Политическая и государственная власть политология. Разница между государственной и политической властью. Основные права нации

20.09.2019

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у государственной власти , господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев государственная власть может образоваться в результате свобод­ных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными госу­дарствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о право­вом, юридическом закреплении политической власти в соответ­ствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное призна­ние ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убеждения можно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также может рассматриваться как признак легитимности власти. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим путем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны, противостояние центра и мест, "парада" суверенитетов, не является легитимной.

В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей, легитимность существует скорее как проблема, в сформировавшемся обществе - как естественное качество политических отношений.

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Основными компонентами власти являются: ее субъект, объектные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Нас же интересует сравнение понятий государственной и политической власти.

Остановимся более подробно на анализе свойств власти каждого вида.

Начнем с того, что оба вида власти имеют общую цель - управление делами общества и государства. Эта цель отличает данные виды власти от ее проявлений в иных сферах: семейных, производственных и других отношениях.

И политическая, и государственная власть носит публичный характер и в демократическом обществе осуществляется открыто и гласно. Различие между ними сводится к характеру полномочий и составу субъектов. Для государственной власти характерно наличие государственно-властных полномочий и осуществление ее государством или от лица государства. Следовательно, субъектом, атрибутивно обладающим государственной властью, является государство и его органы.

Таким образом, различие между государственной и политической властью состоит:во-первых , в составе субъектов, обладающих соответствующими властными полномочиями. Непосредственными субъектами государственной власти выступают федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов федерации. А субъектами политической власти являются политические партии, иные политические общественные объединения и субъекты избирательного процесса (избирательные объединения), а также органы местного самоуправления.

Во-вторых , различие между государственной и политической властью состоит в том, что они имеют разное поле для реализации своих полномочий. Полем действия государственной власти является собственно государство и его органы. Власть государства распространяется на гражданское общество лишь в части установления правовых норм, обеспечивающих нормальное его функционирование. А полем реализации политической власти, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Политическая власть выходит за рамки гражданского общества, только когда необходимо воздействие на процесс формирования государственных органов или осуществление давления на них.

В-третьих , различие между рассматриваемыми видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Оба вида власти, как это было отмечено выше, используют достаточно широкий комплекс методов властного воздействия. Различие состоит лишь в том, что субъекты политической власти не могут непосредственно использовать метод гоcударственно-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти.

И наконец, различаются они объемом своих полномочий. Только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления (субъектов политической власти) ограничены конкретной территорией, подвластной данному органу.

В завершение следует заметить, что политическая и государственная власть имеют много общего. Помимо общего источника в лице многонационального народа оба вида власти имеют публичный характер, общие цели - управление делами общества и государства и близкие по характеру методы их реализации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 3 (28). С. 45-49.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ

STATE AUTHORITY AND POLITICAL AUTHORITY:

THE QUESTIONS OF THEIR CO-RELATION

Я. В. БАКАРДЖИЕВ (Y. V. BAKARDGIEV)

Проанализированы два явления социально-политической жизни: государственная и политическая власть. Сопоставление этих видов власти выявляет их несовпадение по субъектам, содержанию, объектам воздействия, выполняемым целям и задачам. При этом проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что политическая власть - это более широкое понятие, чем власть государственная, и включает в себя, помимо первой, власть общества, находящуюся в диалектическом взаимодействии с государственной властью.

Ключевые слова: государство, власть, политическая власть, государственная (административноуправленческая) власть, гражданское общество, общественная власть.

Two phenomena of socio-political life are analyzed in the article: state authority and political authority. The comparison of these kinds of authorities reveals their difference in subjects, content, the objects of their influence, goals and terms of reference. The realized analysis allows to make the conclusion that political authority is a broader concept than state authority and includes social power which lies in dialectic interaction with state authority.

Key words: state, authority, political authority, state authority (administrative and management authority), civil society, social authority.

Существование любого государства и возможность осуществления им своих функций обусловлены наличием неотъемлемого его атрибута - государственной (политической) власти. Более того, государственная (политическая) власть - необходимое и единственное связующее звено между государством, политикой и правом. Она всегда присутствует в тех отношениях, где задействованы эти ключевые категории государственности.

Но как же соотносятся эти два типа власти? Одни используют данные термины в качестве синонимов, идентичных понятий . Другие указывают на различия, где политическая власть шире по объёму, чем государственная. Есть мнение, что политическая и государственная власть - это различные типы

власти, каждая из которых имеет своё «поле деятельности» . В связи с этим возникает необходимость разобраться в сущности этих двух явлений, что важно как для теоретического уяснения вопроса, так и для понимания роли власти в обществе и государстве.

Что же такое власть вообще? В самом общем смысле власть как явление предполагает подчинение воли одних субъектов воле других. В основе этого подчинения лежит либо принуждение (или возможность его применения), либо авторитет и убеждение. Власть государственная, а тем более политическая, является по своему характеру социальной, т. е. проявляющейся в относительно большой общности индивидов и построенной на социально-биологических законах об-

© Бакарджиев Я. В., 2011

щежития и управления. В общесоциологическом смысле власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в способности и возможности определённой инстанции (структуры) осуществлять свою волю, оказывая решающее воздействие на сознание и деятельность индивидов, их объединений посредством использования авторитета, убеждения, принуждения .

К жизни отношения власти и подчинения вызывает, во-первых, необходимость управления и координирования деятельности социальной общности. Власть придаёт обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится упорядоченной. Следовательно, социальная власть носит в обществе объективный характер, является фундаментальным свойством любой общности индивидов.

Во-вторых, зарождение властеотноше-ний обусловлено появлением у индивидов различных несовпадающих интересов, ведь одни интересы должны быть подчинены другим или достигнут компромисс. Но пока эти интересы носят объективный или индивидуальный характер, а цели общества в целом едины, о политической власти речи не идёт.

Политическая власть возникает при смене личных интересов групповыми. «Политическая жизнь, а вместе с ней и политическая власть возникла в обществе, где люди разделены неодинаковым положением, разными интересами, а в этой связи вступают в состояние определённой борьбы» .

Существует точка зрения, что политическая власть может быть рассмотрена и как коммуникативное взаимодействие субъектов политики, при котором воздействие субъекта власти на объект осуществляется посредством использования неких символов (знаков), призванных вызвать определённую адекватную реакцию объекта воздействия. При этом всякое взаимодействие в политической сфере

основано на том, что субъекты политики вкладывают в ключевые категории одинаковое содержание. Данные категории и являются средством структурирования социальной реальности . Опираясь на указанный подход, можно предположить, что такими символами или знаками в государственно организованном обществе являются нормы права. Именно нормы права способны оказывать воздействие как на поведение конкретного индивида, так и на социальную ситуацию в целом. И именно в отношении норм права крайне важно, чтобы и индивид, и государство вкладывали в них одинаковое содержание. Только в этом случае они будут являться «средством структурирования социальной реальности».

Основой политической власти является власть государственная, или административно-управленческая. Государство - основной структурный элемент политической системы. Как уже отмечалось, организация любого сообщества не мыслима без отношений власти-подчинения, поэтому государство как общественная надстройка и система управления человеческим обществом не мыслимо без государственной власти. Ибо государство без власти не может считаться таковым. Данный вид власти - обязательный атрибут государства, выступающий гарантом исполнения его воли, а следовательно, и государственной политики, и не отделим от него.

При этом одновременно и государство является основой функционирования власти. «Оно есть структурированное материальное образование, реализующее посредством принятия законов волю власти в жизнедеятельности индивидов, организаций. В этой связи можно сказать, что тесная связь государственной власти и государства не означает их полного совпадения, тождества. Государственная власть как социально-психологическая структурированная инстанция, призванная осуществлять управление делами общества, обеспечивать его стабильность, первична по отношению к государству, его механизму. Последний создаётся с учётом стратегических целей и определённых задач, решаемых государственной властью в интересах социальных групп и всего общества» . Государство и власть соотносятся в этом смысле как форма и содержание.

В хронологическом плане государственная власть возникает фактически одновременно с возникновением государства. Как государство эволюционирует от родово-племенной общины, так и государственная власть развивается из общинного или военно-демократического управления. По сути, особая организация суверенной, политической, публичной власти на определённой территории и есть государство.

Но политическая власть, во-первых, не ограничивается только влиянием государства, а во-вторых, в демократическом обществе государственная власть по определению не может быть исключительной и бесконтрольной со стороны общества. Ведь, по сути, политическая власть - есть власть, способная, во-первых, повлиять на принимаемые государством политические и правовые решения и, во-вторых, управлять социальными процессами. Соответственно, она должна осуществляться не только государством, но и обществом.

Поэтому второй составляющей политической власти является власть, которую можно обозначить как «социальная (общественная)», «оппозиционная» или «протест-ная». Она представлена институтами гражданского общества. Если же влияние гражданского общества отсутствует, его институты не развиты, то государственная власть совпадает с политической.

При этом не стоит считать, что власть гражданского общества всегда находится в протесте, в оппозиции к власти государственной. Это как раз исключение для цивилизованных демократических отношений. Нормой же является, когда «социальная» власть поддерживает государственную, тем самым легитимизируя её. Оппозиционность же и протестность следует рассматривать как потенциально возможные, когда государство начинает отклоняться от своей функции соблюдения баланса общественных отношений. Часть общества, чьи интересы нарушены, будет стараться исправить сложившуюся негативную для себя ситуацию, «включив» политическое влияние своих лидеров и объединений либо проявив непосредственную «народную демократию» в виде требований проведения референдума или осуществления акций протеста и неповиновения - митингов,

забастовок, пикетов и т. д. Государство же должно проявлять свою заинтересованность в соблюдении баланса интересов и в культивировании гражданского общества как факторов, препятствующих разрушению системы государственного управления, ослаблению его регулятивной функции, а значит, и самого государства.

Весьма интересной в связи с этим кажется точка зрения на взаимодействие двух составляющих политической власти, представленная в работе В. И. Спиридоновой «Диалектика власти и реформа» , где политическая власть (автор называет её государственная власть) рассматривается в диалектическом единстве и противоположности административно-управленческой (бюрократической) и «собственно политической» (социально-демократической) власти. Каждая со своей логикой бытия, особенностями существования и развития, целями и задачами .

В современной науке политическая власть характеризуется «способностью и возможностью определённых структурных образований (партий и др.) отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки, интересы и цели на основе политических и иных норм, обеспечиваемых организационными и иными санкциями» .

Государственная же власть - это такая разновидность политической власти, которая или делегирована, или санкционирована государством, т. е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке . При этом «государственная власть в равной мере означает как определённую организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации» .

Субъектом государственной власти является само государство в лице своих органов и институтов. При этом доктрина естественного права, социопозитивистский подход к пониманию права, историческая школа права и некоторые другие концепции сущности права критически относятся к монополизации власти государством, а наличие неформальных центров власти является прямым проявлением жизнедеятельности гражданского общества. Указанные концепции исходят из того, что «если пространство пра-

вовой политики исчерпывается институтами публичной власти, то возникает угроза отрыва этой власти от общества, утраты понимания реальности происходящих социальных процессов, способности к критическому са-моосмыслению, неустойчивости властных структур в условиях новых вызовов времени. Неучастие в выработке стратегии и тактики правового развития страны учёных, общественных объединений, средств массовой информации и других субъектов гражданского общества ведет к изоляции правовой политики от накопленного общественного потенциала, от механизмов духовно-культурного правового оформления социальной действительности» .

Задачами государственной власти являются сохранение государства как формы организации социальной общности, укрепление самой власти, усиление своей роли в регулировании общественных отношений, защита социально-экономического строя от внутренних и внешних посягательств. Выполнение этих задач в идеале должно соответствовать тем целям, которые стремится достичь само общество, - это обеспечение стабильности социальных отношений, их динамичного, поступательного и последовательного развития, приведение частных интересов индивидуума или их группы к интересам всего общества в целом при максимальной возможности сохранения частного интереса, нивелирования социальных конфликтов путём достижения компромисса. Диалектическое взаимодействие указанных задач и интересов составляет содержание политической власти. Чем эффективнее государство осуществляет свою функцию по поддержанию баланса интересов, тем слабее «протестная» политическая власть, тем свободнее в своих действиях и решениях власть государственная.

Государственная власть - единственная власть, имеющая легальную возможность использовать в качестве метода подчинения своей воле принуждение. Принуждение не столько право государства, сколько его неотъемлемый атрибут, признак, а в определённых случаях и обязанность, поскольку в силу наличия различных субъективных интересов и потребностей у членов общества принуждение (или возможность его применения) является единственным для всех уча-

стников социально-политических отношений действенным побуждающим фактором, благодаря которому возможна организация социальной общности, обеспечение и поддержание в ней порядка и стабильности. При этом средством и основанием властного воздействия является исключительное право государства на издание нормативных правовых актов, обязательных для всех субъектов политических отношений. Не случайно государственная власть часто определяется как «форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений» .

В заключение, отметим, что любое государство может быть успешным лишь в том случае, если оно опирается на твердую, легитимную, авторитетную политическую власть. При этом активным субъектом политической власти выступает не только государство, но и общество. Укрепление политической власти, о чем сегодня много говорят и пишут, предполагает, в первую очередь, вовлечение в её осуществление различных институтов общества. В противном случае она обречена на слабость, рыхлость и недееспособность.

1. См., например: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2000. - С. 43-46.

2. См., например: Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. -1994. - № 7. - С. 28-34.

3. Кожевников С. Н. Государственная власть и правовая политика // Государственная власть и местное самоуправление. - 2002. - № 1. -С. 35.

5. См. подробнее: Рахимов Р. А., Хабибулин А. Г. Политическая власть и право: проблемы семиотического анализа // Правоведение. - 2000.

- № 2. - С. 52-59.

6. Кожевников С. Н. Указ. соч. - С. 37.

7. Спиридонова В. И. Диалектика власти и реформа // Литературное обозрение. - 1998. -№ 5/6. - С. 83-86.

8. О других аспектах соотношения государственной и политической власти см. также: Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. - М., 2002. - С. 41-44.

9. Кожевников С. Н. Указ. соч. - С. 35.

10. См.: Теория государства и права: курс лекций. - С. 45; См. также: Любашиц В. Я. Государственная власть: понятие, особенности и виды // Правоведение. - 2002. - № 6. -С. 224-238.

11. Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни // Социально-политические науки.

1991. - № 11. - С. 2.

12. Липатов Э. Г. Нормативно-правовая организация общества и правовая политика: проблемы соотношения // Правовая политика и правовая жизнь. - 2005. - № 3. - С. 122; См. также: Демидов А. И., Малько А. В., Соломатин А. Ю., Долгов В. М. Политическая и правовая жизнь модернизирующегося общества.

Пенза, 2002.

13. Краснов Б. И. Указ. соч.

Действительно, политическая власть доминирующей социальной общности полнее всего реализуется в обычных условиях через государство, его власть, управленческую и иную деятельность. Политическую и государственную власть бывает трудно разграничить и по причине «двойной» (собственно политической и государственной) роли правящих политических партий. В тоталитарном государстве единственно разрешенная законом правящая партия на деле осуществляет власть как «государственная партия».

Но и в демократических странах партия, победившая, например, на выборах президента, в парламент и сформировавшая правительство, на деле получает рычаги государственной власти. В США, к примеру, к руководству страной приходят в результате выборов то демократы то республиканцы, в Великобритании государством попеременно правят лейбористы или консерваторы, в Германии у власти менялись социал-демократы и христианские демократы . Политическая власть социальной общности непосредственно не располагает средствами принуждения в отношении всего общества. Но юридическим институтом легализованного принуждения в отношении всего общества, как известно, является только государство.

Лишь государственная власть может использовать такое принуждение, которое не только легально, но в большинстве случаев и легитимно. Таким образом, связь государственной и политической власти заключается в том, что государственная власть - это основная форма политической власти и вместе с тем - главный канал реализации последней. Она представляет собой отношение, в котором одной из сторон всегда является особый субъект - государство, представляющий его орган или должностное лицо. Суть этого специфического власте отношения состоит в том, что социальная общность экономически, политически и идеологически определяющая состояние общества, делает свою волю (складывающуюся в ходе противоборства, компромиссов, консенсуса политических и социальных сил) общеобязательной под угрозой особого, государственного принуждения.

Отличие власти государственной от политической:

Государство, в отличие от политической власти определенной социальной общности, которая хота и вынуждена учитывать интересы других слоев, но прежде всего ориентирована на собственные интересы, - это такой институт, важнейшей задачей которого выступают «общие дела всего общества». Кроме того, государство, государственная власть вынуждены учитывать интересы многих противоборствующих группировок, стремясь к сохранению порядка и стабильности в обществе. Эти задачи не являются существенными для политической власти в силу самой природы, не стремящейся к решению общих дел. В этом государственная власть отчуждается от политической власти, имеет собственное бытие, определенную автономию, свои закономерности развития.


Политическую и государственную власть следует различать, но не противопоставлять. В обычных условиях их социальный характер одинаков. Политическая власть - это власть социальной общности (общностей), определяющей в противоборстве и взаимодействии с другими силами, направление развития страны; государственная власть - это имеющая политический характер власть особой организации - государства, его органов, должностных лиц, реализующих в конечном счете волю той политической общности (общностей), которой принадлежит политическая власть. В отличие от политической государственная власть осуществляется в особых процедурных формах, присущих государству средствами и методами. От имени государства ее осуществляют, прежде всего, государственные органы, должностные лица и государственный аппарат, уполномоченные на то конституцией.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть". Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).

Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей.

Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения.

Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса, социальной группы над другими.

Некоторые учёные отождествляют политическую и государственную власть. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".

Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8). Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - Учебник 2001

Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой -необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями (Г.Н. Манов). Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - Учебник 2001

Государственная власть:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью.

Например, профессор М.И. Байтин считает синонимами термины "политическая" и "государственная" власть. По его мнению, политическая власть в собственном смысле - власть, которая исходит из государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии.

Другие же ученые, например профессор Ф.М. Бурлацкий, профессор Н.М. Кайзеров различают эти категории и употребляют понятие "политическая власть" в более широком смысле, чем власть только государственная, поскольку политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только одно её звено - государство. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, - М., "Юристь", 2009.

Я считаю, что о понятии «политическая власть» можно говорить с точки зрения науки и философии, так как в практическом смысле яркая реализация отсутствует. Не могу отрицать, что в чем - то согласен и поддерживаю мнение Бурлацкого Ф.М. и Кайзерева Н.П., это действительно, на мой взгляд, два разных понятия, но какое из них шире? И что из чего вытекает? Необходимо не упускать и тот факт, что политическая власть реализуется через государственную и как следствие, теория о том «политическая власть» и «государственная власть» синонимы имеет право на существование. Под государственной властью принято понимать публично - политическое отношения господства и подчинения между субъектами, опирающееся на отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. И как следствие - государственная власть более узкое понятие, чем политическая власть так как включает в себя только некоторые функции политической власти. Например, функциям политической власти используемые государственной: поддержание общественного порядка и стабильности, выявление, ограничения и разрешение конфликтов, достижения общественного согласия (консенсуса), принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности, управление делами общества.

Необходимо отметить, что государственная власть имеет сходные особенности с политической властью: публична, универсальна и в определённой степени суверенна.

Так же отмечу, что государственная власть имеет политический характер, так как общество дифференцировалось по интересам, потребностям, которые не одинаковы у различных групп населения, и, чтобы регулировать эти интересы и потребности, государственная власть должна проявлять определённое искусство управления, то есть осуществлять политику.

В политическую систему государство в целом входит как политическое, структурное, территориальное образование общества, а не только какими-либо отдельными его органами. Государство - действительно важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями, органами местного самоуправления. Венгеров А.Б. Теория государства и права М., 1998

Из выше сказанного, можно сделать выводы:

* государственная и политическая власти - два разных понятия, при этом государственная власть более узкое понятие чем политическая власть;

* политическая власть проявляется через государственную -своими основными функциями, которые в следствии становятся в ряд с важнейшими функциями государственной власти и тесно взаимодействуют с ними.

* определено власти в целом, её содержание и значения;

* соотнести два разных, но неразрывно связанных понятия - политика и власть, для определения сущности и главенствующей роли одного из понятий;

* дано понятие политической власти и определены её особенности;

* соотнесено и разграничено понятие политической и государственной власти.

Следует отметить, что отдельные аспекты темы требуют дальнейшего и более глубокого освещения, как например, более четкое разграничение политической и государственной власти.