Праздник казанской иконы божьей матери. Казанская икона божией матери, день празднования, значение, фото

14.10.2019

4 ноября в православной церкви празднуют Праздник Казанской иконы Божией Матери.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году: 21 июля – в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября, в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

История праздника

Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть города Казани.

Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле.

До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.

Сначала на слова девочки не обратили внимания, но когда сон повторился трижды, начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

Будущий святитель, который погиб от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.

На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Так что к моменту, когда в России настали сложные времена, икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.

На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Эта эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы - Казанской.

Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

Как праздновать

В этот день все люди шли в церкви, где молились за свою родину, за своих близких и родных, чтобы в семьях был мир и покой.

После литургии все верующие отправлялись в крестный ход - с иконами в руках обходили вокруг городов и сел, деревушек, что символизировало защиту поселения от беды. На сегодняшний день ограничиваются ходом по главным улицам или просто вокруг церкви.

Молодым девушкам, ещё не нашедшим суженого, можно попытать счастья на Казанскую и приветить женихов. Согласно поверью, нужно подойти к берёзе, найти на дереве или возле него лист, с обеих сторон покрытый инеем, и посмотреться в него как в зеркало.

А ещё на Казанскую принято играть свадьбы. Согласно народным приметам, семья, созданная в этот день будет счастливой, а семейная жизнь – долгой.

В старину женщины считали, что в этот день Богородица помогает именно им. Существовало множество защитных обрядов, которыми пользовались женщины в этот день.

К примеру, березовый лист дарит красоту и бережет от старости. Для этого рано утром в праздник женщины шли в березовую рощу, где искали листочки, подернутые инеем. Сорвав листок, в него смотрелись, как в зеркало. Считалось, что после этого лицо очистится и помолодеет, и на протяжении всего следующего года женщина будет выглядеть красиво.

Праздник Казанской Божьей Матери: что нельзя делать

Праздник иконы Божьей матери не относится к двунадесятым церковным праздникам, поэтому работать не запрещается. Однако верующие, которые почитают этот святой образ, знают, что в этот день все же лучше пойти в церковь, помолиться, а не затевать срочные и важные дела или стирать и убирать. Считается даже, что тяжелая работа в этот день не дает весомых результатов.

Кроме того, в день почитания Казанской Божьей Матери не рекомендуют ссориться, плакать, грустить или жалеть о прошлом.

В этот праздник принято приглашать к столу гостей, друзей и близких, чтобы разделить с ними пищу в непринужденной, расслабленной обстановке. Благодаря этому люди наполняются радостью и добрым настроением.

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Празднование Казанской иконы Божьей Матери установлено совершать два раза в год: 8/21 июля - в честь ее чудесного обретения и 22 октября/4 ноября в честь избавления Москвы и Руси от польского нашествия.

4 ноября/22 октября - «Осенняя Казанская».
В октябре 1612 года русское ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польско-литовских захватчиков. Перед решающей битвой русские молились перед Казанским образом Божией Матери. Победа была одержана благодаря заступничеству Богородицы, поэтому в честь ее иконы установили праздник. Сначала он был только московским и казанским, а в 1649 году стал отмечаться во всей Руси. До Октябрьской революции этот день (4 ноября по новому стилю) был нерабочим. С 2005 года традиция восстановлена, государственный праздник назван «Днем народного единства» и является выходным.

8/21 июля - «Летняя Казанская».
День обретения Казанской иконы Божией Матери празднуется с XVI века. Икона была чудесным образом явлена людям в 1579 году, после того как практически половина Казани была уничтожена пожаром.

История становления праздника подробно изложена в разделе «События из истории иконы». 8 июля и 4 ноября в церкви совершается одна и та же служба. Кондак звучит следующим образом: «Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, - скорой помощнице, готовому и теплому спасению, - к покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя». Таким образом, о Казанской иконе Божией Матери говорят как о защитнице Русской земли. Богородица хранит нас и благословляет.

С большим почтением относится к чудотворной Казанской иконе Божией Матери русский народ. Она есть в каждом городе во многих церквах и домах. Через этот образ Богородица становится Помощницей и Целительницей. С душевной бедой или физическим недугом обращаются к ней православные, и происходит чудо. Недаром Россия называется Богородичной, более 500 икон Божией Матери явили себя как чудотворные.
В день празднования Казанской иконы Божией Матери архимандрит Кирилл (Павлов) говорил о том, что нужно обращаться с молитвой к Царице Небесной, которая помогает нам идти по пути к спасению. Она всегда заступается за нас, не забывает нас, бережет и спасает от зла. Богородица ходатайствует в молитвах за нас пред Богом. Она видит всех: тех, кому угрожает опасность от врагов, кого одолевают скорбь и болезни.
Любя весь человеческий род, Она замечает каждую нашу слезу, всякую беду и просто вздох и непрестанно молит Своего Божественного Сына и Господа о милости к людям и избавлении их от всякого зла. Если вдруг случилась беда, нужно вспомнить об этом и позвать Матерь Царицу Небесную, и она тотчас придет и поможет.

История и значение иконы Казанской Божией Матери

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год - как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Праздник иконы Казанской Божьей Матери отмечают на Руси уже несколько веков. Эта один из наиболее почитаемых у нас образов.

Когда празднуется День иконы Казанской Божьей Матери?

Чудесное обретение иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани произошло в 1579 году. В память об этом событии празднование Дня Казанской иконы Божьей Матери совершается ежегодно 21 июля.

Также Праздник Казанской иконы Божьей Матери отмечается и осенью – 4 ноября, в память об избавлении Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Тогда, в период Смутного времени, список с иконы помог русским воинам выиграть несколько сражений.

История Дня Казанской иконы Божьей Матери

История праздника иконы Казанской Божьей Матери такова: после того, как в Казани произошел пожар, без крова осталось много горожан. Среди погорельцев была и дочь стрельца Матрена (Матрона) Онучина, которой явилась во сне Богоматерь и указала, где под землей спрятана ее икона.

Поначалу девочке никто не поверил – ни местный градоначальник, ни архиепископ. Когда же этот сон приснился девочке в третий раз, ее семья самостоятельно начала раскопки, и в указанном месте, на глубине около метра, девочка обнаружила икону.

Она была отправлена в первый православный храм Казани – Благовещенский собор. В этом шествии участвовали несколько человек. Известно, что два слепых человека, дотронувшись до иконы, прозрели.

На месте чудесной находки был возведен женский монастырь. Матрена первой приняла в нем постриг и впоследствии стала его игуменьей.

В 1649 году по случаю рождения в 1648 году на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Дмитрия царь Алексей Михайлович повелел отмечать 22 октября (4 ноября по новому стилю) Праздник иконы Казанской Божьей Матери «во всех городах по вся годы».

Список с этой иконы был отправлен Ивану Грозному в Москву. Позднее, в 1737 году, список иконы перевезли в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге, на месте которой позже был возведен Казанский собор.

В 1904 году икону украли, чтобы продать ее драгоценное обрамление, и уничтожили. Сегодня в храмах по всему миру используются копии чудотворного образа, которые уже не раз проявляли чудесные свойства. Эта икона стала одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

Как проходит праздник День иконы Казанской Божьей Матери

Празднование Дня Казанской иконы Божьей Матери широко отмечается в русской православной церкви. В этот день люди обращаются к Богородице с молитвами о своих близких.

Согласно традиции, эту икону издавна используют для благословения новобрачных. Считается, что это способствует построению крепкой и счастливой семьи.

Казанская икона Божьей Матери икона также обладает многими целительными свойствами. Известны многочисленные случаи исцеления обратившихся к ней верующих от слепоты и других заболеваний глаз.

Православные отмечают дважды в год: летом — 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность за избавление всей Руси от польских захватчиков.

Люди верят, что молитвы, обращенные пресвятой Богородице именно в этот день, обладают уникальной силой и способны творить чудеса. При этом, согласно поверьям, "Казанская" икона Божьей Матери исцеляла от различных болезней многих людей, а некоторым даже возвращалось потерянное зрение. Она также могла помогать в борьбе с недругами и при освобождении родной страны от врагов.

Казанская Божья Матерь - покровительница семьи, поэтому ее образ дарят как при венчании, так и при крещении детей. Она также целительница в болезнях и спасительница Родины в час бедствий.

Икона Казанской Божьей Матери

Казанская икона Божией Матери. Московский список из Елоховского собора

После пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище.

И действительно - икона была найдена в указанном месте на глубине около метра. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года (21 июля по новому стилю) — сейчас ежегодный общецерковный праздник в Православной Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Впоследствии десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Православной церкви. Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре.

Казанская Икона Божией Матери: о чем молятся и в чем помогает

Молитвы перед образом Казанской иконы Божией Матери могут помочь во многих жизненных делах. Чаще всего Ей молятся при унынии, печали и бедствиях, когда уже нет сил бороться. Образ Богородицы и молитвы Ей помогают найти правильное решение сложных вопросов.

С помощью молитв перед образом Казанской Божией Матери можно излечиться от любых, а особенно от глазных болезней и даже от слепоты, причем не только физической, но и духовной.

В старину считали, что этот день - один из самых счастливых для заключения браков и венчания. Те, кто желал прожить семейную жизнь без проблем и в счастье, стремились обряд венчания приурочить именно к празднику осенней Казанской Божией Матери.

Приметы на погоду :

  • Если с утра земля укрыта туманом — будет тепло.
  • Если дождь идет — скоро пойдет снег. При этом дождливая погода в этот день является хорошей приметой: считалось, что эта Богородица плачет и молится за всех людей. Она вымаливает у Господа Бога прощение для людей и просит, чтобы им жилось легче, чтобы урожай на следующий год был хорошим, и не было голода.
  • Если солнце светит ярко — зима будет такая же солнечная.

А вот сухая погода считается плохой приметой. В народе говорят, что если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжелым. А на хороший урожай можно вообще не рассчитывать.

На Казанскую проветривали погреба, чтобы запасы продовольствия не портились и их всегда было вдосталь.

Праздник Казанской Божьей Матери: что нельзя делать

Праздник иконы Божьей матери не относится к двунадесятым церковным праздникам, поэтому работать не запрещается. Однако верующие, которые почитают этот святой образ, знают, что в этот день все же лучше пойти в церковь, помолиться, а не затевать строчные и важные дела или стирать и убирать. Считается даже, что тяжелая работа в этот день не дает весомых результатов.

Кроме того, в день почитания Казанской Божьей Матери не рекомендуют ссориться, плакать, грустить или жалеть о прошлом.

В этот праздник принято приглашать к столу гостей, друзей и близких, чтобы разделить с ними пищу в непринужденной, расслабленной обстановке. Благодаря этому люди наполняются радостью и добрым настроением.

Сегодня мы вспоминаем заступничество Божией Матери за наше отечество в смутные времена, и празднуем память Казанской иконы Божией Матери. Хотелось бы сказать несколько слов об истории этого события, его значении, используя при этом некоторые гимнографические тексты праздника.

4 ноября по новому стилю (22 октября - по старому стилю) вся полнота Русской Церкви торжественно совершает второе за год празднование Казанской иконы Божией Матери (первое - 8 (21) июля).

Явление этой иконы произошло в 1579 году в Казани. Тогда произошел сильнейший пожар в Казанском кремле, что вызывало насмешки со стороны местных мусульман по отношению к православным и их Богу. И как некогда царь Давид, убегая от своего сына Авессалома, возопил к Создателю: Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его (Пс. 3: 2), так и казанские христиане того времени молились Господу о ниспослании милости, ибо «вера Христова , - как пишет летописец, - стала притчею и поруганием» . И Бог, как и во многие другие разы, явил свою милость, показав, что слышат всегда все прошения своих детей, поправ тем самым насмешки со стороны инославных.

Во время Богослужения в этот день прославляется Богородица, простирающая постоянно над нами свой покров

Девятилетней девочке Матроне явилась Божия Матерь и велела искать Свою икону на месте сгоревшего дома. Проснувшись, девочка рассказала о сне родным, которые поначалу ей не поверили. Когда же видение повторилось еще несколько раз, то родители решили все-таки отправиться на то место, которое было указано Пресвятой Богородицей девочке, и, действительно, вскоре нашли Ее святой образ. Произошло это 8 июля (21 июля по н. стилю). Икона сразу же была перенесена в храм, настоятелем которого был будущий патриарх Ермоген. Этот образ сразу же стал особо почитаться русским народом.

Изгнание поляков из Кремля. Художник Эрнест Эрнестович Лисснер. Холст, масло Во времена же смуты в 1612 году Божия Матерь вновь явила свое заступничество за Россию. Тогда ополчение Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского на протяжении двух месяцев пыталось освободить Китай-город от поляков. Русские уже теряли надежду на успех: заканчивалось продовольствие, не хватало оружия. Было принято опять с молением о помощи обратиться к Христу и Его Матери. Был отслужен молебен перед святым образом Казанской иконы Богородицы и наложен трехдневный строгий пост. На следующий же день 22 октября (4 ноября) русские, положившись на Творца, двинулись на поляков. И то, что не удавалось сделать столь долгое время, было выполнено - из Китай-города, а через несколько дней и из Кремля, оккупанты были вытеснены. В память об освобождении Москвы 22 октября (4 ноября) и было установлено Святой Церковью празднование чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.

Во время Богослужения в этот день прославляется Богородица, простирающая постоянно над нами свой покров, и мы, как и наши предки 400 лет назад, прославляя Ее, взываем: «Ты еси похвало и венец святым всем, о Царице» , «радуйся любезная миру помоще, во спасение душ наших» , «радуйся царей православных похвало, и христолюбивых воинств, покров пребываеши всех Царице» .

Для тех же, кто сомневается в необходимости иконопочитания, он пересказывает в икосе по шестой песни канона постановление Седьмого вселенского собора

Как и на многие другие празднования, посвященные Пресвятой Деве, 4 ноября мы слышим песнопения, в которых прославляется тайна Воплощения Христа: «Высокий Царю непостижимый, со Отцем седяй на престоле и Божественным Духом: благоволивый родитися на земли от Девы неискусобрачныя Иисусе» , «Царь славы, сниде обновити Адама, преступлением всего истлевшаго: вселися в Тя Чистая Дево» .

И, конечно же, прославляется сама икона Пресвятой Богородицы, через которую Господь являет Свою милость.

Автор стихир призывает всех нас поклониться образу Царицы Небесной, от которого всегда исходит целебная благодать: «Приидите к тихому Ея и чудному, почитаемому ангелы, честному поклонимся образу… дарует бо верным обильныя дары» . А для тех же, кто сомневается в необходимости иконопочитания, он пересказывает в икосе по шестой песни канона постановление Седьмого вселенского собора, раскрывающее суть православного почитания икон. «Честь бо иконы , - говорится в богослужебном фрагменте, - на первообразное восходит, и почитаяй и покланяяйся ей, почитает самое первообразное» , то есть, молясь перед иконой, мы обращаемся не к изображению, но тому, кого на ней видит.

Русский народ всегда почитал Божию Матерь и видел в Не й последнее свое прибежище. И Царица Небесная никогда не оставляла без ответа эти смиренные молитвы, незримо защищая наше Отечество. Как говорил Святейший Патриарх Пимен: «Ее покров всегда был над русским народом, и не случайно народ наш нарек страну свою «домом Пресвятыя Богородицы» – так велико почитание Пречистой у нас на Святой Руси!» .

Цит. по: Глаголева О. Великие чудотворные иконы. М., 2011. С. 34.

Минея октябрь. С. 555.