Почему дети боятся насекомых. Что делать, если ребенок боится насекомых. Боязнь насекомых у ребенка. Как помочь ребенку

11.02.2019

Консультация для родителей « Если ребенок боится насекомых»

Жуки, пауки, мухи, как правило, безобидны.

Почему же малыши так боятся насекомых? В чем причина? А может быть в этом виноваты сами родители? Подумайте и постарайтесь вспомнить, не демонстрировали ли вы особой неприязни к насекомым при ребенке. В большинстве случаев дети заимствуют свои страхи у взрослых. И если ребенок увидел, как мама громко закричала, увидев небольшую гусеницу, то и он, столкнувшись с этим существом, будет реагировать точно так же. Ведь если мама — такая большая и сильная испытывает страх перед этим странным насекомым, значит, есть чего боятся и самому малышу. И не удивляйтесь этому! И чтобы не «заразить» своего малыша такой фобией, необходимо научиться контролировать свои эмоции.

В работе со страхом насекомых есть несколько крайне нежелательных приемов. Первый из них связан с попыткой силового преодоления страха. В этом случае родители из самых добрых побуждений пытаются посадить на стол перед ребенком (а иногда и просто на руку) паука или муравья, с тем чтобы показать, что они совсем не страшные. К сожалению, в большинстве случаев эффект бывает обратным, и, вместо того чтобы исчезнуть, страх перед насекомыми только усиливается.

Иногда взрослые показывают ребенку, как легко раздавить пугающее его насекомое, и предлагают ему попробовать это сделать самому: раздавить ногой таракана или прихлопнуть газетой муху. Но проявление агрессии в адрес того, кто вызывает страх, еще не означает избавление от страха. Если вдуматься, таким образом родители предлагают ребенку совершить пусть маленькое, но убийство. Вряд ли это будет для ребенка позитивным воспитательным уроком! Ведь недаром еще в пятом веке до нашей эры древнегреческий мудрец Пифагор говорил: «Строго накажи свое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство».

Так же как и при работе со страхом воды, работа со страхом насекомых строится «от простого к сложному». Приемы, которые помогут вашему ребенку избавиться от своих опасений, весьма разнообразны и допускают всевозможные модификации в соответствии с интересами и склонностями вашего малыша.

Самым распространенным в психологии методом борьбы со страхами является рисование. Нарисуйте вместе с ребенком огромного паука, бабочку или комара — того, кого он боится. Затем возьмите другой лист бумаги и нарисуйте то же самое насекомое поменьше. Затем рисуйте его еще несколько раз, пока оно не превратится в точку. После этого все рисунки можно разорвать в клочки или даже сжечь. Таким способом, рисуя, ребенок влияет на собственное подсознание и помогает ему уничтожить страх.

Возможно, уже после двух-трех подобных сеансов рисования опасения вашего ребенка отступят. Если же этого не произошло, запасемся терпением и будем справляться со страхом перед насекомыми поэтапно.

Для начала создадим благоприятный эмоциональный фон разговоров о насекомых. Близким ребенку людям необходимо всем своим видом демонстрировать ему, что они не испытывают тревог и страхов по поводу насекомых, даже если для этого придется собрать в кулак всю свою волю. Вполне возможно, что перед тем, как помочь ребенку, вам придется помочь себе, выбрав те или иные способы из описанных ниже. Иначе очень трудно будет сохранить благожелательность высказываний в адрес насекомых и удержаться от попыток предостеречь ребенка от контактов с ними.

Нужно познакомить с приметами, которые мы знаем в связи с насекомыми. Вот несколько примеров:

    Муха попала в еду или питье — к подарку. Если на твое лицо с потолка упадет паук — это добрая примета. Найти паука на платье — к прибыли. Муравьи в доме — к счастью. Тараканы в доме — к богатству. Когда нет комаров — не будет и урожая. Бабочка, севшая на голову, — к интересной поездке. Большая красивая бабочка, кружащаяся над головой, — к деньгам.

В ситуациях столкновения с насекомыми рассказывайте ребенку об этих приметах, сочиняйте истории, обыгрывающие их. Пусть они будут не совсем правдивыми, главное — помочь малышу понять отвлеченный смысл приметы на конкретных жизненных примерах.
Подберите мультики, в которых пугающие ребенка насекомые выглядят добрыми, смешными или трогательными. Это могут быть известные «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и Муравей», «Бабочка и тигр», «Паучок Ананси», «Муравьишка-хвастунишка», «Путешествие муравья» и т. д. Очень важно просмотреть эти мультики самим, перед тем как показывать их ребенку. Этим вы убьете сразу двух зайцев: и убедитесь в том, что в графике мультика нет ничего такого, что может усугубить страх, и продумаете, каким образом можно комментировать их, чтобы добиться максимально позитивного впечатления у ребенка.

Если ваш ребенок увлекается раскрасками или пазлами, можно распечатать картинку с кадром из уже примелькавшегося ребенку мультика с пугающим его насекомым и использовать ее как контур для будущего рисунка или, разрезав на фрагменты, как мозаику. Таким способом ребенок получит опыт прикосновения к пугающему его насекомому.

Когда ребенок освоится с разговорами о насекомых, можно перейти к следующему, довольно трудному на первых порах этапу. Заведите игрушечного паучка, тараканчика или бабочку (в зависимости от того, кого боится ваш ребенок). Важно уделить выбору этой игрушки большое внимание, чтобы она была симпатичная и совсем не страшная. Если такую игрушку будет трудно найти в продаже, то, вполне возможно, вам по силам будет сшить ее самостоятельно. Кстати, давно замечено, что игрушки, сделанные руками родителей, в которые вложена частичка их души, вызывают у детей гораздо большую симпатию, чем покупные.

Вместе с малышом придумайте забавную историю о том, как это существо оказалось в вашем доме, таким образом, чтобы ребенку стало очевидно: оно нуждается в уходе и внимании. Теперь вы можете вместе с ребенком проявлять всевозможную заботу об этой игрушке — кормить, укладывать спать, лечить.

Подберите сказки, стихотворения и потешки, посвященные пугающему ребенка насекомому, рассказывайте и обсуждайте их. Организовывайте контакт ребенка с нестрашными для него насекомыми. Ваш идеальный союзник — это божья коровка: ее практически никто не боится, ведь всем известно, что она приносит счастье. Возьмите ее в руки, посадите на ладошку ребенку (если он, конечно, не против). Вместе внимательно рассмотрите ее, подчеркивая ее сходства с другими насекомыми. И наконец, отпустите ее вместе с присказкой:

Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Чёрного и белого,
Только не горелого!

Рассматривайте иллюстрации в «Энциклопедии насекомых», читайте разные интересные факты из их жизни, акцентируя внимание ребенка на том, какую пользу они могут приносить.

Когда ребенок будет согласен, покажите ему объект его страха «вживую», посадив паука или бабочку в стеклянный стакан и плотно закрыв его крышкой. Перед тем как приниматься за такое рискованное мероприятие, позвольте малышу убедиться в том, что стакан закрывается очень плотно и насекомое не имеет никакой возможности выбраться оттуда. Поначалу, может быть, ребенку будет комфортно только в том случае, когда он находится на большом расстоянии от стакана. Но через какое-то время, услышав ваши удивленные восклицания типа «Смотри, он чешет лапкой себе голову» или «По-моему, он улыбается», ребенок, движимый любопытством, обязательно подойдет поближе. Некоторые дети даже согласятся «потрогать» паучка или жучка через стекло.

По тому, как ребенок относится к насекомому в стакане, будет понятно, насколько сильным остается его страх. Если он готов рассматривать его вблизи или тем более прикасаться к стакану — значит, вы достигли своей цели
и страх отступил. Нет никаких сомнений в том, что через некоторое время у вас обязательно получится помочь малышу справиться с подобными опасениями!


Развитие ребенка проходит не всегда просто. У некоторых детей возникают определенные страхи и привычки, над которыми нужно работать. Одна из фобий, которые часто случаются у детей – страх перед насекомыми. Один может спокойно относиться ко всевозможным букашкам в летнюю пору, другой же ребенок боится насекомых до истерики. Что делать, если такая фобия проявляется у вашего малыша? Дошкольники в силу неустойчивой психики на этапе формирования, не способны бороться со своими страхами самостоятельно, поэтому им нужно помогать.

Почему возникает страх перед насекомыми?

Страх перед насекомыми (энтомофобия) могла образоваться у ребенка еще в младенчестве. Иногда в этом есть вина родителей. Например, если вы в какой-то период своей жизни имели привычку ярко выражать свою неприязнь к насекомым, то у ребенка могло образоваться впечатление, что они крайне неприятны и опасны.

Ведь если родители, такие сильные и взрослые, испытывают страх перед букашками и кричат при их виде, то малыш будет бояться их еще больше. Даже если вы оказали такое свое отношение только несколько раз, но ребенок обратил внимание на вашу реакцию, то нет сомнений, что это и является причиной энтомофобии. Поэтому мамам и папам нужно работать над тем, чтобы контролировать свои эмоции, ведь они напрямую влияют не их детей.

Как бороться с детской энтомофобией?

Есть два способа помочь ребенку побороть страх перед насекомыми.

1. Говорите с ребенком об этом. Объясните ему, что большинство насекомых не приносят опасности людям. Если страх у малыша образовался после того, как насекомое его укусило, то объясните ему, что это было опасное насекомое, а большинство других абсолютно безопасны и не причинят вреда. Чтобы показать ребенку, кого действительно стоит опасаться, а кто безвреден, хорошо было бы приобрести простую энциклопедию, объясняющую роль насекомых и их разновидности.

2. Преодолеть предубеждение и страх к насекомым помогут вымышленные букашки из сказок. Найдите разные мультфильмы и сказки, в которых насекомые представлены положительными героями. После их просмотра ребенок уже не будет так бояться насекомых, так как его отношение к ним поменяется.

3. Очень поможет материализация страхов ребенка. Побуждайте ребенка рисовать насекомых и животных, которых он боится. Еще один вариант – пуст он слепит их из пластилина. Такие букашки будут казаться интересными и забавными, и с ними уже можно будет играть, а не бояться их.

Побороть детскую энтомофобию вполне реально. Для этого нужно приложить усилия. Также должно пройти некоторое время, ведь это не дело одного дня. Однако применяя вышеупомянутые советы вы сможете помочь малышу побороть страх.

Возможно вам также понравится:


Как определить — готов ли ребенок к горшку — что он должен уже уметь?
Ребенок в 1 год развитие что должен уметь
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно в 2-3 года?
Ребенок боится врачей — как пройти медкомиссию?

04.06.2017

Что делать, если ребенок боится насекомых. Боязнь насекомых у ребенка

Что делать, если ребенок боится насекомых?

Такой вопрос пришел мне в директ: "Добрый вечер! Очень надеюсь на вашу помощь, так как уже сил и нервов не хватает:(моему сыну 2.9 года стал резко бояться мух, по виде или звуке впадает в жуткую истерику! Я ему пытаюсь объяснить какие они добрые, милые маленькие мушки, а он будто не слышит меня! Как столбенеет! Помогите пожалуйста своим профессиональным советом! Сейчас выходить в садик, я не представляю как его будут уговаривать погулять:(

Он смотрел мультики про паучков уже месяца два, там нет ничего такого, что могло напугать! Буквально неделю назад, стоял жаркий день и появилось много насекомых, прям тучами(мы в деревне живем) он напрягся от их жужжания, а в один момент он что-то махал руками и видно нечаянно себя царапнул или одеждой кольнул, а в это время увидел муху и ему показалось, что это она его укусила! И теперь он боится того, что муха кусается:(

Мы к насекомым относимся абсолютно спокойно, вообще никаких реакций не показываем)"

Обычно дети начинаются бояться насекомых, если сами взрослые нервно на них реагируют, вздрагивают от вида букашки или с брезгливость скидывают паука. Иными словами, акцентируют внимание на своих негативных эмоциях, связанных с насекомыми. Если этого нет, то дети обычно с любопытством и исследовательским интересом относятся ко всем живым существам, включая насекомых. У них нет страха и брезгливости.

В вышеизложенной истории у ребенка сформировалось мысль о том, что мухи способны принести боль и дискомфорт, и поэтому появился страх.

Что делать со страхом насекомых и мух, в частности?

1. Если кто-то из взрослых эмоционально, нервно, брезгливо реагирует на любых насекомых, нужно стараться себя сдерживать и при ребенке не показывать своих эмоций. Дети очень сильно ощущают эмоции, настроение взрослых. Особенно, мамы. И то, что ребенок начал бояться пауков, увидев, как мама с криками залезает на стул увидев небольшого паучка в комнате - не удивительно.

Вообще эмоциональная реакция мамы играет существенную роль. Если ребенок начал истерить, увидев муху, лучшее поведение - это успокоить его, сохраняя собственное спокойствие, как будто ничего страшного не произошло. С пониманием чувств ребенка, но без их подкрепления относительно этой ситуации: "Да, я понимаю, что ты испугался. Но нет ничего страшного, эти мухи совершенно безопасны. Смотри, одна на меня села. Все хорошо".

2. Нужно всячески действиями показывать ребенку, что насекомые безопасны. Брать их в руки, трогать. Дать мухе сесть на вас, посадить на руку божью коровку. Можно словить муху в банку и дать подержать ребенку.

3. Очень хорошо помогают сказки, мультики и истории с насекомыми-положительными героями. Избегайте того, чтобы ребенок случайно увидел отрывок какой-то фантастики с пришельцами-насекомыми или еще какими-то страшными негативными вариациями на эту тему

4. Дети часто боятся насекомых от того, что не понимают, что это за звери такие. Поэтому можно купить ребенку иллюстрированную энциклопедию о насекомых, соответствующую его возрасту, где он мог бы увидеть, как насекомые устроены, где они обитают и чем занимаются.

5. Переключайте внимание ребенка, если чувствуете, что он очень сильно боится и сейчас начнется истерика. Маленькие дети хорошо переключаются. Найдите что-то интересное, и обратите внимание ребенка на это.

Дорогие читательницы, а ваши дети боялись когда-то насекомых? Или, может, вы сами в детстве? Что бы вы посоветовали в описанной ситуации?

Детские страхи появляются в возрасте 3-5 лет. Они могут быть самыми разными: от боязни темноты до боязни клоунов, воздушных шаров и насекомых. Что делать если ребенок боится мух? Какие причины возникновения этого страха? Как помочь ребенку?

Причины возникновения страха мух у детей раннего возраста

Почему ребенок боится мух? Есть несколько факторов, которые влияют на появление этой боязни. Основными можно назвать следующие:

  • хорошо развитые воображение и фантазия;

У ребенка 3-6 лет активно развиваются все психические процессы: память, мышление, внимание. Однако пика своего развития достигает воображение. Именно поэтому малыши любят фантазировать, грезить, сочинять истории. Плоды этого творчества не всегда носят позитивный характер.

Малыши могут нафантазировать вещи, которые потому не дают им наслаждаться этим прекрасным миром. Например, дети могут «включить» фантазию и придумать, что муха может превратиться в гигантское создание и съесть его. Малыш не может справиться с этими мыслями, и у него возникает страх;

  • ребенок увидел муху в книге или в мультфильме. Причем насекомое было представлено не в самом лучшем образе. Например, с огромными глазами или колючими лапками;
  • родительский страх. Дети склонны копировать поведение и реакцию родителей. Если вы сами боитесь мух, то подсознательно малыш воспринимает их как что-то угрожающее его жизни.

Как помочь ребенку: лучшие способы

Что делать если ребенок боится мух? Во-первых, разобраться в причинах. Если причина в том, что вы сами боитесь насекомых, то начинать нужно с работы над собой. Ребенок никогда не перестанет бояться мух, если вы будете реагировать на них очень негативно. Что можно сделать в этом случае?

  1. Познакомьтесь со страхом поближе. Очень действенный метод борьбы с любым страхом – это «посмотреть ему в глаза». Что это означает?
  • Это означает «собрать волю в кулак» и попробовать понаблюдать за насекомым, дотронуться до него;
  • Если боязнь очень сильная, для начала распечатайте несколько картинок или фотографий с его изображением;
  • Как только вы сможете спокойно на них смотреть, понемногу переходите к «тяжелой артиллерии».
  1. Нарисуйте свой страх.
  • Подумайте о мухах, сконцентрируйтесь на эмоциях и переживаниях, которые вы испытываете. На что они похожи? Какого они цвета, размера? Нарисуйте это на бумаге;
  • Внимательно изучите полученную картинку, подумайте, может ее нужно еще чем-то дополнить?
  • В завершение разорвите листочек с рисунком на мелкие кусочки, представляя, как растворяются ваши переживания.
  1. Как отучить ребенка бояться мух, если он увидел их в книге или мультфильме?
  • Постарайтесь найти такой сюжет, где насекомое представлено в позитивном свете. Самая известная книга на эту тему «Муха Цокотуха»;
  • Если страх сильный и появился давно, попробуйте найти несколько веселых картинок, где насекомое выглядит милым и хорошим;
  • Только после этого читайте с малышом книги и рассматривайте иллюстрации.
  1. Если вы - творческий человек, можно сочинить собственную сказку.
  • Вместе с ребенком придумайте рисунки.
  • Во время чтения и рисования расспрашивайте чадо о его чувствах и эмоциях;
  • Он должен научиться озвучивать свои внутренние переживания. Это поможет ему и в дальнейшей жизни.

Лепим и рисуем

Творчество – это отличный способ побороть детский страх.

  1. Купите пачку детского пластилина. Желательно, чтобы в наборе были яркие, насыщенные цвета, которые нравятся ребенку;
  2. Лепить можно насекомое любого размера;
  3. Слепите ему доброжелательную мордочку, «дайте» в лапки волшебный атрибут;
  4. Пусть муха у вас будет волшебницей, которая исполняет желания или просто делает добрые дела. Придумайте для нее красивое, позитивное имя. Кстати, этот способ поможет и в случае, если ребенок боится мух и комаров.

Становимся волшебниками

  • У любого малыша есть любимые герои, которые вызывают у него положительные эмоции. Попросите нарисовать его на бумаге. На втором листе нужно изобразить муху. На этом этапе не нужно добиваться, чтобы насекомое выглядело хорошим и приветливым;

Дайте юному художнику изобразить его так, как он его видит. Если он сильно боится, рисуйте насекомое по частям. Сегодня получилось нарисовать только глаза? Отлично – завтра нарисуете усики, а потом - туловище и лапки.

  • Следующий этап - самый ответственный. Обсудите с сыном или дочкой, какие черты позитивного героя он хотел бы придать мухе, которую он так боится. Например, любимый герой у него розового цвета, а насекомое изображено в темных тонах. Значит - на третьем листе бумаги пусть нарисует розовую муху.

И так «пройдитесь» по всем возможным параметрам. При необходимости «уменьшите» размер насекомого, дорисуйте ей шапочку, ведерко и т.д. Главная задача – придать страху позитивные черты.

  1. При выборе способа коррекции учитывайте характер ребенка. Если у вас растет обидчивый, ранимый и неуверенный в себе малыш, не нужно прибегать к крайним мерам и сразу же демонстрировать ему картинки с изображением неприятного насекомого. Наберитесь терпения, проявляйте такт. Возможно, придется перепробовать несколько вариантов, пока он начнет спокойно реагировать на мух;
  2. Отслеживайте информацию, которая поступает к вашему чаду. Не допускайте, чтобы он смотрел фильмы и видео в интернете, где насекомые изображены искаженно;
  3. Не обманывайте. Прежде чем найти ответ на вопрос: «Что делать, если ребенок боится мух и комаров», родители часто прибегают к игнорированию чувств и переживаний малыша. Этого нельзя делать ни в коем случае. Ребенок будет думать, что его чувства для вас не важны и будет их держать в себе. Кроме этого, вы потеряете его доверие;
  4. Не стоит говорить, что в помещении нет мух, если они там действительно есть. Лучше скажите, что вы рядом, что вместе вы со всем справитесь;
  5. Если малыш дрожит от страха, обнимите его, погладьте, скажите, чтобы вы его сильно любите. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. Это минимизирует возникновение у него новых страхов;
  6. Не усердствуйте! Если малыш сильно боится чего-либо, не пытайтесь скорректировать это здесь и сейчас. Детская психика очень ранимая, поэтому результат получится обратный. Терпение и еще раз терпение!

Детский мир кардинально отличается от взрослого. В нем есть место для сказок, грез и фантазий. Это очень мило, но иногда из-за этого возникают проблемы – повышенная тревожность и страхи. Если они появились у вашего сына или дочери – паниковать не стоит. Пробуйте каждую рекомендации последовательно и пишите в комментариях о ваших успехах!

Читайте также .

Насекомые непредсказуемы: они быстро двигаются, они летают, они могут больно укусить. Часто их боятся даже взрослые. Сказывается глубинное подсознание людей, что насекомых нужно опасаться, ведь многие из них действительно опасны. Все предпосылки для этого есть.

Способ работы с этими страхами такой: сделать ситуацию максимально предсказуемой, дать ребенку способы защищаться, дать другие способы реагирования.

Давайте рассмотрим каждый из этих способов подробнее.

Сделать ситуацию предсказуемой можно, разговаривая с ребенком о волнующей теме. Можно посмотреть фильм о насекомых, можно почитать о них в книге. Обязательно вместе. Фильм и книга дают информацию, которая снижает страх и тревогу. При этом на руках у мамы или в обнимку с папой малыш чувствует себя в безопасности. Можно рассмотреть вместе с ребенком пугающее насекомое. В папиных руках оно потеряет все свои страшные качества. Разглядывая, обязательно обратите внимание ребенка на то, какое насекомое маленькое, а ребенок по сравнению с ним большой.

Научить ребенка способам защиты - значит придумать вместе, как можно победить насекомое. Например, взять с собой водяной пистолет и при. приближении мухи стрелять в нее водой. Или при виде пчелы научить ребенка быстро от нее убегать.

На самом деле любой способ годится, так как дает ребенку ощущение, что он сможет справиться с ситуацией.

Ознакомить с другими способами реагирования, а не только бояться и плакать. Например, можно громко покричать и испугать насекомое. Можно отбежать на безопасное расстояние. Можно сделать насекомое своим другом.
Вот как поступил со страхом своего трехлетнего сына один папа. Его сынишка боялся шмелей. Когда он их видел, то принимался громко кричать, убегал, глаза были полны ужаса. Папа пошел с сыном в лес и, увидев шмеля первым, закричал: «О, это же наш знакомый шмель! Он к нам уже прилетал! Как же мы его назовем?» На что сын ответил: «Миша!» Папа сказал: «Миша, привет». И рассказал сыну, что этот шмель будет показывать теперь дорогу, чтобы они не заблудились. Дальше они продолжали гулять в лесу и, увидев другого шмеля, мальчик радостно закричал: «О, смотри, это Миша! Он к нам опять прилетел!» И улыбнулся.

В примере видно, что папа сделал ситуацию предсказуемой - он первый увидел шмеля и предупредил мальчика об этом, сказал, что это знакомый шмель. Знакомые - это категория безопасная. Второе, что он сделал, - предложил дать имя шмелю. Это сделало насекомое не безликим, а конкретным существом. Еще папа описал его как хорошего, помогающего. Таким образом, страху не осталось места.