 3-4 мм, подают на вальцы под углом 20°-23°, выгибают её, а затем молотком придают требуемую форму по шаблону.
Способ №2. Заготовкой для отвала может быть стальная труба с диаметром 550-600 мм и с толщиной стенки 4-5 мм. Вначале из плотного картона изготавливают шаблон отвала, затем шаблон прикладывается к трубе так, чтобы нижняя образующая шаблона отвала составляла с образующей цилиндрической трубы угол 20-23°.
Контур отвала рисуется мелом, затем он вырезается газовой сваркой и обрабатывается наждаком. Если необходимо, то форму отвала доводят молотком по имеющемуся шаблону.
Способ №3. Самым трудоемким способом получения отвала является помещение его заготовки в горн для нагрева (или нагрев ее другим способом). Затем заготовку гнут по матрице, в качестве которой можно брать отвал от другого плуга.
Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки Ст.3-Ст.10 с толщиной 3 мм.
Чертеж деталей плуга:
Рекомендуем вначале выполнить части плуга из плотного картона и соединить их между собой склеиванием с выдерживанием соответствующих углов. Так, значения угла альфа на разных частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла гамма — от 42° до 50°. Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, смело начинайте работу с металлом.
Когда стальные части плуга будут сделаны, то для сборки его корпуса будет нужен вспомогательный лист стали толщиной 2-3 мм с размерами 500х500 мм, а также потребуется сварочный аппарат. На вспомогательном листе с отступом от краев 40 мм откладывается угол γ0.
С использованием клиньев с углом α0=25° на вспомогательный лист устанавливается лемех и приваривается к листу точечно с двух сторон.
С лемехом стыкуется боковой щиток стойки в вертикальном положении так, чтобы его край заходил за край лемеха на 5-8 мм, при этом поднят боковой щиток должен быть выше, чем лезвие лемеха (то есть выше вспомогательного листа) на 6-10 мм, чтобы не мешать лемеху подрезать землю. Щиток также слегка приваривается к лемеху и к вспомогательному листу.
Затем к лемеху максимально плотно и без зазора прикладывается отвал, чтобы их поверхности были одним целым. Угол между верхним обрезом отвала и лезвием лемеха равен (γmax − γ0) = 6-8°.
Если обнаруживается, что углы и/или поверхности не соответствуют, то отвал дорабатывается молотком. После подгонки отвала к лемеху он сзади прихватывается сваркой как к лемеху, так и к боковому щитку. Затем боковой щиток сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой прихватываются упорные уголки для лемеха.
Плуг еще раз подвергается осмотру и сваривается капитально, при этом вспомогательный лист, используемый для сборки плуга, отделяется от его корпуса зубилом или «болгаркой» с отрезным диском. Упорные уголки лемеха капитально привариваются к пластине основания. Затем все сварные швы зачищаются, а поверхности отвала и лемеха обрабатываются шлифшкуркой.
Поворотный плуг — универсален, применяется на мотоблоках, содержит на стандартной одинарной сцепке ручной поворотный механизм. Как известно, при пахоте почвы обычным плугом за один проход пласт земли переворачивается лемехом в одну сторону. Чтобы земля следующего ряда переворачивалась в ту же сторону приходится возвращаться к началу предыдущего ряда и начинать с той же стороны участка.
Поворотный плуг позволит вам выполнять пахоту гораздо быстрее — в конце ряда вы после разворота мотоблока просто разворачиваете лемех в другую сторону и продолжаете обработку почвы.Поворотный плуг характеризуется наличием трех конструктивных плоскостей: нижней горизонтальной плоскости полозка, боковой вертикальной плоскости полозка и передней отвальной плоскости. Если после снятия лемеха и отвала плуг поставить на горизонтальный стол, вплотную придвинутый к стене, и прижать его боковую поверхность к вертикальной стене, то поверхность стола совпадет с нижней горизонтальной плоскостью полозка, а вертикальная стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.
Четвёртым условием хорошего плуга является ровная тыльная сторона лемеха, составляющая с плоской поверхностью установки плуга угол 15…20 градусов, равный заднему углу установленного лемеха.
Боковые режущие кромки лемеха и отвала также должны иметь задние углы 10…20 градусов с боковой плоскостью борозды, причем боковая режущая кромка отвала может быть закругленной.
Прежде чем начинать настройку плуга, необходимо подготовить сам мотоблок и установить плуг на мотоблок. Для этого мотоблок помещается на место проведения работ, колеса с резиновыми шинами снимаются и устанавливаются стальные грунтозацепные колеса. Делается это с целью уменьшения буксования мотоблока при пахоте из-за сопротивления грунта.
После этого приступают к присоединению к навесному устройству имеющегося плуга мотоблока. Гайки крепления при этом следует затягивать не полностью, чтобы иметь возможность регулировки агрегата. Затем выполняется фиксация агрегата к крепежной серьге мотоблока двумя стальными штырями. По окончании этих операций можно начинать операцию регулировки плуга.
Регулировка плуга на мотоблоке должна проводиться с максимальным соблюдением правил, ведь от нее прямо зависит качество вспашки. Она осуществляется следующими этапами.
Сначала колеса мотоблока ставятся на специально для этого подготовленные подставки и проводится его балансировка. Высота этих подставок прямо определяет глубину вспахивания (высота подставок для вспахивания мерзлого грунта должна быть не более 20-25см, для весеннего грунта – 15-20 см).
После этого регулировочными болтами выставляется угол наклона плуга так, чтобы его «пятка» была расположена параллельно поверхности земли.
После закрепления плуга, мотоблок снимают с подставок и ставят на грунт. Руль его выставляют таким образом, чтобы ручки управления находились на высоте пояса пахаря.
Последний этап регулировки плуга состоит в оценке правильности его настройки. Для этого проводят контрольную вспашку в виде двух – трех борозд с измерением глубины среза и качества отвала грунта, а также расстояния между бороздами. В случае, если расстояние между бороздами превышает 10 см, или они перекрывают друг-друга, регулировку требуется выполнять повторно.
Эта модель полностью отлична от всех других моделей плугов. Такой роторный плуг для мотоблока, включает нескольких изогнутых лемехов, установленных на одну ось. При работе ось плуга вращается от вала отбора мощности мотоблока и переворачивает грунт.
Роторный плуг к мотоблоку обрабатывает почву до глубины 25-30 см при малых затратах физических сил работника.
Работать с мотоблоком, оснащенным роторным плугом проще, чем с обычным плугом, так он позволяет передвижение не только по прямым линиям, но и по кривым, что облегчает обработку участков со сложной геометрией.
Сейчас многими аграриями ведутся споры о том насколько эффективна работа роторного плуга, но он все больше набирает популярность у дачников при обработке заплетенной корнями и заросшей почвы.
Для тех, кто владеет небольшим участком земли (20-40 соток) и активно занимается земледелием, например, выращивает картофель или другие культуры, серьезным помощником в работе является мотоблок. Оснащенный набором навесного оборудования, его можно использовать для вспашки и рыхления почвы, посадки и уборки картофеля, моркови и др. С помощью мотоблока можно скосить траву, убрать снег, перевезти небольшой груз. Навесное оборудование можно приобрести в магазине, но домашнему умельцу, имеющему в арсенале доступные инструменты, по силам будет изготовить некоторое оборудование самостоятельно, включая плуг. Если вы решились изготовить плуг для мотоблока своими руками, рассмотрим их конструкции, а также какие из них можно сделать самостоятельно.
При комплектации мотоблоков применяют плуги трех разновидностей, все из них имеют свою область применения:
Однокорпусные агрегаты – наиболее простые по конструкции. Они имеют только один лемех и применяются при вспашке легких грунтов на обычных садовых участках, составляющих большую часть земель. Для вспашки тяжелых грунтов и целины такой плуг не подойдет, здесь потребуется более мощная конструкция.
Двухкорпусный плуг представляет собой две скрепленные рамы с лемехами. Применяется для обработки различных видов почв и для первичного вспахивания целинных земель. Одновременно сможет выполнять вспашку и боронование, обеспечивает наилучшее качество возделывания почвы.
Оборотные плуги отличаются по форме лемеха, напоминающего перо. Лемех с загнутой верхней частью переворачивает грунт. Рекомендуется для вспашки твердого, жесткого грунта. Плуги такого вида совместимы с мотоблоками среднего и тяжелого классов, например МТЗ. Название свое получили от устройства, поворачивающее лемех при изменении направления вспахивания, что удобно для участков большой длины. Направление отвала почвы сохраняется.
Роторные модели отличаются от других конструкций: агрегат состоит из набора изогнутых лемехов, которые взрыхляют почву, помещенных на оси, приводимой в действие валом отбора мощности агрегата. Глубина вспашки почвы роторным плугом составляет 25-30 см, и не требует значительных усилий работников.
Ротационный плуг позволяет вести вспашку, меняя направления, что важно для обработки участков со сложными формами. Данная конструкция популярна среди дачников для обработки почвы со слоем дерна или насыщенной корнями. Роторные плуги совместимы со средними и тяжелыми мотоблоками.
По наличию отвала плуги можно разделить еще на два вида:
Изготовление самодельного плуга своими руками имеет ряд преимуществ перед использованием покупных. Его конструкция больше отвечает требованиям, соответствующим обрабатываемой почве: это угол овала, глубина вспахиваемого слоя, ширина вспахиваемого участка за один проход, а также эффект рыхления.
Плуг, изготовленный своими руками с учетом мощности двигателя, не создаст дополнительной нагрузки на мотоблок, исключит пробуксовывание колес и обеспечит оптимальный эффект вспашки. Применение качественного материала и соблюдение технологии позволит значительно увеличить срок службы. Изготавливая плуг, можно предусмотреть возможность крепления дополнительного оборудования для обработки почвы.
Наиболее простой, но одновременно и эффективной конструкцией плуга является однокорпусный.
Такая конструкция применима для производства ее собственными руками в домашних условиях. Для изготовления не потребуются специальные инструменты и приспособления, а также особые навыки, достаточно будет инструментов, имеющихся в мастерской домашних мастеров.
Опыт хозяев, применяющих в своих полевых работах мотоблоки, оснащенные плугами, показывает, что лемех требуется периодически снимать, чтобы до начала работ его наточить. Выбирая материалы для изготовления лемеха, рекомендуем применить легированную сталь 9ХС, используемую при изготовлении циркулярных пил.
Может быть применена сталь 45, но ее потребуется закалить до твердости HRC 50-55. Не исключено применение обычных сталей, в том числе Ст.5, которые не подвергают закаливанию, но может быть доведена до нужного качества, если отбить кромку молотом и заточить ее.
Отвал плуга можно изготовить разными методами, рассмотрим некоторые из них, чтобы была возможность выбора наиболее удобного и доступного по материалам и стоимости.
Начиная сборку, рекомендуется предварительно изготовить макет, используя плотный картон, склеивая отдельные детали под определенными углами. На представленных чертежах угол альфа на различных участках составляет 25-30°, угол гамма – 42-50°. Оценив полученный картонный образец, начинаем его изготовление из металла. Материал для корпуса выполнен из листовой стали толщиной 3,0 мм.
Чтобы выполнить сборку, воспользуемся аппаратом для сварки. Потребуется стальной лист толщиной 2-3 мм с габаритами 0,5х0,5 м. Воспользовавшись клиньями, установленными под углом 25°, на лист помещаем лемех и привариваем его к листу в двух местах. К лемеху вертикально стыкуем боковой щиток, расположив его внахлест на 5-8 мм. Щиток необходимо расположить выше лезвия лемеха (плоскости листа) на 0,6-1,0 см, чтобы свободно подрезать почву. Щиток прихватками присоединяем к лемеху и вспомогательному листу. Прикладываем к лемеху отвал так, чтобы получилась цельная конструкция. Угол между ножом лемеха и краем отвала необходимо установить 6-8°.
Схема крепления плуга представлена на чертеже.
В том случае, если какой-нибудь из углов или поверхности не совпадут или не будут отвечать рекомендованным, деталь потребуется подправить молотком. Подогнав отвал и лемех, привариваем их, после этого отвал прихватками скрепляем с боковым щитком. Свариваем боковой щиток сначала с распорной планкой, после этого с пластиной, расположенной в основании, теперь к ней привариваем упорный уголок лемеха. Весь агрегат осматриваем, и теперь потребуется тщательно проварить швы, затем отделить от вспомогательного листа. Выполнив сборку, швы требуется тщательно очистить болгаркой, а поверхности, которые будут контактировать с грунтом, зашлифовать.
У оборотного плуга имеется отличие – наличие механизма поворота, переворачивающего лемех при проходе соседней борозды в обратном направлении. Перевернув лемех, пласты почвы будут переворачиваться в том же направлении, что и предыдущие. Поворотный механизм позволяет выполнять вспашку быстрее, чем при использовании обычной конструкции.
У оборотной конструкции имеется три специфические плоскости: внизу горизонтальная плоскость полозка, боковая вертикальная и передняя отвальная. Снимаем лемех и отвал, устанавливаем на пол и прислоняем их к стенке, нижняя горизонтальная плоскость полозка должна совпасть с горизонтальной линией пола, а стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.
Чтобы отрегулировать плуг, необходимо нижнюю грань лемеха опустить на 1,0–4,0 см ниже плоскости полозка. Боковые режущие грани лемеха и отвала должны лежать на одной линии и выступать на 1 см от вертикальной линии полозка.
Рабочая поверхность лемеха должна совпасть с отвалом без каких-либо зазоров, на них не может быть выступающего крепежа и их требуется тщательно отполировать.
После окончания вспашки все рабочие части необходимо очистить и промазать технической смазкой, чтобы исключить коррозию при хранении до следующего сезона.
Перед установкой плуга потребуется заменить колеса специальными с грунтозацепами для повышения проходимости по пахоте. Затем присоединяют плуг к навесному устройству мотоблока. Во время установки крепления не должны затягиваться полностью для обеспечения регулировки. Фиксируют агрегат на крепежной серьге мотоблока с помощью двух стальных стержней.
Регулировку плуга необходимо производить, соблюдая все правила, что влияет на качество вспашки. Устанавливают колеса мотоблока на специальные опоры и выполняют его регулировку. Высота опор равна глубине вспахивания и составляет 15-20 см при проведении работ весной на влажном грунте или 20-25 см. С помощью регулировочных болтов выставляют «пятку» плуга параллельно земле.
Теперь можно снять плуг с опор на землю, ручки управления выставляются по высоте пояса работника. Затем проверяют настройку контрольным вспахиванием нескольких борозд. Замеряют, на какую глубину произведена вспашка, качество отвала почвы и расстояние между соседними бороздами. Если расстояние больше или меньше 10 см, регулировку необходимо повторить.