Процесс получения знаний постоянно модифицируется, упрощается благодаря внедрению новых технологий. Но некоторые особенности обучения, несмотря на существование в течение многих лет, не потеряли своей жизнеспособности. Это в полной мере относится и к очно-заочной форме обучения.
Синонимом очно-заочной формы обучения является термин «вечерняя форма обучения», который показывает основное время проведения учебных занятий по этой форме. Их основное отличие от прочих форм – они проводятся вечером.
В годы советской власти многие люди обучались в вечерней школе, потому что днём работали, там они получали среднее образование в рамках школьной программы. Ещё одна форма обучения, которая частично реализовывалась вечером , это Рабфаки. На этих рабочих факультетах осуществлялась подготовка крестьян, рабочих для поступления в институт.
В наше время многие люди, желающие получить первое образование или дополнительную специальность, останавливаются именно на этой форме. Некоторые вынужденно поступают на вечернее отделение, потому что должны зарабатывать деньги, однако, приобретаемый опыт идёт им только на пользу.
Очно-заочная форма объединяет в себе признаки двух других форм.
У неё есть общие черты с очной (дневной) формой:
Основным признаком заочного образования в вечерней форме обучение считается довольно солидный объём заданий, которые студенты должны освоить самостоятельно: преподаватели прочитывают курс лекций, проводят семинары для закрепления материала, а потом студенты приступают к самостоятельной работе.
Это требует от них ответственного отношения, что у вчерашних школьников не всегда получается. Конечно, педагоги готовы проконсультировать студентов по сложным вопросам .
Нередко вечернюю форму обучения выбирают взрослые люди, имеющие жизненный опыт, можно встретить мужчин, прошедших армию. Некоторые профессии исключают очно-заочную форму: высшее медицинское образование можно получить только на дневном отделении.
Очно-заочное обучение осуществляется не только в высших учебных заведениях (институты, университеты, академии), но и в средних профессиональных учебных заведениях.
Основная его цель – одновременное получение образования и работы по этой специальности, но не всегда именно по этой специальности – на вечерней форме можно учиться и для овладения дополнительными знаниями. Некоторые предприятия направляют своих сотрудников в ВУЗы для овладения новой профессией, они же и платят за учёбу.
Основная часть студентов очно-заочных отделений учатся за свой счёт – бюджетных мест не хватает, но и конкуренция при поступлении ниже. Туда часто приходят те, кому не удалось поступить на очное отделение, у них устанавливается график: днём – работа, вечером – обучение. Не всегда хватает времени на качественную подготовку к занятиям и экзаменам – экзаменационный отпуск не предоставляется .
Продолжительность вечернего обучения всегда больше дневного обучения. Она зависит от имеющегося у абитуриента образования и чаще всего бывает от 3 до 6 лет.
Программы обучения в вечернее время подразделяются на три группы:
Несмотря на многие очевидные преимущества, очно-заочная форма обучения пока не слишком популярна в нашей стране в качестве альтернативы очному образованию, на ней обучается примерно пятая часть всех студентов.
Это связано со многими обстоятельствами : многие студенты дневных отделений тоже умудряются работать во время учёбы, а вечером активно проводить досуг. На очно-заочную форму можно легко перевестись с других форм, также без проблем можно перейти с вечерней формы на другие формы обучения.
С давних времён процесс обучения высшему был самостоятельным явлением, то есть люди либо учились, либо работали – это, так называемая, очная форма обучения. Но с развитием индустрии потребовались специалисты в большем количестве. Когда им необходимо получить диплом, но они уже работают, очная форма не годится. Поэтому были внедрены другие методы. Рассмотрим детальнее, какие бывают формы обучения, уделим большее внимание очно заочной программе.
Вконтакте
Очно заочная форма обучения это учёба в свободное время, обычно по вечерам. Отсюда второе название – вечерняя форма.
Очно заочное обучение выбирается тогда, когда человек имеет стабильную работу. Очная форма здесь подходит мало из-за загруженности учёбой, а заочная — выбивает человека из колеи.
Для очно заочной формы обучения могут быть организованы самостоятельные учебные заведения. В других случаях — она органично дополняет университет с очкой. То есть эти две формы почти не пересекаются по времени, что удобно преподавателям.
Кроме того, эта вечерняя учеба в ВУЗе менее склонна к коррупции, в отличие от заочной. То есть вариант, когда студент что-то делает преподавателю во время уроков, здесь нечастое явление.
Лекция – это вид доклада , когда преподаватель преподносит информацию, а студенты его слушают (записывают). Вопросы обычно во время процесса не задаются, но и такое возможно. Лекция нужна тогда, когда даётся большой и разнообразный объём материала. Здесь можно преподавать одновременно большому количеству студентов: в аудитории собираются сразу несколько групп, которым читает лекцию один человек.
Семинар – это углубленны метод преподнесения материала. Каждой группе (или даже полугруппе) даётся один человек (учитель), который рассказывает конкретный материал, показывает, как решаются задачи. Далее он даёт возможность справиться с заданием студентам. На семинаре между учителем и студентами идёт довольно активный диалог, который и является главной задачей такого вида учебного процесса. Также, на семинарах могут делаться доклады студентами.
Во время учебы проводятся лабораторные работы. Преподаватель заранее выдаёт задание, чтобы студент ознакомился дома с теорией и установкой. Далее лабораторная работа проходит внутри ВУЗа. Данные, полученные в результате опытов, студент записывает, а дома оформляет саму работу. В серьёзных ВУЗах набор оборудования приходится на одного-двух студентов во время выполнения лабораторного опыта.
Сегодня есть тенденция замены реального оборудования виртуальным или вообще программой, что является недостатком.
Традиционным видом получения образования является очная форма, она и наиболее качественная. Чтобы разрешить проблему совместимости работы и учёбы в советское время, были введены заочная и вечерняя формы. Изучим подробнее, что это.
Заочка предполагает перерыв в работе на время учёбы, который составляет примерно месяц в полгода. То есть, в течение месяца человек ходит не на работу, а на учёбу (сессия). В остальное время он трудится на предприятии и делает задания у себя дома.
Вечерняя форма вообще не предполагает перерывов в трудовой деятельности. Студент посещает занятия регулярно, но в свободное от работы время (в основном вечером). Отсюда и название, но также такой вид образования имеет и другие наименования – очно заочное или сменное обучение.
В последнее время появилась ещё один вид учебы – . Это когда студент не посещает ВУЗ, а занимается дома. Все занятия проводятся посредством Интернета.
Далее будут рассмотрены эти системы более подробно, кроме последней. Форма обучения в ВУЗе выбирается человеком самостоятельно. Сменить одну на другую в дальнейшем возможно, но обычно возникает трудность совмещения пройденного материала. То есть, надо будет досдавать какие-то предметы.
При очной форме студент посещает занятия регулярно в течение 5-6 дней в неделю. В различных ВУЗах длительность учебного времени разная. Оно подсчитывается в учебных часах.
Если сравнивать два ВУЗа между собой, то программа в одном из них может быть значительно насыщенней и глубже . По учебным часам, также могут быть различия более чем в два раза за одну сессию. Грубо говоря, за два-три года студент одного ВУЗа узнаёт столько, сколько студент второго не выучивает и за пять лет.
Логично поинтересоваться, а как ценятся дипломы ВУЗов, если их уровни подготовки разительно отличаются? Было бы справедливо, чтобы один диплом, где обучение шло серьёзней, ценился бы больше. В большинстве случаев преимуществ никаких нет. Часто на диплом вообще не смотрят, или ценят не более качественный ВУЗ, а тот, с которым знаком наниматель.
Внимание! Кроме лекций и семинаров, даются задания на дом. Так что говорить о совмещении работы и учёбы не приходится, хотя это и случается.
Очное обучение на сегодняшний день самое распространенное у нас в стране.
Заочное получение знаний принципиально не отличается от очного. Разница состоит в том, что учёба длится не полгода, а около месяца. Соответственно, студенты в это время учатся и по выходным. На этот период они отпрашиваются с работы, если такое возможно. Для заочного обучения часто приходится ездить в другие города, поэтому заранее следует подумать о временном жилье.
Курсы на заочном отделении короче по учебным часам. Домашние задания, лабораторные работы могут выполняться и сдаваться не только во время учёбы, но и в течение всего полугодия. Между сессиями проводятся экзамены.
Если на очное отделение студент приходит обычно сразу после школы, имея хорошую подготовку, то на заочное студент может попасть, уже порядком подзабыв школьную программу. То есть уровень подготовки абитуриента, поступающего на заочное отделение ниже, чем поступающего на очное. Следовательно, подготовка студента будет ниже.
Практикуется также процедура, когда студент приходит после получения средне-специального или высшего образования. Тогда учеба начинается не с первого курса, а со 2-го или 3-го. Раньше, когда готовили специалистов, можно было поступить на третий курс.
Поскольку занятия проходит не ежедневно, как у очника, то длятся они на год дольше. Это касается получения диплома инженера (специалиста) и .
Важно! П редметы на заочке несколько отличаются от предметов на очной. Это связано с различной подготовкой по общим предметам или другими факторами. В частности, если на очной форме всегда есть предмет «физкультура», то у заочников его обычно нет.
Для заочки закрыты многие , такие как врач, пилот, и другие (строго говоря, не закрыты, но поскольку эти специальности «на виду», то диплом могут «аннулировать»).
Диплом заочника открывает перед человеком двери в организациях, требующих от сотрудников наличия в/о.
Очно заочная форма обучения предполагает много самостоятельной подготовки
На заочку люди обычно приходят, если они уже работают. Поэтому у них на полноценную учёбу времени не хватает. Значит и подготовка у них ниже. Перечислим плюсы и минусы заочного получения диплома.
При устройстве на работу форма обучения особой роли не играет.
Очное обучение, по объективным причинам, лучше, если вы собираетесь стать профессионалом по своей специальности.
Несколько странным выглядит заочная учеба в высших военных училищах. В случае начала боевых действий, специалисты, вышедшие из таких учебных заведений, вряд ли смогут командовать подразделением.
Как ни парадоксально, но учеба на очном отделении оставляет больше свободного времени для увлечений. Дело в том, что сегодня стабильная работа — это редкое явление. Часто человек находится в процессе постоянного поиска работы. Из-за этого у него нет времени не только на хобби, но даже сессию он может полностью или частично пропустить.
В Интернете приводятся примеры бланков и дипломов. Там не сказано, по какой форме вы учились. Определить различие можно по количеству учебных часов, которые приводятся в приложении. Однако, часто на это не смотрят. Диплом заочника имеет такую же силу , как и диплом очника.
Очно-заочная форма обучения, иначе говоря, вечерняя, проходит по общим правилам, только время учёбы студента выбирается таким образом, чтобы не затрагивать саму работу. Обычно трудится он днём, а учёба проходит вечером или в выходные.
Поскольку занятия регулярные, то можно ожидать более высокую подготовку, чем при заочной форме. В то же время, это тяжело для человека по физическим причинам. Поэтому программа здесь будет отличаться от программы для очников, чтобы не перегружать студента.
Эта форма предполагает стабильную работу. Именно в этом случае можно говорить о каком-то графике учёбы. В то же время, это даёт возможность и для хобби.
Чтобы стимулировать студента к самостоятельной работе и развить его творческие данные, нередко, при данной форме обучения, студенты готовят доклады. Время обучения в этом случае на год длиннее, чем при очной форме.
Если вы уже нашли работу, то должны выбрать заочное или вечернее обучение. Поэтому далее будут перечислены плюсы и минусы вечерней формы.
Внимание! Студенты часто делают доклады.
Диплом вечерней формы ценится так же, как и остальные. А что лучше выбрать, человек решает сам, в зависимости от обстоятельств.
Вечерняя форма обучения это отличная возможность получить диплом, одновременно работая по выбранной специальности.
Какие бывают уровни обучения? Сегодня учеба проходит в два этапа
Помимо всем хорошо знакомой очной формы, в ВУЗах предполагается еще несколько типов обучения, каждый из которых ориентирован на ту или иную группу студентов. Те, в свою очередь, выбирая подходящее отделение для поступления, руководствуются либо жизненными обстоятельствами, либо интересами и возможностями. Сегодня мы расскажем о том, какие формы обучения возможны помимо дневной (очно-заочная/вечерняя, заочная).
Дневная форма подразумевает программу, предназначенную для освоения студентами, при посещении в режиме 5-6 раз в неделю. Занятия проходят преимущественно в утренние часы, но иногда руководство ВУЗа составляет график во вторую смену. Это зачастую происходит по нескольким причинам:
Программа обучения предусматривает теоретический курс (лекции), который подкрепляется практическими занятиями (семинары) и самостоятельной работой студентов (контрольные работы, курсовые, доклады и пр.). На последних курсах обучения студенты обязательно получают практические знания, дабы подкрепить теорию (соответствующая отметка выставляется в дополнении к диплому).
Длительность обучения может составлять 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист) и еще 2 года (магистратура).
Внимание! Если на очную форму поступает для обучения выпускник техникума/колледжа, то программа для него сокращается до 3 лет.
Среди преимуществ дневного обучения можно отметить:
Студенты дневного отделения могут получать стипендию
Но все далеко не так гладко в реальности. Конечно, следует понимать, что с высшего учебного заведения, но при отсутствии опыта выпускник ВУЗа не сможет получить хорошую стартовую должность. И это, в принципе, нормальная ситуация для большинства.
Довольно часто ее называют вечерней, поскольку она дает возможность студенту учиться в ВУЗе и одновременно работать. Чаще всего подобная форма обучения предполагает посещение учебного заведения 3-4 раза в неделю, то есть реже, чем при дневном обучении, но, все же, достаточно часто. Такого графика обучения будет вполне достаточно для того, чтобы не нарушить свой трудовой распорядок и при этом получить достаточное количество теоретических знаний.
Очно-заочная форма обучения - плотный курс теории с последующим подтверждением студентом полученных знаний (зачетная сессия и экзамены). Что касается длительности процесса обучения, то он оставляет от 4,5 (бакалавр) до 5,5 лет (специалист) и дополнительно 2 года для получения квалификации магистра. Для выпускников колледжа/техникума, длительность обучения, как и в первом случае, составляет 3 года.
К наиболее существенным преимуществам вечерней формы обучения относят возможность одновременного получения необходимых для будущего знаний и самостоятельного заработка денег. Кроме того, «свежеиспеченный» специалист, к примеру, уже будет иметь «за плечами» некоторый опыт работы.
Что касается минусов, то сюда можно отнести, пожалуй, лишь отсутствие возможности проявить себя творчески в период обучения, поучаствовав в жизни ВУЗа, а также отсутствие стипендии.
Внимание! Следует принять к сведению, что при обучении на вечернем отделении отсрочка от армии не предоставляется.
Ну, и что касается заочной формы обучения, то здесь все максимально упрощено: «львиная» доля знаний должна получаться студентом самостоятельно. В учебном заведении предоставляется лишь необходимый теоретический минимум. Закрепление полученных знаний осуществляется методом проведения контрольных работ и, конечно же, экзаменационной сессии.
Заочная форма обучения подходит тем, кто работает
Что касается временных рамок, то здесь все довольно «размыто», поскольку каждый ВУЗ по-своему интерпретирует понятие «заочной формы обучения». Так, например, многие учебные заведения проводят занятия для заочного отделения 1 раз в неделю (будний/выходной день), а по окончании теоретического курса подкрепляют его зачетом/экзаменом. Эта система носит название «модульная».
Другие же ВУЗы осуществляют заочное обучение классическим методом. В данном случае «начитка» лекционного курса осуществляется непосредственно накануне экзаменационной сессии.
Заочная форма обучения – идеальный вариант для тех, у кого просто нет возможности посещать стандартный курс лекций.
Вот, в принципе, и все, что необходимо знать о различных формах обучения в ВУЗах. Успехов!
Очень часто можно услышать от людей вопрос: очная форма обучения - это как? Именно об этом и поговорим в статье. А также разберемся, чем отличается очная форма от заочной, какие плюсы и минусы у каждой из них, дадим советы. Важно понять, что на одной и той же специальности программа может немного отличаться, а уровень подготовки и вовсе оказывается разным.
Что же вообще означает слово «очное»? В старославянском языке слова «око», «очи» означали «глаз, глаза». А «очное», по сути, означает «с глазу на глаз», «личное присутствие». То есть вы должны каждый день по расписанию приходить на занятия. Кстати говоря, когда дети ходят в школу, то они обучаются только очно, даже если им нужно идти на уроки во вторую смену. Получая высшее образование, студенты также ежедневно посещают университет.
Обучаясь днем (хотя по расписанию занятия в какой-то день могут начаться ближе к вечеру), студенты слушают лекции в аудитории, приходят в обязательном порядке на семинары, готовятся к лабораторным работам. Они должны слушать преподавателя. Проще говоря, программа выполняется только очно. Несомненно, учащимся нужно готовиться самостоятельно, читать литературу.
Например, курсовые работы. Что можно сказать о них? На очном отделении студенты всегда могут обратиться за помощью к преподавателю во время консультаций. Преподаватель должен объяснить, как и что делать.
Понятие «заочное» - это, по сути, антипод слова «очное». То есть студенты учатся практически самостоятельно. Им только следует приезжать на сессию 2 или 3 раза в год (в каждом учебном заведении свои правила).
Как мы говорили ранее, студенты очной формы обучения посещают занятия каждый день. А тем, кто поступил на «заочное» отделение, этого делать не нужно. Готовиться следует самостоятельно. Но как узнать, что требуется изучать? Представьте себе первый курс. В августе вы сдали вступительные экзамены, позднее на кафедре назначили собрание студентов-первокурсников. Всем объяснили, что первая сессия начнется с 17 октября, а закончится 5 ноября. Не нужно пугаться. Первая сессия по большей части ознакомительная.
Тем, кто работает, кафедра должна выдать справку-вызов для работодателя, заверенную печатью. В дни сессии работник не обязан появляться на работе.
Как проходит первая сессия? Студенты переписывают расписание занятий. В каком-то смысле все происходит, как у очников, но с той лишь разницей, что студентов-заочников знакомят с дисциплинами, объясняют азы. Когда сессия закончится, студент до следующего вызова готовится самостоятельно в любое удобное для него время.
На первой сессии в последние дни могут быть зачеты или даже экзамены, если курс лекций по какому-то предмету полностью завершен.
На второй сессии и третьей нужно будет сдавать экзамены, курсовые работы. Может быть, появятся новые предметы.
Так же как и обучающиеся по очной форме обучения, заочники могут кратко ознакомиться с дисциплиной, своей специальностью при помощи практических занятий и лабораторных работ. Все выглядит почти одинаково.
Давайте рассмотрим поэтапно, как получить очную форму обучения в вузе:
Из плюсов очного обучения можно выделить множество критериев:
Минусов меньше, но они есть:
Напоследок стоит добавить, что высшее образование лучше получать на дневном отделении (то есть очно). Именно там студенты осваивают свою будущую профессию углубленно.
Ранее мы разобрались, что значит очная форма обучения, поговорили и о заочной. Может, кто-то уже заметил для себя минусы или выгоду. Лучше, наверное, начать с минусов. Почему? Потому что если человек стремится стать грамотным специалистом, хочет разбираться на отлично в своей будущей профессии, то ему заочка точно не подойдет. Самостоятельное обучение по учебникам не является эффективным. Нередко возникают серьезные вопросы, которые нужно решать с опытными людьми: преподавателями, специалистами на соответствующих предприятиях.
Положительная сторона заочного обучения:
Несмотря на хорошие и плохие стороны, каждый человек должен решать сам, что ему подходит. Если ему для работы не так важно наличие углубленных знаний, то он может выбрать заочное.
Несомненно, тем, кто недавно получил аттестат зрелости, подойдет очная форма обучения. Это, как и школа, занятие на каждый день. Но тем не менее студент вуза чувствует себя более свободным.
Чаще всего те ребята, которые закончили только школу, не имеют опыта работы, сложнее адаптируются в сфере труда. Несомненно, многие находят работу там, где не требуется опыт и углубленные знания. Но все же молодежи желательно учиться на дневном отделении, получать знания в полной мере. Особенно это касается сложных технических специальностей, естественных наук.
Очная форма обучения - это, как уже говорилось выше, ежедневные занятия. То есть дневное отделение - это второе название такой формы обучения. Поэтому если увидите какую-то из перечисленных фраз, имейте в виду, что это одно и то же.
Чаще всего на заочное поступают те, кто работает. Как правило, люди старше 25 лет. У всех разные цели. Приведем пример. Вы работаете на заводе простым рабочим, имеется только среднее специальное образование. Появилось желание расти профессионально. Тогда следует поступить в университет, где есть заочное обучение. Но следует отметить, что придется сдать вступительные экзамены. Желательно подготовиться заранее. Другой пример приведем с человеком, который хочет получить дополнительные знания в другой сфере, отличной от настоящей работы.
Что значит очная форма обучения, например, для молодых мам, многодетных отцов? Конечно, невозможность уделять время своей семье. Именно заочная форма поможет одновременно учиться, работать или заниматься семейными делами.
Бывают ситуации, когда студенты-очники покидают университет, забрав справку или диплом о неоконченном высшем образовании. Обстоятельства бывают разные. Если есть желание доучиться до конца, но нет возможности, то стоит подумать о заочном. Учиться будет намного легче, оплата за обучение - намного меньше, но у выпускника будет диплом о законченном высшем образовании, где будет указано, что изначально он учился на дневном отделении.
Вот мы и разобрались с актуальным вопросом «Очная форма обучения - это как?». Помните, что выбор будет только за вами. Естественно, работодателям будет выгоднее брать на работу того, кто учился очно, особенно инженеров разных специальностей.
У каждого из нас есть знакомые, которые получали образование очно и те, которые были заочниками.
Имеется ли ощутимая разница, выраженная существенными отличиями очного от заочного образования? Этой проблеме посвящена данная статья.
Очное обучение – это классический тип обучения, при котором студент методично посещает лекции и семинарские занятия целый семестр, в конце которого он сдаёт сессионные экзамены.
Заочное обучение – периодическое. Учащийся готовится по переданным ему материалам сам, потом посещает курс лекций, которые читаются в течение, например, одного месяца. Кульминацией семестра для студента-заочника является экзамен. Итоговая оценка в очном обучении может складываться как из суммы текущих отметок и экзаменационного балла, так и состоять только из оценки, полученной на экзамене. В случае с заочным обучением важнее всего то, как студент проявит себя на экзамене, ведь он готовился к нему в течение семестра в основном самостоятельно, выполняя эпизодические работы и консультируясь с педагогами. Заочное образование обычно длится меньше очного, так как для него предусмотрены сокращённые программы, ведь большое число заочников получают таким образов второе образование. Обычно заочная форма обучения дешевле, чем очная.
Интересно, что очная форма обучения предполагает наличие бюджетных мест и выплату стипендий бюджетникам, а заочная – практически никогда. Ещё одним отличием очного обучения от заочного является то, что заочное образование не даёт причин для отсрочки в армию. Считается, что некоторыми специальностями, такими, например, как переводческая, невозможно овладеть, учась заочно, так как изучение иностранных языков требует постоянной практики и оттачивания мастерства, поэтому во многих вузах нет заочного отделения для языковых специальностей.
В целом, заочное обучение удобно для тех, кто не располагает большим количеством свободного времени ввиду работы, семейных обстоятельств или проблем со здоровьем.
Менее очевидные отличия очного от заочного обучения:
Каждый вчерашний школьник, выпускаясь из школы и получая на руки аттестат о среднем образовании, как правило, уже представляет, куда именно он хочет пойти учиться и точно знает, кем в будущем мечтает стать. Все знают, что существует несколько видов обучения: очная (дневная), очно-заочная (вечерняя) и заочная форма обучения, которые «практикуют» практически во всех ВУЗах.
В настоящее время современные молодые люди отличаются очень высокой трудоспособностью. В связи с этим большинство потенциальных студентов сомневается в том, какому именно варианту отдать свое предпочтение, ведь многим из них хочется как можно скорее стать независимыми в финансовом плане. Следовательно, у многих студентов не только возникает желание, но и необходимость искать работу, которая будет сочетаться с учебой.
Если посмотреть на эту ситуацию с одной стороны, то образование, которое получено на дневной форме обучения, будет более основательным и глубоким, однако оно будет забирать у человека очень много свободного времени и лишать студента возможности подрабатывать. Заочная учеба, безусловно, не занимает много времени, но нужные знания получить сможет не каждый, так как способность самостоятельно воспринимать информацию у всех разная.
Как понять: очную или заочную форму обучения лучше выбрать? Специалисты рекомендуют при выборе своего варианта продумать все плюсы и минусы этих способов получения новых знаний. Не лишним будет проконсультироваться со специалистами и узнать мнение студентов, которые испробовали на себе оба варианта. Что значит очная (дневная) и заочная форма обучения, и какие особенности их отличают друг от друга?
Очное, или как его часто называют дневное, обучение имеет несколько характерных особенностей, главной из которых является необходимость регулярного посещения учебного заведения. В число достоинств этого варианта входят:
Однако есть у этого варианта свои недостатки, в число которых входят следующие моменты:
Какая существует разница между очной и заочной формой обучения в ВУЗах, и кто из абитуриентов какую чаще выбирает? Бытует мнение, что на «заочку» идут только те студенты, которые по каким-либо причинам не смогли поступить на «дневную учебу». На самом деле это не совсем так, и учиться на заочном могут все кто угодно, имеющие на то веские причины. Более того, как показывает практика, если у человека действительно есть желание учиться получать новые знания, то ему совершенно неважно на какой форме обучения ему выпадет учиться.
В число плюсов учебы на заочном отделении входят:
Отрицательные моменты обучения на заочной форме заключаются в следующем:
Кроме этих двух форм обучения многие ВУЗы предоставляют возможность абитуриентам учиться на очно-заочной форме получения специальности, которая ранее называлась вечерней. Формы обучения очная и очно-заочная, как и заочная, устанавливаются самим учебным учреждением.
Учеба может производиться по нескольким группам. Например, через день, в понедельник, в среду и пятницу с 18 до 20 часов, по вторникам и четвергам с 19 до 21, по субботам – с 14 до 18 часов. Университеты и прочие высшие заведения вправе на свое усмотрение устанавливать график вечерних занятий, который может существенно различаться в каждом из них.
Разница очной и очно-заочной форм обучения заключается в том, что и во втором случае используется особая блочная система преподавания, когда абитуриенты изучают предметы и сдают их сразу по мере прохождения.
К плюсам очно-заочной формы обучения относятся:
К минусам относится хроническая нехватка свободного времени, большая длительность учебы в сравнении с другими формами и отсутствие каких-либо льгот для студентов.
О достоинствах и недостатках различных форм обучения можно говорить бесконечно. Зная как это учиться на очной и заочной форме обучения, а также вникнув в особенности вечернего обучения, каждый сможет выбрать наиболее подходящий вариант. Совершая свой окончательный выбор важно учесть свои личностные особенности, а также цели и задачи, поставленные перед собой.
Каждому современному человеку в повседневной жизни постоянно приходится.
Во все времена работодатели желали видеть в своей команде ответственных.
Каждый взрослый самодостаточный человек, владеющий какой-либо профессией.
Текстилем для дома называются все тканевые предметы, которые используются.
Трикотаж является самым популярным видом материалов, применяемых.
Эффектные стрижки в моде. Они позволяют каждый день выглядеть элегантно.
Перед тем как научиться прощать обиды, запомните – все уже случилось.
Этим модели возглавляют тренды 2017 года. Дизайнеров, безусловно, вдохновили.
Крепкая дружба во все времена считалась бесценным даром, который полагалось.
Модные провокации мало любить, их надо умело использовать. Одна из.
Эффектных причесок на основе каскада множество. Недаром эта стрижка.
Для каждого человека школьная пора становится тем незабываемым временем.
В жизни современного человека так много ненужной суеты, стрессов и постоянных.
Настроение ребенка на тематической вечеринке напрямую зависит от.
Делом чести лучших кондитеров считается придумать что-нибудь эдакое.
Главная » Карьера » Что собой представляет очно-заочная форма обучения
М ногие взрослые работающие люди принимают решение освоить новую специальность или усовершенствовать свои знания. В этом может помочь очно-заочная форма обучения, позволяющая заниматься образованием, не бросая работу.
Один из вариантов получения высшего образования - очно-заочная форма, позволяющая регулярно посещать занятия, но при этом не отдавая все свое время образованию, и параллельно заниматься постройкой карьеры. Такая форма, по сути, является компромиссом между стационарным обучением и заочным, благодаря чему можно не пропускать пары, подстраивая их под рабочий график. Особенно удобным такой вариант будет для тех, кто получает дополнительное образование.
Штатный распорядок занятий для студентов очно-заочной формы может значительно отличаться. Так, часто пары ставят до 3-х раз в неделю, преимущественно по вечерам. Кроме того, обучение может проходить только по выходным дням. Важно при этом, что посещение пар для всех студентов обязательно, поскольку очно-заочная форма обучения во всех аспектах является идентичной дневной - студенты также посещают лекции и практические занятия, а впоследствии на аналогичных условиях сдают сессии и защищают дипломную работу.
Основные плюсы подобной формы обучения заключаются в следующем:
Как утверждает статистика, поступать на очно-заочную форму решаются пока не все абитуриенты ввиду невысокой информативности относительно данного варианта обучения. Многие работающие студенты по традиции выбирают заочную форму, позволяющую практически не посещать пары.
При этом важно помнить, что студенту-очно-заочнику полагаются определенные льготы. Это, прежде всего, дополнительный отпуск во время сессии, а также сокращение рабочей недели перед госэкзаменами или защитой диплома. Важно знать и о том, что в отдельных случаях предприятия оплачивают обучение своего сотрудника.
Чтобы поступить на любую специальность очно-заочной формы, нужно подготовить стандартный перечень документов, в том числе обязательно предоставление результатов ЕГЭ. Вместо вступительных экзаменов абитуриентам часто можно пройти устное собеседование, иногда его заменяет тестирование в письменном виде. Вступительные экзамены на специальности данной формы традиционно начинаются позднее, чем у поступающих на дневное отделение.
Одна из важных особенностей, которой отличается очно-заочная форма обучения, — более длительный срок обучения (на год больше, чем у студентов стационара).
Очно-заочную форму обучения также называют «вечерней». Она ориентирована в первую очередь на студентов, которые совмещают учебу с работой. Лекции, лабораторные и практические занятия на очно-заочных отделениях вузов проходят в вечернее время или в выходные дни. При этом подразумевается, что студент много времени уделяет самостоятельной работе.
Очный компонент – это занятия на базе вуза, которые проходят на протяжении всего учебного года. При этом занятий у «вечерников» меньше, чем у тех, кто учится на дневном отделении и проводит в университете 5-6 дней в неделю. В среднем студенты очно-заочного отделения учатся 3 дня в неделю, иногда больше. Время начала занятий устанавливается с расчетом на то, что студенты приходят в вуз после полноценного рабочего дня. Как правило, первая пара на очно-заочном отделении начинается в интервале от 18.30 до 19.00. Заканчиваться занятия должны не позднее десяти вечера.
Иногда на очно-заочных отделениях практикуют занятия в выходные дни или «погружения», когда студентам несколько раз в семестр устраиваются интенсивы выходного дня. Но самый распространенный режим – все-таки учеба по вечерам будних дней.
Заочный компонент – домашние задания, рефераты и контрольные работы, которые студенты выполняют самостоятельно и сдают в течение семестра. Объемы материала на «самостоятельную отработку» могут быть довольно серьезными. И, если студентам очной формы обучения для освоения курса порой бывает достаточно просто посещать все занятия, «вечерникам» обычно приходится довольно много работать дополнительно – дома или в библиотеке.
Экзамены и зачеты студенты вечернего отделения (как и все прочие) сдают во время сессий, которые проходят два раза в год.
Многие полагают, что бесплатное высшее образование можно получить только на дневном отделении. Это заблуждение: обучение на бюджете возможно на любой форме обучения, включая очно-заочную.
Бесплатных мест на вечернем отделении обычно меньше, чем на дневном, однако и проходной балл на бюджет на очно-заочное обучение ниже – все-таки в массе своей студенты стремятся к «классической» очной форме. Поэтому «вечерка» становится выходом для абитуриентов, которые не добрали баллов для прохода на дневную форму, но при этом не могут позволить себе учебу на контрактной основе.
Поскольку интенсивность занятий у «вечерников» ниже, чем у студентов очной формы обучения, программа каждого семестра у них чуть менее плотная. Соответственно, на освоение всего объема дисциплин уходит больше времени.
Поэтому на вечернем отделении обычно учатся чуть дольше. Если студенты-очники получают диплом бакалавра после 4 лет обучения в вузе, то у «вечерников» на это обычно уходит 5 лет. Иногда программа очно-заочного отделения рассчитана на 9 семестров (4.5 года). Защита дипломов в таких случаях происходит зимой.
Вечерняя форма обучения в советское время была введена как раз для того, чтобы люди имели возможность получать образование «без отрыва от производства». И совмещать учебу с работой на полную ставку можно вполне успешно, но при соблюдении ряда условий:
Студент очно-заочного отделения после работы сразу же отправляется на учебу, таким образом «рабочее-учебный» день, начавшись утром, заканчивается около 10 вечера – и так три дня в неделю. Кроме того, в выходные дни надо уделять время самостоятельной отработке материала, так что времени на отдых и восстановление сил остается очень мало.
При этом учеба на вечернем плохо «стыкуется» с ненормируемым рабочим днем, сменным графиком или работой в вечерние часы. Конечно, преподаватели «вечерников» обычно с пониманием относятся к проблемам работающим студентов и готовы «закрывать глаза» на опоздания или периодические пропуски. Но в то же время регулярное посещение занятий все-таки считается обязанностью студента, и большое количество пропусков может привести к проблемам в сессию.
Студентам очно-заочного отделения по закону должны предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи сессии, прохождения практики и подготовки и защиты дипломной работы. Если работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники повышали свой образовательный уровень – проблем не возникает. Но во многих случаях необходимость брать дополнительные отпуска становится жирным «минусом», снижающим ценность работника. Поэтому студенты-вечерники часто договариваются о том, что будут использовать во время сессии свой очередной отпуск. Или же сдают сессию «без отрыва от производства», отпрашиваясь с работы на несколько часов для сдачи экзамена или зачета.
Главные недостатки вечерней формы обучения очевидны: при совмещении полноценной работы с учебой «без халтуры» студенты очень устают и умственно, и физически. Отсутствие свободного времени, недосып – все это выматывает и ведет к пропускам, проблемам в учебе, недостатку времени на хобби и личную жизнь. При этом бурная студенческая жизнь – как «официальная», проходящая в рамках вуза, так и неформальная, проходят мимо студентов-вечерников: работа обычно не оставляет времени на вечеринки и непринужденное общение между собой.
Существенным минусом для юношей является и то, что очно-заочное обучение в вузе не дает право на отсрочку от армии.
Кроме того, иногородним студентам-вечерникам вуз обычно не предоставляет мест в общежитии, поэтому вопрос с жильем приходится решать самостоятельно.
Диплом о высшем образовании, полученном на очно-заочном отделении, котируется обычно несколько ниже – считается, что объем знаний у таких студентов меньше, чем у очников. Однако этот недостаток компенсируется тем, что большинство выпускников вечернего отделения к моменту окончания вуза уже успевают получить полноценный опыт работы по специальности. А специалист с опытом ценится на рынке труда значительно выше.
Часть студентов выбирает очно-заочное образование потому, что оно оказывается доступней дневной формы:
Для многих молодых людей вечернее обучение становится шагом к самостоятельности и независимости от родных. Студентов-очников обычно во время учебы содержат родители, и они продолжают считаться «детьми», в то время как совмещение работы с учебой дает возможность самому строить свою жизнь.
С точки зрения соотношения очного и заочного компонента вечернее обучение представляет собой хороший компромисс между дневной формой, когда студент проводит в университете все дни напролет и «заочкой», когда он по сути предоставлен самому себе:
Очевидный плюс вечернего обучения – возможность раннего старта карьеры. Даже на первых курсах студенты часто трудятся на начальных позициях в выбранном направлении, и имеют возможность расти профессионально параллельно с учебой. А, если отношения с работодателем строятся в рамках трудового законодательства, то «вечерник» может пользоваться обширным пакетом льгот:
При поступлении в учебное заведение абитуриенты сталкиваются с такими понятиями, как очная и заочная форма обучения. С ними все более или менее понятно. Но есть и третий вариант. И в связи с этим возникает вопрос: "Очно-заочная форма обучения - это как?" Давайте разберемся, что это такое и в чем ее отличие от первых двух вариантов.
Для того чтобы понять, что такое очная форма получения образования, необходимо вспомнить о происхождении термина. Очная - от слова «очи», что значит "глаза". Следовательно, этот вариант предполагает, что преподаватели и учащиеся будут регулярно встречаться и ежедневно, за исключением выходных, посещать учебное заведение.
Очная форма не обязательно предполагает обучение с утра. Ведь школьники тоже зачастую ходят в вторую и даже третью смену, но их вариант образовательного процесса все равно называется очным. Да и в вузах есть рабочие семестры, когда студенты днем проходят практику, а знания получают в вечернее время. Основной критерий очной формы - это все же регулярные встречи с преподавателем.
У очной формы обучения множество плюсов. Информация от учителей идет в полном объеме, постепенно, постоянно и небольшими порциями. Знания легче усваиваются и закрепляются многочисленными практическими и лабораторными работами. Минусов у этого варианта получения образования всего два: недостаток свободного времени, так как учеба «съедает» большую часть дня, и более высокая стоимость, если речь идет о платном отделении.
Заочный вариант - это антипод очной формы. Он означает, что студенты должны готовиться самостоятельно - по учебникам и методичкам. И лишь дважды или трижды в год собираться для проверки знаний и сдачи курсовых работ и экзаменов.
Если сравнивать с дневной формой обучения, то можно выделить следующую закономерность: при очном получении образования 80 % материала дает преподаватель, 20 % остается на самостоятельное изучение. При заочном цифры те же, но с точностью до наоборот.
Обычно на заочную форму обучения поступают уже зрелые сформировавшиеся люди с опытом работы, которые поняли, что двигаться вверх по карьерной лестнице без высшего образования проблематично. Они способны к самодисциплине и умеют распределять свое время так, чтобы его хватало на все - на работу, учебы и личное интересы.
Минусы заочного варианта очевидны: не все способны к самостоятельному изучению сложных вузовских дисциплин, нет возможности проконсультироваться с преподавателям в сложных вопросах, да и уровень полученных знаний заметно ниже, чем на очной форме.
Но есть и плюсы: больше личного времени и меньше стоимость обучения. Причем скидка может быть весьма и весьма существенной - от 20 до 50 %.
А очно-заочная форма обучения - это как? С первыми двумя мы разобрались. Осталось понять, что собой представляет третий вариант.
Иногда абитуриент попадает в сложную ситуацию. Он не может учиться по очной форме, например, ему не хватает денег для оплаты образования, или же у него имеется работа, или же он не прошел по баллам на нужную специальность и т. д. Но вместе с тем он и не хочет поступать на заочное отделение, так как оно во многом предназначено для уже сформировавшихся специалистов, которым нужно лишь отточить знания по своей профессии и получить диплом. Как в этом случае быть?
Нужно вспомнить, что есть и третий вариант - очно-заочная форма обучения. Это как промежуточный вариант между очной и заочной. То есть студенты и преподаватели встречаются регулярно, но в меньшем объеме, чем учащиеся дневных отделений, и преимущественно в вечернее время.
Ранее этот вариант получения образования назывался вечерним. И это неудивительно. Очно-заочное отделение позволяет совмещать работу и учебу, поэтому занятия проходят либо в выходные, либо вечером. Время и частоту посещения занятий устанавливает учебное заведение.
При очно-заочной форме дисциплины преподают блоками (так же как и при дневном), но в сниженном объеме, за счет нехватки учебных часов. После каждого блока следует экзамен или зачет.
В чем преимущества очно-заочной вечерней формы обучения? Их немного, но все они достаточно весомы:
У этого варианта есть и недостатки. Прежде всего это нехватка времени - из-за того, что приходится совмещать учебу, работу, а также личную жизнь. Второй минус - отсутствие любых льгот для студентов. То есть ни стипендий, ни бесплатных поездок в метро, ни места в общежитии. При этом учиться придется столько же, что и студентам очной формы.
Вариантов много. Практически любое учебное заведение страны предлагает студентам обучение по очно-заочной форме. Исключение составляют только специфические специальности, например, медицинского направления, так как они требуют обширной практики.
К примеру, по специальности «Стоматология» по очно-заочной форме обучения получить образование нельзя. Во всех вузах предлагается только дневное отделение со сроком обучения 5 лет. Однако таким образом можно получить дипломы в медицинской сфере по специальностям «Общественное здравоохранение», «Медико-профилактическое дело», «Фармация», но только если предварительно было получено средне-специальное медицинское образование.
Диплом по юриспруденции по очно-заочной форме обучения можно получить без проблем - достаточно только оплаты за учебу и своевременной сдачи экзаменов, так как эта специальность на вечернем отделении есть в большинстве профильных вузов.
Охотнее всего в вечернее время обучают различным гуманитарным наукам: студент может легко получить образование журналиста, искусствоведа, социолога или менеджера.
В МГУ по очно-заочной форме обучения можно получить образование в 28 различных областях. Это могут быть как двухмесячные курсы по повышению квалификации, например, по логотерапии или психологическому консультированию семьи, так и обучение в течение 5 лет с присвоением степени бакалавра на факультетах социологии, юриспруденции, экономики, вычислительной математики и кибернетики и т. д.