Психологическая готовность к школе. Консультация психолога для родителей и педагогов. Консультация (подготовительная группа) на тему: Консультация " Готовность ребёнка к школе"

30.09.2019

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"

Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Савинский детский сад", д.Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: данная публикация предназначена для психологов и воспитателей, работающих с детьми подготовительной группы, поможет подготовить детей к школьному обучению.
Цель: обогащение знаний родителей по подготовке детей к школе
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое психологическая готовность ребенка к школе?
2. Рекомендации по использованию игр и упражнений для развития познавательных процессов детей подготовительной группы.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
1. Социально – психологическая готовность к школе:
- учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).
2. Школьно – значимые психофизические функции:
- важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
- у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.
Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр.
Задача взрослых - учить ребенка выполнять свои обязанности, быть ответственным, аккуратным. Почаще следует прибегать к играм, особенно с правилами. Как отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. В этих играх ребенок добивается выигрыша, мобилизовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты.
С высокими требованиями и издержками современной школьной жизни справится ребенок физически крепкий, закаленный, выносливый. Немаловажное значение имеет состояние зрения, слуха ребенка. Согласитесь, что о физической готовности ребенка к школе родителям следует заботиться еще до его рождения.
В начале учебного года дети подготовительной группы были обследованы по методике Л.А.Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Готовность к школе».
Обследование детей подготовительных групп проводилось с целью изучения интеллектуальных и личностных качеств, необходимых ребенку для обучения в школе.
С помощью данной методики оценивалось 15 психологических качеств ребенка:
1. Речевое развитие (словарный запас, способность к грамматически правильному построению предложений, произвольность владения речью)
Определенную пользу приносит доброжелательное обращение с ребенком, а также обучение его чтению. Чтение существенно обогащает речевой опыт ребенка, формирует многообразные связи его образных представлений с речевыми высказываниями, позволяя в дальнейшем значительно легче воспринимать информацию на слух. Так же необходимо разъяснять значения слов, обучать правильному их употреблению и грамотному построению предложений. Необходимо расширять общую информированность ребенка, но обязательно с использованием наглядно-действенных методов.
2. Визуальное мышление (умение видеть закономерности в информации целостно представленной перед глазами
(образный зрительный интеллект),
делится на:
линейное - умение проводить сравнение различных изображений и их деталей, продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам
структурное -умение устанавливать закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения.
для развития визуального мышления можно использовать следующие игры и упражнения:
«Найди закономерность»;


«Подбери заплатку»;


3. Понятийное мышление:
Интуитивное - умение выделять главное. Основано на личном опыте ребенка. Связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться
Логическое - обеспечивает понимание сути правил, законов, формул, и выделение зоны их применения, возможность использования их на практике (умение действовать в соответствии с объяснениями учителя, т. е. по аналогии).
Игры для развития понятийного мышления:
«Лишний предмет»;




«Назови одним словом»;


"Недостающий предмет"



4. Понятийное речевое мышление (восприятие и понимание материала на слух),
5. Понятийное образное мышление (восприятие и понимание иллюстративного материала),
6. Абстрактное мышление (умение выделять формальные признаки и оперировать ими в уме), сначала счет на пальцах,счет с помощью палочек или любых других предметов,счет с опорой на зрительное представление примера, который ребенку надо решить в уме, восприятие задания на слух (сначала только с переходом на второй десяток, далее – в пределах сотни), решение примера в уме и быстрое воспроизведение ответа (как будто ребенок его видит или знает). Полноценный свободный счет в уме – это предпосылка для развития абстрактного мышления.
7. Скорость переработки информации (оперативность умственной и моторной обработки информации),
8. Зрительно-моторная координация (согласованность работы зрительного анализатора и мелкой моторики руки)
Ребенку надо помогать, постепенно приучая его к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы и сличению ее с образцами.
(поэлементное письмо, срисовывание картин в мелкой клетке)
Упражнения для развития зрительно-моторной координации:
"Нарисуй по образцу"


"Дорисуй вторую половинку"


"Дорисуй по клеточкам"


"Нарисуй так же"


9. Внимание , если у ребенка скорость переработки информации соответствует 3-5 уровням, а внимательности 4-5 уровням – повода для беспокойства нет. Если оба показателя находятся в средней зоне, то еще достаточно ребенок может допускать ошибки по невнимательности, и его надо обучать методам речевого самоконтроля. Сначала ребенок должен рассказывать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания.
Для развития внимания можно использовать следующие игры и упражнения:
"Сравни картинки"


"Найди пару каждому предмету"


"Найди такой же вертолет,как в облачке"


"Расставь значки в фигурах в соответствии с образцом"


"Лабиринты"


"Раскрась фигуры в соответствии с образцом"

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

Он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

Должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

Цифры от 0 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: « », «-«, «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Складывать пазлы без помощи взрослого.

Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Выполнять аппликации.

6) Речь.

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Понимать и объяснять смысл пословиц.

Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Консультация для родителей

Тема: «Как говорит ваш ребёнок».

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями только благодаря усилиям взрослых. К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребёнка поздно. Вспоминается такой случай. Мать обратилась за консультацией к специалисту- логопеду «Дочка учится в первом классе, но она не может правильно читать и писать. Пишет так, что дети смеются, ведь она не глупая и слышит хорошо». После беседы с матерью выяснилось, что девочка до поступления в школу так и не научилась говорить правильно. Но родителей тогда это не беспокоило. Наоборот им нравилось, когда она картавила, они считали это забавным и не поправляли её. С ней мало разговаривали, не читали книг, стихотворений. Считали, что всё она усвоит в школе. В результате у девочки оказалось недоразвитие речи, которое всегда затрудняет обучение чтению и письму. Поэтому хочется рассказать родителям, как развивается речь ребёнка. Когда необходимо разговаривать с ребёнком. С самых первых дней его жизни. И через месяц вы с радостью убедитесь, что ребёнок реагирует на ваши звуки. С шести месяцев ребёнок уже начинает понимать отдельные слова и фразы, связывать их с предметами. Понятно, что и этому его надо учить. Следует помнить, что новые слова и фразы малыш может узнать только от вас, и произносить захочет только вам. А задача взрослых при этом поощрять речь ребёнка, радоваться ей. Если вам не удаётся пробудить у малыша интерес к речи, то затормозится его речевое развитие, а также умственное развитие. Побуждая ребёнка к речи нужно постоянно задавать ему вопросы. Здесь больше возможности для обогащения словаря детей. Очень важно побуждать ребёнка задавать вопросы. Трёхлетнему ребёнку читают книги. В основном это книжки, состоящие из картинок с короткими текстами. Взрослые поясняют ребёнку иллюстрации, просят его показать, например, где машина, где большой дом, а где, а где маленький и т.д. Необходимо разучить с ребёнком небольшое стихотворение, рассказать или почитать лёгкие для понимания сказки и рассказы. Потом малыш воспроизводит содержание услышанного, отвечая на вопросы. Таким образом, развивается у ребёнка и речь, и память.

Родители должны терпеливо и внимательно слушать ребёнка, помогать ему при этом вопросами, подсказкой. Не следует побуждать детей заучивать слишком трудные для них сказки, потешки, скороговорки. У некоторых детей может быть слишком тихий голос. Это обычно наблюдается у детей физически ослабленных, робких, застенчивых. В таком случае хорошо начать разговор с ребёнком на большом расстоянии. Не заметно для себя малыш начнёт усиливать свой голос. Так же нужно побуждать его читать стихи, рассказывать сказки, удалившись в другой конец комнаты. Но никогда не следует побуждать говорить ребёнка громко. Только подбадривание, ласковые уговоры приведут к желаемому результату.

Консультация для родителей подготовительной группы.

Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Дети, которые не ходят в детский сад, и не получают соответствующую подготовку к школе, могут записаться в кружок «Почемучки» в Центре детского творчества.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

Консультации для родителей

«Положи твоё сердце у чтения».

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»

Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам!

Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.

Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.

Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.

Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.
традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.

Памятка для родителей будущих первоклассников

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17. Прочти стихотворение.

18. Знания математики:

Счёт до 10 (20) и обратно

Сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)

Решение задач на сложение и вычитание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

Список литературы

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.

5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.

6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

Консультация «Готовность ребенка к школе»

Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

II. Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

    Умение общаться со взрослыми и сверстниками

    Самостоятельность

    Настойчивость

    Состояние здоровья

    Умение логически мыслить

    Умение организовать рабочее место

    Развитие речи и памяти

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т.д. место)

III. Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.

IV. Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

^ 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

^ 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

^ 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

Их длительность не должна превышать 35 минут.

Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?

Как правило, родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребёнок хорошо учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу.

С помощью этого теста Вы можете попытаться оценить подготовленность ребёнка к школе.

Ответьте на вопросы «Да» или «Нет»

    Часто ли Ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?

    Вашего ребёнка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

    Вы считаете, что Ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

    Ваш ребёнок общителен как с детьми, так и со взрослыми?

    Вы не уверены в том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

    Ваш ребёнок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

    Игрушки и личные вещи Вашего ребёнка всегда в беспорядке, и Вы устали напоминать ему, что нужно их убирать?

    Может ли Ваш ребёнок сравнивать числа и предметы?

    Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)?

    Умеет ли ребёнок выделять существенные признаки в предметах (например, «у птицы есть клюв, перья»)?

    Может ли Ваш ребёнок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова сапоги, туфли, ботинки)?

    Сможет ли Ваш ребёнок придумать к предложенному слову слова с противоположным значением (например, «жарко – холодно»)?

    Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

    Ваш ребёнок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?

    Верно ли, что Ваш ребёнок недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?

    Ваш ребёнок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

    Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

    Рисунки Вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

    Ваш ребёнок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?

    Может ли Ваш ребёнок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например,«дерево – ветки», «книга – страницы»)?

    Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлён?

Соотнесите свои ответы с ключом

Если на вопросы 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22, 23 Вы ответили «Да», то начислите по 1 баллу за каждый ответ.

Если на вопросы 2, 6, 7, 17, 18, 21, 24 Вы ответили «Нет», то начислите ещё по 1 баллу за каждый ответ.

Подсчитайте общее количество баллов.

Если оно составляет:

20-24 балла – Ваш ребёнок готов к школе. Он будет справляться со всеми школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и к получению новых знаний.

15-19 баллов – Вам следует уделять больше внимания своему малышу. Содержание вопросов теста, либо задания в нём помогут Вам выбрать нужное направление работы с ребёнком. Не отчаивайтесь, Ваш малыш почти готов, чтобы идти в школу.

14 и менее баллов – лучшим советом для Вас будет поговорка: «Терпение и труд всё перетрут». Ваш малыш ждёт помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры. Всё это поможет ребёнку достичь успеха и пойти в школу подготовленным

Критерии готовности к школе:

МЕЛКАЯ МОТОРИКА (развитие руки)

Дети должны уметь:

Застегивать пуговицы, завязывать шнурки;

Проводить прямые и не дрожащие линии;

«видеть строку» и писать в ней;

Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок;

Проводить по линии, отрывая карандаш не более трех раз, без многократного наведения по одному и тому же месту, без сильного нажима на бумагу.

^ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:

Дети должны знать:

Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

Состав чисел из двух меньших;

^ КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ.

Дети должны уметь:

Называть числа в прямом и обратном порядке;

Соотносить цифру и число предметов;

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

Сравнивать числа в пределах 10;

Устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

Размещать предметы в порядке возрастания, убывания;

Уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).

ВЕЛИЧИНА

^ Дети должны уметь:

Сравнивать по длине, высоте, ширине;

Ориентироваться на листе бумаги;

Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;

Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большого размера;

Измерять длину предметов с помощью условной мерки;

Сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

Делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

^ Дети должны уметь:

Различать и называть части суток и их последовательность;

Понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;

Знать дни недели, их последовательность;

Уметь называть месяцы года.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ. Неживая природа.

^ Дети должны:

Иметь представления о сезонных изменениях в природе;

Определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

^ ЖИВОТНЫЙ МИР.

О домашних и диких животных;

О перелетных и зимующих птицах;

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

^ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР.

Дети должны иметь представление

Об условиях, необходимых для роста растений;

О лесных ягодах и грибах;

Об овощах и фруктах;

О деревьях, кустарниках и цветах.

^ ПРЕДМЕТНЫЙ МИР

Дети должны уметь:

Сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

Называть материалы, из которых они изготовлены;

Понимать значение обобщающих слов

^ Я И ОБЩЕСТВО.

Дети должны знать:

Название нашей страны и ее столицы;

Название родного города;

Иметь представление о всенародных праздниках.

^ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Дети должны:

Различать проезжую часть дороги и тротуар;

Понимать значение сигналов светофора;

Знать правила дорожного движения.

В 6-7 лет ребёнок должен уметь:

Внимание–

выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.

Память

– запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление

– определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Математика

– называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.

^ Развитие речи

– правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; составлять предложения из 5-6 слов, членить простые предложения на слова; делить слова на слоги.

^ Развитие мелкой моторики

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединять их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

^ Ознакомление с окружающим

– называть своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (посёлка), столицы, Родины; последовательность времён года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелётных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

Итак, начну с перечисления того, что же нужно ребенку, чтобы быть успешным в учебе: произвольное внимание, умения понимать причинно-следственные связи, умение выражать свои мысли и задавать вопросы, умения запоминать, умения обобщать, умения выделять существенные признаки и игнорировать несущественные, умение следовать инструкции, достаточно развитая мелкая моторика, ну и конечно желание учиться, положительный настрой и сформированность так называемой позиции школьника. Это те вещи, которые смотрит школьный психолог во время диагностики готовности ребенка к школе. Расскажу подробнее, что это такое и как это развивать.

Произвольное внимание - это умение концентрироваться на том, что прямо сейчас внимания не привлекает, умение продолжать делать то, что стало сложно или надоело. Его часто противопоставляют вниманию непосредственному, то есть, реакции на что-то новое, интересное, неожиданное, на что-то, что не может не привлечь внимания. Так вот, при переходе к систематическому школьному обучению ребенку придется заниматься математикой во время урока математики, а не тогда, когда ему этого захотелось. Это умение и называется произвольным вниманием.

Как развивать: произвольное внимание начинает формироваться не раньше определенного возрасте, это значит, что в 3-4 года бесполезно требовать этого от ребенка. Тем не менее, чтобы со временем ребенок научился концентрироваться на том, что прямо сейчас ему не очень интересно, важно соблюдать несколько правил при воспитании. Во-первых, очень важно научить ребенка не бросать начатое дело, а стараться его завершить, пусть таким завершением будет просто уборка, важно, чтобы ребенок не бросал свое занятие, как только оно наскучило ему, но уделял ему еще немного времени после. Во-вторых, важно давать ребенку время на самостоятельные занятия, когда он сможет сам себя занять.

Понимание причинно-следственных связей - это логика, вернее самое ее начало, логика в бытовом понимании. Ребенок должен понимать, что если он видит на одной картинке снеговика и солнышко, то картинка, где солнышко есть, а снеговик почти растаял логически следует за первой, так как солнце является причиной таяния снеговика. Это значит, что ребенок должен уметь выделить причину и последствие при рассказе о каком-то событии или при обсуждении картинки или рассказа, должен уметь ответить на вопрос «Почему?».

Как развивать: Первый и главный способ развития это ваши разговоры с ребенком, читая книгу, обсудите, что и почему произошло, убедитесь, что ребенок понимает логику рассказа. То же самое можно делать и при просмотре фильмов/мультфильмов и при обсуждении событий за день. Ну а кроме того есть много заданий, где надо из отдельных картинок выстроить стройный ряд и по нему рассказать историю о том, что же произошло.

Развитие речи (умение выражать свои мысли и задавать вопросы) - это и словарный запас, и умение строить развернутые предложения, и понимание шуток.

Как развивать: Ничто не может быть полезнее для развития речи, как общение с ребенком. Разговаривайте больше, читайте книги, объясняйте неизвестные слова, поощряйте ребенка выражать свое мнение и придумывать свои объяснения непонятным фактам.

Память - сюда входит как непосредственное запоминание, так и опосредованное, то есть, запоминание с дополнительной помощью, например, рисунка.

Как развивать: Учите с ребенком стихи, обсуждайте события, произошедшие за день, смотрите фотографии из поездок и просите ребенка вспомнить, где это было и что еще происходило в поездке. Есть также множество игр на развитие внимания и памяти, например такая: в ряд выставляется от 7 до 10 предметов, ребенок смотрит на них, потом закрывает глаза, один предмет убирается, а остальные меняются местами, задача назвать отсутствующий предмет. Или всем известные игры «мемори». Также хорошо работают игры, где все по кругу называют слова или вместе составляют рассказ, причем каждый следующий игрок повторяет все, сказанное до него.

Умения классифицировать, выделяя существенные признаки и игнорируя несущественные - для дошкольников это сводится в основном до знания названий понятий, таких как мебель, одежда, овощи, фрукты и умению отнести предмет к определенному классу. Или выбрать все треугольники независимо от их цвета и размера.

Как развивать: Это опять же делается в повседневном общении, когда вы обсуждаете то, что ребенок видит и то, что происходит в его жизни. Но кроме того возможны и различные игры, когда мы называем по очереди все известные нам овощи или фрукты или насекомых. Если ребенок достаточно взрослый (5-6 лет) можно просто рассказать ему о существовании этих категорий и назвать обобщающие понятия.

Умение следовать инструкции - подразумевается умение слышать учителя и выполнять его команды, причем в этих командах может быть от одного до 4-5 шагов.

Как развивать: Опять же скажу, что это умения формируется в обычной жизни с ребенком, когда вы просите его что-то сделать, он учиться следовать инструкции, иногда вы просите сделать последовательно два или три дела. Но ели вам кажется, что это может стать сложностью в школе, стоит заранее дома поиграть в игры на выполнение нескольких команд, заодно и память потренируете.

Мелкая моторика - это умение держать ручку или карандаш и совершать всякие мелкие действия пальцами, сюда же добавлю тренированность руки в целом, чтобы легче было писать.
Как развивать: рисование, раскрашивание, штриховка, обводилки, а также лепка, мозаика, вышивание, шитье, вязание и даже готовка - все это тренирует руку и косвенно готовит ее к письму.

Желание учиться, положительный настрой и сформированность так называемой позиции школьника - под этим подразумевается, что ребенок понимает, что такое школа, что там будет происходить и хочет учиться. Кроме того, он понимает, что ученик это такая отдельная важная роль, это не то же самое, что сын или внук.

Как формировать: для начала стоит понять, как вы на самом деле относитесь к школе, если вы ее боитесь или относитесь с пренебрежением, ребенок неизбежно почувствует ваше отношение. Вторым важным моментом является поддержание любознательности и активности вашего ребенка. Дети естественным образом хотят все знать и во всем разобраться, если не мешать им, а наоборот поддерживать и поощрять в этом, то к школе они будут готовы идеально. Чтобы помочь вам и ребенку интересоваться миром есть множество книг с опытами и экспериментами, они очень помогают в поддержании любознательности. Ну и конечно важно с одной стороны дать ребенку понять, что школа это серьезно, не напугав его с другой стороны сложностью и неизбежностью процесса. Тут могут помочь ваши рассказы про ваш школьный опыт или книги на ту же тему. Если ребенку это интересно, можно начать заранее играть в школу, давая ему возможность побыть как учеником так и учителем.

Итак, подводя итоги скажу, что вообще-то развитие ребенка, если оно происходит гармонично, неизбежно ведет к тому, что к 7 годам он будет готов к школе, но тем не менее, мне кажется важным, уделить этому вопросу отдельное внимание, так как наш современный мир перенасыщен разной информацией и стимулами, ребенок может во всем этом потеряться и ему может понадобиться помощь в формировании около учебных навыков и развитии основных психических процессов, таких как память, внимание и мышление

Консультация для родителей детского сада. Как подготовить ребёнка к школе


Чобанян Рита Шотаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР № 7 г.Курганинска, Краснодарского края

Описание: рекомендации воспитателя родителям детей дошкольного возраста, по подготовке к школе.
Цель:
Вооружение родителей знаниями о сущности "Школьная готовность", дать рекомендации.
Вопросы для обсуждения:
1. Ваш ребёнок будущий первоклассник.
2. Советы для родителей.

Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.
Как же понять – готов ли ребёнок к школе? Как правильно подготовить ребёнка к школе? Конечно же, ребёнку необходим запас знаний.
Родителей порой радует то, что ребёнок запомнил текст - стихотворения, сказку. Но гораздо важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма «моторики руки». Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки.
И, конечно же, особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач.
Несколько советов вам родители:
- развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
- формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающих.
- загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, пусть ребёнок рассуждает вслух, не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять.
- беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев осуждает, других одобряет.
Так же при определении того, готов ли ребёнок к учёбе, следует учитывать желание ребёнка поступить в школу и учиться, какое у него сформировалось мнение о школе и об учёбе в целом.
Подготовка ребёнка к школе начинается с раннего возраста, самого рождения, так, как, в детском саду и в общении с родителями ребёнок получает первые знания.
С какими знаниями ребёнок должен идти в школу?
Как подготовить ребёнка к школе?
1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
2.Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные дни.
3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
4.Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
5.Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне ("Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, автобусе («Слова-города» и др.)
6.Дети эмоционально – отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.
7.Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.
Самым распространённым и правильным остаётся мнение, что перед поступлением в школу родители или преподаватели детского сада должны дать ребёнку начальные знания – знать звуки, и цифры, рисовать карандашами и красками, вырезать ножницами картинки.
Но самое главное то, что при подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.

(подготовила по материалам: методического пособия О.Л. Зверевой «Родительские собрания в ДОУ»).

Педагог-психолог: О.Н. Торхова

«Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»

(Венгер Л.А.) .

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.

Ребенок должен уметь вступать в общение

и с учителем и со сверстниками.

Важные компоненты, по которым можно оценить готовность ребенка к школе

1 Саморегуляция (самоконтроль) – основа готовности к школе

Примерно к семи годам у ребенка формируется новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью.

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке! Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Родители могут помочь детям в развитии самоконтроля через познавательные игры (сделай по образцу, повторять слова за мамой)

2 Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

3. Личностно- Социальная готовность к школе

Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами) . Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

Что необходимо в первую очередь для подготовки к школе?

  1. Заранее составьте для своего ребенка режим дня с учетом особенностей семьи и приучайте к его выполнению.
  2. Обратите внимание на навыки самообслуживания, привлекайте ребенка к участию в домашних делах.

Ваш ребенок должен знать:1. Свое имя, фамилию, возраст, где он живет (город, улица, дом) , имена, отчества родителей, где они работают.

2. Мир который его окружает: времена года, животных, насекомых, деревья.

3. Ребенок должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопросы: «Почему ты так думаешь?» , важно, чтобы ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

4. У него должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, т.е. у него должно быть желание учиться, серьезное отношение к школе, учению, учителю.

5. Ребенок должен владеть навыками, традиционно относящимся к школьным: - письмо, счет (в пределах 10 в прямом и обратном порядке) , решением арифметических задач.

6. Владение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, объяснить то или иное правило.

7. Умение входить в детское общество, действовать совместно с другими.

8. Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве и времени.

9. У ребенка должен быть сформирован достаточный уровень волевого развития (т. е. умение подчиняться и выполнять систему требований, предъявляемых школой и учителем) .

10. У ребенка должно быть сформировано цветоразличение, должен знать формы предметов, их величину.

Портрет будущего первоклассника

  • Физически развитый ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  • Любознательный, активный.
  • Эмоционально отзывчивый.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Способный ребенок управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Способный ребенок решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту.
  • Ребенок, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит) .

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Избегайте чрезмерных требований.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может.

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Если дети живут в атмосфере критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы - они учатся драться.

Если дети живут среди насмешек - они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает чувству вины.

Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха - поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»

Обратная связь.

Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня. Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе? Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?

Спасибо за внимание!

Успехов и терпения Вам!

Педагог – психолог