Происхождение человека на земле. Гипотезы происхождения человека

18.10.2019
Антропогенез — процесс исторического развития, эволюции человека с момента возникновения предковых форм — гоминид до настоящего существования вида человека разумного Homo sapiens. Факторы антропогенеза: изменение среды обитания, использование орудий труда, огонь, речь. Как считается, предками человека являются приматы. Представители этого отряда появились около 70 млн лет назад в конце мезозойской эры. Принятая большинством ученых схема предполагает, что человек разумный является в настоящее время единственным представителем рода Homo и семейства Hominidae. Это семейство вместе с семейством понгид, или человекообразных обезьян, (Pongidae: шимпанзе, горилла и орангутан) и гиббоновых (Hilobatidae) объединяют в надсемейство гоминоидов, или антропоидов (Hominoidea) отряда Primates.
Свидетельства происхождения человека от животных: наличие рудиментарных органов (аппендикс, сильно развитые ушные раковины), появление атавизмов (появление хвоста, сильное развитие волосяного покрова на теле, дополнительные соски). Прародиной человечества является Восточная Африка. Родственные связи человека и высших обезьян обнаруживаются и при сравнении их кариотипов. У шимпанзе, гориллы и орангутана — 48 хромосом в диплоидном наборе, а у человека — 46. Результаты исследования аминокислотных и нуклеотидных последовательностей подтверждают близость человека с человекообразными обезьянами, особенно с шимпанзе и гориллой. Так, отличия последовательностей нуклеотидов у них не превышают 1%. Шимпанзе и человек имеют одинаковые антигены групп крови, и кровь соответствующей группы можно переливать от особей одного вида особям другого.
Этапы антропогенеза:
. образование рода Homo;
. эволюция рода Homo до современного человека;
. эволюция современного человека.
Первый этап представляет собой чисто биологическую эволюцию, на втором этапе к биологической подключается еще и социальная эволюция, которая на третьем этапе становиться доминирующей.
Возможная схема филетических отношений между предками человека. Общим предком австралопитеков и рода Homo является A. afarus, скелет которого был обнаружен в Кении, Эфиопии и Танзании. Древность находок датируется 4—2,8 млн лет. Он ходил на двух ногах. Объем мозга был 380—450 см3, что соответствует примерно объему мозга современного шимпанзе. A. afarus дал начало роду Homo, а также продолжил ветку австралопитеков, следующим в которой был вид A. africanus (южно-африканский человекообразный австралопитек). Он обладал прямохождением, масса мозга была 450—550 г при общем весе 25—65 кг. A. africanus имел сходство в строении зубной системы по сравнению с человеком: малые клыки, зубы расположены в виде широкой дуги (это говорит о всеядности). На месте нахождения их скелетов обнаружены кости животных, а в частности черепа, расколотые тяжелыми предметами с левой стороны. Это говорит о том, что австралопитеки в основном были правшами. A. africanus представляют собой ветку с узкой специализацией, последним в которой был вид A. robustus, вымерший около 1 млн лет назад. Первым представителем рода Homo был Н. habiens (человек умелый), живший примерно 2 млн лет назад. Он умел обрабатывать камни и, осознанно используя руку, производил тонкие манипуляции, масса его мозга была 600—800 г, имел 4 изгиба позвоночника и изменения в тазовой области. Большой палец стопы не был отведен в сторону, что говорит о том, что перестройки, связанные с прямохождением, у него завершились. Следующим представителем рода Homo был Н. erectus или архантропы (человек прямоходящий — питекантроп, синантроп). Масса мозга архантропов была 800—1000 г, что явно превышает минимальную массу мозга (750 г), при которой возможно существование речи. Архантропы освоили большой ареал территорий без явных морфологических изменений, что говорит о присутствии социальной эволюции (построение жилищ, одежда и т.д.). Первые древние люди — неандертальцы, объем их мозга 1400—1450 см3, речь находилась на зачаточной стадии. Первые современные люди — кроманьонцы какое-то время существовали параллельно с неандертальцами. Их рост достигал 180 см, объем мозга до 1600 см3, череп имел высокий лоб, развитый подбородочный выступ, развитую речь.
Антропоморфозы: прямохождение, образование сводчатой стопы, появление более массивных нижних конечностей по сравнению с верхними, расширение костей таза, появление S-образного позвоночника, формирование расширенной грудной клетки, формирование кисти с противопоставленным большим пальцем, способной к мелким движениям.
Расселение человеческих популяций по планете привело к возникновению рас как адаптации к жизни в конкретных экологических условиях. Различают три большие расы — европеоидную, монголоидную, негроидную.

Проблема происхождения человека волновала его ещё с древнейших времён.

Введение

Откуда мы взялись? Этот вопрос ставили и философы, и естествоиспытатели. Раздел биологии, изучающий человека, называют антропологией, а происхождение эволюцию человека – антропогенезом.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно.

Как и в проблеме происхождения Вселенной и возникновения жизни, существует креационисткое представление о божественном сотворении человека. Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции обезьяны в человека.

В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам. Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индусы имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. По их взглядам, а точнее, по дошедшим до нас древним рукописям, в мире властвовал триумвират - Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек - творения Высшего разума или попросту Бога.

Второй, довольно распространённой с недавних времен гипотезой является космическая: людей доставили на Землю представители внеземных цивилизаций (ажиотаж с НЛО, некоторые более серьёзные и научно обоснованные аргументы, связанные с наскальными рисунками доисторических людей, неразгаданные до сей поры тайны строительства монументальных сооружений во времена ранних цивилизаций). Эта гипотеза пока никем не опровергнута, а потому имеет право на существование.

Общепринятой же в современной науке является основанная на труде Ч. Дарвина. В 1871 году выходит книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сходство, но и родство человека и приматов. Дарвин утверждал, что предок человека может быть найден по современной классификации, среди форм, которые могут быть даже ниже, чем человекообразные обезьяны.

Человек и обезьяны подвергаются сходным психологическим и физиологическим процессам в ухаживании, воспроизведении, рождаемости и заботе о потомстве. Русский перевод этой книги появился в том же году.

В следующем году выходит книга Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», в которой на основе изучения лицевых мышц и средств выражения эмоций у человека и животных еще на одном примере доказывается их родство.


Гипотезы происхождения человека

Прародиной человека считают Южную Африку, где были найдены останки приматов, названных парапитеками (латинский корень питек означает «обезьяна»). Эти останки датируют примерно 4 - 5 мил. лет. Именно в этом регионе находятся мощные залежи урана и зафиксирован повышенный радиационный фон, который мог обусловить мутации у этих приматов. Таким образом, высокий радиационный фон мог стать одним из первых фактов антропогенеза.

Обезьяны как высшие приматы издавна привлекали внимание людей (естественно, и ученых в том числе). Но активное изучение приматов началось лишь с 50-х годов XX в., особенно резко увеличился исследовательский интерес к ним в 70-е годы. В мире сейчас примерно 70 центров по изучению приматов, 50 из них – в США.

Еще Аристотель отмечал сходство высших обезьян с человеком, считая при этом, что обезьяна «менее красива, чем лошадь, она более похожа на человека». Карл Линней в первом издании «Системы природы» (1735г.) объединил человека и обезьян в один отряд и дал ему имя «приматы» (один из первых). Ж.Б. Ламарк в «Философии зоологии» (1809 г.) изложил гипотезу происхождения человека от обезьян путем исторического развития организмов, но боясь церкви, припасал: «Вот каким могло бы выглядеть происхождение человека, если б оно не было иным».

Подлинный перевод в приматологии произвел Ч. Дарвин, который в 1781 году опубликовал книгу «Происхождение человека и половой отбор» с обоснованием идеи о естественном (без всякого вмешательства каких-либо нематериальных сил) происхождение человека от древних вымерших человекообразных обезьян в процессе естественного и полового отбора.

Первые представители отряда приматов появились на Земле более 70 млн. лет назад. Среди ныне живущих приматов насчитывается примерно 210 видов.

Они разделяются на два подотряда - подотряд обезьян, низших приматов и подотряд высших приматов.

К низшим приматам относятся в основном мелкие животные (самые крупные из них достигают размеров собаки): банканский долгопят, лепилимур и др.(длина около 10 см, масса 40-60г).

Подотряд высших приматов наряду с человеком включает всех обезьян, разделяющихся на широконосых обезьян (все они низшие обезьяны: капуцины, ревуны и др.) и узконосых обезьян (мартышкообразные низшие обезьяны, высшие обезьяны и человек).

Высшие человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутанг, гориллы, шимпанзе и др.) и человек образуют особое надсемейство.

В отличие всех других млекопитающих зрение у приматов объемное, стереоскопическое, цветовое (различают 2 - 3 цвета).

В процессе эволюции приматов уменьшилась острота восприятия высокочастотных звуков и обоняния. Высокое качество зрения при развитой передней конечности (у высших приматов ее можно назвать рукой), недоступная другим животным взаимосвязь глаз – рука создали приматам исключительные возможности для сложных форм поведения. Большинство приматов живут стадами (но не все, гиббоны живут парами).

Стадный образ жизни помогает защищаться от врагов, способствует взаимному обмену навыками, воспитанию молодняка. Ценным является очень развитая способность к подражанию, наблюдается (особенно в группах низших обезьян, например, мартышек) взаимопомощь и сотрудничество.

В пределах общего стада формируются группы на основе родственных и приятельских связей. Кроме обезьян такое не свойственно другим видам животных. Существуют стада обезьян и с одним взрослым самцом, и с несколькими. Встречается господство в группах и самок.

Гамадрилы (разновидность павианов, относящихся к низшим обезьянам) используют почти 20 различных звуковых сигналов, подсчитано, что они пользуются семью типами взглядов и десятью жестами. Летом 1977 года в Институте экспериментальной патологии и терапии Академии медицинских наук СССР сотрудники стали свидетелями того, как огромный самец – павиан, видя, что лаборантка не торопится вытереть ему кровь после укола, взял вату и сам сделал это.

Для всех человекообразных обезьян вместе с человеком характерны округлая голова с выступающим лицевым отделом, крупный высокоразвитый мозг, богатая мимика, длинные и развитые передние конечности (руки) с ногтями, сходное число позвонков и ребер, хождение на двух ногах. Несколько отличается гиббон, у которого и мозг поменьше и механизм передвижения более древний.

У всех антропоидов отсутствуют хвост и защечные мешки. Самые крупные антропоиды – гориллы (рост до 2 м, масса до 300 кг). Шимпанзе(рост до 150 см, масса до 80 кг) представляют собой наиболее близкий человеку род.

Развитие головного мозга – один из главных факторов выживания. Они питаются растениями, но замечены и в хищничестве и даже каннибализме. Заметим, что и в становлении человека охота и потребление мяса сыграли огромную роль.

Высшим обезьянам (например, шимпанзе) свойственна «человечность» бытового поведения на воле: они обнимаются при встречах, похлопывают друг друга по плечу или спине, соприкасаются руками.

В специальных, экспериментальных условиях высшие обезьяны делают палки, расщепляя острым камнем доску, обучаются жестовому языку глухонемых и другим способам несловесного общения, вполне целенаправленно рисуют, находят пути в лабиринтах и т.д.

Установлено иммунологическое и биохимическое родство человека с обезьянами. Человекообразные, высшие обезьяны ближе к человеку, чем к низшим узконосым обезьянам, по параметрам головного мозга, структуре лейкоцитов и т. п.

Известны случаи успешного переливания крови шимпанзе людям, имеющим соответствующую крупу крови, и наоборот. Для низших же узконосых обезьян кровь человека оказывается слишком чужеродной. Обмен кровью здесь невозможен.

Но анатомические отличии человека от антропоидов все же значительны. Главные из них – те, которые обеспечивают человеку возможность полноценной трудовой деятельности. У обезьян же, даже самых высших, наблюдаются все – таки лишь намеки на таковую.

Останки австралопитеков (букв. с лат. – южная обезьяна) датируют примерно 3 мил. лет. Предполагают, что именно в это время под влиянием похолодания джунгли начали отступать, появилась африканская лесостепь – саванна, а обезьяны оказались на открытых пространствах. Это вынудило их в целях выживания встать на задние конечности: так лучше просматривались окрестности и легче было заметить опасность.

Вторым фактором антропогенеза стало прямохождение. Встав на задние конечности, предки человека освободили передние и ими начали изготавливать орудия труда (и, конечно, защиты).

В середине XX века в Восточной Африке были найдены останки «человека умелого» (возраст останков 2 млн. лет), рядом с которыми обнаружили орудия труда из расколотой речной гальки. Труд стал третьим фактором антропогенеза.

В четвертичном периоде кайнозойской эры разошлись эволюционные линии человека и приматов.

Найденные в конце XIX века французским антропологом Дюбуа на острове Ява останки назвали питекантропом (букв. – обезьяночеловек). Существование этого промежуточного звена эволюции человека предсказал еще в 60-х. годах XIX века основоположник экологии Эрнст Геккель (1834-1919). Эти существа использовали ножи, скребки, ручные рубила. Останки датировали примерно 500 тыс. лет, объем мозга составлял около 900 куб. см. В 20-х. годах XX века выдающийся французский антрополог П. Тейяр де Шарден (1881-1955) нашел в окрестностях Пекина аналогичные питекантропу останки, назвав это существо синантропом (китайский человек).

Открытие питекантропа и синантропа (древнейшие люди) говорило о том, что примерно 500 тысяч лет назад человек покинул африканский континент и начал расселяться по планете.

Еще раньше, при жизни Ч. Дарвина в долине реки Неандр в Германии были обнаружены останки существа, жившего 150 – 50 тысяч лет назад. Этот человек был назван неандертальцем (древние люди), имел довольно большой объем мозга, покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку; он охотился на мамонтов, т. е. начал употреблять мясную пищу (есть даже гипотеза о том, что неандертальцы истребили мамонтов), жил в пещерах, научился пользоваться огнем, но еще не умел его добывать. Неандертальцы впервые начали хоронить тела своих умерших сородичей.

Десять лет спустя после открытия неандертальцев в пещере Кро – Маньон во Франции были найдены останки существ, близких по облику и объему черепа (около 1600 куб. см.) к современному человеку.

Кроманьонцы умели добывать огонь, строить жилища, строение их гортани говорило о том, что они владели членораздельной речью. Жили они примерно 40 – 15 тыс.лет назад, одевались в шкуру убитых животных (это говорило о том, что они окончательно утратили волосяной покров). Кроманьонец – это уже «человек разумный».

Таким образом, следующими факторами антропогенеза стали овладение огнем и членораздельная речь как средство общения.

Некоторые антропологи считают, что на кроманьонце кончилась биологическая эволюция. После кроманьонца человек не изменился генетически (хотя процесс эволюции вряд ли может закончиться).

Дело в том, что 40 тыс. лет для эволюции – очень не большой временной интервал, который вряд ли даст возможность набрать эволюционные изменения впрямую.

Примерно в эпоху кроманьонцев начали складываться расовые различия, у изолированных групп людей складывались особые признаки, обусловленные жизненными условиями.

Несколько лет назад, уже в XXI веке были проведены очень любопытные хромосомные наблюдения крови у жителей Кении (с древнейших времен эта страна была перекрестком многих торговых путей, и там происходило «великое смешение» народов).

Наблюдали «мужскую» У – хромосому. По разнообразию структуры и характеру изменения этой хромосомы был сделан вывод о том, что прародитель человечества (условный Адам) жил в Кении примерно 60 тыс. лет назад, когда еще не было разделения людей на расы, а затем его потомки расселились по Европе и Азии. Какая – то из этих ветвей, возможно, и стала кроманьонцами.


Выводы

Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.).

В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д.

Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию.

Существует несколько вариантов выбора собственной точки зрения на происхождение человека:

1. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

2. Второй, довольно распространённой с недавних времен гипотезой является космическая: людей доставили на Землю представители внеземных цивилизаций.

3. Общепринятой же в современной науке является основанная на труде Ч. Дарвина. Он рассказал и доказал своими работами, что не только несомненное сходство, но и родство объединяет человека и приматов.

На мой взгляд, последнее, самое реалистичное и подвластное нашему сознанию доказательство.


Список литературы

1. Е.Р. Разумова «Концепции современного естествознания» 2006 г.

2. С.С. Батенин «Человек и его истоки» 1979 г.

3. И.Л. Андреев «Происхождение человека и общества» 1986 г.

4. Е.Ф. Солопов «Концепции современного естествознания» 1998 г.

Гипотезы происхождения человека

К концу XVII века ученым уже были известны тысячи видов животных. Изучение такого огромного количества организмов требовало, чтобы они были, прежде всего, приведены в какой-то порядок, или, как говорят ученые, чтобы они были классифицированы. Но по какому признаку объединять животных в группы? Над этим вопросом очень . Нашлись такие наивные натуралисты, которые располагали названия животных в алфавитном порядке. Но подобный «порядок» ничуть не лучше любого беспорядка, так как при этом в одну группу могли попасть животные, ничего общего между собой не имеющие, например бык и блоха, воробей и верблюд, кабан и карась и т.д. В этой статье попытаемся рассмотреть основные положения научной теории происхождения человека .

Лишь двести с лишним лет назад известный шведский ученый Карл Линней (1707–1778) создал классификацию животных , которая могла удовлетворить стоявшим перед тогдашними исследователями задачам. Весь животный мир Линней разделил на шесть классов: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, млекопитающие. В основу своей классификации; он положил сходство телесного строения животных.

Хотя Линней был одним из выдающихся ученых ХVIII века, тем не менее он не был свободен от . Как и большинство людей его времени, он верил, что видов растений и животных существует столько, сколько их было создано «в начале времен» богом.

Линней считал также, что человек, в отличие от всех животных, создан по образу и подобию божьему, что в нем заложен «божественный разум». Однако, распределяя животных по классам, Линней на основе сходства телесного строения человека и высших животных объединил их в один класс млекопитающих, то есть животных, самки которых рождают живых детенышей и вскармливают их собственным молоком. Из классов млекопитающих Линней выделил наиболее высокоорганизованных животных (приматов), куда включил полуобезьян, обезьян и людей. Тем самым Линней, сам того не желая, доказал, что человек – животное млекопитающее , наиболее близко стоящее к обезьянам.

В то время как Линней еще цеплялся за религиозные сказки о сотворении богом всего живого, наш великий соотечественник – Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), живший одновременно с Линнеем, открыто выступил против религиозного мировоззрения.

«…Напрасно думают , – писал Ломоносов в своем сочинении «О земных слоях», – что всё, как видим, с начала творцом создано ». Ломоносов высмеивал ученых, придерживавшихся религиозного взгляда на природу. «Оным умникам, – говорил о них Ломоносов, – и легко быть философами, выуча три слова: бог так создал ».

Надо также упомянуть знаменитого естествоиспытателя Петра-Симона Палласа (1741–1811), члена Российской академии наук. Еще, будучи начинающим исследователем, Паллас опубликовал труд, в котором указывал на связь, существующую между растениями и животными, которых он рассматривал как два ствола дерева, выросшие на одном корне. У самого начала расхождения двух стволов – растительного и животного – Паллас поместил зоофитов , то есть простейшие организмы, имеющие много общего и с животными и с растениями. Правда, о зоофитах писали еще древние ученые за две тысячи лет до Палласа. Но их учение было забыто. Паллас же не только возродил мысль о зоофитах как о родоначальниках животных и растений, но и развил ее дальше. Паллас считал, что зоофиты представляют начальную форму жизни. Первую же ступень в ряду животных составляют низшие беспозвоночные организмы, которых Паллас объединил в одну группу малюсков (мягкотелых). Вторая ступень – рыбы , за которыми следуют амфибии, или земноводные (в эту группу Паллас включил также пресмыкающихся). Наиболее организованными высшими животными являются четвероногие (так в прошлом называли млекопитающих).

Перечисленные животные – моллюски, рыбы, амфибии, четвероногие – составляют один общий ствол. Насекомые же и птицы являются боковыми ветвями этого ствола.

Рисунок 1 — Классификация животного мира по Палласу.

Мы видим, таким образом, что Паллас, как и Линней, разделил животный мир на шесть однородных групп (классов), хотя некоторые из них у обоих авторов имеют разные наименования, например черви и гады – у Линнея, моллюски и амфибии – у Палласа. И все же между системами (классификациями) Линнея и Палласа лежит огромная пропасть.

В то время как между выделенными Линнеем классами отсутствует какая-либо связь, выделенные Палласом группы связаны между собой родством, причем этот ученый уже различал прямое родство от бокового. Паллас сделал огромный шаг вперед, оставив далеко позади себя Линнея, который смотрел на природу глазами религиозного человека.

Еще дальше Палласа ушел вперед русский ученый Афанасий Каверзнев (1750–1778). Несмотря на свою молодость, Каверзнев успел внести большой вклад в науку. Им была написана небольшая по размеру, но, полная глубокого смысла книжка «Философическое рассуждение о перерождении животных ». Из самого названия книжки видно, что Каверзнев защищал идею «перерождения» животных, то есть происхождения одних видов от других. Помимо того, в то время как Паллас ничего не говорил о родстве человека с обезьянами, Каверзнев утверждал, что человека и обезьян надо причислить к одной семье.

Так медленно, но все шире распространялась и укреплялась идея, что между животными имеется родственная связь, что животные «перерождаются», то есть развиваются (эволюционируют) от низших к высшим.

В развернутом виде учение об эволюции животного мира было изложено впервые известным французским ученым Жаном Батистом Ламарком (1744–1829) в книге «Философия зоологии » в начале XIX века, в 1809 году. В этой книге Ламарк уже уверенно писал, что высшие животные произошли от низших и что человек произошел от человекообразных обезьян.

Рисунок 2 — Жан Батист Ламарк (слепой).

Это правильное в своей основе учение Ламарк, однако, не смог подкрепить достаточно убедительными фактами, которых в его время еще не было. Некоторые же объяснения причин эволюции, которые Ламарк черпал не из явлений природы, а из головы, оказались неверными и неубедительными. Этим воспользовались реакционные ученые, противники эволюционного учения, которые объявили эволюционный принцип ложным, – и учение Ламарка было забыто. Забыт был и сам Ламарк, окончивший жизнь слепым, в нужде и одиночестве. Верной ему осталась лишь его дочь Корнелия, которая, утешая любимого отца, говаривала: «Потомство будет восхищаться тобой, оно отомстит за тебя, отец! ».

Эти слова высечены на камне памятника, который был воздвигнут ученому в 1909 году в Париже, спустя сто лет после выхода в свет его книги «Философия зоологии».

Чарльз Дарвин о происхождении человека

Первым, кто вновь извлек на свет учение Ламарка, был величайший натуралист XIX века . Заметим, что в молодости Дарвин был очень далек от эволюционной идеи, являясь почитателем библии, которую он носил с собой и часто перечитывал.

Рисунок 2 — Чарльз Дарвин.

Но по мере того как во время длительного кругосветного путешествия у Дарвина накоплялся все больший и больший научный материал, говоривший в пользу изменчивости и развития растительного и животного мира, он начал отходить от религии и в конце концов полностью порвал с ней.

В 1359 году Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора ». В ней на основе собственных и собранных его предшественниками материалов Дарвин сумел доказать, что растения и животные развились от простейших до высокоорганизованных.

Величайшей заслугой Дарвина является также и то, что он первый из ученых убедительно и не опровержимо объяснил, почему организмы не остаются неизменными, а развиваются и усложняются.

Всё вокруг тебя насыщено жизнью: разговорами людей, щебетанием птиц, жужжанием насекомых. Жизнь бурлит повсюду: в воде, на земле, в воздухе.

Как возникла и развивалась жизнь? Возможно, вам кажется, что это не важно? Но человек тем и отличается от животных, что размышляет, стремится познать то, что скрыто в глубине столетий или в беспредельности Вселенной.

С тех времён, когда первобытные люди объединились в общество, всегда воз-никали вопросы, на которые человеческая цивилизация до сих пор не нашла од-нозначного ответа: откуда мы взялись? Почему мы именно такие? За всю историю было создано много теорий происхождения человека, но среди них основными считают такие теории и гипотезы :

  • сотворение человека Богом;
  • эволюционное происхождение человека;
  • внеземное происхождение человека.

Теории божественного происхождения мира и человека придерживается религия. Согласно этой теории мир и люди были созданы Богом. При этом каж-дая религия — христианство, ислам, буддизм, синтоизм и др. по-своему излагают эту гипотезу. В частности, в Библии рассказывается, что мир был создан в 3760 г. до н. э. Тем не менее, последователи каждой из религий имеют свою точку зрения относительно этого вопроса.

Теорию эволюционного происхождения человека впервые сформулировал английский учёный Чарльз Дарвин . В середине XIX в. в книге «Происхождение видов» он показал, что человек и все живое на планете сформировалось вследствие постепенного, очень медленного развития живых организмов от простейших форм до современных видов. Этот процесс называется эволюцией.

Ныне этой теории придерживается большинство учёных. Даже католическая церковь признаёт её инте-ресной. В частности, Папа Римский Пий XII еще в 1950 г. отметил, что эта теория заслуживает серьёзного изучения. А Папа Иоанн Павел II в своём выступлении на заседании папской Академии наук указал, что «цер-ковь считает теорию эволюции серьёзно обоснованной и подтверждённой научными фактами». Однако он за-метил, что душу человеку мог подарить лишь Бог. Материал с сайта

Немало учёных, основываясь на исследованиях, придерживаются теории космического происхождения человека. Они утверждают, что всё живое на на-шу планету занесено из космического пространства.

Эволюция (с латин. evolutio — развитие) — постепенное, на протяжении миллионов лет развитие живых организмов от простейших форм до современных видов.

На этой странице материал по темам:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж

Доклад на тему:

Теории происхождения человека на Земле

Кузнецовой Юлии Олеговны

Антропогенез. Происхождение человека как биологического вида

А) Эволюционная теория

Б)Креационизм

В)Теория внешнего вмешательства

Г)Теория пространственных аномалий

Основные стадии эволюции человека

1.Австралопитек

2.Питекантроп

3.Палеантроп

4.Неоантроп

Прародина человека

Список использованной литературы


АНТРОПОГЕНЕЗ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КАК БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос "откуда мы взялись". Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которая выделяет такое понятие, как антропогенез.

Антропогенезом называют процесс выделения человека из мира животных. До недавнего времени существовала лишь одна теория появления человека – дарвиновская, но, как человек, живущий в реальном времени, я не могу не указать на появившиеся в последнее время альтернативные теории. Следует отметить, что существует целый ряд различных теорий, но основные из них следующие.


1) Эволюционная теория

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, бихевиорных, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае, от "залетного гуманоида", чем то, что твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи.… Но вернемся к теориям…

2) Теория творения (креационизм)

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

3) Теория внешнего вмешательства

Согласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) создание первых людей гомункулярным способом;

г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

4) Теория пространственных аномалий

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя-Энергия-Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез - процесс выделения человека из мира животных - прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.


ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

· Время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек),

· Древнейших людей: питекантропа или древнейшего человека, или протерантропа или архантропа.

· Неандертальца, или древнего человека, или палеоантропа.

· Современных людей (неоантропов).

Австралопитек

Австралопитеков или "южных обезьян" - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений. Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью, как я уже отметил выше, была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д. Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена. Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн.

Если судить по находке Луиса Лики, (зинджантроп бойсов), то возраст австралопитеков 1,75 млн. лет.

Питекантроп

Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о. Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40 индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным "недостающим звеном" в родословной человека. Архантропы уже умели пользоваться огнем, тем самым, встав на ступеньку выше своих предшественников. Питекантропы – существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, много обезьяньих черт, как в форме черепа, так и в строении лицевого скелета. У синантропов уже отмечена начальная стадия развития подбородка. Судя по находкам возраст древнейших людей от 50 тыс. до 1 млн. лет…

Палеоантроп

О культуре палеоантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной как по технике обработки и использовании орудий, так и по разнообразию их формы, тщательности обработки и производственному назначению. Неандертальцы были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению скелета стоящие ближе к современному человеку. Объем мозговой коробки колебался от 1200 см\куб до 1800 см\куб, хотя по форме их череп отличался от черепа современного человека. На мой взгляд, самой большой нестыковкой в эволюционной теории является именно период неандертальцев. Как объяснить столь резкую несхожесть облика неандертальца и человека разумного? И что могло послужить причиной внезапного исчезновения палеоантропов? Как могло случиться, что древние люди, творцы уже достаточно высокой материальной культуры, в какой-то мере близкие к нам в проявлении своего интеллекта, эмоций – вдруг так быстро и "таинственно" исчезли с лица Земли, уступив место неантропам-кроманьонцам…и т.д. и т. п.

Неоантроп

Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homo sapiens. Неоантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин – 180-185 см, женщин – 163-160 см. Кроманьонцы отличались длинноногостью за счет большой длины голени. Мощный торс, широкая 8рудная клетка, сильно развитый мышечный рельеф – впечатляющая характеристика, не правда ли?

Неоантропы – это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д.

Ареал расселения неоантропов необычайно обширный – они появились в различных географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам. Они жили повсюду, где мог обитать человек.