За редким исключением, русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила... К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?
Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.
В первом классе основная задача - научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?
Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.
Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова.
Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.
Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.
Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя - дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.
Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.
Кстати, попробуйте вспомнить хоть одно правило (кроме «жи, ши пиши с буквой и»).
Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?
Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:
Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).
Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.
А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:
написание слова не вызывает сомнений;
написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);
человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.
Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?
Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.
Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.
Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.
Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше - переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.
Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.
Получается, многие правила не помогают писать грамотно, они лишь упорядочивают базу языка, создают его «логику».
Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? - купается; что делать? - купаться).
Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!
Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.
Например, Фёдор Иванович Буслаев , лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:
«Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно».
Константин Дмитриевич Ушинский , учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!
Владимир Петрович Шереметевский , преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.
Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.
Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.
Но ради чего, собственно, мы учим наш язык? Уж наверное, не ради того, чтобы поразить аудиторию на конференции синтаксическим разбором предложения.
Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.
А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать - гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).
Читайте и смотрите также:
Ученики лучше поймут, а значит, и запомнят правило, если покопаются в его истории, узнают, кто и как его впервые сформулировал, как писались слова до появления правила орфографии, почему вообще правило потребовалось в системе правописания. Для такой работы потребуются старые издания книг по русской грамматике, начиная с сочинений Ломоносова. Такие издания несложно найти в интернете. Также можно использовать для анализа на лабораторных работах копии книг 18 века. В справочнике сайта "Могу писать" есть история некоторых правил орфографии. Например, правила правописания приставок .
Иногда люди помнят правило русского языка всю жизнь и не подозревают, что в языке существует лишь несколько слов на это правило. Или несколько десятков. Например, наречий с шипящим на конце всего 12: 9 с мягким знаком и 3 без мягкого знака на конце. 3 наречия считаются исключениями (подробнее о правиле правописания Ь после шипящих). И запомнить правописание этих конкретных слов иногда проще, чем запомнить правило. Но интересно не это, а то, что после составления полного списка слов на правило орфографии учащийся запоминает это правило навсегда. При составлении таких списков помогают обратные словари и поиск буквосочетаний в электронных словарях. Также можно методично выписывать слова из упражнений в разных учебниках. Учащимся можно предлагать готовые списки слов на различные правила. В группе 10 - 15 человек легко проводить игры для заучивания списков. Например, в игре "аукцион" побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Такие методы прекрасно работают на тренингах грамотности. Для класса в обычной школе можно дать домашнее задание составить рассказ из слов. Рассказы можно распечатать и сделать яркую стенгазету. Каждый после долгих творческих мук прочтет то, что написали другие и таким образом многократно повторит слова.
Ну, и конечно, никто не отменял традиционные диктанты с комментированием и опросы. Они должны идти фоном постоянно.
Учите правила русского языка весело!
58. Принципы русской орфографии, орфограмма
ОРФОГРАФИЯ - система правил правописания. Основные разделы орфографии:
Принципы русской орфографии. Ведущий принцип русской орфографии - морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.
Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива.
Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный - беспокойный) или изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть).
Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) - ожёг (глаг.)) и традиционное написание (буква и после букв ж, ш, ц - жить, шить).
Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.
Орфографическое правило - это правило правописания руссхога языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.
59. Употребление прописной и строчной буквы .
прописная буква | строчная буква |
- Пишется в начале предложения, абзаца, текста (Я хочу пойти погулять. Когда я сделаю уроки, я пойду на улицу.) - Пишется в начале прямой речи (Она сказала: "Заходите, пожалуйста".) | - Пишется а середине и в конце слова (мама, Россия). - Пишется середине предложения, если слово не представляет собой имя собственное или какое-нибудь название (Он приехал поздно ночью). |
Пишутся с прописной буквы | Со строчной буквы пишутся |
Названия учреждений и организаций, в т.ч. международных (Государственная Дума, Организация Объединенных наций), | - названия чинов, звания (лейтенант Попов), - слова товарищ, гражданин господин, мистер и т.д. (мистер Браун, гражданин Петров) |
60. Правила переноса слов
61. Правописание гласных в корне.
Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать.
Гар- гор: под ударением пишется а (зага"р, разга"р), без ударения - о (загоре"лый, пригора?ть), исключения: вы"гарки, и"згарь, при"гарь;
Зар- зор: без ударения пишется а (зарни"ца, озари"ть), под ударением - что слышится (зо"рька, за"рево), исключение: зорева"ть;
Клан- клон: без ударения пишется о (пре-клоне"ние, локлони"ться), под ударением - что слышится (кла"няться, покло"н);
Твар- твор: без ударения пишется о (твори"ть, творе"ние), под ударением - что слышится (тво"рчество, тва"рь), исключение: у"тварь;
Кас- кос: если за корнем следует согласная н, то пишется о (косну"ться, прикоснове"ние), в остальных случаях пишется а (каса"тельная, каса"ться);
Лаг- лож: перед г пишется а (прилагать, прилагательное), перед ж пишется о (приложение, предложить), исключения: по"лог;
Раст- (-ращ-) - рос: перед ст и щ пишется а (расти", нара"щивагь), перед с пишется о (за"росль, вы"росший), исключения: о"трасль, росто"к, вы"рос-ток, ростовщи"к. Росто"в;
Скак- скоч: перед к пишется а (скака"ть), перед ч пишется о (вы"скочить), исключения: скачо"к, скачу";
Вер- вир-, -дер- дир, -мер- мир, -пер- пир, -тер- тир, -блест- блист, -жег- жиг, -стел- стал, -чет- чит: перед суффиксом -а-пишется и (собира"ть, зажига"ть, настила"тъ), в остальных случаях пишется е (блеете"ть, заже"чь), исключения; сочета"ть, сочета"ние;
Корни с чередованием а (я) - им (ин): перед суффиксом -а- пишется им (ин) (замина"ть, зажима"ть), в остальных случаях пишется а(я) (замя"ь, зажа"ть);
Мак- мок: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (мака"ть хлеб в молоко), -мок - в значении «пропускать жидкость» (ботинки промока"ют);
Равн- ровн: -равт- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравня"ться), -ровн - в значении «ровный, прямой, гладкий» (у"ро-вень, заровня"ть);
62. Правописание гласных после шипящих и Ц.
Правописание гласных после ц.
Выбор гласных; и или э.
Буква и пишется в начале иноязычных слов (йод, йога).
63. Правописание согласных в корне.
64. Правописание приставок.
Приставка пре- используется в значении:
Приставка при- используется в значении:
В некоторых словах приставки пре- и при- не выделяются и правописание таких слов надо запомнить: пребывать (в знач. "быть в каком-то месте или состоянии"), презирать (в знач. "ненавидеть"), пренебрегать, президент (слово иноязычного происхождения); прибор, приказ, призрение (в знач. "забота") и т.д.
4. Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с гласной и, то вместо и пишется ы (предыюньский, разыграть); исключения:
65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).
1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:
2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.
Правописание разделительного ь (мягкого знака).
Разделительный ь (мягкий знак) пишется:
Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.
1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения - е (ножо"м, большо"го, книжо"нка, концо"м, окольцо"вы-вать; НО экила"жем, п"ищей, ры"жего, торго"вцев, окольцева"ть).
2. После шипящих под ударением пишется ё:
66. Правописание имён существительных.
Правописание оканчаний в существительных:
Правописание суффиксов имен существительных:
1. Если в существительном пишется суффикс -ик-(-чик-), то и сохраняется и в косвенных падежах, а если пишется суффикс -ек- (-чек-), то в косвенных падежах е чередуется с нулем звука (ср.: кусочек — кусочка, пальчик - пальчика);
2. В существительных мужского рода пишется суффикс -ец-, в существительных женского рода - суффикс -иц-, а в существительных среднего рода пишется -ец-, если ударение падает на окончание и -иц-, если ударение падает на слог перед суффиксом (ср.: красавец (м.р.) - красавица (ж.р.) - письмецо" (ср.р.) - пла"тьице;
3. Уменьшительно-ласкательный суффикс -инк-пишется в существительных, образованных от существительных женского рода, оканчивающихся на -ина (царапина - царапинка, солома - соломинка); НО в словах, обозначающих лиц женского пола (например, беженка, француженке) пишется сочетание —еик- (нет уменьшительно-ласкательного значения);
4. Сочетание -енк- также пишется в словах, образованных от существительных, оканчивающихся на -на или -ня, и не имеющих ь (мягкий знак) на конце слова в родительном падеже множественного числа (вишня - вишен - вишенка);
примечание: если существительные на -на, -ня имеют в родительном падеже множественного числа на конце ь (мягкий знак), то тогда пишется сочетание -еньк- (кухня - кухонь - кухонька);
5. В ласкательных суффиксах -оные- (пишется после твёрдых согласных) и -еньк- (пишется после мягких согласных, реже - после твердых) после н пишется ь (мягкий знак) (например, кисонька, Наденька),
примечание: в современном русском языке суффиксов -ыные-, -иные-, -аньк- не существует, слова с такими суффиксами встречаются только в художественных произведениях до XIX века включительно и в фольклоре (непример, лолосынька, Надинька; ср. современные полосонька, Наденька), Исключения: паинька, заинька, баиньки (суффикс -иные-);
6. Суффикс -ышк пишется в существитвль«ых среднего рода (солнце-солнышко, перо-перышко); суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (сосед - соседушка, голова -головушка); суффикс-юшк-пишется в существительных всех родов, образованных от существительных сосновой на мягкий согласный (поле - полюшко, дядя - дядюшка); некоторые существительного мужского рода образуются при помощи суффиксов -ышек-, ешек-, ушек-(клинышек, колышек, катышек, пупырышек, воробышек; камешек, краешек; слова воробушек, камешек используются в народной, разговорной речи);
7. С существительных, обозначающих людей по роду их деятельности пишется суффикс -чик- перед согласными д, т, а, с, ж (переводчик, лбтчик, перебежчик и т.д.), а во всех остальных случаях пишется суффикс -щик- (наборщик, верстальщик);
примечание 1: в некоторых словах иноязычного происхождения после т пишется суффикс -щик-(флейтщик, асфальтщик),
примечание 2: ь (мягкий знак) пишется перед суффиксом -щик- только после согласной л (кровельщик),
примечание 3: если основа заканчивается на согласные к, ц, ч, то перед суффиксом -чик- они заменяются согласной т (раздача - раздатчик);
8. Во многих женский отчествах слышится [ишна], но пишется -ична (Ильинична, Фоминична).
67. Правописание имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.
склонение качественных и относительных прилагательных; склонение притяжательных прилагательных с основой на j (например, лисий, медвежий); склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, (-ый-), -ов- (-ев-): Лисицын, мамин.
Во множественном числе окончания всех родов совпадают.
1 тип | ||||
мужской род | женский род | средний род |
||
ед. число | И.п. | веселый, ранний | веселая, ранняя | веселое, раннее |
мн. число | веселые, ранние |
2 тип | ||||
мужской род | женский род | средний род |
||
ед. число | И.п. | лисий | лисья | лисье |
мн. число | И.п. | лисьи | ||
3 тип | ||||
мужской род | женский род | средний род |
||
ед. число | И.п. | отцов, сестрин | отцова, сестрина | отцово, сестрино |
мн. число | И.п. | отцовы, сестрины |
Примечание: винительный падеж прилагательных в мужском роде единственного числа совпадает с формой родительного падежа, если прилагательное относится к одушевленному существительному или местоимению, и с именительным падежом, - если прилагательное зависит от неодушевленного существительного или местоимения.
Правописание суффиксов имвн прилагательных:
1. Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения - суффикс -ев- (ср.: краси"вый - боево"й), Исключения: ми"лостивый, юро"дивый;
2. С суффиксах -чив-, -лив- всегда пишется и (уродливый, заносчивый);
3. Суффиксы -оват-, -ов-, -овит- пишутся после твердых согласных, а после мягких согласных, после шипящих и ц пишутся суффиксы -еват-, -ев-, -ввит- (ср., зеленоватый, деловой - глянцевый, синеватый);
4. В прилагательных, заканчивающихся на -чий, образованных от существительных, заканчивающихся на -шка перед ч под ударением пишется а, без ударения - е (ср.: лягушка: лягуша"чий - лягу"шечий);
5. Перед суффиксом -or- пишется буква щ, если тот звук, который она обозначает, относится к одной морфеме (например, доска - дощатый); если же в производящей основе перед суффиксом -к- стоят буквы ад, с, ст, ш, то они сохраняются и в новом слове, а к чередуется с ч (веснушка - веснушчатый);
6. Если основа заканчивается на ц, а суффикс начинается на ч, то ц чередуется с т (черепица - черепитчатый);
7. Правописание суффикса -ск-:
примечание: в некоторых прилагательных чередование к, ч с ц не происходит (таджик - таджикский, Углич - угличский):
Исключения: баскский, оскский;
Исключения: ь (мягкий знак) пишется
- в прилагательных, образованных от названий месяцев (июль - июльский),
- в прилагательных, образованных от некоторых иноязычных географический названий (тайваньский),
- в сочетании день-деньской,
8. Перед суффиксом -и- конечные согласные к, ц переходят в ч, а х - в щ (скука - скучный, суматоха - суматошный);
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных:
1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -ин: лебединый; 2. В прилагательных, Образованных при помощи суффиксов -ан- (-ян-): кожаный, серебряный), Исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. 3. 8 кратких прилагательных, если полные прилагательные, от которых они образованы, имеют -н- (стройный - стройна). | 1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -енн: соломенный, 2. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -онн: организационный, 3. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основы на н: сонный, длинный. 4. В кратких прилагательных, если полные прилагательные, от которых они образованы, имеют -ин- (длинный - длинна). |
Примечание 1: Пишутся н в прилагательных: пряный, багряный, рдяный, пьяный, румяный, юный, зеленый, ветреный, свиной.
Примечание 2: Пишется ветреный, но безветренный.
Примечание 3. Надо различать прилагательные масляный (для масла, на масле) и масленый (запачканный, пропитанный маслом); сравните: масляное пятно - масленые руки.
Примечание 4. Надо различать прилагательные ветреный (день, человек), ветряной (насос) и ветряный (ветряная оспа).
68. Правописание сложных слов.
1. Сложные слова могут быть образованы при помощи двух простых основ, соединенных соединительной гласной о (пишется после основы на твердую согласную) или е (пишется после основы на мягкую согласную, на шипящую или ц): водоворот, птицелов.
2. Правописание сложных слов без соединительной гласной:
3. Правописание сложных существительных:
а) пишутся слитно:
Исключение: перекати-поле;
б) через дефис пишутся
4. Правописание сложных прилагательных: а) пишутся слитно:
б) пишутся через дефис:
69. Правописание числительных.
Примечание: числительное полу- в составе сложных слов всегда пишется слитно: полукровка, полураздетый.
Правописание окончаний числительных.
1. Склонение количественных числительных:
Числительное один склоняется так же, как прилагательное в единственном числе:
У числительных два, три, четыре - особые падежные окончания:
Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и числительные на -дцать и -двеят склоняются так же, как существительные третьего склонения:
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т.п. П. п | шесть | тридцать |
Числительные сорок, девяносто, сто имеют особое склонение (винительный падеж совпадает с именительным, в остальных падежах - окончание-а):
У количественных составных числительных склоняется каждое слово:
Особое склонение у числительных полтора, полторы, полтораста:
3. Собирательные числительные склоняются так же, как и прилагательные во множественном числе:
4. Склонение порядковых числительных:
Порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные первого типа:
У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово:
70. Правописание местоимений.
1. Правописание отрицательных местоимений:
2. Правописание неопределенных местоимений:
71. Правописание глаголов.
Правописание окончаний глаголов.
1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.
Ко II спряжению относятся:
Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:
2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.
ед.ч. 1 лицо читаю, беру 2 лицо читаешь, берешь З лицо читает, берет мн.ч. |
хочу хочешь хочет Хотим | бегу бежишь бежит бежим бежите бегут | ем ешь ест Едим едите едят | создам создашь создаст Создадим создадим создадут | дай дашь даст Дадим дадите дадут |
3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилеть (кого-ниБудь) и обессилеть (самому).
4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -«те, а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (ср.: Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)
Ь (мягкий знак) а глагольных формах.
1. Ь (мягкий знак) пишется:
2. Ь (мягкий знак) не пишется:
Правописание суффиксов глаголов
1. Если в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- (заведую - заведовать, заведовал, воюю - воевать, воевал);
если же в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в инфинитиве и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ыва-, -ива- (накладываю - накладывать, накладывал).
2. Глаголы на -пять, -ваю имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса (продлить - продлевать).
Исключение: если прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую),
примечание: если в предложении есть пояснение к существительному, то тогда такие слова уже не наречия, а сочетания существительного с предлогом и пишутся раздельно (с начала книги),
4. Наречия пишутся через дефис:
5. Наречные сочетания пишутся раздельно:
74. Правописание предлогов.
Правописание предлогов надо запомнить или проверять по орфографическому словарю. Иногда для правильного написания слова очень важно определить, предлог это или нет.
75. Правописание союзов.
1. Пишутся слитно:
примечание: запомните! во что бы то ни стало,
Правописание частиц НЕ с разными частями речи
часть речи | раздельно |
|
сущ. | 1. если без не не употребляется (невежа, невзгода), 2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг), | 1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг, а враг), 2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли? |
прил. | 1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный). 2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый), 3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная), 4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок) | 1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький), 2. с относительными прилагательными (небо здесь южное), 3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна) |
числ. | с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто) | всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой) |
местоим. | с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже) | |
глагол | если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать) примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-, | со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать |
дееприч. | если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая) примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев) | со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав) |
причаст. |
причастив | если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик) | 1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик), 2. с краткими причастиями (контрольные работы не проверены), если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа) |
наречие | 1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно), 2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно) | 1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно), 2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно). 3. если наречие пишется через дефис (не по-русски) |
Правописание частиц НЕ и НИ
Орфография русского языка
Орфография русского языка - совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка .
Современная русская орфография.
Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип (одинаковая морфема в фонетически разных формах слова пишется одинаково). Фонетический и другие принципы в русском языке имеют существенно меньшее значение и не являются основными . Одновременные нарушения обоих принципов встречаются в словах типа бессдвиговый , безвкусица .
В качестве алфавита используется русский алфавит , основанный на кириллице .
Первоначально в языке господствовали индивидуальные написания. Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского , вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г., получившей широкое распространение и долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению :12-15 . Первый академический словарь русского языка был издан в 1784-1794 гг.
Довольно полный обзор правил правописания в их исторической перспективе был осуществлён Я. К. Гротом в 1873 году. Главным принципом он считал морфологический в сочетании, до некоторой степени, с фонетическими письменными формами. Впоследствии на главенство морфологического принципа (в отличие от фонетического) в русском правописании указывали А. Н. Гвоздев , А. И. Томсон , М. Н. Петерсон , Д. Н. Ушаков :17-30 .
В 1904 году при Академии наук была создана специальная комиссия по правописанию. Её подкомиссия, в которую вошли такие известные учёные, как А. А. Шахматов , Ф. Ф. Фортунатов , И. А. Бодуэн де Куртенэ , А. И. Соболевский , занялась подготовкой реформы правописания. Окончательный проект реформы был готов к 1912 году, реализованы предложенные изменения были через шесть лет, при Реформе русской орфографии 1918 года :262-263 . До 1918 года русский алфавит насчитывал больше букв, чем теперь. В результате реформы 1918 года были убраны буквы ять , фита , ижица , и десятеричное , в окончаниях слов.
В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы .
В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией.
сто
лы - сто́
л
мо
ло
дой - мо́
лодость, моло́
денький
ко
рова, ко
роль, обла
ко, бо
лото
В корнях ци
- и
Ци рк, ци ркуль, ци тата, ци нга, ци фра … и в других заимствованных словах
Слова-исключения: цы ган на цы почках подошёл к цы плёнку и цы кнул: "цы ц".
В суффиксах и окончаниях - цы
- ы
лисицын
, курицын
; улицы
1) жи
, ши
- и
ча
, ща
- а
чу
, щу
- у
Жи знь, ча ща, чу до …
2) После шипящих - ё:
Чё рный, жё лтый, шё лк, чё рточка …
Слова-исключения: о шо в, шо рох, капюшо н, крюшо н, крыжо вник, шо ссе, шо колад, жо кей, обжо ра, прожо рлив, жо нглёр, чо порный, трещо тка, трущо ба, шо рты, шо рник, шо мпол, шо винизм, шо к, шо ра, чащо ба, чо кнутый, чо каться, чо х, чо хом, жо м, жо р, жо х, вечо р, мажо р, мажо рный.
Чередующиеся е - и, о - а в корне слова1) бе
р - би
рâ-
те
р - ти
рâ-
де
р - ди
рâ-
пе
р - пи
рâ-
ме
р - ми
рâ-
сте
л - сти
лâ-
бле
ст - бли
стâ-
же
г - жи
гâ-
де
рёт - сди
рâет
сте
лить - засти
лâет
уме
р - уми
рâть
бле
стит - бли
стâет
Слова-исключения: соче
тâние, соче
тâющийся, словосоче
тâние
2) Ко
с - ка
сâ-
ло
ж - ла
гâ-
ко
снуться - ка
сâться
изло
жение - изла
гâть
Слово-исключение: поло
г
3) Ро
с - о
ра
ст - ра
щ - а
выро
с, выра
сти, выра
щенный
Слова-исключения: р
о
сток, Р
о
стислав, Р
о
стов, р
о
стовщик, отр
а
сль
4) Мо
к - ма
к
вымо
кнуть под дождём,
ма
кать в жидкость
5) Ро
вн - ра
вн
ро
вный - ра
вный
(гладкий - одинаковый)
выро
внять - ура
внение
Слово-исключение: ра
внина
6) го
р - га́
р
зага
́р, го
рит
7) зо
р - за
р
за
ря, зо
ри, за
рево.
1. Столб
- столб
ы
жёлуд
ь - жёлуд
и.
2. Глаз
ки - глаз
ницы
сказ
ка - сказ
очка.
3. Здрав
ствуй - здрав
ие
мест
ность - мест
о.
В суффиксе:
В окончании:
Среди трудностей освоения русской орфографии:
Некоторые сложные слова нарушают правила русской графики:
Орфография русского языка неоднократно критиковалась различными писателями и учёными. Ряд мнений собрал Я. К. Грот в книге «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873). Сам Я. К. Грот отстаивал букву ять, считая её важной для различения слов, несмотря на то, что в столичных диалектах устного русского языка такие слова не различались. Изменения нормы письма, которые предлагались в этой книге, были весьма умеренными, не затрагивающими часто используемых случаев с уже устоявшимися написаниями. Однако для сравнительно редких слов (например, «ветчина», «свадьба», «каракатица») отмечалось нарушение морфологического характера их написания (вместо «вядчина», «сватьба», «корокатица»).
В. В. Лопатин предлагал писать в словах типа гружёный, крашеный, жареный, стриженый, раненый всегда одно н независимо от того, имеются при них синтаксически подчинённые слова или нет.
Русский язык | ||
---|---|---|
Wikimedia Foundation . 2010 .
Орфография русского языка до 1956 года нормы и правила правописания русского языка, действовавшие до принятия Правил русской орфографии и пунктуации 1956 года. Орфография основывалась на «Декрете о введении нового правописания» 1917 года, а … Википедия
- «Упрощенная орфография» русского языка возникла, как неформальное явление изменения правил написания слов для более оперативного и быстрого общения на мобильных устройствах и персональных компьютерах без изменения понятийного ядра. Игнорирование… … Википедия
Орфография английского языка совокупность правил, регламентирующих написание слов английского языка. Английский язык имеет более сложные правила правописания по сравнению с другими языками, что связано со сложной историей формирования… … Википедия
- … Википедия
Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Русский язык является флективным. Основным средством словоизменения являются окончания, словообразования приставки и суффиксы. Содержание 1 Части речи 2 Имя существительное … Википедия
Орфографическая реформа 1917 1918 годов состояла в изменении ряда правил русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита. Содержание 1 История реформы 2 Содержание… … Википедия
Довольно часто бывает, что нужно найти какое-нибудь правило по русскому языку. Но поиск желаемого в учебнике оказывается не таким-то уж и простым делом. Надеюсь, данная страничка поможет найти необходимое Вам правило русского языка гораздо быстрее. Пока здесь размещены только правила 1го класса школы, но со временем будут добавленны и остальные правила русского языка. Приятного обучения!
01.
Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.
02.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.
03.
Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.
04.
Произношение - это то, как мы говорим, произносим слово. Написание - это то, как мы должны написать слово.
05.
Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог.
Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
06.
В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы - [о-сы].
07.
Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум - [с] или голос и шум - [з], называются согласными.
Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
08.
Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал.
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку.
Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами.
Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.
09.
Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным.
Остальные слоги называются безударными.
Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.
Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-.
10.
Орфограмма - это написание слов по определенным правилам.
11.
Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы.
Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек - имена собственные.
Они пишутся с большой буквы.
12.
В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:
Аа (а), Бб(бэ), Вв(вэ), Гг(гэ), Дд(дэ), Ее(е), Ёё(ё), Жж(жэ), Зз(зэ), Ии(и), Йй(й), Кк(ка),
Лл(эль), Мм(эм), Нн(эн), Оо(о), Пп(пэ), Рр(эр), Сс(эс), Тт(тэ), Уу(у), Фф(эф), Хх(ха),
Цц(цэ), Чч(че), Шш(ша), Щщ(ща), ъ(твердый знак), Ыы(ы), ь(мягкий знак), Ээ(э), Юю(ю), Яя(я).
13.
Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. Мягкий знак показывает, что согласный звук
перед ним произносится мягко: уголь - уго[л"]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е,
ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л"]ев.
14.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е - [й"э], ё - [й"о], ю - [й"у], я - [й"а].
15.
Мы пишем буквосочетания жи
и ши
с буквой - и. Это нужно запомнить.
16.
Мы пишем буквосочетания ча
и ща
с буквой - а, чу
и щу
с буквой - у. Это также нужно запомнить.
17.
В буквосочетаниях чк
, чн
, щн
мягкий знак не пишется.
18.
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие произносятся с голосом и шумом,
глухие - с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:
звонкие
[б], [в], [г], [д], [ж], [з],
глухие
[п], [ф], [к], [т], [ш], [с],
есть
непарные звонкие
[р], [л], [м], [н],
непарные глухие
[ц], [ч], [щ], [х].
19.
В конце слов парные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные
согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так,
чтобы после согласного звука стоял гласный: столб
- стол[бы
]
20.
Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке
делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы,
предлоги и другие части речи.
21.
Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества.
К ним можно поставить вопрос КТО?
или ЧТО?
В грамматике такие слова называются
именами существительными. Имя существительное - это часть речи.
22.
Слова, которые обозначают признаки предметов - это имена прилагательные.
Имя прилагательное - это часть речи.
23.
Слова, которые обозначают действия предметов - это глаголы. Глагол - это часть речи.
24.
Слова НА
, В
, ОТ
, ОБ
, ПО
, ИЗ
, К
, У
, ЗА
, О
, ПОД
, НАД
, С
- предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Предлоги пишутся отдельно
от других слов. Предлог - это часть речи.