Порядок аварийной остановки котла работающего на газе. Аварийная остановка котла. Основание для остановки

13.03.2019

27.07.2010

Остановка котельного агрегата

Кратковременная остановка котла . При кратковременной оста­новке котла происходит потеря тепла, которую необходимо уменьшить. Для этого нужно:

  • прекратить подачу топлива в топку;
  • поддерживать уровень воды в котле около 3/4 водоуказательного стекла;
  • прекратить дутье, остановить вентилятор ;
  • провентилировать газоходы котла после выгорания топлива, находящегося в топке, остановить дымосос или закрыть шибер за котлом;
  • отключить котел от паропровода;
  • открыть на один оборот вентиль продувки пароперегревателя;
  • следить за манометром, водоуказательными стеклами и общим со­стоянием топки и котла.

Наблюдение за котлом осуществляет машинист, который при остановке котла на короткое время должен_ находиться рядом. Оставлять котел под давлением пара и с горящей топкой строго воспрещается.

Длительная остановка котла . При остановке котла на длительный срок следует:

  • прекратить подачу топлива;
  • выгрести остатки топлива, золу, шлаки и очистить зольные бункера, а после отключения котла от паровой магистрали подпитывать его до допустимого высшего уровня;
  • прекратить подачу воздуха;
  • в течение 10 мин провентилировать газоходы, остановить дымосос и закрыть шибер за котлом;
  • отключить котел от паропровода, как только прекратилась выработка пара;
  • открыть на один оборот продувку пароперегревателя;
  • спустя 6 — 10 ч (в зависимости от мощности котла) после оста­новки для ускорения охлаждения открыть шибер за котлом и пу­стить дымосос;
  • через 4 - 6 ч после остановки котел продуть и повторить продувку через 8 ч; полное удаление воды из котла можно начинать только после охлаждения ее до 70°С, при этом открывают воздушники или предохранительные клапаны;
  • отсоединить котел от других котлов, имеющихся в котельной, т. е. установить металлические заглушки между фланцами на трубопроводах (паровых, питательных, спускных и продувочных линиях);
  • до установки заглушек производство работ по ремонту и очистке котла запрещается;
  • осмотреть котел, топку и все вспомогательное оборудование и все замеченные неисправности записать в журнал. За время простоя котла они должны быть устранены.

При остановке котла на длительный срок принимаются меры по защите котла от коррозии. Запрещается оставлять котлы не очищенными от шлака и накипи, золы, нагара и грязи.

С котла снимают всю арматуру, приводят ее в полную исправность, а вместо нее ставят на прокладках заглушки. Предохранительные клапаны притирают, их гнезда смазывают салом, а затем слегка прижимают грузом. Все открытые наружные части смазы­вают маслом с графитом или нефтью. Все люки закрывают крышками на прокладках.

Аварийная остановка котла . Обслуживающий персонал обязан немедленно прекратить работу котла и сообщить об этом ответственному лицу по котельной:

  • при отсутствии воды в водоуказательном стекле и нижнем водопробном кране - в этом случае прекращают питание котла водой;
  • при появлении в котле выпучин, трещин, накаливании докрасна стенки барабана, повреждении дымогарных или кипятильных труб или труб пароперегревателя;
  • при повреждении обоих питательных устройств и прекращении подачи воды в котел;
  • при повышении давления пара в котле и переходе стрелки манометра за красную черту, несмотря на выпуск пара предохранительными клапанами и энергичное подкачивание воды в котел;
  • при снижении уровня воды в водоуказательном стекле, несмотря на энергичное подкачивание ее в котел;
  • при выходе из строя обоих предохранительных клапанов;
  • при повреждении манометра, прорыве воды или пара, порче парового вентиля и непонятном шуме в котле;
  • при возникновении пожара, угрожающего котлу; в этом случае поднимают предохранительные клапаны и выпускают пар.

Функциональность системы отопления частного дома зависит от работоспособности отопительного оборудования и корректной подачи газа к нему. В этой статье мы рассмотрим внешние причины остановки газового котла , когда исправный прибор не способен обеспечить необходимую температуру в помещении из-за низкого давления пропана-бутана или его полного отсутствия на входе в котельную.

Такая ситуация может быть вызвана проблемой с запорно-регулирующей арматурой, газопроводной магистралью или газгольдером, и наиболее характерна для холодного времени года. Ниже подробно остановимся на каждом случае.

Неисправность редуктора

Редуктор предназначен для регулировки и поддержания необходимого давления в системе. Затопление и, как следствие, замерзание данного устройства является наиболее распространенной причиной остановки газового котла.

Как правило, заливка редуктора внешними водами происходит в результате неправильного монтажа, когда регулирующая арматура устанавливается ниже поверхности земли. В таком случае атмосферные осадки или грунтовые воды легко попадают внутрь устройства и уже не выводятся оттуда. При наступлении морозов влага внутри замерзает, существенно уменьшая пропускную способность или полностью останавливая работу оборудования.

Правильная установка редуктора — выше уровня земли

Еще одной причиной остановки системы является конденсат, который выпадает внутри редуктора из-за разности температуры в газгольдере и окружающей среде. В этом случае влага постепенно накапливается внутри и при замерзании блокирует подачу газа.

Повреждение газопровода

Механическое повреждение газопровода хоть и является редкостью, однако также не следует сбрасывать со счетов. Особенно если трубопровод монтировался с помощью более дешевого полиэтилена марки ПЭ 80, который предназначен для природного газа. Если же монтаж был сделан по правилам, с использованием трубы для сжиженного газа ПЭ 100, то в этом случае остановка подачи из-за неисправной магистрали маловероятна.

Забутанивание газгольдера

Чтобы разобраться в так называемом забутанивании, нужно изначально понимать, из чего состоит сжиженный углеводородный газ, используемый для газификации частных объектов. Собственно, главных компонентов всего два – пропан и бутан. При этом основным веществом считается пропан как более легкий газ. В зимний период его содержание в смеси не должно быть меньше 75%. Это связано с тем, что бутан уже при температуре -1 °C не переходит из жидкого в газообразное состояние, тогда как пропан продолжает работать даже при -40 °C.

Если газгольдер располагается недостаточно глубоко, в результате чего внутренняя температура сосуда является отрицательной, происходит испарение только одного компонента – пропана, а жидкий бутан остается внутри емкости. В данном случае приходится либо откачивать скопившийся в резервуаре бутан, либо ждать повышения температуры, чтобы он начал самостоятельно испаряться.

Замерзание газгольдера из-за неглубокого залегания приводит к остановке газового котла

А вот так выглядит замерзшая верхняя часть газгольдера:

Замерзший газгольдер

Как устранить причины остановки газового котла

Для предупреждения ситуаций, описанных выше, во время монтажа и последующей эксплуатации оборудования необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Устанавливать редуктор выше поверхности земли с целью предотвращения его затопления.
  2. Использовать резервный редуктор, который позволит произвести ремонт неисправного устройства без прерывания подачи газа. При этом основной редуктор нужно перенести в теплое помещение примерно на час, затем встряхнуть и слить конденсат.
  3. Располагать газопроводную магистраль ниже уровня промерзания грунта, применяя для ее монтажа трубы ПЭ 100.
  4. Использовать газгольдер с высокой горловиной, которая позволит погрузить его в землю на достаточную глубину.
  5. Сотрудничать только с надежными поставщиками газовой продукции, которые в зимний период предоставляют смесь с высоким содержанием пропана. К примеру, на сайте вы можете найти пример подходящей продукции с суммой пропана и пропилена не менее 80,27%, что соответствует ГОСТ Р 22985-2003.

Почему не стоит экономить на оборудовании и монтаже

В качестве итога можно сказать, что основными причинами остановки котла, работающего на пропан-бутановой смеси, являются ошибки, допущенные при монтаже системы, а точнее, желание сэкономить на данной услуге. Обратившись в недобросовестную организацию, которая предложит установить дешевый газгольдер, можно остаться без отопления в самый неподходящий момент. Затопление регулирующей арматуры, повреждение магистрали, забутанивание емкости – это все следствие непрофессионализма во время монтажных работ. Подобные ситуации – самое лучшее доказательство того, что на качестве лучше не экономить.

Больше информации в соответствующем разделе нашего блога.

6. ОСТАНОВКА КОТЛОАГРЕГАТА

6.1. Остановка котлоагрегата во всех случаях, за исключением аварийной остановки, должна производиться только по письменному распоряжению администрации.

Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла перед его остановкой должен:

а) сделать в сменном (вахтенном) журнале запись об остановке котлоагрегата с указанием даты и времени (часы, минуты) и расписаться;

б) в случае необходимости провести инструктаж по безопасному ведению работ как с персоналом, которому предстоит провести остановку котлоагрегата, так и с персоналом, обслуживающим рядом работающие котлы.

6.2. Остановка котлоагрегата бывает:

а) кратковременная (работа котла в одну-две смены);

б) продолжительная (вывод котла на очистку, ремонт или консервацию).

6.3. При кратковременной остановке работы котла следует принять меры к тому, чтобы за время перерыва давление пара не поднялось выше разрешенного рабочего.

Для этого:

а) заранее прекращают подачу топлива в топку;

б) прикрывают шибер и дверцы зольника (или останавливают дутье);

в) подкачивают воду в котел до наивысшего уровня;

г) закрывают парозапорный вентиль;

д) продолжают следить за уровнем воды, давлением пара, за общим состоянием котлоагрегата и топки;

е) выключают водяной экономайзер и воздухоподогреватель из потока топочных газов и наблюдают за температурой воды за экономайзером.

Запрещается оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала после его остановки до снижения давления в нем до атмосферного.

6.4. Перед проведением продолжительной остановки котлоагрегата следует очистить (произвести обдувку) поверхности нагрева котла, пароперегревателя, водяного экономайзера, воздухоподогревателя и газоходов от золы и сажи, так как они замедляют остывание котлоагрегата.

6.5. При продолжительной остановке работы котлоагрегата должна быть выполнена следующая работа:

а) понижается интенсивность горения топлива в топке котла, вплоть до прекращения подачи топлива;

б) при сниженной циркуляции воды производится продувка котла в целях наибольшего удаления из него шлама и других загрязнений;

в) ведется непрерывное наблюдение по приборам за уровнем воды в котле, за снижением давления пара, за температурой перегретого пара на выходе из пароперегревателя, а также за температурой воды на входе в экономайзер и особенно на выходе из него;

г) прекращается подача топлива в топку котла;

д) производится отключение котлоагрегата от паропроводов, питательных, продувочных, дренажных и спускных трубопроводов с установкой заглушек на них, а также отсоединение котлоагрегата от борова котельной (вывод из потока топочных газов других работающих котлов);

е) расхолаживание котла и спуск воды из него.

6.6. При остановке котла, работающего на твердом топливе, следует:

а) заранее прекратить подачу топлива в топку и дожечь при уменьшенных дутье и тяге остатки топлива, находящегося в топке. Запрещается тушить горящее топливо, засыпая его свежим топливом или заливая водой, за исключением аварийных случаев или других случаев, предусмотренных производственной инструкцией;

б) прекратить дутье и уменьшить тягу;

в) очистить топку, зольники и бункеры от шлака и золы;

г) прекратить тягу, закрыв дымовую заслонку (шибер), топочные и поддувальные дверцы (при механической топке прекратить тягу после охлаждения колосниковой решетки).

6.7. При остановке котла, работающего на газообразном топливе с принудительной подачей воздуха, надо уменьшить, а затем совсем прекратить подачу в горелки газа, а вслед за этим воздуха. При инжекционных горелках следует сначала прекратить подачу воздуха, а потом газа.

После отключения всех горелок необходимо отключить газопровод котла от общего газопровода в котельной, открыть продувочную свечу на отводе, а также провентилировать топку, газоходы и воздухопроводы.

При остановке всех котлов на длительный период без оставления обслуживающего персонала в котельной закрывают задвижку или кран на вводе газа в котельное помещение.

Остановку газифицированных котлов с автоматикой регулирования процесса горения и автоматикой безопасности и с комплексной автоматикой производят в соответствии с производственной инструкцией, утвержденной главным инженером предприятия.

6.8. При остановке котла, работающего на жидком (нефтяном) топливе, следует:

а) закрыть подачу топлива в мазутную топку;

б) прекратить подачу пара (у паровых форсунок) или воздуха (у воздушных форсунок);

в) последовательно выключить форсунки (если их несколько), уменьшая дутье и тягу;

г) вывести форсунки из топки и установить в нерабочее положение;

д) провентилировать топку и газоходы котла, после чего закрыть дутье и тягу (остановить дутьевой вентилятор и дымосос, закрыть шиберы и заслонки).

6.9. После прекращения горения топлива и прекращения отбора пара следят по водоуказательным приборам за уровнем воды в котле, а по манометру - за давлением пара, затем отключают котел от отводящего паропровода путем закрывания главного парозапорного вентиля (задвижки) котла и вентиля перед общим паропроводом.

Предварительно закрывают заслонки пароперегревателя (если таковые имеются), а также заслонки (шиберы) перед экономайзером и после него, перед воздухоподогревателем и после него, направляя поток топочных газов по обводным газоходам в общий боров котельной, после чего открывают на 0,5-1 оборот вентиль на продувочной линии пароперегревателя во избежание повышения его температуры.

При необходимости выполнения каких-либо работ внутри барабана, камеры, коллектора, грязевика остановленный котел должен быть отделен от всех действующих трубопроводов заглушками или отсоединен; отсоединенные трубопроводы также должны быть заглушены.

Толщина применяемых для отключения котла заглушек должна быть определена расчетом на прочность и иметь выступающую часть (хвостовик), по которой определяется наличие поставленной заглушки. При установке прокладок между фланцами и заглушкой они должны быть без хвостовиков. Допускается отключение котла с давлением выше 4 МПа (40 кгс/см 2) двумя запорными вентилями при наличии между ними дренажного устройства диаметром условного прохода не менее 32 мм, имеющего соединение с атмосферой. В этом случае приводы вентилей, а также задвижек открытых дренажей должны быть заперты на замок так, чтобы исключалась возможность ослабления их плотности при запертом замке. Ключи от замка должны храниться у ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла.

Если после отключения котла от паропровода и направления дымовых газов в обход пароперегревателя, экономайзера и воздухоподогревателя давление пара в котле повышается - усилить продувку пароперегревателя. Разрешается также произвести небольшую продувку котла и пополнение его водой до уровня немного выше среднего (3/4 водоуказательного стекла).

6.10. Расхолаживание котла и спуск воды из него производятся в порядке, установленном производственной инструкцией, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия. Спуск воды из котла следует производить тогда, когда температура воды в котле понизится до 40-60 °С, так как опорожнение неостывшего котла вызывает большие внутренние напряжения в металле и может привести к нарушению герметичности вальцовочных и других соединений. Спуск воды производится медленно при открытом (подклиненном) предохранительном клапане или открытом воздушнике для впуска воздуха в котел.

6.11. В целях предохранения остановленного на длительное время котла от разъеданий производят его консервацию в соответствии с указаниями инструкции предприятия-изготовителя по монтажу и эксплуатации котла. При отсутствии таких указаний котел консервируют одним из следующих способов:

а) после очистки котел заполняют химически очищенной водой до самой верхней точки и подогревают ее до кипения для удаления воздуха; после этого плотно закрывают котел. Этот способ применяют в тех случаях, когда вода в котле не может замерзнуть;

б) после очистки ставят в котел противни с негашеной известью, хлористым кальцием, едким натрием и тому подобными веществами, поглощающими влагу, и плотно закрывают котел.

7. АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА КОТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА

7.1. Обслуживающий персонал обязан немедленно остановить и отключить котел путем закрывания главного парозапорного органа (вентиль, задвижка) и сообщить об этом руководителю котельной (ответственному за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла) или лицу, заменяющему его, в следующих случаях:

а) произошел упуск воды из котла (при перекрытом паровом кране водоуказательного прибора вода не поднимается из нижней гайки и не появляется в стекле), подпитка котла водой при этом категорически запрещается во избежание возможного взрыва котла и последующих разрушений;

б) уровень воды быстро снижается, несмотря на усиленное питание котла водой;

в) уровень воды поднялся выше верхней точки водоуказательного стекла (или выше верхнего водопробного крана), а продувкой котла не удается быстро его снизить;

г) давление поднялось выше разрешенного более чем на 10 % и продолжает расти, несмотря на принятые меры (прекращение подачи топлива, уменьшение тяги и дутья, усиленное питание котла водой);

д) обнаружены неисправности предохранительного клапана или импульсно-предохранительного устройства (ИПУ);

е) перестали действовать все водоуказательные приборы;

ж) перестали действовать все питательные устройства (насосы, инжекторы);

з) если в основных элементах котлоагрегата (барабан, коллектор, камера, грязевик, жаровая труба, огневая коробка, кожух топки, трубная решетка, внешний сепаратор, пароводоперепускные и водоопускные трубы, паропроводы и питательные трубопроводы, трубы поверхности нагрева котла, пароперегревателя и водяного экономайзера и т.п.) обнаружены трещины, выпучины, пропуски в сварных швах, разрывы труб, обрыв анкерного болта или связи;

и) расплавлена контрольная пробка котла;

к) прекращена подача электроэнергии при искусственной тяге (остановились дымосос и вентилятор);

л) исчезло напряжение на всех контрольно-измерительных приборах, устройствах дистанционного и автоматического управления;

м) если повреждены футеровка и обмуровка котла с угрозой обвала их при накаливании докрасна элементов котла, его каркаса или обшивки;

н) произошло возгорание сажи и частиц топлива, осевших в газоходах и хвостовой части котлоагрегата (экономайзер, воздухоподогреватель);

о) если упало давление газа у горелок ниже допустимого предела, установленного инструкцией, или совсем прекратилась подача газа или воздуха (вышел из строя регулятор, сработал запорный предохранительный клапан, обрыв дисков в газовых задвижках, авария на газопроводе);

п) резко и сильно повысилось давление газа у горелок (неисправность регулятора, предохранительного запорного клапана);

р) повреждения газопроводов и газовой арматуры, ведущие к утечкам газа и загазованности помещений котельной;

с) появились существенные ненормальности в работе котла или неисправности, опасные для котла и обслуживающего персонала (вибрация, стук, шум, взрывы в газоходах, повреждения арматуры и т.п.);

т) при погасании факелов в топке при камерном сжигании топлива;

у) при возникновении пожара в котельной, угрожающего обслуживающему персоналу или котлу.

8. ПРИЕМКА И СДАЧА СМЕНЫ

8.1. Машинист (кочегар, оператор), принимающий смену, должен явиться на работу за 15-20 мин до начала смены и выяснить, сколько котлов находится в работе, какие произошли изменения в нагрузке котлов и в положении со снабжением паром или горячей водой потребителей. Ознакомиться с состоянием всего оборудования котельной установки.

8.2. Машинист (кочегар, оператор) перед сдачей смены обязан очистить топку, убрать шлак и золу и сдать котельную установку в полной чистоте и порядке.

8.3. Заступающий на дежурство машинист (кочегар, оператор) должен:

а) получить сведения у сменяемого машиниста (кочегара) о работе оборудования за предыдущую смену, неполадках в работе, режиме работы котлоагрегатов, о задании на смену и замечаниях руководства;

в) ознакомиться по журналу со всеми распоряжениями руководства котельной, касающимися ее обслуживания (график нагрузки котлов, давление пара или температура воды в зависимости от температуры наружного воздуха и др.);

г) выяснить наличие необходимого запаса воды в питательных баках;

д) выяснить наличие запаса твердого топлива в бункерах и вагонетках, жидкого - в топливных баках;

е) проверить наличие необходимых для обслуживания котлоагрегата инструмента, смазочно-обтирочных материалов и запасных деталей (водоуказательные стекла, арматура и др.);

ж) в отношении котла и топки выяснить:

нет ли отдулин, выпучин, трещин, течи или других повреждений на видимых частях котла, особенно соприкасающихся с огнем, а также исправность футеровки топки, обмуровки и гарнитуры котла;

состояние колосниковой решетки, порога и других частей топочного устройства (при твердом топливе);

состояние топочной камеры, пылеприготовительного устройства и механизмов, наличие смазки в подшипниках мельниц и прочего оборудования (при пылевидном топливе);

исправность газовых горелок, обращая особое внимание на давление газа и воздуха перед ними и на полноту горения его (при жидком топливе);

по режиму работы - тягу, дутье, положение всех заслонок, легкость их передвижения;

когда произведена последняя продувка котла и время, назначенное для следующей;

время последней обдувки котла, пароперегревателя, водяного экономайзера и воздухоподогревателя, а также время последующей обдувки;

состояние водяного экономайзера и воздухоподогревателя;

показания контрольно-измерительных приборов (термометры, манометры, газоанализаторы, тягомеры и др.), если в их показаниях есть какие-либо отступления от нормы, выяснить причины.

8.4. Машинист (кочегар, оператор) после осмотра оборудования и ознакомления с рабочей схемой коммуникаций пара, воды, газа и мазута должен проверить:

а) уровень воды в котле путем открывания пробных кранов и продувки водоуказательных приборов;

б) давление пара в котле по манометру, предварительно убедившись в его исправном состоянии;

в) исправное состояние предохранительных клапанов путем осторожного поднятия груза;

г) исправное состояние и степень открывания питательных водозапорных вентилей, а также отсутствие пропусков котловой воды в обратных клапанах;

д) исправность спускной и продувочной арматуры путем прощупывания труб за запорными вентилями (по ходу продувки);

е) исправность и положение (открытое, закрытое, полуоткрытое) всех паровых и водяных вентилей (задвижки, краны) и на месте ли все маховики и ручки;

ж) исправное состояние всех питательных приборов (насосы, инжекторы) путем кратковременного пуска их в работу;

з) состояние и положение вентилей, кранов и задвижек на газопроводе у котлов, работающих и находящихся в резерве или ремонте, обращая особое внимание на отсутствие утечек газа;

и) состояние оборудования газорегуляторного пункта (ГРП) или газорегуляторной установки (ГРУ) - при их наличии;

к) состояние вентиляторов подачи воздуха в газовые горелки, музутные форсунки и системы вентиляции, обращая внимание на отсутствие стуков и шумов во время их работы и на отсутствие перегрева подшипников;

л) состояние и положение вентилей и кранов на мазутопроводе у котлов, работающих и находящихся в резерве или ремонте, обращая особое внимание на отсутствие утечек мазута;

м) исправное состояние систем автоматики безопасности и автоматики регулирования;

н) исправность аварийного освещения и сигнальных устройств для срочного вызова администрации;

о) наличие хорошего освещения контрольно-измерительных приборов и арматуры (манометры, термометры, водоуказательные приборы, продувочная и регулирующая арматура и др.).

8.5. Машинист (кочегар, оператор), принимающий смену, должен записать в сменный (вахтенный) журнал все обнаруженные им при вступлении на дежурство неисправности и расписаться в журнале вместе с машинистом (кочегаром), сдающим смену.

В случае обнаружения дефектов и неисправностей, препятствующих дальнейшей безопасной работе котлоагрегата, принимающий смену обязан немедленно поставить об этом в известность руководство котельной.

8.6. Запрещаются прием и сдача смены во время ликвидации аварии и во время проведения ответственных переключений.

8.7. В котельных средней мощности, где работа по обслуживанию котельных агрегатов распределена между старшим кочегаром, кочегарами, обдувщиками, дежурными слесарями и другими рабочими, каждый из них принимает смену в объеме обязанностей, возложенных на него производственной инструкцией, утвержденной руководством предприятия. Прием и сдача смены дежурным персоналом оформляются в сменном (вахтенном) журнале ответственными по смене лицами.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Персонал, обслуживающий котельный агрегат (котел, пароперегреватель, водяной экономайзер, воздухоподогреватель) и вспомогательное оборудование (питательные и циркуляционные насосы, вентиляторы, дымососы, компрессоры и т.п.), а также трубопроводы пара и горячей воды, газопроводы, мазутопроводы и сосуды, работающие под давлением, несет ответственность за нарушение требований производственных инструкций и настоящей Типовой инструкции, относящихся к выполняемой им работе, в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия и законодательством Российской Федерации.

Производится по графику или письменному распоряжению администрации котельной.

При нормальной остановке котла постепенно снижа­ют его нагрузку, выключают автоматический регулятор питания (если он имеется) и, перейдя на ручное регули­рование, подпитывают котел водой до уровня немного выше среднего рабочего положения.

При остановке котла, работающего на газообразном топливе с принудительной подачей воздуха, постепенно уменьшают давление газа у горелок до минимального, допускаемого местной инструкцией, поочередным в не­сколько приемов уменьшением количества воздуха и га­за. После этого быстро закрывают воздушную шайбу,"(у инжекционных горелок) и одновременно кран на га­зопроводе перед горелкой. При остановке котла с ин- жекцпопными горелками ИГК. воздушные шайбы закры­вают только после остывания футеровки топки, чтобы обеспечить просасывание воздуха через пластины ста­билизатора и предохранить их от перегрева и коробле­ния. При смесительных (дутьевых) горелках тем же по­рядком уменьшают подачу воздуха и газа, а затем быст­ро полностью перекрывают воздух и газ, чтобы не до­пустить проскока пламени в горелку и предотвратить выход газа через горелку в топку без подвода необходи­мого для его сгорания воздуха.

После погасания всех горелок закрывают контроль­ную задвижку и задвижку перед котлом и открывают краны на продувочных и сбросных линиях. Через 8 мин после прекращения горения останавливают вентилятор, а через 10 мин - дымосос. Через 15-30 мин после оста­новки дымососа, когда топка несколько охладится, ши­беры перед дымососом и все заслонки на воздухопроводе закрывают.

Остановку газифицированных котлов с автоматикой регулирования процесса горения и автоматикой безопас­ности производят в соответствии с производственной ин­струкцией."

При остановке мазутной топки прекращают подачу топлива к форсункам, а затем пара или воздуха (у па­ровых или воздушных форсунок). После этого форсунки отводят из топки (если позволяет конструкция), прекра­щают подачу воздуха через воздушные топочные регист­ры, отключают отвод мазутопровода к данному котлу, останавливают мазутный насос, вентилируют топку и газоходы. Через 5 мин после отключения форсунок оста­навливают дутьевой вентилятор, а через 10 мин - ды­мосос.

При слоевых топках прекращают подачу топлива, да­ют возможность прогореть топливу на колосниковой ре­шетке, затем прекращают тягу, закрывают дымовую за­слонку, топочные и поддувальные дверцы, а при меха­нической подаче топлива тягу прекращают после охлаж­дения решетки. При топках с молотковыми мельницами выключают питатели топлива, прекращают подачу в мельницы воздуха и их останавливают, соответственно уменьшают, а затем прекращают подачу вторичного воз­духа и тягу.

После полного прекращения горения топлива и отбо­ра пара следят по водоуказательным стеклам за уров­нем воды в котле, отключают котел от общего паропро­вода. Предварительно открывают (па 0,5-1 оборот) клапан на продувочной линии перегревателя (при его наличии) во избежание повышения температуры стенок труб, а затем отключают котел от паропровода перегре­того пара. После отключения котла от общего паропро­вода (в случае повышения давления) пар некоторое вре­мя отводят в линию собственных нужд, а при снижении давления котел отключают от общего паропровода на­сыщенного пара.

При наличии обводного газохода экономайзера его заслонки открывают, а заслонки прямого хода закрыва­ют. Подпитку котла водой продолжают через эконо­майзер. В неотключаемых экономайзерах при наличии трубопровода рециркуляции открывают ее вентиль. Осо­бое внимание обслуживающий персонал котельной дол­жен уделить процессу охлаждения котла. Охлаждение котла должно вестись медленно, за счет естественного остывания, при этом дверцы, лючки и лазы топки и кот­ла пе открывают в течение 4-6 ч после его остановки. Воздух в топку поступает через всасывающее отверстие дутьевого вентилятора и открытые направляющий ап­парат и воздушные заслонки на воздушном тракте, при естественной тяге - в обход дымососа или через него, при открытых направляющем аппарате и заслонках.

При нефорсированном охлаждении котла после от­ключения его от паропроводов производят шламовую продувку. Через 4-6 ч продувку можно повторить.

Длительность расхолаживания котла должна указы­ваться в производственной инструкции.

Если котел остановлен для проведения срочного ре­монта, через 8-10 ч можно включить дымосос и усилить вентиляцию газоходов, приоткрыв топочные дверцы.

Спуск воды из котла, если необходимо, производится после остывания обмуровки, падения давления пара до нуля и снижения температуры котловой воды до 70- 80 СС.

Как правило, спуск воды производится через 24- 30 ч после остановки котла. Спуск воды надо вести мед­ленно, при приподнятом предохранительном клапане или открытых воздушных вентилях.

При остановке котла в горячий резерв котел отклю­чают от паропроводов перегретого и насыщенного пара, воду из него не спускают, а поддерживают на верхнем допустимом уровне. Режим горячего резерва котла уста­навливается распоряжением начальника или заведующе­го котельной.

Существуют два основных метода содержания котлов в горячем резерве.

1. После прекращения работы топки с молотковыми мельницами тщательно уплотняют котел, с прикрытием тяги, воздушных регистров, продувок. В случае снижения давления в котле до заданного, например 50 % номи­нального, необходимо произвести кратковременную под­топку с продувкой перегревателя, подпитку водой и по­вышение давления до номинального, после чего прекра­щают работу топки и уплотняют котел.

При слоевом сжигании топлива из-за необходимости охлаждения колосников и перегревателя указанный ре­жим не рекомендуется.

2. Поддерживают заданное давление в котле и горе­ние в топке при минимальной тяге, без искусственного дутья, с минимально необходимой продувкой перегрева­теля и подпиткой водой котла. Цепные решетки перио­дически пускают на малой скорости.

Котел, находящийся в горячем резерве, должен быть под постоянным наблюдением обслуживающего персо­нала.

Остановив котел в холодный резерв, следует из пе­регревателя удалить воду. При остановке котла в хо­лодный резерв на длительное время обязательна его консервация.

Котёл должен быть немедленно остановлен и отключён действием защит или оперативным персоналом котельной в случаях:

1. при обнаружении неисправности предохранительного клапана;

2. если давление в барабане котла поднялось выше разрешённого на 10% и продолжает расти, несмотря на уменьшение подачи топлива, уменьшение тяги и дутья и усиленное питание котла водой;

3. при прекращении действия всех питательных насосов;

4. при погасании факела в топке при камерном сжигании топлива;

5. при снижении уровня воды ниже низшего допустимого уровня (при этом подпитка котла водой категорически запрещается) ;

6. повышение уровень воды в котле выше верхнего допустимого;

7. при прекращении действия всех указателей уровня воды прямого действия;

8. если в основных элементах котла (барабане, коллекторах, трубах, арматуре) обнаружены трещины, выпучины, пропуски в их сварных швах, обрыв анкерного болта или связи, свищи;

9. при неисправности автоматики безопасности или аварийной сигнализации, включая исчезновение напряжения на этих устройствах;

10. при возникновении пожара в котельной, угрожающего персоналу или оборудованию;

11. при загорании сажи, мазута в газоходах котла.

При работе котла на газе ,

подача газа на горелки должна быть прекращена действием защит:

1. при повышении или понижении давления газа перед горелками;

2. при уменьшении разряжения в топке;

3. при появлении не плотностей в обмуровке, в местах установки взрывных клапанов и газоходах;

4. при прекращении подачи электроэнергии или исчезновении напряжения на устройствах дистанционного и автоматического управления;

5. при выходе из строя предохранительных блокировочных устройств и потере герметичности запорной арматуры перед горелкой;

6. при неисправности горелок;

7. при появлении загазованности, обнаружении утечек газа на газовом оборудовании и внутренних газопроводах;

8. при взрыве в топочном пространстве

Кроме того, оперативный персонал должен немедленно перекрыть подачу газа:

1. при разрыве газопровода;

2. при взрыве газа или загорании горючих отложений в газоходах;

3. при пожаре, угрожающем персоналу или котлам, а также цепям защиты и дистанционного управления.

4. Причины аварийной остановки котла должны быть записаны в сменном журнале и об этом должен быть поставлен в известность начальник цеха и диспетчер.

5. При необходимости аварийной остановки старший оператор должен действовать чётко и быстро со знанием последовательности выполняемых им операций и отдаваемых им указаний обслуживающему персоналу котельной. Для аварийной остановки необходимо :



1. нажать кнопку «Аварийной остановки », установленную на щите управления. При этом должен сработать ПКН-200 котла и отключить газ на горелки;

2. закрыть рабочую и контрольную задвижки подачи газа на горелки останавливаемого котла;

3. закрыть главную паровую задвижку котла;

4. выпустить пар через предохранительные клапаны

5. при аварийной остановке всех котлов, закрывается задвижка на вводе газопровода в ГРП.

6. Если аварийная остановка котла произошла не по причине упуска воды или отказа в работе питательных насосов, можно подпитать котёл водой.

Если уровень воды при работе котла медленно снижается и приближается к нижнему допустимому (предельному) уровню, при нормальном давлении в питательной линии необходимо:

1. закрыть вентиль непрерывной продувки и проверить плотность всех продувочных и спускных вентилей котла;

2. проверить отсутствие течи в швах, трубах, люках котла;

3.убедиться в исправности водоуказательных стёкол и проверить исправность питательного насоса;

4. убедиться в исправности регулятора питания котла и нормальной его работе, при неисправности регулятора питания можно питать котёл вручную водой через обводную линию регулятора (в течении 3-4 часов).

В случае если принятыми мерами не удаётся найти и устранить причины, а уровень воды в котле опустился до нижнего допускаемого и продолжает снижаться – аварийно остановить котёл.

Примечание: Если персонал обнаружил упуск воды в котле тогда, когда уровень воды уже снизился за нижнюю кромку водоуказательного стекла, необходимо принять меры к тому, чтобы не допустить поступление воды в котёл, для чего в момент остановки котла перекрыть запорные задвижки на питательной линии до и после регулятора питания, в том числе проверить закрытие задвижки на обводной линии регулятора питания.



Аварийная остановка котла из-за его перепитки водой выше верхнего уровня на водомерном стекле производится после продувки водоуказательных стекол, проверки правильности их показаний, выяснения причин повышения уровня воды в котле. Если уровень продолжает подниматься необходимо прекратить подачу воды в котёл, осторожно произвести продувку, следя при этом за уровнем воды в стекле. После снижения уровня до среднего закрыть продувочные вентили. Если уровень опять поднялся за верхнюю кромку стекла, то остановить котёл.

Если произошёл разрыв экранных или кипятильных труб, что легко обнаружить по шуму вытекающей пароводяной смеси в топку или в газоход, по выбросу пламени или газов через дверки, гляделки, люки, лючки, не плотности обмуровки, по падению давления пара в котле, по снижению уровня воды в водомерном стекле, оператор должен прекратить подачу топлива в топку, остановить котёл и остановить вентилятор.

Если уровень воды в водоуказательном стекле остаётся видимым, следует пустить в работу резервный питательный насос, при этом перейти на ручное регулирование.

Если уровень воды не виден в водоуказательном стекле, то питание котла прекратить, отключить котел от паровой магистрали, остановить дымосос.

При аварийной остановке котла, работающего на мазуте, прекратить подачу мазута и воздуха, а затем резко ослабить тягу.

При остановке котла из-за загорания сажи в котле, экономайзере или газоходах немедленно прекратить подачу мазута и воздуха в топку, прекратить тягу (остановить дымосос и вентилятор) и полностью закрыть воздушные заслонки. После прекращения горения провентилировать топку.

Основной причиной аварий, связанных с повышением давления в котле выше допустимого, является работа котлов с неисправными и не отрегулированными предохранительными клапанами (или отключенными с помощью заглушек или заклиненными) а также неисправными манометрами.

Применение воды с повышенной жесткостью для питания котлов приводит к образованию накипи на трубах, что влечёт за собой аварии из-за перегрева и прожога труб котла.

Растопка котла после аварийной остановки разрешается после устранения причины, возможных последствий аварии и производится после письменного распоряжения ответственного лица.