Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность. Курс: Философия об обществе, человеке и ценностях

11.10.2019

Человек как целостная система в широком смысле слова включает в себя две подсистемы:
- организм - морфофизиологическая организация;
- личность - социально-психологическая организация.

Обе системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие организма в значительной степени запрограммировано генетически и зависит от образа жизни, что определяется как раз социально-психологической организацией человека. Но, в свою очередь, социально-психологическое развитие зависит от включения человека в различные виды общественной деятельности в конкретной социальной и исторической общности.

Человек - биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Человек - существо биологическое.

Индивид - существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

В понятиях « » и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим - яркая, неповторимая, творческая.

Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане. В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова-лицо). С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы - доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность » долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и « ». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:
- наследственно биологических свойств;
- социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся. Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня:
- первый уровень - низший - составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
- второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);
- третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
- четвертый - высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее - совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Страница 20 из 32


Индивид, индивидуальность, личность

Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельный человек – в отличие от коллектива, группы, общества в целом. Термином «индивид» обычно обозначается единичный представитель той или иной общности (рабочий, фермер, бизнесмен), причем специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия «индивид» не входят. «Индивид» - это человек как единичный представитель какого-то целого – биологического рода, социальной общности, группы.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями.

1. Внешний человеческий облик. Наибольшее значение здесь имеют: строение тела, его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей; прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.); особое строение гортани, способной к членораздельной речи; отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры; высокоразвитая центральная нервная система и мозг.

2. Способность к мышлению.

3. Способность к труду.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), и индивидуальными (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. К индивидуальным качествам нужно отнести следующие: 1. Самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой, действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой, быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества);
2. Целостность или неделимость; это значит, что качества и свойства данной личности неотделимы от нее и не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе;
3. Неповторимость и своеобразие индивидуального существования: каждый человек неповторим, уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно - в умственных способностях, чувствах, в своем характере, общении, труде, не говоря уже о внешнем облике и поведении.

Если в понятии «индивид» отражаются все (не только социальные, но и биологические - антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Личность - средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она - социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Единство социального и индивидуального, сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей - важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

В первоначальном значении слово "личность" обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре. Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса. Вместе с тем личность - это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре. Термин "личность" обозначает, во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Человек является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социокультурных элементов. Личность в психологическом значении этого слова представляет единство темперамента, дарований, склонностей, характера. Социальный компонент личности связан с влиянием культуры и структуры общностей, куда он включен.

В понятии "личность" фиксируется проявление в отдельном человеке общественных отношений. То есть, в личности появляются социальные черты человека. Основные параметры личности непосредственно обусловлены внешней социальной средой. Принадлежность человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе обозначается в его правах, обязанностях, действиях и жестко задается личности извне системой общественных отношений, элементом которой она является. Существуют понятия «социализация», «уровень социализации», которые фиксируют степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей.

В понятии «индивидуальность» биологическое и социальное в каждом человеке находятся в уникальном, специфическом сочетании. Индивидуальность есть то, что отличает одного конкретного человека от других. Она может быть представлена по-разному: ярко выражена за счет специфических физиолого-анатомических особенностей или за счет развитости таких социальных черт, как глубина мировоззрения, сила воли и т.д. Однако в большинстве случаев именно социальная составляющая в человеке задает его индивидуальность. Не случайно существует мнение, что это понятие возникает в эпоху Возрождения, когда многогранная одаренность и самобытность каждого из тогдашних мастеров ценились особенно высоко.

Индивидуальность в виде социальных качеств по-разному проявляется в зависимости от возраста. В детстве ребенок, подражая окружающим, хочет быть, с одной стороны, как все, но, с другой стороны, лучше всех, отсюда стремление выделиться в группе себе подобных. На стадии юности имеет место стремление быть не таким, как все. Формируется свой язык, вкусы, мода, возможно «бунтарство». Взрослый человек проявляет свою индивидуальность через общество, через набор общественно значимых ролей, которые ему приходится выполнять. При этом роль должна не играться, а приниматься всерьез в форме свободного и заинтересованного его исполнения. Поэтому личность, становясь убежденным и свободным исполнителем общественных ролей, добровольно возлагает на себя определенные обязательства. Как говорил И. Кант, необходимо «дать себе закон».

Однако на каждой из выделенных стадий индивидуальной эволюции возможно присутствие инфантилизма - нежелание проявлять себя, работать над собой, расти, остановка в своем развитии. Поэтому быть личностью, индивидуальностью трудно, надо постоянно проявлять усилия по созданию себя. Последовательность понятий индивид – личность - индивидуальность отражает естественную закономерность развития человека, его различные уровни взаимосвязи с обществом.

Человеческий индивид становится индивидуальностью лишь на социальном уровне развития, став личностью. Существует мнение, что в филогенетическом аспекте это произошло с человеком в эпоху неолитической революции, когда он стал общественно-историческим существом. В онтогенетическом смысле возможны ситуации, когда человек может и не стать личностью, не усвоив социального опыта. Науке известны многочисленные случаи, когда дети, выросшие в изоляции от людей, несмотря на все меры по их воспитанию, не обнаружили наличия черт человеческой личности. В целом разнообразие индивидуальностей является одним из показателей развитости общества, условием его дальнейшего прогресса.

В какой-то степени поиски в направлении изучения соотношения биологического и социального проясняют попытки очертить структуру человека, в которой биологическое и социальное присутствует в качестве элементов структуры.

Так, существует вариант психологической структуры человеческой личности, состоящей из трех компонентов: 1) темперамента, в большей степени определяемого биологическим в человеке, 2) знаниево-практического уровня и 3) характера, имеющего социальную обусловленность. Если первые два уровня дают ответ на вопрос, как индивид что-либо будет делать, то знание характера позволяет ответить на вопрос: что он будет делать в той или иной ситуации?

Похожая, но более дробная структура личности предложена К.К. Платоновым, имеющая четыре иерархически расположенные уровня.

Первая подструктура объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Все эти свойства несравненно больше зависят от физиологической структуры человека, чем от социальных условий, и поэтому эта подструктура полностью предопределена биологией человека.

Вторая подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций. Влияние биологического здесь ещё имеется, но большинство свойств уже зависит от социальных условий (мышление, память и др.). Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко её можно назвать подструктурой форм отражения.

Третья подструктура личности включает навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием социального. Навыки и умения есть способы выражения личности в деятельности. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в её индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества. Кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Наконец, высшая, четвертая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко её можно назвать подструктурой мировоззрения личности, поскольку мировоззрение является наиважнейшей и определяющей составляющей направленности личности.

Предложенная психологическая структура личности является универсальной, поскольку применима к каждому человеку, она является также динамической потому, что изменяется у каждой конкретной личности с раннего детства до самой смерти. Она меняется также исторически в силу того, что каждая историческая эпоха формирует свою совокупность условий существования человека - материальных, социальных, определяя существование того или иного типа личности.



Индекс материала
Курс: Философия об обществе, человеке и ценностях
Дидактический план
Учение об обществе
Общество как система
Социальная структура общества
Общество и государство
Общество и культура
Специфика человеческой деятельности
Культура и ее типы
Культура и цивилизация

Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна

Индивид, личность, субъект и индивидуальность

В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.

Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (например, рост, телесная конституция или цвет глаз), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Индивид (от лат. individuum – неделимое) – 1) единичное природное существо человек, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности.

Важнейшей характеристикой индивида является его способность преодолевать заложенную биологическую ограниченность и при этом осознанно управлять собственной поведенческой активностью, контролируя все важнейшие психологические процессы.

К наиболее общим, позволяющим называть человека индивидом характеристикам относятся целостность его психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.

Понятие «индивид» может употребляться в содержательной связке с понятием «личность».

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что они представляют собой два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, освоения им родовой, общественной сущности. Становление личности связано также с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей и функций, норм и правил поведения социума и т. п.

По мнению А. Н. Леонтьева, личность не является генотипически обусловленным целостным образованием, поскольку «…создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности».

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (темперамент, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта , под которой понимается самоопределение и обособление личности, оформление ее «выделенности», уникальности и неповторимости. Личность, ставшая индивидуальностью, – это своеобразный, неповторимый, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Понятие «субъект » имеет несколько толкований.

Субъект (от лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (С. Ю. Головин).

«Субъект – это организм (человеческий или другой), который является участником (добровольным или нет) эксперимента. В качестве взаимозаменяемого синонима термину «другие» может применяться понятие «наблюдатель» (использовалось и иногда все еще используется для обозначения субъекта в эксперименте интроспекции или в психофизическом исследовании)» (под ред. А. Ребера).

Вообще понятие «субъект» может применяться для обозначения участника любого исследования. Использование же других терминов ограничено определенным форматом.

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КАК АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Индивид и личность. А. Н. Леонтьев В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

54. Индивид. Социализация Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности,

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социально-политическая психология автора Дилигенский Герман Германович

Глава III. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В предыдущих главах книги рассмотрены два блока процессов - познавательные и мотивационные, - образующие в своем постоянном взаимодействии непосредственное содержание социально–политической

Из книги LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости автора Данилин Александр Геннадиевич

ЛИЧНОСТЬ И «ИНДИВИД» Что же все-таки происходит с нами?Мы спасены виртуальностью или умираем вместе с ее пришествием?Как описать психологию «нового» человека виртуальных времен?Вот материал из статьи «Череп для дьявола», опубликованный в одной из самых популярных

автора Войтина Юлия Михайловна

9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г.

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

Раздел 4 Личность как субъект общения Разработка психологических проблем общения невозможна без обращения к личности и ее внутреннему миру. Общение – это процесс, в который вовлекается личность во всей своей целостности – множестве свойств и качеств. Внутренний мир

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Индивид, личность, субъект и индивидуальность В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Индивид, личность, субъект, индивидуальность Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга морфологическими особенностями и психологическими свойствами.Индивид (от лат. individuum – неделимое) – это единичное природное

Из книги автора

20. Индивид в группе Ценность экзистенциальной неповторимости и креативности каждого человеческого существа раскрывается в полной мере тогда, когда происходит столкновение с другими; особенно рельефно это проявляется на границе между индивидом и его окружением. Когда

Человеческая личность - объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие "человек", "индивид", "личность" часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.

Понятие - человек, индивид, личность

Слово «человек» звучит при обозначении способностей и черт, присущих всем. Оно подчеркивает существование особой общности - человеческого рода, отличного от других присущим лишь ему способом жизнедеятельности. Именно благодаря ему на всех этапах своего развития, везде и всегда сохраняет определенный статус.

Определение "человек-индивид" обозначает существование отдельного конкретного представителя человечества. Кто это такой? Человек-индивид - это единица людского рода, определенный носитель психологических и социальных черт, присущих всей людской общности. Под ними подразумеваются воля, разум, собственные интересы и потребности. В этом смысле индивид - это конкретный человек.

В данном контексте не рассматриваются биологические факторы (пол, возраст, физические характеристики, темперамент), а также социальные различия. Но, конечно, совсем не учитывать эти данные нельзя. Ведь различия между ребенком и взрослым, первобытным дикарем и нашим современником вполне очевидны.

Таким образом, определение понятия "индивид" включает набор характеристик и черт, по которым каждый человек отличается от другого. При этом подразумеваются различия совершенно разных уровней - от нейрофизиологического и биохимического до социально-психологического.

А что же такое личность

Динамику развития человека в различные моменты (исторические и собственные) характеризует понятие «личность». Индивид при этом - отправная точка развития личности, ее начальное состояние. Таким образом, личность - наиболее полное воплощение всех

Как социальному субъекту, личности присуща автономность, стремление в определенной степени противопоставить себя социуму и обрести независимость от общества. Это предполагает наличие самосознания, навыков умственного контроля, способности к аналитической деятельности и оценке себя самого.

Все эти качества составляют основу жизненной позиции. Это основной принцип поведения, базирующийся на социальных и мировоззренческих установках, ценностях и идеалах. Значение этих нормативных факторов в жизни объясняет теория саморегуляции поведения человека в социуме.

Основы развития личности

У каждого автора - свое толкование личности. Но почти любое определение "личность", "индивид", "индивидуальность" основано на одном из двух полярных взглядов. Один из них гласит, что личность формируется и подвергается дальнейшим изменениям в зависимости от врожденных качеств и данных, влияние социального окружения при этом сводится к минимуму.

Представители противоположной позиции практически полностью отвергают врожденный фактор и предпочитают рассматривать личность как некий продукт социального развития. Пожалуй, обе точки зрения являются крайностями.

Классическое определение личности подразумевает, что человек, индивид, личность имеет сформированные, необходимые ему как продукту общественного развития конкретные качества. От него ожидают вхождения в путем общения и сознательной деятельности. Согласно такому подходу, биологический организм становится личностью только благодаря социальному и культурному опыту. Причем допускается влияние на формирование индивидуальных черт - совокупности темперамента, врожденных способностей и предрасположенности.

Как мы взрослеем

Рассмотрим, каким образом формируется человек, индивид, личность. Что непосредственно влияет на процесс роста? Таких предпосылок несколько.

Биологический фактор. Наследственность человека - тот самый материал, который позже будет сформирован в человеческого индивида. Этот фактор сам по себе еще не создает личности, так как социальный опыт и культурное наследие невозможно передать с генами. Но его требуется учитывать как источник бесконечного разнообразия характеров, темпераментов, склонностей и причину возможных социальных ограничений.

Физические условия окружающей среды. Часть исследователей придают им первостепенное значение. Но, как известно, в одних и тех же географических условиях существуют совершенно разные типы личностей, а схожие общегрупповые признаки наблюдаются в совершенно различных.

Общественная культура, формирующая определенное число соответствующих ей базовых типов личности. Определенный же культурный опыт служит общим достоянием человечества.

Опыт, как групповой, так и уникальный (субъективный). Это самый главный фактор ее формирования, возникающий в процессе социализации.

Что такое социализация личности

Комплекса ценностей, установок, симпатий-антипатий, целей и шаблонов поведения человек достигает благодаря явлению социализации. Это процесс усвоения индивидом норм и образцов поведения его группы, необходимых для функционирования в обществе.

Социализация касается всех сторон воспитания, обучения и приобщения к культуре. В ней участвуют все, с кем сталкивается индивид в семье, быту, детском саду и школе, видит по телевизору и т.д. При этом процесс личностного формирования проходит три последовательные стадии:

1. Дети подражают взрослым и копируют их поведение.

2. Дети играют и примеряют на себя различные роли.

3. В групповой деятельности они начинают понимать ожидания, обращенные к ним со стороны других.

Когда она происходит

Большинство психологов считают, что процесс социализации не ограничивается детским возрастом и длится всю жизнь. закладывает основы личностных ценностей. А применительно ко взрослым этот процесс подразумевает изменение внешнего поведения и приобретение нужных навыков.

По одной из теорий, в процессе социализации взрослых изживают себя детские мифы, например, о незыблемости авторитета или собственной суперценности. Постепенно на базе полученного опыта формируется тот индивид, определение которого приведено выше.

Общение в группе и соответствующий опыт дает возможность скорректировать уникальные внутренние установки личности с общими качествами, характерными для ее социальной среды.

Как это бывает

В начале жизни человек еще не осознает, что он индивид, и индивидуальность его находится в зачаточном состоянии. Обособление от физического и социального мира продолжается в течение всей жизни. Накапливая социальный опыт, он формирует образ своего «Я» путем сопоставления себя с другими.

Доказательством того, что личность - не просто автоматически развивающаяся совокупность природных задатков, служат известные науке случаи воспитания человека в социальной изоляции, например, в среде животных. Исследования психики таких "Маугли" показали, что те не имеют представлений о собственном «Я» как об обособленном существе в ряду подобных.

На чем основан личный опыт

«Социальное зеркало» постоянно перед каждым из нас. В детстве при оценке собственных способностей человек основывается на мнении ближайшего окружения, с возрастом - на оценках компетентных специалистов. Зрелый человек понимает, что он - индивид, и индивидуальность его уникальна.

Нельзя недооценивать влияние личного опыта. Именно поэтому дети, воспитанные в одной семье, очень разные. У них имеется похожий групповой опыт (но не идентичный). Помимо семьи дети общаются во внешней среде и с разными людьми. Даже близнецы с одним набором генов не могут постоянно находиться в абсолютно одинаковых условиях, встречаться с одинаковыми людьми и испытывать идентичные эмоции.

Именно поэтому каждый личностный опыт уникален. По утверждениям психоаналитиков, определенные инциденты, происшедшие с людьми, вполне могут оказаться критическими, задавая тональность последующим эмоциональным реакциям.

Что такое социальная роль

Под этим понятием подразумевают способ поведения человека в соответствии с общепринятыми нормами межличностных отношений в зависимости от имеющегося статуса в системе. Процесс социализации личности подразумевает освоение социальных ролей как способ интеграции человека в общество.

Понятие социальной роли подразумевает ролевые ожидания - чего именно ждут от индивида согласно «правилам» той или иной роли. Другое основное понятие здесь - все то, что человек осуществляет согласно своей роли. Общество в данном случае берет на себя функцию контроля.

Индивид и общество связаны существованием самых разных институтов - от правоохранительных органов до общественного мнения. К "ослушавшимся" применяется система социальных санкций. Самые незначительные из них - осуждение и общественное порицание, более жесткие - меры насильственного пресечения.

Индивид - определение социального статуса

Под социальным статусом понимается позиция (ранг) индивида в структуре группы или самой группы в ряду других образований. Поведение, которое ожидается от носителя определенного социального статуса, и составляет суть его социальной роли. Различные статусы имеют дети и взрослые, женщины и мужчины, военнослужащие и штатские. Каждый человек - носитель множества разных статусов, в соответствии с которыми и выстраивает свое поведение в тех или иных ситуациях.

Через обучение ролям усваиваются культурные нормы. Приемлемое для одного статуса может стать совершенно неподходящим для другого. То есть социализация - важнейший процесс обучения принятым в обществе методам и способам взаимодействий, в результате которого социум получает своего адекватного члена.

Умение исполнять важнейшие роли приобретается, начинается с детства. Большая часть данного процесса происходит на бессознательном уровне довольно безболезненно. Дети участвуют в играх, помогают родителям, вслушиваются в семейные разговоры, читают и смотрят различные истории. Их "игровые" роли помогают в будущем роль принять на себя настоящие и понять реакции окружающих.

О предписанных статусах

Общество устроено очень сложно, и согласованное функционирование всех его институтов возможно лишь в случае строгого соблюдения людьми собственных обязанностей, регламентированных внутригрупповыми отношениями. Простейший путь добиться этого - классификация всей многообразной человеческой деятельности по огромному количеству предписанных ролей и приучение каждого индивида с ранних лет к выполнению определенного набора их, "положенного" по статусу.

Пройдя в детстве первичное ролевое обучение, человек назначает себе сам предписанные роли согласно выбранному критерию. Его кодовое название - "правила достижения успеха". Универсальной основой выработки подобного критерия в обществе служит пол и возраст человека. Другие определяющие факторы - национальность, раса, религиозная либо классовая принадлежность.

Несмотря на бессознательный характер ролевого обучения, это мощный и реальный Например, раздельное обучение в течение многих лет мальчиков и девочек ведет к большим различиям между ними в зрелости по части способностей, предпочтений и способам выражения эмоций.

Что такое достигаемый статус

Это социальная позиция, закрепляемая путем индивидуального выбора и конкуренции. Если часть статусов назначается группой либо обществом, при этом не учитываются индивидуальные качества индивида или его способности, то достигаемый статус - результат способностей, упорства, трудолюбия, исполнительности личности, а также некоторой доли везения.

В примитивных (или традиционных) обществах статусы почти всегда предписаны, и прямо зависит от рождения. В современном обществе личность обладает большей степенью свободы.

Выигрыш имеют люди, проявляющие наибольшие способности и гибкость. Те же, кто не сумел "найти себя" и приспособиться к новым ролям, оказываются неконкурентоспособными.

Чем они различаются

Достигаемые и предписанные статусы имеют принципиальную разницу, тем не менее пересекаются и взаимодействуют. Индивиду почти невозможно улучшить или как-то изменить собственное положение в обществе, где большинство статусов являются предписанными. Социализация не связана с ожиданием смены статуса. Но если наследственные факторы не играют принципиальной роли, человеку трудно смириться с низким статусом, имея возможности проявить личные способности

Когда за статус идет борьба и возможности условно равны, причины отсутствия успеха - исключительно личная некомпетентность и отсутствие способностей. В обществе "равных возможностей" данный постулат усваивает любой индивид. Определение неуспеха как собственной несостоятельности больно бьет по самооценке человека. Но даже в этом случае личность находит пути повысить статус, используя различные льготы и преимущественные права.

Если роль - поведение, ожидаемое от индивида в случае конкретного статуса, то ролевое поведение бывает фактическим. Оно отличается от того, которое ожидается по большинству характеристик - от ролевой интерпретации до возможных конфликтов с другими. Вот почему нет двух индивидов, одинаково исполняющих одну и ту же роль.

Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим-ском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращен-ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обяза-тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич-ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич-ность по первоначальному значению — это определенная соци-альная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо-логическое образование, которое формируется благодаря жизни Человека в обществе. Человек как общественное существо приоб-ретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приоб-ретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в сово-купности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко-торые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обще-стве. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивиду-альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С. Немова, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые соци-ально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "че-ловек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти по-нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позво-лит более полно раскрыть последнее (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид"и "индивидуальность" с понятием "личность"

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к челове-ческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая пре-допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.


Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям впорядке биологической наследственности, а формируются при-жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству-ющими поколениями.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло-гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз-личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под-чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо-логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти-туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ-ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио-логической структуры (тип темперамента , физические и психи-ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущност-ное определение индивидуальности связано не столько с поняти-ями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "соб-ственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе-ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто-рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци-альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель-ного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализа-ции объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и твор-чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело-века. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная" "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.